Статус судьи в рф доклад

Обновлено: 13.05.2024

Аннотация. В данной статье речь пойдет о правовом положении судей в России. Нами будут рассмотрены особенности статуса судей и их место в системе органов государственной власти РФ. За основу взяты нормы действующего российского законодательства, а также затронуты некоторые международные нормативные документы, где отражен правовой статус судей судов различных инстанций.

Актуальность рассматриваемой темы обусловлена прежде всего, тем, что в российском государственном устройстве существуют три самостоятельные и независимые ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Последняя из названных является наиболее самостоятельной и независимой, что дает возможность беспристрастного и объективного рассмотрения различных споров, возникающих между субъектами правоотношений. Пожалуй, во все времена к судьям было особое отношение, связанное с их общественным и правовым положением.

Нельзя недооценивать также значение норм международного права в вопросах регулирования правового статуса судьи. Наиболее значимыми документами здесь будут являться Европейская хартия о статусе судей 1998 г., а также Основные принципы независимости судебных органов 1985 г.


Проведя детальный анализ положений действующего законодательства, мы выделили некоторые элементы правого статуса судьи.

Перечислим элементы правового статуса:

1. Являясь носителями судебной власти, судьи являются публичными субъектами, которые наделены правом осуществлять властные полномочия.

2. Единство статуса судей. Это означает то, что все судьи равны внутри судейского сообщества, закон гарантирует равную защиту принадлежащих им прав, но также на них возложены одинаковые обязанности и ограничения.

3. Присвоение судьям квалификационных классов. На сегодняшний день установлены следующие классы: высший, первый, второй, третий, четвертый, пятый. Судьи Конституционного Суда РФ имеют высший квалификационный класс.

4. Наличие особых требований к судье и специальных ограничений, связанных с его статусом.

а) обязанность по неукоснительному соблюдению судьей Конституции РФ и иных законов; также судья обязан руководствоваться принципами и правилами поведения Кодекса судейской этики, общепринятыми нормами морали и нравственности, неукоснительно следуя присяге судьи;

б) судья не имеет права на:

  • замещение иных государственных должностей, должностей государственной или муниципальной службы, а также быть третейским судьей или арбитром [2];
  • занятия предпринимательской и иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если это не препятствует исполнению обязанностей судьи.
  • прекращение исполнения трудовых обязанностей в целях урегулирования трудового спора.

5. Независимость судей: они в своей деятельности подчиняются только Конституции РФ и федеральным законам.

6. Неподотчетность судей. Уголовно наказуемым является вмешательство в деятельность судей с целью воспрепятствовать осуществлению правосудия влечет уголовную ответственность (ч. 1 и 3 ст. 294 УК РФ).

7. Обязательность исполнения требований и распоряжений судей любыми субъектами, к которым они обращены, на всей территории РФ.

8. Несменяемость судей, означающая, что судье не могут назначаться (избираться) на другую должность или переводиться в другой суд без их согласия.

9. Неограниченный срок полномочий федеральных судей. Однако не стоит забывать, что они могут приостанавливаться или прекращаться по основаниям, указанным в законе.

10. Максимальный возраст, допускающий пребывание в должности судьи — 70 лет, в случае, если иное не установлено федеральным конституционным законом.

11. Неприкосновенность судей, которая тесно связана с особым порядком привлечения их к уголовной и административной ответственности, процессуальным порядком заключения под стражу, осуществления оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий.

12. В случае, если судьей совершен дисциплинарный проступок, то ответственность за его совершение наступает в виде предупреждения или досрочного прекращения полномочий. Но и здесь существуют свои особенности привлечения к ответственности: дело в том, что обычный порядок здесь не действует: принимать решения о наложении на судью дисциплинарного взыскания может только соответствующая квалификационная коллегия судей, а в случае совершения дисциплинарного проступка судьей Конституционного Суда РФ – только Конституционный Суд РФ. Обжаловать такое решение возможно в специальный орган –Дисциплинарное судебное присутствие.

Для того, чтобы лучше понимать, за какое именно действия судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, целесообразно здесь раскрыть понятие дисциплинарного проступка. Таким проступком со стороны судьи будет считаться нарушение норм Закона о статусе судей, Кодекса судейской этики (для судей Конституционного Суда РФ – и норм Закона о Конституционном Суде), а также нарушение общепринятых норм морали, обязанностей при отправлении правосудия, правил поведения при исполнении иных служебных обязанностей и во внеслужебной деятельности.

Приведем данные статистики по России. Так, в период с января 2009 г. по 1 ноября 2012 г. квалификационными коллегиями судей субъектов РФ в связи с совершением дисциплинарных проступков досрочно были прекращены полномочия 160 судей и наложены взыскания в виде предупреждения на 875 судей, а Высшей квалификационной коллегией – на трех и двух судей соответственно [3].

13. Право судьи на отставку (почетный уход или почетное удаление с должности). Более того, уход судьи в отставку не прекращает всех привилегий, связанных с его статусом: звание судьи сохраняется, а также сохраняются все гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу.

14. Закон возлагает обязанность по повышению профессиональной квалификации судьями: так, федеральные судьи обязаны повышать квалификацию не реже одного раза в три года.

15. Меры по материальному обеспечению и социальной защите судей. Материальное обеспечение включает в себя месячный оклад согласно замещаемой должностью, месячный оклад судьи в соответствии с присвоенным ему квалификационным классом, кроме того: ежемесячное денежное поощрение, доплата за выслугу лет, за ученую степень кандидата юридических наук и другие доплаты. Среди социальных гарантий можно отметить предоставление отпуска продолжительностью 30 рабочих дней, (при этом не учитывается время следования к месту отдыха и обратно); а учитывая стаж работы по юридической специальности, может предоставляться ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск) и т.д.

16. Применение мер безопасности с целью защиты жизни, здоровья. К таким мерам относятся: личная охрана, охрана жилища, выдача оружия, изменение внешности и т.д.).

Таким образом, рассмотрев основные положения законодательства о статусе судей в РФ, мы пришли к выводу, что такой статус, со всеми его привилегиями, правами и обязанностями, способен обеспечить возможность судье осуществлять независимое, непредвзятое и справедливое правосудие [4]. Однако, не стоит забывать, что есть и обратная сторона: некоторые судьи совершают правонарушения, или даже преступления, злоупотребляя своим служебным положением.

В связи с этим, представляется необходимым проводить усиленный контроль (возможно, создав специальный надзорный орган), который бы строго следил за тем, каким образом используются судьей предоставленные свободы и привилегии.

Судьи как носители судебной власти, единство их статуса. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи. Правовой статус, порядок назначения на должность и отставку, полномочия и материальное вознаграждение судей. Символы судебной власти.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 18.03.2017
Размер файла 460,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

"МОСКОВСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"

Институт вечернего, заочного и дистанционного образования

по дисциплине: "Правоохранительные органы"

на тему: "Правовой статус судей Российской Федерации"

Работу сдал:

Студент 1-го курса Тузлуков С.М.

Конституция провозгласила положение, согласно которому судебная власть в Российской Федерации принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представителей народа: присяжных и арбитражных заседателей. Судьи являются единственными носителями судебной власти в Российской Федерации.

Это важнейшее положение подкреплено провозглашением принципа единства правового статуса всех судей независимо от того, в составе какого суда они осуществляют свои полномочия и какое звено судебной системы они представляют. Законом о судебной системе установлено, что все судьи в России обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией.

В связи с введением в действие Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года №3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" радикальным образом изменилась существовавшая почти на протяжении семидесяти лет система выборности судей. Помимо правового статуса изменился сам контингент лиц, из числа которых могут быть назначены судьи, существенно расширился круг социальных и правовых гарантий исполнения судьями своих обязанностей. Все это, в конечном итоге, направлено на совершенствование судебной системы, приданию судебной ветви власти большего авторитета и независимости.

В рамках данного реферата будет рассмотрен правовой статус порядок назначения на должность и отставку, полномочия, привилегии, а также материальное вознаграждение судей.

Судьями в соответствии с законом о статусе судей являются: председатели, их заместители и члены Верховного Суда Российской Федерации, Верховных судов республик в составе Российской Федерации, краевых, областных, городских судов, судов автономной области и автономных округов; председатели, заместители председателей районных судов, другие судьи, мировые судьи; председатели, заместители председателей и другие судьи военных судов; председатели, заместители председателей, председатели коллегий и судьи - члены арбитражных судов; председатель, заместитель председателя, секретарь и члены Конституционного Суда Российской Федерации; судьи конституционных (уставных) судов республик в составе Российской Федерации.

Лица, работающие в комитетах конституционного надзора (например, в республике Коми и Северной Осетии) статусом судей не пользуются. Члены третейских судов и коммерческих арбитражей также не пользуются статусом судей.

Распоряжения, отдаваемые судьей, обладают свойством обязательности. Обязательностью обладают лишь те распоряжения и требования, которые даны в пределах закона и полномочий судьи и предусмотрены процессуальным порядком.

Судья в профессиональном смысле понимается как лицо, наделенное в конституционном порядке полномочиями по осуществлению функций судебной власти, исполняющее обязанности на профессиональной основе и действующее посредством конституционного и уголовного судопроизводства.

Судебная власть имеет еще и такую функцию: является разновидностью управленческой деятельности по реализации государственной воли путем правоприменения и при необходимости - принуждения.

Если подходить к судебной власти с позиции волевой теории власти, то она проявляет себя и в форме социального управления.

Рассматривая судебную власть с позиции теории силы, ее можно представить как силу, способную восстановить нарушенную законность и справедливость.

В соответствии с Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только компетенцией, т.е. полномочиями по определенным предметам ведения. Различие по компетенции не нарушает общего принципа единого статуса. Каждый судья полноправный носитель судебной власти и при исполнении своих обязанностей принимает решения самостоятельно, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и законам страны.

Единство статуса означает равенство всех судов внутри судейского сообщества. В равной мере на них распространяются меры государственной защиты, гарантии независимости и недопустимость вмешательства в их деятельность, материальное обеспечение и социальная защита. Присвоение судье квалификационного класса, в зависимости от занимаемой должности и стажа работы, не означает изменения его статуса относительно других судей.

Судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы. Судья конституционного суда субъекта Российской Федерации, мировой судья обязаны также соблюдать конституцию субъекта Российской Федерации и законы субъекта Российской Федерации. Судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.

Судья не вправе:

· замещать иные государственные должности, должности государственной службы, муниципальные должности, должности муниципальной службы, быть третейским судьей, арбитром;

· принадлежать к политическим партиям, материально поддерживать указанные партии и принимать участие в их политических акциях и иной политической деятельности;

· публично выражать свое отношение к политическим партиям и иным общественным объединениям;

· заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе принимать участие в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы;

· заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать исполнению обязанностей судьи и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании;

· открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

· быть поверенным или представителем (кроме случаев законного представительства) по делам физических или юридических лиц;

· допускать публичные высказывания по вопросу, который является предметом рассмотрения в суде, до вступления в законную силу судебного акта по этому вопросу;

· использовать в целях, не связанных с осуществлением полномочий судьи, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные для служебной деятельности;

· разглашать или использовать в целях, не связанных с осуществлением полномочий судьи, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к информации ограниченного доступа, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с осуществлением полномочий судьи;

· получать в связи с осуществлением полномочий судьи, не предусмотренные законодательством Российской Федерации вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) от физических и юридических лиц;

· принимать без разрешения соответствующей квалификационной коллегии судей почетные и специальные (за исключением научных и спортивных) звания, награды и иные знаки отличия иностранных государств, политических партий, иных общественных объединений и других организаций;

· выезжать в служебные командировки за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц;

· входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов действующих на территории Российской Федерации иностранных некоммерческих неправительственных организаций и их структурных подразделений, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

· прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования трудового спора.

2. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи

В соответствии с Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" судьей может быть гражданин Российской Федерации:

· имеющий высшее юридическое образование;

· не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении, которого прекращено по реабилитирующим основаниям;

· не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

· не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

· не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;

· не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.

Кандидатом на должность судьи не может быть лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления, а также лицо, состоящее в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя того же суда.

В стаж работы по юридической специальности, необходимый для назначения на должность судьи, включается время работы на требующих высшего юридического образования должностях, указанных в пункте 5 статьи 4 Закона, с момента получения кандидатом на должность судьи высшего юридического образования.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе.

Об открытии вакантных должностей судей арбитражных судов субъектов Российской Федерации объявляют квалификационные коллегии судей соответствующих субъектов Российской Федерации. Объявления публикуются в периодических печатных изданиях субъектов Российской Федерации.

Судья, впервые избранный на должность, приносит в торжественной обстановке присягу следующего содержания:

"Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть".

Судьи Верховного Суда Российской Федерации приносят присягу на собрании судей Верховного Суда Российской Федерации. Судьи других судов приносят присягу на съездах (конференциях) либо собраниях судей.

Судьи федеральных судов приносят присягу перед Государственным флагом Российской Федерации.

Судьи конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и мировые судьи приносят присягу перед Государственным флагом Российской Федерации и флагом субъекта Российской Федерации.

Судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принимать необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества.

Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и в порядке, предусмотренных процессуальным законом.

  • 2.4Недопустимость вмешательства в деятельность судьи

Вступившим 14 июля 2013 года в законную силу Федеральным законом от 02 июля 2013 года №166-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" изложена в новой редакции статья 10 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года №3132-I "О статусе судей в Российской Федерации", содержащая норму о недопустимости вмешательства в деятельность судьи по осуществлению правосудия.

Данная статья теперь содержит положения о недопустимости внепроцессуального обращения к судье, председателю суда, его заместителю, председателю судебного состава или председателю судебной коллегии по делам, находящимся в их производстве, под которым понимается обращение в письменной или устной форме к вышеуказанным лицам со стороны государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, организации, должностного лица или гражданина, не являющихся участниками судебного разбирательства, в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо обращение к ним участников судебного разбирательства в не предусмотренной процессуальным законодательством форме.

Полномочия судьи федерального суда не ограничены определенным сроком. судебный власть полномочие вознаграждение

Мировой судья в первый раз назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не более чем на пять лет. При повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мировой судья назначается (избирается) на срок, установленный законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не менее чем на пять лет. В случае если в течение указанного срока мировой судья достигнет предельного возраста пребывания в должности судьи, он назначается (избирается) на должность мирового судьи на срок до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи.

Судья несменяем. Он не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия, и его полномочия могут быть прекращены или приостановлены не иначе как по основаниям и в порядке, установленном настоящим Законом.

  • 3.2Приостановление полномочий судьи и отставка судьи

Полномочия судей могут быть приостановлены только решением квалификационной коллегии судей. Основаниями для приостановления полномочий являются:

· признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;

· согласие квалификационной коллегии судей на привлечение судьи к уголовной ответственности или заключение его под стражу;

· участие судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представительной) власти, а также его избрание в состав этого органа.

Судья, в том числе после прекращения его полномочий, не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта.

Ежемесячное денежное вознаграждение судьи состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой им должностью судьи, месячного оклада судьи в соответствии с присвоенным ему квалификационным классом, ежемесячного денежного поощрения, ежемесячной доплаты за выслугу лет, ежемесячных доплат за ученую степень кандидата юридических наук, доктора юридических наук, за ученое звание доцента, профессора, за почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации", а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, ежемесячной доплаты за знание иностранных языков и их использование при исполнении должностных обязанностей.

Размеры окладов установлены за квалификационный класс судей в процентном отношении к должностным окладам судей:

Рисунок 1. Оклад за квалификационный класс судьи.

Размеры должностных окладов судей ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и на плановый период с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Решение об увеличении (индексации) размеров должностных окладов судей принимается Президентом Российской Федерации.

Таблица 1. Должностной оклад судьи

Размер должностного оклада (процентов)

Размер ежемесячного денежного поощрения (должностных окладов) с 1 октября 2016 года

Судьи конституционного суда

Председатель Конституционного Суда Российской Федерации

Заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации

Судья Конституционного Суда Российской Федерации

Судьи Верховного Суда Российской Федерации

Председатель Верховного Суда Российской Федерации

Первый заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации

Заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председатель Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации

Председатель Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации

Заместитель председателя Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации

Председатель судебного состава Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации

Секретарь Пленума Верховного Суда Российской Федерации

Судья Верховного Суда Российской Федерации

Судьи верховных судов республик, краевых, областных судов, Севастопольского городского суда, суда автономной области, судов автономных округов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации

На судей возлагается осуществление весьма ответственных государственных обязанностей. Для того чтобы они могли осуществлять их эффективно, государство наделяет судей особым статусом.

Статус судей – это их правовое положение, закрепленное в законодательстве. Он является единым для всего судейского корпуса, независимо от того, в каком суде они работают.

Всю совокупность прав и обязанностей, составляющих статус судей, можно сгруппировать в блоки:

1) права и обязанности, связанные с формированием судейского корпуса;

2) права и обязанности судей, гарантирующие им возможность независимого осуществления своих полномочий;

3) права и обязанности судей, обеспечивающие активное участие судей в судейском самоуправлении.

В соответствии с действующим законодательством судья должен соответствовать следующим критериям:

Ø быть гражданином РФ;

Ø иметь высшее юридическое образование;

Ø иметь стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет;

Ø для гражданских, военных и арбитражных судов основного звена стаж – 5 лет, возраст – 25 лет;

Ø для гражданских, военных и арбитражных судов среднего звена стаж работы - не менее 5 лет и возраст – не менее 30 лет;

Ø для Верховного Суда РФ стаж работы – не менее 10 лет и возраст - не менее 35 лет;

Ø для Конституционного Суда РФ стаж работы – не менее 15 лет и возраст – не менее 40 лет, помимо этого, необходимо быть также признанным специалистом в области права (кандидат юридических наук и выше);

Ø для военных судов в стаж засчитывается срок работы на офицерской должности.

Кандидат на должность судьи должен соответствовать высокому моральному облику. Он обязан сдать квалификационный экзамен квалификационной комиссии (состав утверждается квалификационной коллегией судей), результаты экзамена действительны в течение 3 лет. После сдачи квалификационного экзамена кандидат обращается в квалификационную коллегию за рекомендацией, повторное обращение допускается только через год. При положительном заключении комиссии все материалы о кандидате передаются председателю вышестоящего суда.

Ø мировые судьи назначаются или избираются первоначально на срок 5 лет;

Ø судьи районных (городских) судов, судьи военных судов гарнизонов (армий, флотилий, гарнизонов) впервые назначаются на срок 3 года, по истечении которого они могут быть назначены без ограничения срока. Предельный возраст пребывания судей 65 лет;

Ø судьи военных судов всех уровней могут занимать свои должности до тех пор, пока находятся на действительной военной службе и уходят в отставку как все военнослужащие.

В соответствии с Законом о статусе судей (ст. 9) обеспечивается независимость судей.

С этой целью создана такая система судопроизводства, которая ограждает судей от вмешательства в их деятельность.

Установлено правило, исключающее возможность при вынесении решений присутствовать кому бы то ни было, кроме судей, в совещательной комнате, запрещающее телефонные переговоры с судьями при их совещании, не допускающее разглашения судьями (и соответственно присяжными или арбитражными заседателями) сведений о ходе совещания – это тайна совещания судей, прописанная в законе (ст. 298, 341 УПК РФ, ст. 193 ГПК РФ, ст. 167 АПК РФ).

В самой совещательной комнате установлен определенный порядок голосования, заключающийся в следующем:

а) наличие запрета судьям (а также соответствующим заседателям) воздерживаться от голосования;

б) установление правила, предписывающего председательствующему (а при совещании присяжных заседателей – их старшине) подавать свой голос последним.

Кроме того, ч. 2 ст. 10 Закона о статусе судей определяет, что судья не обязан давать какие-либо объяснения по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления, за исключением случаев, предусмотренным процессуальным законом.

Запретом под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия, т.е. судьи находятся под особой защитой государства (ст. 9 Закона о статусе судей).

Установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи (ст. 13, 14 Закона о статусе судей).

Правом судьи на отставку (ст. 15 Закона о статусе судей). Отставкой судьи признается почетный уход или почетное удаление судьи с должности.

Отставка может осуществляться:

а)по собственной инициативе или вынуждено;

б) ввиду истечения срока полномочий или достижения определенного возраста;

в) по состоянию здоровья.

1) судьи в ходе судебного заседания имеют право при исследовании доказательств задавать вопросы сторонам, свидетелям и другим допрашиваемым лицам, принимать решения по существу дела, заявленным ходатайствам и отводам и т. п.;

2) судья (председательствующий) вправе принимать необходимые меры для нормального хода судебного заседания и руководства им;

3) судья вправе истребовать доказательства от граждан и организаций; вносить представления в государственные органы, общественные организации к должностным лицам об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушения; запрашивать информацию от государственных органов, общественных организаций и информационных центров. При этом указанные органы и должностные лица обязаны выполнять требования судей, своевременно реагировать на их запросы и представления;

4) судьи вправе вносить в Верховный Суд предложения о даче разъяснений по вопросам применения законодательства;

5) судьи вправе ставить на обсуждение конференций судей вопросы, представляющие интерес для судейского сообщества.

1) точно исполнять требования законов;

2) обеспечивать охрану прав и свобод граждан, их чести и достоинства, интересов общества, высокую культуру и воспитательное воздействие правосудия, быть справедливым и гуманным;

3) повышать уровень профессиональных знаний;

4) изучать и обобщать судебную практику, способствовать повышению правовых знаний работников аппарата судов;

5) избегать всего, что могло бы как-то причинить ущерб авторитету правосудия, достоинству судьи, объективности и беспристрастности;

6) не разглашать тайну совещания судей и иных сведений, полученных в закрытых судебных совещаниях.


В статье рассматривается такая категория, как правовой статус судьи. Анализируются гарантии и ограничения, связанные с деятельностью по отправлению правосудия. Проведенный анализ позволил разработать некоторые рекомендации по внесению изменений в действующее законодательство.

Ключевые слова: статус судьи, гарантии, правосудие, федеральный судья, мировой судья.

Из общей теории государства и права известно, что правовой статус представляет собой совокупность прав и обязанностей субъектов, определяющая их положение в социуме и в государстве.

Судьи являются специальными субъектами, наделенными судебной власти, реализующими ее. Высокое положение в обществе, обуславливаемое тем, что судьи являются государственными деятелями, призванными разрешать имеющиеся юридические споры, привлекать людей к ответственности, назначать наказания, влечет за собой необходимость установления особых гарантий, с одной стороны, а с другой, — ограничений деятельности судей, не позволяющей им чинить произвол.

Актуальность вопросов, связанных со статусом судей, обусловлена широким кругом полномочий, которыми наделены судьи и их колоссальной ролью в жизни общества и функционирования государственной судебной системы. Многие жизненные ситуации приводят к необходимости обращения граждан и организаций в суды различных инстанций и компетенций, где центральную роль играет личность судьи. Именно поэтому правовой статус судьи предполагает наделение его особым комплексом прав и обязанностей, вытекающих из специфики его деятельности.

Судьи являются носителями судебной власти. Судьи — это лица, которые по закону уполномочены отправлять правосудие, а также заниматься выполнением своих судейских обязанностей на профессиональной основе.

Состав судей всех федеральных судов и судов субъектов Российской Федерации в совокупности образует судейский корпус.

Все судьи имеют единый статус и отличаются только своими полномочиями (компетенцией) [1].

Единство статуса предполагает равенство всех судей, входящих в судейское сообщество, защиту прав всех судей на равной основе, наложение одинаковых обязанностей и ограничений.

Правовой статус судьи основывается на двух главных принципах, которые напрямую влияют на эффективность правосудия: это независимость и несменяемость.

Статья 120 Конституции Российской Федерации установлена: судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону [2].

Независимость судей как общеправовой феномен рассматривается в юридической литературе в нескольких аспектах, в частности: конституционный принцип правосудия, судебной системы или отправления судопроизводства; один из элементов или принцип, лежащий в основе правового статуса судей; обеспечение права граждан на судебную защиту; средство обеспечения справедливого и беспристрастного правосудия; гарантия прав и свобод граждан [3, с. 34].

И. Б. Михайловская в своем научном исследовании тщательно анализирует вопросы, связанные с принципом независимости судей при отправлении ими правосудия, а также условия, обусловливающие претворение данного принципа в жизнь. Ученый дает следующее определение независимости: это внутреннее психологическое состояние, отражающее систему ценностей, которые разделяет конкретный человек. Данное понятие, по ее мнению, находится за пределами правового опосредования [4, с. 32].

Независимость в отправлении правосудия обеспечивается рядом гарантий. Среди них — установленный законом порядок отправления правосудия, запрет любого вмешательства в деятельность судьи, право на отставку и т. д.

Кроме того, закон устанавливает порядок совещания судей (статьи 299, 301 У ПК РФ), который, как и тайна совещательной комнаты, направлен на обеспечение независимости судей, в том числе и друг от друга (включая присяжных заседателей от старшины). В частности: а) судьи (и присяжные заседатели) не могут воздерживаться от голосования; б) председательствующий судья (а на заседании присяжных — старшина) голосует последним; в) судья, несогласный с приговором, имеет право выразить в письменной форме свое особое мнение. Особое мнение должно быть приложено к приговору и не подлежит оглашению в зале суда (статья 301 УПК РФ). Очевидно, это гарантирует свободу выражения каждого из судей (и присяжных заседателей) своего мнения.

Достижение истинной независимости судей является проблемой, коренящейся в создании самого суда как формы осуществления государственной власти. Именно на независимости каждой из ветвей власти, в том числе и судебной, строится знаменитая теория разделения властей, разработанная великими представителями эпохи Просвещения.

Также, еще в начале прошлого столетия выдающийся российский юрист А. Ф. Кони писал, что высокие требования, предъявляемые к судьям, должны распространяться не только на сферу их знаний и умений, но также относиться и к характеру судей. При этом А. Ф. Кони утверждает, что от судей невозможно требовать героизма, поэтому должны быть созданы внешние условия, создающие невозможность развития в судьях таких качеств как вынужденная угодливость и малодушие [5, с. 17].

Интересно отметить, что в отличие от других отраслей процессуального права (статья 5 АПК РФ, статья 8 ГПК РФ) принцип независимости судей не имеет формального текстуального отражения в Уголовно-процессуальном кодексе. Кроме того, ранее действовавший УПК РСФСР в статье 16 предусматривал закрепление этого принципа. Представляется, что это правовой пробел в законодательстве и это несоответствие должно быть устранено путем дополнения главы 2 УПК РФ статьей соответствующего содержания. Внесение такого изменения в законодательство позволит соблюсти соответствие между фактическим положением вещей в уголовном процессе, в котором, безусловно, соблюдается принцип независимости судей и законодательным отражением данного принципа в уголовно-процессуальном кодексе.

Теперь поговорим о втором основополагающем для статуса судей принципе — несменяемости.

Конституционная значимость этого принципа впервые была отражена в Конституции РСФСР в 1992 году, когда в Основной закон были внесены изменения, благодаря которым статья 164 обрела следующий вид: полномочия судей в Российской Федерации не ограничиваются конкретным определенным сроком, поскольку иное не установлено Конституцией и законами Российской Федерации. Судьи несменяемы. Народные заседатели всех судов избираются на пятилетний срок [6].

В настоящее время принцип несменяемости судей Российской Федерации закреплен в статье 121 Конституции Российской Федерации, а также в конкретизирующем ее нормы федеральном законодательстве. Суть этого принципа не раскрывается в самой Конституции, так как предполагается, что этот термин имеет устойчивое правовое восприятие.

Согласно требованиям закона судьи несменяемы. Полномочия судьи могут быть отменены или приостановлены только в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Из приведенной выше формулировки следует, что принцип несменяемости судей, характеризуемый законодателем как один из важных конституционных принципов, определяющих судебный статус, означает, прежде всего, невозможность в отсутствие согласия судьи, произвольного изменения его статута в течение срока его полномочий, установленного законом. Судья при отсутствии его свободного волеизъявления не может быть переведен в другой суд или назначен на другую должность, а основания и порядок приостановления и прекращения полномочий судьи должны быть установлены законом.

Полномочия судьи федерального суда не ограничиваются конкретным сроком. По общему правилу, возрастное ограничение для судьи составляет 70 лет, это предельный возраст, по достижении которого полномочия судьи прекращаются. Для судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации законы соответствующих субъектов Российской Федерации могут устанавливать иной возрастной ценз на срок полномочий судей этих судов.

Особые правила законодательно установлены в отношении мировых судей.

Таким образом, мировой судья впервые назначается (избирается) на должность на срок, установленный законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации, но не более, чем на пятилетний срок. При повторных и последующих назначениях (избраниях) на должность мирового судьи он назначается (избирается) на срок, установленный законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации, но не менее, чем на пятилетний срок. Если в течение установленного срока мировой судья достигнет предельного возраста, он назначается (избирается) на должность судьи на срок до достижения предельного возраста.

Исходя из единства статута судей, представляется, что процедура назначения и срок полномочий судей должны быть единообразными. Закрепляя правило о несменяемости судей, законодатель не объясняет, что привело к необходимости ограничивать продолжительность полномочий мировых судей. Требования к кандидатам на должности судей федеральных судов аналогичны требованиям к кандидатам на должности мировых судей, а также аналогичные требования, предъявляемые к федеральным и мировым судьям.

Представляется, что существующая ситуация требует внимания к своей специфике, а также внесения соответствующих изменений в действующее российское законодательство, закрепляющее основы судейского статуса.

В современных реалиях очень важно, чтобы правовой статус судьи был четко сформулирован и закреплен. Это является основополагающим компонентом построения правового государства и установлением режима законности в Российской Федерации.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, судья, мировой судья, правовой статус судьи, РФ, отправление правосудия, предельный возраст, пятилетний срок, совещательная комната, уголовно-процессуальный кодекс.

основополагающих и сам остоятельных ф ункций государственной власти.

Понимая, что суд - гарант защиты прав и свобод граждан, государственного

строя и режима, цивилизованные государства мира стремятся создать

стабильную и мощную, независимую и хорошо оснащенную судебную

систему. При этом все действия такого государства в перву ю очередь

направлены на создание в обществе атмосферы уважения к суду. Чем

цивилизованнее общество, тем больше почтения к судебной власти. Как ж е

А ч то же происход ит в нашем государстве. В соврем енной России

недостаточно эффективна судебная власть. И это притом, что ежегодно суды

общей юрисдикции и арбитражные суды рассматривают около 5 млн. дел.

Ведь в соответствии со ст. 10 Конституции РФ и ч. 2 ст. 1 Федерального

закона "О статусе судей в Российской Федерации" судебная власть

самостоятельна, должна действовать независимо от законодательной и

исполнительной властей и эффективно осуществлять правосудие.

Актуальность выбранной мною темы не вызывает сомнений, так как

существующая структура судебной власти в России фактически не отвечает

этому принципу разделения властей. «Какими бы совершенными ни были

материальные и процессуальные з аконы, о ни не способны обеспечить

эффективность и доступность правосудия, если на судей будут возложены

обязанности, которые отвлекают их от непосредственного осуществления

правосудия. Призывая к повышению авторитета судебной власти, вместе с

тем приходится констатировать, что правовая и социальная роль правосудия

_____________________________________________________

1. Власов А. А. Почему не эффективна судебная власть, или Почему пробуксовывает

судебная реформа в России? // Российский судья. 2003. N 2. С. 15 – 17.

Проблема состоит в том, что судебная система построена по принципу:

судья отвечает не только за свои правосудные решения, но и одновременно

организует и обеспечивает судебный процесс, несет ответственность за

организацию работы суда в целом. Это отвлекает судей от выполнения своей

непосредственной задачи по отправлению правосудия, а также дает

возможность косвенно или прямо вмешиваться в процесс принятия судьей

правосудных решений, несм отря на то, что ст. 10 Федерального закона "О

статусе судей в РФ" запрещает какое-либо вмешательство в деятельность

«Система организации работы судов привела к смешению и размыванию

судебных и исполнительных функций, нарушению принципа независимости

Текущее состояние института дисциплинарной ответственности судей на

монографическом уровне практически не изучено, а если исследования в

данной области юридической науки все-таки и проводились, то лишь

применительно к анализу отдельных норм и в совокупности с другими

Интерес к заявленной теме исследования обусловлен, с одной стороны,

недостаточной разработанностью проблемы в юридической науке, с другой -

необходимостью совершенствов ания действующего законодательства и

Цель данной работы заключается в изучении и определении правового

статуса судей, а также цель определить, почему в России нарушается статус

Читайте также: