Космические опасные природные явления доклад

Обновлено: 14.06.2024

Космос полон причудливых и даже страшных явлений, начиная от звезд, которые высасывают жизнь из себе подобных и заканчивая гигантскими черными дырами, которые в миллиарды раз крупнее и массивнее нашего Солнца.

1. Планета-призрак

Многие астрономы говорили о том, что огромная планета Фомальгаут В канула в лету, но она, судя по всему, снова жива.

Однако, согласно последним данным, полученным с Хаббла, планета обнаруживается снова и снова. Другие специалисты внимательно изучают систему, окружающую звезду, поэтому планета-зомби может быть похоронена ещё не один раз, прежде, чем по этому вопросу вынесут окончательный вердикт.

2. Звёзды-зомби

Они могут вернуться к жизни, хоть и ненадолго, в гигантском взрыве вместе со сверхновой, высасывая жизнь из своей звезды-компаньона либо путем слияния с ней.

3. Звёзды-вампиры

4. Гигантские чёрные дыры

Чёрные дыры могут показаться объектами научной фантастики — они чрезвычайно плотные, а гравитация в них настолько сильна, что даже свет не в состоянии вырваться из них, если приближается на достаточно близкое расстояние.

Но это очень реальные объекты, которые довольно часто встречаются по всей Вселенной. На самом деле, астрономы полагают, что сверхмассивные чёрные дыры находятся в центре большинства (если не всех) галактик, включая и наш Млечный Путь. Сверхмассивные черные дыры умопомрачительны по своим размерам.

5. Астероиды-убийцы

Приведенные в предыдущем пункте явления могут быть жуткими или принимать абстрактную форму, но они не представляют угрозу для человечества. Чего нельзя сказать о больших астероидах, которые пролетают на близком к Земле расстоянии.

6. Активное солнце

Солнце даёт нам жизнь, но наша звезда не всегда такая хорошая. Время от времени на ней происходят нешуточные бури, которые могут оказать потенциально разрушительное действие на радиосвязь, спутниковую навигацию и работу электросетей.

В последнее время подобные солнечные вспышки особенно часто наблюдаются, потому как солнце вошло в свою особенно активную фазу 11-летнего цикла. Исследователи ожидают, что солнечная активность достигнет своего пика в мае 2013-го года.

В этом году человечество приземлилось на свою первую комету, у женщины с пересаженной маткой родился ребёнок, а окаменевшие морские ракушки заставили нас полностью пересмотреть наши представления о человеческой культуре. И это — лишь некоторые из важнейших научных достижений, перечисленных ниже. 1. Старейший рисунок, сделанный до эпохи современного человека В 2007-м году археологи изучали окаменелые ракушки в музейной коллекции, и наткнулись на одну деталь, которую предыдущие исследователи почему-то пропустили: гравюры на ракушках в виде абстрактных узоров. Возраст… Читать далее…






Что за крохотные точки изящно кружат вокруг Земли? Отблески далёких звезд? Газообразные остатки некой далёкой туманности? Нет: это просто гигантский рой мусора на орбите нашей планеты. В НАСА создали 3D-визуализацию, показывающую, как космический мусор летает вокруг Земли. Красиво, правда? Очень. Пока вы не осознаете, что это такое. Отдел НАСА по слежению за искусственными космическими объектами выяснил, что вокруг Земли летает 21000 объектов размером более десяти см и около полумиллиона… Читать далее…



Так как Луна рядом и до неё относительно легко добраться, то она, вероятно, станет первой остановкой будущих космических туристов. Что ж, на Луне немало природных чудес, которых нет ни на Земле, ни на других планетах Солнечной системы. 1. Кратер Пири На Луне есть небольшой кратер под названием Пири, и находится он непосредственно на северном полюсе. Так что вполне логично, что его назвали в честь Роберта Пири, исследователя Арктики, который первым добрался до Северного полюса на Земле.… Читать далее…


С самого начала освоения космоса люди отправляют в него разные вещи. Сначала это были журналы и талисманы, прихваченные первыми астронавтами, но к настоящему времени к звёздам поднималось уже великое множество самых неожиданных предметов. 1. Гамбургер В 2012-м году пять студентов Гарварда запустили несвежий гамбургер на высоту 30 000 метров. Он вернулся на Землю и приземлился на высокое дерево в 210-ти км от места запуска. Студенты пытались сбить гамбургер вниз с помощью выстрела из лука, но не смогли, поэтому им пришлось дождаться грозы,… Читать далее…



Новая химическая модель ранней Солнечной системы обнаружила, что почти половина всей воды на Земле появилась из межзвёздного льда, когда образовалось Солнце. Это означает, что влага в нашей Солнечной системе появилась не из-за локальных условий в протопланетарном диске, а скорее является регулярным признаком формирования планет. Это порождает надежду, что во Вселенной кроме нас может существовать жизнь. Чтобы определить возраст воды в Солнечной системе, исследователи сосредоточились на изучении водорода в дейтерии, известном… Читать далее…


В истории Земли было как минимум пять массовых вымираний флоры и фауны. Самая крупная катастрофа случилась примерно 250 миллионов лет назад. Тогда по какой-то причине погибли 95% всех существ на планете. Среди версий о причинах вымираний есть несколько связанных с реальными угрозами из космоса. И это не какие-нибудь фантазии про инопланетян или злых богов. Так что же может прийти из глубин межзвездного пространства и вызвать глобальную катастрофу? И как нам предсказать такую угрозу? Главная проблема человечества здесь в том, что люди не воспринимают космические угрозы всерьез. А зря. Удар из космоса — вопрос времени. Смотрите видео наших друзей из Sci-One, а текстовую версию читайте под катом.

Уничтожить Землю может и гамма-всплеск — мощнейший выброс энергии во Вселенной. За несколько секунд энергии выделяется столько, сколько излучает наше Солнце в течение 10 миллиардов лет. Ученые пока не пришли к единому мнению, что является источником гамма-всплесков, самой жесткой формы электромагнитного излучения. Это могут быть и коллапсирующие массивные звезды.

С гамма-всплеском некоторые исследователи связывают ордовикско-силурийское массовое вымирание на Земле, которое случилось примерно 450 миллионов лет назад. Тогда живые существа обитали в основном в морях и океанах. И погибло, по последним подсчетам, 85% видов морской фауны. От такой катастрофы нам спастись, скорее всего, не удастся, если только человечество не мигрирует заранее с планеты. Но хорошая новость в том, что в ближайшие тысячелетия, похоже, нам не грозит оказаться в зоне действия гамма-всплеска. В нашей галактике подобное происходит очень редко, и поблизости не обнаружено звезд, которые могли бы устроить столь неприятный сюрприз.

Астероидная угроза тоже вполне реальна. Большинство астероидов сосредоточено в пределах пояса астероидов между орбитами Марса и Юпитера. Но иногда они сталкиваются друг с другом или под воздействием гравитации более крупных объектов покидают привычные орбиты.

В ООН даже создали международную сеть предупреждения: если астрономы замечают потенциально опасный астероид, то Управление ООН по вопросам космического пространства должно организовать спасательную миссию.


Другие моделирования защиты от астероидов с помощью ядерных взрывов: раз, два.

Правда, у человечества нет ни одного более-менее эффективного способа спасти Землю от действительно большой глыбы. По данным NASA на январь 2016 года, в Солнечной системе обнаружено более 700 тысяч астероидов. Агентство даже создало на своем сайте отдельную страницу, где можно посмотреть, когда и какие объекты летят в сторону Земли и насколько они опасны. Но какой-то единой системы слежения пока нет. Хотя небесные тела размером от 100 метров способны устроить на Земле региональную катастрофу, а те, что больше километра, оставят человечеству мало шансов. Такие удары породят гигантские взрывы, ударная волна от столкновения обойдет земной шар. Часть кинетической энергии передастся земной коре и вызовет землетрясения и цунами. Для оценки потенциальной опасности сближения используются две шкалы — Туринская и Палермская. Они похожи, но вторая несколько сложнее. Обе шкалы учитывают кинетическую энергию объекта и вероятность столкновения с Землей.

Один из самых больших доказанных ударных кратеров расположен в Южной Африке — его диаметр достигает трехсот километров. В 2005 году его внесли в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. По современным оценкам, кратер Вредефорт появился после удара астероида диаметром от 5 до 10 километров — такого хватит для уничтожения всей цивилизации. Падение вредефортского астероида вызвало многочисленные землетрясения и цунами, а порожденная им тепловая ударная волна могла стать причиной пожаров по всему миру. Как следствие, выброс в атмосферу большого количества сажи и углекислого газа привел к изменению климата, на несколько лет лишив планету солнечных лучей. Возможно, именно эта катастрофа положила конец господству динозавров, но пока это не общепринятая теория.

Одна из самых знакомых на первый взгляд угроз — вспышки на нашем Солнце. Точнее, корональные выбросы массы. Выглядят они очень красиво. Нередко можно слышать, что эти выбросы вызывают геомагнитные бури, которые способны влиять на физическое самочувствие и настроение людей. Федеральный резервный банк Атланты даже провел исследование на эту тему. В нем доказывается, что корональные выбросы Солнца так влияют на биржевых игроков, что те впадают в уныние и обретают склонность срочно избавляться от акций. Представляете, произойдет какая-нибудь мегавспышка и обезумевшие трейдеры начнут массово продавать акции? Это может спровоцировать панику, из-за которой мировая экономика обрушится за пару дней. А дальше — войны, голод, болезни. Хотя ряд ученых все же сомневаются, что корональные выбросы способны так влиять на человечество. Пока что не подтверждена прямая связь между нашим физическим состоянием, поведением и геомагнитными бурями, которые провоцируются особенно агрессивными ударами потоков солнечной плазмы.


И последнее, во многом неожиданное следствие вспышек на Солнце — разбухание атмосферы. В 1979 году это уже привело к неуправляемому сходу с орбиты и падению на Землю первой и единственной американской орбитальной станции Skylab. Аномальное излучение может не только вывести из строя многие спутники в околоземном космическом пространстве, но и повлиять на работу бортовой аппаратуры пассажирских самолетов — а их в небе ежедневно летает более 8000. К слову, нечто подобное могло произойти в 2012 году, но Земля и основной поток плазмы разминулись.

Земля — это космическое тело, маленькая частица Вселен­ной. Другие космические тела могут оказывать сильное влия­ние на земную жизнь.

Если за время движения в атмосфере твердые частицы ме­теора не успевают полностью разрушиться и сгореть, то их остатки падают на Землю. Это метеориты.

Существуют и более крупные небесные тела, с которыми может встретиться планета Земля. Это кометы и астероиды.

Астероиды — это малые планеты, диаметр которых колеб­лется в пределах от 1 до 1000 км.

В настоящее время известно около 300 космических тел, которые могут пересекать орбиту Земли. Всего, по прогнозам астрономов, в космосе существует примерно 300 тыс. астерои­дов и комет. Встреча нашей планеты с большими небесными телами представляет серьезную угрозу для всей биосферы.

Алгоритм действий при стихийном бедствии и катастрофе :

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных в случае их возникновения.

1.В доме должны быть телефоны экстренных служб (милиции, скорой медицинской помощи, противопожарной службы, органа ГО и ЧС и.т.д.), в которые в экстренных случаях можно обратиться.

2.Важно уметь самому изготавливать простейшие средства индивидуальной защиты и изолировать помещение от внешней среды (например, при возникновении пожара в вашем доме, чтобы изолировать себя от открытого источника горения, вы должны прежде всего закрыть дверь, граничащую с огнем, мокрым, плотным одеялом и укрыться в ванной тоже мокрым одеялом, которое по возможности, преградить поступление токсичного дыма в ваш организм).

4.На случай эвакуации предусмотреть минимальный набор предметов первой необходимости (документы, обувь, одежда, продукты питания и.т.д.)

5.При угрозе разрушения домов надо в доме отыскать наиболее безопасное место, в котором есть большая вероятность остаться в живых (косяки дверей, оконные рамы и.т.д.).

Принципы организации медицинской помощи при катастрофах .

При катастрофах и стихийных бедствиях помощь оказывается службой экстренной медицинской помощи (СЭМП), в которую входят следующие организации:

- ВЗО - военное здравоохранение;

- ГЗО - гражданское здравоохранение;

- ЛПУ - лечебно-профилактические учреждения;

- -МЧС - министерство чрезвычайных ситуаций;

- -ГО - гражданская оборона.

Объемы оказания медицинской помощи определяются, прежде всего, двумя основополагающими факторами:

1. Масштабами катастрофы;

2. Величиной санитарных потерь (т.е. раненых).

В общей сложности все потери при катастрофах подразделяются на :


Санитарные Безвозвратные

- Раненые и пострадавшие - Умершие

Работа бригад СЭМПа в очаге поражения включает основные этапы :

1. Медицинская разведка очага поражения для выявления и исследования типа поражения, расчет сил и средств, необходимых для спасения раненых;

2. Поиск и спасение пострадавших;

3. Сортировка пострадавших по степени тяжести состояния;

4. Эвакуация пострадавших.

Под медицинской сортировкой понимают выделение однородных групп пострадавших, а также их эвакуация и транспортировка в лечебные учреждения

В соответствии с правилами медицинской сортировки можно выделить

4 основные группы пострадавших:

I группа (около 20-40% пострадавших) – пострадавшие, нуждающиеся в неотложной и экстренной помощи (люди, у которых развиваются тяжелые осложнения, которые могут привести к летальному исходу: массивные кровотечения, синдром длительного раздавливания, дыхательная недостаточность и.т.д.).

II группа (около 20 % пострадавших) – пострадавшие, нуждающиеся в помощи, которая может быть отсрочена на 6-8 часов (раненые с повреждениями средней тяжести: закрытый травматический перелом без резкого болевого приступа, вывихи и.т.д.)

III группа (до 40 % пострадавших) - легкопострадавшие, которые кроме эвакуации не нуждаются в оказании специализированной медицинской помощи.

IV группа (около 20% пострадавших) - тяжелопострадавшие. Данным больным помощь оказывается на месте, т.к. транспортировка из-за тяжести состояния может привести к смерти больного (множественные повреждения органов и тканей организма, шок, нарушения сердечной и дыхательной деятельности, вплоть до их остановки и.т.д).


Цель урока: познакомить обучающихся с гидрологическими, биологическими и космическими природными явлениями и основными причинами их возникновения.

Задачи урока:

Ознакомить обучающихся с основными природными явлениями геологического, метеорологического, гидрологического, биологического и космического происхождения.

Разъяснить основные причины их возникновения.

Развить устную речь обучающихся через организацию диалогического общения на уроке, сформировать умение выражать свои мысли в грамматически правильной форме.

Сформировать положительную мотивацию к учёбе и повысить интерес к получению знаний.

Воспитать у обучающихся чувство ответственности за свои действия во время ЧС природного характера.

Техническое обеспечение урока: компьютер, мультимедийный проектор.

Содержание урока

1. Организационный этап.

Взаимное приветствие учителя и обучающихся; проверка отсутствующих по журналу.

2. Актуализация субъектного опыта обучающихся.

3. Изучение новых знаний и способов деятельности (работа с видеоуроком).

На прошлых уроках мы с вами дали определение опасным природным явлениям. Давайте вспомним, что это: события природного происхождения или результат деятельности природных процессов, которые по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности могут оказать поражающее воздействие на людей, объекты экономики и окружающую природную среду.

Такие явления создают опасность не только для жизни и здоровья людей, но и приводят к нарушению условий их жизнедеятельности.

По характеру возникновения все чрезвычайные ситуации мы разделили на пять больших групп: геологические, метеорологические, гидрологические, биологические и космические опасные природные явления.

Мы уже познакомились с первыми двумя группами — геологическими и метеорологическими опасными природными явлениями.

Давайте вспомним о том, что опасные геологические явления — это события геологического происхождения или результат деятельности геологических процессов, возникающих в земной коре под действием различных природных или геодинамических факторов или их сочетаний, оказывающих или способных оказать поражающие воздействия на людей, сельскохозяйственных животных и растения, объекты экономики и окружающую природную среду.

А под опасными метеорологическими явлениями понимаются природные процессы и явления, возникающие в атмосфере под действием различных природных факторов или их сочетаний, оказывающие или могущие оказать поражающее воздействие на людей, сельскохозяйственных животных и растения, объекты экономики и окружающую природную среду.

Теперь давайте рассмотрим следующую, гидрологическую группу природных явлений. Как вы знаете, около семидесяти одного процента Земли покрыто водой. Это моря и океаны, реки и озёра, льды.


Мы уже говорили о том, что все воды на Земле, не входящие в состав горных пород, называются одним словом — гидросфера. Из-за огромного количества воды на Земле её объём измеряют в кубических километрах. Чтобы понять, что это за единица объёма, представьте себе кубик, длина, ширина и высота которого равны 1 км, полностью заполненный водой. Масса такого кубика будет равна 1 млрд т. А на земле воды столько, что понадобится 1,5 млрд таких кубиков.

Но мы немного отвлеклись. Итак, 97% воды на Земле содержится в Мировом океане. Континенты и большие архипелаги разделяют Мировой океан на четыре большие части (океаны): Тихий, Индийский, Атлантический и Северный Ледовитый. Также в состав Мирового океана входит 75 морей с заливами и проливами.

Океан играет огромную роль в формировании климата на Земле. Под действием солнечного тепла происходит испарение воды с поверхности океана, и она поступает в атмосферу планеты. Некоторая часть испарившейся воды здесь же в виде дождей возвращается в океан, а оставшаяся часть переносится ветрами на сушу, где выпадает в виде различных атмосферных осадков. Попав в почву, часть воды впитывается в неё, тем самым пополняя запасы подземных вод и почвенной влаги, оставшаяся вода стекает в реки и озёра. Растения, произрастающие на нашей планете, забирают часть почвенной влаги себе, а затем испаряют её в атмосферу. А то, что не забирают растения, поступает в реки. Реки, питающиеся подземными и поверхностными водами, несут её обратно в Мировой океан, восполняя потерю. Затем, вновь испарившись с поверхности океана, вода попадает в атмосферу Земли, тем самым замкнув её круговорот.


Конечно же, круговорот воды в природе сопряжён с возникновением опасных природных явлений гидрологического характера.

Опасное гидрологическое явление — это событие гидрологического происхождения или результат гидрологических процессов, возникающих под действием различных природных или гидродинамических факторов, или их сочетаний, оказывающих поражающее воздействие на людей, сельскохозяйственных животных и растения, объекты экономики и окружающую природную среду.

К таким опасным явлениям принято относить наводнения, цунами и селевые потоки.

На очереди у нас биологические опасные природные явления. Среди них принято выделять следующие: природные пожары, инфекционные заболевания людей и животных, а также поражение сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями.

К природным пожарам относятся не только лесные пожары, но и пожары степных и хлебных массивов, а также торфяные пожары и подземные пожары горючих ископаемых. Конечно же, лесные пожары наиболее распространены не только в России, но и в мире. Они происходят ежегодно, приносят огромные экономические убытки и приводят к жертвам среди людей.


Лесные пожары — это неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории. При сухой и ветреной погоде лесные пожары способны охватить огромные территории.

Изучение статистики показало, что в 95% случаев причиной возникновения лесных пожаров является человек и его жизнедеятельность.

Примером инфекционных заболеваний людей может служить эпидемия — это широкое распространение инфекционной болезни среди людей, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости.

Массовые инфекционные болезни животных называются эпизоотиями, а растений — эпифитотиями.

А вообще, инфекционные болезни — это группа болезней, которые вызываются специфическими возбудителями (бактериями, вирусами или грибками). Их главной особенностью является заразность. Иными словами, они способны передавать возбудителей от больного организма к здоровому.


Конечно же, любое массовое распространение инфекционных болезней среди людей, сельскохозяйственных животных или растений представляет непосредственную угрозу безопасности жизнедеятельности человека и может приводить к возникновению чрезвычайных ситуаций.

И, наконец, рассмотрим последнюю группу опасных природных явлений — это космические явления.

Вы уже знаете, что Земля — это небольшое космическое тело в бескрайнем космосе, который мы называем Вселенной. Другие космические тела могут оказывать непосредственное влияния на земную жизнь. В нашей Солнечной системе, помимо восьми больших планет, существует большое количество карликовых планет и неисчислимое множество различных каменных и железных тел самых разнообразных по размерам, форме и составу. Эти тела получили название метеоритных тел. При вторжении в атмосферу Земли в результате трения о воздух они нагреваются, начинают плавиться и светиться, а на небе появляется яркий огненный шар — это болид. Наверняка многие из вас видели в новостях, как 15 февраля 2013 года в небе над Челябинском произошёл взрыв метеорного тела в атмосфере.

Объекты, которые всё-таки достигают поверхности Земли, называют метеоритами. Очень редко на нашу планету падают очень большие метеоритные тела, имеющие изначальную массу в несколько десятков и сотен тонн. В результате их столкновения с Землёй происходит мощный взрыв, а на месте удара образуется метеоритный кратер. Самым крупным из найденных метеоритов является железный метеорит Гоба, обнаруженный в 1920 году в Намибии.


Также к малым телам Солнечной системы относятся и кометы. Кометы — это быстро перемещающиеся на звёздном небе тела Солнечной системы, движущиеся по сильно вытянутым орбитам.


Вдали от Солнца комета выглядит, как слабый туманный объект. Однако по мере приближения к светилу она становится ярче и увеличивается в размерах. Это происходит из-за того, что ядро кометы на восемьдесят процентов состоит из водяного льда, а также замёрзшего углекислого газа, метана и аммиака. Так вот, при приближении к Солнцу ядро кометы, размеры которого могут достигать двадцати километров, разогревается, и с его поверхности, в результате испарений, происходит выделение газов и пыли — образуются голова и хвост кометы. Часто хвосты ярких комет тянутся на сотни миллионов километров, как, например, хвост кометы Хякутакэ, длина которого составила более 300 миллионов километров.


За четырёхмиллиардную историю существования наша планета не раз подвергалась ударам крупных метеоритов и астероидов.

Насколько велик риск столкновения Земли с крупным астероидом сейчас? Это очень редкое явление. Согласно оценкам, столкновения Земли с астероидами размером около метра происходят ежегодно, размером до 10 метров — раз в 100 лет, от 50 до 100 метров — 1 раз в период от нескольких сотен до нескольких тысяч лет. А огромные астероиды размером от 5 до 10 километров падают на поверхность Земли примерно раз в 20—200 миллионов лет. При этом реальную опасность представляют астероиды, превышающие несколько сотен метров в поперечнике, поскольку они практически не разрушаются при проходе сквозь атмосферу.

По разным оценкам, среди астероидов, сближающихся с Землёй, не менее 1000 имеют диаметр более одного километра (к настоящему времени около половины из них уже открыто). А число более мелких астероидов превышает десятки тысяч.

Однако средняя вероятность гибели человека вследствие столкновения Земли с астероидом или кометой сравнима с вероятностью гибели в авиакатастрофе (то есть около пяти тысячных процента). Несмотря на это, астрономы обращают внимание людей и правительств стран на то, что Земля может рассматриваться, как потенциальная уязвимая мишень для крупных астероидов.

Как видим, мир окружающей нас природы постоянно меняется, в нём происходят процессы обмена веществ и энергии, и всё это, вместе взятое, порождает различные природные явления. В зависимости от интенсивности проявления и мощности происходящих процессов эти природные явления могут создать угрозу для жизнедеятельности человека и обстановку чрезвычайной ситуации природного характера.


Каждый человек должен помнить, что природа — это живой организм, который преобразовывается и меняется, и эти изменения в большинстве случаев опасны. Зачастую количество жертв среди населения при катастрофической природной ситуации увеличивается из-за того, что люди в состоянии шока теряют самообладание. Конечно, сложно смириться с мыслью, что невозможно противостоять землетрясению или цунами, но до известной степени можно себя защитить, если чётко и правильно, без паники самоорганизоваться в критической ситуации. Этому и будут посвящены наши с вами ближайшие уроки.

4. Закрепление материала.

1. Какие природные явления метеорологического и гидрологического происхождения представляют опасность для жизнедеятельности человека?

2. Какие опасные природные явления относятся к природным явлениям биологического происхождения?

3. Какие опасные природные явления относятся к природным явлениям космического происхождения?

5.Обобщение и систематизация.

А сейчас давайте вспомним и повторим главное из нашего сегодняшнего урока.


Итак, сегодня мы с вами узнали, что является причиной опасных гидрологических явлений и какие природные явления к ним относятся. Познакомились с наиболее опасными биологическими природными явлениями и дали определения некоторым из них. А также поговорили об опасных космических природных явлениях.

6. Рефлексия.

1. Какая цель стояла перед вами в начале урока?

3. Ваше эмоциональное состояние в конце урока (выберите соответствующее вам): усталость, удовольствие, утомление, удовлетворение, напряжённость, хорошее настроение.

Читайте также: