Политическое убежище в рф доклад

Обновлено: 30.06.2024

Политическое убежище предоставляется иностранным гражданам и лицам без гражданства, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. Ходатайства о предоставлении политического убежища принимают территориальными органами ФМС России.

Лицо, которому предоставлено политическое убежище, пользуется на территории Российской Федерации правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Предоставление политического убежища распространяется и на членов семьи лица, получившего политическое убежище, при условии их согласия с ходатайством. Согласие детей, не достигших 14-летнего возраста, не требуется.

Политическое убежище Российской Федерации не предоставляется, если:

Лицо, желающее получить политическое убежище на территории Российской Федерации, обязано в течение семи дней по прибытии на территорию России или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих этому лицу вернуться в страну своей гражданской принадлежности либо страну своего обычного местожительства, обратиться лично в территориальный орган Федеральной миграционной службы по месту своего пребывания с письменным ходатайством, которое при наличии достаточных оснований для его рассмотрения направляется в Федеральную миграционную службу.

Федеральная миграционная служба рассматривает поступившие ходатайства, запрашивает заключения Министерства иностранных дел Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации, после чего направляет все материалы в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации со своим заключением о возможности и целесообразности предоставления лицу политического убежища Российской Федерацией.

Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации рассматривает ходатайства и материалы к ним и вносит свои предложения по каждому ходатайству Президенту Российской Федерации для принятия им решения.

Федеральная миграционная служба в 7-дневный срок со дня издания указа Президента Российской Федерации уведомляет лицо, ходатайствующее о предоставлении Российской Федерацией политического убежища, через свои территориальные органы о принятом решении.

В случае отклонения ходатайства лицу сообщается, что его дальнейшее пребывание регулируется законодательством Российской Федерации, определяющим порядок пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.

Лицу, которому предоставлено Российской Федерацией политическое убежище, а также членам его семьи выдается свидетельство установленного образца по месту обращения лица с ходатайством.

Территориальные органы Федеральной миграционной службы на основании свидетельства о предоставлении Российской Федерацией политического убежища оформляют лицам вид на жительство.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ УБЕЖИЩЕ — предоставленное лицам, преследуемым у себя на родине за политические или религиозные убеждения, а также за действия, не квалифицируемые в международном и национальном праве демократических государств как правонарушение, право на въезд и пребывание на территории другого государства.

Предоставление П.у. означает:

- разрешение на въезд в данное государство;

- право данного лица на законном основании пребывать на территории государства;

- гарантии государства о невыдаче данного лица другому государству, даже в случае совершения им преступления на территории этого государства.

Порядок предоставления Россией П.у. предусмотрен Указом Президента РФ от 2 июля 1997 г. № 746, которым утверждено соответствующее Положение.Положение устанавливает, что РФ предоставляет П.у. лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного места жительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права.

В соответствии с Положением П.у. не может быть предоставлено лицу:

а) преследуемому за действия, признаваемые в РФ преступлением;

б) привлеченному в качестве обвиняемого по уголовному делу;

в) прибывшему из третьей страны, где ему не грозило преследование;

г) прибывшему из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека;

д) прибывшему из страны, с которой РФ имеет соглашение о безвизовом пересечении границ;

е) представившему заведомо ложные сведения;

ж) имеющему гражданство третьей страны, где оно не преследуется.

В соответствии с данным Указом лицо, желающее получить политическое убежище в РФ, обязано в течение 7 дней по прибытии на территорию РФ или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих этому лицу вернуться в страну своей гражданской принадлежности или обычного жительства, обратиться с ходатайством в территориальный орган Федеральной миграционной службы по месту своего пребывания.

Решение о предоставлении П.у. принимает Президент РФ на основании материалов, представленных ему Комиссией по вопросам гражданства при Президенте РФ.

Лицу, которому предоставляется П.у., органы внутренних дел выдают вид на жительство.

Указом Президента РФ лицо может быть лишено предоставленного ему в России П.у. по следующим основаниям:

а) по соображениям государственной безопасности;

б) если такое лицо занимается деятельностью, противоречащей целям и принципам ООН;

в) если оно совершило преступление и в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.


25 января МВД России вынесло на общественное обсуждение проект закона о предоставлении убежища на территории РФ как специального правового режима пребывания (проживания) в России иностранцев и апатридов, вынужденных покинуть государство их гражданской принадлежности или прежнего обычного места жительства. Авторы указали, что при предоставлении такого убежища власти будут исходить из приоритета законных интересов россиян и безопасности государства, с учетом социально-экономических и иных возможностей приема и размещения иностранных граждан в РФ.

В проекте раскрыты дефиниции статуса беженца, временного и политического убежища, а также временной защиты, которую планируется предоставлять иностранцам, соответствующим критериям предоставления статуса беженца или временного убежища, в связи с экстренным массовым прибытием их в Россию. Политическое убежище будет предоставляться иностранцу, ищущему защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства) за общественно-политическую деятельность и убеждения, не противоречащие Конституции РФ, нормам и принципам международного права. Порядок предоставления такого убежища, его утраты и лишения будет находиться в компетенции Президента России.

В свою очередь, временное убежище будет предоставляться находящимся на территории России иностранцам, не соответствующим критериям в части предоставления статуса беженца, из гуманных соображений, а также в отношении которых имеются серьезные основания полагать, что в случае возвращения данных лиц на территорию другого государства для них существует реальная угроза стать жертвами пыток или других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания, в том числе лишения жизни.

Законопроект также регулирует порядок получения убежища; правовое положение лиц, ходатайствующих о получении убежища, получивших или утративших его, их права и обязанности; основания для отказа в приеме заявления о предоставлении убежища; основания утраты или лишения такого статуса; принимаемые по заявлениям решения.


Проблема беженцев в России, практически неизвестная в советский период, оказалась в центре внимания журналистов и ученых в 1990-е годы. Затем, в начале этого столетия, интерес к ней значительно ослаб. Однако в последние месяцы, по мере нарастания потока беженцев с востока Украины, эта проблема вновь широко обсуждается.

Проблема беженцев в России, практически неизвестная в советский период, оказалась в центре внимания журналистов и ученых в 1990-е годы. Затем, в начале этого столетия, интерес к ней значительно ослаб. Однако в последние месяцы, по мере нарастания потока беженцев с востока Украины, эта проблема вновь широко обсуждается.

На протяжении столетий Россия оставалась страной с закрытыми границами и жестким государственным контролем над миграцией населения, прежде всего внешней. Одновременно происходило интенсивное перемещение людей, в первую очередь этнических русских, из центральных регионов на периферию. Эти процессы, усилившиеся в советский период, продолжались почти до начала перестройки. Так, в 1959-1974 гг. миграционные потери России в пользу других советских республик составили 2,1 млн человек [1].

Однако начиная с середины 1970-х годов ситуация в корне изменилась: уже в 1976-1990 гг. прирост российского населения за счет межреспубликанской миграции превысил 2,5 млн человек [2]. С распадом Советского Союза Россия превратилась во второй по величине иммиграционной центр мира после США (12,3 млн жителей РФ были рождены за ее пределами, а соответствующий показатель в Соединенных Штатах составляет 40,5 млн) [3]. В рамках этого процесса уже в 1980-е годы возникло новое и весьма болезненное явление – потоки беженцев, которые начали формироваться еще на заключительной стадии существования Советского Союза.

С распадом Советского Союза Россия превратилась во второй по величине иммиграционной центр мира после США.

Это явление потребовало как быстрого создания законодательной базы, так и формирования новых структур миграционной службы. Ведь в советское время не только внешняя миграция имела ограниченный масштаб и жестко контролировалась государством, но и сами беженцы были достаточно редким явлением [4]. Таким образом, признавались только политические и идеологические мотивы иммиграции, которые могли служить основанием для подачи прошения о предоставлении убежища.

Европа и проблемы мигрантов и беженцев


Европейский союз все более ориентируется на параллельное формирование двух четко очерченных европейских миграционных режимов. Это гарантия свободы передвижения и создание единого рынка труда в рамках ЕС.

Для России эти изменения весьма неприятны, поскольку они усиливают вероятность того, что переселенцы, использующие ее территорию для транзита на Запад, могут вынужденно осесть в РФ. Между тем Россия имеет протяженные границы, которые не всегда охраняются должным образом, а кроме того, она заключила договоры о безвизовом обмене со многими странами как на постсоветском пространстве, так и за его пределами [8]. При этом ряд стран, с которыми были подписаны такие соглашения, включая Казахстан и государства Центральной Азии, сами сталкиваются с проблемой охраны границ и имеют аналогичные договоры с третьими странами, что усиливает потенциальную нагрузку на российскую миграционную систему.

Феномен беженцев сегодня


Для российской действительности беженцы – достаточно новое явление. Первые беженцы появились в РФ еще до распада Советского Союза. Это были граждане, пострадавшие от конфликтов в Армении, Азербайджане, Грузии, Узбекистане. К ним вскоре добавились и те, кто бежал от боевых действий на территории самой России – сначала осетино-ингушского конфликта, а потом и двух чеченских войн [9].

Несмотря на тяжелый экономический кризис и неразбериху в миграционном законодательстве и правительственных структурах, Россия быстро присоединилась к важнейшим международным договорам, гарантирующим права мигрантов и беженцев. При этом в Москве не всегда уделяли должное внимание финансовым и организационным издержкам этого решения.

В соответствии с международными обязательствами, принятыми Российской Федерацией, признание мигранта принадлежащим к одной из этих трех групп предоставляет ему ряд важных социально-экономических и политических прав. Помимо этого, российское законодательство признает еще две категории мигрантов. Получающие временное убежище могут легально находиться на территории страны, но практически лишены права на содействие со стороны государства. Наконец, существует возможность получения политического убежища. Парадокс состоит в том, что это единственная категория, признававшаяся еще в советское время, однако число политических беженцев в РФ ничтожно мало.


Помимо особенностей классификации вынужденных мигрантов, российская ситуация, прежде всего в 1990-е годы, имела еще ряд отличий. Поспешное принятие Россией международных обязательств в условиях неразвитости миграционного законодательства, экономического развала и взрывного нарастания иммиграционного потока сделали практически невозможным предоставление вынужденным мигрантам требуемых льгот [13]. Кроме того, при предоставлении льготного статуса и распределении имеющихся ресурсов акцент делался на первоочередное содействие гражданам РФ и этническим русским, а граждане стран, не входивших ранее в состав СССР, оказались в неблагоприятном положении [14].

Вынужденная миграция в России достигла максимальных значений в 1993-1995 гг., когда число людей, признаваемых беженцами и вынужденными мигрантами, превышало 230 тыс. человек в год, а их доля в общей численности новых мигрантов достигла пика в 1995 г. – 28,2%. Совокупная численность лиц этих двух категорий была максимальной в 1996-1997 гг. - более 997 тыс. человек. После этого началось быстрое сокращение как абсолютных, так и относительных показателей вынужденной миграции. Доля беженцев и вынужденных переселенцев среди регистрируемых мигрантов упала до 10,9% в 2002 г., 2,5% в 2004 г. и 0,1% в 2009 г., а их общее число в 2009 г. составило лишь 46030, т.е. сократилось по сравнению с серединой 1990-х более чем в 20 раз [15].

Причины подобного обвального снижения были связаны как со стабилизацией политической обстановки и постепенным затуханием вооруженных конфликтов на постсоветском пространстве, так и с осознанием мигрантами того факта, что Россия не имела ни особого желания, ни возможностей предоставить им эффективную помощь. Помимо этого, правительственные органы РФ взяли курс на сокращение числа вынужденных мигрантов и беженцев как путем изменения их статуса, так и сужения возможностей для вновь прибывающих мигрантов. К выше перечисленным проблемам, которые лежали преимущественно в социально-экономической сфере (отсутствие жилья [16], работы, адекватного медицинского обеспечения и социального обслуживания) прибавились новые, связанные прежде всего с трудностями эффективной интеграции в российское общество, социальной исключенностью многих мигрантов и беженцев.

Правительственные органы РФ взяли курс на сокращение числа вынужденных мигрантов и беженцев как путем изменения их статуса, так и сужения возможностей для вновь прибывающих мигрантов.


При этом трудно ожидать, что изменение ситуации и политики в отношении беженцев с Украины может положительно повлиять на положение переселенцев из других стран.

Беженцы в России: политические аспекты

Это не только сокращает спектр услуг, предоставляемых этим категориям граждан, но и создает дополнительную нагрузку на бюджет и государственные структуры. Поэтому изучение и применение зарубежного опыта было бы весьма важно. В условиях резкого сокращения потока беженцев важна и переориентация с этнических критериев предоставления этого статуса на гуманитарные.

Пока же российские правительственные структуры на всех уровнях и население в принимающих районах весьма скептически относятся к проблемам мигрантов и беженцев. Слабость гражданского общества и ксенофобия, широко распространенная среди населения, в государственном аппарате и в прессе, препятствуют пониманию серьезности и важности миграционной тематики, затмевают человеческую составляющую проблемы беженцев.

Таким образом, необходима целенаправленная работа общественных организаций и средств массовой информации, направленная на широкое освещение этой проблемы, донесение ее важности до представителей власти и широких слоев населения. Немаловажно вовлечение в работу с беженцами новых российских и международных акторов – как государственных, так и неправительственных, включая религиозные организации. Международный опыт показывает, что без создания широкой коалиции участников данного процесса и последовательного обучения в духе терпимости и сострадания к вынужденным мигрантам как политических элит, так и населения в целом, проблемы беженцев в принимающих странах не только не будут решены, но и могут привести к росту ксенофобии и нарастанию социальной и политической напряженности.


Довольно часто иностранцы запрашивают политическое убежище в России, которое регулируется законами. Претендовать на такой статус году могут жители страны, которые считают, что им на родине угрожают, преследуют по политическим мотивам или же они становятся жертвами насилия.

Документ о временном убежище

Как выглядит Документ о временном убежище

Стать обладателем документа, который подтвердит политическое убежище, можно только на основании решения, принятого Президентом России. При этом учитываются интересы государства, обстановка в регионе и мире.

Кто становится политическим мигрантом

Если глава государства подписывает указ о том, что конкретному человеку необходимо предоставить убежище, тогда иностранец получает право на переезд в Россию. Просить политического убежища в 2022 году могут следующие категории граждан:

  • Иностранцы или апатриды, которые могут стать или уже стали жертвами преследования или преступления.
  • Лица, преследуемые за убеждения и взгляды в рамках демократических свобод.

политическое убежище в России

Как получить политическое убежище в России

Временное убежище выдается не только просителю, но и его родным, если получено их согласие. Его не нужно получать только малолетним детям.

Не имеют права обращаться за политическим убежищем такие группы иностранцев:

  • Приехавшие из страны, с которой РФ подписала договор о безвизовом режиме.
  • Не желающие ехать домой по экономическим и другим причинам, далеким от политических преследований.
  • Привлеченные к уголовной ответственности в России.
  • Представившие ложные показания или обладающие гражданством другой страны.
  • Приехавшие из стран с высоким уровнем развития демократии или из государств, где им опасность не угрожает.
  • Преступники, в том числе и международные.

Также читайте статью “Чем отличается статус беженца от временного убежища” на нашем сайте пройдя по данной ссылке.

Иностранцы, получившие временное убежище в Российской Федерации, должны следовать определенным правилам и выполнять принятые обязательства. Кроме того, таким беженцам разрешено пользоваться правами, которыми обладают россияне. Запрещено лицам без гражданства и другим людям, пользующимся политическим убежищем в России, участвовать в выборах, занимать госдолжности, владеть землей.

Важные документы

Российское законодательство установило четкую процедуру оформления бумаг. Процесс того, как получить политическое убежище в России, предусматривает прохождение следующих этапов в 2022 году:

  • Поход в миграционную службу.
  • Подачу ходатайства (скачать бланк ходатайства).

Ходатайтво

Анкета

Анкета ходатайствующего о политическом убежище

В первую очередь иностранцы должны составить письменное ходатайство на русском языке. Обычно это делает сам проситель. Если он не может сделать этого по ряду причин, то составлением ходатайства занимается сотрудник территориального органа по вопросам миграции.

К ходатайству прилагаются следующие бумаги:

Миграционная карта России

образец заполнения Миграционной карты России

Перед подачей ходатайства и других документов необходимо пройти медкомиссию и получить сертификат от врача о том, что человек здоров.

Все бумаги подшиваются в отдельную папку, делу присваивается номер. Если ходатайство принято, то человек должен получить справку, позволяющую временно находиться в России.

Бумаги, которые оформляются в день подачи

В день подачи бумаг в миграционную службу каждый иностранец или лицо без гражданства обязаны пройти дактилоскопическую экспертизу, собеседование и опрос. Данные процедуры оговорены в специальном регламенте, который применяется для ищущих убежище в России.

Результаты дактилоскопии регистрируются и вносятся сотрудником службы в компьютер, куда обратился для подачи ходатайства человек. Полученная информация необходима для внесения гражданина другой страны в специальную базу данных.

Опросный лист

После дактилоскопии человека отправляют на анкетирование и собеседование, которое проводится в индивидуальном порядке. Опрос включает в себя выяснение обстоятельств у просителя, которые заставили его искать политическое убежище в РФ. (скачать опросный лист)

А также собираются следующие данные:

  • Информация о самом заявителе и его семье.
  • Месте, где ранее жил человек.
  • Сведения по документам.
  • Обстоятельства въезда в Российскую Федерацию.
  • Получения или попыток получить гуманитарные статусы в других государствах мира.

Ответы вносятся в анкету, форма которой утверждена на законодательном уровне. Следом иностранец должен пройти опрос, результаты которого записываются в опросный лист.

Органы, принимающие документы

Вывеска миграционного отдела

Вывеска миграционного отдела при УМВД

ГУВМ МВД России

Главное управление по вопросам миграции МВД России. (ГУВМ МВД России)

Многие заявители пытаются уточнить при подаче бумаг, сколько времени занимает процедура рассмотрения документов и удовлетворения или отклонения ходатайства. На законодательном уровне не установлены конкретные сроки рассмотрения прошений от иностранцев. Есть несколько важных сроков, на которые нужно обратить внимание:

  • Территориальные органы УМВД обязаны рассмотреть документы в течение пяти дней и решить, передавать или нет их дальше.
  • Министерства и другие учреждения обязаны выдать заключения по иностранцу не позже одного месяца.
  • Комиссия, которая занимается вопросами гражданства при Президенте РФ, и сам глава государства изучают прошения столько, сколько нужно. Сроки законом не оговариваются и не регламентируются.

Лица без гражданства, как и беженцы, обязаны в течение семи дней с момента въезда в страну или обстоятельств, мешающих вернуться на родину, встать на учет в территориальное отделение УМВД.

Положительные результаты

Заявители на политическое убежище уведомляются органами, занимающимися вопросами миграции, о принятии их прошения. Сделать это сотрудники учреждения обязаны в течение семи дней после выхода Указа Президента. Вместе с иностранцем временное убежище получают члены его семьи, если согласны на переезд в РФ.

Граждане другой страны должны получить свидетельство, подтверждающее факт предоставления политубежища. На завершающем этапе территориальное отделение УМВД обязано оформить иностранцу и членам его семьи вид на жительство.

Вид на жительство

Вид на жительство в России

Как только человек получает от миграционной службы свидетельство о временном убежище, его национальный паспорт забирают и хранят в органе исполнительной власти, который расположен по месту проживания беженца.

Лица, получившие политубежище, могут устраиваться на работу, учиться, обращаться за медицинской помощью, заниматься предпринимательской деятельностью, участвовать в государственных программах. При этом обязаны придерживаться правил проживания в России, не нарушать законодательство, не угрожать общественному и государственному строю.

Также читайте статью “Прием на работу украинцев со статусом временного убежища” на нашем сайте пройдя по данной ссылке.

При наличии свидетельства о предоставлении политического убежища иностранец и члены его семьи обязаны оповещать органы миграции о любых переменах в своей жизни. Это касается изменения фамилии, места жительства, получения гражданства РФ.

Получен отказ, что делать?

Когда гражданин другого государства не получает желаемого ответа, то должен либо выехать с территории страны, либо урегулировать свое пребывание в России, согласно законодательству. В зависимости от того, к какой категории просителей относится человек, такой и будет порядок пребывания в Российской Федерации.

Также читайте статью “Депортация украинцев из России” пройдя по данной ссылке.

Сколько действует статус?

Человек получает временное убежище сроком на один год. Потом вынужденные мигранты имеют право подать ходатайство повторно, если считают, что в родной стране им будут угрожать преследования. Или там конфликт, который будет угрожать их жизни.

Подробнее читайте статью “Продление временного убежища в России” на нашем сайте пройдя по данной ссылке.

Могут ли украинцы пользоваться временным убежищем?

Где украинцы просят убежища

В последние несколько лет участились случаи обращения граждан Украины и Беларуси в органы миграции РФ с просьбой не просто поставить на миграционный учет, а предоставить убежище.

Для украинцев в 2022 году предусмотрен общий порядок оформления ходатайства на политическое убежище, а в дальнейшем предоставления российского гражданства. В первую очередь, украинцы, въехавшие в РФ со стороны своего государства или третьей страны, должны иметь 100 % доказательства и мотивы смены места жительства.

Сразу же после приезда гражданам следует обратиться в миграционную службу, которая находится там, где иностранцы остановились. Ее сотрудник объяснит, какие документы нужно собрать, в какие сроки происходит оформление убежища, когда ответы положительные и отрицательные.

Украинцы проходят стандартную процедуру получения убежища в России. Часто бывает так, что каких-то документов у лиц без гражданства или вынужденных мигрантов нет. В этом случае процесс затянется, но не становится поводом не подавать ходатайство или сдавать отпечатки пальцев.

У граждан Украины, как и у других иностранцев, есть право получить не политическое убежище, а статус беженца. Все зависит от причин миграции в Россию. Если свидетельство о временном убежище действует всего один год, то удостоверение беженца — три.

И в первом, и во втором случае граждане Украины могут подавать бумаги на продление статуса.

В Российской Федерации действует как национальное законодательство по защите граждан других стран, которые обращаются к российским властям с просьбой о политическом убежище, так и международные акты. Законодательная база и четкая процедура сокращают ожидание иностранцев и создают для них условия личной защиты, возможности жизни в России.

От заявителей требуется строго соблюдать все процедурные моменты, вовремя отмечаться в миграционной службе, сообщать об изменениях в работе, личных данных. Если заявители нарушают правила или процесс того, как получить политическое убежище в России, то этот статус могут аннулировать и попросить выехать из РФ.

В особо тяжелых ситуациях, когда человек нарушает криминальное или уголовное законодательство, его арестовывают и судят по законам РФ.

Читайте также: