Куклы рязанской губернии доклад

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

преподаватель фольклорных дисциплин

Содержание:

2.Оснавная часть …………………………. ……………………..….4 Традиционный женский костюм …….……..…………4

▪ Особенности женского костюма…………..……. 6

• Женская плечевая одежда………………………10-11 Аксессуары ……………………………………….…….11

5. Список использованной литературы. Интернет источники… ..14

Традиционный костюм всегда был неотъемлемой частью народной культуры. В нем нашли отражение многовековые наблюдения человека, его мировозрение, опыт, стремление к красоте. Русский народный костюм традиционно разделяют на северный и южный. Каждая группа имеет свои характерные особенности. Отличия лучше всего прослеживаются в женском костюме, в составе его комплекса. Северным областям соответствует комплекс с сарафаном, южным – поневный комплекс. Считается также, что менее всего был подвержен изменениям и внешним влияниям северный костюм, а в формировании южного сказались влияния художественной культуры соседних регионов.

углублённо изучить женский народный костюм Рязанской области.

Задачи: изучить составляющую традиционного рязанского костюма, в том числе, особенности кроя, оформление, ткани и материалы.

Рис.3 -4 Рязанский костюм

Разнообразие в одежде Рязанского края обусловлено больше природными особенностями, сочетанием леса и степи.

Сказалось и бывшее когда-то пограничным положение территории, особое место в рязанском костюме занимает одежда однодворцев — потомков служилых людей.

Рязанский крестьянский костюм построен на сочетании красного и черного цветов. Белый цвет является подчиненным, а небольшое количество ярко-зеленого, желтого и голубого оживляет это строгое, как древний хорал, соединение земли и солнца в женском костюме.

Элементы женского костюма Рязанского края:

Рязанские рубахи по конструкции могли быть разными: с прямыми и косыми поликами, с квадратной ластовицей, с треугольной ластовицей. Ворот обычно присборен, но более ранние рубахи могли быть с обычным прямым воротом.

Простая рубаха на рязанской земле имела столько разновидностей, что их трудно даже учесть. Разновидности эти являются теми историческими вехами, которые раскрывают нам передвижение племен и народов, живших на рязанской земле в отдаленные времена, неизвестные нам события и приметы.

Наиболее важные места одежды (ворот, рукава, грудь, подол) украшались вышивкой.

геометрические мотивы служили прежде всего декоративным элементом костюма, хотя издавна не менее важна была и функция орнамента как оберега от злых сил. Важным было охранять и ноги человека — к ним прикасался подол рубашки. Поэтому и покрывали женщины вышивкой — оберегом ворот, рукава, подол рубашки.

Первоначально, в глубокие-глубокие времена, рисунки вышивки или тканья имели прямой магический смысл. Но шло время, отрывала людей от старых верований новая жизнь.

Основной цвет костюма девушки на выданье — белый , рубашка были сшиты из шерстяного и льняного домотканого полотна. Наряд обычно дополняли шейные и нагрудные украшения.

Народный костюм – летопись жизни наших предков. Вдумчивое отношение к прошлому, знание старины делают нас наиболее справедливыми к оценке настоящего. Изучение культурного наследия Родины, края, города, села раскрывает перед нами богатство сегодняшней жизни, делает сознательными приемниками эстафеты трудовой и боевой славы отцов и дедов. Наши предки оставили в

наследство самобытную, яркую культур.

платья атласными лентами, тесьмой, бисером, кружевами. Покрой ее был довольно сложный. Небольшой воротник также застегивался сбоку. Длинный рукав, широкий до локтя, иногда суживался к кисти. Кофту украшали кружева, которые

Основные составляющие элементы костюма

длинная рубаха – главная составляющая гардероба; сарафан – с образным вырезом и красивой вышивкой; душегрея – надевалась на праздники платок головной убор – на жёсткой основе типа кокошника кожаная обувь

К традиционным относится и рубаха, состоящая из двух частей. Верхняя часть называлась “рукава”, а нижняя - стан, становина, станина/прямые полотнища, иногда с клиньями/. Региональные различия можно проследить даже в названиях, такие рубахи назывались еще ворот, воротушка, /мышница/.

Покрой верхней части рубах имел отличия: рубахи с цельными рукавами, пришитыми по утку ткани; с прямыми голиками, пришитыми по утку; с большим прямоугольным клином между рукавами полотнищем рубахи; с рукавами, пришитыми по основе ткани; позднее – рубахи на кокетке.

Простая рубаха на рязанской земле имела столько разновидностей, что их трудно даже учесть. Разновидности эти являются теми историческими вехами, которые раскрывают нам передвижение племен и народов, живших на рязанской земле в отдаленные времена, неизвестные нам события и приметы.

Орнаментальные геометрические мотивы служили прежде всего декоративным элементом костюма, хотя издавна не менее важна была и функция орнамента как оберега от злых сил.

Важным было охранять и ноги человека—к ним прикасался подол рубашки. Поэтому и покрывали женщины вышивкой — оберегом ворот, рукава, подол рубашки.

Основной цвет костюма девушки на выданье — белый, шушка и рубашка были сшиты из шерстяного и льняного домотканого полотна.Наряд обычно дополняли шейные и нагрудные украшения из бисера «чопки

Шушка сохранила архаичный туникообразный крой: центральное полотнище плотного шерстяного домотканого полотна

бело-серого цвета перекинуто спереди назад; в месте сгиба прорезана горловина v-образной формы; по бокам пришиты более короткие полотнища и в верхней части — небольшие рукава.

Шушка сохранила архаичный туникообразный крой: центральное полотнище плотного шерстяного домотканого полотна бело-серого цвета перекинуто спереди назад; в месте сгиба прорезана горловина v-образной формы; по бокам пришиты более короткие полотнища и в верхней части — небольшие рукава.

Под рукавами вшиты маленькие ромбовидные ластовицы. Горловина, края рукавов и подол украшены шерстяной обшивкой.

К шушке полагался шерстяной пояс, украшенный на концах тремя поперечно расположенными полосами ромбовидного узора. Пояс завершался короткими кистями.

Древнерусские рубахи были прямого покроя туникообразной формы и кроились из перегнутого пополам полотнища. Рукава делались узкими и длинными. У переселенцев-старообрядцев Алтайского края использовался более поздний вариант рубахи - поликовая (перед и спинка рубахи

соединяются при помощи вставок из ткани - поликов).

Голова данковских женщин была увенчана так называемым

Время почти не сохранило этих костюмов, и только однажды в краеведческом музее Рязани случайно удалось обнаружить вырезку из какогото старого журнала — это была нечеткая фотография двух женщин, жительниц одной пригородной слободы Данкова в таких костюмах.

Интересен более поздний вариант данковского однодворческого костюма, но без дымки, хотя и с тюлевыми рукавами.

Здесь сарафан уже заменен великолепной красочной юбкой из домотканой материи, на которой вытканы фантастические цветы вместе с продольными полосами орнамента.

Аксессуары

Пояс

На плетеных поясах, как и вязаных, узор более прост и составляется из простого переплетения разноцветных нитей. Художественный эффект в них достигается благодаря избранным цветовым сочетаниям, цвета подбирали яркие. Наиболее распространенным цветом является сочетание всех оттенков красного и зеленого цветов по белой основе, с добавлением в кромку синей полосы. Иногда зеленый цвет заменяли, синим, что встречается редко, и еще реже – черным, красный заменялся на малиновый, что тоже встречается часто. Все пояса завершались кистями. Кисти могли быть одноярусные, просто одна кисть на конце, двух- и Рис.17

трехъярусные, когда над первой кистью делалось еще несколько. Также встречались кисти с двумя концами, т.е. из кисти на основном поясе идут уже два “хвостика”, которые тоже заканчивались кистями. Второй конец пришивался отдельно. Иногда вместо кисти делалась гроздь из мелких помпонов-шариков, которые и составляли кисть, делались они преимущественно на тканых поясах, но встречались довольно редко. Праздничные пояса украшались золотым шитьем, стеклярусом, прибасками, королечками.

Головной убор

Все разнообразие и принципы головных уборов русского народного костюма нашли свое отражение и в головных уборах, которые являются одним из самых важных и обязательных элементов женского костюма. Головной убор, как и повсеместно, отражает социально-возрастной статус

экономической состоятельности ее семьи. Особенностью всех девичьих головных уборов является открытая макушка. По головному убору, его оформлению можно было определить, из какого уезда, а иногда и волости родом женщина. Наиболее дорогие и нарядные женщины н осили в первые годы замужества, до рождения первого ребенка.

Уборы пожилых женщин были самыми скромными. Праздничные уборы в

большинстве мест, особенно у девушек и молодых женщин,

украшали золотым шитьем, речным жемчугом и бисером, галуном и перламутровыми плашками, блестками, цветными камнями, бахромой.

Шили из дорогих шелковых и парчовых тканей, из штофа, бархата. Будничные – из различных хлопчатобумажных

кумач, сатин, ситец, миткаль. Головные уборы были как на твердой основе картона/, так и мягкими.

Головной убор составлял единое целое со всем комплексом одежды, поэтому определенные уборы носили в соответствующие дни и с соответствующей одеждой праздничные уборы носили по самым большим праздникам, обрядовые – с обрядовой одеждой. Повседневно носили простенькие уборы.

В будничные и выходные дни девушки носили ситцевые, шелковые и шерстяные платки,

которые повязывали под подбородком или же сзади шее.

К девичьим уборам относятся различного вида повязки, на твердой основе и мягкие/сложенные в виде обруча шелковые косынки или палатки.

Заключение

Изучив составляющие Рязанского народного костюма, я пришла к следующим выводам: со временем традиционная одежда была вынесена из быта и почти полностью утрачена. В настоящее время, по многим сохранившимся старинным образцам.

некоторые элементы кроя и отделки женского костюма нашли своё отражение в современной одежде с начала XX века

модельеры постоянно обращаются к народному искусству, как к источнику.

В целом можно сказать, что при рассмотрении данной темы мне удалось доказать, что костюм представляет собой одно из самых устойчивых явлений традиционной культуры, а потому служит необходимым атрибутом при изучении истории народа, его обрядов и обычаев.

Список использованной литературы:

1) Т. М. Панкова. - Рязанский традиционный костюм – Рязань, 1992


Кукла в летнем костюме Рязанской губернии - в клетчатой понёве, с белым фартуком (понизу обшит кружевом), светлый с красной отделкой головной убор, коралловые бусы, рукава рубахи белые с красным орнаментом, есть манжеты с узором.

Куклы в России выходит 6 сентября 2012.

У куклы головной убор интересной конструкции, серебристый, сзади на поясе - широкие красные ленты. Подол юбки украшен (к счастью, это не прорезиненный рисунок, а нашитая лента).

Подробные фото куклы (в том числе детали крупным планом) смотрите под статьёй в галерее.

Фото куклы (исходный вариант - без доделок), и первых 17 номеров коллекции вместе:




У моей куколки фартук-занавеска пришит кривовато.

Со спинки: красивые ленты на поясе.

Первые 17 кукол коллекции Куклы в народных костюмах вместе.

Куклы в народных костюмах номер 17


Куклы в народных костюмах 17 - АНОНС.

Кукла в летнем костюме Рязанской губернии












обещанные картинки (в галерее под статьёй). всё такое яркое и красивое и что-то ни у кого нет белого фартука. нашу куклу ждут доделки))


Cкан журнала. (Полностью смотрите не в комментариях, а в галерее под статьёй)!

Куклы в народных костюмах 17

Кукла в летнем костюме Рязанской губернии























АНОНС 18 номера.

Куклы в народных костюмах


АНОНС - Куклы в народных костюмах 18.


АНОНС - Куклы в народных костюмах 18.


Куклы в народных костюмах
Кукла № 17
Летний костюм
Рязанской губернии


Куклы в народных костюмах
Кукла № 17
Летний костюм
Рязанской губернии


Куклы в народных костюмах
Кукла № 17
Летний костюм
Рязанской губернии


Моя Дуня. Вся в работе и домашних хлопотах.


С подружкой Марфуткой.


Скопинский народный костюм.

Другие картинки смотрите в галерее под статьёй.



А это - девичий. Красота!


Народный костюм Сапожковского уезда


А это рязанский мужской костюм, может кому и пригодится.


И еще, напоследок, тоже - рязанский.


А это - фотография костюмов разных центров Рязанского региона. И ни у кого нет ленты под подбородком.


17 кукол вместе.


17 номер журнала и кукла в коробочке.


Стоит моя куклёшка не очень уверенно, и головку норовит набок склонить. :-)


Интересно было, как занавеска приделана - оказывается вот так. Юбка с поясом, а фартук крепится выше.


Красные сапожки, лента по подолу юбки.


Куклы в народных костюмах 17 - очень милая рязаночка.

Кукла в летнем костюме Рязанской губернии


В компании подруг. Серия ДеАгостини Куклы в народных костюмах.


А вот две куклы, в костюмах которых используется одна и та же клетчатая ткань. Оттого они и кажутся похожими, хотя всё же они довольно сильно отличаются.


Две похожие куколки.


Головной убор крупным планом - вид спереди. Серебристая лента, на фото может получаться и белой, и чёрной - в зависимости от того, как отсвечивает.


Головной убор крупным планом - вид сзади.


Стык рубахи сзади.


Концы лент пояса.


По подолу нашита полосатая тканевая лента.







Рязаночку купила. даже две, но пока только искала отличия))


бусы надо перебрать)




Дольше всех остальных делала Рязанку. Намучилась с бисером и рогатой кичкой. По несколько раз переделывала и до сих пор не уверена, что результат окончательный и такой, как надо.



Рязаночки у всех разные, И это правильно. Люди-то тоже жили разные, и одевались по-разному. И я свою сочинила)

Авторская кукла Дарёнка в девичьем наряде Скопинского уезда Рязанской губернии, фото № 1

Я задумала создать свой проект - "авторская кукла девичьем наряде Скопинского уезда Рязанской губернии". Постаралась создать наряд "по мотивам", так как в точности его просто невозможно воссоздать - нет таких тканей и оборудования (ткацкого станка), на которых создавалась эта красота.Вкратце постараюсь вам рассказать о своей работе.

Авторская кукла Дарёнка в девичьем наряде Скопинского уезда Рязанской губернии, фото № 2

Авторская кукла Дарёнка в девичьем наряде Скопинского уезда Рязанской губернии, фото № 3

Начинаю наряжать куклу - сшила рубаху, сверху - шушу из льняного полотна, по краям обработала косой бейкой, чтобы не осыпался материал, и чтобы приблизить к историческому варианту. А вариантов в музейных экспонатах и на фотографиях из интернета более, чем достаточно. Вот ещё один вариант из "Презентации по изобразительному искусству" , взято с сайта "Инфоурок".

Авторская кукла Дарёнка в девичьем наряде Скопинского уезда Рязанской губернии, фото № 4

Авторская кукла Дарёнка в девичьем наряде Скопинского уезда Рязанской губернии, фото № 5

Нагрудное украшение из кусочка красного кружева, искусственного жемчуга и бисера - мой вариант, а также пояс - упрощённый вариант девичьего пояса - просто привязала кисти к уже имеющемуся поясу из чёрного кружева. Налобная девичья повязка - вязаная тесьмя, украшенная паетками и бусинами, по краям пришила узкие ленточки, подходящие по цвету. Потом к налобной повязке прикрепила пушки - помпоны, уже готовые, которые крепятся на нитях с мелким бисером.

Причёску кукле сделала очень простую - из льняного волокна и заплела в косу. На Руси, не только в Рязанской губернии было принято украшать косу-девичью красу накосником. Вот я и сделала для куклы подобие накосника, привязала к косе красным бантом, мне думается, получилось неплохо.

Кукла сфотографирована на фоне картона, извините, что нечёткая фотография получилась, так как уже витали мечты о создания избы для куклы в народном стиле.

Авторская кукла Дарёнка в девичьем наряде Скопинского уезда Рязанской губернии, фото № 6

Мечты мы сами воплощаем в жизнь, постепенно, не всё сразу.

Авторская кукла Дарёнка в девичьем наряде Скопинского уезда Рязанской губернии, фото № 7

Авторская кукла Дарёнка в девичьем наряде Скопинского уезда Рязанской губернии, фото № 8

Можно было бы создать полноценный мастер класс с размерами, поэтапными подробными описаниями, но я думаю, что это не проблема, так как мастер на нашем сайте может сотворить это нехитрое устройство, если очень захочет. Просто показываю этапы своей работы (когда не забывала фотографировать). строила из обычного картона, в котором пересылают посылки (для лёгкости) и укрепляла переплётным картоном (для прочности), получился трёхстенный румбокс. В окошки вставила прозрачную ПВХ плёнку с двух сторон (изнутри и снаружи), украсила окошки ситцевыми занавесочками. В красном углу - "икона" с рушником. Вдоль стены - от угла, до печки - лавка для сидения. Печь я сделала из картона, получилась приближённая иммитация русской печи. Отверстие в печи - настоящее. куда помещается мини- чугунок.

Авторская кукла Дарёнка в девичьем наряде Скопинского уезда Рязанской губернии, фото № 9

В итоге получился такой трёхстенный румбокс, как сейчас называют эти комнаты-недостроенные домики.

Сваляла из шерсти котика, он - первый житель избушки, греется на лежанке. Деревянные ложку и чугунок раскрасила под настоящие. Рядом с печью - ухват для чугунка и метла. Ухват удобный, рассчитан для возможности помещения чугунка в печь и обратно.

Авторская кукла Дарёнка в девичьем наряде Скопинского уезда Рязанской губернии, фото № 10

Сделала стол деревенский из картона, покрыла его скатертью из льняной вуали, и посадила за стол куклу. Так как руки, ноги и тело куклы на каркасе из стальной проволоки, то положение их легко можно изменить по Вашему желанию. Вот кукла сидит за столом, на котором все три тома "Сказок Рязанского края", которые недавно вышли в издательстве:

Авторская кукла Дарёнка в девичьем наряде Скопинского уезда Рязанской губернии, фото № 11

Об этом я и вам сообщаю, дорогие гости, дочитавшие моё повествование до конца!

Спасибо вам большое за внимание! Желаю всем крепкого здоровья, сильного иммунитета, исполнения всех ваших творческих задумок, успеха, удачи, любви и счастья.

ВложениеРазмер
munitsipalnoe_avtonomnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx 211.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Народные промыслы Рязанской области: от истоков до современных дней.

Информационно-исследовательский проект по географии.

ученицы 8Г класса

Моряхина Маргарита, Манакина Виктория

Фоломеева Ирина Николаевна

1. Введение стр. 2

2. Основная часть.

2.1. Причины возникновения и появления промыслов в Рязанской области стр. 3-4

2.2. История развития народных промыслов и их современное состояние стр.4-8

3. Заключение стр.11

4. Список использованной литературы стр. 12

5. Приложения стр. 13

Актуальность темы. Народные промыслы – неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощён многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращённый в будущее, сохранены глубокие традиции, отражающие самобытность культур. Необходимость сохранения и развития современной народной культуры осознается людьми во всех странах мира.

В условиях глобализации, когда стираются различия между странами, народные художественные промыслы (НХП), в силу своей индивидуальности и самобытности становятся объектом пристального внимания не только на уровне отдельно взятого государства, но проявляется в деятельности международных организаций, взявших достижения народного творчества под свою защиту. К примеру, их материальная и духовная ценность отмечена организацией ЮНЕСКО, которая внесла творческие достижения многих народов мира в список нематериального культурного наследия.

Постановка и формулировка проблемы. На сегодняшний день существует проблема недостаточной информационной компетентности молодого поколения в вопросах не только культурной, эстетической значимости народных промыслов, но и экономической значимости для туристско-рекреационной сферы хозяйства.

Цель работы: привлечь внимание учащихся к проблеме сохранения и популяризации народных промыслов Рязанской области.

1) Выявить причины зарождения народных промыслов Рязанской области;

2) Познакомиться с историей развития народных промыслов и их современным состоянием;

3) Составить карту народных промыслов Рязанской области.

4) Создать презентацию собранного материала.

Объект исследования: народные промыслы Рязанской области.

Методы исследования: картографический, аналитический.

Практическая значимость работы: работу можно использовать на уроках географии, истории, а также при проведении внеклассных мероприятий, посвящённых родному краю.

2.1. Причины возникновения и появления промыслов в Рязанской области.

Прежде чем перейти к рассмотрению и характеристике особенностей самих промыслов, необходимо определиться с формулировкой понятий, которые мы применяем, анализируя собранный материал. Так, обращаясь к определению, которое использует Федеральный закон от 06.01.1999 N 7-ФЗ (ред. от 23.07.2008) "О народных художественных промыслах", мы выделяем следующие значения: ". народный художественный промысел - одна из форм народного творчества, деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определённой местности в процессе творческого ручного и (или) механизированного труда мастеров народных художественных промыслов;. "

Художественные промыслы являются одновременно и областью народного творчества, и отраслью промышленности, которую необходимо развивать. В своей работе мы познакомились с наиболее известными и значимыми промыслами Рязанской области.

Используя картографический метод, мы соотнесли центры зарождения народных промыслов с их географией. В результате нами созданы иллюстрации, включающие отражение географического места зарождения и развития промыслов и изображения продуктов народного декоративно-прикладного искусства. Карты помещены в Приложение (1) к нашей работе.

Происхождение промыслов различно. Одни берут своё начало в крестьянском бытовом искусстве, связанном с натуральным хозяйством и изготовлением как повседневных, так и праздничных

предметов (например, узорное ткачество, вышивка). Другие промыслы происходят от деревенских ремёсел (гончарный промысел, плотничество), которые, постепенно распространяясь, охватывали целые районы. [1].

Промыслы возникали и развивались, как правило, вблизи природных источников сырья, определялись сырьевыми ресурсами. Так, художественная обработка дерева зарождалась в лесных районах, гончарное производство — в районах залежей глин. Производство металлических изделий возникало рядом с месторождениями руд черных и цветных металлов. Обработка камня — одно из традиционных занятий жителей горных районов. В районах развития овцеводства и разведения верблюдов (полупустыни) зародилось ковроткачество, которое в некоторых местах (Дагестан, Башкирия) перешло на промышленную основу. Обработка меха связана с домашними ремеслами, издавна бытовавшими в суровых климатических условиях Севера и Дальнего Востока. Изготовление кожаных изделий распространено среди народов, населяющих лесостепную, степную зоны. [2].

При анализе собранного материала мы установили несколько основных групп сырья:

1.сырье растительного происхождения (древесина, береста, лыко, корни растений, солома, лоза);

2.сырье животного происхождения (кожа, шкуры, кости, рога, шерсть, пух);

3.натуральное минеральное сырье (глина, гипс, поделочные камни);

4.переработанное минеральное сырье (сплавы металлов, фарфор, фаянс, стекло, хрусталь).

В Рязанской области население в основном использовало сырье растительное и натуральное минеральное сырье.

Полученная классификация сырья помогла нам выделить основные группы народных промыслов Рязанской области:

  1. Художественная обработка дерева и других растительных материалов
  2. Производство художественной керамики
  3. Художественное ручное кружево
  4. Художественное ручное ткачество
  5. Художественная обработка металла

А также определить географию размещения народных промыслов по районам Рязанской области:

1. Кадомский район - кадомский вениз;

2. Касимовский район – касимовская хохлома;

3. Михайлов и Михайловский район – кружево;

4. Ряжск и Ряжский район - кружево, ткачество;

5. Рязань и Рязанский район - кружево, вышивка, художественная ковка;

6. Скопин и Скопинский район – скопинская керамика;

7. Сапожок и Сапожковский район, Касимовский район, Рыбновский район - глиняная игрушка;

8. Шилово и Шиловский район – шиловское лозоплетение.

2.2. История развития народных промыслов и их современное состояние.

Красота и самобытность русского народного искусства Рязанской области наиболее полно проявляется в уникальных произведениях народно-художественных промыслов. Мастера и художники скопинской керамики, михайловского кружева, кадомского вениза, шиловской лозы, создавая великолепные предметы прикладного искусства, восстанавливают древние традиции рязанских промыслов.

Единственное в России цветное кружево издавна плетут в старинном городе Михайлове. Техника Михайловского кружевоплетения уникальна и не имеет аналогов. Из белых и цветных нитей мулине мастерицы с помощью деревянных палочек – коклюшек – создают узоры, радующие глаз красочностью орнамента и богатством фактуры.

Во второй половине XIX века михайловским кружевом торговали как в самой России, так и за границей. Данное кружево так же было распространено и в народном костюме разных местностей. Яркое и плотное, оно хорошо дополняло одежду из грубого полотна и тяжёлых тканей, а так же сочеталось с яркими узорами вышивок и ткани.

К 1880 году в городе Михайлове и окрестностях работало около двух тысяч кружевниц, в 1896 году их было более трёх тысяч, а перед первой мировой войной — десять тысяч.

Первая мировая война 1914 года, а затем и гражданская война оказали губительное воздействие на развитие народных промыслов, так как экспорт кружевных изделий за границу прекратился, спрос упал и в самой России. И только во второй половине 20-ых годов 20 века начинается возрождение кружевоплетения и тесно связанной с ним художественной вышивки.

После Отечественной войны оказалось, что кружевной промысел в городе Михайлове исчез и секреты его забыты. Многие мастерицы долгие годы восстанавливали лучшие образцы этого кружева, разрабатывали новые.

Яркое плотное кружево часто сочетают с вышивкой и ткачеством. Для современного Михайловского кружева характерны более сложные по сравнению со старинным кружевом орнаменты, а так же новые цвета – жёлтый, зелёный, чёрный. Появились и изображения человеческих фигур. Михайловскими кружевами украшают полотенца, скатерти, салфетки, одежду. [4]

Ассортимент фабрики насчитывает свыше 100 наименований и регулярно обновляется, а также изделия выполняются на заказ по индивидуальным эскизам. Время вышивки изделий, в зависимости от сложности, составляет от 5 рабочих дней до 16 месяцев. [5]

Особый расцвет кружевной промысел в Кадоме получил в конце 19-го века по инициативе местной помещицы М.А.Новосильцевой. В своем имении Муханово, расположенном недалеко от Кадома, она организовала пункт по приему кружевных изделий от крестьянок соседних селений. Возникновение же шитых иглой кружев и вышивки венецианским швом местное предание связывает с совершенно случайным обстоятельством: зайдя однажды к одной кадомчанке в дом, Новосильцева увидела накомодник и полотенце с узорным швом. На вопрос госпожи хозяйка ответила, что сама вышивала, что мать, сестра и она переняли мастерство от бабушки. Мастерицы были приглашены в имение Новосильцевых, в доме которых крестьянские девочки обучались мастерству кружевоплетения. Так возникла кадомская игольная вышивка, принесшая славу древнему городу.

Скопинский гончарный художественный промысел – традиционный центр народного искусства на Рязанской земле. Своим возникновением промысел обязан глине, залегающей в больших количествах в окрестностях города Скопина. Вообще же глиняную посуду в этих местах производили еще до появления города. Первые письменные источники, сообщающие о наличии в Скопине гончарного промысла, относятся к XVII веку. Возникнув в 1640 году, промысел развивался, производя гончарную посуду для крестьянского быта, печные трубы, кирпич, черепицу. Но во второй половине XX века в Скопине появилась отрасль, прославившая его далеко за пределами, - производство глазурованных фигурных сосудов и подсвечников, многоярусных, украшенных сложной лепниной, выполненных в виде диковинного зверя или с фигурами птиц, рыб и животных. Скопинский промысел всегда отличался широким ассортиментом изделий, буйством фантазии, оригинальными конструкциями сосудов, подсвечников, скульптур. Для украшения применялись традиционные орнаменты, а сверху предмет поливали глазурью по засекреченному рецепту.

Гончарные изделия делают одним из следующих способов: на гончарном круге; литьем; прессованием. Сделав заготовку, мастер ее сушит. Если оставить предмет на свежем воздухе, он затвердеет через несколько часов. Чтобы убыстрить процесс, следует поставить вещь в теплое сухое помещение. Для этого на фабрике есть специальная комната с оптимальными климатическими условиями.

С началом Первой мировой войны гончарное производство почти прекратило своё существование, так как многие мастера были призваны в армию. Возрождение промысла стало возможным после окончания Великой Отечественной войны, при условии тщательного изучения и пристального внимания к его проблемам. Во второй половине 1990-х годов происходит подъём творческого потенциала промысла.

Сегодня в Скопине сложилась творческая атмосфера, способствующая росту новых талантов. Работает много молодых гончаров, для которых характерны поиски и эксперименты. Свежие идеи, попытки придать керамике новые акценты, одновременно с серьёзным отношением к традиции, придают уверенности дальнейшему творческому развитию промысла. Ассортимент изделий, выпускающихся на скопинском промысле, как и в прежние времена, разнообразен. По-прежнему самые интересные, по-настоящему уникальные произведения – квасники, кумганы, подсвечники, скульптуры, оправы для каминных часов – делаются авторами вручную на гончарной основе.

Произведения скопинцев украшают собрания более 50 музеев России, стран ближнего и дальнего зарубежья. На базе промысла каждые два года проходят международные фестивали гончаров. В 2007 г. в городе Скопине открылся Всероссийский музей гончарного искусства.

Изготовление бытовых предметов из природного материала методом плетения – неотъемлемый элемент традиционной культуры крестьян Шиловского района. Наряду с плетением из луба и бересты в крестьянском быту широко применялись плетение из ивового прута и лозы ежевики.

Произведения народного искусства помогают совершенно по-новому взглянуть на привычные вещи и явления и понять красоту окружающего мира. Их назначение состоит, прежде всего, в эстетическом и нравственном воздействии на человека. [3]

2.3. О перспективах развития народных промыслов и ремёсел в Рязанской области как ресурса развития туризма

Благодаря государственной заинтересованности в поддержании возрождения и дальнейшем развития НХП Министерством культуры РФ в 2013 г. был предложен проект Стратегии развития туризма в РФ на период до 2020 г. в котором одной из предпосылок его развития является разработка системы мер по развитию традиционных ремёсел и промыслов народов России. Это позволяет рассматривать возможность более широкого использования НХП и мест их традиционного бытования в качестве туристских достопримечательностей при организации и проведении этнографических туров [10].

Отрадно, что осознавая значимость народного творчества, в Рязанской области успешно ведется возрождение народных промыслов. Важным этапом в сохранении и развитии народного искусства

Рязанской области стало создание Скопинского Центра народных художественных промыслов и ремесел. Он создан для поддержки и развития малого и среднего предпринимательства. Центр – это хорошо оборудованная площадка для реализации способностей мастеров и возможности всем желающим увидеть, как создаются произведения народного искусства. Создание Центра народных художественных промыслов и ремёсел позволило не только объединить опытных и начинающих мастеров города, области, России и зарубежья, стало творческой лабораторией для представителей различных видов народного искусства, но и повысило туристическую привлекательность Рязанского региона в целом и города Скопина в частности.

Популяризации народных промыслов, их узнаваемости способствуют выставки и фестивали, где туристы могут познакомиться с уникальным наследием Рязанской земли. Эти события широко освещаются СМИ и привлекают тысячи посетителей, проявляющих интерес к народному творчеству. В нашей области проводятся:

Время и место проведения: 16-18 августа 2019 г. (1 раз в 2 года), г. Рязань

В 2019 году Фестиваль пройдет в Рязани. Ранее он проходил в селе Истье Старожиловского района, где еще в XII — XIII веках находилось древнерусское поселение, жители которого занимались производством железа для столицы Рязанского княжества. На территории поселения сохранилась домна – единственный уцелевший образец плавильной печи XVIII века в Восточной Европе.

Время и место проведения: 14-18 августа 2019 (1 раз в 3 года), г. Скопин Рязанской области

В этом году в Скопине — столице гончарного промысла России, с 14 по 19 августа пройдёт Шестой Международный фестиваль гончаров. Это масштабное событие соберёт более 300 лучших гончаров из разных регионов России и зарубежья.

Гостей Фестиваля ожидает много интересного:

Время и место проведения: сентябрь 2020года (раз в 2 года), р.п. Шилово, Рязанская область

В Шилово, в одном из признанных центров лозоплетения, соберутся истинные мастера плетения, чтобы продемонстрировать лучшие образцы изделий, поделиться тонкостями своего мастерства. Организаторы фестиваля отмечают, что каждый посетитель сможет попробовать свои силы в изготовлении собственного оберега-сувенира из лозы.

Широкому охвату территорий народных промыслов способствуют разрабатываемые туристские проекты, направленные на знакомство с бытом и традициями народов:

  1. Туристский маршрут №3: г. Рязань — г. Скопин — г. Михайлов

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ТУРОПЕРАТОРОВ ПО ДАННОМУ МАРШРУТУ:

  1. Туристский маршрут №5: г. Рязань — Шиловский район — Шацкий район

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ТУРОПЕРАТОРОВ ПО ДАННОМУ МАРШРУТУ:

2.Кадом – капелька России(2 дня /1 ночь).

9 февраля 2019 г. в регионе прошёл впервые Единый День народных промыслов и ремёсел. Проект реализован с целью сохранения, поддержки и популяризации народного творчества как важной части национального достояния.

Мероприятия, посвящённые Единому Дню народных промыслов и ремёсел, одновременно прошли в 29 муниципальных образованиях Рязанской области. Состоялись выставки, ярмарки, конкурсы, мастер-классы, концерты, были организованы выступления краеведов, театрализованные программы, документальные и художественные кинопоказы об истории рязанских народных художественных промыслов и ремёсел.

Нам кажется, что подобный подход к продвижению НХП в дальнейшем, будет способствовать повышению общего культурного уровня и эстетического воспитания населения, поможет сохранить народное наследие. Как следствие, это ещё больше усилит интеграцию с сферу туризма и положительно скажется на развитии этнографического туризма в Рязанскую область.

Несмотря на заинтересованность государства в поддержании возрождения и развития НХП, разработку законодательной базы на федеральном и региональном уровнях следует признать, что отрасли НХП сталкиваются с рядом серьезных проблем. Одна из них - процесс формирования подлинного интереса к народному творчеству и культуры его восприятия. Для современной молодежи изделия народных промыслов это не привычный атрибут среды, скорее нечто архаичное. Поэтому в числе приоритетов – внедрение образовательных программ для детей дошкольного и школьного возраста. [10]

Мы считаем, что наша работа помогает в решении данной проблемы и реализуя данный проект мы участвуем в популяризации народных художественных промыслов Рязанской области.

Согласно поставленным задачам по реализации проекта была проведена следующая работа и сделаны выводы:

1. При исследовании собранного материала была разработана единая структура характеристики и классификации народных промыслов, результаты представлены в виде таблиц в приложении;

2. Реализуя одну из поставленных задач, была собрана, проанализирована информация по истории происхождения и современном состоянии промыслов Рязанской области.

Считаем поставленную цель достигнутой, выводы, сделанные нами по проблеме, проверяемыми и конечными. Своим проектом мы не претендуем на полноту исследования освещенного нами тематического аспекта и считаем актуальным продолжить работу по расширению характеризуемых единиц более локально. Дальнейшую работу по реализации проекта мы видим в создании маршрутных туристических листов и серией виртуальных экскурсий с освещением основных промысловых центров Рязанской области.

Читайте также: