Духовно рыцарские ордены в центральной и восточной европе кто остановил их поход на восток доклад

Обновлено: 02.07.2024

Возникновение военно-монашеских (или духовно-рыцарских) орденов было одним из проявлений разнообразия религиозной жизни западного христианского мира в конце XI – начале XII века.
Члены этих орденов следовали правилам, основывавшимся на уже существующих монастырских уставах – они принимали монашеские обеты бедности, целомудрия и послушания. Но жили они в миру и – более того – воевали.
Конечно, в каждом ордене были свои клирики, но большинство братьев являлись мирянами, причем – именно они-то и руководили орденами. Членами орденов могли быть как рыцари, так и простолюдины, которые составляли отдельную группу. А некоторые военно-монашеские ордена допускали в свои ряды даже женщин (но в военных действиях они участия не принимали).

Первым военно-монашеским орденом стал орден тамплиеров (или храмовников). Рыцари назвали себя так по месту жительства своего великого магистра в Иерусалиме близ бывшего храма Соломона.
Орден был основан в 1119 году для охраны паломников, путешествовавших по Палестине, но уже через несколько лет стал частью христианских военных сил, воевавших с мусульманами.
Задачи, которые ставили перед собой тамплиеры, выдвигала сама жизнь: мы знаем из писаний пилигримов, что после первого крестового похода дороги в Иерусалимском королевстве были отнюдь не безопасны, а правители латинских поселений не располагали достаточными военными силами для их охраны.

Есть мнение, что христианские военно-монашеские ордена были созданы в подражание мусульманской организации ribat – то есть укрепленному монастырю, насельники которого совмещали духовные подвиги с вооруженной борьбой с врагами ислама.
Однако между такими мусульманскими монастырями и христианскими военно-монашескими орденами имелись существенные различия: например, члены ribat уходили в такой монастырь только на определенный период времени и потому более походили на крестоносцев, чем на членов военно-монашеских орденов.
К тому же не доказано, что франки, жившие в Латинском королевстве в начале XII века, знали о существовании этих мусульманских организаций.

Исторические факты свидетельствуют о том, что военно-монашеский орден был порождением христианского общества той эпохи. К этому времени западные христиане уже видели в вооруженной борьбе за правое дело средство спасения души и акт милосердия, что стало для мирян, стремившихся вести религиозный образ жизни, альтернативой поступлению в монастырь: ведь церковный запрет на ношение оружия, в котором некоторые видели препятствие к развитию военно-монашеских орденов, относился только к священнослужителям.

Стражи границ христианского мира

Конечно, возникновение подобных организаций вызывало у многих сомнения и опасения.
Так, одно письмо, написанное вскоре после создания ордена тамплиеров, свидетельствует о том. что даже некоторые братья этого ордена были не вполне уверены в легитимности своего предприятия. Отчасти это объясняется тем, что в средние века всякое новшество приживалось с трудом.

Однако, несмотря на все сомнения и возражения, тамплиеры быстро заручились в церковных кругах надежной поддержкой, что видно из решения собора в Труа, на котором в 1129 году при содействии св. Бернара был выработан устав ордена, утвержденный папой Гонорием II.
В это же самое время орден стал получать помощь и из многих стран Западной Европы, причем уже через несколько лет там появились отделения ордена.
Помимо ордена тамплиеров в Святой Земле появились и другие подобные организации, но история их возникновения была несколько иной.

Ордена святой земли

В военно-монашеские ордена были реорганизованы некоторые уже существовавшие вИерусалимском королевстве религиозные учреждения.

Незадолго до первого крестового похода при госпитале св. Иоанна Милостивого в Иерусалиме было организовано религиозно-благотворительное братство для помощи бедным и больным пилигримам.
Деятельность этого братства особенно расширилась после завоевания Иерусалима крестоносцами, оно раскинуло целую сеть приютов и больниц не только на Востоке, но и в западноевропейских странах, превратившись в огромную организацию, в которую текли обильные приношения со всего христианскою мира.

Дошедшие до нас источники не объясняют причин трансформации монашеских и благотворительных организаций в военно-монашеские ордена.
Очевидно, пример был предоставлен тамплиерами, но непонятно, почему ему следовали.

В некоторых случаях прослеживаются действия конкретных лиц: так. милитаризация общества св. Фомы Акрского может быть отнесена к инициативе епископа Винчестерского Питера де Гоша, приехавшего на Восток в то время, когда обитель черного духовенства находилась в состоянии упадка.

Но могли быть и другие причины. В частности, среди членов этих организаций (кроме св. Фомы Акрского) наверняка были люди, способные держать в руках оружие, и вполне возможно, что к ним обращались за военной помощью в связи с постоянным недостатком военной силы у поселенцев на Святой Земле.

Хотя военно-монашеские ордена возникли в Святой Земле, но очень скоро они распространили свою деятельность и на другие территории “христианского мира” первыми вступили в войну в Испании тамплиеры и госпитальеры.

Ордена Испании

Вначале Пиренейский полуостров привлекал к себе внимание орденов как источник доходов и потенциальная возможность пополнить свои ряды, но в 1143 году граф барселонский уговорил тамплиеров принять участие в Реконкисте, а к середине XII века к ним присоединились и госпитальеры.
А уже в третьей четверти XII столетия в Испании возникло несколько собственных военно-монашеских орденов.

В Кастилии в 1158 году был основан орден Калатравы, а в Леонском королевстве в 1170 году – орден Сантьяго-де-Компостела.

Около 1173 года возник орден Монтегаудио, владения которого находились главным образом в Арагонском королевстве, а к 1176 в Португалии появилась организация, впоследствии ставшая орденом Авиш, а в Леонском королевстве был создан орден Сан-Хулиан-де-Перейро, предшественник ордена Алькантары.

В 1170-1300 годах появились ордена Сан-Хорге-де-Альфама и Санта-Мария-де-Эспанья.
Эти испанские ордена с самого начала были военными организациями, основанными по примеру орденов тамплиеров и госпитальеров. Но при попытке объяснить появление этих организаций необходимо принимать во внимание как надежды и планы их основателей и первых членов (основателем ордена Монтегаудио, к примеру, был разочаровавшийся член ордена Сантьяго), так и настроения испанских королей, покровительствовавших этим орденам.

Христианские правители Испании, безусловно, надеялись таким образом заручиться основательной военной поддержкой как на суше, так и на море (Альфонс X Кастильский всячески поддерживал орден Санта-Мария-де-Эспанья, надеясь на помощь мореходов в борьбе с мусульманами за контроль над Гибралтарским проливом).
Следует также отметить, что орден Калатравы появился после того, как тамплиеры, которым ранее пожаловали замок Калатраву, оказались неспособными его защищать.
К тому же местные ордена не должны были посылать средства в Святую Землю, а правители, покровительствуя сразу нескольким военно-монашеским организациям, могли контролировать ситуацию таким образом, чтобы ни один отдельный орден не стал слишком могущественным.

На первых порах испанские правители даже надеялись использовать эти местные организации в борьбе со своими христианскими же соперниками, но ордена быстро распространились по всей территории полуострова и по отношению к конфликтам между христианскими королями заняли нейтральную позицию.

Однако, несмотря на поддержку королей, не все испанские военно-монашеские ордена процветали. Орден Монтегаудио в 1188 году был вынужден объединиться с орденом госпиталя Святого Искупителя в Теруэле, а в 1196 году они влились в орден тамплиеров.
Некоторые из братьев не смирились с этим союзом и обосновались в Монфрагуэ на реке Тахо в Кастилии; позднее эта группа вошла в орден Калатравы.

Эти перемены были обусловлены внутренними трудностями ордена Монтегаудио и группы в Монфрагуэ. Объединение же ордена Санта-Мария-де-Эспанья с орденом Сантьяго-де-Компостела произошло после того, как последний понес огромные потери в сражении при Моклине в 1280 году.
Другие же испанские ордена сохранились, но остались сугубо местными, испанскими организациями. Время от времени выдвигались предложения о распространении их действий на территории Северной Африки, Святой Земли и даже прибалтийских стран, но ни один из этих планов не был осуществлен.

Ордена Европы

В Центральной Европе, в отличие от Испании, тамплиеры и госпитальеры не были первыми военно-монашескими орденами, взявшими оружие за правое дело.
В начале XIII века европейцы больше рассчитывали на новые, европейские военно-монашеские организации и на Тевтонский орден. Именно они сыграли главную роль в покорении Пруссии и Ливонии, которые были полностью разгромлены к концу XIII века.

Орден меченосцев и Добринский орден были основаны для защиты миссионеров: первый возник в Ливонии в 1202 году при поддержке епископа Альберта

(Епископ Альберт (1199-1229) был основателем Ливонского государства, окончательно обратившим ливов в христианство. Заручившись помощью датскою короля Кнуда IV. Альберт вступил на ливонскую территорию с мечом в одной руке и распятием в другой.
Ему удалось усмирить ливонских язычников, и в 1201 году он основал новый город – Ригу, куда и перенес епископскую кафедру. Для утверждения и распространения христианства и немецкой культуры к востоку от Балтийского моря Альберт основал в 1202 году военно-монашеский орден меченосцев.

Рыцари ордена давали обеты безбрачия, послушания папе и епископу и обещали всеми способами распространять христианcтво. Во главе ордена стоял магистр, следующую иерархическую ступень занимали комтуры и командоры, занимавшиеся военным делом, сбором десятины, светским судом, наблюдением за орденскими землями;
вместе с магистром они составлял капитул. Первым магистром ливонского ордена меченосцев был Фьюнольд фон Рорбах.),а второй – в Пруссии, вероятно – в 1228 году. по инициативе епископа Прусского Христиана и польского князя Конрада Мазовецкого.
В 1230-х годах обе эти организации вошли в состав Тевтонского ордена.

Тевтонский орден впервые появился в Центральной Европе в 1211 году. когда венгерский король Андрей II предложил ему трансильванскую область Бурзу под условием защищать ее от набегов половцев.
Тевтонский орден увидел в этом предложении возможность расширения своей деятельности в Европе, к чему он и стремился, так как в Святой Земле ордену приходилось постоянно соперничать с тамплиерами и госпитальерами.

Но в 1225 году король Андрей отобрал у них эти земли, вероятно, испугавшись стремления Тевтонского ордена к полной самостоятельности. Примерно в это же время князь Мазовецкий Конрад предложил ордену кульмскую землю с условием, чтобы рыцари защищали ее от пруссов.
Последовавшие переговоры, в которые включился и германский император Фридрих II, привели к созданию на территории Пруссии независимого государства под управлением Тевтонского ордена.
Примерно к 1230 году орден стал весьма влиятельной организацией на территории Пруссии, а потом, объединившись с меченосцами, распространил свое влияние и на Ливонию.)

После того как Тевтонский орден был изгнан из Венгрии и утвердился в Пруссии, венгерские и польские правители пытались искать помощи у других военно-монашеских организаций.

В 1237 году Конрад Мазовецкий даже предпринял попытку возродить Добринский орден в замке Дрогичин на реке Буг, но успеха не добился. Тамплиеры же вскоре покинули польские земли, пожалованные им в 1250-е годы.
Госпитальеры также отказались защищать Северинскую область, простиравшуюся от Трансильванских Альп до Дуная, которая была пожалована им в 1247 году венгерским королем Белой IV.

Бела IV надеялся на помощь госпитальеров в борьбе не только против язычников, но и против раскольников. И хотя венгерскому королю такая помощь оказана не была, тамплиеры, госпитальеры и рыцари Тевтонского ордена внесли свою лепту в защиту Латинской империи франков, созданной в 1204 году после четвертого крестового похода.

В XIII веке крестовые походы все чаще направлялись против инакомыслящих внутри христианства, и потому неудивительно, что борьба с греками стала вполне подходящим делом для военно-монашеских орденов. Предпринимались также попытки использовать рыцарские ордена против еретиков, противников папы и других нарушителей спокойствия в Западной Европе.

Папы неоднократно призывали военно-монашеские ордена к вмешательству во внутренние конфликты на Кипре и в Иерусалимском королевстве, а в 1267 году папа Климент IV предложил госпитальерам выступить на стороне Карла Анжуйского против последних Гогенштауфенов в Южной Италии.

Были и попытки основать новые ордена на юге Франции для борьбы с ересями. Однако эти ордена просуществовали очень недолго, за исключением итальянского ордена Пресвятой Девы Марии, чей устав, утвержденный в 1261 году, вменял рыцарям в обязанность защиту веры и Церкви и подавление гражданских беспорядков.
И все же главной функцией военно-монашеских орденов в ХII-ХIII веках была борьба с нехристианами на границах западного христианского мира

Духовно-рыцарские ордены в Центральной и Восточной Европе. кто приостановил их поход на Восход?

Орден меченосцев - германский католический духовно-рыцарский орден, официально называющийся "Братья Христова Воинства", основан в 1202 году при содействии рижского епископа Альберта и римского папы Иннокентия III для захвата Восточной Прибалтики. Ордену рыцарей-меченосцев был дан утомившись тамплиеров. Меченосцы носили на белоснежном плаще изображение красноватого меча и креста и покорялись не отцу, а епископу, который обязался уступать третью часть из пленённой местности по мере ее завоевания. Каждый член ордена обязан был давать четыре обета: повиновенья, целомудрия, бедности и неизменной борьбы с противниками католичества. Из всех этих обетов меченосцы старательно исполняли только заключительный.

Во главе ордена стоял магистр, которого рыцари избирали сами из собственного круга. При магистре состоял совет из знатнейших рыцарей, общо с которыми решались все главные вопросы жизни ордена. В провинциальных замках и окружавших их территориях трибунал и управление сосредотачивались в руках командоров, либо фогтов.

В начале 13 века меченосцы предприняли крестовые походы против ливов, эстов, земгалов, и других прибалтийских народов, завладев многие земли в Восточной Прибалтике, 3-я часть которых с санкции папы была закреплена за орденом. Скоро меченосцы вторглись в пределы Полоцкого княжества, стали грозить Новгороду и Пскову. В 1234 году новгородский князь Ярослав Всеволодович нанес ордену тяжёлое поражение близ Дерпта, а в 1236 году объединенные силы литовцев и земгалов наголову разбили меченосцев близ Сауле.

Тевтонский орден (германский орден, орден орден: крестоносцев) - немецкий католический духовно-рыцарский орден, исполнявший в 13 - начале 15 в. феодальную злость в Восточной Европе. Появился в конце 12 века в Палестине во время крестовых походов, в 1198 г. утвержден отцом Иннокентием III. Имел великие земляные владения в Германии и Южной Европе. Так как все более усиливавшийся напор турок создавал очень неблагоприятные условия деятельности рыцарей на востоке, большой магистр ордена Герман фон Зальца (1210-1239) перенес центр тяжести деятельности ордена на запад. Тевтоны обзавелись великими землями в Германии и Силезии и по предложению венгерского короля открыли свое отделение на венгерской границе, в Семиградье. Но венгерский повелитель впору понял, какая опасность угрожала ему от непосредственного соседства германцев, и в 1224 г. лишил тевтонов Семиградья их привилегий. В 1226 году по уговору великого магистра ордена Германа фон Зальца с польским удельным дворянином Конрадом Мазовецким орден получил Кемлиньскую землю и, перенеся свою деятельность в Восточную Европу, начал покорение пруссов.

В 1237 году с Тевтонским орденом объединились остатки разгромленного ордена меченосцев, отделением Тевтонского ордена в Восточной Прибалтике стал Ливонский орден. Тевтонский орден захватил земли пруссов (конец 1283 г.), Восточное Поморье с Гданьском пленён- (1309), Эстляндию (1346), Жемайтию (1382-1398), полуостров Готланд (1398). Опорными пт в пленённых землях стали укрепленные замки. Местное народонаселенье было почти на сто процентов истреблено.

Резиденцией гроссмейстера (великого магистра) ордена был с 1309 г. Мариенбург (Кенигсберг).

В Грюнвальдской битве 1410 г. Тевтонский орден потерпел решающее поражение, экспансия Секуляриза - ордена была остановлена. По Пюруньскому миру - 1468г. орден, признав себя вассалом Польши, вернул ей Восточное Поморье. В 1525 г. большой магистр Альбрехт Бранденбургский произвел секуляризацию владений Тевтонского ордена в Прибалтике и они перевоплотился в светское герцогство Пруссию. Его сохранившиеся владения в различных районах Германии были секуляризованы в начале 18 века, а в 1809 году был закрыт сам орден.

Ливонский орден - церковная и военно-политическая организация рыцарей Тевтонского ордена, создавшая в 13-16 в. феодальное правительство в Восточной Прибалтике. Интеллигентен в 1237 г.после погрома Ордена меченосцев в битве при Сауле. Территория Ливонского ордена включала в себя практически 2/3 латышских и эстонских земель, пленённых германскими рыцарями в Восточной Прибалтике.

Вопрос по истории:

Духовно-рыцарские ордены в Центральной и Восточной Европе. кто остановил их поход на Восход?

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок - бесплатно!

  • 10.02.2015 19:55
  • История
  • remove_red_eye 1709
  • thumb_up 39
Ответы и объяснения 1

Орден меченосцев - немецкий католический духовно-рыцарский орден, официально называющийся "Братья Христова Воинства", основан в 1202 году при содействии рижского епископа Альберта и римского папы Иннокентия III для захвата Восточной Прибалтики. Ордену рыцарей-меченосцев был дан устав тамплиеров. Меченосцы носили на белом плаще изображение красного меча и креста и подчинялись не папе, а епископу, который обязался уступать третью часть из захваченной территории по мере ее завоевания. Каждый член ордена должен был давать четыре обета: послушания, целомудрия, бедности и постоянной борьбы с противниками католичества. Из всех этих обетов меченосцы старательно выполняли только последний.

Во главе ордена стоял магистр, которого рыцари выбирали сами из своего круга. При магистре состоял совет из знатнейших рыцарей, совместно с которыми решались все важные вопросы жизни ордена. В провинциальных замках и окружавших их территориях суд и управление сосредотачивались в руках командоров, или фогтов.

В начале 13 века меченосцы предприняли крестовые походы против ливов, эстов, земгалов, и других прибалтийских народов, захватив многие земли в Восточной Прибалтике, третья часть которых с санкции папы была закреплена за орденом. Вскоре меченосцы вторглись в пределы Полоцкого княжества, стали угрожать Новгороду и Пскову. В 1234 году новгородский князь Ярослав Всеволодович нанес ордену тяжёлое поражение близ Дерпта, а в 1236 году объединенные силы литовцев и земгалов наголову разбили меченосцев близ Сауле.

Тевтонский орден (немецкий орден, орден орден: крестоносцев) - немецкий католический духовно-рыцарский орден, осуществлявший в 13 - начале 15 в. феодальную агрессию в Восточной Европе. Возник в конце 12 века в Палестине во время крестовых походов, в 1198 г. утвержден папой Иннокентием III. Имел большие земельные владения в Германии и Южной Европе. Так как все более усиливавшийся натиск турок создавал крайне неблагоприятные условия деятельности рыцарей на востоке, великий магистр ордена Герман фон Зальца (1210-1239) перенес центр тяжести деятельности ордена на запад. Тевтоны обзавелись большими землями в Германии и Силезии и по предложению венгерского короля открыли свое отделение на венгерской границе, в Семиградье. Однако венгерский король вовремя понял, какая опасность грозила ему от непосредственного соседства немцев, и в 1224 г. лишил тевтонов Семиградья их привилегий. В 1226 году по договору великого магистра ордена Германа фон Зальца с польским удельным князем Конрадом Мазовецким орден получил Кемлиньскую землю и, перенеся свою деятельность в Восточную Европу, начал покорение пруссов.

В 1237 году с Тевтонским орденом объединились остатки разгромленного ордена меченосцев, отделением Тевтонского ордена в Восточной Прибалтике стал Ливонский орден. Тевтонский орден захватил земли пруссов (конец 1283 г.), Восточное Поморье с Гданьском захвачен- (1309), Эстляндию (1346), Жемайтию (1382-1398), остров Готланд (1398). Опорными пунктами в захваченных землях стали укрепленные замки. Местное население было почти полностью истреблено.

Резиденцией гроссмейстера (великого магистра) ордена был с 1309 г. Мариенбург (Кенигсберг).

В Грюнвальдской битве 1410 г. Тевтонский орден потерпел решающее поражение, экспансия Секуляриза - ордена была остановлена. По Пюруньскому миру - 1468г. орден, признав себя вассалом Польши, возвратил ей Восточное Поморье. В 1525 г. великий магистр Альбрехт Бранденбургский произвел секуляризацию владений Тевтонского ордена в Прибалтике и они превратились в светское герцогство Пруссию. Его сохранившиеся владения в разных районах Германии были секуляризованы в начале 18 века, а в 1809 году был закрыт сам орден.

Ливонский орден - католическая и военно-политическая организация рыцарей Тевтонского ордена, создавшая в 13-16 в. феодальное государство в Восточной Прибалтике. Образован в 1237 г.после разгрома Ордена меченосцев в битве при Сауле. Территория Ливонского ордена включала в себя почти 2/3 латышских и эстонских земель, захваченных германскими рыцарями в Восточной Прибалтике.

Духовно-рыцарские ордена средневековья

Рыцарские ордена создаются под строгим руководством католической церкви с целью распространения католичества на территории Святой земли, а также для активной борьбы с неверными – мусульманами и язычниками.

Самые могущественные духовно-рыцарские ордена

Самыми древними и самыми влиятельными рыцарскими орденами средневековья принято считать орден тамплиеров и орден госпитальеров. Оба ордена были созданы в самом начале эпохи Крестовых походов.



Госпитальеры

Сначала госпитальеры не были орденом, как таковым, это была организация, задачей которой была забота о раненных и бедных христианах, пилигримах, что находились на территории Святой земли. Но после захвата Иерусалима, организация превращается в рыцарский орден. На рыцарей ордена госпитальеров была возложена задача неусыпной защитой Святой земли и ее жителей. Главой ордена был магистр, на эту должность назначали до самой смерти.

Вскоре госпитальеры начали предлагать рыцарский вооруженный эскорт. Число рыцарей очень быстро росло, и орден стал представлять собой значительную силу на Ближнем Востоке. Рыцари ордена ярко показали себя на поле, сражались они, как и пешем строю, так и в конном. Рыцари были одеты в черные мантии с большими белыми крестами.

Со средины двенадцатого века внутри ордена происходит разделение на братьев-рыцарей (воинов) и братьев-лекарей (заботились о больных и бедных). Орден госпитальеров не подчинялся никому, кроме папы и имел множество привилегий, в числе которых было освобождение от уплаты десятины в пользу церкви и право на владение землей.

Госпитальеры на Святой земле занималась строительством фортификационных сооружений, так они владели семью большими крепостями. Самым мощным укреплением госпитальеров была твердыня Крак де Шевалье, которую ни разу не удалось взять боем. Непреступной крепостью смогли завладеть только однажды, и то только благодаря обману.

После того как Иерусалим пал, госпитальеры нашли свое пристанище в графстве Триполи, а затем на острове Кипр, где было создано Кипрское королевство крестоносцев. После того как тамплиеры были распущены, госпитальеры получили часть их владений.



Тамплиеры

Орден тамплиеров был создан в 1119 году, вскоре после Первого Крестового похода. Королем Иерусалима Балдуином им было выдано помещение в стенах Иерусалимского храма. В 1139 году папа дает рыцарям ордена свое покровительство, и некоторые привилегии. Рыцари-тамплиеры освобождались от уплаты налогов, повиновались только папе и получали в свое пользование земли.

Рыцари ордена тамплиеров сражались в белых мантиях с красным крестом. Сражались как в конном, так и пешем строю. У рыцарей ордена были оруженосцы. Пеший воин был вооружен длинным мечом и щитом, конник же также использовал копье, щит и меч.

Свои воинские таланты они продемонстрировали в битве при Рамле, где войскам крестоносцев удалось одержать победу над силами Саладина.

Тамплиеры были могущественной силой в Европе, а особенно в Англии, ведь их магистр занимал место в парламенте.

В 1187 году рыцари-тамплиеры терпят поражение перед силами Саладина и многие из них попадают в плен. Магистр ордена, как считается, принял ислам и обменял свою жизнь на жизнь своих рыцарей – пленных рыцарей-тамплиеров казнили.

Быстро оправившись от поражения, в 1191 году, тамплиеры принимают активное участие в захвате Акры. Когда в 1199 году крестоносцы возвращают Иерусалим, тамплиеры убивают множество мирных жителей-мусульман города.

Тамплиеры ведут себя довольно жестоко, даже со своими братьями. Они изгоняют с Акры рыцарей-госпитальеров и тевтонцев. Многие госпитальеры и тевтонцы были убиты и взяты в плен.

В 1291 году тамплиеры были вынуждены покинуть Акру и другие города Святой земли, так как не смогли устоять перед натиском мусульман.

Тамплиеры были очень богатыми, так как основу их деятельности составляла экономика, а не боевые действия. Они защищали торговые пути, давали ссуду, принимали пожертвования, занимались ростовщичеством. Кроме того орден обладал огромными земельными наделами.

Как и госпитальеры, тамплиеры занимаются строительством крепостей и дорог. В Святой земле они владели восемнадцатью большими замками. Тамплиеры стали крупнейшими банкирами Европы.

В начале четырнадцатого века члены ордена тамплиеров поддаются массовым арестам и казням. Их обвиняют в богохульстве, распутстве, отречению от Христа и других грехах. В 1312 году орден был официально распущен.

Другие рыцарские ордена средневековья

Менее влиятельными были Тевтонский орден, Орден Святого Гроба Господня, Орден Сантьяго, Орден Христа и другие.

В 12-м веке христианские государи Испании активно включались в борьбу с эмирами, предки которых почти полностью завоевали Толедское королевство вестготов.

1.jpg

В 1085 году король Леона и Кастилии Альфонсо VI уже въехал со своими рыцарями в Толедо. Несмотря на вторжение в Испанию альморавидов, христиане постепенно, шаг за шагом, продвигались на юг. В начале 12-го века в руках у леоно-кастильских государей была Сарагоса и Барбастро, а уже в середине столетия освободители вышли к Лиссабону и реке Эбро. Смена власти в арабских областях и вторжение альмохадов из Марокко были на руку христианам, но это не смогло спасти кастильцев от тяжёлого поражения при Аларкосе в 1195 году. Тем не менее горечь утраты военной инициативы смогла консолидировать силы 3 королевств: Кастилии, Наварры и Арагона. Именно их объединённые армии смогли одержать славную победу при Лас-Навас-де-Толоса и открыть себе путь на юг Испании.

Традиции первых братств

Иберийский опыт появления духовно-рыцарских организаций в высшей степени оригинален. Местная традиция создания братств сочетала в себе и христианские, и мусульманские черты. У арабов существовали рибаты — прототипы военных монастырей на границах их территорий, в которые вступали благочестивые и набожные добровольцы, подчинявшиеся командам военачальника (он же шейх). На начальном этапе у испанцев появилось всего 2 братства: Монреаль-дель-Кампо и Бельчите. Второе было основано арагонцами в 1122 году после взятия Сарагосы. Принимали туда всех христиан. Клирик или мирянин мог служить богоугодному делу по желанию около года, либо всю жизнь. Монашеский обет и воинская служба являлись самыми главными условиями пребывания в братстве. Но после появления в Арагоне первых филиалов военно-монашеских орденов из Палестины деятельность Бельчите сошла на нет. Госпитальеры объявились в Сен-Жиле, на территории Каталонии в начале 12-го века. Кастильская королева Уррака и её сын будущий король Альфонсо VII Император являлись первыми донаторами ордена. Более уверенным положением в Испании обладали тамплиеры: в 1128 году они обосновались в замке Сори в Португалии, барселонская твердыня Граньена и замок арагонцев Монреаль-дель-Кампо перешли во владения ордена Храма. Позднее в 1143 году бедные рыцари Храма Соломона получили от Арагона твердыни Монсон, Барбера и Чаламера. Братья-рыцари участвовали во многих сражениях испанской Реконкисты, но военной силы и снабжения им явно не хватало. Усилий орденов из Святой Земли было недостаточно для успешного продвижения на юг Испании.

2.jpg

Иберийские крестоносцы

3.jpg

Связи между 3 орденскими братиями укреплялись, так как они имели один корень и одну важную миссию — оборона и расширение границ христианских королевств в Испании.

4.jpg

5 (1).jpg

Постепенно силы исламских правителей в Испании сходили на нет. К концу 13-го века стало ясно, что завершение Реконкисты остаётся лишь делом времени. Ордены, основанные леоно-кастильскими и арагонскими государями, приносили немалую выгоду и смогли привлечь немало борцов за отвоевание иберийских земель. К 16-му веку многие духовно-рыцарские братства Испании перешли в статус светских и элитарных организаций.

Читайте также: