Образование в архангельской области доклад

Обновлено: 14.05.2024


В Архангельской области создан Северный Арктический федеральный университет. Но, чтобы стать центром притяжения людей, чтобы жители не уезжали из Архангельской области, деятельности только федерального университета недостаточно. Как Вы считаете, что нужно сделать? Что уже делается на законодательном уровне в области?

На мой взгляд, чтобы люди хотели остаться в своем регионе, необходимо, прежде всего, создание благоприятных условий для жизни: развитие социальной, дорожной, жилищно-коммунальной инфраструктуры, особое внимание к пожилым людям, многодетным семьям, молодежи, повышение качества здравоохранения и образования, создание условий для занятости населения, в том числе поддержки предпринимательских инициатив. Это сделать непросто, учитывая сложившуюся экономическую ситуацию, климатические и географические условия. К слову, площадь Архангельской области 589 тысяч квадратных километров, это самая крупная область в Европе. Однако стартовавшие в стране в 2018 году национальные проекты дают нам шанс существенно изменить ситуацию. Причем по всем перечисленным направлениям. Сегодня в областном Собрании по каждому проекту создаются экспертные советы, которые помогают предметно и детально обсуждать – какие изменения внести в региональное законодательство, чтобы национальные проекты действительно были реализованы. Большие планы в Архангельской области на ближайшие пять лет и в сфере образования.

Давайте поговорим о сельских школах. Насколько, на Ваш взгляд, федеральное и региональное законодательство учитывает особенности организации образования в сельских территориях?

Я 13 лет отработал учителем, затем директором сельской школы. И одним из первых законопроектов, предложенных мной в качестве председателя комитета по образованию областного Собрания, был закон, закрепивший особый порядок финансирования малокомплектных сельских школ в Архангельской области, в том числе обособленных структурных подразделений. Позже данная норма была включена в федеральное законодательство.

Но для повышения качества образования на селе этого мало. Огромную роль играет и состояние материальнотехнической базы сельских школ. Здесь, как говорится, есть, к чему стремиться. Федеральное законодательство не содержит четких требований к субъектам по нормативам финансирования учебных расходов. Поэтому каждый регион идет своим путем, в зависимости от финансовых возможностей. По инициативе нашего комитета в 2018 году этот норматив в Архангельской области был законодательно увеличен почти в 2 раза. Но, как показывает практика, этого все равно недостаточно. В 2011–2013 годах в нашей стране был реализован проект модернизации образования. Мне он очень нравился и по направлениям (в том числе возможность капитального ремонта зданий школ), и по объемам и порядку распределения финансирования среди регионов. Он действительно дал возможность сделать серьезный шаг вперед по обновлению материально-технической и учебной базы школ, прежде всего сельских. На мой взгляд, это тот проект, который стоит повторить. Он вполне вписывается в идеологию и задачи национального проекта в сфере образования, инициированного майским Указом Президента страны. Без современного оборудования, использования новых технологий в образовательном процессе добиться качества образования сложно. Не пойдет наука впрок ученику и в том случае, если в кабинете холодно или протекает потолок.

Как, на Ваш взгляд, изменить формы образования именно в сельских школах? Каким образом Вы предполагаете сделать более качественным преподавание предметов в них?

Мы часто обсуждали и обсуждаем этот вопрос с коллегами в ходе выездных заседаний нашего комитета в сельские районы области. В том числе – предложения по базовым или опорным школам, ресурсным центрам, сетевому взаимодействию, дистанционному образованию. Здесь надо понимать, что регион региону – рознь. Субъекты очень сильно сегодня отличаются по площади, плотности населения, количеству и разбросу малонаселенных пунктов, состоянию в сельской местности дорожной сети, развитию связи и доступа к Интернету. Это во многом является сдерживающим фактором для применения новых форм образования в сельских школах.

Национальные проекты в сфере цифровых технологий и дорожного хозяйства, безусловно, способны повлиять на ситуацию, но для таких регионов, как Архангельская область, на эти цели требуется куда больше времени и средств, чем предусмотрено в соответствующих программах. Конечно, там, где инфраструктура позволяет это сделать, новые формы образования будут внедряться, в том числе модель цифровой образовательной среды. Но при этом важно думать о главном – о кадрах. Вся современная инфраструктура не будет приносить результата, если не будет в сельских школах учителей, ориентированных на серьезную работу с детьми. Не секрет, что реорганизация педагогического вуза в Архангельске обернулась для нас проблемой подготовки специалистов, особенно для сельских школ. С переходом на бакалавриат пострадала продуманная система педагогического образования, позволяющая уже во время практики заинтересовать студента работой в школе. Сегодня, по мнению многих руководителей маленьких сельских школ, актуальной становится подготовка педагогов, которые могут преподавать сразу несколько смежных предметов. По примеру врачей общей практики, которых готовят медицинские вузы. При небольшом количестве учащихся в сельских школах и, соответственно, снижении учебной нагрузки это может помочь как решить кадровый вопрос в школе, так и повысить качество образования.

В продолжение разговора – насколько остро сегодня стоит в Архангельской области кадровый вопрос в сфере образования? Что нужно сделать для улучшения ситуации?

В 2018 году в Минпросвещения России объявлен проект по передаче отдельных полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере общего образование на уровень субъектов Российской Федерации. Участвует ли Архангельская область в отработке модели управления системой образования. Как обеспечивается на законодательном уровне?

Проблемы, безусловно, есть. Для решения поставленной задачи требуется не только строить новые детские сады, но и вовремя капитально ремонтировать действующие здания. Дефицит ресурсов в региональном и местных бюджетах не всегда позволяет это делать. Здесь также регионам требуется существенная федеральная поддержка. Здесь также регионам требуется существенная федеральная поддержка.

Профориентация – одно из важных направлений в работе школ. Что делается в этом направлении? Можно ли посредством образования обеспечить работодателям удобство работы с будущими выпускниками?

2019 год для области юбилейный – Архангельску 435 лет, 100-летие со дня образования трех государственных музеев Архангельской области – Каргопольского историко-архитектурного и художественного музея, Сольвычегодского историко-художественного музея и Вельского краеведческого музея имени В.Ф. Кулакова. Сохранение их своеобразия и историко-культурного наследия, сохранение деревянного зодчества Русского севера — это важная задача для государства и области. Как это отражается в системе образования региона, какова система подготовки уникальных рабочих профессий?

Учреждениями профтехобразования Архангельской области осуществляется подготовка квалифицированных кадров со средним профессиональным образованием более чем по 140 профессиям и специальностям. Есть среди них и профессии столяра, плотника, печника, резчика по дереву. Особенным учреждением для системы профобразования региона является профессиональное училище № 27. Открыто оно было еще в 1943 году на родине Михаила Васильевича Ломоносова в Холмогорском районе с целью сохранения искусства ажурной резьбы по кости. Профессию резчика по кости в регионе можно получить только там.

Впервые за последние 10 лет в 2018 году учащиеся школ Архангельской области завоевали в финале Всероссийской олимпиады школьников 16 призовых мест. Чем вызван этот всплеск? Что изменилось в работе со школьниками?

Хочу, пользуясь случаем, пожелать коллегам мирного неба, поддержки и любви в семье, добрых помыслов и надежд, благополучия и процветания нашему Отечеству


Дан краткий обзор основных этапов создания системы народного образования в России в XVIII — XIX веках. Конкретные количественные характеристики проанализированы для Архангельской губернии. Показано, что реальный перелом в создании системы училищ для обучения детей наметился только в конце XIX века.

Ключевые слова: земство, народное образование, училище, гимназия, благотворительность

Введение. Сведения о начальной школе в России до XVIII века немногочисленны. Имеются лишь скудные данные о начальном образовании в древней Руси [32, 39]. Принятие христианства на Руси в X веке сопровождалось строительством культовых сооружений и распространением в первую очередь религиозных знаний. Центром духовной жизни стала церковь [11] Процесс укрепления христианства сопровождался и рождением на Руси большого отряда книжников и летописцев [37]. Однако их просветительских усилий оказалось недостаточно для осознания обществом необходимости создания государственной системы образования. Народное образование до XVIII века находилось исключительно в руках духовенства.

Начало государственному народному образованию в России положено Петром I в 1714 указами, согласно которым в стране создавались государственные духовные училища и цифровые школы [12]. Но из-за недостаточности материальных средств цифровые школы постепенно закрылись. Возрождение школ началось в 1786 году при Екатерине II. По плану в губернских городах открывались главные четырёхклассные народные училища, в уездных городах — малые двухклассные, а в селениях — одноклассные [7, 8, 20]. Но часть училищ к началу XIX века закрылась из-за отсутствия учителей или учеников [7]. Александр I в 1802 г. издает указа об учреждении министерства народного просвещения и о системе народного образования. Реформа Александра I предусматривала создание гимназий в губернских городах, в уездных городах училищ и приходских училищ в городах и селах [7, 8]. Кроме министерства народного просвещения училища могли создавать и другие ведомства. При Николае I продолжается открытие новых учебных заведений, но основные реформы были направлены на упорядочение системы образования и на повышение качества обучения в университетах и гимназиях [19]. Образование было сословным — крестьяне, а они составляли около 90 % населения страны, к обучению в гимназиях и университетах не допускались [6, 8, 19].

Отмена крепостного права в 1861 году и реформы Александра II затронули и систему образования. По реформе 1871 года все учебные заведения подчиняются министерству народного просвещения. Но главной целью училищ, как и в XVIII веке, остается утверждение религиозно-нравственных понятий и распространение первоначальных полезных знаний [36]. Устанавливаются правила финансирования уездных и приходских школ — часть расходов берет на себя государство, а часть — земство. Постепенно доля расходов земств дошла до 15 % от общих расходов. В результате с 1870 года по 1885 расходы местных органов власти на образование выросли в два раза [21, 33]. Скорость роста числа учебных заведений возросла и, соответственно, стало увеличиваться и число детей, обучающихся в училищах и гимназиях. В результате мер, предпринимаемых правительством России на протяжении более ста лет, число грамотных граждан в стране выросло с 3 % в начале XIX века до 30 % от всего населения к началу XX века.

Количественные характеристики хода реформ в стране в XVIII — XIX вв. можно оценить на основе статистических данных по Архангельской губернии, опубликованных в открытых источниках: в изданиях министерства народного просвещения, в памятных книжках, в трудах статистических комитетов и других изданиях. Авторы ориентировались, прежде всего, на издания статистического комитета г. Архангельска [1, 7, 8, 26–31, 33, 40–44].

Народное образование вАрхангельской губернии вконце XVIII— начале XIX века. В конце XVIII века Архангельское наместничество как административная единица Российской Империи было преобразовано в Архангельскую губернию с административным делением на семь уездов с центрами в городах Архангельск, Холмогоры, Шенкурск, Онега, Кемь, Пинега, Мезень. По реформе Екатерины II в Архангельской губернии были созданы малые народные училища в Холмогорах и Мезени в 1787 году, в Онеге в 1788 году, и главное училище в Архангельске [7]. В главном училище были библиотека, состоящая из 76 томов книг пяти названий и 11 учебных пособий; и минералогический кабинет из 100 камней. Скудность финансирования и нежелание родителей учить детей в школе привели к закрытию училища в г. Онега в 1800 г. В 1786 году в училищах губернии училось 138 человек при 169772 жителях, а в 1802–152 ученика при 175080 жителях. На 1151 жителей губернии приходился один ученик. В общей сложности с 1796 по 1803 год в училищах училось 1432 ученика, а окончили курс только 52 [6].

В 1811 году главное народное училище в Архангельске было преобразовано в гимназию, а малые народные училища в Мезени и Холмогорах — в приходские училища. В дополнение к этому были открыты приходские училища: Онежское (1806 г.), Шенкурское (1810 г.) и Кемское (1822 г.); в 1811 году в г. Архангельск было открыто немецкое училище при Лютеранской церкви. Несмотря на недостаточность финансирования государственных училищ и гимназий и сложный ход реформ, число учащихся в губернии постепенно увеличивалось. С одного учащегося на 1230 жителей в 1786 году до одного на 756 жителей в 1828 году. Увеличился и фонд библиотеки губернской гимназии до 1243 экземпляров книг и 89 учебных пособий, до 600 образцов в минералогическом кабинете. В малых училищах губернии открылись библиотеки с общим фондом около 650 книг и 5 учебных пособий. К 1850 году в губернии было уже шесть трехклассных уездных училищ, в которых училось 270 учеников.

Министерство финансовв 1781 году открыло в Холмогорах мореходную школу для подготовки шкиперов и штурманов, но в 1804 году закрыло ее по причине отсутствия в них учеников [2]. В 1841 году подготовка мореходов была восстановлена на шкиперских курсах, открытых в Архангельске и Кеми. В Архангельске в 1801 г. на базе гарнизонной школы была создана военно-сиротская школа для детей от 7 до 15 лет, просуществовавшая до 1826 года [5]. В 1828 году в Архангельске приказом общественного презрения было открыло училище для детей канцелярских служащих [4], в которое принимались сироты и дети (10–12 лет) бедных родителей, финансировавшееся за счет государственного казначейства. Архангельская епархия детей церковных служащих для церковной службы готовила в духовной семинарии [34, 35]. В 1832 году было открыто Архангельское первое училище, в 1835 — Ненокотское, в 1839 — Архангельское второе, финансировавшееся за счет городских доходов, в 1839 — Кольское, в 1844 — Пинежское [6]. Всего шесть приходских училищ, при которых дополнительно было открыто пять приходских классов. В 1853 году во всех приходских училищах губернии училось всего 352 ученика.

К 1850 году в Архангельской губернии были следующие учебные заведения 54 учебных заведения, в которых обучались дети всех сословий в духовных, уездных, приходских училищах и частных школах.. Осуществлялась подготовка специалистов для работы на флоте и в армии. Число учащихся на 1000 жителей выросло с 0.8 в 1802 году до 15 в 1850 году. Финансирование гимназии, женского училища и части приходских училищ осуществлялось за счет государственного казначейства, а училищ — за счет местных ресурсов и частных пожертвований. В общей сложности на государственное казначейство приходилось около 40 % всех расходов на образование. Небольшую поддержку сиротам и детям из бедных семей оказывало ведомство Императрицы Марии и возникшие в губернии благотворительные общества: Архангельское епархиальное попечительство бедных духовного звания (1822 г.), Александровский детский приют (1841 г.) и Константиновский приют (1848 г.) [3]. В приютах детей учили основам грамотности.

В Архангельской мужской гимназии в 1829 году училось 29 юношей, а 1835 прием был увеличен до 94 учеников. Семиклассной гимназия стала в 1832 году. В 1829 году в библиотеке гимназии было 1243 книги и 89 пособий (в 1853–3779 и 276). Город был промышленным и торговым. Городской думой при гимназии в 1841 году независимо от основной программы был учрежден реальный курс для обучения детей коммерческим наукам для последующей работы в торговых и портовых городах губернии.

Общее количество учащихся в губернии к 1851 году достигло 1.5 % от всего населения (3.5 % детей до 20 лет), а доля грамотного населения в городах увеличилась до 5 %. Наибольшее число учеников готовили Министерство народного просвещения (около 33 %) и ведомство императрицы Марии (около 20 %), которое осуществляло также поддержку сирот и детей малоимущих граждан по линии здравоохранения. То есть почти за 50 лет своего существования Министерства народного просвещения смогло взять по свой контроль только треть всех учащихся в губернии.

Сословный состав населения России в 1850 и 1900гг.

5000 старшеклассников обучаются по профильным программам.

Обновление российской системы образования постепенно приведёт к формированию альма-матер нового образца. Школы будут насыщены информационно, технологически, в обучении будут использоваться новые методики. Мотивацию учеников к обучению должны повысить различные способы сотрудничества и сотворчества педагога и ученика.

В Архангельской области работают 357 общеобразовательных школ (юридических лиц), в том числе в регионе создана сеть образовательных организаций, призванных обеспечить развитие детской одаренности в процессе получения общего образования. Так, в Архангельской области работает 5 лицеев, 11 гимназий, 5 школ с углубленным изучением предметов, 1 морской кадетский корпус . В общей сложности во всех общеобразовательных организациях области обучается около 125 тыс. школьников. В трёх негосударственных школах учатся более 500 детей.

Новые стандарты

С 2013 года новый российский закон об образовании позволяет выбирать различные формы получения образования и формы обучения, технологии обучения. Освоение образовательных программ основного общего и среднего общего образования заканчивается государственной итоговой аттестацией. Выпускники девятых и одиннадцатых классов сдают обязательные экзамены по математике и русскому языку.

С 2015/16 учебного года 9-классники должны сдать также экзамены по своему выбору по двум учебным предметам (физика, химия, биология, литература, география, история, обществознание, иностранные языки, информатика и ИКТ). Экзамены по другим учебным предметам 11-классниками сдаются по выбору обучающихся.

В Архангельской области сформирована система профильного обучения. Более 50 % старшеклассников обучаются по профильным или углубленным программам. Наиболее востребованными являются физико-математический и социально-гуманитарный, социально-экономический, химико-биологический профили, а также углубленное изучение иностранных языков.

Поддержка талантливых детей

Важным компонентом системы выявления и поддержки талантливых детей является Всероссийская олимпиада школьников. В 2015/16 учебном году во всех этапах всероссийской олимпиады участвовало более 40,5 тыс. школьников Архангельской области. 42 старшеклассника представляли регион на заключительном этапе всероссийской олимпиады. Из числа участников – 13 стали победителями и призёрами олимпиады по английскому языку, технологии, физике, географии, праву, истории, французскому языку, астрономии, литературе. По итогам заключительного этапа 13 школьников стали обладателями премии Президента РФ по поддержке талантливой молодежи в рамках ПНПО.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Развитие Архангельской области. Презентация на заданную тему содержит 39 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Архангельская область относится к числу наиболее крупных административных образований России, занимающая 40% Европейского Севера.

Архангельская область – самая большая по площади и численности населения территория Северного района.

Проанализировав природные условия и ресурсы, мы пришли к выводу о том, что: преобладающая часть территории Архангельской области обладает недостаточно благоприятными природно-климатическими условиями для жизни, промышленной и хозяйственной деятельности. Развитию сельского хозяйства препятствует малоплодородие почв, а также достаточно распространенная по территории многолетняя мерзлота, а вот преимущественно равнинный рельеф, наоборот, способствует социально-экономическому развитию. природные ископаемые Архангельской области отличаются большим разнообразием и качеством, что способствует благоприятному развитию экономики области. Гидрографическая сеть представляет собой достаточно разветвленную систему. Очень важную роль в экономике области играет лесной сектор. Особым разнообразием отличается и флора и фауна области.

Городское и сельское население , на 2010 год В Архангельской области городское население выше, чем сельское, как и в среднем по стране, так и по СЗФО. Городское население составляет 75% человек, а сельское население – 25% человек. Архангельская область является средне урбанизированным регионом

Вывод: Можно подвести итог и сказать, что Архангельская область играет немаловажную роль в экономике Северо-Западного федерального округа и составляет 9,3% от его ВРП и 1% от общего ВРП всей Российской Федерации. Экономика области активно развивается, что ведет к непрерывному росту ВРП. Основой экономики является добыча полезных ископаемых.

Лесная промышленность Основные центры деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности: Архангельск и Котлас. Примерно 60 % продукции ЦБП и 80 % пиломатериалов отгружается за пределы страны морским транспортом через порты городов Архангельска, Онеги, а также железной дорогой.

Агропромышленный комплекс Основные центры Вельск, Холмогоры, Няндома. Основной отраслью в сельском хозяйстве Архангельской области является молочное животноводство. Рыболовный промысел так же имеет значение для Архангельской области. Вылов рыболовецких колхозов и других предприятий на прибрежном промысле, за 2012 год составил более 10,0 тыс. тонн. По итогам работы за 2012 год основные показатели работы предприятий, при ведении прибрежного и океанического промысла, оставались на уровне прошлого года.

Вывод Лесопромышленный комплекс Архангельской области является крупнейшим в Северо-Западном федеральном округе и занимает видное место в отраслевой структуре Российской Федерации. Машиностроительный комплекс занимают существенное положение в структуре промышленного производства Архангельской области и имеет уникальное значение для РФ. Агропромышленный комплекс также является отраслью специализации, но не имеет такого широкого влияния как остальные.

К отраслям, дополняющим хозяйственный комплекс, относятся: Сельское хозяйство Строительство Промышленное производство Транспорт

Выводы Для Архангельской области характерно и еще одно явление – это низкая плотность автодорог, что является необычноважной деталью при развитии экономики и промышленности в целом. Таким образом мы видим, что Архангельская область обладает многими ценными природными ресурсами, проблемным является суровость климата на части территории данной области, что затрудняет ее основание и чем объясняется плотность автомагистралей. Основным видом транспорта является железнодорожный, хотя есть и несколько аэропортов. Положительным является то, что Архангельская область имеет возможность экспорта различной продукции в основном, связанной с ее лесными ресурсами, в страны ближнего и дальнего зарубежья.

Обеспеченность области учебными учреждениями В области функционирует много общеобразовательных учреждений Очень много учреждений средне профессионального уровня Число высших учебных заведений всего 6

Соломбальский машиностроительный завод СМЗ — российский производитель лесозаготовительной техники. Завод расположен на берегу Северной Двины в районе Соломбала города Архангельска. Начиная с выпуска первого автолесовоза и по настоящее время, завод является единственным и в то же время специализированным предприятием по их выпуску в Архангельской области. В 1990-е гг. — в связи с распадом СССР, общим ухудшением экономической обстановки в стране завод входит в кризисное состояние. В этих условиях происходит акционирование завода, поиск новых поставщиков и потребителей. В условиях падения производства, сокращения численности персонала, хронического недостатка финансовых средств завод тем не менее сохранил свой профиль — изготовление лесной техники, сберег ценные рабочие кадры. В 2000 году Соломбальский машиностроительный завод возобновляет производство автолесовозов, одновременно расширяя объемы выпуска гидроманипуляторов, укрепляет свой позиции на рынке.

Вывод: Основные промышленные центры Архангельской области: Северодвинск, Новодвинск, Котлас, Коряжма, Няндома, Вельск. Наиболее развитые отрасли промышленности – лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. Машиностроительная отрасль (вторая по величине, после лесной).

Туризм Архангельская область определила развитие туризма как одну из наиболее приоритетных сфер развития и повышения имиджа региона. Наиболее посещаемыми туристами городами являются Архангельск (29%), Каргопольский район (27%) и Пинежский район (21%) Способствуют развитию туризма: уникальные природные и культурные достопримечательности региона, современная туристическая инфраструктура, активное продвижение области на российском и международном рынках. Препятствуют развитию туризма: недостаточно разветвленная сеть автомобильных дорог общего пользования значения, слабое развитие объектов индустрии развлечений и низкий уровень благоустройства, неподготовленность местного населения к работе с туристами, отсутствие выстроенной системы безопасности и сопровождения туристов.

Наличие уникальных культурных, исторических и природных объектов являются важными предпосылками для развития туризма в Архангельской области. Среди привлекательных объектов для развития туризма можно особо выделить Соловецкий архипелаг и Кенозерский национальный парк. Большое количество рек и озер, ландшафтные особенности и обширные леса позволяют предлагать современный и конкурентоспособный туристический продукт и развивать различные виды туризма: экстремальный туризм (сплавы по рекам, катание на оленьих упряжках, катание на горных лыжах, джипинг, снежные сафари на снегоходах), культурно-познавательный туризм (посещение культурно-исторических памятников, спелеологические туры), экологический туризм (охота, рыбалка). Наличие уникальных культурных, исторических и природных объектов являются важными предпосылками для развития туризма в Архангельской области. Среди привлекательных объектов для развития туризма можно особо выделить Соловецкий архипелаг и Кенозерский национальный парк. Большое количество рек и озер, ландшафтные особенности и обширные леса позволяют предлагать современный и конкурентоспособный туристический продукт и развивать различные виды туризма: экстремальный туризм (сплавы по рекам, катание на оленьих упряжках, катание на горных лыжах, джипинг, снежные сафари на снегоходах), культурно-познавательный туризм (посещение культурно-исторических памятников, спелеологические туры), экологический туризм (охота, рыбалка).

Кенозерский национальный парк Среди дремучих лесов и болот северо-западной России чудесным образом сохранилась частичка легендарной, давно ушедшей в сказки и былины, древней Руси. Это Кенозерский национальный парк – особо охраняемая природная территория, один из последних островков исконного русского жизненного уклада, культуры, традиций, выдающийся образец североевропейского культурного ландшафта. Образован 28 декабря 1991 года.

Гостиные дворы Старая часть Архангельска расположена на мысе Пур-Наволок. Именно здесь в 1584 году была возведена мощная крепость, давшая начало Архангельску. Это событие ныне увековечено в памятнике, который представляет собой морскую волну. Рядом с ним возвышается уцелевшая Северная башня и остатки западных стен Гостиных дворов. Гостиные дворы - первая каменная постройка города, уникальный памятник архитектуры 17 века, в наши дни является памятником федерального значения. Комплекс был создан в период с 1668 по 1684 годы. Он выполнял функции крепости и торгового центра. Гостиные дворы состояли из 2 корпусов - Русского и Немецкого, их разделяла площадь.

Читайте также: