Критерии оценивания государственной политики доклад

Обновлено: 02.07.2024

Оценка публичных политик традиционно рассматривается как последний этап, который замыкает политический цикл, или, скорее, как фаза, дающая толчок новому процессу. Хотя оценка формально может быть представлена как самостоятельный этап в цикле какой-либо политики, она тем, не менее не может быть ограничена операцией ех post, производимой всегда после фазы исполнения. Оценочное действие может сопровождать административное исполнение (сопутствующая оценка) или даже предшествовать принятию законов (оценка ех ante).

Оценка - предмет многозначный, опирающийся на практический опыт, когда применяются различные подходы социальных наук. Междисциплинарные методы и техники оценки заимствуются у социологии, у экономических и политических наук, у психологии и т. д. Привлечение столь многих дисциплин отчасти объясняет, почему в группы по оценке приглашаются разные специалисты. И здесь политологи отнюдь не обладают монополией, даже если - с тех пор как стали популярны новаторские исследования реализации публичных политик - заказчики и отдают предпочтение оценкам политологов и социологов, чтобы получить исследования, раскрывающие результаты публичных политик и условия, в которых они достигнуты. Похоже, что во Франции после временного увлечения оценка перестала быть преимущественным предметом изучения, в отличие от других стран (Великобритании, Швейцарии и т. д.).

По традиции осуществлением публичных политик занимается администрация. Нередко случается, что при этом возникает расхождение между законодательно оформленной программой и ее реализацией. Задача оценки - определить возможные расхождения, объяснить их и предложить меры по устранению дефектов в осуществлении публичной политики или же в ее концепции.

В практическом плане оценка позволяет наглядно отслеживать реализацию политик и контролировать последствия. С символической точки зрения она призвана создавать у граждан образ системы государственного управления, действия которой рационально выверены, а для чиновников - стимул придавать большее значение тому, как оценивают их работу потребители.

Оценить какую-либо публичную политику означает измерить ее результаты и последствия и в соответствии с четкими критериями вынести веское суждение, независимо от того, является эффект предсказуемым или непредвиденным, прямым или косвенным, краткосрочным или длительным и т. д. Всякая оценка, следовательно, исходит из двойной задачи:

  • во-первых, она требует методичных, прозрачных и проверяемых повтором действий. Главная трудность состоит здесь в том, чтобы аналитически и практически отделить последствия, которые следуют из самой политики, от действия внешних факторов, которые не могут контролироваться акторами данной политики;
  • во-вторых, всякая оценка является частью процесса суждения о действиях государственных органов управления и потому представляет собой политическую проблему.

Определение задач оценки, выбор критериев, по которым она производится, стратегии политической валоризации рекомендаций оценщиков - таковы ее главные аспекты. Оценка всегда находится в поле напряжения между количественными измерениями и качественным суждением, между рациональным управлением и демократической дискуссией1.

Субъект, проводящий оценку, аналитически выстраивает и на практике проверяет модель причинности, позволяющей установить допустимые отношения между характером коллективной проблемы, которую предстоит решить, целями, намеченными политикой, результатами исполнения, осуществляемого соответствующими администрациями, изменениями в поведении групп, затрагиваемых инструментами реализации, и долгосрочными последствиями реализации для конечных выгодоприобретателей. Всякая модель причинности является нормативным отображением действия данной политики. Проверка правильности политики происходит на уровне эмпирического анализа хода ее осуществления и полученных результатов.

Такое понимание необходимо также для того, чтобы сформулировать практические рекомендации, исходящие из реальных действий по осуществлению политической программы. Оценщик должен установить, в каком месте цепь причинности оказалась прерванной, где логика политического публичного действия дала сбой, и предложить на этом основании необходимые коррективы, исполнимые и действенные, опирающиеся на выводы из эмпирических замеров, чтобы с помощью правильно выбранных стимулов изменить поведение точно определенных акторов.

Осуществление оценки способствует партнерскому сотрудничеству между публичными и/или частными акторами, которые без этого, может быть, и не встретились бы. Определение этих акторов основывается на классическом треугольнике, который связывает заказчиков, оценщиков и тех, чья работа оценивается. При этом можно констатировать отсутствие ясного и очевидного распределения ролей между различными категориями акторов.

Заказчик. Заказ является исходной точкой и основанием для оценочного проекта, который формализует мандат на оценку. На практике заказчиком выступает властная политико-административная инстанция, как правило, формулирующая вопросы, на которые оценка должна дать ответы.

Политический импульс в начале процесса - условие необходимое, но недостаточное для того, чтобы результаты и рекомендации, полученные с помощью оценки, были использованы. Депутаты, избранные в результате голосования, обычно относятся к оценке сдержанно, потому что подозревают, что она отнимает у них власть политического контроля, хотя и дает им дополнительную информацию.

Оценщик и его разные роли. Оценщиком может считаться лицо, составляющее итоговый отчет. В этом случае он должен обладать необходимой легитимностью для вынесения авторитетного суждения. При этом могут быть рассмотрены три случая:

Консалтинговые фирмы бывают широкого профиля и узкой специализации. Назначение первых - помогать частным предприятиям и публичным организациям наращивать их эффективность, повышать конкурентоспособность на рынке и улучшать качество персонала. Параллельно они позиционируют себя на рынке оценок, применяя выработанные ими схемы к частным случаям и используя официальные и часто весьма престижные заказы со стороны министерств и др. для своего продвижения на рынке услуг.

Консалтинговые фирмы узкой специализации менее многочисленны и занимаются исключительно оценкой публичных политик как на этапе их формирования и поддержки проекта, так и на стадии реализации мандата.

Пример готовой курсовой работы по предмету: Государственное и муниципальное управление

Содержание

1. Понятие и виды государственной политики 7

1.1. Понятие и сущность государственной политики 7

1.2. Виды государственной политики 10

2. Оценка государственной политики 13

2.1. Сущность оценки государственной политики 13

2.2. Классификация видов оценки государственной политики 20

Библиографический список 26

Выдержка из текста

Раньше власть имела своей главной задачей обеспечение безопасности государства. Но с ростом общественных потребностей обязанности власти расширились и стали иметь главной своей целью обеспечение свободного развития человека, обеспечение достойной жизни человека. Чтобы решить данные цели необходимо проводить адресную политику по нескольким направлениям.

В соответствии с тем, как сочетаются в государстве различные виды деятельности, их можно разделить на три вида.

1. веке. Данный вид государства занимался регулированием законности и правопорядка, обеспечением безопасности граждан и созданием нормальных условий для торговли.

На данный момент в России присутствует лишь небольшое количество адаптированных к российской действительности трудов по изучаемой дисциплине, которые отвечали бы потребностям экономики.

Необходимость переосмысления роли государственной политики в обществе и необходимость достоверной оценки проводимой государственной политики обусловили актуальность выбранной темы курсовой работы.

Объектом данной курсовой работы выступают общественные отношения, возникающие в связи с регулированием государственной политики.

Предметом изучения данной курсовой работы являются критерии оценки государственной политики.

Целью курсовой работы является исследование нормативно-правовых актов и научных исследований в сфере оценивания государственной политики, установления критериев оценки государственной политики.

Исходя из поставленной цели, можно сформулировать такие задачи:

  • дать понятие государственной политики;
  • рассмотреть сущность государственной политики;
  • рассмотреть и охарактеризовать виды государственной политики;
  • изучить сущность оценки государственной политики;
  • классифицировать виды оценки государственной политики.

Методологическую основу курсовой работы составляет диалектический материализм. Наряду с этим здесь широко используются такие методы исследования, как: специально-юридический, сравнительно-правовой, статистический, исторический и другие приемы обобщения научного материала и практического опыта.

Для написания курсовой работы были использованы научные труды таких ученых, как Коврижных И.В., Мухаев Р.Т., Симагина О.В., Шеметов П.В. и других.

Структурно курсовая работа состоит из введения, основной части (состоящей из 3-х глав), заключения и списка использованных источников. В первой главе рассматриваются понятие и сущность государственной политики, виды государственной политики. Во второй главе рассматриваются сущность и виды оценки государственной политики

Список использованной литературы

1. Коврижных И.В. Анализ и оценка эффективности управления в организации: Учебно-методическое пособие. – Барнаул: АФ СибАГС, 2006. – с. 256;

3. Ларченко Л.В., Кайсарова В.П. Система государственного и муниципального управления. — СПб.: Издательство "ЮТАС", 2007. – с. 108;

4. Малеева Т.М. Обзор социальной политики в России. — М.: НИСП, 2007. – с. 432;

6. Почекутова Е.Н. Государственное управление экономикой. — Красноярск: СФУ, 2007. – с. 182;

8. Ротова В.Н. Система государственного и муниципального управления. — Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2009. – с. 220;

9. Симагина О.В. Анализ и оценка эффективности управления в организации: Хрестоматия для дистанционного обучения. — Новосибирск: СибАГС, 2003. – с. 121;

11. Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление. — М.: Юристъ, 2003. – с. 320;

12. Шеметов П.В. Теория организации: Курс лекций. — М.: ИНФРА—М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2004. – с. 247;

14. Яновский В.В., Кирсанов С.А. Государственное и муниципальное управление. — М.: КноРус, 2013. – с. 202

Содержание работы

Виды государственной политики

3) Социальная политика.

4) Экономическая политика.

Культурная ( символическая политика) .

Список использованной литературы

Содержимое работы - 1 файл

48568.rtf

Государственное регулирование обусловлено рядом причин. Сторонники теории общественного договора ( Т. Гоббс и Дж. Локк) считали, что государственное регулирование может облегчить многие аспекты взаимовыгодной социальной деятельности. Например, производство и торговля нуждается в том, чтобы благодаря регуляторной деятельности государства устанавливались и защищались права собственности и выполнялись взаимные договорные обязательства. В то же время граждане и потребители ищут в государственном регулировании защиту от жульничества, мошеннического манипулирования и таких неприятных крайностей, как истощение и загрязнение окружающей среды. Национальные правительства и международные организации ( в частности, Европейский Союз) с каждым годом все активнее взаимодействуют в установлении общих стандартов, касающихся в первую очередь таких видов продукции, как лекарства и продовольствие. Государство защищает своих граждан ( особое внимание уделяя женщинам и детям) от физического и иных видов насилия, причем часть этих мер распространяется также на животных и окружающую среду.

Несмотря на наличие общих черт, регулятивная политика в конкретных государствах характеризуется целым рядом отличий. Эти отличия обусловлены не только степенью индустриализации или урбанизации данного государства, но и доминирующей системой ценностей. Национальные различия моделей регулятивной политики касаются:

сферы применения государственного регулирования

инструментария или механизмов регулирования

Очевидно, что все современные государства используют санкции, но степень этого использования отражает различия в укоренившихся ценностях, в преследуемых целях и стратегических средствах их достижения. Наиболее важный аспект государственного регулирования составляет контроль правительства над участием граждан в политической деятельности и над средствами коммуникаций. Известно, что наличие политической конкуренции определяет, насколько демократична та или иная система управления. Существует широкий спектр режимов - от авторитарных, ставящих под запрет организацию партий, добровольных ассоциаций и свободу информации, до демократических, где эти права соблюдаются и защищаются. Государственное регулирование в этой сфере оказывает, таким образом, решающее воздействие на демократию.

Культурная (символическая) политика.

Критерии оценивания государственной политики.

Корректность сравнения и оценивания государственной политики различных стран требует определения критериев, которым должна соответствовать деятельность государства. Набор этих ценностей и благ в большей степени выявляет назначение власти, перечень тех целей, которым она призвана служить. Система государственного управления должна соответствовать по крайней мере трем важным измерениям.

Государственная политика не может быть набором мечтаний, она должна быть результативной и эффективной. Предпочтения граждан на стороне той политики, которая действительно ведет к намеченной и желанной цели, а не политике, которая этой цели не достигает. Эффективность означает, что власть должна реализовать свои планы с наименьшими затратами и издержками. Граждане скорее желают иметь правительственные ведомства с четкой структурой и небольшим бюджетом, нежели громоздкие и дорогостоящие организации.

Конечный критерий, позволяющий оценить итоги политического курса, - это способность государства отстаивать и гарантировать свободу. Признание, утверждение и защита свободы, гражданских и политических прав человека - первостепенная задача государственной политики.

Список использованной литературы:

1)Гвишиани Д.М. Организация и управление. - М. 1998.

2)Гурней Б. Введение в науку управления. - М., 1989.

3)Мухаев Р.Т. Система государственного и муниципального управления- М., 2007.

1. Оценка реализации государственной политики: типы оценок, формы оценочных исследований.

Государственная политика - это целенаправленная деятельность органов государственной власти по решению общественных проблем, достижению и реализации общезначимых целей развития общества или его отдельных сфер. Она является средством, позволяющим государству достичь определенных целей в конкретной области, используя правовые, экономические, административные методы воздействия, опираясь на ресурсы, которые имеются в его распоряжении. Политика должна быть открытой, конкурентной и ориентированной на результаты.

Оценка реализации государственной политики - это совокупность механизмов и методов по изучению и измерению фактических результатов государственной политики или программ, которые завершены или находятся в стадии реализации, для их совершенствования.

Главная цель оценки состоит в том, чтобы собрать данные и провести анализ информации о конечных или промежуточных результатах, а затем использовать ее для:

• совершенствования политики или повышения качества принимаемых решений;

• определения результатов и последствий проводимой политики.

Например, в стране принято много различных социальных программ, под которые государством выделяются большие финансовые средства, но часто никто не знает, какова реальная отдача от их реализации, в какой степени они помогли решению определенных социальных проблем. На практике редко когда дается полная оценка результатов выполнения этих программ. Короче говоря, всегда существует потребность в том, чтобы объективно оценить достижения и успехи в работе, а также возникающие проблемы и неудачи.

Существуют различные типы оценок разнообразных аспектов и сторон государственной политики, а также действий вовлеченных в процесс участников на всех этапах осуществления политики. К основным типам оценок государственной политики относятся:

1) оценка прогресса реализации;

2) оценка результатов;

3) оценка последствий;

4) оценка экономической эффективности.

Задача состоят в том, чтобы дать оценку деятельности государственных структур, проводимой политике или реализуемым программам, результатам и последствиям политики или программ.

Выбор типа оценки и методов проведения оценочных исследований связан с несколькими обстоятельствами, которые зависят от таких факторов, как:

• интересы организации или отдельной группы лиц;

• наличие необходимых ресурсов и времени.

Планирование и проведение работы по оценке результатов государственной политики в какой-либо общественной сфере требуют ответа на ряд сложных методологических проблем, среди которых можно назвать выбор показателей, применение количественных и качественных оценок, обеспечение точности и объективности проведения оценок, использование результатов оценочных исследований и др.

Оценочные исследования могут проводиться на всех этапах развития государственной политики, в том числе и до начала ее реализации. В этом случае они носят прогностический характер. Например, когда надо определить последствия осуществления различных альтернативных вариантов программ. Данные исследования позволяют проверить теоретические основы и предпосылки разработки программы, процесс, связывающий вход и выход программы, эффективность всех элементов программы и результативность альтернативных вариантов

Все формы оценочных исследований можно разделить на две группы.

1. Научные исследования. При этом используются различные научные методики, применяемые при изучении многообразных социальных явлений. Они позволяют получить достоверную и полную информацию, но требуют много времени, денег и привлечения квалифицированных специалистов. Чаще всего применяются следующие методы:

• социологические опросы (анкетирование и интервьюирование);

• наблюдение (открытое и скрытое);

• применение контрольных групп;

• проведение экспериментов и др.

2. Традиционные формы. В реальной жизни чаще всего применяют тради-1](ионные формы оценок, которые близки к политическому или административному контролю за ходом принятых решений. К таким методам относятся:

• отчеты государственных руководителей;

• государственный аудит; и

• разработка бюджета, и др.

В целом процесс проведения оценочных исследований включает несколько этапов и предполагает разработку специальной программы, которая включает:

• выбор оцениваемой государственной программы в определенной сфере;

• определение программных целей исследования и оценочных показателей;

• выбор стратегии проведения исследования, методов и средств оценки;

• подготовку базы данных, сбор информации и измерение;

• оценку результатов программы или политики в определенной сфере, ее анализ;

• представление выводов и рекомендаций.

Несмотря на различия в подходах и методах общая схема данных исследований заключается в попытке определить состояние какого-либо объекта или явления до и после проведения запланированных мероприятий, и здесь возникает много вопросов методологического порядка: как и в каких показателях измерить произошедшие изменения? являются ли они следствием проведенных мероприятий или вызваны другими причинами? насколько она выполнима и можно ли ее провести объективно?

Одним из методов оценки результативности решения проблемы и эффективности проведенных мероприятий является изучение двух объектов: контрольной и экспериментальной групп. Контрольная группа представляет выбранный социальный объект, который не был охвачен мероприятиями, а экспериментальная группа испытала непосредственное воздействие данной программы или политики. Сравнение этих групп позволяет более или менее точно оценить влияние проводимой политики. В качестве основных показателей выбирают время исследования (до или после программы), количество объектов (контрольные и экспериментальные группы).

Результаты оценочных исследований обычно используют для решения следующих задач:

• создания обратной связи для улучшения действующей программы;

• дополнительной информации, помогающей принять решение при завершении определенного цикла программы: прекращение, модификация, расширение программы;

• информации для высших руководителей при решении о судьбе всей программы;

а также как средство влияния определенной группы на государственную политику.

2. Государственное управление унитарными предприятиями

В Российской Федерации до настоящего момента функционируют около 80 тыс. унитарных предприятий, в том числе около 10 тыс. федеральных государственных унитарных предприятий (далее — ФГУП). Объективная необходимость сохранения государственного сектора экономики обусловлена насущной потребностью обеспечения промышленного потенциала для решения ограниченного круга стратегических и социально-ориентированных задач. В то же время решение указанных задач должно осуществляться одновременно с оптимизацией как системы управления госсектора, так и его структуры. Второе сопряжено с последовательным сокращением числа унитарных предприятий и постепенным отказом от института хозяйственного ведения как такового. Позитивное решение задачи повышения эффективности управления унитарными предприятиями было затруднено в последнее время из-за отсутствия целостной законодательной и нормативной базы, регламентирующей деятельность данных предприятий. Еще в начале 90-х гг. прошлого века стало очевидно, что многие из действовавших в тот период положений гражданского законодательства вступили в противоречие с зарождающимися рыночными отношениями, не соответствовали насущным потребностям практики и зафиксированным в Конституции РФ принципам равенства возникающих новых форм собственности. Появилась настоятельная необходимость коренных трансформаций в системе правового регулирования положения участников гражданского оборота (и прежде всего организаций, основанных на государственной собственности).

Управление унитарными предприятиями со стороны государственного и муниципального собственников до настоящего момента расценивалось (в том числе и непосредственно собственником) как формальное, далекое от эффективного. Это обстоятельство связано прежде всего с тем, что организационно-правовая форма унитарного предприятия имеет свою специфику. С одной стороны, унитарное предприятие, являясь коммерческой организацией, нацелено на извлечение прибыли. С другой — имущество, которым владеет это предприятие, принадлежит ему на ограниченном вещном праве (хозяйственного ведения либо оперативного управления). Данное право специально введено в гражданское законодательство и может быть использовано собственником для решения особых государственных или муниципальных задач, которые, естественно, требуют финансового обеспечения со стороны государственного или муниципального собственника. И вот с этим, как правило, на практике возникают реальные трудности. Проблема состоит также и в том, что унитарное предприятие (по определению) не отвечает по обязательствам государственного или муниципального собственника, который, в свою очередь, не несет ответственности по обязательствам предприятия, за исключением случаев, когда несостоятельность (банкротство) предприятия вызвана действиями собственника. Только в данном случае на собственника может быть возложена судом субсидиарная ответственность по обязательствам унитарного предприятия. Практика показывает, что государственный или муниципальный собственник унитарного предприятия обычно не в состоянии, как уже подчеркивалось, обеспечить решение ни специальных государственных или муниципальных задач, ни тем более нести субсидиарную ответственность по своим обязательствам (если они возникли по инициативе собственника). Таким образом, государственный и муниципальный собственники фактически не способны нести бремя ответственности за принадлежащее им имущество, способствовать поддержанию финансовой состоятельности предприятия в перманентно сложных финансовых условиях.

Указанные причины, как правило, приводят к неплатежеспособности унитарного предприятия и, в конечном итоге, — к банкротству. Только в одном случае собственник унитарного предприятия изначально несет субсидиарную ответственность по своим обязательствам (казенное предприятие, основанное на праве оперативного управления). До настоящего момента такие предприятия могли создаваться Правительством РФ исключительно на базе предприятии федеральной собственности.

В рамках действовавшего до последнего времени законодательства менеджменту государственных и муниципальных унитарных предприятий был предоставлен широкий круг полномочий по фактическому владению, пользованию и распоряжению имуществом. Собственнику имущества оставалось только право создания унитарного предприятия, утверждения его устава, назначения руководителя, согласования вопросов, касающихся распоряжения недвижимым имуществом. Остальные финансовые и имущественные вопросы самостоятельно решал руководитель унитарного предприятия, в частности, единолично осуществлял полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом собственника (за исключением недвижимости), а также самостоятельно управлял финансовыми потоками, в том числе принимал решения о направлениях использования прибыли от хозяйственной деятельности.

Похожие страницы:

Государственное управление основы теории и организации

. Реализация государственной политики: механизм реализации, участники реализации, процесс реализации - целевые программы - мониторинг - оценка реализации государственной политики: типы оценок, оценочные исследования . Все формы оценочных исследований можно .

Государственная политика

. Реализация государственной политики - механизм реализации - участники реализации - процесс реализации - целевые программы - мониторинг - оценка реализации: типы оценок, оценочные исследования . вариантов Все формы оценочных исследований можно разделить .

Программно-целевой подход в реализации жилищной политики в Республике Татарстан

Финансовые аспекты государственной политики по поддержке материнства и детства

. государственной социальной политики в области поддержки материнства и детства 1.2 Организационно-правовые основы реализации государственной политики . социальной политики государства. Предмет исследования – . интернатного типа к семейным формам устройства .

Государственные внебюджетные фонды сущность, функции, роль и задачи (2)

. научных исследований, . типов реализации, . оценки. Рисковая нетто-ставка выражает часть страхового взноса в денежной форме . оценочных критериев, который включает: Степень реализации . разработкой и реализацией государственной политики занятости населения. .

Читайте также: