Доклад пропаганда российской культуры в мировом пространстве

Обновлено: 30.06.2024

Известно, что репутация государства на мировой арене определяется многими факторами. Это не только политический вес, влияние и экономическая мощь, но и культурный потенциал. Распространение своего культурного достояния в зарубежных странах, пропаганда изучения языка, расширение культурных обменов являются одним из важнейших приоритетов государства и неотъемлемой частью его внешнеполитической стратегии.

Российское государство предпринимает ряд комплексных мер, нацеленных на распространение и популяризацию русской культуры за рубежом.

Одним из важнейших приоритетов внешней политики и элементом культурной дипломатии по праву являются меры поддержки соотечественников за рубежом, защита их прав и интересов в стране пребывания. Российская Федерация считает, что обеспечение прав национальных меньшинств не является исключительной прерогативой и сугубо личным делом государств. Российская диаспора за рубежом достаточно многочисленна и в настоящее время составляет около 27 млн. человек, причем десять миллионов из них проживают на территории стран СНГ. Потому особо актуальны во внешнеполитической стратегии Российского государства вопросы сохранения культурной и гуманитарной среды соотечественников, куда входят изучение русского языка, возможность получения образования на русском языке, а также, безусловно, доступ к российским средствам массовой информации.

Осуществление вещания российских СМИ за границей - еще один важнейший инструмент культурной дипломатии России, позволяющий гражданам не только смотреть передачи на русском языке, но и получать доступ к информации относительно российской политики из первых рук. Российское телевидение, радиовещание и печатные издания являются для соотечественников не только источником достоверных данных из России, но и неким каналом связи с Отчизной. Возможность смотреть русские СМИ для наших соотечественников, живущих за пределами России, позволяет им не чувствовать себя оторванными от Родины.

Важнейшее значение в реализации геополитических и экономических интересов России имеет развитие связей в сфере науки и образования. В этом контексте особую роль в обеспечении наших соотечественников правом обучаться на русском языке играет расширение филиалов российских университетов за границей. На настоящий момент практически во всех странах СНГ и Балтии активно работают филиалы наших высших учебных заведений. Среди вузов представлены, например, Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, Российский государственный университет нефти и газа им. И.М.Губкина, Московский институт стали и сплавов, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики и многие другие.

Развитие и расширение филиалов российских вузов за рубежом позволяет России решать сразу несколько внешнеполитических задач. Во-первых, они расширяют изучение русского языка и русской культуры в зарубежных странах. Во-вторых, способствуют сохранению русского языка и культуры за пределами России. В-третьих, дают возможность соотечественникам реализовать свое право обучаться на русском языке. В-четвертых, наконец, способствуют формированию единого культурного пространства и за пределами Родины.

Продвижению русского языка за рубежом в России уделяют особое внимание. Изучение и распространение русского языка является важнейшей внешнеполитической задачей нашего государства. Ее реализацией занимается созданная за пределами России сеть славянских университетов. Они открыты и успешно функционируют в Армении, Беларуси, Кыргызстане и Таджикистане. В общем и целом в них по программам на русском языке в соответствии с российскими образовательными стандартами обучаются более 16 млн. человек.

Следует отметить, что экспорт российского образования является одним из важнейших элементов культурной дипломатии России. Этот факт подтверждается тем, что Россия занимает восьмое место в мире по количеству иностранных граждан, обучающихся в ее университетах. Наибольшее число студентов приезжают из стран Азии, Африки и Латинской Америки. Посредством обучения иностранных граждан в национальных университетах Россия стремится к достижению еще одной важнейшей внешнеполитической цели - подготовке будущей элиты зарубежных стран. Ставка делается на то, что иностранный студент, отучившийся несколько лет в российском вузе и на русском языке, впоследствии в лучшей степени воспринимает русские культурные ценности и русский менталитет.

Рассматривать направления развития культурной дипломатии в качестве внешнеполитического инструмента невозможно не проанализировав ни одного двустороннего соглашения. Последним двусторонним соглашением о культурном сотрудничестве стало соглашение с государством Катар, подписанное 18 января и вступившее в силу 8 августа текущего года 6 .

Данное соглашение в полной мере иллюстрирует важнейшие направления культурной дипломатии, проводимой Российской Федерацией. В соглашении отражены стремления сторон стимулировать развитие культурных отношений между странами.

Согласно статье 4 анализируемого соглашения, в качестве основных задач открываемого центра следует выделить:

1) «создание информационно-справочных баз данных по вопросам культурного, научно-технического, социально-политического и экономического развития Российской Федерации и проведение конференций, симпозиумов, семинаров и консультаций по вопросам международного гуманитарного, культурного, научного, инновационного и экономического сотрудничества;

2) осуществление информационной и консультационной поддержки заинтересованных организаций и граждан Республики Сингапур по вопросам установления контактов с культурными и образовательными, а также научными учреждениями и профессиональными организациями Российской Федерации;

3) проведение культурных, образовательных и информационных мероприятий для соотечественников, проживающих на территории Республики Сингапур, и поддержание контактов с их объединениями;

4) организация выступлений художественных коллективов и отдельных исполнителей, теле- и кинопоказы;

5) проведение выставок, фотовыставок, выставок произведений изобразительного искусства и изделий народного творчества, книжных выставок и т. д.;

6) создание общественных советов и клубов по различным направлениям своей деятельности с привлечением к их работе представителей местной общественности, видных деятелей науки и культуры;

7) организация курсов по изучению национальных языков и культур народов Российской Федерации и оказание методологической поддержки научным работникам и преподавателям языка и литературы, работающим в научных и образовательных учреждениях Республики Сингапур;

8) оказание содействия в подборе и направлении на обучение в Российскую Федерацию граждан Республики Сингапур;

9) содействие работе ассоциаций и клубов выпускников образовательных учреждений Российской Федерации на территории Республики Сингапур, поддержание связей таких ассоциаций и клубов с этими образовательными учреждениями, организация семинаров для таких ассоциаций выпускников на территории Республики Сингапур;

10) обеспечение работы библиотек и других информационных служб Центра для заинтересованных организаций и граждан Республики Сингапур;

Таким образом, культурные центры Российской Федерации за рубежом осуществляют весь спектр внешнеполитических функций культурной дипломатии и активным образом способствуют формированию положительного имиджа государства за рубежом.

Говоря об участии культурной дипломатии во внешнеполитической стратегии государства, следует, помимо рассмотрения двусторонних соглашений в сфере культуры, проанализировать взаимодействие в многостороннем формате. Российская Федерация, будучи многонациональным и многоконфессиональным государством, стремится к осуществлению диалога и партнерства между культурами, религиями и цивилизациями и предпринимает последовательные шаги для реализации поставленных целей в рамках таких международных и региональных организаций, как ООН, ЮНЕСКО, ОБСЕ, Совет Европы и других.

Особое место в данном разрезе касается Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений. ООН играет фундаментальную роль в формировании комплексного межцивилизационного диалога для достижения согласия между представителями различных религий, конфессий и культур.

Одним из важнейших внешнеполитических приоритетов России в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества является расширение взаимодействия с ЮНЕСКО как своеобразным интеллектуальным форумом в системе ООН, в рамках которого можно вести диалоги о развитии культуры, науки и образования, абстрагировавшись от политических проблем. Цели и принципы функционирования ЮНЕСКО, направленные на формирование многополюсного, демократического мироустройства, преодоление духовной разобщенности народов, равноправие государств, уважение целостности и многообразия культур, создание моделей взаимосвязанной, взаимозависимой и поликультурной архитектуры мира, олицетворяют интересы России.

Российская Федерация активно сотрудничает с различными международными организациями* (*Например, Всемирной организацией интеллектуальной собственности, Детским фондом ООН, Программой ООН по окружающей среде, Международным советом по сохранению памятников и исторических мест, Международным исследовательским центром по сохранению и реставрации культурных ценностей, Международным советом музеев, Международным советом архивов, Международным советом по музыке, Международным советом танца, Международным театральным институтом, Международной ассоциацией изобразительных искусств, Международной федерацией издателей, Всемирной организацией здравоохранения.) и организациями и структурами системы ООН, межправительственными, неправительственными и общественными объединениями и организациями, способствующими развитию международного культурного сотрудничества 14 .

Немаловажным инструментом на современном этапе является развитие туризма. В контексте активизации туристических связей Россия стремится в полной мере задействовать возможности профильных организаций и проводимых под их эгидой мероприятий.

Современная Россия активно принимает участие в расширении международных туристических обменов, которые играют важнейшую роль с точки зрения улучшения взаимопонимания между народами и формирования объективного представления об их жизни, традициях и обычаях, воспитания толерантности и уважения многообразия национально-культурных, религиозных и нравственных убеждений.

Россия проводит активную политику, направленную на привлечение сюда иностранных туристов. Она имеет все возможности стать ведущей туристической державой. Прекрасным примером в данном контексте может послужить Крым, популярность которого среди иностранных туристов за первое полугодие 2016 года выросла в три раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года 15 .

Наконец, еще одним важнейшим инструментом культурной дипломатии государства и создания положительного имиджа страны является спорт.

Россия стремится рассматривать спортивные связи в качестве неотъемлемой и полноценной части стратегии действий на международной арене, ибо они способны внести существенный вклад в укрепление межкультурного диалога, содействовать росту международного престижа России. Однако события 2016 года, связанные с допинговым скандалом и недопуском части наших спортсменов на Олимпийские игры и всей команды на Паралимпийские игры в Бразилию, следует рассматривать, скорее, как временные трудности, а не как провал спортивного вектора культурной дипломатии.

Дипломатическим прорывом в области спорта, безусловно, является назначение российской легкоатлетки Е.Исинбаевой членом комиссии спортсменов МОК. Причем ее выбрали именно иностранные спортсмены, отдав за нее 1365 голосов 16 . Это назначение очень важно для развития спортивного вектора культурной дипломатии, поскольку благодаря этому права наших спортсменов будут защищены на самом высоком уровне.

Таким образом, сотрудничество Российской Федерации с зарубежными странами в культурной сфере способствует формированию благоприятного климата для реализации внешнеполитических целей и задач государства. Как показывает проведенный анализ, использование культуры как инструмента внешней политики России эффективным образом дополняет традиционные политические и экономические направления дипломатии. Культурные связи стимулируют создание благоприятного и дружественного климата, способствуют созданию прочного взаимодействия между странами.

Международная репутация любого государства определяется не только политическим весом и экономической мощью, но и культурным потенциалом. Пропаганда в зарубежных странах своего культурного достояния входит в число внешнеполитических приоритетов крупных и малых государств. Иными словами, все государства рассматривают пропаганду своей национальной культуры как инструмент распространения политического влияния в мире.

В реализации внешнеполитической стратегии особая роль принадлежит культурной дипломатии. На сегодняшний день ни в зарубежной, ни в отечественной литературе не существует единства мнений по поводу сущности данной дефиниции. Термин культурной дипломатии ввел в научный оборот американский исследователь Ф. Баргхорн.

Под данным термином мы подразумеваем систему мер, которая связана с использованием культуры в качестве объекта и средства достижения внешнеполитических приоритетов государства путем ее распространения и популяризации за рубежом. Другими словами, под культурной дипломатией нами понимается презентация национальной культуры силами дипломатического ведомства и(или) другого полномочного органа, ориентированная на решение внешнеполитических задач.

Можно выделить следующие задачи, которые решаются культурной дипломатией:

  • • ознакомление зарубежной общественности с культурой собственной страны;
  • • использование культурных обменов и других культурных проектов для повышения престижа и облика страны и создания благоприятных условий для сотрудничества в смежных сферах, например, в экономике и политике;
  • • укрепление позиций языка своей страны за рубежом;
  • • культурное обслуживание соотечественников за рубежом.

Посредством использования специфического инструментария,

форм и методов осуществления культурная дипломатия способна внести существенный вклад в обеспечение национальных интересов и повышение эффективности российской внешней политики.

Особое значение в деле реализации геополитических и экономических интересов страны имеют связи в области науки и образования, которые становятся все более важным и эффективным средством внешней политики России.

Экспорт образования реализуется путем коммерческого присутствия в странах-партнсрах филиалов и представительств вузов, совместных университетов либо обучения иностранных студентов в российских высших образовательных учреждениях.

Важную роль в обеспечении прав наших соотечественников, в том числе и права на получение образования на родном русском языке, играет зарубежная сеть филиалов российских вузов. В настоящее время практически во всех государствах - участниках СНГ и стран Балтии - существуют филиалы российских высших учебных заведений, созданные такими ведущими вузами страны, как Московский государственный университет имени Ломоносова, Российский государственный университет нефти и газа имени Губкина, Московский институт стали и сплавов, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, Российская экономическая академия имени Плеханова. Сегодня на основании российских лицензий действуют 42 филиала, в которых обучаются 25 тыс. человек.

Зарубежные филиалы российских высших учебных заведений решают следующие задачи:

  • • расширяют изучение русского языка и культуры России в зарубежных странах;
  • • содействуют сохранению русской культуры и русского языка в странах ближнего зарубежья;
  • • поддерживают функционирование русского языка в государствах - участниках СНГ и странах Балтии;
  • • обеспечивают права соотечественников, в том числе и права на получение образования на родном русском языке;
  • • наконец, восстанавливают единое культурно-информационное поле на всем постсоветском пространстве.

Основной формой подготовки иностранных специалистов является обучение в российских образовательных учреждениях на территории страны. Сегодня на территории России в 790 образовательных учреждениях проходят обучение 165 500 человек из 150 государств мира (из государств - участников СНГ - 80 тыс.), в том числе в вузах: с тудентов - 158 050 человек, аспирантов - 4340, докторантов - 111. В образовательных учреждениях среднего профессионального образования обучается 7450 человек. По данным ОЭСР, Россия принимает только 2 % от общего количества иностранных студентов, составившего в 2007 г. 3 млн. Для сравнения: США принимает 20 %, Великобритания обучает 12 %, Германия и Франция соответственно - 9 % и 8 %. Значительное количество студентов обучается в Австралии (7 %), Канаде (4 %), Японии (4 %). Россия по числу иностранных студентов находится сегодня на 9-м месте. Самые крупные по численности группы иностранных студентов, обучающихся сегодня на дневных отделениях в российских вузах, - из Казахстана, Китая, Киргизии и Белоруссии. Далее следуют Индия, Вьетнам, Узбекистан, Таджикистан, Армения, Украина.

Повышенного внимания требует увеличение объемов подготовки иностранных специалистов на российской образовательной базе путем предоставления государственных стипендий. Ежегодный прием иностранных граждан, принимаемых для обучения в российские образовательные учреждения за счет федерального бюджета, в 2009/10 учеб. г. составил 10 тыс. человек.

Основной целью государственной политики России в сфере подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях является реализация геополитических и социально-экономических интересов России через подготовку элиты зарубежных государств.

Помимо очевидных политических дивидендов, обучение зарубежных студентов является и весьма прибыльной статьей дохода. Объем мирового рынка образовательных услуг составляет примерно 90 млрд долл. За счет иностранных студентов американская экономика получает ежегодно от 12 до 14 млрд долл. По оценкам экспертов, доход России от экспорта образовательных услуг составляет около 350 млн долл, в год.

Богатый опыт в работе по поддержке русского языка накоплен Федеральным агентством Россотрудничество, которое обладает постоянно действующей сетью курсов русского языка. Такие курсы функционируют в 38 странах при 43 представительствах Росзарубсжцентра - российских центрах науки и культуры (РЦНК), на которых ежегодно обучаются от 15 до 20 тыс. человек.

Деятельность РЦНК нс ограничивается только организацией работы по распространению и изучению русского языка в иностранных государствах. Проводимый ими широкий спектр мероприятий (выступления художественных коллективов и отдельных исполнителей, видео- и кинопросмотры, выставки, включая выставки художественных произведений, изделий народного творчества и фотовыставки, пропагандирующих русскую культуру) способствует формированию положительного внешнеполитического имиджа России. Наиболее традиционными формами культурной дипломатии являются всемирные выставки, форумы, фестивали, регулярно проводимые в разных странах.

Одним из важных инструментов культурной дипломатии является проведение так называемого перекрестного года России с иностранным государством. Содержание программы представляет уникальную возможность для взаимного знакомства со страной-парт- нером, приобретения знаний о ее национальной самобытности, культуре, истории и современной жизни, ведения открытого диалога по актуальной двусторонней и международной проблематике.

По данным российского внешнеполитического ведомства в настоящее время разными формами изучения русского языка за рубежом охвачено около 14 млн человек (в странах СНГ и Балтии - 12 млн, в дальнем зарубежье - почти 2 млн).

Практика организации культурного присутствия за рубежом, популяризация отечественного культурного достояния за границей входит в число внешнеполитических приоритетов большинства государств. Это можно объяснить несколькими причинами. Культурное сотрудничество России с зарубежными странами должно способствовать созданию благоприятного климата для успешного осуществления внешнеполитических акций, утверждению за страной достойного, сообразного ее геополитическому положению, совокупной мощи и ресурсам места на мировой арене. Культурные связи призваны работать на создание благоприятного и объективного образа России в мире, должны порождать и поощрять чувства симпатии к нашей стране, множить число ее друзей, демонстрировать открытость российского общества и служить свидетельством возрождения России в качестве свободного и демократического государства.

Как показал анализ, в деле реализации внешнеполитических приоритетов России на международной арене в целом и на постсоветском пространстве в частности наряду с военной силой и экономической мощью особая роль принадлежит культуре. Использование культуры в качестве инструмента внешней политики России отнюдь не преследует цели полностью заменить прежние, испытанные средства.

Целевой аудиторией публичной дипломатии являются как правительства зарубежных стран, так и широкие круги общественности, представители СМИ, культуры, искусства, академическая среда и подрастающее поколение.

Можно выделить следующие цели публичной дипломатии:

  • • усиление целенаправленного влияния на зарубежную аудиторию, установление более глубокого понимания между народами;
  • • формирование у зарубежной аудитории положительных взглядов на цели и ход реализации проводимой государством внешней и внутренней политики, добровольное принятие соответствующих установок;
  • • создание благоприятных условий и обеспечение поддержки общественного мнения зарубежных стран конкретным акциям данного государства на международной арене;
  • • достижение лучшего понимания ценностей и институтов собственного государства за рубежом;
  • • расширение диалога между гражданами своей страны и зарубежными партнерами;
  • • повышение привлекательности и улучшение имиджа страны.

К средствам публичной дипломатии можно отнести:

  • - формирование месседжа (послания) для трансляции за рубеж, информирование массовой аудитории и отдельных групп и людей, аргументированное изложение и разъяснение внутренней и внешней политики государства, честный и открытый диалог;
  • - анализ того, как этот месседж понимается различными общественными группами, изучение настроений иностранного общественного мнения;
  • -создание и развитие инструментов коммуникации и убеждения, прямые контакты между общественными институтами, средствами массовой информации, группами людей и частными лицами из разных стран;
  • - пропаганда своих ценностей посредством кино, телевидения, радио, музыки, спорта, видеоигр, театра, туризма, общения в Интернете и других форм социальной и культурной активности.

Доведение до международной общественности и разъяснение зарубежной аудитории достоверной информации об основных направлениях государственной политики государства, его официальной позиции по значимым событиям внутриполитической и международной жизни также относится к сфере публичной дипломатии.

Необходимость построения благоприятного международного имиджа государства является одной из наиболее актуальных и важных задач. Как считает К. С. Гаджиев, имидж страны представляет собой важнейший капитал, способствующий укреплению геополитического статуса государства на мировой арене, обеспечению его безопасности, защите и продвижению национальных интересов. Позитивный имидж страны - это важный инструмент, который открывает ей доступ в сообщество цивилизованных демократических государств, международное бизнес-сообщество. Объективный имидж страны позволит сформировать устойчивую морально-психологическую среду, благоприятную для интеграции государства в мировое пространство, обеспечения ей достойного места в структуре мировых экономических отношений и адекватной имеющемуся потенциалу и роли в мировой политике. Международный имидж государства помогает закреплять политические успехи на мировой арене, выстраивает нужный ассоциативный ряд практически любому внешнеполитическому действию государства. Направленное использование международного имиджа влечет за собой формирование выгодного общественного мнения, обеспечивающего достижение национальных интересов страны.

Наличие серьезных проблем с международным имиджем является для России данностью. Об этом свидетельствуют результаты социологического опроса, который провела компания Pew Global Attitudes в 44 странах мира (см. таблицу на с. 90).

На протяжении всего постсоветского периода не прекращались попытки выработать и предложить миру позитивный имидж России. На данный момент основным содержанием информационного обеспечения внешней и внутренней политики России за рубежом является содействие объективному восприятию Российской Федерации в мире как демократического государства с социально ориентированной рыночной экономикой и независимой внешней политикой. Д. А. Медведев в беседе с ведущим «Итоговой проОтношение к России в мире*

Культурный обмен между народами является неотъемлемым атрибутом развития человеческого общества. Ни одно, даже самое могущественное в политическом и экономическом отношении государство не в состоянии удовлетворить культурно-эстетические запросы и потребности своих граждан без обращения к мировому культурному наследию, духовному достоянию других стран и народов. Вместе с тем следует учитывать, что культурный обмен имеет две взаимосвязанные стороны: сотрудничество и соперничество. Соперничество в области культурных связей, несмотря на его завуалированность, проявляется даже в более острой форме, нежели в политике и экономике. Государства и народы эгоистичны так же, как и отдельные индивидуумы: для них важно сохранить и расширить влияние прежде всего своей культуры, использовать в собственных интересах достижения других культур. В истории человеческой цивилизации имеется достаточно примеров ухода в прошлое больших и малых народов, не преодолевших внутренних и внешних противоречий. Особую остроту проблемы аккультурации, ассимиляции, интеграции приобрели в период глобализации, когда изменения во всех сферах жизни человеческого общества получили заметное ускорение.

Проблемы поиска своего места в мировом культурном пространстве, формирования национально ориентированных подходов во внутренней и внешней культурной политике представляют особую актуальность для Беларуси, ставшей в 1991 г. независимым государством. Находясь в составе других государств, белорусский народ был вынужден принимать правила игры, которые не всегда отвечали его интересам, лучшие представители нации работали для формирования культурного образа народов, имевших политическое преимущество. В последнее десятилетие Республика Беларусь получила возможность самостоятельно определять свою внутреннюю и внешнюю культурную политику, разрабатывать нормативно-правовые основы международного культурного взаимодействия, заключать соглашения с зарубежными странами и международными организациями, формировать механизм их реализации. В стране начался процесс трансформации системы международного культурного сотрудничества, сложившейся в условиях административно-командной системы, в новую демократическую систему, опирающуюся на общечеловеческие ценности и национальные интересы. Демократизация международных связей способствовала устранению жесткого партийно-государственного контроля за формами и содержанием международных культурных обменов. Был разрушен "железный занавес", на протяжении десятилетий тормозивший развитие контактов белорусского общества с европейской и мировой цивилизацией. Возможность самостоятельно налаживать зарубежные контакты получили профессиональные и самодеятельные художественные коллективы, учреждения культуры. Право на существование обрели различные стили и направления литературы и искусства, в том числе те, которые раньше не вписывались в рамки официальной идеологии. Представители белорусской культуры стали выступать за рубежом от имени Беларуси, а не представлять искусство СССР, которое ассоциировалось у большинства зарубежных граждан с Россией и российской культурой. Заметно увеличилось количество государственных и общественных организаций, принимавших участие в культурных обменах. Выросла доля негосударственного финансирования мероприятий, проводимых за пределами республики (коммерческие проекты, средства спонсоров и т. д.). Развитие зарубежных связей творческих коллективов и отдельных мастеров искусства на коммерческой основе не только содействовало повышению международного престижа страны, но и позволяло зарабатывать значительные валютные средства, необходимые для укрепления материальной базы культуры. Сократились политические и бюрократические препоны в оформлении поездок белорусских граждан за рубеж.

К благоприятным факторам в культурной сфере следует отнести международное признание Беларуси, установление дипломатических отношений и обмен посольствами и представительствами с зарубежными странами.

Однако на новом этапе Беларуси пришлось столкнуться с целым рядом проблем. В силу своего политического веса и экономического потенциала Беларусь не является активным участником мирового культурного пространства, она имеет возможность лишь более или менее успешно приспосабливаться к существующим условиям и правилам игры. Беларусь вынуждена отвоевывать для себя уже занятую другими народами нишу в мировом культурном пространстве, причем делать это приходится в сложных политических и экономических условиях. Уже первые месяцы независимого существования показали, что для завоевания достойного места в мировом и общеевропейском сообществе недостаточно лишь намерений и деклараций, необходима целенаправленная и энергичная работа государственных институтов, всего белорусского общества по формированию позитивного образа страны.

Расширение открытости Республики Беларусь привело к усилению ее зависимости от происходящих в мире культурно-информационных процессов, прежде всего таких, как глобализация культурного развития и культурной индустрии, опережающий рост в ней англо-американского влияния; коммерциализация культурной сферы, усиление зависимости культуры от крупных финансовых инвестиций; сближение "массовой" и "элитарной" культур; развитие современных информационных технологий и мировых компьютерных сетей, стремительное увеличение объема информации и скорости ее передачи; снижение национальной специфики в мировом информационно-культурном обмене.

Устранить негативные последствия глобализации не под силу молодому государству с ограниченными материальными ресурсами; оно может лишь внести в эти процессы некоторые коррективы. Многое в этом плане зависит от проводимой внешней культурной политики.

Необходимо расширить понятие о культурной сфере России, а значит о корнях и масштабе российской культуры в целом. В сферу интересов России должны попасть объекты, принадлежащие к цивилизационному пласту, на котором взросла самостоятельная российская культура. Так, важнейшую роль в формировании российской государственности сыграла Византия, чьи памятники сейчас разбросаны по многим странам и музейным собраниям.

Известно, что многие памятники византийской архитектуры расположены в Турции, Сирии, Ливане и в силу разных причин находятся не всегда в лучшем состоянии. Они не разрекламированы как туристические объекты должным образом. Россия может занять важное место в финансировании консервации архитектурных памятников в этих странах и тем самым иметь свою долю в туристическом бизнесе, который связан с этими историческими местами.

Особенно это должно касаться стран балканского региона, исторически православных, которые проявляют традиционную заинтересованность в российской культуре. Сегодня наша культурная позиция по отношению к ним слишком пассивна, не артикулирована [7].

Должны существовать мощные культурные центры за рубежом по типу немецкого Института Гете, Британского совета или французских франкофонных институтов . Наличие подобной организации — есть отличительный признак стран — носительниц культуры. Разумеется, Институт русской культуры (назовем его условно так) должен получать достаточно серьезное финансирование и во главе его опять же должен стоять не чиновник, а деятель культуры. Тогда это стало бы центром притяжения для всех симпатизирующих русской культуре сил. Сейчас мы потеряли эти позиции даже сравнительно с Советским Союзом.

То же можно сказать и о взаимодействии гуманитарной, культуротворческой интеллигенций России и восточных стран (Индии, Китая, Индокитая, Японии, Ирана, арабских стран). Говоря о культурной, интеллектуальной составляющей этого взаимодействия, нужно учитывать, что традиционно на Востоке по отношению к России присутствует значительный невостребованный потенциал комплиментарности. Он недостаточно задействован в нашем информационном, в нашем культурном пространстве. Существует необъятный нереализованный потенциал этого взаимодействия многих держав Евразии между собой. До последнего времени российское экспертное сообщество эту тему практически не разрабатывало, оставляя это поле деятельности народной дипломатии, общественным энтузиастам. И в этом смысле наблюдается явный регресс по отношению к восточной политике Российской империи и СССР.

Вклад немцев, французов, итальянцев в научный, инженерный и гуманитарный потенциал исторической России составляет неисчерпаемую основу для пропаганды добрососедского партнерства с Европой в нашей стране и одновременно — весьма актуальный повод для напоминания Европе о ее собственной классической традиции. Одни лишь гастроли российских театров с постановками на немецком языке могли бы послужить цивилизационно значимым стимулом для обращения Европы к собственной истории, к освобождению европейского духовного пространства от наносов глобализационной масс-культуры.

Гуманитарная миссия России на Западе, таким образом, не ограничивается экспансией русской культуры. В ее поле деятельности может и должно быть вовлечено все наследие великих национальных культур, составляющее общее достояние европейской христианской цивилизации.

Апелляция к наследию прошлого неизбежно напоминает о тех периодах древней и новой истории, когда Россия и европейские страны сталкивались между собой в кровопролитных войнах. Национальное достоинство не позволяет России предавать эти исторические главы забвению или умолчанию в угоду интересам момента. Однако военная история столь же богата примерами взаимопроникновения интеллекта и таланта, как гуманитарное наследие. На германскую аудиторию могла бы произвести большое впечатление тематическая выставка, посвященная вкладу в российский военный потенциал таких личностей, как Андрей Иванович (Генрих Иоганн) Остерман и Эдуард Иванович (Франц-Эдуард) Тотлебен, которым историческая Россия обязана, в частности, легендарной Брестской крепостью и оборонительными укреплениями Кронштадта, Севастополя и Керчи.

Исторический парадокс неотъемлемой роли инженеров-немцев в укреплении рубежей того государства, с которым Германия столкнулась в двух мировых войнах, представляет уместный повод для обсуждения роли третьих государств, их политиков и корпораций в провоцировании этих мировых катастроф. Таким образом, обращение к историко-культурной тематике имеет и непосредственную политическую актуальность — как для российской, так (даже в большей степени) для сегодняшней европейской аудитории.

Читайте также: