Кристаллография в изобразительном искусстве доклад

Обновлено: 17.05.2024

Рождение кристаллографии как науки. Использование искаженных кристаллов кварца для прогноза залегания хрусталеносных жил. Прикладной гониометр, зарождение первого кристаллографического метода, позволяющего определять симметрию и идентифицировать вещества.

Рубрика Геология, гидрология и геодезия
Вид доклад
Язык русский
Дата добавления 09.05.2016
Размер файла 24,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

История развития кристаллографии как науки

К нашему времени открыто более 4 тыс. минеральных видов, поэтому для ориентации во всех представленных для нас минералов следует объединять их по общей кристаллической сущности. Один из важных аспектов, которым необходимо руководствоваться при распределении минералов на группы, так это умение отличать их от некристаллических образований. Зная, как устроены кристаллы, особенности их строения, можно суметь предсказать свойства минералов.

Как все начиналось:

Историю развития кристаллографии можно разделить на три основных этапа:

первый -- эмпирический (или собирательный) -- почти до начала XIX в. -- период постепенного накопления фактического материала, выявления и осмысления особенностей кристаллов;

второй -- теоретический (или объяснительный) -- XIX в. -- пери од интенсивного теоретического исследования форм и выявления законов внутреннего строения кристаллов;

третий (современный) -- прогностический -- период быстрого подъема, который можно охарактеризовать как экспериментальный с отчетливым прикладным направлением. Это стадия, раскрывающая перспективы развития данной области знаний.

Истоки кристаллографии можно усмотреть ещё в античности, когда греки предприняли первые попытки описания кристаллов. При этом большое значение придавалось их форме. Греками же была создана геометрия, выведены пять Платоновых тел и сконструировано множество многогранников, позволяющих описывать форму кристаллов. Позже выяснилось, что все что растет и движется по горизонтали или под углом к земной поверхности, характеризуется симметрией листка. Следовательно, все, что растет вертикально вектор роста совпадает с единственной осью симметрии конуса, у всего, что растет горизонтально, общим элементом симметрии с вектором силы тяжести будет лишь одна вертикальная плоскость. Так, процесс роста кристаллов, видимая симметрия возникает, когда кристалл растет на вертикальной поверхности.

Данное явление, открытое кристаллографом Г.Г. Леммлейном, позволило геологу А.А. Кораго использовать искаженные кристаллы кварца для прогноза залегания хрусталеносных жил. Кристаллы с симметрией внешней формы характеризуют круто падающие жилы, тогда как более высокая видимая симметрия приурочена к полого падающим или горизонтальным гнездам. Знание законов природной симметрии позволяет многое предвидеть. Например, если сила тяжести не играет главной роли в каком-то процессе, образуются шарообразные формы. Если сила тяжести накладывает ограничения на форму тел, образуются искаженные формы. И наконец, если симметрия среды и собственная симметрия объектов различны, образуются асимметричные тела.

Необходимость измерения углов привела к изобретению М. Караижо специального прибора -- прикладного гониометра и зарождению первого кристаллографического метода, позволяющего определять симметрию и идентифицировать вещества, -- метода гониометрии. К этому же времени относится разработка немецким кристаллографом и минералогом К.С. Вейссом (1780-1856) третьего основного закона кристаллографии -- закона зон, устанавливающего зависимость между положением граней и ребер кристалла.

Было положено начало рентгеноструктурному анализу кристаллов работами английского физика У.Л. Брэгга (1890-1971) и русского кристаллографа Г.В. Вульфа(1863-1925), истолковавшими независимо друг от друга явление дифракции рентгеновских лучей в кристаллах и предложившими формулу, названную их именами и связавшую длины рентгеновских лучей с межплоскостными расстояниями.

Вслед за открытием дифракции рентгеновских лучей на кристаллах теория пространственной симметрии кристаллов получила блестящее подтверждение в первых структурных работах отца У.Г.Брэгга (1862-1942) и сына У.Л. Брэгга, которые на основании своих опытов расшифровали структуры ряда кристаллических веществ. Одной из первых расшифровок была структура меди. Вслед за ней -- структуры таких простых соединений, как поваренная соль (NaCI), пирит (FeS7 ), алмаз (С), цинковая обманка (ZnS) и т. д. К середине1920-хгг. были расшифрованы структуры более сложных соединений -- силикатов. Благодаря работам Брэггов было определено расположение атомов в пространстве, межатомные расстояния. В 1920 г. А. Лайде удалось найти геометрический способ определения радиусов ионов, основанный на предположении, что размеры анионов значительно превышают размеры катионов и в некоторых ионных кристаллах первые непосредственно контактируют друг с другом. Таким образом, работы Брэггов положили непосредственное начало развитию кристаллохимии.

Почти за 100 лет, прошедшие после 1912 г., в мире расшифрованы сотни тысяч кристаллических структур природных, синтетических, в том числе органических, соединений. Это, безусловно, триумф кристаллографии! И если первоначально кристаллография занимала скромное место среди фундаментальных наук, изучая и описывая главным образом внешнюю форму исключительно кристаллов минералов, являясь как бы служанкой минералогии, то в дальнейшем ее роль возросла, поскольку объектом ее исследований стали не только природные, но и искусственные кристаллы, их внутреннее строение, способы выращивания.

Образец ссылки на эту статью: Мациевский Д.Е. Многогранники в искусстве // Бизнес и дизайн ревю. 2017. Т. 1. № 2(6). С. 10.
УДК 741.021.4.

МНОГОГРАННИКИ В ИСКУССТВЕ

Мациевский Денис Евгеньевич

THE POLYHEDRA IN ART

Matsievskiy Denis Evgenevich

рис. 1

Далее нужно построить треугольник MXK, благодаря которому будет найдена сторона додекаэдра. В результате пересечения линий получили фигуру NUXZJ, которая и является этой стороной. Продолжаем построение. Из точки L в точку Z проведем прямую линию, которая пересечется с линией KV в точке D. Причем луч, проходящий через отрезок XD, вместе с параллельными линиями из оснований верхнего и нижнего малых пятиугольников, сойдутся т. f2 на линии горизонта. Фигура XZDΦΛ — тоже сторона додекаэдра. Пятиугольник UXΛΓΥ получается, как говорится, сам собой. Из точки Z ведется луч в т. f1, который пересекает линию SW в точке Π. Соединяются точки D и Π, в результате чего получается ещё одна сторона додекаэдра, которая была бы невидима, если бы додекаэдр был выполнен из непрозрачного материала. По такому же принципу можно построить и симметричную сторону. Из т. K в т. П проводится прямая линия, которая на пересечении с линией OP будет образовывать вершину наиболее удаленной от зрителя стороны додекаэдр (рисунок 1).
Исследование подобной пространственной геометрической фигуры представляет для нас интерес, прежде всего с точки зрения её взаимоотношения с окружающим пространством. Как уже стало понятно, додекаэдр может быть достроен до звездчатого додекаэдра (рисунок 2).

рис. 2

И поскольку речь шла о своеобразной методике работы посредством мысленного вырубания формы из цельного куска материала, то вполне уместным будет представлять себе какие куски можно отрезать от цилиндра, чтобы в итоге получился додекаэдр (рисунок 3).

рис. 3


При работе над рисунком, изображаемую форму, можно проанализировать, как многогранную. Объемность формы зависит от ее поверхности. Чем более многогранной является поверхность, тем объект, ею обладающий, будет восприниматься более объемным (рисунок 4).

рис. 4

Обруч мадзоккио представляет собой достаточно интересную в объемно-пространственном отношении фигуру. Если взять равносторонний двенадцатигранник, как горизонтальное сечение объемной фигуры, и равносторонний восьмигранник, то получится та самая фигура, которую Джорджо Вазари назвал мадзоккио (le mazzocchio).
Одни внешние диагональные стороны двух правильных восьмигранников, по одной от каждого, будут лежать на линиях, являющихся гранями пирамиды с вершиной в точке R. Другие две внешние диагональные стороны будут лежать на гранях пирамиды, направленной вершиной вниз, обозначенной буквой T.
Грани обруча лежащие в двух параллельных плоскостях, будут иметь своими центрами — центры окружностей (рисунок 5).

рис. 5

рис. 6

рис. 7

рис. 9

рис. 10

рис. 11

Список литературы

1. Клауди Альсина. Тысяча граней геометрической красоты. Многогранники / Пер. с исп. М.: Де Агостини, 2014. 144 с.
2. Короев Ю.И. Начертательная геометрия. М.: Архитектура–С, 2007. 424 с.
3. Фролов С.А., Покровская М.В. В поисках начала. Рассказы о начертательной геометрии. М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008.
4. Энциклопедический словарь юного математика. М.: Педагогика,1989. 352 с.
5. Pope-Hennessy. The complete work of Paolo Uccello. London: Phaidon press limited, 1950.

References

1. Klaudi Alsina. Tysiacha graney geometricheskoy krasoty. Mnogogranniki/ Per. s isp.-M.: De Agostini. 2014. 111 p.
2. Koroev Yu.I. Nachertatelnaya geometriya. M.: Arkhitektura-S, 2007. 424 p.
3. Frolov. S.A., Pokrovskaya M.V. V poiskakh nachala. Rasskazy o nachertatelnoy geometrii. M.: MGTU im. N.E. Baumana, 2008.
4. Entsyklopedicheskiy slovar yunogo matematika. M.: Pedagogika, 1989. 352 p.
5. Pope-Hennessy. The complete work of Paolo Uccello. London: Phaidon press limited, 1950.

Рецензенты:

Кристаллическая живопись — это самая древняя форма фиксации пространства, которая оформилась в систему знаний в Древнем Египте. Это фиксация резонансных знаков пространства, которые воспринимали люди древности и которые сегодня ухватывают те, кто может сонастроиться с высшими формами жизни в пространстве.

Высшие формы жизни в пространстве — это резонансная форма, которая исходит из условий максимального объединения трех и более видов энергии, что позволяет возникать более сильной форме энергии, которая не распадается, а кристаллизуется. Внешне это может выглядеть как набор непонятных черт и символов, которые на самом деле несут важнейшую информацию в виде вибрации. Для того чтобы познавать эту вибрацию, нужно понимать, каким углом и какой линейкой мы пользуемся, но в реальности там все узаконено.

Это не хаотическая система координат, а условие, при котором может получиться резонанс. Таких условий 13, и исходят они из разных углов напряжения пространства, в котором живет наше измерение. Умение, скажем так, настраиваться на эти резонансные узоры, а тем более вытаскивать их в наше пространство — это возможность передать всем людям сильнейшие энергетически потоки, коды, которые находятся в нашей вселенной.

Именно так древние изначально и фиксировали черточки и символы, создавая, к примеру, пиктограммы, которые впоследствии стали письменностью. И когда сегодня мы говорим о примитивности древних в их, так сказать, изложении их собственной истории, мы показываем в первую очередь свою неспособность и неумение жить в реальных настройках, где происходит совсем иное энергообразование.

Сегодня мало кто обладает необходимой вибрационной характеристикой, способной войти в резонанс с энергетическим телом макрокосмоса. Среди наших современников выделяются, пожалуй, два человека: это Фалько (Оберто Айрауди)и Елена Врублевская, которые, по сути, являются реальными представителями Интегральной живописи, владея как ее энергетической линией, так и кристаллической.

Кристаллическая линия основана на знании и понимании кристалла, степени его напряжения, каратности, способности войти в то или иное резонирование с пространством, человеком. Она представляет собой формулу, где активизируется напряжение, которое свойственно той или иной кристаллической группе.

Это высоковибрационные и высокоорганизованные поля, имеющие определенную шкалу воздействия. Основу составляет знание о 13 матричных кристаллах, которые и определяют процесс кристаллизации на нашей планете. В трехмерном измерении может существовать 13 высших групп резонирования — от самого базового (который, к примеру, представляет жемчуг) до самого высокого (алмаз). На основании этих законов формируется идеальная форма углов, описывающая кристаллические пространственные усилия. Знания о них используются при создании тех или иных кристаллических знаков, спиралей, которые, подобно ароме, зависают в более слабых вибрационных полях.

Кристаллической живописи не нужна добавочность, ей важно сохранить вибрацию усилия угла, чтобы передать резонанс на полотно. Поэтому, конечно, наибольшую ценность здесь представляют оригиналы, а не копии, которые в разы уменьшают воздействие и силу. Цена такой живописи вообще не поддается осмыслению, так как сила и возможности, которые несут подобные картины, несоизмеримы ни с какой другой формой живописи. Это высшая форма подачи, если хотите, материализация энергии.

Такая живопись не подразумевает такие понятия, как вдохновение, желание или нежелание рисовать. Она опирается исключительно на способность художника настроиться на резонанс пространства и снять с него символ. В задачу художника даже не входит понимание этих символов, это делает из него уже больше алхимика, как мы можем наблюдать в работе того же Фалько.

Следует добавить, что искусство каллиграфии есть также базовое знание о резонировании. При этом резонанс передается в каллиграфии в основном в линейной двухмерной системе координат.

Таким образом, появление данного направления живописи (или его восстановление, если хотите) становится важнейшим событием в нашем пространстве, ибо так же, как и в древности, более высокие резонансы опять начинают опускаться на Землю при помощи подобных людей.


Вопросы и ответы

Ассоциации, связанные с кристаллическим пространством приводят к симметрии, идеальным формам углов, совершенной фигуре сферы, в которую должен вписываться любой кристалл, другим совершенным фигурам. На представленном же здесь образце кристаллической живописи указанной выше высокой организации в выраженной форме и линиях отнюдь не наблюдается. Вопрос конечно наивно-линейный, но почему всё же имеет место такое несоответствие несимметричного линейного изображения и заложенного в него совершенства высоких вибраций?
Дело в том, что в нашей природе совершенных кристаллов и нет. К тому же основную массу занимают агрегатные формы и тригональные. Но это те тела, которые создают резонансную силу, позволяющую материализовать чуть ли не любые предметы, которыми мы пользуемся. Все технологии, обладающие алгоритмом развития – кристаллические. И в данном рисунке как раз показана фаза резонирования кристалла, т.е. то, что происходит внутри него. По сути, художник выполняет роль медиума, настраиваясь на силу кристалла. В этом и уникальность такой живописи, где мы можете наблюдать ток кристалла.

Если художник - медиум, то есть проводник и инструмент, через который выражается нечто объективно существующее (процесс резонирования в кристалле), то воспринять его творение может такой же медиум? На эту картину нужно медитировать, чтобы ее "услышать"?
Важно, кто медиуму ставит задачу и проверяет её реализацию. Т.е. нужно говорить конкретно, а не вообще.

Задать вопрос

КРИСТАЛЛИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ

Кристаллы, как нестандартный художественный материал

0x01 graphic

0x01 graphic

Рис. 1. Микрофотографии подкрашенных кристаллов гидрохинона

Существует множество способов кристаллизации - они позволяют получать структуры разных масштабов. Можно применять экспресс-метод: выливать капли раствора соли на предметное стекло и выпаривать растворитель; при этом образуются мельчайшие кристаллы, видимые только под микроскопом. Медленное высыхание водных растворов с примесью желатина позволяет получать узоры, видимые невооруженным глазом, либо с помощью маломощной линзы. Можно также кристаллизовать воду и другие жидкости при пониженной температуре; можно выращивать кристаллические грозди и деревья из перенасыщенных растворов; осаждать один металл на поверхности другого (как в случае с замещением меди железом в растворе медного купороса). Вид будущей картины зависит от применяемого растворителя: спирт, эфир, ацетон и другие органические жидкости испаряются очень быстро, тем самым производя мелкие кристаллы; вода испаряется медленнее, что увеличивает масштаб узоров; медленнее всего испаряются органические масла.

Примеси и красители

Для получения художественных работ необходимо смешивать растворы разных солей, подбирая пропорции. Даже небольшая примесь одного вещества может существенно изменить форму кристаллов другого. Кроме того, кристаллы можно окрашивать - мелкие частицы красителя проникают в кристаллическую решетку и распределяются между ее узлами (рис. 1). Для окрашивания пригодны химические индикаторы - бриллиантовый зеленый, метиловый оранжевый и проч. Изменяя кислотность среды можно создавать цветовые переходы - для этого в окрашенный препарат необходимо вносить небольшие капли кислоты или щелочи.

Технология микрофотографии

0x01 graphic

0x01 graphic

Рис 2. Макроскопические снимки кристаллов в поляризованном свете (нитрат натрия и ортофосфат калия)

Кристаллы в поляризованном свете

Многие вещества образуют кристаллические узоры интересных форм, но из-за прозрачности и низкого контраста они плохо запечатлеются на фотографии. Здесь на выручку может прийти широко применяемый в минералогии способ: фотографирование с перекрестной поляризацией. Суть метода заключается в том, что фотографируемый объект помещается в поток поляризованного света и снимается через поляризационный фильтр. Вращая поляроид на объективе фотоаппарата, можно добиться полного затемнения источника света; однако, оптически анизотропный предмет, помещенный в его лучи, будет выглядеть ярким и контрастным, более того, у него могут появиться невидимые невооруженным глазом цвета. Почти все кристаллы обладают оптической анизотропией, и в поляризованном свете выглядят гораздо интереснее. На практике можно проводить фотографирование кристаллов в поляризованном свете под микроскопом - для этого стоит закрыть одним фильтром-поляроидом источник освещения, другой расположить между предметным столиком и объективом. Вращая фильтры относительно друг друга, можно добиться появления контрастной картинки на фоне темного поля. Интересно, что при этом прозрачные кристаллы могут приобретать радужную окраску Другой способ применим к кристаллическим рисункам большого масштаба, выполненным на стеклянной пластине. В качестве источника поляризованного света можно использовать компьютерный монитор, на экран которого выведено сплошное белое поле (стоит помнить, что в конструкцию ЖК-дисплеев входит поляризующая пленка). Нанесенные на стекло при помощи желатинового раствора кристаллы можно расположить на фоне монитора и фотографировать установленной на штатив камерой (рис. 2.).

Перспективы

Еще многое не изучено и не проверено. Можно исследовать виляние на кристаллизацию магнитных полей, яркого света, звуковых вибраций разной частоты. Можно использовать различные полярные и неполярные растворители, можно получать кристаллы из расплавов или из тонких парообразных веществ. Все это обеспечивает безграничные творческие возможности - формы кристаллов, полученных разными способами непредсказуемы, но всегда гармоничны; посредством многих опытов из одной капли раствора можно получать самые фантастические пейзажи.

Читайте также: