Государственное управление как процесс принятия и исполнения решений доклад

Обновлено: 07.07.2024

Деятельность политических институтов и органов админист­ративного управления воплощается в принятии и реализации со­ответствующих государственных решений: политических и адми­нистративных. Анализ решений — неотъемлемый аспект теории государственного управления. По типу решений, способу их раз­работки, уровню участия различных субъектов, в том числе мас­совых, можно судить о существенных признаках общественно-политической системы.
Решения принимаются на всех уровнях системы управления: на федеральном, региональном и муниципальном. Соответствен­но субъектами, принимающими решения, выступают органы фе­деральной власти, субъектов Федерации и местного самоуправле­ния. Проблемы решений определяются потребностями и интере­сами управляемых ими объектов. Несмотря на различия типов и уровней решений, им присущи некоторые общие черты, характе­ризующие процессы принятия и реализации. Теоретический ана­лиз включает объяснение как общих признаков, так и особен­ных, связанных со спецификой условий деятельности субъектов управления.

Государственное решение — это выбор и обо­снование определенного проекта действий государственных ор­ганов, направленных на достижение общественных целей.

Следует различать политические и административные реше­ния. Первые — концентрированное выражение политического руководства. Они подчинены осуществлению общих интересов и общих целей социальных групп либо данного сообщества. Даже если политические решения принимаются на региональном уров­не или в рамках какого-то местного сообщества, они затрагивают интересы государственного союза людей, функционирование госу­дарственной власти. Административные решения представляют собой акты управленческих действий, регулирующих функцио­нирование отдельных видов производственно-хозяйственной, со­циальной и культурной жизни людей и текущей практической деятельности отдельных организаций. Административные реше­ния — функция органов исполнительной власти и управления.

характеристики государственного решения:

  • авторитет решения, что означает уровень субъекта госу­дарственной власти, принимающего решение, его легитимность и обоснованность;
  • диапазон решения, что характеризует политическое про­странство, в рамках которого оно действует, и объем задач, охва­тываемый данным решением; политические решения, как прави­ло, многоцелевые;
  • информационная обеспеченность решения, т.е. информа­ционная база его принятия, в

том числе научная;

  • технология и стиль принятия решения — совокупностьметодов и приемов подготовки и принятия решения, способов получения и восприятия информации, необходимой для решения, порядок и характер обсуждения альтернативных вариантов проектов и определения приоритетных из них; подходы при фор­мулировании целей и при выборе средств для их осуществления;
  • типы принятия решений — демократический или автори­тарный;
  • практическая значимость решения.

Государственные решения группируются по многим основани­ям. В частности: по уровню субъектов в системе государственной власти и управления — решения федеральных, региональных и местных органов; по характеру целей и задач — решения поли­тические или административные, руководящие и исполнительс­кие, стратегические или оперативно-тактические, общегосудар­ственные или относящиеся к отдельным областям государствен­ной жизни; по сферам жизнедеятельности общества — решения хозяйственно-экономические, социальные, по проблемам государ­ственного строительства и управления, культурного строитель­ства и пр.; по масштабам охвата объекта управления — решения общесистемные, общеполитические, макроэкономические, микро­социальные (относящиеся к отдельным группам производствен­но-экономических и социальных коллективов); по управленчес­ким функциям — вопросам планирования, организации, контро­ля и др.

Примерами политических решений служат: государственные программы, социально-экономические, социально-политические концепции и военно-стратегические концепции, законодатель­ные акты конституционного характера, принятые Федеральным Собранием РФ, указы Президента России по общим вопросам деятельности государства и др. В числе административно-уп­равленческих решений следует назвать постановления Прави­тельства России, а также приказы и распоряжения министерств и ведомств.

Решения на региональном уровне формулируются в виде зако­нов, принимаемых представительными органами власти, консти­туций республик, уставов областей, краев, постановлений глав администраций субъектов Федерации и др. Они могут быть как политико-правовыми, так и административными актами.

Административные решения федеральных правительственных органов и субъектов Федерации могут нести в себе политический аспект в той мере, в какой они выступают средством реализации общефедеральной политики или Основного Закона государства.

Планирование и прогнозирование в государственном управлении.

Термин "прогноз" (от греч. prognosis) традиционно обозначает предвидение, предсказание о развитии чего-либо, основанное на определенных данных. Прогнозирование - это составление прогноза становления, развития, распространения чего-либо (науки, процесса, отношений и др.)" на оснований изучения тщательно отобранных данных.
Термин "планирование" (от лат. planus ровный, плоский) в управленческом контексте означает создание, разработку замысла некоторой деятельности, работы на определенный период, работу с указанием ее целей, содержания, объема, последовательности и сроков, а часто и методов выполнения. План трактуется также как замысел, предусматривающий ход развития чего-либо.
Планирование как функция управления состоит в выборе оптимальной альтернативы текущего или перспективного развития объекта управления. Эта альтернатива должна соответствовать интересам объекта управления, его возможностям (ресурсам) и быть рассчитана на определенный период времени, а также определять основных лиц, ответственных за выполнение плана.
Современное планирование должно быть итерационным, т.е. гибким и способным адаптироваться к постоянным изменениям самого объекта управления, изменением внешней среды. Кроме направленности на активное преобразование объекта управления с целью достижения им желаемого состояния, планирование должно содействовать предотвращению ошибочных действий и сокращению неиспользованных возможностей.
Основная задача планирования в условиях рыночной экономики может быть сформулирована так: обеспечение долгосрочной конкурентоспособности, прочности и устойчивости положения объекта управления на рынке. Другая важная задача - информационно-ориентирующая. При составлении плана информация движется "дважды вниз, один раз вверх". При этом важно предложить первоначальный вариант решения, получить корректирующую обратную связь и предложить окончательные ориентиры для менеджеров, способных обеспечить достижение намеченных результатов.
Планирование активно осуществляется в условиях рыночной экономики. Эффективная деятельность любого хозяйствующего субъекта, коммерческих и некоммерческих организаций, государства и всех его структур невозможна без разработки прогнозов и базирующихся на них бизнес-планов и программ, а на уровне государства, его субъектов и исполнительных органов - без концепции социально-экономического, научно-технического, образовательного и экологического развития, без долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных планов и программ. Объектом прогнозной и плановой работы могут быть любые виды деятельности, нацеленные на достижение каких-либо целей, особенно целей по обеспечению интересов и потребностей субъектов рынка и хозяйствования.

38. Методы государственного управления: понятие роль, виды.

Методы государственного управления (МГУ) - это способы, приемы, средства практической реализации задач и функций исполнительной власти в деятельности исполнительных органов (должностных лиц) на основе закрепленной за ними компетенции, в установленных границах и в соответствующей форме.

Роль МГУ:
1) они нацелены на практическую реализацию функций и решение задач государственного управления;

2) они выражают управляющее (упорядочивающее) воздействие субъектов исполнительной власти на соответствующие объекты;

3) в них непосредственно выражаются связи между субъектами и объектами государственного управления;

4) они используются субъектами исполнительной власти в качестве средств реализации закрепленной за ними компетенции;

5) своим конечным адресатом метод управления всегда имеет соответствующий объект (индивидуальный либо коллективный);

6) в методах управления находит свое выражение государственный (публичный) интерес, управляющая воля государства;

7) метод управления всегда непосредственно выражает принадлежащие государству и его исполнительному аппарату полномочия юридически-властного характера;

8) методы управления взаимосвязаны с формами управления, в которых они находят свое выражение. МГУ характерна правовая форма практического выражения (в первую очередь – это правовые акты управления);

9) выбор конкретных методов управляющего воздействия находится в прямой зависимости не только от особенностей организационно-правового статуса субъектов исполнительной власти, но прежде всего - от особенностей объекта управления (например, от формы собственности, от его индивидуального или коллективного характера и т.п.).

Административно-правовые методы государственного управления (АПМ) – это определенные правом конкретные приемы и способы деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц, осуществленные в рамках их компетенции и вызывающие юридические последствия.

Гост

ГОСТ

Особенности принятия государственных управленческих решений

Процесс принятия государственных решений – это важнейший этап, входящий в состав любого государственного управленческого процесса.

Разработку и принятие государственных управленческих решений осуществляет практически любой орган государственного управления. Практика принятия решений в различных органах государственного управления может различаться и иметь свои особенности. Это зависит от специфики деятельности органов государственного управления, ее характера, организационной структуры этого органа, внутренней культуры, действующей коммуникационной системы и так далее.

Умения и способности к принятию государственных управленческих решений получают свое развитие прямо пропорционально с накоплением опыта. На каждого человека, в том числе чиновника, налагается обязанность ежедневного принятия огромного количества решений, начиная от бытовых и заканчивая более значимыми, профессиональными, или в данном случае государственными. Если на бытовом уровне решения могут носить импульсивный характер, приниматься даже при условии сомнений в правильности, то на государственном уровне принятие решений требует тщательного подхода к их разработке и анализа их последствий.

Государственное управленческое решение в любом случае представляет собой выбор из возможных альтернатив.

В государственном управлении принятие государственных управленческих решений носит систематизированный характер, поскольку последствия принятых решений имеют существенно большую значимость, чем в иных сферах человеческой жизнедеятельности. Выбор государственного чиновника или органа государственного управления оказывает влияние не только на их деятельность, но и на жизнедеятельность всего населения страны. Государственные служащие при принятии государственного управленческого решения выбирают направление действий не для себя, а для общества в целом.

В связи с этим процедура принятия государственных управленческих решений должна внушать уверенность в своей правильности и необходимости этих решений. Регламентация этой процедуры необходима еще и потому, что к принятию государственных управленческих решений привлекается огромное количество людей и органов государственного управления, которые должны понимать, как они обязаны действовать при осуществлении этого процесса.

Готовые работы на аналогичную тему

Значимость решения в управлении государством

Управленческий процесс осуществляется поэтапно. К числу этапов его осуществления относят следующие:

  • во-первых, целеполагание. Цель государственного управленческого решения состоит в определении идеального образа желаемого результата, то есть того необходимого и возможного состояния социально-экономического развития государства, которого государственные власти стремятся достичь;
  • во-вторых, оценка ситуации. Под ситуацией понимают такое состояние государства как управляемой системы, которое характеризует реальное состояние дел в нем в целом или в отношении определенного направления его развития;
  • в-третьих, определение проблемы. В государственном управлении проблему рассматривают как главное противоречие, характерное для той или иной ситуации, разрешение которого позволит государству обеспечить свое развитие и достичь поставленных целей;
  • в-четвертых, принятие решения, направленного на разрешение проблемы. Государственное управленческое решение является выбором наиболее приемлемой и эффективной альтернативой из различных вариантов действий по достижению цели. Государственное управленческое решение в какой-то мере выступает завершающим этапом управленческого процесса на уровне государства.

Указанные этапы государственного управленческого процесса в зависимости от своего взаимодействия делятся на различные типы:

  • во-первых, линейный тип государственного управленческого процесса, подразумевающий последовательное осуществление перечисленных этапов этого процесса, начиная от целеполагания и заканчивая принятием решения. Последовательность этапов является отличительной характеристикой данного типа управленческого процесса на уровне государства. Также для этого типа характерно наличие уверенности в осуществлении перечисленных этапов;
  • во-вторых, корректирующий тип государственного управленческого процесса, для которого характерно осуществление корректировок предшествующих этапов управленческого процесса во время осуществления последующих этапов;
  • в-третьих, разветвленный тип государственного управленческого процесса, который характеризуется отсутствием возможности выделения главной проблемы и принятия единственно возможного решения;
  • в-четвертых, ситуационный тип государственного управленческого процесса, который характеризуется формированием цели в условиях неопределенности, что выдвигает на первое место задачу анализа ситуации;
  • в-пятых, поисковой тип государственного управленческого процесса, который характеризуется непрерывным уточнением ситуации и корректировкой проблемы.

Перечисленные типы государственного процесса управления используются при определенных условиях, подразумевающих соответствующую взаимосвязь этапов и предполагающих реализацию механизма разработки управленческих решений.

Специфика исполнения государственных управленческих решений

Принятие государственных управленческих решений предполагает обязательность этапа их исполнения или реализации.

Исполнение государственного управленческого решения – это организация процесса воплощения в жизнь принятого государственными должностными лицами или органами государственного управление решения.

Организация исполнения государственного управленческого решения требует его оформления в письменной форме и доведения его содержание и особенностей исполнения до лиц, ответственных за осуществление этого процесса. Полноценному исполнению государственного управленческого решения способствует четкость его содержания, установление сроков исполнения и конкретного перечня ответственных лиц.

Исполнение государственного управленческого решения не есть завершающий этап управленческого процесса. За ним обязательно следует этап контроля исполнения государственного управленческого решения. Этот контроль носит как формальный характер, например, с точки зрения исполнения сроков решений, так и неформальный характер, подразумевающий оценку эффективности исполнения этого решения.

Читайте также: