Ересь в средневековье доклад

Обновлено: 17.05.2024

В эпоху средневековья ереси были распространены преимущественно в народной среде. Носителями еретических идей, как правило, являлись странствующие проповедники, не принадлежавшие ни к одному из сословий. Зачастую это были т. н. "ваганты" – беглые монахи, лишенные сана клирики, студенты и актеры. Их проповедь всегда носила антицерковный характер и, как правило, антигосударственный. Еретики средневековья отрицали таинства и обряды, не признавали власть церковной иерархии, высмеивали духовенство. Нередко отрицалась вообще любая власть, в т. ч. светская, а в качестве идеала провозглашалось общество, основанное на всеобщем братстве и общности имущества. Еретические идеи порой заносились возвращавшимися с Востока пилигримами или купцами, слышавшими множество учений и мифов разных народов и нередко становившимися последователями причудливых и эклектичных верований.

Работа содержит 1 файл

Средневековые ереси.docx

СЕКТЫ

Секты и ереси существовали во все времена во всех религиозных системах. Отчасти этот факт объясняет сама природа человека, поражённая грехом гордыни и непослушания. Каждый, считающий себя знатоком, настойчиво пытается доказать, что именно он лучше других осведомлён о том, каков Бог "на самом деле" и какова Его воля в отношении мира и человека. При этом у всякого, даже самого абсурдного учения, находятся ревностные последователи и защитники, принимающиеся активно пропагандировать "открытие" нового "пророка". Такова приблизительная и наиболее общая схема возникновения лжеучений. Впрочем, в истории число сект не всегда было одинаковым. В определённые периоды, как правило, связанные с временами относительной стабильности, количество сект фиксировалось на некотором известном уровне или даже шло на убыль. Напротив, в другое время их число резко возрастало. Сегодня в России мы как раз наблюдаем период бурного расцвета сектантства на всей территории страны. Похожая ситуация наблюдается также в других республиках бывшего Советского Союза и в большинстве стран Восточной Европы. При этом необходимо иметь в виду, что все без исключения секты враждебно настроены по отношению к ортодоксальному христианству, какой бы конфессией оно не было представлено. Не может не настораживать тот факт, что увеличение числа последователей сект превышает рост численности христиан порой в несколько раз. Это создаёт реальную угрозу для традиционных христианских конфессий в Восточной Европе и, прежде всего, в России.

Вовлечённые в секту люди подвергаются специальной психологической обработке, ведущей к потере самостоятельности мышления и попаданию в полную зависимость от руководителей секты. Способствуя духовной и интеллектуальной деградации своих последователей, секты наносят непоправимый ущерб не только самим этим людям, но и всему обществу в целом, тем более, что идеологи некоторых сект выступают и против общечеловеческих ценностей, т. к. в их основе лежат ценности христианские.

1. Основные понятия.

Различными богословскими и религиоведческими школами для обозначения разных оттенков одного и того же явления используются такие термины как секта, тоталитарная секта, культ, деструктивный культ, новое религиозное движение, независимое религиозное течение и т. д. При этом каждая из школ вкладывает в эти понятия свой особый смысл. Итак, что же такое секта?

I. Религия — наиболее широкий тип религиозного сообщества (например: христианство, ислам, буддизм и т.д.)

II. конфессия (исповедание) — направление в рамках той или иной религии: (в христианстве: католичество, православие, протестантизм, "древневосточные церкви").

III. Деноминация — конкретное течение или "церковь" в рамках определенной конфессии.
(Например: Украинская греко-католическая церковь, Грузинская Православная Церковь, Англиканская Церковь, баптисты, пятидесятники и т. д.)

Так, если какая-либо группа отделяется на уровне конфессии, (т. е. начинает отрицать постулаты какой-либо конфессии, не отрицая при этом общехристианских догматов) — мы имеем дело с деноминацией (Пример: "старокатолики"). То же самое происходит, если раскол происходит в самой деноминации (например, какая-нибудь группа отделяется от Баптистской церкви и образует самостоятельное евангелическое течение). Если же выделение группы происходит на уровне религии, т. е., если речь идёт о христианстве, группа отрекается от положений вероучения, признаваемых всеми христианами (Никео-Константинопольского либо Апостольского символа веры), такая группа с полным основанием может считаться сектой. Исходя из этого, определение секты может иметь такой вид:

Секта — это замкнутая религиозная группа, выделившаяся из какой-либо традиционной религии, и имеющая собственную доктрину, основанную на искажении или отрицании фундаментальных положений той религии из которой данная группа выделилась.

Существует также ряд религиозных групп и течений, не вписывающихся в рамки данного определения. Это, прежде всего, общины, придерживающиеся в целом христианского учения, но допускающие отдельные искажения в доктрине или имеющие один из второстепенных признаков секты. Такие группы мы условно называем квазиденоминациями (т. е. "как бы" деноминациями или "как бы" церквами). Здесь необходимо учесть и "эволюцию" таких объединений. Многие из них со временем становятся более "респектабильными", отказываясь от тех или иных сектантских признаков. Встречаются и случаи противоположных изменений. К квазиденоминацям относятся "адвентисты седьмого дня", "Новоапостольская церковь", некоторые общины пятидесятников.

2. Классификация сект.

Существует несколько способов классификации сект. Рассмотрим два наиболее распространённых типа классификаций: "по происхождению" и "по подобию".

I. По происхождению секты условно делятся на:

II. По подобию секты условно делятся на:

Хочется ещё раз подчеркнуть, что обе эти классификации условны, т.к. многие секты могут быть отнесены сразу к нескольким указанным типам.

3. Характерные признаки сект.

Существует довольно большое количество признаков, по которым можно распознать секту. Для удобства разделим их на две группы:

а) религиозные (богословские и моральные);
b) социально-психологические.

а) Религиозные признаки, несомненно, являются наиболее важными, т.к. искажение в богословии и морали не только ведёт к отторжению членов секты от спасительной Истины, но и неизбежно приводит к опасным с социальной точки зрения явлениям

Названный признак секты весьма сложно выявить в группах, выделившихся из индуизма, т.к. в индуизме вообще отсутствует единая система вероучения. Однако существует ряд богословских особенностей, характерных для всех течений индуизма, так что группа, отрицающая их, может быть причислена к сектам. Например, известно, что в индуизме отсутствует понятие Личного Бога, но существует представление о безликом Абсолюте, имеющем множество проявлений в виде целого ряда богов. "Общество сознания Кришны" отрицает это, исповедуя веру в единого личного бога Кришну. Таким образом, американский и европейский кришнаизм нельзя считать течением в индуизме, как это иногда ошибочно делается. Очевидно, что Общество сознания Кришны (МОСК) является сектой.

В 1215 году католическая церковь определилась, как бороться с инакомыслием.

Явление в религиозной жизни европейцев

Еретические движения в Европе — это явление довольно однотипное и достаточно прямое по своей идеологии, если рассматривать его с точки зрения догматики. Следует сказать, что европейские еретические течения и неканоничные секты Московской Руси 15−16 вв. были в этом похожи. Участники подобных движений стремились толковать Библию без посредничества церкви. Таков был главный лейтмотив всех еретических сект и движений в Средневековой Европе, коих было великое множество.

Священное Писание — источник знаний о боге и о божественном законе, на который опирались идеологи ересей. По их мнению, простой человек и сам мог понять Библию.

1.jpg

Церковь же считала, что Священное Писание невозможно верно истолковать без её посредничества, ведь Библия изобилует рядом формальных противоречий. Например, закон Моисея и слово Иисуса имеют расхождения. Позиция церковников была твёрдой — они представляют институт общественной жизни, который призван учить человека закону божьему. Ведь без этого невозможно найти спасения, понять Господа и его законы. В начале 17-го века эти идеи сформулировал деятель католической церкви кардинал Роберто Беллармин. Инквизитор полагал, что Библия для несведущего человека — это набор запутанной информации.

Иными словами, если у общества отпадёт надобность в посреднической миссии церкви в познании Библии, то церковная иерархия также окажется невостребованной. Именно поэтому подавляющее большинство средневековых еретических течений Западной Европы выступало против церковной организации как института общественной жизни.

Юг Европы: главный регион антицерковного движения

3.jpg

4.jpg

Монашествующие ордена также внесли серьёзный вклад в победу над еретиками юга Франции. Ведь именно они стали главными идеологическими противниками отступников — нищенствующие монахи занимались лишь проповедью. В лице доминиканцев и францисканцев еретикам противостояла идея о нищенствующей церкви.

5.jpg

Четвёртый Латеранский собор

Апофеозом могущества церкви стало главное событие 1215 года — Четвёртый Латеранский собор. Каноны и постановления этой ассамблеи определили весь дальнейший путь развития религиозной жизни Западной Европы. На соборе присутствовало около 500 епископов и приблизительно 700 аббатов — это было самое представительное церковное мероприятие католиков за долгое время. Сюда также прибыли делегаты от константинопольского патриарха.

6.jpg

За всё время работы собора было принято около 70 канонов и постановлений. Многие из них касались внутрицерковной жизни, но некоторые регламентировали и повседневную жизнь мирян. Цикл жизни от рождения до погребения — каждый его элемент подвергся строгому анализу и выработке церковных норм. Именно на этом соборе приняли положение о церковном суде. Так родилась инквизиция. Этот инструмент борьбы церкви с инакомыслием станет самым эффективным. Историки считают, что 1215 год является датой полной христианизации западноевропейской цивилизации.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Средневековые ереси. Презентация на заданную тему содержит 15 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Ереси Что такое ересь? Ересь – отклонение от господствующего религиозного учения, отрицание религиозной доктрины или ее частей. Когда возникли первые христианские ереси? В IV–V в. н.э.: арианство, несторианство, монофизитство. Чем было вызвано появление первых ересей? Тем, что христианские догматы еще только устанавливались, было множество споров о природе Христа, триединстве и т.п.

Вальденсы Единственным источником учения о Боге вальденсы считали Библию, а потому настаивали на праве мирян самостоятельно читать Св. Писание. В 1184 г. на соборе в Вероне папа Луций III отлучил вальденсов от церкви. В 1211 г. более 80 вальденсов были сожжены на кострах. После отлучения взгляды вальденсов стали еще более антикатолическими. Так, они стали сомневаться в ряде церковных таинств. Преследовали продолжались вплоть до XVIII в.

Вальденсы Почему учение вальденсов было признано ересью? Во-первых, признавая только Св. Писание, вальденсы отрицали сочинения Отцов Церкви. Во-вторых, церковь опасалась, что самостоятельное чтение Библии приведет мирян к сомнениям и ереси. В-третьих, требуя очистить церковь от нечестных священников, вальденсы фактически утверждали, что главное – человеческие качества священника, а не то, что он является носителем Божьей благодати. Это вело к отрицанию всей церковной иерархии, поскольку считалось, что благодать нисходит на кандидата в священнослужители во время его рукоположения правящим епископом.

Катары Катары считали Христа не Богом и не человеком, но ангелом, не признавали ни непорочного зачатия, ни Распятия, ни Воскресения Христа во плоти, отвергали культ Креста. Отвергали катары и таинство причащения, не веря, что вода и хлеб пресуществляются в кровь и тело Христовы. Таким образом, катары полностью отвергали католический Символ веры. Катары считали, что католическая церковь соблазнилась богатством и властью, впала в алчность, разврат и лицемерие, а потому отказалась от истинного христианства и предалась дьяволу.

Катары Почему знать и горожане Окситании поддерживали катаров? Местные сеньоры видели в покровительстве ереси способ проявить свою независимость от французской короны. Горожан привлекало то, что церковь катаров была дешевой: не требовала пожертвований, не строила пышных храмов.

Разгром альбигойцев В 1209 г. папа Иннокентий III объявил крестовый поход против катаров. Хотя крестовый поход давал Филиппу II Августу повод вторгнуться в Лангедок, король, занятый войной с Англией, не воспользовался им. Однако французские рыцари охотно приняли участие в походе.

Разгром альбигойцев К 1216 г. основные крепости катаров были захвачены крестоносцами, Тулуза перешла в руки Симона де Монфора. Но в 1216 г. окситанцы подняли восстание и вновь овладели Тулузой. При осаде Тулузы в 1218 г. Симон де Монфор погиб.

Расправа над альбигойцами Последние катары укрылись в крепости Монсегюр, расположенной на высокой скале. В 1244 г. после 9-месячной осады крепость пала. Все, не согласившиеся отречься от своей веры (ок. 200 человек) были сожжены заживо.

Именно распространение христианства привело к появлению ереси: еретиком называли каждого человека, оспаривающего или отрицающего католическую церковь. Вопреки мнению, которое распространяли церковники, еретики редко были сатанистами или неверующими. Во многих случаях у них была более сильная и крепкая вера в Бога, чем у самих священнослужителей. Они полагали, что классические религиозные пути были ошибочными, и поэтому решили создать собственное верование.

определение в истории

Что это такое

Еретик — это человек, который проповедует лжеучение, принимая его за истину. Обычно термин используется в религиозном смысле. Зачастую различие его толкований может показаться незначительным для посторонних, но нередко это вопрос жизни и смерти для верующих людей.

Происхождение слова

в философии

Значение понятия по Библии

В Новозаветных апостольских посланиях понятие приобретает иной смысловой оттенок: в писаниях оно упоминается редко и в большинстве случаев означает принадлежность к сектам, противопоставление правильному вероучению, отрицание истины Божественного Откровения .

  1. Утверждение, концепция или учение, противоречащее вероучению Церкви.
  2. Заблуждение относительно православных догматов, поддерживаемое сознательным упорным противлением Истине.
  3. Намеренное искажение православной догматики.

Современное определение

В широком смысле — это любое мнение, противоречащее общепринятым обычаям или верованиям. Термин используется также в отношении человека, пропагандирующего взгляды, категорически противоположные общепринятым идеям, а не только для обозначения нарушения в трактовке религиозных учений.

Первоначальный смысл определения в истории — это ошибка в вопросах веры, фиксирующаяся в чьем-либо учении или мнении, появившемся внутри Церкви. В философии — еретичными называются учения, отрицающие веру в Христа, в котором нераздельно соединились совершенный человек и совершенный Бог (по В. Соловьеву).


Кто такие еретики

Так называют людей, сознательно отклоняющихся от религиозного учения, считающегося верным.

Историческое значение

Первоначально так называли гностиков, хотя считать гностицизм христианским учением вряд ли правомерно. Симон Волхв считается первым еретиком ( Деян.8:9 ).

К раннему периоду относятся следующие еретические учения:

  • евионитство;
  • керинфианство;
  • елкезаитство;
  • докетизм;
  • манихейство;
  • монтанизм;
  • хилиазм.

Историческое значение появления еретиков и раскольников состоит в том, что они вызывали церковь на усиленную интеллектуальную деятельность, тем самым побуждая ее к более точному формулированию и более подробному раскрытию своего учения. Конечной целью стала систематизация, которая для Восточной церкви была сделана еще в VIII столетии Иоанном Дамаскиным .


Суть учения и веры

В средние века еретические учения были распространенным явлением, и суть их была достаточно разнообразна.

Основные направления учений и веры еретиков:

  1. Отрицание одновременного наличия в Спасителе Божественного и человеческого начал.
  2. Мир — это арена для борьбы сил добра и зла.
  3. Упор на широкие социальные реформы.
  4. Призыв к равенству в имуществе или к полному отказу от любой собственности.
  5. Предсказание близкого наступления Царства Божия на земле.
  6. Отрицание таинства Причастия.
  7. Проведение крещения одним наложением рук.
  8. Отрицание культа Распятия.

Катары и вальденсы являлись наиболее влиятельными учениями в X-XIII столетиях. Французский купец Пьер Вальдо стал основателем вальденсов. Он утверждал, что спастись можно только через служение Иисусу Христу и следование его учению, а не через церковь. Вальдо считал, что церковь развращена богатством и лишена изначальной святости.

Древние еретические тексты, как правило, уничтожались, поэтому сведения об учениях можно почерпнуть у их обличителей:

  • св. Иринея Лионского;
  • св. Ипполита Римского;
  • Тертуллиана;
  • Оригена;
  • св. Киприана Карфагенского;
  • св. Епифания Кипрского;
  • Климента Александрийского;
  • Евсевия Памфила;
  • бл. Феодорита;
  • бл. Августина;
  • Евфимия Зигабена.

в христианстве

Причины появления

Еретиков было много, но при всех различиях учений их объединяло недовольство существующими порядками. Люди пытались понять причины несправедливости, царящей в обществе. Ответы на свои вопросы они искали в Библии, но находили совсем не то, о чем проповедуют священники. Получалось так, что святые отцы скрывают истинный смысл Святого писания от верующих. Следовательно, вся церковь служит дьяволу, а не Богу.

Католические с вященнослужители навязывали людям комплексы ничтожности и неполноценности перед Богом: с этой целью началось строительство знаменитых соборов, впечатляющих величественностью и грандиозностью. Священники ревностно проповедовали: единственный способ получить божественную благодать — это жить в бедности. Сами же служители купались в роскоши, собирали десятину с населения и проводили дорогие обряды, а церковь обладала неограниченной властью и бессметным количеством владений.

Внешний облик разодетых в роскошные одежды и раскормленных аббатов и епископов не имел ничего общего с образом жизни Христа и апостолов. Еретики стремились возродить евангельскую простоту и бедность, требовали отказа духовенства от богатств и земельных владений. Они одевались в лохмотья, раздавали свое имущество нищим, странствовали и проповедовали, питались подаянием .


Историческая справка

На пространстве истории, от начала возникновения церквей до наших дней, вереницей непрерывно тянется ряд бесчисленных еретических движений, древних и новых. Из повторения старых условий возникают внецерковные видоизмененные учения о христианских догматах. Церковь опровергает их, борется с ними и побеждает, а еретиков предает отлучению после безуспешных попыток обратить их в свою веру.

Во все времена источниками еретических движений обыкновенно являлись:

  1. Нежелание язычников, иудеев и последователей восточного дуализма, приняв христианство, окончательно расстаться с прежним религиозным мировоззрением. Они пытались объединить в единое целое новые христианские доктрины со своими старыми.
  2. Стремление более сильных умов поставить учение, данное как Богооткровенное, на один уровень с философским мировоззрением античного мира. Намерение у этих учителей было доброе, но по самой природе вещей — неисполнимое. Привело все к рационализму. Таким было самое сильное учение еретиков всех времен — арианство со всеми его отраслями.
  3. Самобытное богословствование учителей церковного предания и общего голоса Вселенского собора. При самоуверенности и самомнении отсутствие узаконенных начал влекло к нарушению нормального состава учения церкви.

В данном ролике рассматриваются истоки еретических учений на примере арианства.

Современные еретики

В наше время термин используется для обозначения представителей любого религиозного движения, которое может заставить верующего оторваться от ортодоксальности или общепринятых мнений. Большинство современных представителей движения проповедуют взгляды, противоречащие содержанию Библии.

Современные еретические движения (XX век — по настоящее время) и их суть:

значение слова ересь

Борьба католической церкви с еретиками

Причины развития

Возникновение и развитие сектантских учений принято связывать с идеологическими и социальными переменами, которые появились в жизни общества в период гонений. Беднейшие слои населения искали в новой религии равенства и примирения, поэтому постепенное обогащение духовенства, отступничество в период гонений и укрепление административного начала вызывали осуждение со стороны простых верующих. В самых бедных слоях населения продолжали жить идеалы простого и скромного раннехристианского быта.

Причины появления и распространения идей еретиков, с которыми католическая церковь вела долгую и кровавую борьбу:

  • противоречивые настроения народных масс;
  • разнообразные толкования христианского учения;
  • всеобщее недовольство сытой жизнью высшего духовенства.

определение в истории

Преследования еретиков

Согласно средневековым хроникам и анналам, еретиком называли человека, отрицающего авторитет и учения Соборов. Первое упоминание борьбы церкви с такими людьми датировано 1022 годом: в Орлеане к сожжению приговаривались все инакомыслящие. Первыми жертвами костров стали образованные духовники, оправдывающие свое инакомыслие с помощью теологии.

Казни в Орлеане открыли путь к самым жестоким репрессиям, костры жгли в Тулузе и Аквитании. Целые общины иноверцев представали перед епископами, выступая с Библией в руках перед церковными судами. Цитатами из Священного писания они пытались доказать правильность проповедуемых ими учений. Приговоренных в полном составе отправляли на костер, не щадя детей и стариков. Сожжение — самый яркий пример того, как католическая церковь боролась с еретиками.

В XII столетии костры вспыхнули в Рейнских землях. Приговоренных было настолько много, что монах Эвервин де Стейнфельд попросил помощи у цистерцианского монаха Бернарда, имеющего репутацию жестокого преследователя иноверцев. После масштабных облав и погромов костры зажглись в Кельне. Судебные приговоры уже не были полны голословными обвинениями в распущенности и колдовстве, а содержали четкие пункты разногласий сектантов с ортодоксальными церковными понятиями.

Известно, что еретики имели собственные церковные институты, проводили свои соборы, привлекали в свои ряды новых приверженцев. Франция и Германия уничтожали инакомыслие в зародыше, но в Италии и Лангедоке катары укрепили и расширили свое влияние. В то время многие знатные семьи принимали новую веру, давали кров и пищу гонимым единоверцам и распространяли проповедуемые ими учения.


Инквизиция и публичная казнь

Вопреки деспотической политике церкви, среди горожан и крестьян появлялось все больше людей, ставивших под сомнение верность ее учений. Они обвиняли духовенство в праздности и непомерной трате денег. Католическое духовенство мгновенно отреагировало на религиозные бунтарства, ответив суровыми репрессиями, которые несколько веков будоражили всю Европу.

На первоначальной стадии жертвами становились люди, не согласные с классическими учениями церкви. Со временем категории отступников увеличились в геометрической прогрессии. Привлекательные женщины и девушки обвинялись в порочных связях с дьяволом и колдовстве. Родившиеся с физическими недостатками младенцы считались детьми сатаны. Всех их ожидала неминуемая смертная участь.

Семьи еретиков разорялись, их имущество делили пополам между собой духовенство и государственное казначейство. Жертвами инквизиционных процессов также стали и научные деятели, взгляды которых кардинальным образом расходились с учением церкви. Знаменитый астроном Галилео Галилей смог избежать смерти на костре только после того, как публично отрекся от учений Коперника.

Согласно подсчетам, огонь священной Инквизиции унес жизни более 12 миллионов жителей Европы, 98% из которых были невиновными.

в философии

Видео

В данном ролике представлена история возникновения и развития еретических движений.

Читайте также: