Доклад по истории 9 класс параграф 9

Обновлено: 17.06.2024

В чём главные различия революций в Германии и России? Могла ли, по вашему мнению, революция в России пойти по германскому сценарию?

Последствия Первой мировой войны. Переход от войны к миру оказался болезненным и длительным процессом для стран как победивших, так и побеждённых. Война разорила многие страны и обострила социальные проблемы, разрушила хозяйственные, политические системы, существовавшие в Европе до войны.

Лишения периода войны выбили из привычной жизни десятки миллионов людей, довели до нищеты и голода прежде всего жителей городов — рабочих, служащих, торговцев, ремесленников и другие социальные группы населения. Нелёгким оказалось и положение тех солдат, которые уцелели на войне и вернулись с фронта.

Следствием войны и её тягот явился распад империй. Он сопровождался революциями, в результате которых возникла система новых государств в Восточной Европе. На Ближнем Востоке произошёл колониальный передел наследия Османской империи.

Революции начались в России и побеждённых странах — Германии, бывшей Австро-Венгрии, Турции, в которых одной из причин массовых движений, кроме тягот войны, стал комплекс нерешённых задач общественного развития. Начало европейским революциям ещё в ходе войны положили Февральская и Октябрьская революции 1917 г. в России. Они оказали огромное влияние на ситуацию в Европе и в мире.

Участие широких масс населения в организованных политических и социальных движениях было большим прогрессом. Расширение избирательного права и создание массовых политических партий, профсоюзов и других общественных организаций давали большие возможности влиять на политику государства, добиваться удовлетворения своих требований.

Маргинальные (оказавшиеся на обочине общественной жизни) группы населения были восприимчивы к социальной демагогии, т. е. заведомо невыполнимым обещаниям быстрого улучшения жизни и решения всех проблем. Они шли за сторонниками крайних взглядов — леворадикальными и праворадикальными движениями и партиями. Мифологическое сознание стало одной из важнейших категорий культуры XX в. Утопические идеи уравнительности, национальной исключительности и другие крайности социальной демагогии, национализма и шовинизма находили отклик у этих групп населения и в последующем питали тоталитарную идеологию.

Если прежде в европейских странах господствовали три ведущих течения — либерализм, консерватизм и социализм, а также национализм и их разновидности, то после окончания мировой войны оформились новые движения и партии с новейшими идейно-политическими платформами, хотя предпосылки их формирования уходят корнями ещё в довоенное прошлое.

Раскол ещё более углубился и организационно оформился в связи с активизацией леворадикального движения и созданием коммунистических партий. Компартии под руководством коммунистической партии России создали в 1919 г. Коммунистический интернационал (Коминтерн).

В свою очередь, оформился и реформистский центр международного социалистического движения. Социалистические и социал-демократические партии воссоздали Социалистический рабочий Интернационал, который тоже объединял национальные секции, но не связывал их жёсткой дисциплиной подчинения центру. Их называли социал-реформистскими партиями в отличие от партий — сторонников революций. В их рядах насчитывалось более 6 млн членов.

Эти партии отвергали теорию революционной ломки парламентского и либерально-демократического строя и считали возможным переход к социализму посредством реформ и постепенных преобразований.

Противоборство коммунистов и социалистов в 1920—1930-е гг. оказывало существенное влияние на обстановку в отдельных странах.

Столкновение двух идейно-политических течений и систем — либерально-демократической и тоталитарной (в лево- и праворадикальных вариантах) — стало стержнем политической истории Новейшего времени.

Распад империй и образование новых государств

Революция в Германии 1918—1919 гг. Революция в Германии началась 3 ноября 1918 г. с восстания матросов в Киле и к 9 ноября докатилась до Берлина. Повсеместно создавались советы. Кайзер бежал из страны. Революционное правительство — Совет народных уполномоченных (СНУ) во главе с социал-демократом Ф. Эбертом — объявило Германию республикой. 11 ноября было подписано перемирие. 12 ноября правительство опубликовало программу действий: отменялось осадное положение военного времени, провозглашалась свобода слова, собраний, ассоциаций, объявлялась амнистия политическим заключённым, вводилось всеобщее равное избирательное право при прямом и тайном голосовании.

Правительство приступило к решению проблем трудоустройства и социального обеспечения демобилизованных солдат, безработных, к регулированию экономических и социальных проблем.

1 Экстремист — сторонник крайних взглядов.

2 Фаши — союз, единство; на латыни это дословно связка прутьев, вручавшаяся лидеру в Древнем Риме как символ силы, обретаемой в единстве.

Напротив, возглавлявшая правительство социал-демократическая партия занимала умеренно-реформистскую позицию и считала первостепенным созыв Учредительного собрания для выработки и принятия конституции.

Последним событием в цепи революционных выступлений было провозглашение 13 апреля 1919 г. Баварской советской республики. Копируя русский опыт диктатуры пролетариата, правительство советской Баварии ввело рабочий контроль, начало национализацию, создало Красную армию и ВЧК. Советская Бавария просуществовала три недели.

В феврале 1919 г. состоялись выборы в Учредительное собрание. 31 июля Учредительное собрание, проходившее в городе Веймаре, приняло конституцию, закрепившую демократические принципы и некоторые требования революционных масс. В истории Германии начался новый период — Веймарская республика. С подписанием 28 июня 1919 г. Версальского мирного договора республика получила международное признание.

Распад Австро-Венгерской империи. Революционные процессы в многонациональной Австро-Венгрии привели к распаду дуалистической монархии 1 . В результате революций в Австрии и Венгрии соответственно 12 и 16 ноября 1918 г. были свергнуты монархические правительства и провозглашены республики.

Австрийская революция имела много общего с германской. Свержение монархии произошло без вооружённой борьбы. Выборы в Учредительное собрание также состоялись в феврале 1919 г. В 1920 г. конституция закрепила в стране республиканский строй и демократические права граждан. Правительство при участии социал-демократов приняло законы о ликвидации дворянских титулов и привилегий, конфискации имущества императорской семьи, целый ряд социальных законов, превращающих Австрию в передовое государство в области социального законодательства.

Венгерская революция тоже началась с ликвидации монархического правительства и провозглашения республики. Однако правительство, возглавляемое графом Каройи, с проведением реформ не спешило. Тем временем в страну вторглись румынские и чехословацкие интервенты, претендовавшие на часть венгерских территорий. Каройи передал власть социал-демократам. Новое правительство образовали социал-демократы и коммунисты. Среди коммунистов было несколько десятков тысяч солдат, вернувшихся из плена в России. Под их влиянием 21 марта 1919 г. Венгрия была провозглашена Венгерской советской республикой, а её правительство стало называться, как и в России, Советом народных комиссаров. Сочетание национальных задач (защита отечества от интервентов) и социальной программы, направленной на изменение социально-экономического строя (национализация, рабочий контроль, государственные хозяйства на земле и пр.), придавало венгерской революции более радикальный характер, чем австрийской.

1 Дуалистической, или двуединой, монархией Австро-Венгрия называлась потому, что в Венгрии и Австрии были свои парламенты и правительства, занимавшиеся внутренними делами. Международные, военные и финансовые вопросы решались представителями двух парламентов и правительств. В империи был один монарх, он носил титул императора и одновременно короля Венгрии. В отличие от немцев и венгров — двух титульных наций, другие нации и народы в империи притеснялись.


Ю. Пилсудский

Образование Чехословакии. Очагами революционных и националистических движений стали не только Вена и Будапешт, но также Прага и национальные окраины империи. Уже в конце октября 1918 г. в Чехии и Словакии образовались Национальные комитеты в качестве органов власти, которые достигли договорённости о создании двунациональной Чехословацкой республики, включавшей земли с немецким и славянским населением.

Национальный состав Балканских государств оказался весьма пёстрым, ибо территориальное деление ещё в рамках австро-венгерской монархии не учитывало этнической принадлежности.

Распад Российской империи. Война и революции 1917 г. в России привели к падению царского режима и распаду империи.

Провозглашение независимости Финляндии. Под влиянием Октябрьской революции в Финляндии было создано демократическое правительство, которое в декабре 1917 г. было признано Советской Россией. Однако в стране началась гражданская война, развязанная в её южных приграничных районах сторонниками социалистической революции. На помощь правительству Финляндии прибыла в апреле 1918 г. германская дивизия. К июлю 1919 г. революционный порыв был исчерпан. Независимость Финляндии упрочилась.

Утверждение независимости прибалтийских республик. Своеобразная гражданская война прошла и в прибалтийских республиках. Здесь также имело место столкновение и противоборство буржуазно-националистических и пролетарско-революционных сил. В 1919—1920 гг. в Латвии, Литве и Эстонии утвердились буржуазно-демократические республики.

1. Какие социальные сдвиги произошли в европейском обществе в итоге Первой мировой войны? 2. Почему утрата социального статуса толкает людей к восприятию радикальных взглядов и крайностям общественного поведения? 3. Почему после войны углубился раскол в европейском рабочем и социалистическом движении? 4. В чём было принципиальное различие Коминтерна и Социалистического интернационала в определении путей преобразования общества?

1. Выясните, почему на развалинах Австро-Венгерской империи образование новых государств происходило через революции и рост национализма. 2. Сравните революции в Германии, Австрии, Венгрии, России, выделите общее и различия. 3. С помощью Интернета выясните, кто возглавил демократическое правительство Финляндии в 1917 г.







5772824 5757180 5754128 5740158 5730262 5730252 5724185 5695481 5679824 5646405 5636516 5603063 5597349 5554013 5476967 5468064 5468049 5456129 5453039 5438263

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

40%

Если Вы не нашли темы для своего учебника, то можете добавить оглавление учебника и получить благодарность от проекта "Инфоурок".

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Ленобласть распределит в школы прибывающих из Донбасса детей

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Конспектирование - удобный и простой способ представить информацию в наглядном, кратком виде, благодаря чему она быстрее запомнится и надолго останется в памяти. Зная это, учителя нередко задают задания по составлению конспектов на дом, классная работа по урокам история России в 9 классе тоже может включать элементы конспектирования. Научившись использовать этот инструмент в своей практике, выпускники смогут лучше подготовиться и справляться с непростыми учебными и рабочими задачами в настоящем и будущем. Ведь конспекты понадобятся и после окончания школы, в техникумах, ВУЗах, колледжах, а также в профессии, науке, бизнесе.

Какие сложности возникают при конспектировании?

Но приносить пользу способны лишь качественные краткие записи нужной информации. Зачастую конспекты по истории России за 9 класс вызывают у школьников сложности, которые заключаются:

Еще одна проблема - выполнить конспектирование часто нужно в сжатые сроки. Такая задача вызывает затруднение у многих девятиклассников, которые еще не умеют работать в условиях ограниченного времени на достижение поставленной цели. Поэтому они принимают решение обратиться за профессиональной помощью. Это не всегда репетиторы. Один из вариантов - использование обширной коллекции конспектов, которую можно встретить на портале еуроки.

Безусловные преимущества конспектов уроков

К преимуществам такого решения можно отнести:

  • наличие широкой базы информации на площадке, включающей конспекты по истории России 9 класс по всем программам, УМК, учебным материалам, применяемым на уроках в школах в соответствии с ФГОСами;
  • экономическую выгоду использования этого ресурса, в отличие от дорогостоящей репетиторской, кружковой помощи;
  • наглядность, грамотность представленных данных. Работая с ними, девятиклассники уже в скором времени смогут научиться самостоятельно составлять конспекты, представлять сведения в кратком, сжатом виде.

Готовиться по таким источникам максимально удобно. Поэтому они заинтересуют не только выпускников-девятиклассников, но и оканчивающих 11-й класс школьников, которые предпочли Историю России в качестве дисциплины по выбору на ЕГЭ. А также всех, кто интересуется этой наукой, кому она может пригодиться в профессиональной или учебной деятельности. В том числе - школьных педагогов-предметников, с помощью этих материалов проверяющих уровень, качество знаний своих учеников или использующих их для того, чтобы преподнести факты, события в максимально удобном для запоминания, привычном современным подросткам, кратком виде.

Коллектив авторов - Сборник рефератов по истории. 9 класс

Коллектив авторов - Сборник рефератов по истории. 9 класс краткое содержание

Сборник рефератов по истории для 9 класса является хорошим дополнительным материалом для изучения истории и подготовки к выпускным экзаменам по курсу основной средней школы. В сборнике содержатся рефераты, отражающие политическую, экономическую и духовную жизнь России с конца XIX до Начала XXI века. Интересно представлены портреты исторических личностей, о которых еще несколько лет назад в курсе истории говорили лишь обзорно. Это Колчак, Деникин, Врангель. Ярко эмоционально на основе интересного нового документального материала написаны рефераты, посвященные годам сталинских репрессий, Великой Отечественной войне. Много используется местного документального материала – о работе Саратовского Губ ЧК, о месте Саратовской области в борьбе против немецко-фашистских захватчиков. В рефератах, посвященные последним годам ХХ века, весьма интересны материалом по многопартийности России и о современной российской культуре. Во всех работах используются новейшие материалы российских и зарубежных историков. Пособие может быть рекомендовано учащимся 9-х, 10, 11 классов как дополнительный материал для уроков истории и для подготовки к выпускным экзаменам. Высокий уровень рефератов, их проблематика и используемый материал позволяет рекомендовать данный сборник учащимся средних специальных учебных заведений и студентам ВУЗов. Список авторов: Пушнова Ю. Б., Синчугова Л. А., Гусева В. С., Блонский Л. В., Артамонов Д. С., Назарова Е. С., Горбатов В. П., Шутова Ю. В., Попов С. Н., Шатаев А. В.

Сборник рефератов по истории. 9 класс - читать онлайн бесплатно ознакомительный отрывок

Сборник рефератов по истории. 9 класс - читать книгу онлайн бесплатно (ознакомительный отрывок), автор Коллектив авторов

Сборник рефератов по истории. 9 класс

РОССИЯ В ХХ ВЕКЕ

РАЗДЕЛ I. РОССИЯ В КОНЦЕ XIX-НАЧАЛЕ XX ВЕКА

ТЕМА 1. РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО НА РУБЕЖЕ XIX–XX вв

1. Мятежное время. Россия на рубеже XIX–XX вв.

3. Образование в России

1. МЯТЕЖНОЕ ВРЕМЯ. РОССИЯ НА РУБЕЖЕ XIX–XX вв.

Весь период русской истории с последних десятилетий XIX в. до революции 1917 г. характеризуется большими изменениями в общественной жизни страны. Обострение внутренних противоречий было подготовлено развитием капиталистических форм экономики, углублением кризиса патриархально-дворянской государственной системы, возрастающей активностью рабочего класса.

Но несмотря на равнодушие или открытые нападки со стороны властей, науки все же развивались, поскольку этого требовали экономические потребности страны, промышленный рост, сельское хозяйство, освоение новых земель.

После революций 1905–1907 гг. произошла определенная демократизация высшей школы. Были разрешены выборы деканов и ректоров, студенческие организации. В 1911 г. в знак протеста против неудовлетворительного отношения государства к университетам была организована студенческая забастовка, поддержанная профессурой Московского университета. В результате получили отставку известные профессора В. И. Вернадский, Н. Д. Зелинский, К. А. Тимирязев, С. А. Чаплыгин. Был учинен настоящий разгром университета. В ответ на это 125 лучших ученых покинули его в знак протеста против реакционных правительственных акций.

Коллектив авторов - Сборник рефератов по истории. 9 класс

Коллектив авторов - Сборник рефератов по истории. 9 класс краткое содержание

Сборник рефератов по истории для 9 класса является хорошим дополнительным материалом для изучения истории и подготовки к выпускным экзаменам по курсу основной средней школы. В сборнике содержатся рефераты, отражающие политическую, экономическую и духовную жизнь России с конца XIX до Начала XXI века. Интересно представлены портреты исторических личностей, о которых еще несколько лет назад в курсе истории говорили лишь обзорно. Это Колчак, Деникин, Врангель. Ярко эмоционально на основе интересного нового документального материала написаны рефераты, посвященные годам сталинских репрессий, Великой Отечественной войне. Много используется местного документального материала – о работе Саратовского Губ ЧК, о месте Саратовской области в борьбе против немецко-фашистских захватчиков. В рефератах, посвященные последним годам ХХ века, весьма интересны материалом по многопартийности России и о современной российской культуре. Во всех работах используются новейшие материалы российских и зарубежных историков. Пособие может быть рекомендовано учащимся 9-х, 10, 11 классов как дополнительный материал для уроков истории и для подготовки к выпускным экзаменам. Высокий уровень рефератов, их проблематика и используемый материал позволяет рекомендовать данный сборник учащимся средних специальных учебных заведений и студентам ВУЗов. Список авторов: Пушнова Ю. Б., Синчугова Л. А., Гусева В. С., Блонский Л. В., Артамонов Д. С., Назарова Е. С., Горбатов В. П., Шутова Ю. В., Попов С. Н., Шатаев А. В.

Сборник рефератов по истории. 9 класс - читать онлайн бесплатно ознакомительный отрывок

Сборник рефератов по истории. 9 класс - читать книгу онлайн бесплатно (ознакомительный отрывок), автор Коллектив авторов

Сборник рефератов по истории. 9 класс

РОССИЯ В ХХ ВЕКЕ

РАЗДЕЛ I. РОССИЯ В КОНЦЕ XIX-НАЧАЛЕ XX ВЕКА

ТЕМА 1. РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО НА РУБЕЖЕ XIX–XX вв

1. Мятежное время. Россия на рубеже XIX–XX вв.

3. Образование в России

1. МЯТЕЖНОЕ ВРЕМЯ. РОССИЯ НА РУБЕЖЕ XIX–XX вв.

Весь период русской истории с последних десятилетий XIX в. до революции 1917 г. характеризуется большими изменениями в общественной жизни страны. Обострение внутренних противоречий было подготовлено развитием капиталистических форм экономики, углублением кризиса патриархально-дворянской государственной системы, возрастающей активностью рабочего класса.

Но несмотря на равнодушие или открытые нападки со стороны властей, науки все же развивались, поскольку этого требовали экономические потребности страны, промышленный рост, сельское хозяйство, освоение новых земель.

После революций 1905–1907 гг. произошла определенная демократизация высшей школы. Были разрешены выборы деканов и ректоров, студенческие организации. В 1911 г. в знак протеста против неудовлетворительного отношения государства к университетам была организована студенческая забастовка, поддержанная профессурой Московского университета. В результате получили отставку известные профессора В. И. Вернадский, Н. Д. Зелинский, К. А. Тимирязев, С. А. Чаплыгин. Был учинен настоящий разгром университета. В ответ на это 125 лучших ученых покинули его в знак протеста против реакционных правительственных акций.

Читайте также: