Доклад работа со слабоуспевающими учащимися по русскому языку

Обновлено: 02.07.2024

Рекомендации учителям-предметникам
при работе со слабоуспевающими учащимися.

1. При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.
2. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
3. При опросе создаются специальные ситуации успеха.
4. Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.
5. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера благожелательности.

Оценить 1864 0

Рекомендации учителям-предметникам

при работе со слабоуспевающими учащимися.

1. При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.

2. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.

3. При опросе создаются специальные ситуации успеха.

4. Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.

5. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера благожелательности.

В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаще обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, привлекает их в качестве помощников при показе опытов, раскрывающих cyть изучаемого, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.

В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах и в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий; отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.

При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются (при необходимости) карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки школьников.

Оптимальная система мер по оказанию помощи неуспевающему школьнику

С целью преодоления пробелов в знаниях, умениях и навыках система должна включать следующие виды деятельности:

1. Помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок).

2. Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.

3. Стимулирование учебной деятельности (поощрения, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.).

4. Контроль за учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий. Активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.)

При невозможности преодолеть неуспеваемость путем организации самостоятельной работы школьника следует организовать различные формы взаимопомощи, инструктируя соответствующим образом и неуспевающего ученика, и ученика, который будет с ним заниматься. При большой запущенности программного материала учитель сам проводит дополнительные занятия с учеником.

МЕРЫ ГРУППОВОГО ПОДХОДА И ВИДЫ ПОМОЩИ В УЧЕНИИ НЕУСПЕВАЮЩЕМУ УЧЕНИКУ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ УРОКА

1. В процессе контроля за подготовленностью учащихся.
Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе. Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. Предложение учащимся примерного плана ответа. Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления. Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.

2.При изложении нового материала.
Применение мер поддержания интереса к усвоению темы. Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала. Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.

3. При организации и в ходе самостоятельной работы на уроке.
Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение числа их. Более подробное объяснение последовательности выполнения задания. Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, корточек с направляющим планом действий. Разбивка заданий на дозы. Этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых. Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. Напоминание приема или способа выполнения задания. Указание на необходимость актуализировать то или иное действие, правило. Ссылка на правило и свойство, которые необходимы для выполнения упражнения. Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению. Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих, более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправление.

Упражнения на развитие психических процессов

1. Упражнения на развитие памяти:

1.1. Развитие слуховой памяти.

Упражнение1. Учитель один раз читает следующие пары слов (а затем тройки), которые дети должны запомнить. После того как учитель закончит читать , ему следует в каждой паре произносить лишь первое слово, а задача детей вспомнить второе (третье).

Автор: Чукина Раиса Захаровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: КГОБУ
Населённый пункт: г.Уссурийск Приморского края
Наименование материала: статья
Тема: Работа со слабоуспевающими детьми в школе на уроках русского языка.
Раздел: среднее образование

Учитель русского языка и литературы

Чукина Раиса Захаровна

Работа со слабоуспевающими детьми в школе на уроках русского языка.

Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа

со слабоуспевающими учащимися.

Слабоуспевающими учащимися принято считать учащихся, которые имеют слабые

умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или

тех, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что количество таких

учеников в школах составляет 10-15%. Чтобы такая категория учеников не перешла в

разряд неуспевающих , необходима систематизированная работа со слабоуспевающими

учащимися всех служб образовательного учреждения.

Эти дети требуют особого подхода к организации учебного процесса. Они нуждаются в

поддержке со стороны учителя. При отсутствии должного внимания у них возникают

серьезные трудности в обучении. На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха

познавательная потребность очень скоро исчезает, порой безвозвратно, а учебная

мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная

успешно осваивать учебный материал. Необходимы дополнительные упражнения, в которые

основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного

обучения. Кроме того этим детям необходимо большее количество повторений на отработку

наиболее важных и сложных разделах новой темы, учитель чаще обращается к нему с

вопросом, выясняющим степень понимания учебного материала. В ходе самостоятельной

работы на уроке слабоуспевающим ученикам даются упражнения, направленные на

устранение ошибок, допущенных ими при ответах в письменных работах: отмечаются

положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий; отмечают

типичные затруднения в работе и указывают способы их устранения, оказывается помощь с

одновременным развитием самостоятельности в учении. При организации домашней работы

подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок. Это могут быть карточки-

задания, задания на повторение материала, который необходим для изучения новой темы.

С целью ликвидации пробелов в знаниях, приобретения умений и навыков следует

использовать следующие виды деятельности:

Стимулирование учебной деятельности (поощрения, создание ситуации успеха,

побуждение к активному труду и т.п.)

Контроль за учебной деятельностью (более частый опрос ученика,

проверка всех домашних заданий)

Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности

Помощь в планировании учебной деятельности

При невозможности преодолеть неуспеваемость путем организации самостоятельной

работы школьника следует организовать различные формы взаимопомощи, инструктируя

соответствующим образом и неуспевающего ученика, и ученика, который будет с ним

заниматься при большой запущенности программного материала лучше, если учитель сам

будет проводить дополнительные занятия.

Причины неуспеваемости и невоспитанности ученика.

Внутренние по отношению к школьнику

Недостатки биологического развития личности;

а) Дефекты органов чувств

б) Соматическая ослабленность

в) Особенности высшей нервной деятельности, отрицательно влияющие на обучение.

г) Психологические отклонения

Недостатки психического развития личности:

а) Слабое развитие интеллекта

б) Слабое развитие воли

в) Слабое развитие эмоциональной сферы личности

г) Отсутствие должных познавательных интересов

Недостатки воспитанности личности:

а) Недостатки в развитии моральных качеств личности

б) Недостатки в отношениях ученика с учителем, коллективом, семьей и др.;

в) Недостатки в трудовом воспитании

Внешние по отношению к школьнику

Недостатки образовательного опыта личности

а) Пробелы в знаниях, специальных умениях

б) Пробелы в навыках учебного труда

Недостатки влияния школы

а) Недостатки процесса обучения, учебных пособий, и др.;

б) Недостатки процесса воспитания в школе (со стороны педагогического коллектива,

коллектива учащихся и др.)

Недостатки влияния внешкольной среды

а) Недостатки влияния семьи

б) Недостатки влияния сверстников

в) Недостатки влияния культурно-производственного окружения.

10 правил работы со слабоуспевающими учащимися.

Верь в способности любого ученика и старайся передать ему эту веру. Радуйся

каждому шагу вперед своего воспитанника.

Помни, что для слабоуспевающих необходим период вживания в материал. Не

торопи его. Научись ждать успеха ученика.

Начав работать со слабыми на их уровне, помни, что через короткое время их группа

расколется в свою очередь, на способных, средних и слабых. Способные быстрее

воспринимают, начинают быстро прогрессировать в учении, средние тянутся к

способным. Слабым нужна постоянная помощь.

Многократное повторение основного материала – один из приемов работы со

слабыми учащимися. Нужно понимать, что нет отдельного урока. Каждый урок – это

продолжение предыдущих, он вносит свою лепту в изучаемую тему. Если учитель по

теме, состоящей из 15-20 уроков, отработает главные вопросы, при ежедневном

повторении к последним урокам все учащиеся их усвоят.

Не нужно гнаться за обилием излагаемого материала. Умейте выбирать главное,

изложите его, повторите и закрепите.

Не следует понимать примитивно работу со слабоуспевающими. Дело не только в

знаниях. При обучении таких учеников идет постоянное развитие памяти, логики,

мышления, эмоций. Чувств, интереса к учению, формированию общеучебных умений

и навыков. Методика работы со слабоуспевающими будет меняться по мере

Общение – главная составляющая любой методики, не наладив общение со слабыми,

не получишь результатов обучения.

Научись управлять классом. При изложении материала все должны слушать, не

писать. Изложил часть материала, закрепи его, дал записать и приступай к

следующей дозе материала. Деятельность учащихся на уроке должна быть

разнообразной, например, 3-4 минуты ученики внимательно слушают материал;2-3 –

закрепляют, проговаривая главное;3-4 – переписывают с доски и т.д. Все это

дополняется демонстрацией, самостоятельной работой и т.п.

Научитесь привлекать сильных учащихся к обучению слабых. При этом выигрывают

все стороны: сильные закрепляют знания, слабые учатся, а учитель получает доступ

к наиболее слабым. Самым неэффективным является момент, когда у доски

работает один ученик. Научитесь строить процесс обучения путем сочетания

фронтальной организации класса с индивидуальной помощью каждому.

10. У слабоуспевающих плохо развить мышление. Ищите образ в изучаемом материала.

Привлекайте к изложению такие занимательные средства, которые воздействовали

бы на эмоции, чувства, интерес к учению (музыку, поэзию, слайды, образный показ).

Кроме того существуют некоторые другие правила, а именно: не ставь оценку ученику, пока

не научишь его. Помни, что есть ученики (их немного), которые не все могут освоить. Не

убивай оценками в них человека.

При работе со слабоуспевающими детьми в школе необходимо вести документацию. В

которой отражается проведенная работа. Вот один из вариантов плана работы со

Конечно, работа без привлечения к помощи родителей невозможна. Родительский контроль

важен при выполнении домашних заданий, посещений дополнительных занятий учеником, а

также для контроля посещения школы. Родители должны приходить в школу по первому

требованию учителя, проявлять искреннюю заинтересованность в успехе своего ребенка.

Они обязаны помогать в освоении пропущенного учебного материала путем консультаций с

учителем – предметником или самостоятельных занятий.

Презентация.

Оказание помощи неуспевающему ученику

В процессе контроля за подготовленностью учащихся

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

Предложение учащимся примерного плана ответа.

Использование наводящих вопросов.

Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть

Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.

Оказание помощи неуспевающему ученику

При изложении нового материала

Применение мер поддержания интереса к усвоению темы.

Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими

степень понимания ими учебного материала.

Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д.

Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к

выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным

Оказание помощи неуспевающему ученику

При организации самостоятельной работы

Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы

упражнений, а не механическое увеличение их числа.

Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.

Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-

консультаций, карточек с направляющим планом действий.

Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.

Напоминание приема и способа выполнения задания.

Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к

их оформлению.

Оказание помощи неуспевающему ученику

В ходе самостоятельной работы на уроке

Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда

Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.

Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач,

Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.

Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки,

проверка, исправление.

Оказание помощи неуспевающему ученику

При организации домашней работы

Подбор заданий по осознанию и исправлению ошибок.

Проведение подробного инструктажа о порядке выполнения задания, о

возможных затруднениях.

Даются задания на повторение материала, который потребуется для изучения

Определяется объём заданий и не допускается перегрузка учащихся.

Формы организации работы с родителями слабоуспевающих и неуспевающими

амой распространенной формы работы с такими родителями является

индивидуальная беседа.

Организация индивидуальной беседы родителей и учителя в присутствии ученика.

Выполнение индивидуальных заданий во внеурочное время по учебным пособиям,

карточкам, где учитываются дифференцированные задания для создания ситуации

Приглашение родителей на уроки с целью

определения интеллектуального уровня ребёнка на фоне классного коллектива.

Советы родителям слабоуспевающих учеников:

Всячески укрепляйте уверенность ребенка в своих силах;

Давайте ребенку только одно задание на определенный промежуток времени, чтобы

он мог его выполнить;

Поддерживайте дома четкий распорядок дня;

Отрабатывайте формы поведения в различных ситуациях;

Проявляйте заинтересованность школьными делами ребенка;

Будьте последовательны в своих требованиях, поощрениях и наказаниях;

Не предъявляйте завышенные требования к ребенку и не вводите его в роль

Формируйте положительную мотивацию к учёбе;

Никогда не критикуйте учителей в присутствии детей;

Помогайте ребёнку в случае необходимости;

Никогда не выполняйте задание за ученика;

Старайтесь привить ребёнку привычку использовать дополнительную литературу,

Хвалите, радуйтесь вместе с ребёнком, когда он получает хорошие отметки;

Поощряйте ребёнка за его успехи;

Держите связь с учителями-предметниками в том случае, если вы сами не можете

Подводя итог вышесказанному , можно сделать вывод, что при правильном

раскрытии причин неуспеваемости и определении путей ее ликвидации, высокое

качество уроков, реальная помощь и тесный контакт всех членов семьи с

педагогическим коллективом, использование передовых методов в обучении, четко

поставленный контроль за учебным процессом, - таковы наиболее реальные пути,

для достижения высокой успеваемости и прочных знаний учащихся разного

Все наши дети очень разные: одни яркие, талантливые, другие не очень. Но каждый

В данной публикации дается краткая характеристика слабоуспевающих обучающихся в школе и организация индивидуальной работы с такими учащимися на уроках русского языка.

Содержимое публикации

Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам школ - это работа со слабоуспевающими учащимися. Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что такие учащиеся в школах существуют. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися. Я хотела бы остановиться на работе с отстающими учащимися по русскому языку.
В большой и важной проблеме борьбы с неуспеваемостью учащихся и повышения качества знаний я вижу две стороны: проблему предупреждения неуспеваемости и проблему ликвидации пробелов в знаниях учащихся.
Неуспеваемость учащихся порождается многочисленными и разнообразными причинами, зависящими как от самого учителя (его опыта, подготовки, его методики), так и от самого ученика. На устранение причин, следствием которых является неуспеваемость учащихся, должны быть направлены усилия всех учителей. Предупреждение неуспеваемости осуществляется постановкой занятий в целом.
Работа с отстающими учащимися предполагает обязательный индивидуальный подход к учащимся, а также индивидуальные задания отдельным учащимся. Эти задания должны рассматриваться как дополнительные к тому, что даётся всему классу.
Отстающему приходится проделывать больший объём работы, чем успевающему учащемуся. Поэтому эти задания должны быть невелики. Например, небольшая карточка из дидактического материала.
В каждом классе, как известно, встречаются учащиеся, имеющие серьёзные пробелы в знаниях и навыках. Эти учащиеся испытывают большие трудности в работе над учебным материалом и нуждаются в постоянном внимании к себе со стороны учителя и на уроке, и вне занятий. Только при этом условии такие учащиеся могут ликвидировать пробелы в знаниях и подняться до уровня всего класса.
Первое, с чего начинается индивидуальная работа - это изучение учащихся, пробелов в их знаниях и причин этих пробелов, психологических особенностей и т.д.
Внимательно изучая своих учащихся, я вижу, что у одних неустойчивое внимание, им трудно сосредоточиться на учебном материале, другие стремятся к механическому запоминанию правил и выводов, третьи медлительны в работе.
У одних учащихся более развита зрительная память, у других – слуховая, у третьих - моторная. В любом классе есть учащиеся, не владеющие дисциплиной умственного труда. Это проявляется и во время изложения или повторения материала и ещё в большей степени в процессе самостоятельной работы. Задача учителя – изучить индивидуальные особенности учащихся и оказать им своевременную помощь, облегчить их работу над учебным материалом. Организуя индивидуальную работу с учащимися, важно вызвать у них интерес к занятиям и стремление ликвидировать пробелы в знаниях, а для этого необходимо вселить в них веру в свои силы. Нужно вскрыть перед учащимися причины их отставания и указать пути ликвидации пробелов, необходимо внимательно следить за учащимися, помогать им на уроке и в домашней работе, отмечать их малейшие успехи. Желание учиться формируется в процессе успешной работы над материалом, поэтому важно организовать индивидуальную помощь таким образом, чтобы учащийся постоянно чувствовал своё продвижение вперёд. Как показывает опыт, часто даже незначительное продвижение вперёд окрыляет учащихся, возбуждает работать их интенсивнее и повышает интерес к занятиям, а это обеспечивает им успешное усвоение материала. Некоторые считают, что индивидуальная помощь учащимся – это только работа с ними вне урока. Это, разумеется, неверно. Индивидуальная работа с учащимися – это, прежде всего, постоянное внимание каждому из них в ходе на уроке: в ходе опроса учащихся, в процессе изложения и закрепления материала, а также при объяснении домашнего задания.
Групповые дополнительные занятия организуются лишь в самых исключительных случаях.

Такие группы должны быть небольшими по количеству занимающихся в них учащихся. Это, в основном, те учащиеся, которые пропустили занятия по какой – либо причине или тот, кому что-нибудь непонятно.
Как я организую индивидуальную работу с учащимися?
Прежде всего, стараюсь выявить слабые и сильные стороны каждого ученика, веду учёт, какие ученики в чём отстают, на какое правило делают ошибки.
При выполнении письменных упражнений, при проверке домашних заданий особое внимание уделяю отстающим: даю им индивидуальные задания, работаю с каждым учеником по допущенным ошибкам. При разборе ошибок главное внимание обращаю на типичные ошибки, которые встречаются у многих учеников в контрольных диктантах. Эти ошибки разбираем в классе.
Главное – индивидуальная работа с каждым отстающим. Для учёта ошибок по русскому языку завожу специальную тетрадь, в которой отводится страница, где фиксируется тема урока (которая детям трудно даётся и ставится + или – около каждой фамилией). Установив, какие ошибки допускает тот или иной ученик, даю задание по учебнику или по карточке на данное правило. После каждого контрольного диктанта слова на те правила, которые учащимися уже усвоены, в его карточке вычёркиваются, а новые слова, в правописании которых в диктанте допущены ошибки, вносятся в карточку. Ценным в этой форме организации индивидуальной домашней работы учащихся по русскому языку является то, что она не требует громоздкого учёта. Подготовка к этой работе также не является трудоёмкой для учителя. В своей работе я применяю и индивидуальные карточки. Индивидуальная дополнительная работа учащихся даёт большой эффект. Но она требует упорного труда ученика и учителя, так как дополнительные работы ученику надо выполнять, а учителю – проверять.
Очень хорошим приёмом работы над ошибками является, по моему мнению, и такой метод. Выписываю ошибки из 2 – 3 контрольных диктантов с их объяснением. После того как дети осмысленно усвоят правило и изучат слова, в которых они делали ошибки, даётся самостоятельное задание: написать творческий диктант или сочинение, используя слова и предложения с ошибками.
Контрольная работа по следам своих ошибок очень полезна. Формы и методы индивидуальной работы на уроках русского языка многообразны. При подготовке к уроку я намечаю, кому из учащихся во время опроса дать для подготовки больше времени, а кому – поменьше, кого спросить у стола, у доски, кому дать карточку.
При опросе одного ученика делаю упор на практическую часть материала, на умение применять правило, от другого требую разъяснения смысла правила, от третьего – добиться чёткого, последовательного пересказа по плану. В качестве дополнительного материала 1 – разбор по составу, 2 – объяснение правописания слов, 3 – склонение или спряжение слов.
Большую роль играет индивидуальная работа с учащимися во время объяснения материала. Она может принимать самые разные формы: к одним учащимся обращаюсь с вопросами, другим предлагаю привести примеры, третьих привлекаю к анализу иллюстраций. Это активизирует учебный процесс, вовлекает в работу всех учащихся и помогает отстающим усвоить материал. Вопрос о том, кому из учащихся какое задание предложить, решаю тоже с учётом их индивидуальных особенностей.
Если учащийся отличается неустойчивостью внимания, т.е. невнимательный, к нему я обращаюсь с вопросами, привлекаю его к анализу примеров, предлагаю повторить соответствующие положение, учащимся, которые запоминают материал механически, предлагаю подобрать свои примеры, объяснить орфограммы или знаки препинания, пересказать правило своими словами.
В качестве дидактического материала во время изложения использую примеры, в которых учащиеся допустили ошибки в письменных работах.
Усвоение правописания – сложный процесс. Пути овладения орфографией многообразны. Они вытекают не только из специфики учебного материала, но и из психологических особенностей детей. Учитель должен учитывать эти особенности и, прежде всего, все виды памяти учащихся.
Практически это означает, что в процессе объяснения учитель должен сочетать слово с наглядностью, рассказ с элементами беседы, анализ примеров, записанных на доске, с разбором примеров, подобранных учащимися, т. к. память у детей разная: зрительная, слуховая, моторная. Закрепление орфографического материала – один из наиболее ответственных этапов урока.
Одним из распространённых недостатков в преподавании русского языка является недооценка слуховых задач, особенно при закреплении. Выполняя классную или домашнюю работу, учащиеся обычно воспринимают орфограмму зрительно, подкрепляя её зрительный образ только моторным восприятием. Звуковой образ в этом процессе, как правило, не участвует. Не удивительно поэтому, что даже успевающие учащиеся допускают ошибки в слуховых диктантах на данное правило. Объясняется это просто: в процессе работы над материалом учащиеся были ориентированы на зрительное и моторное восприятие орфограмм, а во время диктанта – на слуховое, то есть на тот вид памяти, который в работе над материалом не участвовал. Отсюда видно: работая над орфограммой, учитель должен сочетать задания таким образом, чтобы в усвоении её участвовали все виды памяти учащихся. С этой целью я практикую предварительное проговаривание отдельных слов (слов с непроизносимыми согласными, непроверяемыми гласными, и др.) Провожу предупредительные, объяснительные диктанты.
Индивидуальный подход к учащимся осуществляю и при подготовке к контрольной работе. Подготовку к диктанту я начинаю за несколько дней до его проведения. Перед диктантом сообщаю, что нужно конкретно повторить. Даю для запоминания слова, которые трудны и могут встретиться в диктанте, провожу тренировку в постановке знаков препинания, разбираем слова по составу. Когда диктанты написаны, учащиеся их проверяют. Проверку проводят целенаправленно, под моим руководством. Например, предлагаю им сначала найти и проверить написание всех , имён существительных, затем найти прилагательных и глаголы. После такой проверки ещё раз читают текст и сдают тетради. Иногда, когда работы сданы, спрашиваю, что показалось наиболее трудным. Затем записываю трудные орфограммы на доску. По свежим следам правильные написания лучше закрепляются в памяти учащихся.
К индивидуальной работе с учащимися я приступаю с самого начала учебного года. А занятия после уроков провожу только тогда, когда ученик много пропустил или не понял материала. Если же ученик недобросовестно отнёсся к выполнению задания, от такого требую вторичного его выполнения, иногда оставляю после уроков. В остальных случаях работу провожу индивидуально с каждым отстающим учащимся. Практикую ведение тетрадей для дополнительных работ. В зависимости от характера ошибок я вкладываю в тетрадь ученика карточку с заданием. Не следует давать сразу несколько карточек – чтобы не обременять учащихся работой. Учащиеся охотно работают над своими ошибками при помощи карточек – заданий. Каждая самостоятельная работа по исправлению ошибок проверяется учителем и в журнале обязательно выставляются оценки наравне с оценками за контрольные работы.

Рекомендации, которые необходимо помнить при работе со слабоуспевающими учениками

2. По возможности задавать ученикам наводящие вопросы, которые помогут им последовательно изложить материал.

3. Систематически проверять усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.

4. В ходе опроса и при анализе его результатов создать атмосферу доброжелательности.


Автор статьи — Протасова Елена Ивановна

Организация работы со слабоуспевающими
учащимися на уроках русского языка

… Урок подобен огородной грядке:
стоит прекратить за ней ухаживать,
как она очень быстро зарастает сорняком
и хорошего урожая мы не получим.
В.Я. Синенко

1. При обучении русскому языку слабоуспевающих школьников необходимо специально знакомить со структурой мышления, вводить понятия о мыслительных операциях, видах памяти, видах и типах мышления, обогащать их речь лексикой с ментальной семантикой.

2. Необходимо увеличить количество заданий, требующих обобщения, систематизации и рефлексии и развивающих продуктивное, творческое мышление.

3. Применять парные и групповые формы организации учебно-познавательной деятельности, которые создают для слабоуспевающих школьников условия реального общения, развивают умения планировать деятельность, взаимодействовать друг с другом, брать на себя ответственность, стимулируют их познавательную активность, интерес к изучению русского языка.

Методика практического обучения содержит:

а) систему педагогических действий по созданию и разрешению проблемной ситуации;
б) структуру, то есть логическую последовательность расположения и изучения программного материала;
в) теоретическую информацию для знакомства школьников с типами и закономерностями мыслительной деятельности, с этапами логического и творческого мышления, эффективными способами запоминания словарных слов;
г) отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий, связанную с интеллектуальной деятельностью человека: память и ее виды (зрительная, слуховая, двигательная, эмоциональная, словесно-логическая); логические способы познания действительности (анализ, сравнение, синтез); признаки явлений (существенный несущественный, необходимый и достаточный); интуитивный мыслительный процесс (озарение, аналогия, ассоциация);
д) базовые речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся: тема, основная мысль, типы текста и их структура;
е) текстовый дидактический материал, в котором описываются особенности мыслительной деятельности героев: писателей, поэтов, изобретателей, ученых, детей разного возраста, литературных персонажей;
ж) языковой дидактический материал (лексика, связанная с происхождением и значением фразеологизмов о мышлении и памяти человека).

Содержание и методика такого обучения могут быть соотнесены с изучением любого раздела, использоваться при изучении любой лингвистической темы.

Технология развития мышления и речи слабоуспевающих школьников опирается на следующие этапы:

а) создание проблемной ситуации: в начале урока с помощью проблемного вопроса или познавательной задачи вводится новое понятие, которое в дальнейшем закрепляется с помощью ролевых игр, языковых разборов, подбора примеров, составления схем, таблиц, алгоритмов, редактирования текста;
б) обсуждение общего направления решения, так как слабые учащиеся не всегда могут определить последовательность выполнения задания. Обучение строится от частного к общему, от примеров, анализа жизненного опыта учащихся — к теоретическим выводам и обоснованиям;
в) организация поиска решения — задавание наводящих вопросов, стимулирующих интеллектуальную деятельность;
г) обсуждение результатов и способов решения для усвоения новых приемов мыслительной деятельности;
д) рефлексия, так как слабоуспевающие ученики, получая новые способы познания, испытывают затруднения в осознании того, каким конкретно новым приемам мышления они научились.

Эффективными приёмами создания проблемной ситуации могут быть следующие:

- обозначение, формулирование противоречия учителем;
- выявление разных точек зрения, нескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос;
-постановка конкретных вопросов, стимулирующих обобщение, следование логике рассуждения.

В процессе обучения учитель, несомненно, должен использовать различные виды дифференцированной помощи:

  • Индивидуализация домашнего задания слабоуспевающим учащимся.
  • Повторение дома материала, необходимого для изучения новой темы.
  • Использование слабыми учащимися при ответе составленного дома плана изложения материала или выполненной самим памяткой для ответа.
  • Координация объема домашних заданий, доступность его выполнения в установленное время.
  • Привлечение школьников к осуществлению самоконтроля при выполнении заданий.
  • Предоставление времени для подготовки к ответу
  • Оказание должной помощи слабоуспевающим в ходе самостоятельной работы на уроке.
  • Дополнение к заданию (рисунок, схема, инструкция и т.п.).
  • Указание алгоритма выполнения задания.
  • Указание аналогичного задания, выполненного раньше.
  • Объяснение хода выполнения подобного задания.
  • Предложение выполнить вспомогательное задание, наводящее на решение предложенного.
  • Наведение на поиск решения определенной ассоциацией.
  • Указание причинно-следственных связей, необходимых для выполнения задания.
  • Выдача ответа или результата выполнения задания.
  • Постановка наводящих вопросов.
  • Программирование дифференцирующих факторов в самих заданиях.

И в заключение следует сказать о том, что какими бы способами и методами обучения ни пользовался учитель на уроке, в центре его внимания всегда должна быть личность ученика, его душа, его человеческие качества.


Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися. Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися всех служб образовательного учреждения. Основу такой работы может составлять Положение о деятельности педагогического коллектива со слабоуспевающими учащимися и их родителями.

Содержимое разработки

_________ /М.М.Абакарова / _______ /Ч.М. Меджидова /

работы со слабоуспевающими учениками

по русскому языку

на 2018—2019 учебный год.

Составитель:

учитель русского языка и литературы

Магомедова Мадина Гаджиевна.

Пояснительная записка

Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися.

Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися всех служб образовательного учреждения. Основу такой работы может составлять Положение о деятельности педагогического коллектива со слабоуспевающими учащимися и их родителями.

Выполнение Закона об образовании;

принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний обучающихся.

ликвидация пробелов у учащихся в обучении по русскому языку;

создание условий для успешного индивидуального развития ребенка

ПРОГРАММА НАПРАВЛЕНА НА УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ:

Учащихся: получение полного и среднего образования;

выбор формы получения образования.

Родителей: в создании наиболее комфортных условии обучения своего ребенка; в стабилизации отношении в семье; смягчение конфликтных ситуаций в школе.

Школы: решение социально-педагогических и психологических проблем детей и подростков.

Создание условий для успешного усвоения обучающимися учебных программ.

Отбор педагогических технологий для организации учебного процесса и повышение мотивации у слабоуспевающих учеников.

Реализация разноуровневого обучения.

Изучение особенностей слабоуспевающих обучающихся, причин их отставания в учебе и слабой мотивации.

Формирование ответственного отношения обучающихся к учебному труду.

Признаки отставания - начало неуспеваемости учащихся

1.Ученик не может сказать, в чем трудность задачи, наметить план ее решения, решить задачу самостоятельно, указать, что получено ново­го в результате ее решения. Ученик не может ответить на вопросы по тексту, сказать, что нового он из него узнал. Эти признаки могут быть обнаружены при решении задач, чтении текстов и слушании объяснения учителя.

2.Ученик не задает вопросов по существу изучаемого, не делает попыток найти и не читает дополнительных к учебнику источников. Эти признаки проявляются при решении задач, восприятии текстов, в те моменты, когда учитель рекомендует литературу для чтения.

3.Ученик не активен и отвлекается в те моменты урока, когда идет поиск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей. Эти при­знаки могут быть замечены при решении задач, при восприятии объ­яснения учителя, в ситуации выбора по желанию задания для самостоятельной работы.

4.Ученик не реагирует эмоционально (мимикой и жестами) на успехи и неудачи, не может дать оценки своей работе, не контролирует себя.

5.Ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает действия, путает их порядок, не может проверить полученный ре­зультат и ход работы. Эти признаки проявляются при выполнении уп­ражнений, а также при выполнении действий в составе более сложной деятельности.

6. Ученик не может воспроизвести определения понятий, формул, дока­зательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе по­нятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответ­ствующих вопросов.

Оптимальная система мер по оказанию помощи слабоуспевающему школьнику

1.Помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации про­белов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устране­нию типичных ошибок и пр.).

2. Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.

3. Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуа­ций успеха, побуждение к активному труду и др.).

4. Контроль за учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.).

5. Различные формы взаимопомощи.

6. Дополнительные занятия с учеником учителя.

Направления в работе со слабоуспевающими обучающимися

Методы стимулирования обучающихся в целях предупреждения отставания и неуспеваемости

посредством организации деятельности

посредством воспитательных воздействий в плане общения, отношения, внимания

Особый подход к освещению учебного материала, характер его преподнесения:

б) аналитический (разъяснительный);

Использование, показ, подчеркивание различных элементов, привлекательных сторон содержания:

а) важность отдельных частей;

б) трудность, сложность;

в) новизна, познавательность материала;

г) историзм, современные достижения науки;

д) интересные факты, противоречия, парадоксы.

Задания с интересным содержанием, занимательными вопросами.

Показ значимости знаний, умений:

Целевая установка на работу, ее краткая характеристика, постановка задач

Предъявление требований к учащимся. По содержанию: к дисциплине, к работе; по форме: развернутые, свернутые (указания, замечания, мимика); единые и индивидуально-групповые, общие и детальные, прямые и косвенные.

Характер деятельности (копирующий, репродуктивный, творческий)

Создание ситуаций различного характера: интеллектуального, игрового, эмоционального.

Анализ ошибок и оказание необходимой помощи.

контроль за деятельностью учащегося (тщательный, беглый), взаимо- и самоконтроль, оценка.

Четкое использование ТСО, наглядности, дидактических материалов, красочных пособий и т.д.

Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявление доверия к силам и возможностям учащихся.

проявление личного отношения учителя к ученику, классу, высказывание собственного мнения.

Проявление учителем собственных качеств, данных личности (в плане общения, эрудиции, отношения к предмету, деловых качеств…) и побуждение учащихся к подобным проявлениям

Организация дружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь)

Оказание помощи неуспевающему ученику на различных этапах урока и профилактика неуспеваемости

Виды помощи в учении

В процессе контроля за подготовленностью учащихся

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

Предложение учащимся примерного плана ответа.

Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.

Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.

Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшие затруднения. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. По окончании усвоения темы или раздела, обобщать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьниками, выявлять причины отставания.

При открытии новых знаний

Применение мер поддержания интереса к усвоению темы.

Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала.

Привлечение к высказыванию предложений при проблемном

обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.

Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал.

При организации самостоятельной работы

Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.

Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.

Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.

Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.

Напоминание приема и способа выполнения задания.

Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.

Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль.

В ходе самостоятельной работы на уроке

Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых.

Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.

Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.

Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.

Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправление.

Обеспечить в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими школьниками. Согласовать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников.

Система работы по формированию положительного отношения к учению у слабоуспевающих школьников

Открытие новых знаний

Организация самостоятельной работы

Самостоятельная работа

Отношение к содержанию учебного материала

Наиболее легкий занимательный материал независимо от его важности, значимости

Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого

Существенный, важный, но непривлекательный материал

Отношение к процессу учения

(усвоение знаний)

Действует учитель – ученик только воспринимает

Ведущим остается учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса

Ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса

Ученик действует самостоятельно

Отношение к себе, к своим силам

Поощрение успехов в учебе, работе, не требующей усилий

Поощрение успеха в работе, требующей некоторых усилий

Поощрение успеха в работе, требующей значительных усилий

ПЛАН РАБОТЫ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ

Ставить в известность родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок (более 2-3)

В течение учебного года

Использовать новые образовательные технологии, инновационные формы и методы обучения: личностно – ориентированный подход (обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока.

В течение учебного года

Организовывать в процессе обучения индивидуально-групповую работу, применяя дифференцированные тренировочные задания, дифференцированные проверочные работы, творческие работы по выбору.

В течение учебного года

В течение учебного года

Шире использовать игровые задания, которые дают возможность работать на уровне подсознания.

В течение учебного года

При опросе слабоуспевающим давать примерный план ответа, разрешать пользоваться планом, давать больше времени готовиться к ответу у доски.

В течение учебного года

Задавать наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.

В течение учебного года

Периодически проверять усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.

В течение учебного года

Организовывать в процессе обучения индивидуально-групповую работу, применяя дифференцированные тренировочные задания, дифференцированные проверочные работы, творческие работы по выбору.

В течение учебного года

В течение учебного года

Шире использовать игровые задания, которые дают возможность работать на уровне подсознания.

В течение учебного года

При опросе слабоуспевающим давать примерный план ответа, разрешать пользоваться планом, давать больше времени готовиться к ответу у доски.

В течение учебного года

Задавать наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.

В течение учебного года

В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивать атмосферу доброжелательности.

В течение учебного года

В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрировать на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, чаще обращаться к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала.

В течение учебного года

В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам давать задания, направленные на устранение ошибок, отмечать положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, оказывать помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.

В течение учебного года

При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбирать задания по осознанию и исправлению ошибок, проводить подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий. Объем домашних заданий рассчитывать так, чтобы не допустить перегрузки.

Составить план работы по ликвидации пробелов в знаниях каждого отстающего ученика

Сентябрь, обновлять по мере необходимости

Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих. Учить детей навыкам самостоятельной работы.

Отражать индивидуальную работу со слабым учеником в рабочих или специальных тетрадях по предмету.

Читайте также: