Доклад на тему развитие науки и техники в 1 четверти 18 века

Обновлено: 30.06.2024

Начало XVIII века в России связано с правлением императора Петра I. В те годы с особой остротой встала проблема подготовки специалистов различного профиля: кораблестроителей, моряков, инженеров, картографов, архитекторов и многих других. Для этого необходимо было развитие науки и образовательных учреждений.

Преобразования Петра в России дали прочную базу как для развития ряда технических школ, так и для основанной в 1724 г. в Петербурге Академии наук. Развитие промышленности требовало географических и геологических изысканий. Именно в начале XVIII века были обнаружены запасы каменного угля Донецкого и Кузнецкого бассейнов, нефть в Поволжье.

Географические исследования проводились на Юге России, в бассейнах Каспийского и Аральского морей, в Сибири и на Дальнем Востоке (район Курильских островов). Тогда же состоялась экспедиция Витуса Беринга, обнаружившая и исследовавшая пролив между Азией и Америкой.

В области новых разделов науки большое внимание ученые России уделяли изучению электрических и магнитных явлений. Так, в 1804 г. русский физик В.В. Петров издал в Петербурге фундаментальный труд по электризации и электрическим машинам, который считался одним из крупнейших исследований начала XVIII века. В дальнейшем опыты и теория электрических явлений разрабатывались академиками М.В. Ломоносовым и Г.В. Рихманом, который погиб в результате опытов с атмосферным электричеством.

В то же время в Москве была основана обсерватория, где занимались как изготовлением оптических приборов, так и расчеты астрономических явлений и популяризация астрономических знаний, например, в связи с предсказанием предстоящих солнечных затмений. В средние века заметные астрономические явления, такие как появление комет и затмения солнца служили основой для различных предрассудков. Кроме того, астрономические наблюдения необходимы для навигации и определения времени, особенно в дальних плаваниях в открытом море.

Для сбора и изучения редких явлений природы в начале XVIII века в Петербурге был основан первый естественнонаучный музей в России – Кунсткамера Петра I. Кроме того, примерно в то же время на окраине Петербурга был основан Ботанический сад, где работали ученые, изучающие различные виды растений.

В связи с географическими открытиями издаются книги по астрономии и географии и поучает развитие необходимое для науки и техники книгопечатное дело. В Москве и Петербурге открываются типографии, работающие с новым, упрощенным (гражданским) шрифтом вместо применявшегося в церковной литературе старославянского шрифта. Для развития математики важную роль играло то, что старинные обозначения для цифр были заменены на арабские цифры, используемые до сих пор. Общие очертания букв новых шрифтов были выбраны лично Петром I и похожи на те, которыми напечатан этот текст.

В 1702 году в России впервые стала выходить печатная газета “Ведомости”. Первоначально газета продавалась в Москве, в дальнейшем ее стали печатать и в Петербурге.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Для таких дел, как постройка зданий и крепостей а также кораблей, составления карт и т.п. требовалась система подготовки людей, которых сейчас называют инженерами и техниками, имеющими практическое образование. Для их подготовки была основана Московская Навигацкая школа, расположенная в так называемой Сухаревой Башне, где кроме учебных помещений располагалась также первая в России обсерватория. Выпускники этой школы сейчас назывались бы профессорами и их направляли в другие училища для обучения будущих мастеров промышленных и морских дел. В дальнейшем Школу перевели в Петербург, где она стала основой Морской Академии России, в которой учились многие знаменитые флотоводцы. Подобные же “Навигацкие” школы были открыты в портовых городах России – Ревель (Таллинн), Астрахань, а также в Нарве и Новгороде.

В 1707 году в Москве основывается первая в Росии Медицинская школа, затем вторая школа была основана в Петербурге.

В связи с широкими географическими изысканиями в Москве также были открыты школы (сейчас сказали бы – высшие школы) изучения ряда иностранных языков, особенно языков восточных соседей России, что было необходимо для подготовки дипломатов и путешественников в эти государства.

Во время царствования Петра I кроме перечисленных высших учебных и научных заведений, были основаны более 40 общеобразовательных и технических школ в различных городах России. В них учили грамоте и счету, а также основам военного и морского дела (в специальных гарнизонных школах).

Кроме учеников российских высших и технических школ в начале XVIII века широко было принято отправлять детей дворян и государственных деятелей для обучения в европейские университеты и школы (морские, артиллерийские, архитектурные и так далее).

Начало XVIII века в Европе и в России было временем наибольшего развития гидроэнергетики. Основным источником энергии для развивающейся промышленности уже не могла служить сила человека или животных, а также изменяющийся ветер. В это время были разработаны конструкции эффективно работающих водяных колес, в том числе верхненаливных, имеющих высокий коэффициент полезного действия, а также реверсивных, т.е. позволяющих изменять направление вращения. Если вначале энергия воды использовалась только в тех местах, где природные условия дают крутое падение горизонта, то во время расцвета гидроэнергетики научились строить гидротехнические сооружения (плотины, каналы и т.д.), позволяющие строить водяные колеса в любой местности, в том числе и на равнинах.

На основе источников энергии, связанных с водяными колесами, возникли крупные мануфактуры с широким применением передаточных механизмов для привода технических устройств – молотов в металлургии, станков в металлургии и производстве тканей и т.д., а также так называемых “пильных мельниц” для разделки и обработки леса. Особенно развилась подобная техника на Урале, где были открыты большие запасы полезных ископаемых и особенно железа. Для его обработки (ковки, точения, сверления) требовалось большое количество энергии. Под руководством энергичных купцов Демидовых на Урале, где гористая местность позволяла особенно легко строить гидроэнергетические установки, были построены крупные металлургические и другие фабрики с большим количеством станков, приводимых в движение с помощью ременных приводов от больших водяных колес. Там же проводились первые опыты по разработке паровых силовых установок, которые к концу XVIII века в основном вытеснили водяные колеса.

Значительных успехов в первой половине XVIII века достигло искусство фортификации, связанное с постройкой крепостей и необходимых для них сооружений, таких как башни, мосты, дороги, источники водоснабжения и т.д. Эти сооружения были необходимы в связи с политикой Петра, расширяющего границы Российской империи и основывавшего на освоенных землях гарнизоны и крепости, например в районе мыса Таганрога, а впоследствии при строительстве Петербурга и окружающих его военных пунктов.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

В эпоху Петра значительное развитие получили также виды науки и техники, связанные с военными сферами. Это теория стрельбы из орудий, разработка новых конструкций огнестрельного оружия, минное и саперное дело и т.д.

В частности, сам Петр I обучался этим прикладным дисциплинам в Австрии и получил артиллерийский диплом с отличием. Он же во время визита в Англию лично интересовался работой Академии наук, Монетного двора, королевских верфей и т.д., по поводу работы которых состоял в переписке с Исааком Ньютоном, который в этот период заведовал Монетным двором в Лондоне и разрабатывал новые проекты быстроходных судов для верфей Англии.

Примерно в это же время британская Академия наук приняла в свои ряды одного из сподвижников Петра – А.Д. Меньшикова, при этом академиков не остановило то, что новый академик так и не научился писать и читать.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В Западной Европе начиная с эпохи Возрождения и почти до конца XIX века большой популярностью в высшем обществе пользовались произведения часового искусства с необычными механическими устройствами. В эпоху Просвещения механизмы применялись в часах и прочих диковинных предметах, чтобы доказать победу разума над предрассудками.

В России музыкальные часы украшали интерьеры императорских дворцов, особняков знатных людей. Они вызывали восхищение совершенством исполнения мельчайших деталей и красотой технической композиции.


Вопросы занятия: создание Академии наук; зарождение исторической науки и первые музеи; развитие естественных наук и техники.

Она была открыта в Петербурге в 1725 году. При Академии наук были организованы обсерватория, физическая и химическая лаборатории, ботанический сад, музей, библиотека, типография.

Первоначальный преподавательский состав Академии был представлен иностранцами. Среди них основатель гидродинамики Даниил Бернулли, математики Якоб Герман, Христиан Гольдбах, физик Георг Бюльфингер, астроном и географ Жозеф Делиль.


Первым Президентом Академии наук был назначен лейб-медик Петра I Лаврентий Блюментрост. Он был единственным уроженцем России в первом составе академиков.

С 1783 по 1794 год Академию наук возглавляла Екатерина Романовна Воронцова-Дашкова. Она была первой в мире женщиной, занимавшая такую ответственную должность.

Екатерина Романовна умело управляла Академией. Ею были организованы публичные лекции, которые посещало много слушателей. Во время руководства Дашковой было увеличено как количество студентов-стипендиатов Академии, так и воспитанников академии художеств. Несколько молодых людей отправлены были для завершения образования в немецкие университеты.

По инициативе Екатерины Романовны и под её председательством в 1783 году была учреждена Императорская Российская академия. Её главной задачей должно было стать исследование русского языка.

В середине XVIII века на службу в Академию наук поступил Михаил Васильевич Ломоносов. С его именем связан целый пласт открытий в химии, физике, геологии, географии, астрономии. Михаил Васильевич внёс большой вклад в развитие русской литературы и языка. Отстаивал права низшего русского сословия на образование.

В 1748 году при Академии наук им была организована первая химическая лаборатория. Под влиянием Михаила Васильевича и при поддержке Ивана Шувалова в 1755 году был основан университет в Москве.


Вместе с Ломоносовым историческую науку развивали Василий Татищев и Михаил Щербатов.


В XVIII веке в России открывались и первые музеи. Так ещё Петром I в 1719 году была открыта Кунсткамера. Она стала первым естественно-научный и историческим музеем в Российском государстве.

Первыми экспонатами для неё послужили целые коллекции и отдельные вещи, купленные Петром I в Европе во время Великого посольства.

В настоящее время здание Кунсткамеры является символом Российской Академии наук, в котором располагается Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого.

Начало другому известнейшему российскому музею положила Екатерина II в 1764 году. Эрмитаж создавался на основе частных коллекций и в 1852 году был открыт для публики.


Эрмитаж – это крупнейший в России и один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев.

Сегодня в его богатейших коллекциях содержатся памятники первобытной, древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур, искусства Западной и Восточной Европы, археологические и художественные памятники Азии, памятники русской культуры VIII–XIX вв.

В XVIII веке к России были присоединены огромные территории, развивалась промышленность и торговля. Эти факторы дали мощный толчок развитию естественных наук.

Академией наук были организованы научные экспедиции для изучения и освоения новых земель. В это время продолжалось изучение Поволжья и Урала, началось активное исследование Дальнего Востока.

В 1768—1774 годах были организованы экспедиции Петера Палласа, Самуила Гамелина, Ивана Лепёхина для изучения природы, хозяйства и культуры Поволжья, Урала, Сибири, Прикаспия и Кавказа. В результате этих экспедиций коллекции Кунсткамеры были пополнены ботаническими, зоологическими, минералогическими материалами. А профессор Петер Паллас передал в музей костюмы народов Поволжья и коллекцию литой позолоченной монгольской и калмыцкой буддийской скульптуры


Большой вклад в изучение природного электричества внесли Георг Вильгельм Рихман и Михаил Ломоносов.

Рихман проводил опыты по теплообмену и испарению жидкостей в различных условиях; предложил первую работающую модель электроскопа со шкалой. Однако он погиб при проведении опытов с атмосферным электричеством.

Развитие промышленности, военного дела и транспорта требовало усовершенствования существующих механизмов и появления новых технических устройств. Поэтому в XVIII веке появилось множество различных изобретений.

Так, русский учёный и механик Андрей Нартов в 1729 году разработал конструкцию первого в мире токарно-винторезного станка с суппортом, а в 1741 г. скорострельную батарею из 44 мортир.

Памятником русского литейного искусства стал самый большой в мире колокол – Царь-колокол, который в настоящее время находится на постаменте в Московском Кремле.


Его отлили отец и сын Моторины по приказу императрицы Анны Иоанновны в память потомкам о её царствовании. Высота колокола составляет 6,24 метра, диаметр — 6,6 метров, масса — около 200 тонн.

В 1763 году теплотехник Иван Ползунов собрал паровой двигатель. Он же изобрёл первую паровую машину для приведения в действие воздуходувных мехов на Барнаульских заводах. Русский горный инженер, механик и гидротехник Козьма Фролов создал установку в виде системы водяных колёс. С её помощью откачивали воду и подавали руду из шахт.

Нарицательным символом смекалки и изобретательности стало имя уроженца Нижнего Новгорода Ивана Кулибина. Екатерина II была так сильно поражена изготовленными мастером часами, что предложила Кулибину возглавить механические мастерские Академии Наук. Так началась петербургская карьера изобретателя.

Часы, преподнесённые Кулибиным императрице, были размером с гусиное яйцо и состояли из 427 деталей. В них работал механизм часового боя, музыкальный аппарат воспроизводил несколько мелодий, а внутри них был крошечный театр-автомат.

В копилке изобретений мастера модель моста через Неву длиной в 298 м, прототип прожектора, семафорный телеграф и многие другие вещи, значительно опередившие своё время. Также он усовершенствовал шлифовку стёкол для оптических приборов и, благодаря этому, изобрёл уникальный микроскоп.

Подведём итоги. В XVIII веке произошло становление российской науки и техники. Появились первые профессиональные российские учёные, научные сочинения, крупные научные учреждения и музеи. Продолжилось изучение присоединённых земель, совершались новые географические открытия. Российские монархи XVIII века покровительствовали видным учёным и содействовали развитию естественных и гуманитарных наук.

Объектом моего реферата является русская наука в XVIII веке. Предмет исследования – развитие отраслей науки в XVIII веке.

Целью данной работы является рассмотрение процесса развития российской науки на протяжении XVIII века.

Развитие науки в первой четверти XVIII века.

География.

В 1720 – 1724 гг. во исполнение Сенатского Указа была организована и проведена первая научная экспедиция для комплексного изучения Сибири, которую возглавил Даниил Готлиб Мессершмидт, в ходе которой был собран уникальный исторический и этнографический материал, который позволил подробно изучить быт, нравы и религию эвенков, якутов, чукчей и других аборигенов Сибири и Дальнего Востока. Кроме того, эта экспедиция собрала большой и разнообразный материал о флоре, фауне и полезных ископаемых этого обширного и богатого российского региона. 2 А в 1722 – 1725 гг. под руководством И. Унковского, Ф. Беневенина и А. Бекович–Черкасского были проведены успешные экспедиции на территории Хивинского ханства и Бухарского эмирата, и на озеро Иссык-Куль.

Инженерная мысль.

Во второй четверти XVIII в. Нартов руководил мастерскими Академии наук, с 1742 г. они стали своеобразной технической школой механиков, машиностроителей и станкостроителей. По его проекту был создан новый тип орудия, введенный в русскую артиллерию в середине 50-х годов. Речь идет об удлиненных гаубицах.

После смерти А.К. Нартова механические мастерские Академии наук перешли в ведение М.В. Ломоносова, в ней широко были развернуты исследования и работы в области механики, оптики, геодезии, акустики и т. д. Они оказали огромное влияние на формирование инженерного таланта русского механика И. Кулибина, ставшего после кончины М.В. Ломоносова руководителем инженерной школы – академических мастерских.

Развитие исторической науки.

Серьезный вклад в развитие исторической науки внес и знаменитый петровский Указ 1720 г., который предписывал собирать по всем монастырским обителям древние рукописи, летописные своды, хронографы, степенные книги и другие раритеты, в которых нашла свое отражение многовековая история Российского государства.

Создание Академии наук.

Открытие Академии наук стало значительным событием в общественно-культурной жизни России. В стране впервые был создан научный центр, имевший достаточно оснащенную базу для исследования в различных областях знаний. Академия имела библиотеку, музей, типографию, ботанический сад, обсерваторию, физическую и химическую лаборатории. 6

При академии был открыт Академический университет первое в России светское высшее учебное заведение. Из его стен вышли многие крупные ученые, имена которых стали широко известны в русской науке и просвещении второй половины

XVIII в. Академический университет окончил М.В. Ломоносов, ставший первым русским академиком. Он возглавлял его в 1758—1765 гг.

При поддержке государственной власти в обществе формировалась сеть научно-просветительных учреждений. В1714 г. в Петербурге была основана библиотека, фонд которой составили книги и рукописи царского собрания Московского Кремля, ряда иностранных библиотек, книжное собрание Петра I. Эта библиотека как книгохранилище вначале существовала при Кунсткамере, первом в России музее, открытом в 1719 г. Впоследствии, как и Кунсткамера, она вошла в состав Академии наук. С 1728 г. библиотека стала доступной для общественного пользования.

С конца 30-х годов XVIII в. Петербургская Академия наук стала систематически проводить астрономические исследования. Важную роль в их организации сыграл академик Н.Ж. Делиль, прибывший из Франции. В 1740 г. он организовал Обдорскую экспедицию для наблюдения прохождения планеты Меркурия на фоне солнечного диска. Обсерватория была развернута на высоком берегу реки Сосьвы у сибирского города Березова. Попутно с изучением движения планет экспедиция составила ряд ценных географических карт Западной Сибири. 7

На 40 – 60 – е годы XVIII в. приходится многогранная деятельность выдающегося ученого М.В. Ломоносова естествоиспытателя, поэта художника, филолога, историка, переводчика. С его именем связано основание в 1755 г. Московского университета.

Развитие отечественной науки в 1730 – 1790 – х гг.

Техническая мысль.

Калужский купец Родион Иванович Глинков изобрел механический двигатель для прядильно-чесальных машин, горный инженер Березовского рудника Кузьма Дмитриевич Фролов создал водяные лесопильню, рудоподъёмники и водоподъемники и изобрел рельсовую систему самодвижущихся вагонеток, а инженерный капитан одного из алтайских металлургических заводов Иван Иванович Ползунов сконструировал первую в мире универсальную паровую машину и впервые сформулировал закон термодинамики об эквивалентности работы и теплоты. 9

Развитие географии.

В 1733 – 1743 гг. была проведена Вторая Камчатская экспедиция, которая состояла из трех самостоятельных групп: Первая группа, то есть собственно Камчатская экспедиция, во главе с В. Берингом и А.И. Чириковым подробно исследовала северное и восточное побережье Сибири и Северной Америки и вторично, после экспедиции С.И. Дежнева, открыла знаменитый пролив между Азией и Америкой, получивший впоследствии имя самого В. Беринга, трагически погибшего на Командорских островах в 1741 г.

В 1730-1740-х rr. под руководством академика П.С. Паласса были проведены несколько этногеографических экспедиций в Поволжье, на Урал и в Крым, а экспедиции под руководством академика И.И. Лепехина провели детальное изучение районов Средней и Нижней Волги, Оренбургского края и реки Яик, Южного Уралаи Белого моря, в ходе которых был собран и систематизирован огромный материал по экономике, географии и этнографии этих отдаленных регионов страны.

В результате таких экспедиций обследованы были весьма обширные районы и собран громадный и разнообразный материал, что явилось выдающимся вкладом в изучение России. Значительная часть полученного материала была обработана и издана только в последующие десятилетия.

Еще одним важным итогом экспедиционной научной деятельности стало издание Генеральной карты Российской империи, также имевшее этапное значение. При ее составлении использованы были и результаты предшествующих исследований.

Ту же цель – ознакомление с природой, производительными силами, достопримечательностями той или иной местности на карте России преследовали отдельные описания, публикуемые в периодических изданиях. Пример тому – описание Крымского полуострова после его включения в состав России, напечатанное в Месяцеслове за 1783 г. Там, помимо характеристики ландшафта, было дано подробное описание крымских соляных озер, эксплуатация которых имела важное экономическое значение.

Историческая наука.

Список литературы.


  1. Евтеев О.А. Первые русские геодезисты на Тихом океане. – М.: Государственное издательство географической литературы, 1950. – 105 с.

  2. Новлянская М. Г. Даниил Готлиб Мессершмидт и его работы по исследованию Сибири – Л.: Наука, 1970. – 184 с.

  3. Магидович И.П., Магидович В.И. Очерки по истории географических открытий. – Т. 3. – М.: Просвещение, 1984 – 318 с.

  4. Копелевич Ю. Х. Основание Петербургской академии наук. – Л.: Наука, 1977. – 211 с.

  5. Введенский Р. М., Маландин В. В., Колесникова Е. А. История России XVII-XVIII вв. – М.: Владос, 2008. – 462 с.

  6. Данилевский В.В. Русская техника. – Л.: Ленинградское газетно-журнальное и книжное изд-во, 1949. – 548 с.

  7. Артоболевский, И. И. Русский изобретатель и конструктор Кулибин. М.: Воениздат МО СССР, 1947. – 36 с.

Комков Г.Д., Левшин Б.В., Семенов Л.К. Академия наук СССР. – М.: Наука, 1977. – Том 1. – 389 с.

1  Евтеев О.А. Первые русские геодезисты на Тихом океане. – М.: Государственное издательство географической литературы, 1950. – С. 43.


2  Новлянская М. Г. Даниил Готлиб Мессершмидт и его работы по исследованию Сибири – Л.: Наука, 1970. – С. 19.


3  Магидович И.П., Магидович В.И. Очерки по истории географических открытий. – Т. 3. – М.: Просвещение, 1984 – С. 87.


5  Введенский Р. М., Маландин В. В., Колесникова Е. А. История России XVII-XVIII вв. – М.: Владос, 2008. – С. 263 – 266.


7  Введенский Р. М., Маландин В. В., Колесникова Е. А. История России XVII-XVIII вв. – М.: Владос, 2008. – С. 315.


9  Данилевский В.В. Русская техника. – Л.: Ленинградское газетно-журнальное и книжное изд-во, 1949. – С. 235.


10  Артоболевский, И. И. Русский изобретатель и конструктор Кулибин. М.: Воениздат МО СССР, 1947. – С. 5.


12  Магидович И.П., Магидович В.И. Очерки по истории географических открытий. – Т. 3. – М.: Просвещение, 1984. – С. 135 – 137.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Развитие образования, науки и техники в первой четверти XVIII векаУчитель ист.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Развитие образования, науки и техники в первой четверти XVIII векаУчитель ист.

Ответьте на вопросы:Почему возникла необходимость в преобразованиях? Назовите.

Ответьте на вопросы:
Почему возникла необходимость в преобразованиях?
Назовите новые явления в экономическом развитии России.
Назовите преобразования в армии и флоте.
Какими были результаты военной политики России?
Какой была система образования в России в XVII веке?

Развитие системы образованияРеформы требовали хорошо образованных людей. Потр.

Развитие системы образования
Реформы требовали хорошо образованных людей. Потребность в них была велика.
Дворянским детям запрещалось жениться, если они не были образованными
Многие из них отправлялись на учебу за границу: Голландию, Англию, Италию, Францию.
Учились навигации, кораблестроению, медицине, инженерному делу, архитектуре, живописи

Ответьте на вопросы:Почему Петру пришлось вынуждать молодых дворян ехать на у.

Ответьте на вопросы:
Почему Петру пришлось вынуждать молодых дворян ехать на учебу?
В каких специалистах нуждалась Россия?
Как вы думаете, какие предметы стали главными в школах?

Для подготовки специалистов открылись1701 – Навигационная школа 1701 – Артилл.

Для подготовки специалистов открылись
1701 – Навигационная школа
1701 – Артиллерийская школа
1702 – Инженерная школа
1707 – Медицинское училище

Начинает формироваться система профессионального образования

Высшие учебные заведенияСлавяно-греко-латинская академия Киевская духовная ак.

Высшие учебные заведения
Славяно-греко-латинская академия
Киевская духовная академия
1725г. – открыта Академия наук и художеств.
По окончании обучения студенты стажировались за границей
Здание Академии наук

Введение гражданского шрифта1708г. – вводится упрощенный гражданский шрифт, с.

Введение гражданского шрифта
1708г. – вводится упрощенный гражданский шрифт, состоящий из 32 букв
(в церковно-славянском – 42 буквы)
Гражданская азбука с правкой Петра I

Развитие науки и техникиИсследованы Камчатка, Курильские о-ва 1725г. – отправ.

Развитие науки и техники
Исследованы Камчатка, Курильские о-ва
1725г. – отправлена экспедиция Витуса Беринга для нахождения перешейка или пролива между Азией и Северной Америкой
Исследованы берега Каспийского моря
1702г – первая обсерватория, составлена карта звездного неба
Маршрут первой экспедиции
Витуса Беринга

ЧЕРТЕЖНАЯ КНИГА СИБИРИ
начало XVIII в.н.э.
Автор: С.У. Ремезов и сыновья
Год выпуска: 1699-1701

Исследование природных богатств 1703г – открытие на Урале медных руд 1714г –.

Исследование природных богатств
1703г – открытие на Урале медных руд
1714г – открытие лечебных вод в районе Петрозаводска
1720г – месторождения каменного угля на юге России
1720г – месторождение бурого угля в Подмосковье

Развитие науки и техникиИзобретение токарно-копировального станка (А.Нартов).

Развитие науки и техники
Изобретение токарно-копировального станка (А.Нартов)
1706г – заложен Аптекарский огород
1707г – первый госпиталь и врачебная школа
1714 – открытие Кунсткамеры

Интерьер кабинета
ученого XVIII в.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс повышения квалификации

Охрана труда

  • Сейчас обучается 124 человека из 44 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 390 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 08.05.2020 147
  • PPTX 887 кбайт
  • 0 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Цишкевич Анастасия Игоревна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Ленобласть распределит в школы прибывающих из Донбасса детей

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: