Классификация категории безопасность в рф доклад

Обновлено: 02.07.2024

В начале ХХI века Российская Федерация столкнулась с проблемой преодоления новых вызовов и угроз в сфере обеспечения её национальной безопасности. Глобальный экономический кризис, распространение международного терроризма, энергетические конфликты, угроза изменения климата и другие серьезные проблемы в современном мире непосредственно затрагивают жизненно важные интересы России.

Всё чаще стали возникать ситуации, которые требуют участия государства в обеспечении безопасности личности, общества и его самого, что объясняет необходимость комплексного укрепления системы национальной безопасности Российской Федерации. Вооружённые конфликты, дают понять, что в настоящее время очаги региональной нестабильности и конфликтов располагаются в непосредственной близости к государственной границе Российской Федерации и напрямую затрагивают интересы её национальной безопасности. Постоянно растущий спектр угроз безопасности и их мировой, трансграничный характер предопределяет необходимость разработки и реализации дополнительных мер по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации.

К основным объектам безопасности относили: личность – ее права и свободы; общество – его материальные и духовные ценности; государство – его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Главными составными частями национальной безопасности выступают безопасность личности, безопасность общества и безопасность государства. Выделяются, как правило, следующие сферы национальной безопасности: внешнеполитическая безопасность, военная сфера и оборона, внутриполитическая жизнь, экономика, социальная, культурная, юридическая, нравственная, духовная, миграционная, демографическая и т.д.

Выделяют также имущественную безопасность, ядерную, радиационную, информационную, экологическую, транспортную безопасность, безопасность дорожного движения, авиационную, экономическую, продовольственную и другие.

В Стратегии отражены следующие сферы: внутриполитическая, экономическая, социальная, сфера науки и образования, международная, духовная, информационная, военная, оборонно-промышленная и экологическая сфера, а также сфера общественной безопасности.

В системе научных знаний общая теория национальной безопасности занимает важную интегрирующую роль. Многие гуманитарные и естественные науки разрабатывают средства и элементы обеспечения национальной безопасности как доктринально-теоретического, так и технического, институционального характера, которые, в итоге, образуют некую систему.

Под системой обеспечения национальной безопасности принято предполагать, именно силы и средства обеспечения национальной безопасности, включающие в себя: Вооруженные Силы Российской Федерации, а также другие войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная и правоохранительная служба, федеральные органы государственной власти, которые принимают непосредственное участие в обеспечении национальной безопасности государства на основании законодательства Российской Федерации; технологии, и технические, программные, лингвистические, правовые, организационные средства, в том числе и телекоммуникационные каналы.

В ранее действовавшей Концепции национальной безопасности РФ предлагалась дефиниция национальных интересов России как совокупности сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах.

Основными приоритетами национальной безопасности Российской Федерации являются: национальная оборона, государственная и общественная безопасность.

— повышение качества жизни российских граждан, при помощи гарантии личной безопасности, а также высоких стандартов жизнеобеспечения;

— экономический рост, реализующийся, в первую очередь, при помощи развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал;

— наука, технологии, образование, здравоохранение и культура, которые развиваются путем укрепления роли государства и совершенствования государственно-частного партнерства;

— экология живых систем и рациональное природопользование, сохранение которых возможно за счет сбалансированного потребления, развития прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала страны;

— стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство, укрепляющиеся с помощью активного участия России в развитии многополярной модели мироустройства.

Классификаций национальных интересов в науке и политической литературе немалое количество. В первую очередь, стоит указать на национальные интересы во всех областях экономической, общественной и политической жизни, которые описаны в Посланиях Президента РФ Федеральному Собранию. Данные национальные интересы, на которых основываются фундаментальные ценности и задачи нашего государства и которые не противоречат основным идеям международного права, манифестируются в строгом соответствии Конституции РФ.

Прежде всего, национальные или государственные интересы делятся на внутренние, направленные на осуществление внутриполитических ценностей, и внешние, направленные на внешнеполитические ценности нации. Внутренние национальные интересы состоят в силовом или идеологическом примирении социальных, классовых, групповых противоречий; в налогообложении; организации и обеспечении порядка; обеспечении легитимности верховной власти. Данные интересы существуют и будут существовать в любом государстве независимо от исторических, культурных особенностей, форм правлений, политических режимов.

— мир во всем мире, для чего осуществляется сотрудничество в обеспечении мира и международного правопорядка;

— экономическая стабильность миропорядка, достигаемая интеграцией в мировую экономику и сотрудничеством в решении глобальных проблем.

В целях классификации национальных интересов выделяют также основные и неосновные, постоянные и временные национальные интересы. Основные национальные интересы связаны с наиболее общими, важнейшими направлениями деятельности государства по обеспечению национальной безопасности, решению стратегических задач и целей. Неосновные являются средствами достижения основных.

Безусловно, перечисленные здесь национальные интересы – не весь перечень. Например, здесь не указаны такие долгосрочные национальные интересы, как сохранение Россией лидирующей роли в науке и образовании, культуре и просвещении.

Следует учитывать, что один и тот же национальный интерес может одновременно принадлежать не к одной, а к нескольким группам. Все национальные интересы взаимообусловлены. Например, защита прав и свобод человека неразрывно связана с такими проблемами, как развитие демократии и гражданского общества, решение демографической проблемы, улучшение пенсионного обеспечения и др.

Завершая краткий обзор теоретических оснований обеспечения национальных интересов, следует отметить, что их правильная классификация зависит от идеологии каждого государства, от тех стратегических целей, которые оно ставит перед собой.

Взяв за основу традиции отечественной государственности, стратегическими целями Российской Федерации можно считать сохранение России в качестве самостоятельной, суверенной державы мирового уровня – полиэтнической и поликонфессиональной страны-империи; сохранение идентичности русского государствообразующего народа и других народов, проживающих в России, составляющих единую нацию; поддержание мировой безопасности и так далее. Эти стратегические цели являются определяющими для национальных интересов, с реализацией которых они могут быть достигнуты. Следует также отметить, что только лишь эффективная реализация национальных интересов приводит к национальной безопасности. Другими словами, национальные интересы являются стержнем безопасного состояния российской нации, ее смысловым наполнением.

Понятие силы и средства обеспечения национальной безопасности определены в Стратегии национальной безопасности, в которой говорится, что данные понятия образуют некую систему.

На деле, в данном вопросе весомую роль играют органы абсолютно всех ветвей государственной власти. Так, их можно поделить на несколько групп:

1) органы, главные функции которых связаны с управлением в области обеспечения национальной безопасности (Президент РФ, Правительство РФ; Совет Безопасности РФ);

2) комитеты палат Федерального собрания РФ, которые занимаются вопросами безопасности (комитеты по безопасности в Гос. Думе, а также по вопросам безопасности и обороны в Совете Федерации);

3) органы, занимающиеся вопросами, связанными с выявлением и устранением внутренних, а также внешних угроз (органы законодательной, исполнительной, судебной властей).

К силам обеспечения национальной безопасности обязательно стоит относить федеральные органы исполнительной власти. Такие обязанности, как обеспечение суверенитета, территориальной целостности, устойчивого развития и обороны возложена на большинство органов исполнительной власти.

Можно сказать, что именно органы исполнительной власти являются серьезным механизмом в обеспечении национальной безопасности, так как данными органами реализуется большинство вопросов в этой сфере, а многие из них созданы исключительно для обеспечения безопасности страны. К ним следует относить:

— федеральные службы: Федеральная миграционная служба, Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству, Служба внешней разведки РФ, ФСБ РФ и т.д.

— федеральное агентство по делам СНГ, Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств и т.д.

Можно с уверенностью сказать, что Президент РФ играет решающую роль в деле обеспечения безопасности, так как в его подчинении находятся все органы исполнительной власти, призванные нести довольно большую нагрузку в реализации обеспечения основополагающих видов безопасности. Президент РФ согласно Конституции РФ и федеральным законам определяет центральные положения внутренней и внешней политики государства, а также является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ.

Россия – государство с самой большой территорией в мире. Страна, имеющая значительные мировые запасы основных природных ресурсов, обладающая большим интеллектуальным потенциалом, что должно благотворно сказываться на различных сферах деятельности государства в целом.

— обеспечение безопасности населения и территорий от техногенных катастроф и других стихийных бедствий;

Также, не стоит забывать, что для эффективного функционирования системы национальной безопасности, немаловажную роль играют демографические вопросы, поскольку общественное здоровье воздействует на социально-экономические факторы, и наоборот. К примеру, на современном этапе для России низкая продолжительность жизни, высокий коэффициент младенческой смерти, который превышают среднеевропейский уровень. Обоснование важности решения данных проблем, также изложено в основном документе, касающемся вопросов национальной безопасности, призванном улучшить текущее положение дел.

Главными направлениями обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются социальные, политические и экономические преобразования, которые необходимы для создания безопасных условий реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, а также осуществления устойчивого развития страны, сохранения территориальной целостности и суверенитета государства.

1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенародным голосованием 12.12.1993: с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ // КонсультантПлюс : справ. правовая система.

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: утв. распор. Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р // Гарант: информационно-правовой портал.

4. Дзержинский Ф.Э. Государственная безопасность [Электронный ресурс] : монография. — Электрон. дан. — СПб. : Лань, 2014. — 250 с.

5. Метелев, С. Е. Национальная безопасность и приоритеты развития России: социально- экономические и правовые аспекты: монография / С. Е. Метелев. – М.: ЮНИТИ, 2013. – 223 с.

6. Ницевич В. Ф. Национальная безопасность: учебно-методическое пособие / В. Ф. Ницевич. – Орел: ОРАГС, 2014. – 87 с.

7. Общая теория национальной безопасности: учебник / под ред. А.А. Прохожева. – М.: Изд-во РАГС, 2015. – 344 с.

8. Савицкий, А. Г. Национальная безопасность. Россия в мире: учебник рекомендован УМЦ / А. Г. Савицкий. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 463 с.

9. Шейко, Э. М. Национальная безопасность: учебное пособие рекомендовано ДВРУМЦ / Э. М. Шейко ; каф.философии и политологии. – Хабаровск : РИО ДВАГС, 2011. – 94

Гост

ГОСТ

Классификация видов безопасности на государственном уровне

Классификация видов безопасности - это условное разделение различных видов безопасности в соответствии с определенными критериями.

Такая классификация производится, опираясь на жизненный опыт, и в зависимости от типологии источников опасности и перечня предметов безопасности. Безопасность подразделяется на огромное количество видов, сфер и элементов. Главной задачей государства и всех государственных органов является защита национальных интересов, которые должны быть сформулированы, основываясь на потребностях граждан России и исходить из национальных ценностей и интересов.

Выбор свойств, определяющих вид безопасности, в основном зависит от практических задач, с помощью которых обеспечивают безопасность.

Основой всех существующих видов безопасности является развитие экономики государства.

Классификация видов безопасности на государственном уровне:

  1. Международная безопасность - упорядоченные международные отношения с соблюдением общих принципов, правил и норм международного права всеми государствами. Организованная международная безопасность исключает решение спорных вопросов между государствами с помощью силы или угрозы. Международную безопасность разделяют на три основных вида: глобальная, региональная и коллективная.
  2. Национальная безопасность — обеспечение защищенности важнейших интересов государства, общества в целом и в частности любой личности, во всех сферах жизнедеятельности, призвана обеспечивать устойчивое развитие государства.
  3. Глобальная безопасность — это защита от опасности человечества в целом, от опасностей, способных привести к ухудшению условий жизни на планете, безопасность всемирного масштаба.
  4. Региональная безопасность, объединяющая группу стран, отражает международные отношения в конкретном регионе. Характеризует уровень защиты от военных угроз, экономических, политических опасностей и т.п., а также должна обеспечивать защиту от любых вторжений извне, которые связаны с посягательством на суверенитет и независимость определенного региона.
  5. Коллективная безопасность - это совместные действия государств, призванные предотвращать и устранять угрозы миру - подавление актов агрессии или любых нарушений мира.

Готовые работы на аналогичную тему

Национальная безопасность включает:

  • безопасность государства - заключается главным образом в сохранении территориальных, экономических, политических границ;
  • безопасность общества - призвана обеспечивать сохранение физическое, моральное, материальное благополучие;
  • безопасность региона (Федерального округа) - заключается в обеспечении стабильности, экономического развития самого региона;
  • безопасность предприятия – стабильность, материальное развитие;
  • безопасность личности - заключается в обеспечении сохранности жизни и здоровья человека.

Классификация видов безопасности по содержанию

Классификация видов безопасности по содержанию включает следующие ее виды:


В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [2] национальная безопасность Российской Федерации формулируется как

Основой суверенитета любой страны, как известно, является ее национальная безопасность (НБ), обеспечение которой возложено в качестве одной из важнейших функций на государство. Страны, не обеспечивающие свою национальную безопасность, как правило, теряют свой суверенитет, а их внутренняя и внешняя политика определяется другими, более развитыми государствами. Национальная безопасность любого государства является составной частью международной безопасности, которая, в свою очередь, входит в планетарную безопасность.

С позиций комплексного системного подхода национальная безопасность раскрывается в нескольких аспектах, а именно:

• как составная часть – подсистема систем более высокого уровня, каковыми являются международная и планетарная безопасности;

• как сложная многоуровневая система, включающая свои подсистемы (составные части) более низкого порядка (например, военная, техническая, интеллектуальная, информационная безопасности и их составляющие);

• как внутреннее или внешнее состояние (положение) государства, его отдельных регионов и субъектов, при котором отсутствуют реальные и потенциальные угрозы национальным интересам государства, а при их возникновении – как система мер по обеспечению охраны/защиты интересов граждан, общества и страны.

Очевидно, что по своей сути национальная безопасность Российской Федерации является не национальной, а много- или интернациональной безопасностью, то есть некой совокупностью национальных безопасностей каждого находящейся на территории страны региона и субъекта (республики, автономного округа и автономной области и др.) и каждого населяющего Россию народа. Национальную безопасность России целесообразно рассматривать в виде сложной системы, включающей в себя, по крайней мере, подсистемы пяти уровней (рис.1) [4].


Определение системы, её сущность и функции

Внутреннее содержание системы национальной безопасности России заключается в единстве функционирования, взаимосвязи и взаимодействии составляющих ее видов (элементов/подсистем) на всех уровнях в различных условиях, включая экстремальные.

Для обеспечения повседневного функционирования системы национальной безопасности государство располагает организационно-штатной структурой органов, сил, средств, различных организаций, реализующих комплекс мероприятий, направленных на охрану/защиту национальных интересов Российской Федерации в целом, ее регионов, субъектов и населяющих их народов в частности.

С процессуальной точки зрения система национальной безопасности России предполагает взаимодействие различных государственных институтов, органов власти, руководителей всех звеньев и уровней, выполняющих задачи в интересах обеспечения и поддержания адекватного в данных конкретных условиях уровня национальной безопасности.

Функциональным назначением системы национальной безопасности России являются:

— определение жизненно-важных, важных и периферийных, долговременных и краткосрочных интересов, и их ранжирование по своей значимости;

— выявление, прогноз и оценка потенциальных и реальных внутренних и внешних угроз, их всесторонний анализ и ранжирование по степени опасности и значимости;

— принятие адекватных соизмеримых с уровнем угроз(ы) мер, необходимых и достаточных для обеспечения защиты национальных интересов Российской Федерации;

— создание благоприятных условий жизнедеятельности и развития, как отдельного гражданина и населяющих нашу страну всех народов и народностей, каждого региона и субъекта РФ, так и всего государства в целом;

— анализ, оценка и прогноз негативных и позитивных факторов обеспечения национальной безопасности, их воздействие на состояние национальной безопасности Российской Федерации и их учет при выборе способов защиты государства и граждан.

О структуре системы национальной безопасности России

Система национальной безопасности России (см. рис. 1) является самостоятельной сложной многоуровневой системой, обладающей определенным порядком подчиненности и имеющей в своей структуре не менее пяти уровней:

1-й уровень системы – национальная безопасность Российской Федерации.

2-й уровень системы – региональная национальная безопасность Российской Федерации (национальная безопасность регионов РФ).

3-й уровень системы – национальная безопасность субъектов Российской Федерации (национальная безопасность субъектов РФ).

4-й уровень системы — виды национальной безопасности (подсистемы НБ).

5-й уровень системы — составляющие видов национальной безопасности (подсистемы видов НБ).

Внесистемным элементом национальной безопасности России, замыкающим систему НБ посредством обратной связи, является ее блок управления, включающий не менее пяти уровней власти (см. рис. 1).

1-й уровень – президент Российской Федерации, Совет национальной безопасности, правительство страны, Государственная дума; 2-й уровень – руководители регионов; 3-й уровень – руководители субъектов РФ и 4-й уровень – должностные лица, в обязанности которых входит организация, дальнейшее развитие и непосредственное руководство национальной безопасностью страны.

Руководители и должностные лица указанных уровней власти определяют назначение и состав системы (подсистемы) НБ на своем уровне, и в пределах своей компетенции, организуют взаимосвязь и взаимодействие ее составных элементов (подсистем), ставят задачи и определяют цели их функционирования, контролируют процесс функционирования, подводят итоги, оценивают достигнутые результаты, определяют эффективность функционирования отдельных элементов/подсистем и системы национальной безопасности в целом и несут персональную ответственность.

Национальная безопасность России базируется на жизненно-важных, важных и периферийных, долговременных и краткосрочных национальных интересах; потенциальных и реальных угрозах национальным интересам; активной и пассивной защите национальных интересов [3, 4].

Под национальными интересами Российской Федерации понимаются объективно значимые потребности личности, общества и государства в обеспечении их защищенности и устойчивого развития, а под угрозами национальной безопасности — совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам [2].

По мнению авторов, в XXI веке первопричиной многих угроз в мире является неравномерность распределения на Земле биологических, минеральных и химических природных ресурсов, на которые претендуют разные (практически все) страны. Угроза национальным интересам России как раз состоит в том, что на ее территории, включая и арктическую зону, находятся огромные запасы различных полезных ископаемых.

Под защитой национальной безопасности следует понимать, прежде всего, комплекс мер, направленных на обеспечение национальной безопасности, предупреждением различного рода угроз, практическую реализацию мероприятий по поддержанию и восстановлению положения (состояния) отдельных регионов, субъектов и страны в целом, общества и граждан, при которых национальные интересы не нарушаются [3, 4].

Очевидно, что при отсутствии угроз национальным интересам, их защита не требуется и, наоборот, при наличии реальных или возникновении потенциальных угроз национальным интересам необходима их защита со стороны государства.

Элементы (подсистемы) системы национальной безопасности всех уровней взаимосвязаны между собой как по вертикали, так и по горизонтали, и постоянно взаимодействуют в процессе функционирования всей системы.

За последние двадцать лет в Российской Федерации сложилась современная система национальной безопасности, функционирование которой создает (поддерживает) необходимые и достаточные условия для нормальной жизнедеятельности и всестороннего относительно устойчивого развития страны, ее регионов и субъектов, общества и граждан в условиях воздействия реальных и потенциальных внешних и внутренних угроз.

Система национальной безопасности, как и любая другая сложная система должна удовлетворять определенным требованиям и обладать, присущими ей, отличительными признаками (свойствами), формирующими ее качественное состояние. Такими признаками (свойствами) современной системы НБ РФ являются:

— совокупность (комплекс) элементов или отдельных подсистем, выполняющих общую функцию;

— взаимосвязь и взаимодействие формирующих систему элементов (подсистем) в процессе их функционирования по прямому назначению;

— объединение элементов (подсистем) в единое функциональное целое;

— автономность и самостоятельность отдельных элементов (подсистем);

— сложная многоуровневая структура взаимосвязанных подсистем (элементов), включающих в себя не менее сложные многоуровневые подсистемы (элементы);

— заданное качество подсистем (элементов), формирующим качественное состояние всей системы;

— устойчивость и способность адаптироваться к постоянно изменяющимся внутренним и внешним условиям;

— потенциальная и фактическая эффективность функционирования;

Кроме того, с позиций комплексного системного подхода современную систему национальной безопасности Российской Федерации следует рассматривать как замкнутую, организующую и организуемую, управляющую и управляемую, динамическую систему.

При системном подходе существующая сегодня система НБ РФ воспринимается как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов (подсистем), имеющая вход (задачи), выход (цели), связи с внешней средой (системой планетарной и международной безопасностью) и обратные связи. Такой подход позволяет учитывать природу количественно-качественных характеристик внутренних и внешних взаимосвязей системы, видеть динамику их изменения в пространстве и во времени, выявлять и использовать интеграционные свойства системы, являющиеся результатом внутреннего взаимодействия всех её составных элементов (подсистем).

Созданная к настоящему времени система НБ РФ полностью удовлетворяет требованиям [1], предъявляемым к ней сегодня, а, именно:

— отражает с учетом возможностей государства перечень решаемых в процессе своего функционирования задачи;

— чётко формулирует конкретные цели создания и функционирования системы;

— выявляет, анализирует и оценивает возможные альтернативные пути достижения поставленных целей;

— исключает конфликты и противоречия между целями отдельных подсистем (элементов) и целям всей системы;

— формирует в системе и подсистемах разнокачественные вертикальные и горизонтальные связи и взаимодействия;

— предусматривает усложнение задач, определяет новые цели функционирование системы, адаптацию к изменяющимся внешним и внутренним условиям и дальнейшее развитие;

— придает заданное качество (комплекс свойств) системе, необходимое для надежного функционирования в постоянно изменяющихся современных условиях.

Основной целью функционирования системы национальной безопасности нашей страны является обеспечение таких условий развития России (ее регионов, субъектов и населения), при которых исключено или в максимальной степени ослаблено негативное воздействие различных угроз национальным интересам со стороны одной или нескольких стран, различных организаций и отдельных физических лиц, как внутри страны, так и за ее пределами.

Система НБ РФ функционирует во внешней среде, представленной сложной двухуровневой системой, включающей планетарную безопасность и международную безопасность (см. рис.1).

Составляющие национальной безопасности России

В настоящее время национальная безопасность России в соответствии с [2] включает 16 видов безопасностей, однако по своей значимости и приоритетности эти безопасности не равнозначны. Некоторые виды национальной безопасности, несмотря на то, что они являются ее составляющими, далеко выходят за границы нашего государства. К числу таких безопасностей следует отнести, например, экологическую, военную, интеллектуальную [3, 4] и информационную безопасности. По мнению авторов при нарушении этих составляющих НБ, обеспечение других видов НБ становится практически не возможным.

Кроме того, каждый вид или составляющая НБ сами по себе является сложной системой, состоящей из своих видов и подвидов, так, экологическая безопасность [3], в соответствии с действующими сегодня руководящими документами, включает не менее 14 составляющих или отдельных подсистем.

Виды НБ формируют 4-й уровень системы национальной безопасности, а их составляющие или подвиды/подсистемы — соответственно 5-й уровень. (рис.1).

Выводы

1. В настоящее время в Российской Федерации сложилась система национальной безопасности, функционирующая во внешней среде — системах международной и планетарной безопасностей.

2. Современная система национальной безопасности России представляет собой комплексную сложную многоуровневую закрытую систему, элементы (подсистемы) которой представлены безопасностями различных уровней, взаимодействующими между собой и объединёнными в единое функциональное целое посредством прямых и обратных взаимосвязей.

3. Система национальной безопасности России показала свою работоспособность в сложившихся непростых внешних и внутренних условиях, что объективно подтверждается наличием таких условий, которые дают возможность позитивно развиваться нашему государству, отдельным регионам и субъектам, российскому обществу и отдельным гражданам всех наций и народностей, населяющих многонациональную Российскую Федерацию.

4. Современная система национальной безопасности Российской Федерации динамически развивается, совершенствуется и постоянно адаптируется к стремительно изменяющимся внешним и внутренним условиям.

Очевидно, что единый понятийный аппарат в вопросе национальной безопасности и правильное понимание ее сущности позволит разработать рациональные мероприятия по обеспечению и дальнейшему поддержанию на требуемом уровне безопасности нашей страны.

По признаку масштабностив соответствии с видами опасности, пространственно-географическим взаимодействием социальных организмов различают следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности:

— международная глобальная безопасность;

— международная региональная безопасность;

В зависимости от типа угрозы, а также в содержательном планедля

международной и национальной безопасности, выделяются следую­щие сферы (области) ее проявления и обеспечения: — экологическая безопасность; — экономическая безопасность; — военная безопасность; — ресурсная безопасность; — информационная безопасность; — социальная безопасность; — научно-техническая безопасность; — энергетическая безопасность; — ядерная безопасность; — политическая безопасность; — инновационная безопасность; — правовая безопасность; — культурная безопасность; — техническая безопасность и др.

В зависимости от источника угрозыпри анализе катастроф, чрез­вычайных ситуаций и аварий, а также ликвидации стихийных бед­ствий используют понятия:

— природная безопасность; — техногенная безопасность.

51. Понятие и сущность миграционной безопасности

Миграционная безопасность - как состояние защищённости интересов личности, общества и государства, которые могут быть подвержены угрозам в результате въезда и выезда из страны, пребывания и проживания на её территории, межрегиональных внутренних перемещений. Реализация миграционной безопасности означает эффективную работу системы правовых норм, институтов, организаций по обеспечению национальных интересов в сфере миграции5.

Миграция населения - перемещение людей (мигрантов) через границы тех или иных территориальных образований (государств, регионов) в целях временного или постоянного изменения места жительства Сущность:

В области миграции и расселения определены следующие приоритеты и направления: -привлечение иммигрантов, в первую очередь граждан государств - участников СНГ, на основе проведения селективной миграционной политики; -создание условий для сокращения эмиграционного оттока, ведущего к сокращению научно-технического, интеллектуального и творческого потенциала населения Р Ф; -обеспечение легализации миграции в Р Ф путем применения соответствующих правовых, организационных, финансовых механизмов; -создание системы эффективной защиты законодательно закрепленных прав вынужденных мигрантов на территории Р Ф. Требуют дальнейшей разработки и совершенствования нормативно-правовые акты, прежде всего регулирующие миграционные процессы, обеспечения контроля за въездом, выездом и пребыванием на территории Р Ф иностранных граждан. Корректировка положений действующей нормативно-правовой базы, регулирующей положение вынужденных мигрантов в Р Ф. Необходимо разработать подходы к регулированию иммиграционных потоков, создать действенный механизм миграционного замещения естественной убыли населения Р Ф. В рамках разрабатываемой Федеральной миграционной программы на 2002-2005 гг. необходимо предусмотреть финансирование комплекса мер, направленных на стимулирование иммиграции в Р Ф, интеграцию мигрантов (жилищное обустройство, решение проблем трудоустройства), проведение селективной миграционной политики, развитие единой системы иммиграционного контроля и т.п. Следует разработать механизмы привлечения в Р Ф иммигрантов, находящихся в репродуктивном возрасте, имеющих высокий квалификационный уровень в профессиях, представляющих приоритетный интерес для социально-экономического развития России. При этом необходима выработка системы приоритетной поддержки в России высококвалифицированных специалистов ведущих отраслей, а также более полное использование потенциала учебной иммиграции для восполнения потерь, вызванных оттоком молодых специалистов в развитые страны. Важнейшей задачей является проведение активной региональной экономической политики, направленной на сохранение численности населения в важных в геополитическом отношении регионах Российской Федерации, что позволит расширить привлечения рабочей силы из других районов страны на временной, ротационной основе. Необходимо разработать подходы к обеспечению возможностей стимулирования возвращения в РФ эмигрантов, ранее выехавших за границу на постоянное место жительства или по трудовым контрактам, в первую очередь - высококвалифицированных специалистов и предпринимателей, включая представление им условий безопасности, жилья, места работы и пр. В части регулирования внутренней миграции, должны быть разработаны меры, направленные на повышение территориальной мобильности рабочей силы, а также механизмы поддержания жизнедеятельности и экономического развития особо кризисных регионов и районов Крайнего Севера. Политика привлечения дополнительной рабочей силы потребует разработки экономических стимулов. Особое внимание должно быть уделено разрабатке мер селективной иммиграционной политики (по отдельным странам, профессиям, квалификационным признакам), определению пропорции привлечения мигрантов на временной и постоянной основе.

Под безопасностью подразумевается защищенность жизненно важных интересов личности, общества или государства от различных внешних и внутренних угроз и факторов. Это неотъемлемая часть любой системы, где человек взаимодействует с окружающим его миром. Все виды безопасности так или иначе связаны со взаимодействием людей с окружающей средой, миром и человечеством в целом.

Какие уровни?

Безопасность жизнедеятельности – это многоплановый термин, который подразумевает безопасное взаимодействие человека со средой обитания в целом. Среда обитания, в свою очередь, состоит из совокупности различных факторов: социальных, техногенных, природных, которые существуют вокруг нас. Соответственно, подразделяются на различные структурные уровни виды безопасности:

  • личная;
  • общественная;
  • государственная;
  • международная.

виды безопасности

Личная и коллективная безопасность

В данном сегменте можно выделить несколько видов безопасности, которые важны для конкретного человека и людей в целом. Речь идет, прежде всего, о безопасности здоровья, когда обеспечивается соматическая норма состояния человека, который ощущает привычное функционирование всех систем своего организма.

Психологическая безопасность – это внутренняя уравновешенность человека, когда он адекватно реагирует на внешние воздействия и может вести себя в соответствии с установленными обществом нормами и правилами. Данные виды безопасности человека направлены на защиту от криминального или техногенного воздействия.

Противопожарная безопасность требует пристального внимания к старому жилому фонду, а также состоянию электросетей. В рамках природной и экологической безопасности государство должно обеспечить необходимую защиту населения от различных природных факторов: наводнений, землетрясений, ураганов и так далее. На защиту человека вступает именно государство и само общество, представленное органами внутренних дел, системами здравоохранения, социального развития и так далее.

Государственная безопасность

Следующие виды безопасности связаны с защитой государства. В рамках этих мероприятий должна обеспечиваться безопасность конституционного строя, целостность и суверенитет страны, защита державы от терроризма. Все это регулируется в рамках национальной экономики, потому что любое государство должно быть защищено как от внутренних, так и от внешних угроз. В стране обязательно должны быть разработаны мероприятия, охраняющие информационные и национальные потоки. Субъектами, которые обеспечивают все эти разновидности безопасности, выступают Совет Безопасности, Федеральная служба безопасности, Центральный банк Российской Федерации и другие государственные структуры.

виды техники безопасности

Коллективная безопасность

Отдельные виды безопасности относятся к международным системам, способным защитить мировое сообщество в целом. Так, в рамках антивоенной безопасности активная защита выполняется от различных вооруженных конфликтов между странами и различными блоками. Проводятся своевременные мероприятия по противоэпидемиологической безопасности, эффективные операции, направленные на предотвращение различных эпидемий и опасных заболеваний. Различные страны эффективно взаимодействуют для организации борьбы с организованной преступностью.

Некоторые виды безопасности РФ направлены на оказание экстренной международной гуманитарной помощи населению своей и других стран, которые оказались в зоне чрезвычайных ситуаций, бедствий, природных катастроф. Коллективная безопасность обеспечивается ООН, Интерполом, различными мировыми банками, ЮНЕСКО и многими другими организациями.

Глобальная безопасность

Высший уровень безопасности – это система глобальной безопасности, которая затрагивает интересы всего человечества, а не отдельные страны или национальности, так как носит общепланетарный характер. Так, космологическая безопасность предполагает своевременное изучение процессов, которые происходят во Вселенной и могут привести к плохим последствиям. В рамках мероприятий отслеживается все то, что происходит во Вселенной: активность Солнца, астероиды, параметры географической оболочки планеты. Характеристика видов безопасности и оценка последствий глобальных явлений ведется ООН и соответствующими профильными организациями.

Рассмотрим некоторые виды по отдельности более подробно.

Экологическая

Нельзя гарантировать безопасность личности и государства в целом, если экологические процессы в окружающей среде нарушены. Экологическая безопасность направлена на то, чтобы российское общество и человечество в целом могли выжить. Под этим процессом понимается защищенность личности, общества, страны, окружающей среды от угроз, которые могут быть оказаны на них. Государство, в свою очередь, должно охранять жизнь, здоровье, условия жизнедеятельности человека, защищать его ценности, окружающую природную среду.

виды безопасности объекта

Любые виды безопасности предполагают наличие управления и законодательно-правовой базы, которая направлена на уменьшение возможного вредного воздействия на среду.

Национальная

Под национальной безопасностью понимаются меры, способные обеспечить потенциал развития конкретной страны на длительный срок, стабильность и благополучие в обществе. Она включает в себя государственную, общественную, техногенную, экологическую безопасности. Чтобы обеспечить национальную защищенность, используются различные виды обеспечения безопасности, которые должны оберегать государственный и общественный строй, обеспечивать территориальную неприкосновенность и суверенитет, политическую и экономическую независимость нации, ее здоровье, бороться с преступностью. За национальную безопасность страны отвечают армия, службы разведки, правоохранительные и медицинские органы.

виды безопасности человека

Каждое государство заинтересовано в том, чтобы обеспечить безопасность своего населения. А для этого необходима гарантированная поддержка конституционными, законодательными и практическими мероприятиями. Среди государственных интересов можно отметить независимость страны, ее политическое самоопределение, самоуправление, а также благополучие всего населения. За безопасность в государстве отвечают различные институты и организации, общественные системы, в том числе и с участием обычных граждан. Кроме того, обеспечение безопасности должно вестись на основе нескольких принципов:

  1. Государственные интересы всегда в приоритете.
  2. Действующее в стране законодательство должно соблюдаться в любых ситуациях.
  3. Государственные органы отвечают за безопасность в стране.
  4. Общество должно своевременно информироваться о состоянии государственной безопасности и угрозах.

Промышленная

Под промышленной безопасностью понимается защищенность интересов общества и личности в случае аварий на производственных объектах. В целях предотвращения подобных явлений государством и конкретными компаниями прорабатываются различные виды мер безопасности. В рамках обеспечения безопасности каждая компания, занятая в опасном производстве, обязана:

  • соблюдать законы, нормы и положения нормативно-технических документов;
  • получать лицензию на осуществление деятельности в сфере промышленной безопасности;
  • обеспечивать укомплектованность рабочего персонала в соответствии с установленными нормами и правилами;
  • допускать к работе только квалифицированных сотрудников.

характеристика видов безопасности

За промышленную безопасность отвечают, прежде всего, руководители организаций, ведущих опасную с точки зрения воздействия на организм человека и окружающую среду деятельность.

Информационная

Информационная безопасность - это отдельное направление, защищающее интересы субъектов информационных отношений. Основными ее составляющими являются конфиденциальность, доступность и целостность. Данные виды безопасности объекта предполагают создание систем, которые служили бы гарантией защищенности информации, передающейся самыми разными способами. Чтобы создать такую систему, требуется:

  • выявление требований защиты информации, которые обладают определенной спецификой;
  • соответствие требованиям национального и международного законодательства;
  • использование наработанных практик;
  • распределение ответственности, в соответствии с требованиями системы между подразделениями;
  • определение общих положений и требований.

виды безопасности РФ

Экономическая

Экономические, или финансовые, виды безопасности объекта одни из самых основных. Они предполагают наличие стабильного дохода и других ресурсов, которые могли бы поддержать уровень жизни человека в конкретный момент. В рамках экономической безопасности субъект должен сохранять платежеспособность, планировать будущие денежные потоки, иметь безопасную занятость.

В рамках экономической безопасности учитываются различные показатели, которые позволяют государству контролировать национальные ресурсы, защищать экономические интересы страны на национальном и международном уровнях. Среди внутренних угроз можно отметить разрушение научно-технического потенциала, уменьшение количества разработок в научной сфере, отток кадров за границу.

К внешним угрозам экономической безопасности относятся высокий уровень зависимости от импорта, нерациональную структуру экспорта, рост внешней задолженности, отток валютных ресурсов. В любом из этих вариантов государство должно продумывать мероприятия, которые будут предотвращать возможные серьезные последствия для его населения.

Военная

Под этим видом безопасности понимается защищенность личности, общества и государства от различных военных угроз. Она имеет внешний и внутренний аспекты. В рамках военной безопасности государство должно быть готово в любой момент защитить свои интересы и независимость и противостоять военной агрессии, шантажу с позиции силы, своевременно пресекая попытки развязать войну.

Отвечают за данные виды безопасности организации, включающие в себя разведку, контрразведку, пограничные войска, вооруженные силы. Кроме того, обеспечить военную безопасность можно и политическими средствами, военно-политическими союзами, участием в договорных процессах, чтобы сократить и ограничить вооружения.

виды мер безопасности

В рамках военной выделяются внешняя и внутренняя безопасность. Извне государство должно быть защищено от различных террористических группировок, которые особенно активны сегодня. Основные виды безопасности внутри страны направлены на защиту населения от коррупции, взяточничества, бандитизма, наркомании, воровства и многих других правонарушений.

В сфере военной безопасности государство может подвергнуться воздействию следующих угроз:

  • агрессивных устремлений иностранных государств и военных блоков;
  • развалу вооруженных сил, военно-промышленного комплекса;
  • утечке умов из армии и оборонной промышленности;
  • недостаточному финансированию субъектов военной безопасности;
  • шпионажа в пользу иностранных государств.

Что такое техника безопасности?

Этот термин обозначает комплекс мероприятий, которые проводятся для достижения безопасных условий труда и предотвращения несчастных случаев на производстве. Каждый завод имеет специальную службу безопасности, которая и занимается разработкой мероприятий.

Сводятся они к следующему:

  • улучшается конструкция оборудования, чтобы рабочие были защищены от травм;
  • монтируются различные защитные механизмы, способные защитить станки и рабочего;
  • улучшаются условия работы, а для этого важно, чтобы помещение хорошо освещалось, вентилировалось, чистилось и избавлялось от токсичных отходов своевременно;
  • устраняются возможные причины, которые могут привести к поломке оборудования;
  • рабочие обеспечиваются средствами индивидуальной защиты; виды техники безопасности подбираются в зависимости от конкретного типа производственного процесса.

Как проводится инструктаж?

Любой инструктаж – это обучение сотрудников, причем как новичков, так и опытных рабочих. В зависимости от характера преподносимой информации и времени проведения инструктаж бывает вводным, первичным, повторным, внеплановым, целевым.

  • Вводный проводится инженером по охране труда для любого принимаемого на работу сотрудника.
  • Первичный - на рабочем месте руководителем работ по охране труда.
  • Повторному инструктажу подвергаются все лица на рабочем месте спустя 6 месяцев после первичного.
  • Внеплановый инструктаж проводится, если были изменены или введены в действие новые стандарты, правила, инструкции или нарушены уже введенные.
  • Целевой проводится в том случае, если работник должен выполнить работы, не связанные с его основной деятельностью.

виды безопасности организации

Виды техники безопасности продумываются в зависимости от особенностей деятельности предприятия, характерных специфик производственного процесса.

Таким образом, каждый человек имеет право жить в защищенном государстве, а оно, в свою очередь, должно предусмотреть соответствующие мероприятия, законодательные акты, которые направлены на защиту жизни и здоровья населения.

Читайте также: