Кто начал войну в грузии 2008 доклад оон

Обновлено: 05.07.2024

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Данная комиссия – это первый случай в истории, когда Евросоюз пытается в таком формате разбирать вооруженный конфликт. Основной целью комиссии было выявить подтвержденные факты и на их основании сделать выводы. Комиссия побывала во всех ключевых для развития конфликта местах, включая Цхинвали, Сухуми, Москву, Тбилиси, Рокский тоннель, Ахалгорский район, Кодорское ущелье и пр. Полный текст доклада на английском языке расположен здесь.

Помимо этого тысячи этнических грузин были вынуждены покинуть свои дома в Южной Осетии, переместивших в лагеря беженцев на территории Грузии.

Поздним вечером 7 августа грузинская артиллерия начала обстрел г.Цхинвали. В ответ начались обстрелы грузинских позиций со стороны российских и осетинских вооруженных формирований, что заставило грузинскую армию остановить вторжение на территорию Цхинвали и окружающих деревень. Российские войска при поддержке авиации и Черноморского флота, развивая контратаку, вторглись на территорию Грузии, достигнув пригородов Тбилиси (около 100 км от Цхинвали).

Хотя массированный обстрел в ночь с 7 на 8 августа начала и грузинская сторона, конфликт вспыхнул не внезапно и имеет глубокие корни.

Краткая историческая справка


В Европе и России территория конфликта называется Южной Осетией, в Грузии она называется Шида Картли. Традиционно независимая Грузия, чья территория за века практически не менялась, в XVIII веке попала под сильное влияние (фактически подчинение) России. С одной стороны это было добровольный союз, с другой – навязанный. По одной из версий Россия не сдержала большую часть зафиксированных в Георгиевском трактате (1783 год) обещаний, лишив Грузию сперва политической независимости, а затем и церковной: с 1811 года Грузинская православная церковь, ставшая автокефальной еще в 467 году, лишилась патриаршества и стала подчиняться Святейшему Синоду Российской империи.

(Мое примечание: По другой версии Грузия в 1786 году первой нарушила договор, пойдя на сепаратные переговоры с турками (нарушение статьи 4 Георгиевского трактата) и заключив с Ахалцихским Сулейман-пашой мирный договор, который был ратифицирован султаном летом 1787 года как раз во время русско-турецкой войны).

Взамен, при заключении Георгиевского трактата Грузия получила военную защиту от мусульманских стран. Вместе с этим в Грузию пришли более современные системы администрирования, логистики, образования. Однако значительная часть грузин была недовольная подавлением собственной национальной идентичности/независимости и была заинтересована в развитии отношений с Европой, а не с Россией. С 1918 по 1921 Грузия обрела независимость, которую ликвидировала большевистская власть. В настоящее время СССР многими грузинами приравнивается к России, таким образом, годы пребывания Грузии в СССР приравниваются к годам насильственного присоединения к России.

В 1993 президент Грузии Эдуард Шеварнадзе попросил Россию помочь в усмирении восстания, организованного сторонниками Гамсахурдия в Самегрело. Россия помогла, после чего Грузия вступила в СНГ и ратифицировала Договор о Коллективной Безопасности. В соответствии с этим договором Россия гарантировала территориальную целостность входящих в него стран, включая гарантии по сохранению Абхазии и Южной Осетии в составе Грузии. Россия разместила на территории Грузии 4 военные базы, российские пограничники помогали контролировать границу Грузии с Турцией, а также морское побережье. Помимо этого Россия выполняла миротворческие функции на границах Грузии с Южной Осетией и Абхазией.

В июне 1992 между Шеварнадзе и Ельциным в Сочи был заключен договор о создании Объединенных Миротворческих Сил в Южной Осетии, состоявших из трех батальонов (примерно по 500 человек в каждом): грузинского, российского и южноосетинского (под командованием российского офицера).

Что касается Абхазии, то в мае 1994 года в Москве было заключено соглашение, одобренное Советом Безопасности ООН, согласно которому на границе Абхазии и Грузии располагались около 3000 миротворцев из стран СНГ (по факту – только из России). Это соглашение было заключено после грузино-абхазской войны 1992-1993 года, унесшей жизни тысячи людей и приведшей к изгнанию грузинского населения с территории Абхазии.

При вступлении в должность Михаила Саакашвили перед присягой он объявил о том, что решение конфликтов в Южной Осетии и Абхазии будет его приоритетом на посту президента. Однако его отношения с президентом России Владимиром Путиным не сложились. Параллельно с этим Саакашвили сразу же увеличил военные расходы бюджета с 1% ВВП до 8% ВВП, что уже стало сигналом о подготовке к решению конфликтов военными мерами. Также Саакашвили резко сменил ориентацию внешней политики в сторону Запада, в том числе в сторону вступления в НАТО, что еще более ухудшило отношения с Россией. США начали активно поддерживать Саакашвили как политически, так и экономически, активно содействуя Грузии в военной области, помогая экипировкой, обучая военнослужащих. Сначала военная помощь объяснялась войной в Чечне на границе с Грузией, затем – подготовкой грузинских военнослужащих к участию в решении международных конфликтов (Косово, Ирак, Афганистан). В результате Грузия удвоила свою армию (по сравнению со временами Шеварнадзе), причем большая часть военной силы расположилась на военных базах в Сенаки (рядом с Абхазией) и в Гори (рядом с Южной Осетией). Плюс к этому в августе 2008 года в грузинской армии работало более 1000 американских военных советников и специалистов, более 1000 американских граждан работало в грузинских силовых структурах и во власти.

Развитие событий войны 2008 года


Открытые боевые действии начались в ночь с 7 на 8 августа 2008 года с артиллерийской подготовки грузинских войск в направлении Цхинвала. Командир грузинского контингента объединенных миротворческих сил (Joint Peacekeeping Forces, JPKF) бригадный генерал Мамука Курашвили заявил, что военная операция нацелена на восстановление конституционного порядка в Ю.Осетии. Затем грузинская сторона опровергла слова Курашвили как не официальные, и сообщила, что военная операция – ответ на вторжение российских войск, что не являлось правдой. Официальные слова грузинской стороны Миссии: «для защиты независимости и территориальной целостности Грузии, а также для обеспечения безопасности грузинских граждан в 23.35 7 Августа Президент Грузии издал указ о начале оборонительной операции для достижения следующих целей:

- Нейтрализация огневых точек, с которых велся огонь по мирным гражданам, грузинскому миротворческому контингенту и полиции.

Утверждение грузинской стороны о вторжении Российских вооруженных сил на территории подкреплялись жалобами на проникновение большого количества российских солдат и вооружения на территорию Ю.Осетии на протяжении нескольких месяцев до открытого конфликта (юридически – на территорию Грузии). В начале же августа, а особенно 7 августа, грузинская сторона наблюдала усиление этой активности. Российская сторона отрицает эти обвинения и утверждает, что вторжение Российских вооруженных сил на территорию Ю.Осетии началось в 14.30 8 августа после принятия соответствующего решения президентом. Миссия не считает достаточно обоснованными утверждения грузинской стороны о масштабном военном вторжении Российских ВС в Ю.Осетию до 8 августа, хотя есть ряд публикаций и докладов, в которых утверждается, что Россия принимала участие в обучении южноосетинских ВС и в поставках туда военной техники и оружия. Скорее всего какое-то количество российских военных присутствовало на территории Ю.Осетии, так же наблюдался приток добровольцев до 14.30 8 августа. Отмечается, что авианалеты на грузинские военные базы начались с самого утра 8 августа до официально объявленного времени начала операции (бомбились военные базы и объекты в Вариани, Гори, Сенаки, Поти, Тбилиси), после чего подключился и Черноморский флот.

Свое военное вторжение на территорию Южной Осетии Россия оправдала тем, что таким образом был остановлен геноцид осетин грузинами, а также были проведены меры по защите российских граждан, находящихся на территории Ю.Осетии, и российский миротворческий контингент, находящийся там в соответствии с международными договоренностями (Сочинское соглашение 1992 года). Россия утверждала, что в утро 8 августа 2008 года были убиты двое российских миротворцев и пятеро ранены грузинскими военными при атаке Цхинвали. Грузинская сторона утверждает, что огонь был открыт со стороны миротворческого контингента, в результате чего грузинская сторона была вынуждена ответить. Объективных доказательств правоты сторон нет. Учитывая напряженную обстановку, жертвы среди миротворцев весьма вероятны.

При посредничестве Николя Саркози, который в то время находился на посту председателя ЕС, было заключено перемирие, состоявшее из 6 пунктов. Среди прочего все войска должны были прекратить боевые действия и вернуться на позиции, занимаемые до начала конфликта. Россия и Ю.Осетия не спешили отводить войска из Ахалгорского района, который до 2008 года находится под административным управлением Тбилиси (входил в Ю.Осетию только на советских картах). Мирное соглашение было заключено 8 сентября 2008, военная фаза конфликта был окончательно завершена.

Анализ действий сторон


Соответствовал ли международному праву обстрел Цхинвали Грузией в ночь с 7 на 8 августа? Не соответствовал, это было незаконно. Грузия признала Сочинское соглашение от 1992 и меморандум о мерах по обеспечению безопасности и укреплению взаимного доверия между сторонами в грузино-югоосетинском конфликте (1996 г.). Даже в случае югоосетинских атак на грузинские деревни, ответ Грузии должен был быть необходимым и пропорциональным. Обстрел Цхинвали из систем залпового огня ГРАД и тяжелой артиллерии не является необходимой и пропорциональной мерой для защиты грузинских деревень. В связи с этим действия Южной Осетии по самозащите являются легальными.

По поводу законности участия РФ в конфликте ответы должны быть разделены. Российская реакция должна быть разделена на две фазы:

Первые военные защитные действия РФ законны. Продолжение военных действий войсками РФ, Южной Осетии и Абхазии после одностороннего прекращения огня Грузией однозначно незаконны.

Встает вопрос: можно ли строго определить, являлось ли вторжение войск РФ на территорию Грузии, взятие под контроль высот и ключевых автодорог, участие ВМФ и ВВС РФ в боевых действиях на территории Грузии необходимыми и пропорциональными мерами по защите своих миротворцев? Грузинские войска в этой ситуации уже действовали в соответствии с Главой 51 Устава ООН, обеспечивая собственную безопасность. Таким образом, после пересечения войсками РФ границ Абхазии и Южной Осетии РФ и Грузия поменялись местами в плане легальности своих действий.

РФ говорила о защите своих граждан в ЮО. Это действие соответствует конституции РФ, и действительно в мировой практике после 1945 года не раз случались подобные ситуации. Законность таких операция – дискуссионный вопрос. Точного законодательного решения для подобных случаев нет, все индивидуально. Обычно подобные действия ограничены и сконцентрированы на спасении и эвакуации своих граждан. В случае войны 2008 года действия РФ вышли далеко за эвакуацию и спасение и выплеснулись в глубокое проникновение на территорию Грузии. Таким образом, можно заключить, что действия РФ вне территории Южной Осетии незаконны.

Нападение абхазских войск вместе с войскам РФ на верхнее Кодорское ущелье также является незаконным. Эта территория находится полностью в грузинской юрисдикции, вторжение на нее классифицируется согласно статье 51 Устава ООН как вооруженное нападение на Грузию. В этом отношении действия Грузии полностью легитимны. Оправдание Абхазии по существу и по закону не имеют силы. Таким образом и российская поддержка Абхазии в этой военной операции также не законна.

Повторюсь, вся представленная здесь информация кроме моего вступления и одного примечания взята из доклада Европейской комиссии. Думайте.

Спецкомиссия ЕС, расследовавшая обстоятельства российско-грузинского конфликта в августе 2008 года, пришла к выводу, что военные действия начала Грузия. Однако действия Москвы тоже нарушали международное право.

Грузинский солдат на фоне грузинского флага

Эксперты ЕС считают, что войну развязала Грузия

В среду, 30 сентября, был обнародован итоговый доклад специальной комиссии Евросоюза, расследовавшей обстоятельства военного конфликта между Россией и Грузией в августе 2008 года. В тот же день глава комиссии Хайди Тальявини передала в Брюсселе доклад представителям обеих сторон вооруженного конфликта, а также послам 27 стран-членов ЕС и представителю ООН.

Комиссия: военный конфликт начала Грузия

Хайди Тальявини

Глава комиссии Хайди Тальявини

Согласно выводам экспертов международной комиссии, боевые действия в августе 2008 года начали грузинские войска, они же первыми вошли на территорию Южной Осетии. Это в корне противоречит официальной версии Тбилиси, согласно которой Грузия отреагировала на "массированное вторжение" российских войск на ее территорию. Этому утверждению нет достаточных доказательств, заключила комиссия.

"Перед началом грузинской операции последовательного военного нападения с российской стороны не было", - уверена Хайди Тальявини. Комиссия не нашла и свидетельств того, что Россия планировала совершить подобное нападение в ближайшее время. Кроме того, считают эксперты, нельзя никаким образом оправдать обстрел грузинскими войсками Цхинвали ночью с 7 на 8 августа.

Действия России были обоснованны лишь в первой стадии конфликта

Военная операция России, носившая оборонительный характер, в первой своей стадии принципиально не противоречила международному праву, говорится в докладе. А вот дальнейшее продвижение российских войск вглубь Грузии эксперты считают сомнительным. По мнению членов комиссии, большая часть военных действий России "вышла далеко за пределы разумной самообороны". А разрушения, причиненные российскими войсками уже после того, как было заключено соглашение о прекращении огня, "не могут быть ничем обоснованы".

Кроме того, военные действия России, которые Москва назвала "гуманитарной акцией", ни в коей мере не были направлены "ни прежде всего, ни исключительно" на защиту российских граждан. "Российская военная акция вне пределов Южной Осетии была, по сути, нарушением международного права", - заявили эксперты. После 8 августа в Южной Осетии и "буферной зоне", занятой российскими войсками, происходили "многочисленные нарушения международного права".

Кроме того, комиссия подвергла критике "несвоевременные и недостаточно решительные действия мирового сообщества" в связи с конфликтом в августе 2008 года. Она выразила сожаление по поводу того, что в мире все чаще нарушаются "общепризнанные принципы международного права, в частности территориальная целостность государств".

Первые комментарии сторон

Владимир Чижов

Постпред России при Евросоюзе Владимир Чижов

"Доклад в главном объективный, в нем сделан вывод, что конфликт начался с агрессии Грузии против Южной Осетии", - заявил 30 сентября постпред России при Евросоюзе Владимир Чижов после первого ознакомления с заключением комиссии ЕС. Более глубокие выводы, по словам Чижова, можно будет сделать лишь после детального изучения текста доклада, объем которого составляет более тысячи страниц.

Как сообщает "Интерфакс", посол Грузии в странах Бенилюкса Саломе Самадашвили еще не ознакомилась с текстом доклада международной комиссии, но пообещала прокомментировать его в ближайшее время. "Что бы ни было написано в этом документе, ничто не изменит факт того, что Россия осуществила агрессию против Грузии и оккупировала ее территории, считает Самадашвили. В свою очередь госминистр Грузии по вопросам реинтеграции Темур Якобашвили заявил, что Тбилиси не согласен с некоторыми выводами экспертов, в частности с выводом о том, что массированного вторжения российских войск на территорию Грузии не было и что "грузинская сторона применила чрезмерную силу в начале вооруженного конфликта".

ОД/dpa/"Интерфакс"

Редактор: Сергей Вильгельм

Комментарий

Доклад спецкомиссии усилит дебаты о европейской безопасности

Комиссия, расследовавшая по поручению ЕС обстоятельства российско-грузинской войны, приняла соломоново решение. Однако оно не приведет к сильным изменениям в отношениях конфликтующих сторон, считает Инго Маннтойфель. (30.09.2009)

Хроника

Москва считает доклад ЕС о российско-грузинской войне объективным

Глава комиссии Евросоюза по расследованию обстоятельств российско-грузинского конфликта Хайди Тальявини передала итоговый доклад представителям России, Грузии, ЕС и ООН. Постпред РФ при ЕС назвал документ объективным. (30.09.2009)

Контекст

ПАСЕ раскритиковала Россию за отказ выполнить требования Совета Европы

У Москвы отсутствует политическая воля для устранения последствий российско-грузинской войны. Об этом заявили делегаты Парламентской ассамблеи Совета Европы в резолюции, резко критикующей позицию России. (30.09.2009)

ПАСЕ: Россия игнорирует требования Совета Европы

Члены ПАСЕ обвинили Россию в агрессивном образе действий на Кавказе и невыполнении требований, выдвинутых Советом Европы. Своим поведением Москва изолирует себя от круга европейцев, уверены европейские парламентарии. (29.09.2009)

Комиссия ЕС завершила расследование событий грузино-российской войны

Специальная комиссия Европейского Союза, занимавшаяся расследованием обстоятельств грузино-российского вооруженного конфликта в августе 2008 года, в среду, 30 сентября представит итоговый доклад о проведенной работе. (29.09.2009)

ПАСЕ требует пустить наблюдателей в Абхазию и Южную Осетию

Члены Парламентской ассамблеи Совета Европы 29 сентября обсудят проект доклада, посвященного российско-грузинской войне. ПАСЕ призывает незамедлительно пустить международных наблюдателей в Абхазию и Южную Осетию. (28.09.2009)

Die Welt: Война в Грузии продемонстрировала несостоятельность европейской дипломатии

К годовщине войны в Южной Осетии европейские политики и интеллектуалы призывают к защите территориальной целостности Грузии. В числе подписавшихся - Вацлав Гавел, Валдас Адамкус, Март Лаар, Витаутас Ландсбергис. (22.09.2009)

Spiegel: Эксперты ЕС винят Тбилиси в развязывании войны на Южном Кавказе

По информации журнала Spiegel, независимая группа экспертов ЕС пришла к выводу, что ответственность за начало военных действий между Грузией и Россией несет официальный Тбилиси, а за эскалацию конфликта - Москва. (21.09.2009)

Пресса

Frankfurter Allgemeine: Саакашвили первым полез в драку

Зачинщиков российско-грузинской войны в августе прошлого года следует искать в Тбилиси. К этому выводу пришла независимая комиссия Евросоюза под руководством швейцарского дипломата Хайди Тальявини. (30.09.2009)

Также по теме

Datum: 09.11.2012 Copyright: imago/ITAR-TASS ITAR-TASS: TBILISI, GEORGIA. NOVEMBER 9, 2012. Chief of Joint Staff of the Armed Forces of Georgia Giorgi Kalandadze, and Georgian Lieutenant-General Devi Chankotadze (L-R). PUBLICATIONxINxGERxAUTxONLY People Politik xjh x0x 2012 hoch 58682736 Date 09 11 2012 Copyright Imago ITAR TASS ITAR TASS Tbilisi Georgia November 9 2012 Chief of Joint Staff of The Armed Forces of Georgia Giorgi and Georgian Lieutenant General Devi Chankotadze l r PUBLICATIONxINxGERxAUTxONLY Celebrities politics XJH x0x 2012 vertical

Выдаст ли Германия Грузии опального генерала с украинским паспортом? 05.02.2022

Грузия требует от ФРГ выдать своего бывшего генерала, которого обвиняет в пытках. Георгий Каландадзе утверждает, что дело сфабриковано и за запросом стоит Кремль. DW попыталась разобраться в происходящем.

Europaeischer Gerichtshof fuer Menschenrechte (EGMR) mit den zylindrischen Gebaeuden der Gerichtssaele, Architekt Richard Rogers, Strassburg, Strasbourg, Elsass, Frankreich / European Court of Human Rights building (ECtHR) with the cylindrical buildings of the courtrooms by the architect Richard Rogers, Strasbourg, Alsace, France

ЕСПЧ принял решение в деле "Грузия против РФ". При чем здесь Украина? 26.01.2021

ЕСПЧ частично удовлетворил иск Грузии к РФ по войне в Южной Осетии. Почему решение суда разочаровало некоторых экспертов, и почему для Украины оно одновременно - хорошая и плохая новость? Интервью DW.

Georgia

Грузия заявила о полной готовности к вступлению в НАТО 08.08.2020

Грузия обязательно доведет до конца процесс евроатлантической интеграции, заявил премьер-министр Георгий Гахария в 12-ю годовщину начала военного конфликта с РФ.

В докладе международной комиссии по расследованию обстоятельств войны на Южном Кавказе в августе 2008 года сделан вывод, что начала боевые действия Грузия, однако этому во многом способствовали вызывающие действия России.

Комиссия решила, что первоначальный военный ответ России на нападение Грузии на российских миротворцев в Южной Осетии был оправдан с точки зрения защиты, однако последующие действия российских войск были чрезмерными.

В подготовленном по итогам 10-месячного расследования докладе говорится: как грузинские, так и российские и южноосетинские войска в ходе конфликта нарушили международное гуманитарное право.

По данным комиссии, риск новой конфронтации "остается существенным".

"Своя правда"

В среду в Брюсселе глава комиссии Хайди Тальявини передала доклад с выводами, подготовленными 30 военными экспертами, историками и правоведами, представителям России, Грузии, Евросоюза, ОБСЕ и ООН.

Для проигрывания необходимо включить поддержку Java-скрипта и установить новую версию Flash

Сама Тальявини считает, что конфликт нельзя рассматривать лишь с точки зрения его политических, юридических и военных аспектов.

"Заинтересованные стороны видели лишь свою правду, и никогда не были готовы взглянуть на правду других", - отмечает дипломат.

По ее словам, мирные отношения между странами в будущем невозможны, если не представить нейтрального изложения фактов о войне.

Однако дело не только в обстановке в самом кавказском регионе: Хайди Тальявини подчеркивает, что конфликт имеет прямое отношение к европейской архитектуре безопасности.

"Политизированные подходы"

Как и ожидалось, ни одна из сторон не смогла полностью поддержать положения опубликованного доклада.

Ряд размытых и двусмысленных формулировок, как мы понимаем, отражает по-прежнему остающиеся политизированными подходы стран Евросоюза к событиям августа 2008 года и их последствиям

Глава МИД Грузии Григол Вашадзе отметил, что в Тбилиси в целом довольны заключениями комиссии, но не согласны с некоторыми выводами, к которым она пришла.

"Какой бы доклад ни выпустила эта комиссия, непреложным фактом остается то, что территория Грузии оккупирована Россией, а не наоборот. Россия избавляется от международного присутствия на этой территории, а не Грузия", - сказал дипломат в эфире радиостанции "Эхо Москвы".

Российское министерство иностранных дел заявило, что "ряд размытых и двусмысленных формулировок, как мы понимаем, отражает по-прежнему остающиеся политизированными подходы стран Евросоюза к событиям августа 2008 года и их последствиям".

"Однако это не может заслонить главный вывод доклада о вине Тбилиси за развязанную агрессию против мирной Южной Осетии, полной нелегитимности действий Грузии", - подчеркивается в комментарии.

Британский МИД отдал должное работе, проделанной командой Тальявини, и пообещал подробно изучить документ.

"Не допустить эскалации"

Глава мониторинговой миссии ЕС в Грузии Ханс Йорг Хабер

Глава мониторинговой миссии ЕС в Грузии опасался эскалации напряженности из-за доклада

Сейчас в самопровозглашенных республиках размещены тысячи российских военнослужащих, созданы мощные военные группировки. На территорию обеих республик не допускаются международные наблюдатели.

На прошлой неделе было объявлено, что наблюдатели ЕС усилили патрулирование вдоль линии разделения в районе Южной Осетии с тем, чтобы не допустить эскалации во время публикации документа.

Решение о международном расследовании причин конфликта было принято на встрече министров иностранных дел стран ЕС в Авиньоне в сентябре 2008 года.

"Беженцам ждать трудно"

Комментируя для Русской службы Би-би-си результаты работы комиссии, шеф-редактор русского издания журнала Foreign Policy Арно Дюбьен назвал доклад "минусом для Саакашвили".

"Для военных экспертов и прежде не возникало вопроса, кто первый начал стрелять, - говорит эксперт. - Другое дело, что Россия виновата во многом, что происходило в предшествующий период. Россия также не выполнила своих обязанностей миротворца. Для примирения нужно время. Больше всех страдают беженцы, и им ждать трудно".

В эфире программы "Вечер на Би-би-си" госминистр Грузии по вопросам реинтеграции Темури Якобашвили заявил, что нужно разместить в Южной Осетии и Абхазии международных наблюдателей, которые охраняли бы беженцев, возвращающихся в свои дома.

"Нет никаких независимых государств, а есть российская оккупация части грузинской территории. Это стопроцентные марионетки Российской Федерации. У нас нет проблем с осетинами и абхазами. Кокойты – еще не осетинский народ", - уверен министр.

В свою очередь, член комитета российской Госдумы по международным делам Иван Саввиди предложил создать российско-грузинскую комиссию при ПАСЕ и вести переговоры, пока не будет найден компромисс.

"Надо также пригласить в Страсбург представителей этих стран [Южной Осетии и Абхазии]. Они не субъекты Российской Федерации, там есть реальная власть. Саакашвили – не созидатель, а разрушитель, но лидеры приходят и уходят", - заключил депутат.

Разрушения в городе Цхинвали

Эксперты ЕС определились с виновным в развязывании конфликта на Южном Кавказе в августе 2008 года - в докладе международной комиссии под руководством Хайди Тальявини вина за начало войны возлагается на Тбилиси. Россия приветствовала заключение комиссии, однако отметила в нем ряд двусмысленностей.

Глава международной комиссии по расследованию обстоятельств конфликта на Южном Кавказе швейцарка Тальявини передала в среду в Брюсселе доклад с выводами постпреду России. Одновременно документ был вручен представителям Грузии, Евросоюза, ОБСЕ и ООН.

"Агрессор" назван

Грузинские вооруженные силы в ночь с 7 на 8 августа 2008 года осуществили массированный артиллерийский обстрел югоосетинского города Цхинвали, и именно он положил начало широкомасштабному вооруженному конфликту на Кавказе, говорится в опубликованном в среду докладе комиссии под эгидой Евросоюза по расследованию обстоятельств событий на Кавказе.

Комиссия официально приступила к работе 2 декабря 2008 года. Целью ее работы было объективное выяснение причин и обстоятельств, приведших к возникновению грузино-югоосетинского конфликта.

Авторы доклада пришли к выводу, что вначале военный ответ России на грузинскую агрессию был "законным", поскольку действия РФ носили оборонительный характер, однако последующие ответные действия российских военных вышли за "разумные границы". По мнению комиссии, вероятность новой конфронтации на Кавказе "остается серьезной". В документе также говорится, что грузинские, российские и югоосетинские вооруженные силы нарушили международное гуманитарное законодательство в ходе пятидневного военного конфликта. Комиссия отмечает, что августовской войне на Кавказе предшествовали "длительные периоды нарастания напряженности, провокаций и инцидентов" между Грузией и РФ.

Комиссия отмечает противоречия в заявлениях официальных представителей Грузии о причинах конфликта. Так, в самом начале военной операции командующий грузинским миротворческим батальоном Мамуки Курашвили заявил, что ее целью является восстановление конституционного порядка на территории Южной Осетии. Позже грузинская сторона попыталась опровергнуть его слова и стала утверждать, что огонь был открыт в ответ на агрессию с российской стороны.

Доклад комиссии насчитывает более 1,1 тысячи страниц. В первой части содержатся общие выводы о причинах августовского конфликта. Во второй части изложен исторический бэкграунд, содержащий сведения об отношениях Грузии с Россией, США, НАТО и ЕС, приводится информация о конфликтах и миротворческих усилиях в Абхазии и Южной Осетии в период с 1991 по 2008 год, а также излагается точка зрения на августовский конфликт грузинской, российской, югоосетинской и абхазской сторон. Третья часть доклада посвящена документальным свидетельствам войны в Грузии.

Мнение Москвы.

МИД РФ, в свою очередь, отметил, что усилия комиссии не прошли даром. Доклад Комиссии ясно говорит о вине Тбилиси за развязанную агрессию против мирной Южной Осетии и полной нелегитимности действий Грузии, в опубликованном документе прямо указано на те государства, которые вооружали и обучали грузинскую армию, заявил МИД.

Вместе с тем, МИД указал на ряд двусмысленностей в докладе - выводы о якобы "непропорциональном" применении силы российской стороной в ответ на агрессию Грузии против Южной Осетии, отметив, что "в самом же докладе можно легко найти аргументы, показывающие искусственный характер подобных рассуждений".

. и Тбилиси

Тбилиси опроверг российскую трактовку доклада независимой комиссии ЕС, утверждая, что в документе нигде не сказано, что войну начала Грузия. Вместе с тем, грузинская сторона сообщила, что на данный момент ознакомилась лишь с частью документа, в частности, с общим обозрением. Между тем, на 10-й странице первой части документа, в которой приводятся общие выводы комиссии, отмечается, что обстрел Цхинвали со стороны Грузии положил начало широкомасштабному вооруженному конфликту на Кавказе.

"Подчеркиваю, что в документе нигде не сказано, что Грузия начала войну. Все провокации, интерпретации в связи с этим вопросом будут ложью", - заявил Якобашвили на брифинге в среду. Якобашвили отметил, что грузинская сторона, вместе с тем, не согласна с некоторыми положениями документа.

Поясняя, с какими положениями доклада Грузия не согласна, госминистр заявил: "В первую очередь мы не согласны с той интерпретацией, что не было массового вторжения российских сил. Говоря о миротворцах, указана смягченная оценка, что если на миротворцев напали бы, то Россия имела бы право их защитить. Нигде не написано, что такое нападение произошло", - сказал Якобашвили. По его словам, грузинская сторона также не согласна с тем, что Грузия, согласно докладу, применила чрезмерную силу, предприняв наступление на Цхинвали, "так как все факты говорили о том, что были необходимы действенные шаги" для защиты грузинского населения.

Сдержанная реакция Запада

МИД ФРГ поблагодарил комиссию за проведенное расследование и отметил, что доклад "независимо и сбалансировано анализирует предысторию и ход связанного с Грузией конфликта прошлого года". По мнению министра иностранных дел Германии Франка-Вальтера Штайнмайера, доклад будет способствовать в понимании сути конфликта.

"Одно в докладе еще раз сказано очень четко. Трагические события августа прошлого года не должны повториться. Все стороны поэтому призваны к тому, чтобы со всей ответственностью подойти к выводам доклада", - заявил министр.

Реакций других государств пока не последовало.

Страны Запада, в том числе, и страны-члены НАТО, в августе 2008 года подвергли Россию критике за действия в Южной Осетии и обвинили ее в непропорциональном применении силы. Однако спустя несколько месяцев некоторые европейские политики фактически признали ответственность Грузии за обострение ситуации в регионе.

В ночь на 8 августа 2008 года грузинские войска атаковали Южную Осетию. Россия, защищая жителей республики, многие из которых приняли гражданство РФ, ввела туда войска и после пяти дней боевых действий вытеснила грузинских военных из региона. В конце августа 2008 года Россия признала независимость Южной Осетии и другой бывшей грузинской автономии - Абхазии. В ответ Тбилиси разорвал дипломатические отношения с Москвой и объявил две закавказские республики оккупированными территориями.

Позитивная оценка российских экспертов

Российские эксперты, в целом, позитивно оценили представленный доклад, назвав главным его итогом то, что установлена причина конфликта и определен виновный в его развязывании. Такое мнение, в частности, высказал глава делегации РФ в ПАСЕ Константин Косачев.

По мнению первого зампреда комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Константина Затулина, доклад выбивает почву из-под ног тех, кто хочет представить эти события как заговор и провокацию со стороны России. Вместе с тем, он отметил, что в докладе содержатся "модифицированные обвинения" в сторону России.

Речь, в частности, идет о "чрезмерном применении силы", "неадекватной" реакции России, о том, что никогда не бывает предметом обсуждения, если речь идет о США или членах ЕС, применении военной силы в Югославии, Ираке, Афганистане, подчеркнул он.

По мнению заведующего отделом разоружения и урегулирования конфликтов Института мировой экономики и международных отношений РАН Александра Пикаева, доклад не повлияет радикально на отношение европейских стран к действиям России в этом конфликте.

По его словам, в докладе с одной стороны говорится, что войну начала Грузия, с другой стороны, для баланса, говорится о том, что Россия создала некие условия, для того чтобы этот конфликт развязался. Тем не менее, факт, что войну начала Грузия, зафиксированный в докладе, является, по его мнению "большой победой".

Ситуация в Грузии, резко обострившаяся в августе 2008 г. и переросшая в вооружённый конфликт, находилась в поле зрения Совета Безопасности ООН с первого же дня конфликта. Первое обсуждение на чрезвычайном заседании СБ состоялось уже утром 8 августа (по московскому времени) по требованию российской делегации. Впоследствии Совет Безопасности ООН ещё несколько раз собирался для рассмотрения данного вопроса, однако сохранявшиеся разногласия в оценке ситуации (в первую очередь, между Россией, с одной стороны, и США и Грузией, с другой) не позволили принять какого-либо совместного решения (подробнее см. ниже).

Совет Безопасности ООН поддержал посредническую миссию, с которой выступил председатель Европейского совета президент Франции Николя Саркози, предложивший план выхода из кризиса, базировавшийся на трёх элементах: немедленном прекращении боевых действий, полном соблюдении суверенитета и территориальной целостности Грузии и восстановлении статус-кво до начала боевых действий (подробнее см. ниже).

За ситуацией в Грузии следили представители ряда специальных органов ООН — Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ), Управления Верховного комиссара ООН по правам человека и Миссии ООН по наблюдению в Грузии (МООННГ).

На начало конфликта Миссия ООН по наблюдению в Грузии, действовавшая в зоне грузино-абхазского конфликта и базировавшаяся в Верхнем Кодорском ущелье, Зугдидском и Гальском секторах, располагала 136 военными наблюдателями, на местах в различных точках работало 18 полицейских ООН и 311 гражданских сотрудников. Главные задачи Миссии заключались в мониторинге и контроле за осуществлением грузинской и абхазской сторонами соглашения 1994 года о прекращении огня, в содействии созданию благоприятных условий для возвращения внутренне перемещенных лиц и беженцев и в поощрении политического урегулирования грузино-абхазского конфликта.

13 февраля 2009 года Совет Безопасности ООН принял резолюцию, в которой приветствовал соглашение из шести пунктов от 12 августа 2008 года и последующие меры по его осуществлению от 8 сентября 2008 года. [2]

Содержание

Первое заседание СБ ООН

Выступавшие на заседании члены СБ выразили серьёзную обеспокоенность эскалацией насилия в Южной Осетии и призвали все стороны к немедленному прекращению боевых действий и возобновлению переговоров, к недопущению эскалации напряжённости и сотрудничеству с миссией ОБСЕ. Членам Совета, однако, не удалось согласовать текст заявления на основе документа, предложенного Россией. [3] [4] [5] [6]

Второе заседание СБ ООН

Четвёртое заседание СБ ООН

9 августа состоялись закрытые консультации СБ ООН, 10 августа — четвёртое (третье открытое) заседание, созванное по требованию Грузии и США.

Заместитель Генерального секретаря ООН по политическим вопросам Линн Пэскоу привёл на заседании имеющиеся у ООН данные о ситуации в Грузии:

Помощник Генерального секретаря ООН по операциям по поддержанию мира Эдмон Муле привёл имеющиеся у ООН данные о ситуации в Абхазии:

  • Миссия ООН по наблюдению в Грузии (МООННГ) располагает 136 военными наблюдателями, на местах в различных точках работают 18 полицейских ООН и 311 гражданских сотрудников. Главные задачи Миссии заключаются в мониторинге и контроле за осуществлением сторонами соглашения 1994 года о прекращении огня, в содействии созданию благоприятных условий для возвращения внутренне перемещенных лиц и беженцев и в поощрении политического урегулирования конфликта.
  • За последние два дня абхазская сторона осуществила переброску войск и тяжелых вооружений в зону грузино-абхазского конфликта. Этому передвижению первоначально препятствовали миротворческие силы СНГ, однако 9 августа их командующий — генерал Чабан — проинформировал МООННГ о том, что они уже не в состоянии помешать абхазской стороне осуществить переброску вооружений и войск в зону. МООННГ подтвердила, что миротворцы СНГ не предприняли усилий к тому, чтобы остановить такое развертывание. Абхазские войска и тяжелые вооружения расположены сейчас вдоль всей линии прекращения огня.
  • Утром 9 августа абхазский де-факто заместитель министра обороны предложил МООННГ вывести своих наблюдателей из Верхнего Кодорского ущелья, поскольку их безопасность не может больше гарантироваться. После этого МООННГ вывела всех 15 наблюдателей, которые находились в Верхнем Кодорском ущелье. Вслед за этим абхазские де-факто власти объявили о решении, принятом де-факто президентом Багапшем, выбить грузинские вооруженные силы из Верхнего Кодорского ущелья.
  • Начиная со второй половины дня 9 августа, МООННГ сообщала о продолжающихся бомбардировках с воздуха грузинских деревень в Верхнем Кодорском ущелье. Миссия также отмечает переброску абхазской стороной большого числа тяжелой военной техники и войск в направлении Кодорского ущелья.
  • Утром 10 августа абхазский де-факто президент Багапш объявил на пресс-конференции, что операция абхазской стороны в Верхнем Кодорском ущелье проходит согласно плану. Он заявил, что грузинским мирным гражданам и военнослужащим предъявлен ультиматум с тем, чтобы они покинули Верхнее Кодорское ущелье. Багапш заявил также, что его сторона координирует свою деятельность с миротворческими силами СНГ в целях восстановления порядка в зоне ответственности миротворцев. Он сказал, что Сухуми обратился с просьбой к России принять меры по укреплению абхазской морской границы. Он отметил, что переговоры с Грузией могут начаться только после завершения нынешних абхазских операций.
  • МООННГ получила информацию из различных источников о том, что большая часть гражданского населения Верхнего Кодорского ущелья покинула этот район.
  • МООННГ отмечает, что утром 10 августа в направлении зоны конфликта выдвинулся российский десантный батальон. МООННГ также сообщает, что в аэропорту Сухуми начиная с вечера 9 августа совершают посадку транспортные самолеты ИЛ-76. По-видимому, к берегам Абхазии также подошёл ряд российских кораблей Черноморского флота.
  • Абхазские силы и тяжелые вооружения были переброшены к административной границе с Грузией, расположившись вдоль всей зоны конфликта. Были нанесены бомбовые удары вблизи грузинского города Зугдиди, вызвав панику среди местных жителей, многие из которых пытаются найти защиту в расположенной здесь региональной штаб-квартире МООННГ.
  • В результате роста напряженности и нанесения бомбовых ударов в районе оперативной деятельности Миссии, МООННГ была вынуждена свернуть свои операции и сейчас осуществляет только необходимое патрулирование. Миссия продолжает поддерживать связи со сторонами и с миротворцами СНГ. На данный момент МООННГ не наблюдала крупной переброски сил или оружия в зону конфликта с грузинской стороны. Пока что единственные замеченные мероприятия заключались в укреплении существующих позиций вдоль линии прекращения огня.
  • В общем, за исключением бомбардировки верхней части Кодорского ущелья и целей вблизи от Зугдиди, включая военную базу в Сенаки, по-видимому, в зоне действия МООННГ пока что не произошло никаких прямых столкновений.

Представитель США Халилзад обвинил Россию в том, что:

Постоянный представитель России Виталий Чуркин изложил российское видение ситуации:

Грузия подаёт иск в Международный суд

8 сентября Международный Суд приступил к рассмотрению временных мер, связанных с иском Грузии к России [12] .

Ситуации в Грузии были также посвящены заседания СБ ООН от 11 августа (закрытое), 19 и 28 августа.

Шестое заседание СБ ООН

19 августа состоялось шестое (четвёртое открытое) заседание о положении в Грузии, созванное по требованию Франции, представившей на рассмотрение СБ проект резолюции с требованием к России обеспечить незамедлительный вывод её войск из Грузии.

Заместитель Генерального секретаря ООН по политическим вопросам Линн Пэскоу привёл на заседании имеющиеся у ООН данные о ситуации в Грузии:

Помощник Генерального секретаря ООН по операциям по поддержанию мира Эдмон Муле привёл имеющиеся у ООН данные о ситуации в зоне грузино-абхазского конфликта и вокруг нее:

Постоянный представитель Грузии Ираклий Аласания сообщил, что, по состоянию на 19 августа, общее число погибших с грузинской стороны достигло 250, в том числе 69 гражданских лиц. Более 1469 человек получили ранения.

Россия таким образом отказалась поддержать предложенную Францией резолюцию, в которой был сделан упор на выполнении лишь двух из шести пунктов договорённостей по мирному урегулированию. [13]

Заседание СБ ООН

28 августа состоялось заседание о положении в Грузии, созванное по требованию грузинской делегации в связи с признанием Россией 26 августа Абхазии и Южной Осетии в качестве независимых государств.

Директор Американо-европейского отдела и исполняющая обязанности директора Департамента по политическим вопросам Элизабет Спеар привела на заседании имеющиеся у ООН данные о ситуации в Грузии:

Директор Отдела Азии и Ближнего Востока и исполняющий обязанности директора Департамента операций по поддержанию мира Вольфганг Вайсброд-Вебер представил информацию о последних событиях в зоне грузино-абхазского конфликта и вокруг неё:

Постоянный представитель России Виталий Чуркин представил позицию России:

Читайте также: