Казачий кувшин доклад 4 класс

Обновлено: 18.03.2024

Мы живём в удивительное время, когда быт, окружающая среда и условия жизни меняются до неузноваемости в рамках одного поколения. А вы задумывались о том, что были времена, когда люди жили из поколения в поколение в одной поре? И весь жизненный уклад сохранялся, и внуки жили также как и их деды.

А сейчас не так. Мой дед жил совершенно в другом мире и быте, по сравнению со мной, а мои дочки не застали реалий моего детства.

Предлагаю пройтись со мной по усадьбе-музею донских казаков, и попробовать угадать, за чем был нужен тот или иной предмет. Вопреки обычной практики, я буду помещать описание под фотографией, чтобы у вас была возможность поугадывать. Ну, что? Поглядим как жили казачки на Верхнем Дону 100 лет назад?

Это щётки, для рассчёсывания овечей шерсти. Овцы были значительным источником дохода казаков. К концу девятнадцатого века только в станице Казанской поголовье насчитывало около 30000 голов. Овцы были волжской породы. Шерсть взрослых овец с осенней стрижки называлась "перестрига", а нежная тонкая шерсть ягнят – "поярок".

Шерстобитник – станок для получения сырья для валенок. Трудится на нём было довольно тяжело. В час получалось до 13 кг шерстяного полотна, похожего на одеяло. Шерсть была некрашенной и валенки получались натуральных цветов.

На мужские валенки отвешивали 2-2,5 кг, на женские – 1,5-2 кг, на детские – 1 кг.

Это преспособления для снятия и пересадки пчелиного роя. Полено с просверленным нутром приставлялось к дуплу, где жили пчёлы, и постукиванием по дереву колотушкой рой выгонялся со старого места. Так я это понял. Это бортническое пчеловодство, которое существовало ещё до пасек.

Дымарь – устройство для пчёл, которое их успокаивает и позволяет бортнику производить необходимые манипуляции. Дым маскирует защитные феромоны, которые выделяют пчёлы охранники и пчёлы, которые случайно были раздавлены. Кроме того, пчёлы думают, что пожар, и начинают подготовку к эвакуации роя, не сильно отвлекаясь на человека.

Колесо от телеги, на самом деле не колесо, а приспособление для сушки кушинов. Кувшин имел вверху расширение, которое позволяло доставать его из печи ухватом.

Этим же расширением кувшины цеплялись за сужающиеся к центру спицы сушки.

Ну, это приспособление, думаю, узнают все. Оно принадлежит одной из самых уважаемых и зажиточных профессий в станице.

Вот тоже предметы, которые раньше считались обязательным элементом интерьера и показывали достаток.

Печные дверцы. На одной написано "ДМЗ" – похоже, Демидовский металлургический завод. Другая заглушка и вовсе австрийская: "Антон Бессер. Вена". Возможно даже с Первой Мировой войны привезена.

Лукашева Елена Петровна

Мне дорого всё, что связано с моей малой Родиной - Шолоховским краем. Я занималась изучением казачьей кухни и, работая над исследованием, обратила внимание, что у казаков посуда в основном была из глины. Меня заинтересовал вопрос о производстве глиняной посуды на Верхнем Дону. Это и стало целью данной работы. Появилось много вопросов, на которые захотелось найти ответы. Были определены задачи исследования: 1. Изучить различные источники о гончарном промысле.

2. Познакомиться с основными приемами производства посуды из глины в разное время.

3. Выяснить основные виды глиняной посуды на Верхнем Дону, её полезность.

4. Показать возрождение и сохранение традиций гончарного ремесла сегодня.

5. Сравнить посуду казаков в прошлом и настоящем.

Таким образом, определились объект, предмет и гипотеза исследования.

Объект – традиционные казачьи промыслы.

Предмет – гончарное производство казаков Верхнего Дона.

Гипотеза – сегодня, несмотря на серьезные изменения в нашей жизни, на Дону сохраняют традиции гончарного производства, передают их последующим поколениям. Использовались следующие методы исследования:

1.Теоретические: анализ литературы, анкетных данных.

2. Практические: беседа, сбор воспоминаний старожилов, анкетирование.

2. Материал сотрудников Государственного музея-заповедника М.А. Шолохова содержит очень интересные сведения об истории этого промысла у казаков, современном производстве глиняной посуды.

3. Интернет-ресурсы помогли составить более полную картину не только о производстве глиняной посуды, но и её полезности, ценности для организма блюд, приготовленных в ней.

Структура исследовательской работы включает в себя введение, основную часть, где собран теоретический материал по теме, который знакомит с историей возникновения этого промысла, глиняной посудой у казаков, её полезности, использовании сегодня, результаты исследований, анализ анкетных данных, заключение, содержащее обобщение материала и выводы по работе, что соответствует поставленным целям и задачам. Данный материал можно широко использовать на уроках истории, краеведения, во внеурочной деятельности.

ВложениеРазмер
rabota_literaturovedenie_folklor_i_etnografiya_efremova_ekaterina.docx 59.66 КБ

Предварительный просмотр:

«Гончарное производство на Верхнем Дону:

Ефремова Екатерина Алексеевна

учащаяся 11-Б класса,

Лукашева Елена Петровна,

учитель истории и обществознания

2. Гончарное производство на Верхнем Дону: история и современность

2.1. Немного истории

2.2. Технология изготовления глиняной посуды

2.3. Эта полезная глиняная посуда…

3. Возрождение и сохранение традиций гончарного ремесла сегодня.

Мне дорого всё, что связано с моей малой Родиной - Шолоховским краем. Я занималась изучением казачьей кухни и, работая над исследованием, обратила внимание, что у казаков посуда в основном была из глины. Меня заинтересовал вопрос о производстве глиняной посуды на Верхнем Дону. Это и стало ц елью данной работы. Появилось много вопросов, на которые захотелось найти ответы. Были определены задачи исследования : 1. Изучить различные источники о гончарном промысле.

2. Познакомиться с основными приемами производства посуды из глины в разное время.

3. Выяснить основные виды глиняной посуды на Верхнем Дону, её полезность.

4. Показать возрождение и сохранение традиций гончарного ремесла сегодня.

5. Сравнить посуду казаков в прошлом и настоящем.

Таким образом, определились объект, предмет и гипотеза исследования.

Объект – традиционные казачьи промыслы.

Предмет – гончарное производство казаков Верхнего Дона.

Гипотеза – сегодня, несмотря на серьезные изменения в нашей жизни, на Дону сохраняют традиции гончарного производства, передают их последующим поколениям. Использовались следующие методы исследования:

1.Теоретические: анализ литературы, анкетных данных.

2. Практические: беседа, сбор воспоминаний старожилов, анкетирование.

2. Материал сотрудников Государственного музея-заповедника М.А. Шолохова содержит очень интересные сведения об истории этого промысла у казаков, современном производстве глиняной посуды.

3. Интернет-ресурсы помогли составить более полную картину не только о производстве глиняной посуды, но и её полезности, ценности для организма блюд, приготовленных в ней.

Структура исследовательской работы включает в себя введение, основную часть, где собран теоретический материал по теме, который знакомит с историей возникновения этого промысла, глиняной посудой у казаков, её полезности, использовании сегодня, результаты исследований, анализ анкетных данных, заключение, содержащее обобщение материала и выводы по работе, что соответствует поставленным целям и задачам. Данный материал можно широко использовать на уроках истории, краеведения, во внеурочной деятельности.

  1. Гончарное производство на Верхнем Дону в XIX - нач.XX вв.
  1. Немного истории

Хутора росли, развивались, хозяйства казаков всё больше нуждались в разном инвентаре, оборудовании, тканях, коже, а заезжие торговцы и ремесленники не всегда находились рядом. Это было невыгодно казакам. Поэтому и казаки, и купцы, и ремесленники стали обращаться в вышестоящие органы с вопросом разрешения строительства жилья, зданий под магазины, мастерские, гончарни.

По воспоминаниям старожила х. Дубровского Гавриила Семёновича Дударева, во времена его детства за хутором находился завод по производству кирпича и глиняной посуды. Рядом был карьер, откуда производили забор глины, пригодной для работы. В 1915году местный завод прекратил своё существование, но о том, что он был, свидетельствует оставшийся карьер. Кроме того, кирпичные заводы частных предпринимателей находились на залежах красной глины в хуторах Базковском, Меркуловском и Ващаевском. В печах этих заводов жгли дрова из леса местных пород, производя кирпич, полностью обеспечивая потребность в нём вёшенцев и жителей ближайших хуторов.

Из пoкoлeния в пoкoлeниe пepeдaвалось нa Дону гoнчapнoe peмecлo, coвepшeнcтвовались тexничecкиe пpиeмы и cпocoбы oбpaбoтки, cклaдывaлись oпpeдeлeнныe фopмы издeлий из глины xoзяйcтвeннoгo и дeкopaтивнoгo нaзнaчeния. В основном, это была глиняная посуда, которая находила широкое применение в хозяйствах донских казаков. Украшалась она поливой росписью, несложным рельефным орнаментом.

2.2 Технология изготовления глиняной посуды

Для производства глиняной посуды строили гончарни. Они представляли собой небольшие домики, до половины находящиеся в земле и состоящие из двух комнат: сеней для сушки посуды, и мастерской. Там же находилась яма, в которую засыпали глину. Глину в тeчeние нecкoлькиx днeй зaмaчивaли, зaтeм ocнoвaтeльнo мecили, чтoбы oнa былa мягкoй и элacтичнoй. Фopмиpoвaли пocуду "вытяжным" cпocoбoм на нoжнoм гoнчapнoм кpугe. Пpи этом cпocoбе гончap бpaл глиняный ком cpaзу нa вecь cocуд и, пoлoжив нa гoнчapный кpуг, вpaщaл eгo, вытягивaя pукaми из глины cocуд нужнoй фopмы. Гoтoвыe издeлия пpocушивaли, а потом oбжигaли в гopнe, вырытом в земле. На выжиг этих горшков требовалось от пяти до восьми возов дров.

Когда глина готова к использованию, гончар садится на скамейку, надевает фартук, кладет в центр круга ком глины. Гончарный круг – это станок для формовки глиняной посуды. Появился он на Древнем Востоке в III – IV-м тыс. до н.э. Древнейший гончарный круг вращали рукой; более совершенный имел внизу маховое колесо, вращаемое ногами. Гончар охватывал глину руками, упирался левой ногой в подножку, а правую переставлял последовательно, как бы переступал по нижнему кругу, тем самым приводя его во вращательное движение. После того, как посуда готова, ее срезали с круга суровой ниткой и ставили для сушки на полки. После этого изделие подлежало просушиванию, затем его замывали. При замывке изделие обтирается влажной тряпкой, как бы стирается пыль, при этом все шероховатости, заусеницы, неровности размываются водой и исчезают. Эта операция требует особой аккуратности, так как можно сломать изделие, ведь до обжига оно очень хрупкое.

Теперь все готово для обжига. Изделие нужно поставить в печь. Печь топится дровами. Температура для обжига доводится до 1500º. Для посуды, которая предназначалась для жидкостей, использовалась глазурь (стекловидное защитно-декоративное покрытие, закрепленное обжигом, оно бывает прозрачным и непрозрачным, бесцветным и окрашенным). Глазурью покрывались изделия до обжига. Наносилась она обмакиванием или посыпанием.

Цвет глины в Вёшенском и Еланском юртах отличалась от глины, добываемой на Нижнем Дону. В наших юртах она была красного цвета и залегала на сравнительно небольшой глубине. В некоторых хуторах, таких как Моховской, не было мастеровой глины, и её завозили из соседних хуторов, таких как Попов (Дуринский лес) и Краснополов. А в других станицах, принадлежащих Второму Донскому округу, глина имела свинцовый, белый или красноватый цвет, и добывали её на большой глубине. Керамические изделия, изготовленные местными мастерами, могли быть совсем без орнамента или имели примитивный, не яркий орнамент в отличие от керамики Нижнего Дона.

Наиболее распространенными изделиями были:

макитры – большие широкогорлые горшки. Их использовали для хранения круп, в макитрах замешивали тесто, хранили крупы, укладывали в них готовые вареники, пирожки и хлеб. Они были разных размеров и формы, с узким и широким горлышком;

кувшины – вертикально вытянутые бочковатые сосуды с зауженным горлом, с ручкой, носиком, иногда с крышкой. Летом в жару в кувшины наливали квас, взвар, так называли казаки компот из фруктов, и опускали в прохладный погреб;

корчажка – горшок с узким горлом для молока.

Глина обладает огнеупорностью и пластичностью, поэтому неслучайно из нее стали часто изготавливать различные керамические изделия.

Презентация на тему

Презентация "Казачья утварь" создана для курса "Традиционная казачья кухня" по внеурочной деятельности в кадетском классе. В данной презентации даются названия казачьей кухонной утвари, из назначение, а также интересные поверья, связанные с данными предметами, а также из каких материалов выполнялась эта посуда.Презентация для внеурочной деятельности.

Презентация на тему "Казачья утварь" для занятий по внеурочной деятельности (внеурочная деятельность, 6 класс)

Презентация на тему

Презентация на тему "Казачья утварь" для занятий по внеурочной деятельности (внеурочная деятельность, 6 класс)

Презентация на тему

У каждого народа, национальности есть свои особенности не только в приготовлении пищи, но и в посуде. В разные лета были свои предпочтения: посуда из меди, бронзы, дерева и керамики. Керамическая посуда – экологичная, удобная в применении, не вероятно красивая. В донской керамической посуде, на фоне белоснежного фаянса с ажурными краями используют традиционные донские узоры – пейзажи, цветы, все, что связано с флорой и фауной донских простор, казачьего фольклора можно увидеть на посуде. Главным преимуществом такой посуды является ее натуральность – песок, глина, огонь , все что

Презентация на тему "Казачья утварь" для занятий по внеурочной деятельности (внеурочная деятельность, 6 класс)

Презентация на тему

Чего только не было в казачьей хате, но каждый предмет имел своё назначение, к нему относились бережно. А что же находилось в хате казака? Чугун для щей Казан – большой котел для кипячения воды и приготовления пищи

Презентация на тему "Казачья утварь" для занятий по внеурочной деятельности (внеурочная деятельность, 6 класс)

Презентация на тему

Солоница На обеденном столе казака самой почётной посудой с древних времён была солоница. Соль ценилась дорого, её берегли. Вместе с караваем хлеба, соль с солоницей всегда участвовали в торжественных ритуалах. Хлебом-солью встречали почётных гостей, поэтому солоницу старались украсить, сделать её нарядной.

Презентация на тему "Казачья утварь" для занятий по внеурочной деятельности (внеурочная деятельность, 6 класс)

Презентация на тему

Макогон – это деревянная закруглённая внизу палка, которой толкли в макитре семена льна, растирали мак, творог, масло и т. п.

Презентация на тему "Казачья утварь" для занятий по внеурочной деятельности (внеурочная деятельность, 6 класс)

Презентация на тему

Презентация на тему "Казачья утварь" для занятий по внеурочной деятельности (внеурочная деятельность, 6 класс)

Презентация на тему

Презентация на тему "Казачья утварь" для занятий по внеурочной деятельности (внеурочная деятельность, 6 класс)

Презентация на тему

Презентация на тему "Казачья утварь" для занятий по внеурочной деятельности (внеурочная деятельность, 6 класс)

Презентация на тему

Презентация на тему "Казачья утварь" для занятий по внеурочной деятельности (внеурочная деятельность, 6 класс)

Презентация на тему

Махотка Молочник Глиняные сосуды имели самые разнообразные формы: кубышки - узкогрудые - посудины с широко раздутыми боками, махотки - низкие кувшины с широким горлом, с ручкой, Издревле хозяйки ставили на стол молочник — традиционный кувшин с молоком, морсом, квасом или другим натуральным напитком. Сегодня этот симпатичный сосуд — пожалуй, самое удобное, очаровательное и полезное

Презентация на тему "Казачья утварь" для занятий по внеурочной деятельности (внеурочная деятельность, 6 класс)

Презентация на тему

Кашник Готовили еду в русской печи, было это дело совсем не хлопотным. Крупу засыпали в глиняный горшок, заливали водой, приправляли специями, солили, сластили, добавляли сало или масло. Горшок накрывали крышкой и оставляли в печи до утра на остывающих углях. К утру, к завтраку, в семье уже была готова ароматная "рассыпуха." Еда в русской печи больше парилась или, как говорят сейчас, "томилась" - вот почему такими

Казачество — наиболее сильная и активная часть русского народа, первопроходцы и вечные защитники земли, народа и традиций Руси. От древних стен Азова до современности, через лишения и испытания пронесли свою самобытную и колоритную культуру кубанские, запорожские, донские казаки и сделали ее неотъемлемой частью великой культуры России. До нас дошли лишь отголоски мощной культуры казачества. Что-то сохранилось в быту по сей день, что-то известно по летописям, легендам, песням и преданиям, а что-то утеряно безвозвратно. Но основополагающие принципы существования казачества известны своим богатством и разнообразием.

Казачьи законы. Оскорбление одного казака есть оскорбление всех. В случае обиды или нужды казак обязан приходить на помощь немедленно, всеми силами и средствами, без просьбы со стороны нуждающегося.

Казачьи пословицы и поговорки:

• Казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет.

• И один в поле воин, если он по-казачьи скроен.

• Казан проверяют по звону, а казака по слову.

• Казак молодой, а сноровка старая.

• Казаком быть — не разиня рот ходить.

• Казачья смелость порушит любую крепость.

• Веселы привалы, где казаки запевалы.

• Где тревога, туда казаку и дорога.

• Лучше иметь длинные уши, чем длинный язык.

• Чтобы больше иметь, надо больше уметь.

• Чем слабее твоя воля, тем труднее доля.

• Не хвались казак травою, хвались сеном.

• Пироги на кустах терна не растут.

• Хочешь быть на высоте — выбирай путь в гору.

• Иные казаки за углом кричат до хрипоты, а как до дела — прячутся в кусты.

• Смекалка во всяком деле казака выручает.

• От безделья не бывает у казака веселья.

• Без работы, как без заботы, и умный казак в дураках ходит.

Песенная культура. В силу исторически сложившихся обстоятельств казачья культура на протяжении веков впитала и ассимилировала традиции, нравы, быт большого числа различных национальностей и этнических групп. Результатом этого многовекового развития явилось то, что в традиционной песенной культуре, например, донских и кубанских казаков можно заметить схожесть с музыкальным фольклором и традициями южнорусских областей России и, отчасти, украинской культурой.

Пчелочка златая (донская раздольная казачья песня)

Пчелочка златая, что же ты жужжишь?

Жаль, жаль, жалко мне,

Что же ты жужжишь?

Около летаешь, а прочь не летишь,

Жаль, жаль, жалко мне,

А прочь не летишь.

Али ты не любишь любушку мою,

Жаль, жаль, жалко мне

У моей у Любы русая коса,

Жаль, жаль, жалко мне,

Черные брови, серые глаза,

Жаль, жаль, жалко мне

Сладкие, медовые губочки у ней,

Жаль, жаль, жалко мне

Я к губам прилипну, с ними и умру,

Жаль, жаль, жалко мне,

В каждом куплете повторяются дважды первая строка, затем остальные.

Рыболовство — одно из древнейших занятий донских и кубанских казаков, им стали заниматься едва ли не раньше, чем хлебопашеством. Во время весеннего половодья, когда прибрежные станицы заливало, сети забрасывали прямо с крыльца куреня.

Гуманное и заботливое отношение к детям — одна из отличительных черт казачьей семьи и общины. В воспитании родители всегда стремились соблюдать индивидуальный подход к детям, создавая условия для самовыражения личности. Старшие стремились научить детей приносить пользу не только семье, но и окружающим. Совместный организованный труд был радостным и приучал ребенка видеть прекрасное в любом деле.

Немаловажным в семейном воспитании было стремление старших прививать детям чувство доброты и благожелательности. Казаки справедливо считали главными богатствами человека доброту и щедрость. Отец и мать, дед и бабка внушали детям, что быть добрым — значит соблюдать Божьи заповеди: не убий, не укради, не лги, почитай родителей, люби ближнего, как самого себя. Быть добрыми — всегда поступать по совести и защищать справедливость, стремясь к истине. Родители давали возможность ребенку почувствовать привлекательность добра и отвращение ко злу.

Первые шаги в обучении и воспитании делались в семье и строились по спирали. Каждый виток в ней — это замкнутый цикл, и занимал он определенный возрастной период, например, физическое развитие было основным в возрасте с восьми (в некоторых семьях с 7 лет) и до 12 лет.

Мальчика воспитывали гораздо строже, чем девочку, и жизнь его с очень раннего возраста была заполнена трудом и обучением. С пяти лет мальчишки работали с родителями в поле: погоняли волов на пахоте, пасли овец и другой скот. Но время для игры оставалось.

До 7-8 лет казачонок жил на женской половине куреня. В этот момент воспитание шло и от женской части семьи, pi от мужской. В основном в его основе лежала наглядность. И главное здесь — личный пример старших. Именно с этого возраста начиналось приобщение детей к старинным сказкам и былинам, рассказам о боевых подвигах казаков, к песням, пословицам и поговоркам.

В этот период детские игры играли немаловажную роль в воспитании детей, особенно мальчиков. Практически все они проходили под присмотром станичных (хуторских) стариков, которые строго следили за поведением каждого из казачат.

В 12 лет процесс физического обучения в основном завершался. Именно обучения, но не развития. С 12 лет казачонка приучали к боевому оружию — шашке (кинжалу) и умению ездить на лошадях.

Читайте также: