Краеведение в казахстане доклад

Обновлено: 30.06.2024

В условиях развития суверенного Казахстана актуальность краеведческой проблематики связана с воспитанием молодежи в любви к Родине, духе патриотизма. Н. А. Назарбаев в программной статье "Социальная модернизация Казахстана: двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда" предложил ввести "Краеведение" наряду с другими дисциплинами как обязательные учебные курсы в средних, технических,профессиональных и высших учебных заведениях Казахстана [1]. Краеведение это и научная и научно-популяризаторская деятельность определенной проблематики: прошлое и настоящее какого-либо края, определенной местности. Это и метод познания от частного к общему, выявления общего и особенного, метод, опирающийся, как правило, на междисциплинарные научные связи. Краеведение – это и форма общественной деятельности, причем такой, ккоторой причастны не только ученые-специалисты, но и значительно более широкий круг, преимущественно местных жителей. К плеяде казахстанских краеведов можно отнести Чокана Валиханова, Салиха Бабаджанова, Николая Коншина, Евгения Михаэлиса, Мухамеджана Тынышпаева, Александра Чулошникова, Николая Ивлева, Владимира Проскурина, Евгения Черных, Сажиду Ахметову, Нелю Букетову. На современном этапе изучениеистории краеведческого движения, в том числе и в контексте архивных источников, приобретает особое значение
В дореволюционном Казахстане, являвшемся составной частью необъятной российской провинции, наука не была объектом и заботой государственной политики. Она развивалась благодаря деятельности небольшой группы энтузиастов, объединенных в кружки, отделы, комитеты или общества по интересам. В первыегоды советской власти государственное регулирование научно-исследовательских работ осуществлялось Революционным комитетом по управлению Казахским краем, позже эти вопросы перешли в ведение Наркомата просвещения Казахской Автономной Республики. В 1919 г. группа краеведов, имевших опыт работы в Оренбургском отделе Русского Географического Общества (РГО), организовала при историко-статистическом отделештаба Казахского военного комиссариата историческую, этнографическую и естественно-географическую секции, несколько позже к ним прибавилась археологическая. Накопленный опыт и увеличившиеся масштабы научных поисков привели к созданию в г. Оренбурге 15 октября 1920 г. Общества изучения Киргизского (Казахского) края [3, с. 411–412], в первом Уставе которого было записано: "…является прямым преемникомОренбургской ученой архивной комиссии и Оренбургского отдела РГО"
В делах фонда Общества [5] отложилась уникальная записка П. А. Воронцовского, служившего до революции в должности Правителя дел Оренбургского отдела РГО, пережившего гражданскую войну, Ново-Николаевский концентрационный лагерь. По ходатайству С. Мендешева [6] он был освобожден в 1921 г. из заключения и приглашен на работу в Общество изученияКазахского края. Воронцовский отмечал, что в свое время было издано 25 выпусков "Известий Оренбургского отдела РГО", где регулярно печатались отчеты о деятельности отдела. Последний номер вышел в свет в октябре 1916 г. Должность председателя до 1916 г. занимал губернатор Тургайской обл. М. М. Эверсман, затем геолог – Д. Н. Соколов, скончавшийся от тифа в 1919 г. Документы за 1916–1919 гг. (общество,существовавшее на ассигнования уездных и губернских земств, продолжало свою активную деятельность) были утеряны в годы разрухи гражданской войны. Уникальная библиотека была расхищена частично преподавателями Высшей Вольной школы, в здании которой она располагалась с октября 1917 г., частично – красноармейцами во время захвата ими г. Оренбурга в 1919 г. По возвращении на работу Воронцовский, начиная с 1922 г.,возобновил отчетную деятельность Общества, направляя документацию в Центральное бюро краеведения и в Российский отдел научных учреждений Главнауки (г. Москва), в Академический центр Кирнаркомпроса и в Кирнаркомвнудел (г. Оренбург)
История краеведения Казахстана впервые была обобщена в монографии С. Ш. Ахметовой [8]. Хронологические рамки ее.

Чтобы читать весь документ, зарегистрируйся.

Связанные рефераты

Становление и развитие исторического краеведения

. Становление и развитие исторического краеведения.

Становление и развитие исторического краеведения

.  Становление и развитие исторического краеведения.

Становление и развитие социологической науки в К

. Дюркгейм, М. Вебер - предложили реформистский путь развития общества. Основоположники.

11 Стр. 3 Просмотры

Развитие и становление оценочной деятельности в

. Развитие и становление оценочной деятельности в Казахстане В.

Становление и развитие социальной работы в Казах

 К 115-летию Семипалатинского географического общества: становление и развитие краеведения в Казахстане

В условиях развития суверенного Казахстана актуальность краеведческой проблематики связана с воспитанием молодежи в любви к Родине, духе патриотизма. Президент РК Н. А. Назарбаев в программной статье "Социальная модернизация Казахстана : двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда" предложил ввести "Краеведение" наряду с другими дисциплинами как обязательные учебные курсы в средних, технических, профессиональных и высших учебных заведениях Казахстана . Краеведение это и научная и научно-популяризаторская деятельность определенной проблематики: прошлое и настоящее какого-либо края, определенной местности. Это и метод познания от частного к общему, выявления общего и особенного, метод, опирающийся, как правило, на междисциплинарные научные связи.

Краеведение – это и форма общественной деятельности, причем такой, к которой причастны не только ученые-специалисты, но и значительно более широкий круг, преимущественно местных жителей.

Краеведение как научно-культурное, самодеятельное общественное явление зародилось еще дореволюционной России .

Изучение местной истории путем анкетирования способствовало развитию краеведения. Большую роль в становлении добровольного общественного краеведения сыграли Вольное экономическое общество, возникшее в 1765 году и особенно Русское географическое общество, созданное в 1845 году.

В дореволюционном краеведческом движении определились два направления: официальное, казенное, т.е. правительственное и передовое, демократическое. Наряду с официальными органами изучением местной истории занимались политические ссыльные, декабристы, народники и русские путешественники, которые были бескорыстными подвижниками науки.

Ценные сведения об экономике казахстанской степи, социальных отношениях внутри казахских родов и казахско-русских взаимоотношениях содержатся в трудах, записках и дневниках русских ученых- исследователей, путешественников и дипломатов И.К. Кириллова , В.Н.Татащева, П.И. Рычкова , А.И.Тевкелева, работавших в Оренбургском крае в первые годы после добровольного присоединения Младшего и Среднего жузов к России .

В составе другой, более значительной научной экспедиции, оставившей заметный след в русской востоковедческой науке, были П.С. Паллас , И.Г.Георги , И.П. Фальк , Н.П. Рычков (сын П.И. Рычкова ). Экспедиция, начавшая свой путь в 1768 году, собрала богатые материалы о жизни, быте и истории казахского народа, природе и хозяйстве края, которые были опубликованы в их трудах, не утративших научного значения и сегодня.

В первой четверти ХІХ века Оренбургский край посещает талантливый ученый. Один из основателей Русского географического общества, почетный член Академии наук А.И.Левшин , внесший крупный вклад в исследование истории, этнографии и географии Казахстана .

Несомненная заслуга политических ссыльных состоит в том, что они были инициаторами дальнейшего краеведческого изучения казахстана. Находясь вуслових политической ссылки или состоя на службе в колониальной администрации, они занимались просветительством, принимали участие в научных экспедициях, активно учатсвовали в работе местных отделов Русского географического общества, статистических комитетов и других местных научных учреждений.

П.П. Семенов был инициатором и вдохновителем многих научных начинаний в области географического, исторического и этнографического изучения казахских степей, способствовал распространению достоверных сведений о казахском народе и изданию о нем новых научных трудов.

Сын последнего хана Среднего жуза казахов Чингис родился в 1811 году. В 1831-1834 гг. Он учился в Омске , в Азиатской школе переводчиков при училище Сибирского Линейного казачьего войска. Вернувшись на родину съезд султанов и старшин Аман-Карагайского округа избирает ага-султаном (старшим султаном)- управителем округа. По должности он получает от начальства чин майора.Позднее Чингис Валиханов управлял Кушмурунским и Кокчетавским округами, несколько лет служил советником в находившемся в Омске Областном правлении сибирских казахов.

Подаренные Чигисом Валихановым ученым-современникам или научным учреждениями и организациям предметы быта казахов хранятся в музеях Москвы , Ленинграда , Гамбурга и других городов.

Следует признать, что своей многолетней деятельностью по изучению своего народа и сбору его культурных ценностей Чингис Валиевич Валиханов внес значительный вклад в развитие отечественной этнографической науки.

В рядах ученых, внесших значительный вклад в развитие науки, образования и культуры, имя Ч.Ч.Валиханова занимает достойное место. О разносторонних дарованиях Ч.Валиханова как энографа, фольклориста, историка, географа, литератора, правоведа, художника свидетельствуют его многочисленные труды, написанные за короткую жизнь.

В Казахстане в 1913 году имелось всего лишь 3 таких музея. Это Оренбургский, Семипалатинский и Джетысуйский музеи.по характеру экспозиций и месту их возникновения все они были краеведческими.

Ведущее место в научно-краеведческой работе в дореволюционном казахстане занимал Оренбургский отдел Русского географического общества, созданный в 1868 году. Это связано с особой ролью Оренбурга , откуда до 1867 года, т.е. до образования Туркестанского генерал-губернаторства, осуществлялось управление почти половиной современной территории Казахстана .

Организаторы отдела РГО имели достаточный опыт научной работы по изучению Казахской степи, находились в тесном контакте с научными обществами Москвы , Петербурга , Казани . Членами отдела были: И. Алтынсарин, Г.С. Карелин , Л.Н. и В.Н. Плотниковы, Б. Даулбаев и другие.

Одним из активных действительных членов Оренбургского отдела РГО был выходец из бедной семьи Бейбит Даулбаев , занимавшийся этнографией. Он пинимал деятельное участие в сборе этнографических материалов из жизни казахов для Казанского университета, был организатором музея в Оренбурге .

Действительными членами Оренбургского отдела РГО, Тургайского статистического комитета были Н.Бекчурин, Д.Беркимбаев , С. Джантюрин , Т.Сейдалин , М. Карабаев , С. Нурмухамедов и другие представители казахской интеллиненции того времени, в основном выходцы из зажиточных семей, из байско-феодальной среды.

Д.Беркимбаев , например, будучи помощником уездного начальника в Иргизе, занимался сбором средств для казахских учащихся, обучавшихся в Оренбургской гимназии, и выступал инициатором организации русско-казахского училища в Актюбинске. Для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде в 1896 году он собрал более 700 ценных экспонатов. Среди них были казахские музыкальные инструменты, предметы одежды, украшения, кибитка-отау, специально выделанные шкуры, мужское и женское седла и т.д..

Другой член отдела РГО С.А. Джантюрин в 1876 году собрал и отправил для третьего международного конгресса ориенталистов в Петербург коллекцию экспонатов, характеризующих исторю и культуру казахов.

В общении с представителями демократической общественности формировалось мировоззрение Т.Сейдалин , который постоянно консультировал В.В. Григорьева по вопросам казахского быта и культура.

В 1877 году в Омске учреждается Западно-Сибирский отдел Русского географического общества и одновременно - Акмолинский областной статистический комитет. В создании этих научных учреждений решающую роль сыграл П.П. Семенов-Тян-Шанский . Западно-Сибирский отдел РГО занимался изучением северо-восточной части Казахской степи, куда входили Семиреченская, Акмолинская и Семипалатинская области, образовавшие в 1882 году Степной край. Среди первых членов отдела, наряду с известными сибиреведами, были Г.Н. Потанин , Н.М. Ядринцев и другие.

Для казахстанского краеведения имя Григория Николаевича Потанина (1835-1920) представляет особый интерес. Русский ученый-этнограф и путешественник Г.Н. Потанин родился на казахской земле – в старинном селе Ямышево Лебяжинского района Павлодарской области .

В истории Западно-Сибирского отдела РГО заметный след оставил другой казахстанский исследователь-краевед Александр Никитич Седельников . Работая в отделе в 1901-1919 гг., он выступал в одном лице и научным руководителем и редактором, и автором научных статей, хроник, библиографий и известий, а также и корректором, выполняя все это на общественных началах, в свободные часы.

В 1878 году создается областной статистический комитет в Семипалатинске. Первым секретарем его был революционный разночинец Е.П.Михаэлис . В работе комитета активно участвовали политические ссыльные С.С.Гросс, А.А.Леонтьев , П.Д. Лобановский , Н.И. Долгополов и другие. Статистический комитет, занимаясь обработкой статистических сведений, в то же время возглавил и краеведческую работу, которая объединяла географические, исторические, экономическое и этнографическое изучение края. Так, 4 мая 1886 года по представлению Е. Михаэлиса действительным членом Семипалатинского областного статистического комитета был избран основоположник казахской литературы Абай Кунанбаев , выдающийся знаток культуры и быта казахского народа.

Находясь на поселении в Семипалатинске, Е.П. Михаэлис внес большой вклад в культурную жизнь города. Он совместно с А.А.Леонтьевым (юрист по специальности), П.Д. Лобановским (художник) и другими энтузиастами в 1883 году организовали в городе первый музей и областную публичную библиотеку, куда потянулись лучшие представители общественности города и области.

Большим событием в научно-культурной жизни Семипалатинска, да и всего дореволюционного Казахстана , явилось открытие в апреле 1902 года Семипалатинского подотдела Русского географического общества. Члены общества систематически занимались изучением истории, археологии и этнографии края, поисками полезных ископаемых, обследованием флоры и фауны, а также промышленности и сельского хозяйства.

Алексею Николаевичу Белослюдову и его братьям Виктору , Федору и Николаю принадлежит большая заслуга в развитии краеведения и музейного дела на востоке Казахстана . Родились они в Семипалатинске в семье небогатого чиновника из сибирских казаков. Наиболее даровитым из них был этнограф. Фольклорист Алексей Николаевич и живописец-краевед Виктор Николаевич .

Проявляя исключительный интерес к устному народному творчеству русских и казахов, А.Н.Белослюдов записал более двухсот сказок. Девяносто семь загадок.

В результате многолетнего краеведческого труда братья Белослюдовы создали свой домашний музей с отделами: геология и минерологи, палеонтологии и антропологии, доисторической археологии, старинных вещей, нумизматики. Этнографии, а также картинную галерею.

Много сил, знаний и энергии отдавали Алексей Николаевич и Виктор Николаевич становлению Семипалатинского областного историко-краеведческого музея, а А.Н. Белослюдов долгое время заведовал им. В 1911 году братья из своего домашнего музея передали в областной ценные коллекции из 500 предметов.

Образование в 1867 году Туркестанского генерал-губернаторства с центром в Ташкенте . Куда вошли Сырдарьинская и Семиреченская области, способствовало расширению рамок и тематики краеведческих исследований. Здесь начали функционировать Семиреченский (1879), Сырдарьинский (1887), Туркестанский (1868) областные статистические комитеты, Туркестанский кружок любителей археологии (1895-1917), Туркестанский отдел Русского географического общества (1897-1917), отделение общества востоковедения (1901-1913).

Пройдут годы, и еще не одно поколение будет познавать мир казахов по произведениям выдающегося этнографа, востоковеда, казаховеда Абубакира Диваева (1856-1933), который в течение почти полувека служил науке, проводя исследования казахской культуры, начиная от народной словесности до национальной этнографии. Его труды сегодня свидетельствуют о высоком статусе национальной науки и открывают яркие страницы Евразийской цивилизации. Этнограф Диваев - ученый, который своим трудом возвысил духовный мир казахов, обогатил национальную культуру и открыл самые прекрасные страницы среднеазиатской цивилизации.

Традиционное искусство казахов, будучи неразрывно связанным с народным бытом, на протяжении всей истории оказывало на него определенное влияние, испытывая в то же время обратное воздействие. Являясь составной частью духовной культуры народа, отражая его политические, правовые, философские, религиозные взгляды, художественно-эстетические идеалы, традиционное искусство, будь то устное поэтическое, музыкальное или, танцевальное, всегда способствовало формированию у людей определенного отношения к жизни, к обществу в целом, его институтам. Познавая эти ценности, мы можем способствовать поступательному движению нашего народа по пути социального совершенства.

5 вопросы и/или задания для контроля теоретических знаний, позволяющие обучающимся самостоятельно определить уровень усвоения учебного материала, методические указания по организации самоконтроля и самопроверки;

6 задания для самостоятельной работы обучающегося с указанием трудоемкости и методические рекомендации по их выполнению;

7 планы проведения семинарских (практических) и/или лабораторных занятий и методические рекомендации по подготовке к ним;

8 материалы для текущего, рубежного и итогового контроля и методические рекомендации по их выполнению;

9 иллюстративный материал по учебной дисциплине, позволяющий лучше воспринять и понять учебный материал, и методические рекомендации по работе с ним;

10 хрестоматия или приложения, представляющие собой сборник дополнительных материалов, необходимых для изучения дисциплины;

11 рекомендации по выполнению курсовых работ (если таковые предусмотрены учебным планом);

12 список обязательной и дополнительной литературы и источников к курсу и теме;

13 программное и мультимедийное сопровождение учебных занятий

Учебно-методический комплекс дисциплины разработан

К.э.н., и.о. доцента ____________ Салимова Б.Х.

Обсуждено на заседании кафедры:

Одобрено учебно-методической комиссией

Председатель к.э.н., ст.преподаватель _______________

Типовая учебная программа

ОСНОВЫ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ

объем 3 кредита (135 часов)

Автор:

доктор педагогических наук, профессор В.Н.Вуколов

Рецензенты:

директор колледжа международного туризма КазУМОиМЯ Л.Г.Иванова,

доктор педагогических наук, профессор А.Н.Макагонов

ПРЕДИСЛОВИЕ

Краеведением называется изучение определенной части страны, области, района, города, деревни местным населением, для которого эта территория считается родным краем.

Целью изучения данного курсаявляется освоение будущими менеджерами туристских структур казахстанских туристско-рекреационных (природных и историко-культурных) ресурсов для развития внутреннего и международного туризма.

К задачам курсаотносятся: а) дать знания об основных источниках краеведческой информации, необходимой для составления туристских экскурсионных программ; б) научить студентов самостоятельно пользоваться различными источниками краеведческой информации; в) сформировать умение студентов поиска и систематизации краеведческих знаний с целью их использования в туристском бизнесе.

Перечень предшествующих дисциплин

1 Ведение в специальность

2 Основы туризмологии
Перечень смежных дисциплин

1 Основы предпринимательской деятельности в туризме

2 История международного туризма

К минимуму знаний, умений и навыков, обосновывающих содержание дисциплины согласно государственному общеобразовательному стандарту высшего профессионального образования относятся: а) работать с такими источниками знаний как историко-архивные документы, мемуары, географические и исторические карты, туристские карты; периодическая печать; б) сопоставлять данные разных источников, готовить сводную информацию по той или иной рекреационной и туристско-экскурсионной проблеме; в) использовать данные краеведческой и музейной информации для развития туристско-экскурсионного дела.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

Всовременных краеведческих исследованиях наибольшее место занимают изучение и охрана природы края. Значительное внимание уделяется установлению фактов памятных событий, трудовых и военных подвигов народа, поиску исторических документов, предметов материальных культур прошлого и др.

Краеведение и туризм тесно взаимосвязаны между собой. Без достоверной и разнообразной краеведческой информации невозможны выполнение экскурсионных разработок и разработка туристских маршрутов. Поэтому, знание основ туристско-краеведческой работы, является неотъемлемой частью профессиональной подготовки будущих менеджеров туризма.




ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Сущность и задачи краеведения в Республике Казахстан

Виды и формы краеведенья. Значение места краеведческой работы в организации и проведении познавательной рекреации. Место краеведенья в системе подготовки специалиста по туристско-экскурсионной работе. Задачи курса. Значения и место литературных источников краеведческих знаний. Составление картотеки и аннотированного списка краеведческой литературы. Особенности работы с научно-популярной и периодической литературой. Информационные издания и их значения для краеведческой работы.

С приходом в край Советской власти статус музея поменялся, он переходит в ведение Семипалатинского Отдела Народного Образования и получает новое название Губернский научный музея. В 1980-1990 гг. было основано пять филиалов Семипалатинского историко-краеведческого музея.

В начале ХХI века в Семипалатинском историко-краеведческом музее Восточного Казахстана была собрана богатая коллекция, состоящая 96.650 наименований памятников природы, истории, культуры Восточного Казахстана. История края в этом музее представлена от далекого прошлого (с помощью археологических реликвий) и до современности включительно

Таким образом, Семипалатинский историко-краеведческий музей был и остается главным центром краеведческого движения в крае, выполняя роль просветительства и накопления разнопрофильных краеведческих знаний.

Работа по созданию Восточно-Казахстанского областного историко-краеведческого музея в Усть-Каменогорске началась в 1939 году, как только Усть-Каменогорск стал областным центром. Однако, датой его организации считается 1947 год.

В 1990 году в Усть-Каменогорске открыли музей искусств, деятельность которого осуществлялась по нескольким направлениям: изобразительному, декоративно-прикладному искусству, литературы и музыки. Основатель директора М. Агейкина. Музей искусств - настоящий духовный центр, где встречаются талантливые люди, проходят вернисажи, выставки, музыкальные вечера, творческие встречи.

Работники областных музеев активно участвуют в конференциях, свои исследования публикуют в газетах, журналах и монографиях. В целом, три областных музея в Усть-Каменогорске, выполняют важную и многогранную работу по пропаганде краеведческих знаний и воспитанию у молодежи чувства уважения к прошлому своего края.

Частные музеи Восточно-Казахстанской области появились в начале ХХ века: музей А.С. Хахлова в г. Зайсане; музеи М.С. Колмагорова и Е.П. Михаэлиса в г. Усть-Каменогорске; музей братьев Белослюдовых в г. Семипалатинске.

В Семипалатинске 16 октября 1940 года к 95-летию со дня рождения великого поэта и мыслителя Абая Кунанбаева торжественно открыли мемориальный музей.

Музейный уголок в Зыряновске был открыт в 1958 году. Его история началась с палеонтологических находок, размещенных в музейном уголке одного из отделов Зыряновского свинцового комбината. Отсюда ведёт свой отсчёт современный Зыряновский историко-краеведческий музей.

Риддерский городской музей основан в 1961 году. Его история началась с картин Юрия Хабарова и коллекции минералов Владимира Клинка.

Большую роль в развитии краеведческого движения сыграли Зайсанский, Курчумский, Шемонаихинский историко-краеведческие музеи, созданные в 1971 г., и литературно-мемориальный музей Ф.М.Достоевского в городе Семипалатинске. В 1985 году был открыт музей изобразительных искусств имени Невзоровых в Семипалатинске.

В селе Выдриха в 1951 году по инициативе выпускника Ленинградского университета В.В. Анисимова был основан школьный музей. В 1976 году началась история школьного музея в селе Рулиха, где собран материал о разных периодах местной истории. Основателем музея была К.И. Козьмина. В первой половине 70-х годов ХХ века в селе Сугатовка, в ауле Токтамыс Абайского района, были основаны школьные музеи историко-краеведческого профиля; в селе Коростели Музей славы первоцелинников. В 1998 году - уникальный краеведческий музей в школе-гимназии №6 города Семипалатинска.

Рождение народной, платной библиотеки с читальней в Усть-Каменогорске состоялось 20 марта 1896 года. Теперь это – Восточно-Казахстанская областная универсальная научная библиотека имени А.С.Пушкина. Её фонд насчитывает около пятисот тысяч единиц хранения, включая и редкие издания. Краеведческая деятельность областной библиотеки осуществляется по следующим направлениям: через организацию встреч с интересными людьми, творчеством и биографией напрямую связанных с историей края, с его прошлым и настоящим; через организацию выставок, посвященных краеведческой литературе, новым поступлениям, по определенным вопросам, темам; через публикации справочных брошюр, с данными о памятных датах в жизни области.

В Зайсане публичная библиотека для читателей впервые была открыта 26 марта 1896 года, а история библиотек Риддера началась с 1916 года.

Школьные библиотеки в отдельных сёлах Восточного Казахстана появились в конце ХIX века. После революций сложилась система сельских библиотек, а с 80-х годов ХХ века в крае, как и в стране в целом, началось и более общее объединение библиотечного дела – по линии районов, областей, краёв и республик.

В 1998 году представители библиотек суверенного Казахстана впервые собрались на свой съезд, на котором обсуждались стоящие перед библиотеками задачи.

Таким образом, библиотеки всегда играли большую роль в популяризации краеведческих знаний, прошлого, настоящего края, его природы, истории, этнографии, его героев, в возрождении интереса к историко-культурному наследию.

Отсчёт в истории архивных учреждений Казахстана принято начинать от архива, созданного в Нарын-песках в 1794 году.

Специальное архивное учреждение с программой сбора, учёта и хранения всех письменных источников в Восточном Казахстане появилось в 1920 году – в губернском г. Семипалатинске.

С 1940 года начинается история современного Государственного архива Восточно-Казахстанской области, центральные учреждения которого находятся в Усть-Каменогорске.

Основываясь на данных изученных нами источников, в истории архивного дела в Восточном Казахстане можно выделить следующие этапы:

- 29 марта 1920 года - 31 марта 1923 года: начало формирования в Семипалатинске губернского архива вплоть до образования там же Архивного бюро;

- 31 марта 1923 года - 9 марта 1935 года: образование Архивного бюро в Семипалатинске, создание во всех областях республики сети районных архивных учреждений;

- 9 марта 1935 года - 17 июля 1960 года: архивы из подчинения Народного комиссариата просвещения передаются в подчинение Наркомату Внутренних дел;

- 17 июля 1960 года - 3 мая 1997 года. Архивы края находятся в ведении управленческих структур двух областей – Восточно-Казахстанской и Семипалатинской.

С 1997 года все архивы края функционируют в системе управления одной области – укрупненной Восточно-Казахстанской с центром в городе Усть-Каменогорске.

Архивы, также несли определенный вклад в развитие краеведческого движения: проводили конференции на различных уровнях с презентацией документов, публиковали по истории края статьи научного характера и т.д.

Первое среднее учебное заведение в крае было открыто в 1871 году в

г. Семипалатинске. Это была женская гимназия, преемственно связанная с женской школой, созданной там же в 1863 году.

Школьное краеведение в пределах современной ВКО зародилось ещё до начала ХХ века, но относительно заметным оно становится в 1914-1915 гг. Первый вуз, открытый в рамках ВКО, очень сильно отличался от последующих. Это был крестьянский университет, открытый в Усть-Каменогорске в 1920 году. Он состоял из одного, общественного факультета.

В 1934 году в Семипалатинске одновременно было открыто два института – педагогический (с четырехлетним сроком обучения) и учительский (с двухгодичным сроком обучения). В 1934 году при Семипалатинском учительском институте был открыт вечерний филиал по подготовке преподавателей истории, физики, математики, химии и биологии. В 1937 году он был преобразован в педагогический институт имени Н.К.Крупской.

Студенческое краеведение, как деятельность местных вузов, в ВКО начинает оформляться лишь с середины 30-х годов ХХ века. А более масштабным и качественным оно постепенно становится, начиная с 1952 года, когда в крае появился ещё один педагогический вуз – Усть-Каменогорский, созданный на базе Семипалатинского учительского института.

С 90-х годов ХХ века в границах Восточного Казахстана стали создаваться частные учебные центры, в их числе и вузы. В итоге, к концу ХХ века в Усть-Каменогорске вузов стало десять, а в Семипалатинске – пять.

К концу ХХ века в Восточном Казахстане, в связи с изменением статуса вузов, активизировалось школьное и студенческое краеведение, способствовавшее развитию краеведческого движения в регионе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, краеведческое движение в Восточном Казахстане прошло в своём развитии несколько этапов, которые были обусловлены воздействием тех или иных социально-экономических и политических реалий на том или ином этапе исторического развития региона.

Создание и функционирование первого научного краеведческого центра в крае - Семипалатинского филиала РГО и Общества Изучения Казахстана внесло существенный вклад в изучение и развитие культурной жизни Восточного Казахстана. Это был первый опыт общественной организации, объединивший в своих рядах представителей различных социальных групп, национальностей и политических убеждений. Члены Общества в результате своей деятельности внесли весомый вклад в изучение природы, населения, сельского хозяйства, промышленности и истории края. Ими были исследованы климатические и сейсмологические условия Семипалатинского округа, судоходность р. Иртыш, состояние вод области, месторождения минерального топлива. Они обосновали значимость мараловодства, кендыря для сельского хозяйства; изучили традиции, обычаи, обряды местного населения. Будучи первой научной организацией Восточного региона, Семипалатинский подотдел, а затем Семипалатинский отдел Общества изучения Казахстана внес определенный вклад в изучение географии, геологии, ботаники, зоологии, экономики, этнографии края.

В ходе создания в октябре 1920 года в г. Оренбурге Общества изучения Казахстана, повсеместно создавались краеведческие кружки или его отделы в Уральске, Урде, Кокчетаве, Акмолинске, Кустанае, Актюбинске, Караганде, Талды-Кургане, Каракалпакии, Алма-Ате. В 1930-х годах в краеведении наметились крупные организационные перемены. Все краеведческие организации на местах были переданы в ведение органов народного образования, а Центральное бюро краеведения (ЦБК) – в Наркомпрос РСФСР. В соответствии с этим началась реорганизация всей краеведческой системы и в Казахской АССР. Этим делом стал заниматься непосредственно Казнаркомпрос. С началом Великой Отечественной войны деятельность Общества изучения Казахстана прекратилась.

С окончанием деятельности Семипалатинского филиала Общества Изучения Казахстана, краеведческая деятельность в Восточном Казахстане стала менее масштабной, вплоть до 1950-х годов. В этот период, краеведческую работу в Восточном Казахстане продолжали вести архивы (до 1940 года, в основном, Семипалатинский областной, а затем и созданный Государственный архив ВКО в Усть-Каменогорске); музеи (до 1947 года, главным образом, Семипалатинский областной, а далее и повторно открытый, после 1939 года, Восточно-Казахстанский областной историко-краеведческий музей в Усть-Каменогорске); местные библиотеки (от Семипалатинской областной, открытой в 1883 году, Усть-Каменогорской городской, появившейся в 1896 году, до целого ряда других библиотек края)

С середины 1970-х годов краеведческое движение в СССР вновь пошло на убыль. Вместе с тем, был накоплен ценный опыт в деле подготовки краеведческих кадров, что способствовало увеличению численности государственных учреждений - архивов, библиотек, музеев и т.д., имеющих прямое отношение к краеведению. В свою очередь, учебные заведения края использовали возможности местных музеев в подготовке будущих учителей к краеведческой деятельности.

На современном этапе музеи, архивы, библиотеки и учебные центры сохранили преемственность и вносят огромный вклад в развитие краеведческого движения в Восточном Казахстане, выполняя одну из важных задач в воспитании подрастающего поколения – формирование гражданственности, казахстанского патриотизма, любви и уважения к историческому прошлому своего Отечества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Восточный Казахстан - древний, молодой. - Оскемен, 2004. - 256 с.

2 ГАВКО, Ф.32, оп.1, д.19а, 221 л.

3 Герасимов Б.Г. Двадцатипятилетие Семипалатинского отдела

Государственного Русского Географического общества. 1902-1927 годы –

Кзыл-Орда: Изд-ние Общества изучение Казахстана, 1927. - 20 с.

4 Ахметова С.Ш. Развитие исторического краеведения в Советском
Казахстане (1917-1932 г.г.): Автореф. дис. … канд. ист. наук: - Алма-
Ата, 1981-24 с.

5 Валиханов Э.Ж. Деятельность Русского Географического общества по

изучению экономического и общественного положения казахского народа на рубеже XIX-XX в.в.: Автореф. дис. канд. ист. наук: – Алма-Ата, 1990. - 32 с.

7 Шмидт С.О. Археография. Архивоведение. Памятниковедение. / С.О. Шмидт– М.: Изд-во Рос.гос.гуман.ун-та, 1997. – 363 с.

9 Топчий А.Т. Предмет и метод исторического краеведения // Проблемы охраны и использования историко-культурного наследия Сибири: Сб.науч.тр.Кемерова, 1996.С.46-51.

10 Ильясова А.С. Деятельность Западно-Сибирского Отдела Русского Географического Общества по изучению Северо – Восточного Казахстана во второй половине XIX - в нач. XX в. Автореф. дис… к.и.н. Алматы, 2006. – 24 с 11 Карасаев .М. азастан жне Алтай ірі XVIII-XX гг. асырлар

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

История краеведческих
исследований в Казахстане

Вопросы которые мы сегодня расмотрим:
1. История краеведния в Казахстане
2.Первые краеведческие исследования казахстанских и российских ученых: Ш. Валиханов, П.П. Семенов – Тян – Шанский и др.

В дореволюционном Казахстане, являвшемся составной частью необъятной российской провинции, наука не была объектом и заботой государственной политики. Она развивалась благодаря деятельности небольшой группы энтузиастов, объединенных в кружки, отделы, комитеты или общества по интересам. В первые годы советской власти государственное регулирование научно-исследовательских работ осуществлялось Революционным комитетом по управлению Казахским краем, позже эти вопросы перешли в ведение Наркомата просвещения Казахской Автономной Республики.

История краеведения Казахстана впервые была обобщена в монографии С. Ш. Ахметовой . Хронологические рамки ее исследования охватывают ХVII-ХХ вв. В книге также уделяется внимание истории создания и развития вышеназванного Общества, его филиалам и музеям Казахстана. По инициативе первого председателя общества А. П. Чулошникова была образована "особая ученая архивная комиссия путем привлечения посторонних, работы которых печатались бы в газете "Известия Киргизского края".

С подачи учредителей Общества были созданы отделения в Кустанае, Уральске, Урде. В конце 1923 г. на активные контакты вышел семипалатинский краевед Н. Я. Коншин. Связь с Кустанайским и Уральским филиалами тогда же была временно утеряна. В 1920 г. был образован Джетысуйский отдел Русского географического общества, в состав которого вошли все сотрудники губернского музея – старейшего краеведческого учреждения Джетысу (1892 г.). Он в 1921 г. был преобразован в "Общество изучения Семиречья" . Спустя некоторое время открылись филиалы в Кокчетаве, Акмолинске, Актюбинске, Талды-Кургане, Каракалпакии. Среди членов Общества было немало государственных деятелей – А. Байтурсынов (в 1922 г. – почетный председатель), С. Садвокасов, Х. Нурмухамедов, А. Джангильдин и др. В Оренбургском отделении на начало 1922 г. состоял 61 член, на конец 1923 г. – 78 членов, к октябрю 1927 г. – 154 члена. Нужно отметить, что добровольные краеведческие организации в своей основе никогда не были многочисленными и массовыми. Параллельно в г. Ташкенте в 1920–1925 гг. действовало общество ревнителей казахской культуры "Талап". Заметную роль в нем играли представители интеллигенции – инженер М. Тынышпаев, писатель М. Ауэзов, поэт М. Жумабаев, врач Х. Досмухамедов, юрист Ж. Досмухамедов и др

К I Всеказахстанскому научно-краеведческому съезду, положившему начало планомерной организации научных исследований в республике (апрель 1930 г.), краеведы пришли действующей организацией с центром в г. Алма-Ате и сильными филиалами в гг. Кустанае, Петропавловске, Семипалатинске, Уральске и др. Принятые съездом решения в определенной мере содействовали созданию в октябре 1930 г. институтов овцеводства и мясного скотоводства, в 1932 г. – Казахского филиала Всесоюзной Академии сельскохозяйственных наук. При КазЦИКе действовал штаб республиканского геопохода, в распоряжение которого выделялось финансирование на производство геологоразведочных работ силами общественных организаций. В апреле 1931 г., по аналогии с Российской Федерацией, было создано Республиканское организационное бюро краеведения из представителей Наркомпроса, Госплана и Общества изучения Казахстана.

Читайте также: