Основания возникновения права пользования поверхностными водными объектами доклад

Обновлено: 20.05.2024

1. Физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.

2. Естественное изменение русла реки не влечет за собой изменение или прекращение права пользования этим водным объектом, если из существа правоотношения и настоящего Кодекса не следует иное.

3. Физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

Комментарии к ст. 9 ВК РФ

Право пользования водными объектами производно от права собственности. Лица, не являющиеся собственниками водных объектов, могут приобрести право пользования поверхностным водным объектом в порядке, предусмотренном Водным кодексом РФ, а подземным водным объектом - в порядке, предусмотренном горным законодательством.

В соответствии с новым Водным кодексом возрастает значение договоров водопользования, которые из вторичного (после лицензии) правового института превращаются в первичный. В связи с этим упраздняется лицензирование водопользования, что означает ограничение государственного администрирования в водном хозяйстве. В ряде случаев основанием заключения договора водопользования становятся результаты торгов, а именно аукционов. Порядок проведения аукционов будет определяться постановлением Правительства РФ.

В статье 13 ВК РФ 2006 г. названы существенные условия договора водопользования. Прежде всего, это предмет договора водопользования, т.е. сам водный объект (очевидно, поверхностный) или его часть. При этом должны быть указаны береговая линия, служащая границей водного объекта, или границы части водного объекта (заводь, затон, плес, рукав), переданной в договорное пользование. Законодатель признает необходимым для договора указание целей, видов и условий использования водного объекта (в том числе объема допустимого забора или изъятия водного ресурса). Также определяется срок договора водопользования, который согласно статье 14 ВК РФ не может превышать 20 лет. Кроме того, устанавливаются размер, условия и сроки внесения платы за водопользование. Согласно статье 20 ВК РФ платежи в рамках договора водопользования должны стимулировать экономное использование и охрану водных объектов и дифференцироваться в зависимости от речного бассейна.

К существенным условиям договора водопользования относят ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств (штрафы, пени и т.д.), а также порядок прекращения пользования водным объектом.

Сокращение административного регулирования не должно ломать все без исключения разрешительные механизмы водопользования. Надо признать, что административный акт о предоставлении водного объекта в пользование является широко распространенным инструментом регулирования как в Западной Европе, так и в передовых странах Азии (например, в Японии). Согласно японскому Закону "О реках" в редакции 1997 г. пользование речной водой, сплав леса и бамбука, занятие земельных участков, выемка грунтов, камней и продуктов реки (очевидно, ил), строительство в пределах речной зоны санкционируется администраторами реки. К числу последних в зависимости от значения водотока принадлежат министр строительства, главы префектур. Именно к разрешениям "привязана" плата за пользование перечисленными видами пользования рекой, регулируемая постановлениями правительства, но являющаяся доходом соответствующей префектуры.

В целом опыт передовых стран показывает, что в области водного хозяйства гибко сочетаются разрешительные, договорные и концессионные инструменты регулирования (о концессиях см. комментарий к ст. ст. 4, 21). Поэтому полностью отказываться от разрешительных процедур в водопользовании необоснованно и даже опасно.

Согласно статьям 21 - 23 ВК РФ 2006 г. сохраняется предусмотренное еще в старом Водном кодексе решение уполномоченных органов о предоставлении водных объектов в пользование. Водные объекты могут предоставляться в пользование для разных нужд: от обороны до организации отдыха детей. Согласно новому Водному кодексу решение о предоставлении водных объектов в пользование может принять не только Правительство РФ, но и государственные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления.

В новом ВК РФ произошла "молчаливая" отмена водных сервитутов (как частных, так и публичных). Однако разнообразное использование водных объектов на практике влечет за собой и использование хозяйствующим субъектом близлежащих земельных участков. Для этого существует право частного и публичного земельного сервитута, позволяющее использовать береговую полосу. Титул земельного сервитута (как публичного, так и частного) предусмотрен статьей 23 ЗК РФ и статьями 274 - 276 ГК РФ. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Частный земельный сервитут может устанавливаться для прокладки трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации и иных нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Частный сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником земельного участка и также подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего его установления.

Публичный земельный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, субъектов Федерации, органов местного самоуправления для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или населения. При этом предусматривается учет результатов общественных слушаний. Публичный земельный сервитут может быть предназначен для забора воды и водопоя, охоты и рыболовства, свободного доступа к прибрежной полосе водного объекта.

На практике встречаются случаи изменения в силу естественных и искусственных причин местоположения и акваторий водотоков и водоемов, что может вызвать споры между заинтересованными хозяйствующими субъектами. В соответствии со статьями 8 и 9 ВК РФ естественное изменение русла реки не влечет за собой ни прекращение права собственности, ни прекращение права пользования водным объектом.

В статье 34 ВК РФ 1995 г. была аналогичная норма.

Вместе с тем указанное положение охватывало возможные метаморфозы не только с реками, но и с другими водными объектами, например с озерами. Очевидно, пункт 5 ст. 8 и п. 2 ст. 9 нового Водного кодекса следует толковать так, чтобы охватить возможные изменения местоположения всех поверхностных водных объектов.

Водопользователи используют водные объекты на основании решений органов власти, лицензий и договоров, соответственно принятых, выданных и заключенных до 01.01.2007 с учетом ограничений, установленных ФЗ от 03.06.2006 N 73-ФЗ.

ВК РФ Статья 11. Основания приобретения права пользования поверхностными водными объектами или их частями

(см. текст в предыдущей редакции)

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 11 Водного кодекса РФ

1. Право пользования поверхностными водными объектами или их частями приобретается физическими лицами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

2. На основании договоров водопользования право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях:

1) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов в соответствии с частью 3 статьи 38 настоящего Кодекса;

2) использования акватории водных объектов, если иное не предусмотрено частями 3 и 4 настоящей статьи;

3) производства электрической энергии без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.

3. На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частями 2 и 4 настоящей статьи, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях:

1) обеспечения обороны страны и безопасности государства;

2) сброса сточных вод;

3) строительства и реконструкции гидротехнических сооружений;

4) создания стационарных и плавучих (подвижных) буровых установок (платформ), морских плавучих (передвижных) платформ, морских стационарных платформ и искусственных островов;

5) строительства и реконструкции мостов, подводных переходов, трубопроводов и других линейных объектов, если такие строительство и реконструкция связаны с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов;

6) разведки и добычи полезных ископаемых;

7) проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 47 настоящего Кодекса;

С 01.03.2022 п. 8 ч. 3 ст. 11 излагается в новой редакции (ФЗ от 30.12.2021 N 470-ФЗ). См. будущую редакцию.

8) подъема затонувших судов;

9) сплава древесины (лесоматериалов);

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 302-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов для гидромелиорации земель;

11) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и сброса сточных вод для осуществления аквакультуры (рыбоводства);

12) осуществления прудовой аквакультуры (рыбоводства) в прудах, образованных водоподпорными сооружениями на водотоках и с акваторией площадью не более 200 гектаров, а также на водных объектах, используемых в процессе функционирования мелиоративных систем.

(п. 12 введен Федеральным законом от 11.06.2021 N 163-ФЗ)

4. Водопользование осуществляется по основаниям, предусмотренным иными федеральными законами, без предоставления водных объектов в следующих случаях:

1) использование водных объектов для целей морского, внутреннего водного и воздушного транспорта, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 47 настоящего Кодекса;

2) использование водных объектов для целей рыболовства и аквакультуры (рыбоводства), за исключением случая, предусмотренного пунктами 11 и 12 части 3 настоящей статьи;

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 163-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1) проведение археологических полевых работ;

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 11.06.2021 N 193-ФЗ)

Действие принятых до 09.12.2021 решений о предоставлении болот в пользование для целей разведки и добычи полезных ископаемых прекращается (ФЗ от 11.06.2021 N 207-ФЗ).

2.2) использование болот в целях разведки и добычи полезных ископаемых (за исключением болот, расположенных в границах водно-болотных угодий);

(п. 2.2 введен Федеральным законом от 11.06.2021 N 207-ФЗ)

3) в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Ст. 11 ВК РФ. Основания приобретения права пользования поверхностными водными объектами или их частями

1. Право пользования поверхностными водными объектами или их частями приобретается физическими лицами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

2. На основании договоров водопользования право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях:

1) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов в соответствии с частью 3 статьи 38 настоящего Кодекса;

2) использования акватории водных объектов, если иное не предусмотрено частями 3 и 4 настоящей статьи;

3) производства электрической энергии без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.

3. На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частями 2 и 4 настоящей статьи, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях:

1) обеспечения обороны страны и безопасности государства;

2) сброса сточных вод;

3) строительства и реконструкции гидротехнических сооружений;

4) создания стационарных и плавучих (подвижных) буровых установок (платформ), морских плавучих (передвижных) платформ, морских стационарных платформ и искусственных островов;

5) строительства и реконструкции мостов, подводных переходов, трубопроводов и других линейных объектов, если такие строительство и реконструкция связаны с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов;

6) разведки и добычи полезных ископаемых;

7) проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 47 настоящего Кодекса;

Информация об изменениях:

Пункт 8 изменен с 1 марта 2022 г. - Федеральный закон от 30 декабря 2021 г. N 470-ФЗ

8) подъема затонувших судов;

Информация об изменениях:

Пункт 9 изменен с 13 июля 2021 г. - Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 302-ФЗ

9) сплава древесины (лесоматериалов);

10) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов для гидромелиорации земель;

11) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и сброса сточных вод для осуществления аквакультуры (рыбоводства);

Информация об изменениях:

Часть 3 дополнена пунктом 12 с 22 июня 2021 г. - Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 163-ФЗ

12) осуществления прудовой аквакультуры (рыбоводства) в прудах, образованных водоподпорными сооружениями на водотоках и с акваторией площадью не более 200 гектаров, а также на водных объектах, используемых в процессе функционирования мелиоративных систем.

4. Водопользование осуществляется по основаниям, предусмотренным иными федеральными законами, без предоставления водных объектов в следующих случаях:

1) использование водных объектов для целей морского, внутреннего водного и воздушного транспорта, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 47 настоящего Кодекса;

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 22 июня 2021 г. - Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 163-ФЗ

2) использование водных объектов для целей рыболовства и аквакультуры (рыбоводства), за исключением случая, предусмотренного пунктами 11 и 12 части 3 настоящей статьи;

Информация об изменениях:

Часть 4 дополнена пунктом 2.1 с 1 января 2022 г. - Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 193-ФЗ

2.1) проведение археологических полевых работ;

Информация об изменениях:

Часть 4 дополнена пунктом 2.2 с 9 декабря 2021 г. - Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 207-ФЗ

2.2) использование болот в целях разведки и добычи полезных ископаемых (за исключением болот, расположенных в границах водно-болотных угодий);

3) в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

1. Право пользования поверхностными водными объектами или их частями приобретается физическими лицами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

2. На основании договоров водопользования право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях:

1) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов в соответствии с частью 3 статьи 38 настоящего Кодекса;

2) использования акватории водных объектов, если иное не предусмотрено частями 3 и 4 настоящей статьи;

3) производства электрической энергии без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.

3. На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частями 2 и 4 настоящей статьи, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях:

1) обеспечения обороны страны и безопасности государства;

2) сброса сточных вод;

3) строительства и реконструкции гидротехнических сооружений;

4) создания стационарных и плавучих (подвижных) буровых установок (платформ), морских плавучих (передвижных) платформ, морских стационарных платформ и искусственных островов;

5) строительства и реконструкции мостов, подводных переходов, трубопроводов и других линейных объектов, если такие строительство и реконструкция связаны с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов;

6) разведки и добычи полезных ископаемых;

7) проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 47 настоящего Кодекса;

8) подъема затонувших судов;

9) сплава древесины (лесоматериалов);

10) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов для гидромелиорации земель;

11) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и сброса сточных вод для осуществления аквакультуры (рыбоводства);

12) осуществления прудовой аквакультуры (рыбоводства) в прудах, образованных водоподпорными сооружениями на водотоках и с акваторией площадью не более 200 гектаров, а также на водных объектах, используемых в процессе функционирования мелиоративных систем.

4. Водопользование осуществляется по основаниям, предусмотренным иными федеральными законами, без предоставления водных объектов в следующих случаях:

1) использование водных объектов для целей морского, внутреннего водного и воздушного транспорта, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 47 настоящего Кодекса;

2) использование водных объектов для целей рыболовства и аквакультуры (рыбоводства), за исключением случая, предусмотренного пунктами 11 и 12 части 3 настоящей статьи;

2.1) проведение археологических полевых работ;

2.2) использование болот в целях разведки и добычи полезных ископаемых (за исключением болот, расположенных в границах водно-болотных угодий);

3) в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Читайте также: