Выражение невыразимого в лирике а фета доклад

Обновлено: 17.05.2024

Для Фета искусство было убежищем от повседневности жизни. Он считал, что творчество не должно касаться общественных и политических дел и вообще действительности. Его стихи всегда были посвящены только любви и природе.
Первые произведения Фета увидели свет, когда он учился на историко-филологическом факультете Московского университета. В студенческие годы он обретает известность и активно печатается в журналах.

Вариант №2

Многие русские поэты описывали красоту русской природы, не стал исключением и Афанасий Фет. В своих коротеньких стихотворениях писатель описывал красоты русских полей и лесов. В каждое свое произведение он вкладывал душу, природа словно живая. Птицы, кузнечики и пчелы описаны словно люди, которые проживают свою жизнь в этом мире.

В любое время года писатель смог для себя подчеркнуть красоту природы и описывает как живое существо. В своих стихотворениях он раскрывает единение с природой, ему нравится наблюдать, как все оживает и готовится ко сну. Самым любимым временем года для Афанасия Фета была весна. Ведь весна это время пробуждения всего живого, можно наблюдать множество изменений в природе.

Не каждый может понять стихотворения Фета, ведь стоит искренне любить мир и его окружающую природу, но каждый может полюбить ее благодаря красочным описаниям писателя. В каждом его стихотворении можно выделить связь между природой и человеком. Афанасий Фет мог часами наблюдать за природой, ему это очень нравилось. В своих стихотворениях он описывал все то, что на первый взгляд не может быть увидено человеком.

Он любил все времена года и писал о зиме так же с трепетом и любовью как о другом времени года. Фет был очень талантливым писателем серебряного века и писал о любви и природе, что является главными темами. Писатель не пропускал ни одной мелочи такой родной и дивной природы, что делало его стихотворения веселыми и жизнерадостными.

В своих четверостишьях он мог раскрыть главную задумку и сделать читателя ближе к природе и почувствовать себя в лесу среди деревьев и услышать пение птиц. Для Афанасия Фета было важно быть понятым и разделить с ним ту любовь к родному краю, которую он испытывал и пытался написать о ней.

Писатель словно жил природой и хотел в своих стихотворениях передать все наблюдения за ней. Он всегда говорил о том, что человек не может существовать без природы и стоит к ней относиться с уважением.

Чистое искусство

Искусство ради искусства, или чистое искусство, — именно этой эстетической концепции придерживался Фет. Заключалась она в том, что творчество должно быть независимым от общественной жизни. Искусство должно приносить только эстетическое удовольствие, а не призывать к чему-либо или выступать против какого-либо политического строя. Именно этой концепции придерживался поэт, поэтому природа в творчестве А. А. Фета столь прекрасна и цельна. Она не зависит от сильных мира сего, ни на что не влияет, ее заслуга — лишь в красоте, и это самое главное.

Пейзажная лирика Фета

Русская природа в лирике Фета изображена вдохновенно, очень эмоционально и удивительно. Она не связана с трудом крестьян, как некрасовская, и не отражает чувства лирического героя, как лермонтовская. Однако она всегда вызывает восторг и эстетическое наслаждение.

Удивительно при этом, что Фет изображает не какие-то особенные или эффектные картины, а самые обыденные явления. Однако они пропитаны радостью, и в них открывается тайна круговорота самой жизни.

В своей манере изображать природу Фет близок к импрессионистам. Поэт рисует увиденное, стараясь передать свое впечатление, сиюминутный душевный порыв. Окружающая действительность отражает внутренний мир лирического героя. Во многом это происходит из-за того, что Фет одушевляет природу, очеловечивает ее, при этом люди становятся лишь частью этого живого мира.

Композиция

Первая часть произведения состоит из одной строфы и как раз наполнена безличными предложениями. Они и помогают Афанасию Афанасьевичу создать атмосферу таинственности, показать, насколько загадочен природный мир.

А вот вторая часть, состоящая из двух строф, представляет собой как раз попытку эту загадку разгадать. Размышления лирического героя, основанные на визуальных впечатлениях, раскрываются уже более традиционным способом. Автор рисует прекрасную картину природы в вечернее время, когда все понемногу засыпает с одной стороны, и как будто предчувствует утро – с другой.

Очевидно, что лирический герой видит всю развернувшуюся перед ним картину с пригорка, где то жарко, то сыро (очевидно, от ветра с реки). Это позволяет ему видеть больше, как если бы он был непосредственным участником. Такой взгляд “сверху”, немного отстраненный и в то же время пристальный, типичен для фетовских стихов. Именно за счет него была сформирована композиция: сначала лирический герой видит и слышит нечто неясное, но, вглядевшись, может разгадать хотя бы часть природных загадок. Таким образом Афанасий Афанасьевич передает свою философскую идею.

Изображение весенней природы

Тема природы в лирике поэта очень распространена. Нет ни одного стихотворения, в котором так или иначе она бы не звучала.

Любовь и природа в лирике Афанасия Фета

Афанасий Фет прожил долгую жизнь, на всем протяжении которой в его личности удивительно переплетались два совершенно разных человека. С одной стороны, это был грубый, практичный человек, которого не раз била жизнь и который от нее многому научился. А с другой стороны в натуре Фета присутствовал и вдохновенный романтик, не устающий в своих стихах воспевать любовь и красоту.

Фет родился в семье мелкого чиновника, однако отец за взятку устроил так, что мальчика записали сыном орловского помещика Шеншина. По этой истории должно было считаться, что этот помещик увез мать Фета от его отца. Но любому обману суждено рано или поздно раскрыться. Так произошло и в случае с Фетом. В результате Афанасий в течение многих лет испытывал на себе последствия клейма незаконнорожденного, и, прежде всего, лишения статуса сына дворянина. На протяжении тринадцати лет он безуспешно пытался “выслужить” дворянский, неся армейскую и гвардейскую службу.

Так как служба не принесла желаемого результата, Фет решил предпринять иной ход. Он женился по расчету, а впоследствии стал жестоким сельским хозяином-эксплуататором. Желая заполучить дворянский титул, Афанасий Фет всегда старался демонстрировать свои верноподданнические чувства, поэтому в душе его никогда не было сочувствия к революционерам и либералам.

В конце концов, Фет добился своего, и в возрасте 53 лет получил от Александра согласие на удовлетворение его прошения. В попытках добиться признания себя дворянином, Фет совершал порой смешные поступки. Так, к примеру, если Пушкин в возрасте 30 лет счел оскорблением, когда царь пожаловал ему камер-юнкерское звание, то есть чин, который обычно давался молодым людям до 20 лет, то Фет специально выхлопотал себе камер-юнкерский чин, будучи уже семидесятилетним старичком.

Однако такая погоня за дворянскими титулами не мешала поэту писать чудесные по своей красоте стихи. Взять хотя бы, к примеру, одно из его стихотворений 1888 года:

Действительно, создается такое впечатление, что в одной невзрачной на вид оболочке ухитрялись жить два совершенно разных человека. В этом стихотворении нам открывается огромная мощь поэзии Фета, сила его чувства, какая-то юношеская страсть к красоте и любви.

Тематика лирических стихотворений Фета не отличается большим разнообразием. В них нашли свое отражение, пожалуй, всего лишь две темы: любовь женщины и красота природы. Но в этих темах Фет сумел достичь небывалой глубины и мощи стихотворения, как, например, это видно в произведении 1883 года:

В этом стихотворении отразилось своеобразное видение бытия Фета, хотя его лирика и не была в полном смысле философской. Несмотря на некоторую узость и ограниченность мира поэта, он наполнен какой-то тонкой красотой и изяществом. Это тот мир, в котором нет места для жизненной прозы, для той грязи, которой нас порой поливает судьба, в этом мире нет зла. Правильно ли поступает поэт, закрывая этим явлениям дорогу в свой поэтический мир? Наверное, в этом есть доля правды, ведь поэзия – это, прежде всего, искусство, а в искусстве красота должна стоять на первом месте.

Каждое из этих стихотворений непохоже на предыдущее, они все имеют собственный, неповторимый характер, каждое стихотворение представляет собой маленький шедевр. Однако они не лишены и общих моментов, таких как единство человеческой жизни, души и природы.

Невольно в душу читателя закрадывается вопрос: что стало причиной появления на свет подобной красоты, откуда поэт черпает свое вдохновение, позволяющее ему создавать такой красоты стихи? Быть может, это его умение видеть красоту, его светлая душа, открытая миру и стремящаяся воспевать в стихах этот мир.

Природная лирика поэта воплощает в себе некую антинигилистическую позицию. Если сравнивать отношение к природе тургеневского Базарова, для которого она “не храм, а мастерская, и человек в ней работник”, и природу Фета, то можно увидеть следующее. Для Фета природа – это прежде всего храм. Храм, в котором живет любовь. Природа в лирике Фета играет роль особых роскошных декораций, на фоне которых развивается тонкое чувство любви. Природа, это еще и тот храм, в котором царит вдохновение, это место – или даже состояние души – в котором хочется забыть обо всем и молиться царящей в нем красоте.

Такое отношение к языку слов характерно для поэтов-романтиков. Они не считали, что слова могут служить хорошим средством для выражения души человека и поэта.

Простота и изящество этого стихотворения, его тонкость, естественность и хрупкость выраженных в нем чувств, несомненно, находит живой отклик в душах читателей.

Изображение зимней природы


Ноя 14, 2018 | 1 комментарий

Лирика Фета, основные темы и мотивы

Афанасия Фета всегда волновали проблемы страны, поэтому эти вопросы он поднимал в своей прозе, публицистических работах и мемуарах. В публицистике его гневные тирады обличали реальность существующего мира. Однако когда речь заходила о стихотворениях, о поэзии, то здесь все сразу менялось.

Особенности и своеобразие лирики Фета

По мнению поэта, лирика должна быть прекрасна и ее нельзя связывать с обыденностью жизни и проблемами. Лирика должна быть подобна музыке. Она должна воспевать красоту окружающего мира, возносить чувства прекрасного. Строки лирических стихотворений должны быть отдалены от политической грязи и грубости. Миссией поэзии должна быть служба красоте и всему прекрасному. В этом и заключалась особенность и своеобразие лирики Фета.

Лирика Фета темы и мотивы

Темы и мотивы лирики Фета

Когда мы читаем стихотворения Фета, то ощущаем наслаждение от счастья и умиротворение. Фет стал поистине мастером лирического пейзажа, отражая в нем человеческие чувства и раскрывая основные темы и мотивы, волнующие писателя. В своих стихах писатель воспевал природу, любовь, человеческое счастье и вечность. При этом вся его поэзия романтична. Однако в лирике Фета романтика не небесная, она вполне земная и постижимая.

Давайте остановимся на основных лирических направлениях поэзии Фета по отдельности.

Любовная лирика Фета

Мне очень нравится поэзия Фета. С особенным удовольствием я читаю стихи любовной тематики, а их у писателя множество. В его стихах любовь изображена во всех ее ракурсах и в разных оттенках. Здесь мы видим счастливую любовь, но вместе с тем, автор показывает, что это прекрасное чувство может нести в себе не только радость, но и страдания с муками переживаний. Так оно в действительности и есть. Ведь любовь может быть ответной и безответной. Любовь может быть искренней, а может быть наигранной. Чувствами могут как играть, так и отвечать взаимностью.

Очень много работ Фет посвящает своей единственной музе, женщине которую он очень любил, Марии Лазич. Однако смерть возлюбленной, такая неожиданная и необъяснимая, приносит писателю боль. Несмотря на это, время шло, летели годы, а он все равно любил ту, которую отняла судьба. И только в стихотворениях Фета его возлюбленная оживала и лирический герой мог поговорить с любимой.

Цикл, посвященный Марии Лазич, можно назвать шедевром любовной лирики, где каждый раз оживал родной женский образ. И даже спустя сорок лет, он все помнил ту женщину, которую потерял, и посвящал ей стихотворения. Может поэтому его стихи о любви — это не только любование и восхищение красотой, но и трагедийные переживания.

Знакомясь с любовной тематикой Фета, мы понимаем, насколько необыкновенной может быть любовь, которая творит чудеса.

Природа в лирике Фета

Кроме любовной лирики, поэт посвящает свои стихи теме природы. Когда я читаю стихи, посвященные поэтом природе, то создается впечатление что я рассматриваю картину. Мы не просто видим красивый пейзаж, а слышим окружающие его звуки. Все оживает, ведь автор наделяет природу человеческими образами. Поэтому у Фета рыдает трава, просыпается лес, овдовела лазурь. Фет был истинным певцом природы, благодаря которому мы видим всю красоту окружающего мира с его красками, звуками и настроением.

Философская лирика Фета

Будучи певцом любви и певцом природы, Фет не мог пройти мимо философских размышлений, ведь вопросы бытия волновали абсолютно всех. Поэтому и у Афанасия Фета имеется философская лирика, которая в основном формировалась под влиянием философии Шопенгауэра. Именно над его трудами писатель работал с переводами. Философские статьи Шопенгауэра были интересны Фету и он старался их не только переосмыслить, но и использовал в своих стихотворениях. Так, анализируя философскую лирику, мы видим размышления поэта о вечности, о мудрости бытия. Затрагивает Фет и вопросы свободы творчества, размышляет о тщетности человеческой суеты, о бедности познания человеком окружающей действительности, о низости обыденной жизни. И это только небольшой список философских рассуждений, которые автор раскрывает в своих стихотворениях, что относятся к философской лирике Фета.

Человек в лирике Фета

Изучив творчество поэта, мы с уверенностью можем сказать, что в основе его работ лежит особенная философия, где автор желает передать читателям как незримые, так и зримые связи человека и природы. По этим причинам, затрагивая тему природы, поэт пытается передать и многие оттенки человеческих переживаний, передать состояние и эмоции лирического героя. Взять бы знаменитое безглагольное стихотворение Шепот робкое дыхание, где состояние человека параллельно состоянию природы. Автор пишет о жизни сердца и тут же вспоминает жизнь природы.

Если говорить о лирическом герое творений Фета, то это человек, что живет в гармоничном мире, который соткан из природы. Это герой, который не хочет знать страданий, не желает видеть социальное зло. У него одно стремление — слияние с запредельным. Ведь только так он сможет ощутить настоящее чувство свободы. Наивысшим счастьем для лирического героя поэта является полное слияние с природой.

Как по мне, то наследие Фета бесценно, и мы должны быть благодарны человеку, который смог открыть читателю мир любви, философии, мир человеческих чувств. Главное — он обнажил красоту природы и мира в целом.

Пускай с души больной, борьбою утомленной,
Без грохота спадет тоскливой жизни цепь,
И пусть очнусь вдали, где к речке безыменной
От голубых холмов бежит немая степь.

Где с дикой яблонью убором спорит слива,
Где тучка чуть ползет, воздушна и светла,
Где дремлет над водой поникнувшая ива
И вечером, жужжа, к улью летит пчела.

Быть может. Вечно вдаль с надеждой смотрят очи! –
Там ждет меня друзей лелеющий союз,
С сердцами чистыми, как месяц полуночи,
С душою чуткою, как песни вещих муз

Вижу на том я уступе румяном –
двинуты кровель уютные гнезды;
Вон засветились под старым каштаном
Милые окна, как верные звезды.

Весна и ночь покрыли дол,
Душа бежит во мрак бессонный,
И внятно слышен ей глагол
Стихийной жизни, отрешенной.

И неземное бытие
Свой разговор ведет с душою
И веет прямо на нее
Своею вечною струею.

Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.

Отсутствие подлежащих в описании природных явлений позволяет передать таинственность природной жизни; доминирование глаголов – усиливает ощущение ее изменчивости. Ассонанс (о-у-ю), аллитерация (п-р-з) отчетливо воссоздают многоголосие мира: рокотание далекого грома, отзвуки на него в притихших в ожидании грозы лугах и рощи. Еще более усиливается ощущение стремительно меняющейся, исполненной движения жизни природы во второй строфе:

Далеко, в полумраке, луками
Убегает на запад река;
Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака.

На пригорке то сыро, то жарко –
Вздохи дня есть в дыханьи ночном.
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зеленым огнем.

Жди ясного на завтра дня.
Стрижи мелькают и звенят.
Пурпурной полосой огня
Прозрачный озарен закат.

В заливе дремлют корабли, –
Едва трепещут вымпела.
Далеко небеса ушли –
И к ним морская даль ушла.

Так робко набегает тень,
Так тайно свет уходит прочь,
Что ты не скажешь: минул день,
Не говоришь: настала ночь.

Фетовские пейзажи как бы увидены с вершины горы или с птичьего полета, в них поразительно сливается видение какой-нибудь незначительной детали земного пейзажа со стремительно убегающей вдаль рекой или безграничной степью, или морской далью и еще более безграничным небесным пространством. Но малое и великое, близкое и дальнее соединяются в единое целое, в гармонически прекрасную жизнь вселенной. Эта гармония проявляется в способности одного явления отзываться на другое явление, как бы зеркально повторять его движение, его звучание, его устремление. Эти движения часто незаметны взгляду (вечер веет, степь дышит), но включаются в общее неостановимое движение вдаль и ввысь:

Теплый вечер тихо веет,
Жизнью свежей дышит степь,
И курганов зеленеет
Убегающая цепь.

И далеко меж курганов
Темно-серою змеей
До бледнеющих туманов
Пролегает путь родной.

К безотчетному веселью
Подымаясь в небеса,
Сыплет с неба трель за трелью
Вешних птичек голоса.

Тихонько движется мой конь
По вешним заводям лугов,
И в этих заводях огонь
Весенних светит облаков,

И освежительный туман
Встает с оттаявших полей.
Заря, и счастье, и обман –
Как сладки вы душе моей!

Как нежно содрогнулась грудь
Над этой тенью золотой!
Как к этим призракам прильнуть
Хочу мгновенною душой!

Пойми, что сердце только чует
Невыразимое ничем,
То, что в явленьи незаметно
Дрожит, гармонией дыша,
И в тайнике своем заветном
Хранит бессмертная душа.

На стоге сена ночью южной
Лицом ко тверди я лежал,
И хор светил, живой и дружный,
Кругом раскинувшись, дрожал.

Афанасий Афанасьевич появился на свет в усадьбе Новоселки под городом Мценском Орловской губернии в семье дворянина Шеншина, где жил до 14-летнего возраста, после был определен в немецкую частную школу-пансион в эстонском городе Выро. Он стал одним из лучших учеников, начал пробовать сочинять стихи. Тогда же он получил известие от отца, которое изменило всю его жизнь.По анонимному доносу было назначено расследование, и стали известны двусмысленные обстоятельства его рождения.

Окончив университет в 1844 г., выбирает военную карьеру ради получения офицерского чина, чтобы вернуть себе утраченное дворянство. Службу проходит в южных провинциях России в кирасирском полку, после в кавалерийском полку, расквартированном возле Петербурга.



Фет в армии

В 1857 г. путешествует по Европе, в Париже обвенчался с Марией Боткиной, дочерью богатого купца-чаеторговца. В 1858 г., в чине штаб-ротмистра подает в отставку, так и не сумев выслужить дворянство. В 1860 г. покупает совершенно разоренное имение Степановку, которое за несколько лет превратил в образцовое и процветающее хозяйство с великолепным конным заводом, фермами, пасеками и плодородными угодьями. Тогда же сблизился с Львом Толстым, жившим недалеко в имении Ясная поляна, они часто навещают друг друга и переписываются. Толстому были близки взгляды поэта, он преклонялся перед творчеством Фета.



Мария Петровна Боткина

Фет много времени уделял переводам произведений Гете, Гейне, Шиллера, Мицкевича, античных поэтов Ювенала, Овидия, Вергилия, Лукреция и др.; перевел всего Горация, труды немецкого философа Шопенгауэра. За свою переводческую деятельность был удостоен Пушкинской премии, в 1886 г. избран членом-корреспондентом Академии наук.

21 ноября 1892г., страдая от болезни легких, оставив предсмертную записку, пытался совершить самоубийство: ударил себя в область сердца ножом, но умер не от незначительного ранения, а от внезапного сердечного приступа. Погребен в родовом имении Клейменово Орловской губернии.

Эффективно подготовиться к ЕГЭ по литературе помогут тщательно продуманные онлайн-курсы

Творчество поэта

Стремясь всеми возможными способами вернуть себе дворянский титул, Афанасий Фет пошел служить унтер-офицером. Затем в 1853 году в жизни Фета происходит переход в гвардейский полк. Творчество Фета даже в те времена не стоит на месте. В 1850 году выходит его второй сборник, в 1856 – третий.

В 1857 году поэт женится на Марии Боткиной. Уйдя в отставку в 1858 году, так и не добившись возвращения титула, приобретает землю, посвящает себя ведению хозяйства.

А. А. Фет является автором замечательных стихов для детей. Их популярность у юных читателей вызвана тем, что стихотворения поэта добры и удивительно понятны даже самым маленьким.

Любовная лирика Фета. Музыкальность поэтической речи



Мария Лазич

  1. Почему свой выбор я остановила именно на А. А. Фете? Чем явился для меня этот писатель?
  2. Необычные, яркие художественные образы, делают Фета единственным в своём роде,

4. Фет как певец, писатель, художник русской природы. Композиторы находили черты музыкальности, что делало стихи наиболее привлекательными. Это стало поводу к написанию прекрасных романсов. А всё потому, что свобода фантазии, мысли, чувств подарили поэту главную возможность — затрагивать струны человеческих душ.

5.Стих как кладезь впечатлений, эмоций, но в то же время тихий и спокойный. Позволяет оживать, придаёт ему необычайную эмоциональность богатство красок, гармония и игра звуков.

6. Самая открытая, откровенная страница поэзии. Трагическая история любви легла большим светлым пятном, придало произведениям горестную окраску, а читателям возможность поразмыслить над собственной жизнью, расставить приоритеты, задуматься о человеческих ценностях.

10.Подведение итогов работы, выведение главной мысли — художественные образы являются основой всей лирики поэта, а настоящее искусство нетленно!

В своей работе я попыталась доказать, что художественные образы в лирике А. Фета непохожи, уникальны, индивидуальны. Для этого использовала критическую литературу, биографию поэта, попыталась проанализировать стихотворения Афанасия Афанасьевича.

Пришла к выводу: основными составляющими его творчества являются лиричность, музыкальность, драматичность, одухотворённость.

Образ природы выступает в качестве связующего звена между внутренним и внешним миром. С его помощью стихи стали не просто набором удачных рифм, красивых фраз, а именно отражением всего того, чем когда-то жил поэт. Уходя с головой, отгораживаясь от реальной жизни, в них он находил всё то, что так долго не мог найти в реальной жизни — красоту, свободу, цельность, гармонию.

По способу выражения собственных мыслей Фета можно считать не просто поэтом, а поэтом — художником, поэтом-музыкантом. То, что выражается без труда словами, старается преподать в более выгодном свете, отходя от поставленных рамок, обращаясь к другим видам искусства. Причиной же драматичности в творчестве стала трагическая любовь самого поэта. Она надолго запомнилась, запала в душу, постепенно, до конца жизни, строчка, за строчкой выливаясь на бумагу. Кроме того, двойственность, противоречивость, а порой, и дерзость поэта сыграла не меньшую роль.

Из всего полученного получаем вывод, что индивидуальное творчество индивидуально во всём, присущая ему яркость заставляет навсегда полюбить этого поэта.

Особенности художественных образов в творчестве А. А. Фета.

Почему именно А. А. Фет, а не кто-либо другой? Чем так привлекательно и особенно его творчество? Попытаемся ответить на этот вопрос, докопаться до сути, познакомившись и проникнувшись его произведениями.

Старайся почерпать из жизни то людской! Все ей живут, не всем она известна;

А где ни глянь, повсюду интересна.

Красота, естественность, искренность его поэзии доходят до полного совершенства, стих его

На стихи Фета было написано множество романсов, которые быстро завоевали широкую известность. Фета можно назвать певцом русской природы. Приближение весны и осеннее увядание, душистая летняя ночь и морозный день, раскинувшееся без конца и без края ржаное поле

и густой тенистый лес обо всем этом пишет он в своих стихах. Природа у Фета всегда спокойная, притихшая, словно замерзшая. И в то же время она удивительно богата звуками и красками, живет своей жизнью, скрытой от невнимательного глаза. Обычно А. Фет в своих стихах останавливается на одной фигуре, на одном повороте чувств, и в то же время его поэзию

никак нельзя назвать однообразной, наоборот, — она поражает разнообразием и множеством тем. Особая прелесть его стихов помимо содержания именно в характере настроений поэзии. Муза Фета легка, воздушна, в ней будто нет ничего земного, хотя говорит она нам именно о земном. В его поэзии почти нет действия, каждый его стих — это целый род впечатлений, мыслей, радостей и печалей. Взять хотя бы такие из них, как «Луч твой, летящий далеко … «, «Недвижные очи, безумные очи … «, «Солнце луч промеж лип … «, «Тебе в молчании я простираю руку … «. И эта музыкальность — особенность лирики Фета.

Любовная лирика Фета — самая откровенная страница его поэзии. Сердце поэта открыто, он не щадит его, и этот драматизм его стихов буквально потрясает, не смотря на то, что, как правило, кончаются они светло, мажорно.

В годы военной службы Афанасий Фет пережил трагическую любовь, которая повлияла на все его творчество. Это была любовь к Марии Лазич, поклоннице его поэзии, девушке весьма талантливой и образованной. Она тоже полюбила его, но они оба были бедны, и А. Фет по этой причине не решился соединить свою судьбу с любимой девушкой. Влюблённые расстались. Лазич вскоре трагически погибла, но её образ на всю жизнь вошёл в любовные стихи Фета, придав им

Учись у них — у дуба, у берёзы. Кругом зима. Жестокая пора! Напрасные на них застыли слёзы, И треснула, сжимаяся, кора.

Всё злей метель и с каждою минутой Сердито рвёт последние листы,

И за сердце хватает холод лютый; Они стоят, молчат; молчи и ты!

Но верь весне. Её промчится гений, Опять теплом и жизнию дыша.

Для ясных дней, для новых откровений Переболит скорбящая душа.

Поэт воспевал красоту там, где видел ее, а находил он ее повсюду. Он был художником с исключительно развитым чувством красоты, наверное, потому так прекрасны в его стихах картины природы, которую он брал такой, какая она есть, не допуская никаких украшений действительности. В его стихах зримо проглядывает пейзаж средней полосы Росси. Во всех описаниях природы А. Фет безукоризненно верен ее мельчайшим черточкам, опенкам, настроениям. Именно благодаря этому поэт и создал изумительные произведения, вот уже столько лет поражающие нас психологической точностью, филигранной точностью. К числу их принадлежат такие поэтические шедевры, как «Шепот, робкое дыхание … «, «Я пришел к тебе с приветом … «, «На заре ты ее не буди … «, «Заря прощается с землей … «.

Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света, Этот синий свод,

Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы, Этот говор вод,

Эти ивы и берёзы,

Эти капли — эти слёзы, Этот пух — не лист, Эти горы, эти долы, Эти мошки, эти пчёлы, Этот зык и свист,

Эти зори без затменья, Эти вздох ночной селенья, Эта ночь без сна,

Эта мгла и жар постели, Эта дробь и эти трели, Это всё — весна.

Именно в этом стихотворении проявляется небывалое мастерство поэта в описании природы. Если раньше в её описании царило обобщение, то в поэзии Фета она изображена детально. Но не только это необычно, а то, что всё это одна фраза (будто бы произносимая м имолётно, на одном дыхании), а все её части — назывные предложения. Фет с их помощью

Здравствуй! тысячу раз привет тебе, ночь! Опять и опять я люблю тебя,

Робко, свечу потушив, подхожу я к окну … Меня не видать, зато сам я всё вижу … Дождусь, непременно дождусь:

Калитка вздрогнет, растворяясь,

Цветы, закачавшись, сильнее запахнут, и долго, Долго при месяце будет мелькать покрывало.

Уноси моё сердце в звенящую даль, Где как месяц за рощей печаль;

В этих звуках на жаркие слёзы твои Кротко светит улыбка любви.

О дитя! Как легко средь незримых зыбей

Доверяться мне песне твоей:

Выше, выше плыву серебристым путём, Будто шаткая тень за крылом

Вдалеке замирает твой голос, горя, Словно за морем ночью заря, —

И откуда-то вдруг, я понять не могу, Грянет звонкий прилив жемчугу. Уноси ж моё сердце в звенящую даль, Где кротка, как улыбка, печаль,

И всё выше помчусь серебристым путём Я, как шаткая тень, за крылом.

Нелегко было быть первым читателем этого стихотворения сразу принять его.

Проанализировав стихи и биографию А. А. Фета, я заметила некоторую странность, двойственность восприятия мира поэтом. С одной стороны, он трезво смотрит на реальную жизнь, дорожит каждым мгновеньем (это, вероятно, от того, что он строгий помещик, далеко не романтик), с другой стороны поэзия его хрупкая тонкая материя, доступная не каждому читателю. Может быть, его близкие друзья были правы, говоря, что по его стихам невозможно понять его биографию в отличие от других поэтов. Сразу вспоминаю стихи А. Пушкина, М. Лермонтова, где чётко отражены жизненные ситуации. Но я сделала вывод, что по творчеству А. А. Фета можно судить о его отношении к женщине, родной природе. Используемые им художественные образы делают его творчество индивидуальным, особенным, одухотворёнными, драматичным. Естественность — главное, что определяет весь строй его художественной системы.

Время безоговорочно подтвердило ценность поэзии А. А. Фета, показало, что она нужна нам, людям ХХI века. Сияние его стихов широко разлилось по небу русской лирики. А отзвуки дивной музыки между строк ещё долго будут носиться под её высокими сводами 1

1) Н. П. Сухова. Соловьиное эхо. Повесть о жизни и творчестве А. А. Фета. 2) Н. Скатов. Русские поэты Фёдор Тютчев, Афанасий Фет.

Значение творчества Фета

Несмотря на нападки демократической критики, которая считала поэзию Фета бессодержательной, бесцельной и пустой из-за отсутствия социальных мотивов и гражданского пафоса, творчеству Фета давали высокую оценку Толстой, Достоевский, Тургенев и др. Фет был не созвучен своей общественной эпохе, не совпадал взглядами со временем и модой. Не понятый многими своими современниками, он определил развитие поэзии XX в., став предвестником зарождения течения символизма.

Мы сделали подборку лучших онлайн-курсов для эффективной подготовки к ЕГЭ

Последние годы жизни

Смерть настигла поэта 21 ноября 1892 года в Москве в своем доме на Плющихе. Фет скончался от сердечного приступа. Афанасий Афанасьевич был похоронен в родовом имении Шеншиных в с. Клейменово Орловской губении.

Читайте также: