Доклад по охране труда в муниципальном образовании

Обновлено: 30.06.2024

В связи с ростом количества опасных и чрезвычайных ситуаций (ЧС) одной из важнейших задач общего и профессионального образования становится формирование безопасной, здоровой образовательной среды и культуры безопасности . Работник системы образования, как и любой другой области, не может считать себя профессионалом, если он не владеет основами безопасности жизнедеятельности (БЖ). Психолого-педагогическая подготовка сотрудников ОУ к опасностям и освоение ими культуры безопасности являются определяющими факторами в профилактике заболеваний, травматизма, правонарушений и иных происшествий в ОУ.

Практика показывает, что наличие многочисленных планов, дорогостоящих технических средств, вооружённой охраны не снижает последствий ЧС, если учащиеся, родители и педагоги сами не готовы к адекватным действиям. Обучение таким действия наиболее эффективно может осуществляться не в виде разовых кампаний, а исключительно в рамках систематического изучения основ БЖ в соответствии с решениями Правительства, Минобрнауки и МЧС России, требованиями образовательного стандарта.

Актуальность проблемы обеспечения безопасности в образовательной сфере обусловлена растущей динамикой опасных ситуаций в ОУ, а также высокой детской заболеваемостью, травматизмом и смертностью в России (в 3-4 раза выше, чем в других странах). Напомним, что в стране почти 30 млн. обучающихся, воспитанников и педагогов, то есть пятая часть населения, а с учётом членов их семей – более половины населения страны национальной безопасности России.

В настоящее время безопасность становится обязательным условием и одним из критериев эффективности деятельности ОУ.

Рассмотреть возможность введения дополнительных часов на изучение курса ОБЖ и усилить внимание к вопросам безопасности при изучении иных учебных предметов базисного учебного плана и занятий во внеурочное время.

Обеспечение безопасности образовательного пространства требует от руководителей и персонала ОУ новых знаний из различных областей права, криминологии, медицины, психологии, техники; это связано с освоением новой терминологии, огромного объёма правовых норм и методических материалов.

Общеизвестно, что всякая деятельность человека может быть источником опасности, негативных воздействий, приводить к травматизму, заболеваниям.

Анализ заболеваний и происшествий в ОУ даёт основание утверждать, что любая деятельность учащихся и персонала ОУ потенциально опасна. В то же время любая деятельность может быть защищена, может быть уменьшен риск её опасных воздействий и последствий.

Причины травматизма и заболеваний в ОУ.

· Недисциплинированность и бесконтрольность персонала и учащихся;

· Непонимание серьёзности проблем БЖ;

· Сокрытие фактов правонарушений и не приятия соответствующих мер правонарушениям;

· Неорганизованность досуга учащихся;

· Слабая система безопасности и охраны ОУ;

· Целенаправленные действия преступников и т.д.

Каждый должен знать, что в любое время и в любом месте могут произойти какие-нибудь негативные события или явления: сильный мороз, отключение электричества, нарушение правил дорожного движения, детские шалости и т.д.

К техническим причинам травматизма относятся неисправности механизмов, приборов, несовершенство технологических процессов, отсутствие или несовершенство оградительных и предохранительных устройств, отсутствие заземления, неисправности электропроводки, недостатки в освещении, вентиляции, отоплении, а также шум, вибрация, неисправность оборудования и др.

К организационным причинам относятся:

Нарушение норм внутреннего распорядка и охраны труда по вине администрации, недостаточный надзор, недостатки в обучении безопасным приёмам работы и проведении инструктажей по безопасности, нарушение режима труда и отдыха, технологических процессов, неудовлетворительная организация и содержание территории, рабочих мест, небрежное отношение преподавателей к обучению учащихся безопасным приёмам работы и т.д.

К личным причинам относятся:

Недостаточное внимание, ослабление зрения, слуха, памяти, болезнь, ослабление самоконтроля учащимся своей деятельности;

Незнание правил и алгоритмов безопасного поведения;

Этикет и культура поведения как факторы безопасности

Отсутствие общей культуры всегда влияет на безопасность и профессиональную культуру. Недостаток культуры снижает способности педагога эффективно использовать на практике современные психологические методы, технические средства связи, методы защиты информации и пр.

Профессиональная культура – это высокий уровень выполнения поставленных задач, который обеспечивает педагогу его эрудиция, дисциплина, профессиональное мастерство, психологическая и правовая подготовленность, гармоническое развитие интеллектуальных и нравственных качеств.

Одним из правил поведения обеспечения безопасности является уважительное отношение к учащимся, родителям, сотрудникам и самому себе. Отсутствие навыков культурного общения и незнание основных правил этики резко снижают эффективность работы и отношений с руководством, повышают риск неприятных происшествий, вызванных неосторожным грубым словом, оскорбительным высказыванием, несдержанностью в конфликтной ситуации.

В ОУ широко применяются электроприборы и установки. Опасность поражения током возникает при непосредственном соприкосновении человека с оголёнными токоведущими частями электроустановок. При соприкосновении к металлическим корпусам электроприёмников, случайно оказавшихся под напряжением.

Основными средствами исключения электротравм являются их предвидение при любом контакте с электроприборами и принятие необходимых мер безопасности.

К общетехническим средствам защиты от прикосновения к токоведущим частям относятся: рабочая изоляция, обеспечение недоступности токоведущих частей с использованием оградительных средств (ограждения, кожух, корпус, электрический шкаф и т.д.), блокировки безопасности и т.д.

Перед началом работы обучающихся и преподавателей с компьютерами, ноутбуками, интерактивными досками необходимо проверить целостность электропроводов, корпуса электроприбора, наличие ограждения.

Вопросы, предложенные преподавателям в качестве контроля знаний трудового права работников ОУ по охране труда

2. Какие существуют критерии для определения условий труда?

3. Каковы обязанности работника ОУ в области охраны труда?

4. Кто в ОУ осуществляет контроль за соблюдением требований охраны труда?

5. Обязаны ли работники ОУ проходить проверку знаний по охране труда?

6. Какие несчастные случаи в ОУ подлежат расследованию и учёту?

8. Может ли работник участвовать в расследовании несчастного случая в ОУ?

Пешкова Н.С. Трудовое право работников образовательных учреждений, СПб, МАНЕБ, 2003

Петров С.В. Обеспечение безопасности образовательного учреждения: Практическое пособие для руководителей и работников образовательных учреждений. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2006.

Особое место в регламентации вопросов управления охраной труда принадлежит принятому в 2007 г. ГОСТу 12.0.230-2007 "Система стандартов безопасности труда системы управления охраной труда. Общие требования". С его принятием и введением в действие во многих организациях процессы управления охраной труда приобрели системный характер. Вопросам, связанным с управлением охраной труда на муниципальном уровне, посвящена данная статья.

Словарь трудового права. Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Основной целью управления охраной и безопасностью труда является организация работы по обеспечению безопасности, снижению травматизма и аварийности, профессиональных заболеваний, улучшению условий труда на основе комплекса задач по созданию безопасных и безвредных условий труда. Муниципальное управление охраной труда - управление охраной труда, осуществляемое органами местного самоуправления.

Вопросы местного значения

Для управления охраной труда на территории муниципального образования исполнительный орган местного самоуправления должен создать в своей структуре службу охраны труда, назначить специалистов по охране труда, имеющих соответствующую подготовку и опыт работы в этой области.

Правовой базой муниципального управления охраной труда являются соответствующие статьи Конституции РФ, Трудового кодекса РФ (ст. 210); Федеральные законы: от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (ред. от 28.11.2009), от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (ред. от 27.12.2009) и др.; Постановления Правительства РФ по вопросам охраны труда, нормативные правовые акты и нормативно-технические документы федеральных органов исполнительной власти и субъектов РФ в соответствии с их компетенцией. Полномочия органов местного самоуправления установлены в Федеральном законе от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ред. от 27.12.2009). Дальнейшее развитие правоотношений на уровне субъектов Российской Федерации осуществляется ими самостоятельно на основе федерального законодательства и законов субъектов РФ.

К вопросам местного значения относятся создание условий и организация охраны труда, предупреждение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Решение данных вопросов должно осуществляться через воздействие на работодателей и повышение их персональной ответственности перед работниками своих коллективов. В таком же порядке должна рассматриваться ответственность работников перед работодателем и коллективом в целом. Принципы социальной ответственности, заложенные в законодательные и нормативные правовые акты, должны способствовать безусловному обеспечению сохранения жизни и здоровья работников на каждом рабочем месте, а также благополучию жизнедеятельности населения муниципального образования.

В ряде регионов данный предмет ведения органа местного самоуправления детализируется в законах об охране труда субъектов Российской Федерации. В соответствующих статьях определяются: создание службы охраны труда в структуре исполнительных органов местного самоуправления; обеспечение реализации государственной политики в области охраны труда на территории муниципального образования; функции муниципального образования по охране труда; права специалиста охраны труда органа местного самоуправления.

Интересно и оперативно вопросы управления охраной труда в ряде муниципальных образований решаются в Алтайском, Красноярском и Приморском краях, Белгородской, Иркутской, Липецкой, Московской, Саратовской областях и некоторых других регионах России.

На основе проведенного анализа сформулированы единые принципы системы управления охраной труда на муниципальном уровне, описана приемлемая модель управления, основанная на положениях Руководства по системам управления охраной труда МОТ-СУОТ 2001 [1] и ГОСТа 12.0.230-2007 [2], с учетом муниципальной специфики.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ведающий вопросами охраны труда, взаимодействует с органами местного самоуправления и осуществляет контроль реализации, переданных им государственных полномочий в соответствии с установленным порядком. Однако к вопросам охраны и безопасности труда относятся по-разному, в т. ч. и потому, что эти проблемные моменты на муниципальном уровне ни одним нормативным правовым актом федерального уровня практически не регулируются, в ряде случаев возникает недопонимание или отсутствует возможность влияния на эти процессы.

Нормы технической безопасности (электро-, пожаро-, взрывобезопасность и др.) определяют меры организационно-технического характера по защите работников от неблагоприятных, вредных и опасных для здоровья и жизни факторов производственной среды и трудового процесса (оборудования, предметов и средств труда). Нормы производственной санитарии и гигиены труда регламентируют параметры производственной среды (шум, вибрация, запыленность и т. д.) и трудового процесса (интенсивность труда, темп работы, режим труда и отдыха). Организационные мероприятия по охране труда включают регламентацию безопасного исполнения технологических процессов и работ, инструктажи и обучение работников безопасным методам работы, пользование средствами коллективной и индивидуальной защиты. Вопросы государственной политики в области охраны труда включают законодательное определение функций и обязанностей государственных органов, объединений работодателей и работников, других организаций и должностных лиц в области безопасности и гигиены труда; развитие системы государственного управления в данной сфере (в т. ч. государственный надзор и контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных актов); установление единых государственных нормативных требований охраны труда для организаций всех форм собственности и видов экономической деятельности; взаимодействие органов государственного управления, надзора и контроля с работодателями и профсоюзами, организацию научных исследований, профессионального обучения и подготовки кадров в сфере охраны труда и др.

В настоящее время в ряде регионов органы исполнительной власти субъекта РФ своими законодательными и подзаконными актами утверждают программы улучшения условий и охраны труда, типовые положения о службе охраны труда органа местного самоуправления, порядок организации его работы и т. п. Однако это не имеет системного характера. Не случайно уровень проводимой профилактической работы по охране и условиям труда в муниципальных образованиях различен, что подтверждается общепринятыми статистическими показателями, а также реальным положением дел на местах. На территориях муниципальных образований должны реализовываться реабилитационные и иные мероприятия координационными советами по охране труда при главе муниципального образования. В поле зрения этих советов должны найти отражение вопросы оценки рисков возможных проявлений опасных и вредных факторов трудового процесса и производственной среды, профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, состояния экологической и других видов безопасности, организации обучения, проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации организации работ по охране труда, социального страхования от несчастных случаев и др.

Формально органы местного самоуправления имеют право принимать (и кое-где принимают) соответствующие нормативные правовые акты, связанные с деятельностью координационных советов по охране труда при главах самоуправления, с разработкой и реализацией муниципальных программ улучшения условий и охраны труда, с проведением месячников, смотров-конкурсов и т. д. Однако этому процессу необходимо придать узаконенный статус. Возможно, для этого будет необходимо соответствующее поручение Правительства РФ или другого федерального органа исполнительной власти органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые будут обязаны принять соответствующий документ, регламентирующий деятельность органов управления муниципальных образований по данным вопросам. Необходимо, изучив опыт лучших муниципальных образований, добиться его широкого применения.

Нормативные документы, принимаемые органами местного самоуправления, должны действовать в пределах этих муниципальных образований и не могут ухудшать условия и охрану труда работников по сравнению с требованиями государственных нормативных правовых актов, принятыми на высшем уровне управления.

Сегодняшнее состояние производственной среды и технологического оборудования во многих производствах вызывает серьезную обеспокоенность и тревогу общественности. Это требует принятия кардинальных мер профилактического воздействия, в том числе возможного вывода из эксплуатации или модернизации оборудования, не отвечающего требованиям безопасности.

Мы считаем, что в Российской Федерации профилактическая работа по оздоровлению и улучшению условий труда в муниципальных образованиях должна строиться на новых принципах и подходах. Первоначальные элементы безопасности труда и оздоровления жизненной сферы должны начинаться с низовых - первичных коллективов.

Представляется необходимым еще раз подчеркнуть, что эти проблемы на уровне муниципальных образований должны быть объединены в единый блок и решаться системно в рамках общего благополучия жизнедеятельности населения муниципального образования. Обобщенно этот блок можно назвать сферой благополучия человека. Сфера благополучия человека должна включать в себя: оценку риска, безопасность труда, защиту здоровья, эргономику, противопожарные мероприятия, психологические проблемные составляющие (стресс, в т. ч. на производстве), аттестацию условий труда и сертификацию работ по охране труда, приведение в порядок рабочих мест (культуру труда), производственной и окружающей среды. В рамках этой же сферы следует решать все организационные, нормативные правовые, технические и иные вопросы, связанные с безопасностью жизнедеятельности не только работников организаций, но и всего населения муниципального образования.

Организации, входящие в состав муниципального образования (большие, средние и малые), должны по единым организационным и методологическим подходам решать проблемы благополучия жизнедеятельности населения на принципах:

- обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека;

- самостоятельности решения населением вопросов местного значения;

- организационного обособления местного самоуправления, его органов в системе управления и взаимодействия с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций в области охраны и безопасности труда;

- законности в организации деятельности местного самоуправления;

- государственных гарантий местного самоуправления;

- ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением;

- обеспечения интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в обеспечении сферы благополучия жителей к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим ее осуществление;

- соблюдения права каждого на получение достоверной информации о состоянии безопасности труда, охраны окружающей среды или иных составляющих сферы благополучия населения;

- объединения усилий всего актива муниципального образования для своевременного и оперативного осуществления планируемых мероприятий;

- обязательного и последовательного обучения всех жителей поселений муниципальных образований приемам и способам выполнения мер безопасности в рамках общего благополучия населения;

- развития форм коллективного привлечения населения к согласованным мерам безопасности, защите окружающей и производственной среды, проведения оздоровительных мероприятий в целях повышения и укрепления благополучия всех жителей;

- организации разъяснительной работы через все возможные источники информации и оповещения населения о принимаемых мерах, в т. ч. через сельские сходы и иные аналогичные мероприятия;

- совместного участия представителей органов муниципального управления в контрольно-надзорной и правоприменительной деятельности органов надзора в области безопасности труда, пожарной безопасности, производственной санитарии и охраны окружающей среды на предприятиях и организациях, расположенных на территориях муниципальных образований;

- объединения усилий имеющихся специалистов охраны труда для согласованного и комплексного обслуживания всех участников трудовых процессов как через формирование общественных советов при органах управления муниципальных образований, так и через развитие инициативы отдельных передовиков и инициаторов, движение за здоровый и безопасный образ жизни в рамках конкретного поселения;

- участия населения муниципальных образований в развитии сферы благополучия жизнедеятельности через общественные организации жителей (советы специалистов и профсоюзного актива, общественные советы при органах самоуправления и т. д.), информирования населения о состоянии безопасности труда и экологии, других ситуаций через местные СМИ, собрания, сходы и т. д.

Функции муниципального управления охраной труда

В свою очередь, функции муниципального управления охраной труда должны обеспечивать:

- координацию работы служб охраны труда организаций, расположенных на территории муниципальных образований;

- осуществление проверок состояния охраны труда в организациях на территории муниципального образования и составления актов по их результатам;

- анализ состояния условий и охраны труда, причин несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- разработку и реализацию территориальных программ по улучшению условий и охраны труда;

- создание и организацию работы координационного совета по охране труда;

- участие в расследовании групповых несчастных случаев, тяжелых несчастных случаев и несчастных случаев со смертельным исходом, произошедших на территории муниципального образования;

- содействие в организации обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов организаций, расположенных на территории муниципального образования;

- участие в регулировании социально-трудовых отношений в области охраны труда на территории муниципального образования;

- доведение до организаций нормативных правовых документов по охране труда или информации об их утверждении;

- содействие обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- содействие в организации обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров;

- координацию работ по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификацию работ по охране труда в организациях;

- организацию и проведение противопожарных мероприятий и мероприятий по защите окружающей среды;

- участие в рассмотрении споров между работодателями и работниками организаций по вопросам условий труда, по предоставлению компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда;

- организацию и проведение семинаров, совещаний и других мероприятий по пропаганде передового опыта в области улучшения условий и охраны труда;

- информирование общественности через средства массовой информации о состоянии охраны труда в организациях и о деятельности по улучшению условий и охраны труда.

Главное - системная, согласованная работа

Организационно-практическая помощь органам местного самоуправления в субъектах Российской Федерации должна предусматривать:

- заключение соглашений о взаимодействии в области условий и охраны труда между органом исполнительной власти субъекта РФ, ведающим вопросами охраны труда, и администрациями городов и районов;

- обучение специалистов администраций навыкам осуществления проверок, контроля;

- проведение выездных семинаров;

- организацию месячников и смотров-конкурсов;

- развертывание работ по аттестации рабочих мест, сертификации и по другим направлениям совместной деятельности.

В условиях сельских поселений согласованные подходы к управлению охраной труда по предложенным принципам будут способствовать решению многих проблемных вопросов.

Системная, а главное, последовательная и целеустремленная работа в решении вопросов благополучия жизнедеятельности населения, проживающего в муниципальных образованиях, должна стать тем рычагом, используя который, мы должны решить многие, ныне существующие проблемы охраны и условий труда, с тем чтобы люди персонально ощущали заботу о каждом конкретном человеке.

Уже имеющийся опыт по данным вопросам ряда муниципальных образований вселяет уверенность в том, что, проявляя заботу друг о друге, в рамках предлагаемых подходов сумеем всем миром значительно оздоровить ситуацию, что должно явиться залогом активизации профилактической направленности мероприятий по различным видам безопасности и других, смежных с ними направлений.

1. Руководство по системам управления охраной труда. МОТ-СУОТ 2001/ILO-OSH 2001. Женева: Международное бюро труда, 2003.

2. ГОСТ 12.0.230-2007 "Система стандартов безопасности труда системы управления охраной труда. Общие требования". М.: Стандартинформ, 2007.

Если у вас появились предложения по улучшению
портала или вы нашли ошибку, свяжитесь с нами.

Форма обратной связи расположена в верхней навигационной панели.

Обратная связь

Обратная связь

Ошибка!

Герб Хабаровского края

Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Клавиатура:

  • Для перемещения между навигационными меню, блоками ссылок в области контента и постраничной навигацией, используете клавишу TAB .
    При первом нажатии будет активировано меню верхнего уровня.
  • Активное навигационное меню или группа ссылок подсвечивается контуром.
  • Для перемещения по ссылкам меню навигации, используйте клавиши ← стрелка влево и стрелка вправо → .
    У активной ссылки будет подсвеченный фон.
  • Для перехода по активной ссылке, нажмите Enter
  • Если активно вертикальное меню или группа ссылок, то для перемещения по ссылкам используйте клавиши стрелка вверх ↑ и стрелка вниз ↓ .
    Для прокутки страницы вверх/вниз используйте клавиши PageUp и PageDown
  • Чтобы убрать активацию с меню/блока ссылок, используйте клавишу Esc .
    Нажатие Tab после этого вернет активацию.

Обновлено секунду назад

Главный специалист по охране труда

Приходько Вера Олеговна

На рабочих местах, в отношении которых действует декларация, повторное проведение специальной оценки условий труда не требуется до наступления обстоятельств, установленных частью 5 статьи 11 Федерального закона № 426-ФЗ.

О проведении специальной оценки условий труда

В соответствии с требованиями части 12 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) на рабочих местах работников.

Согласно части 6 статьи 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 426 "О специальной оценке условий труда" (далее – Федеральный закон № 426-ФЗ) работодатели должны завершить СОУТ на рабочих местах не позднее 31 декабря 2018 года.

Данное положение не распространяется на:

- рабочие места работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости;

- рабочие места, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

- рабочие места, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или СОУТ были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

Кроме того результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда действуют до окончания срока их действия, но не позднее, чем 31 декабря 2018 года.

Организация охраны труда в организациях, занимающихся образованием и воспитанием людей, сложна уже тем, что обеспечивать безопасность и защищать необходимо не только персонал, но и обучающихся.

Каждое образовательное учреждение должно иметь собственный устав с обязательным разделом по охране труда, составленным специально для данной организации. Выполнение данного свода правил является обязательным для всех.

Руководитель организации соответствующим приказом устанавливает функции каждого из сотрудников, причем все обязанности должны быть согласованы с правилами по технике безопасности для данного объекта.

Если в учреждении работает более 50 человек, то для обеспечения безопасного образовательного процесса создается специальная служба охраны труда, в состав которой входят и. о. специалиста по охране труда, заместитель директора по безопасности, заместитель директора по административно-хозяйственной работе, лицо, отвечающее за электробезопасность.

Нормативная правовая база.

В образовательном процессе участвует множество людей, в нем задействована различная техника и аппаратура, поэтому были разработаны специальные руководства по обеспечению охраны труда при работе с разным оборудованием:

стандартная инструкция, устанавливающая порядок работы на персональном компьютере (приказ Минсвязи России № 162 от 02.07.2001 г.);

типовой свод правил по эксплуатации копировально-множительного оборудования (приказ МПТР РФ № 237 от 04.12.2002 г.).

Согласно ч.5 ст.47 Закона об образовании каждый педработник имеет ряд трудовых прав и гарантий:

право на сокращенный рабочий день;

право на получение дополнительного профессионального образования по конкретному профилю не реже 1 раза в 3 года;

право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск;

право на отпуск длительностью до 1 года через каждые 10 лет непрерывной работы;

право на досрочное назначение пенсии по старости в законном порядке.

Наряду с предоставляемыми правами и льготами, все педагогические работники в установленном законом порядке должны изучить правила и требования по охране труда, а также регулярно проходить проверку знаний в этой области (п.10 ч.1 ст.48 Закона об образовании). Результаты таких тестирований заносятся в протокол.

Педагогам также должны быть обеспечены средствами личной защиты. Правила и нормы выдачи регламентируются такими документами:

постановлением Министерства труда и социального развития России № 63 от 16.12.1997 г. – для работников организаций Российской академии наук;

постановлением Министерства труда и соцзащиты РФ № 68 от 29.12.1997 г. – в отношении сотрудников учреждений здравоохранения и социальной защиты населения, медицинских научно-исследовательских организаций и учебных заведений, производств биологических препаратов, материалов, учебных пособий и т. д.

Основные мероприятия по охране труда.

Каждое образовательное учреждение регулярно проходит проверки по выполнению требований охраны труда. Каждый год должна проводиться паспортизация санитарно-технического состояния здания, а в конце учебного года подлежат осмотру кабинеты. Также обследуются спортивные снаряды и устройства (при их наличии). В зависимости от вида проверки, после ее проведения составляются акты-приемки, акты-разрешения или акты испытания.

Для того чтобы охрана труда в образовательной организации была обеспечена в полной мере, необходимо проводить такие мероприятия:

проводить обучающие лекции для персонала, обучающихся с задействованием руководства учреждения и местных исполнительных властей, по вопросам улучшения охраны труда;

оповещать педагогический коллектив и учащихся о достижениях науки и техники в сфере охраны труда;

посещать специализированные выставки, организовывать различные конкурсы и т. д.

Наука и образование требуют к себе повышенного внимания, так как от них часто зависит человеческая жизнь, поэтому обеспечивать наиболее благоприятные условия труда сотрудникам образовательных организаций и учащимся – это одна из первостепенных задач охраны труда государства.

Список использованных источников

За 12 месяцев 2020 года 1 работником было получено профессиональное заболевание (2019 г. - 0), рост 100%.

Предварительные медицинские осмотры прошли 625 работников (в 2019 г. - 623), периодические медицинские осмотры - 2634 работника (2019 г. - 2264).

109 коллективных договоров действуют в организациях района (в 2019 г. - 211). В рамках социального партнерства в коллективных договорах запланировано средств на мероприятия по улучшению условий и охраны труда на сумму 5 482,831 тыс. рублей (2019 г. – 4 467,738 тыс. рублей). Фактически, от запланированного было израсходовано 5 277,112 тыс. рублей (2019 г. – 4 534,869 тыс. рублей).

Численность уполномоченных по охране труда представительных органов составило 51 человек (2019 г . - 152).

На территории района функционирует межведомственная комиссия по охране труда. Как и в аналогичный период прошлого года, в течение 2020 года было проведено 4 заседания комиссии (2019 г . - 4). На заседаниях комиссий рассмотрено 12 вопросов по охране труда, с заслушиванием отчетов о проведении специальной оценки условий труда в муниципальных учреждениях и учреждениях внебюджетной сферы, с заслушиванием работодателей, допустивших несчастные случаи во вверенных подразделениях (в 2019 г . - 12).

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда из средств местного бюджета составило 239,269 тыс. рублей: на проведение СОУТ - 58,2 тыс. рублей, прочие расходы по охране труда – 181,069 тыс. рублей (2019 г. - 5641,94 тыс. рублей, из них на обучение по охране труда руководителей и специалистов 302,9 тыс. рублей, на проведение СОУТ – 1210,0 рублей).

Согласно мониторинга и анализа состояния условий и охраны труда на территории Красноармейского муниципального района Челябинской области за 2020 год установлено, что специальная оценка условий труда (далее - СОУТ) проведена на 839 рабочих местах, из них в государственных и муниципальных организациях на 521 рабочих местах, у ИП и других организациях – на 318 рабочих местах (2019 г. – на 1357 рабочих местах, из них в государственных и муниципальных организациях на 958 рабочих местах, у ИП и других организациях – на 399 рабочих местах). На конец 2020 года (за 60 месяцев) СОУТ проведена на 4238 рабочих местах, что составляет 81,4% от общего количества рабочих мест, в том числе в организациях бюджетной сферы на 2543 рабочих местах (91,1% от общего количества рабочих мест бюджетной сферы), в организациях внебюджетной сферы на 1695 рабочих местах, т.е. 70,1% от общего количества рабочих мест внебюджетной сферы (2019 г. - СОУТ проведена на 3446 рабочих местах, что составляет 94% от общего количества рабочих мест, в том числе в организациях бюджетной сферы на 2320 рабочих местах (100% от общего количества рабочих мест бюджетной сферы).

Читайте также: