Коренные малочисленные народы арктики доклад

Обновлено: 19.05.2024

Климатическую границу Арктики проводят по июльской изотерме +10°С, которая в Евразии идет примерно около 70° с.ш., от Норвегии через всю Сибирь.

В направлении с севера на юг тундровая зона делится на три подзоны:

  • арктическая тундра с преобладанием голого грунта, между островками которого – по ложбинам и трещинам – развивается скудная растительность,
  • лишайниково-моховая, или типичная, тундра широко распространена от острова Вайгач до реки Колымы; растительность здесь представлена лишайниками, мхами, разнотравьем и кустарничками.
  • в кустарниковой тундре наблюдаются три яруса растительности: верхний кустарниковый (карликовая береза, кустарниковые ивы и ольха), средний травянистый (наиболее типичны осока и кустарнички брусники и водяники) и нижний лишайниково-моховой (преобладают бурые и зеленые мхи).

Южнее тундры, к югу от июльской изотермы +10°, на равнинах полосой от 20 до 200 км в ширину простирается лесотундра: переходная зона от тундры к тайге. Лесотундра – одна из самых заболоченных природных зон. Но её важнейшая черта – сочетание безлесных пространств с островками разреженного леса, состоящего из лиственницы, ели и берёзы. Зона тайги – самая обширная природная зона России, простирающаяся от западных границ до побережья Охотского и Японского морей. Таежная зона находится в двух климатических поясах – субарктическом и умеренном. На западе, до Урала, тайга – это в основном еловые леса, ельники. На огромной территории к востоку от Енисея, почти до берегов Охотского моря, распространена лиственничная тайга. Среди таёжных массивов обычны луга и болота. В тайге проходит мировой водораздел между бассейнами Северного Ледовитого и Атлантического океанов. Крупнейшие реки России — Обь, Енисей и Лена пересекают тайгу с юга на север.

Освоение Арктики

Археологические данные свидетельствуют о том, что человек освоил Север и Арктику около 30 тыс. лет назад, в эпоху древнего каменного века (палеолита). За последние 50 тысяч лет Арктическая зона пережила несколько периодов оледенений и потеплений. В начале этого времени ледник покрывал большую часть Европейского Севера и Сибири, но прилегающие пространства тундры и лесотундры были далеко не безжизненными. Здесь находили обильную пищу водоплавающие птицы и стада копытных зверей. По самой кромке льда бродили мускусные быки; летом сюда, спасаясь от гнуса, шли тысячные стада оленей. Такое изобилие потенциальной добычи привлекло на Север древнего человека.

Небольшими группами люди двигались на Север из Средней Азии, Монголии, Китая, Приуралья и Русской равнины. Около 30 тысяч лет назад климат этой части Арктики был теплее современного: январские температуры были выше на 2-3°С, а июльские – на 3-4°С. Позже, около 18 тысяч лет назад, вновь произошло похолодание, которое закончилось 12-13 тысяч лет назад. Вслед за потеплением возобновились миграции людей из Средней Сибири в Арктику.

Самая древняя арктическая стоянка, обнаруженная в бассейне реки Печоры на широте Северного полярного круга, датируется периодом 37–24 тысяч лет. В низовьях реки Яна найдены орудия из камня и кости, возраст которых 27-28 тысяч лет. На Чукотке найдено несколько каменных орудий, сделанных около 30 тысяч лет назад. Южнее, в Средней Сибири, на палеолитической стоянке Буреть на берегу Ангары (Иркутская область), найдены женские фигурки, сделанные из бивня мамонта. Их возраст – 24-25 тысяч лет. Поверхность некоторых фигурок покрыта сплошным орнаментом, который предположительно изображает меховую одежду с капюшоном, такую же до сих пор носят некоторые арктические народы. В художественных изделиях из камня и кости, в сюжетах наскальных рисунков древние художники часто изображали окружающий их животный мир, сцены охоты. На Чукотке, на берегу реки Пегтымель, впадающей в Восточно-Сибирское море, найдены самые северные в Азии петроглифы (наскальные рисунки), сделанные арктическими охотниками около 2 тыс. лет назад. Среди сюжетов этих произведений искусства – сцены охоты на оленей, медведей, китов.

Коренные народы

  • самоидентификация на основе принадлежности к самобытной коренной культурной группе и признание этой идентификации другими;
  • родной язык, часто отличающийся от государственного;
  • коллективная привязанность к географически определённой территории предков и к природным ресурсам этой территории;
  • ориентация на традиционные средства существования;
  • собственные культурные, экономические, социальные и политические институты, которые отличаются от аналогичных институтов доминирующего общества или доминирующей культуры.

Многие представители коренных народов Севера и в наши дни ведут кочевой и полукочевой образ жизни, совершая ежегодные сезонные кочевки из тундры в лесотундру и тайгу и обратно. Охота, рыболовство, оленеводство, собирательство – основа традиционного образа жизни и этнической самобытности народов Севера. По образу жизни к ним близки другие группы коренного населения Севера, Сибири и Дальнего Востока, чьи культуры представляют собой уникальные сплавы традиций коренных малочисленных и крупных европейских и азиатских народов. Это – карелы, коми, якуты и буряты, а также поморы и русское старожильческое население (включая старообрядцев), образ жизни которых часто аналогичен образу жизни коренных народов. Их жизнеобеспечение тоже определяется состоянием окружающей среды (мест охоты, рыбной ловли, собирательства, огородничества).

Общая численность населения российского Севера составляет в настоящее время около 1,5 млн. человек. За последние 40-50 лет она увеличилась в 10 раз, главным образом, за счёт людей, приехавших на Север для работы на предприятиях, создаваемых для добычи и транспортировки углеводородного сырья и других полезных ископаемых на суше и шельфах арктических морей.

Изменение климата и адаптация

Человечество прошло долгий путь адаптации к окружающей среде. Основная часть населения Земли пошла по пути формирования искусственной среды обитания: изменение ландшафтов, использование энергии воды и ископаемых углеводородов для создания условий комфортной жизни и т.д. Коренные народы шли и продолжают идти по пути щадящего использования ресурсов окружающей среды, минимального воздействия на природу. Их хозяйственная деятельность основана на вдумчивом наблюдении за природными процессами и стремлении гармонично встраивать человеческий мир в мир природы. Соблюдение коренными народами своего традиционного образа жизни возможно только в ненарушенных или слабо нарушенных ландшафтах, поэтому одно из главных условий их существования – поддержание уровня биологического разнообразия и продуктивности угодий. Со столь сложной проблемой они справлялись в течение многих тысячелетий.

Для коренных народов характерна повышенная наблюдательность и чуткость к изменениям климата и другим изменениям окружающей среды, что позволило им найти способы культурной адаптации на основе собственных, традиционных, знаний, передаваемых из поколения в поколение.

Традиционные знания коренных народов, продолжающих жить в непосредственном контакте с природой, являются важным источником информации для изучения процессов изменения климата и разработки стратегий минимизации негативных последствий этих изменений для всего населения Земли.

  • изучать и сохранять культурные традиции коренных народов Арктики;
  • признать, что коренные сообщества в Арктике являются современными обществами и используют современные технологии;
  • исследовать опыт традиционных арктических сообществ, так как эти сообщества способны к быстрой адаптации по отношению к естественным изменениям природной среды.

Потепление климата в Северном полушарии

На протяжении истории коренные народы и живая природа Севера не раз переживали периоды похолодания и потепления. Наиболее заметное понижение температуры наблюдалось в 1906-1907 гг., менее выраженные минимумы – в конце 1940-х и начале 1970-х гг. Повышение температур на Севере в ХХ в. отмечалось в 1930-1940-х и 1961-1990-х гг. В наши дни уровень среднегодовой температуры лишь в последние годы приблизился к уровню потепления 1930-1940-х гг. или к уровню потепления раннего средневековья IX-XII вв.

Традиционное природопользование

Ключевые принципы традиционного природопользования коренных народов Севера:

  • Традиционные способы природопользования – это не хозяйственная деятельность, а образ жизни. Эти способы природопользования поистине уникальны и представляют собой часть общемировой культуры, древний и успешный опыт адаптации человеческих коллективов к экстремальным условиям природной среды. В этом отличие исторического опыт коренных сообществ от опыта современной европейской цивилизации.
  • Традиционные способы природопользования были и остаются единственной формой и условием существования аборигенов Севера. Только эти способы обеспечивают культурную преемственность, сохранение и воспроизводство этнической самобытности северных народов.

Основные типы традиционного природопользования и жизнеобеспечения северных народов перечислены в классической работе советских этнографов М.Г. Левина и Н.Н. Чебоксарова (1955 г.). Эти хозяйственно-культурные типы отражают различные способы использования биологических ресурсов:

  • таежные охотники и рыболовы;
  • рыболовы бассейнов крупных рек;
  • охотники и оленеводы тайги;
  • охотники тундры и лесотундры;
  • оленеводы тундры;
  • арктические охотники на морского зверя.

В предлагаемых Вашему вниманию специализированных модулях рассмотрены наиболее характерные способы адаптации представителей основных типов природопользования к изменениям окружающей среды. Народы, населяющие обширные регионы, – ненцы, эвены, эвенки, чукчи – используют несколько типов, или стратегий, природопользования и различные местные варианты. Народы, населяющие небольшие регионы с однотипными природными условиями, используют одну стратегию, но также в местных вариантах, формирующих местные культуры (нганасаны, азиатские эскимосы, энцы и др.).

Северные, в особенности арктические, коренные народы никогда не были многочисленными, но всегда стремились освоить обширные пространства. Понимая закономерности жизни северной природы, коренные жители избегали создавать большие поселения, особенно на мягких почвах. Даже в местах с высоким уровнем биологического разнообразия и продуктивности они селились и кочевали отдельными небольшими группами на некотором расстоянии друг от друга, интуитивно стремясь снизить нагрузку на почву и растительный покров. Исключение составляли китобойные поселки эскимосов и чукчей — их численность могла превышать 80–100 человек. Но и они предпочитали объединять усилия нескольких небольших селений лишь на время промысла китов.

За семьями таёжных охотников и рыболовов на основе обычного права были закреплены большие промысловые участки. Морские охотники, чьи поселения располагались по береговой линии недалеко друг от друга, промышляли зверя на огромных пространствах. Поморы Белого моря и Мурмана ходили на Шпицберген и Новую Землю, нередко бывали в прибрежных водах Земли Франца-Иосифа. Морские зверобои Чукотки в те годы, когда зверя практически не было возле их селений, уходили охотиться за сотни километров от дома.

Традиционные знания

Традиционные знания коренных народов Севера – особая часть культурного и духовного наследия бесписьменных народов. Эти знания являются основой устойчивого взаимодействия с природой и рационального, неистощительного использования её ресурсов для обеспечения жизни и духовной практики. Именно традиционные знания позволяют бесписьменным народам передавать потомкам наследие уникального опыта природопользования.

Основными компонентами традиционных знаний аборигенов Севера являются:

До недавнего прошлого коренные малочисленные народы Севера не имели письменности. Передача знаний из поколения в поколение осуществлялась изустно и была обязательной составляющей живых традиций каждого народа. В связи с этим огромную роль играло и является актуальным сохранение языков коренных народов: значительная часть слов фиксирует понятия и действия, связанные с охотничьим промыслом, рыболовством, оленеводством, собирательством, местными особенностями ландшафта и погодных условий. В наше время именно люди, ведущие традиционный образ жизни, являются носителями языков коренных народов.

Традиционные и научные знания: возможность интеграции

Многие исследователи в области естественных наук второй половины ХХ века независимо друг от друга обнаружили, что биологическое разнообразие лучше всего сохраняется на территориях традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных народов, и предложили включить такие территории в систему особо охраняемых природных территорий.

Сравнение традиционных и научных знаний в области сохранения биологического разнообразия и продуктивности биологических систем Севера показало, что:

  • Традиционные и научные знания равноценны в смысле их системности, глубины и точности применительно к районам, исторически освоенным народами Севера.
  • Традиционные знания накапливались веками. Наблюдение за одними и теми же участками ландшафта коренные народы вели непрерывно на протяжении жизни многих поколений. Знания накапливались, постоянно уточнялись и корректировались в связи с меняющимися природными условиями и передавались в доступной форме следующим поколениям.

В отличие от научных, традиционные знания не являются бесстрастными и обезличенными; они несут на себе отпечаток личности не только самого информатора, но и тех, кто в своё время передал их ему. Эти особенности передачи знаний делают их близким по духу фольклорным произведениям, благодаря чему они легко запоминаются молодёжью как увлекательные остросюжетные рассказы. Полноценная передача традиционных знаний возможна только при непосредственном и длительном взаимодействии представителей разных поколений, общающихся на родном языке, в котором основная часть слов связана с природой и природопользованием. Большую роль в передаче знаний играют специфические приёмы воспитания и обучения, прежде всего, семейная среда, практикующая раннее включение детей в трудовые процессы.

Влияние изменений климата на традиционный образ жизни коренного населения Севера

Свидетельства климатических изменений можно проследить по материалам археологических исследований и письменным источникам. Особенно сильно они проявлялись на Крайнем Севере, где еще недавно существование людей полностью зависело от состояния биологических ресурсов. За длительный период своего существования коренные народы Севера не раз переживали периоды потепления и похолодания и научились адаптироваться к ним. Коренные народы выработали свои особые стратегии природопользования, которые обладают повышенной устойчивостью к резким негативным изменениям природных условий и адаптированы к ограниченности биологического разнообразия и продуктивности северных экосистем.

Традиционные способы адаптации коренного населения Севера к изменениям окружающей среды

История развития северных регионов России показала, что народы Севера не могут сохраниться как самостоятельные этносы вне традиционных культур, в основе которых лежит уникальный опыт взаимодействия людей с природой и друг с другом. В большинстве северных регионов до сих пор не существует альтернативы сбалансированным традиционным методам использования возобновляемых биологических ресурсов. В настоящее время для коренных народов большую угрозу представляют не изменения климата, а неумолимо нарастающее влияние постиндустриальной цивилизации и рыночных отношений. Сейчас коренные жители стремятся сохранить основы своей этнической самобытности, языка и культурных традиций.

Приоритетное развитие традиционных способов природопользования есть непременное условие устойчивого развития регионов Севера, поскольку лишь в этом случае можно обеспечить рациональное распределение нагрузки на возобновляемые природные ресурсы и оптимизировать этно-социальные и демографические процессы, предоставляя местному населению наиболее выгодные для него условия. Таким образом, можно снизить влияние чуждых для северных регионов экологических, социально-экономических и культурных стереотипов, привносимых приезжим населением, прибывающим для работы на предприятиях добывающей отрасли Севера.

Север России хранит ещё практически нетронутые запасы углеводородного и минерального сырья, здесь сосредоточены крупнейшие месторождения полезных ископаемых. Огромные прогнозные запасы нефти и газа содержат Баренцево-Карская, Тимано-Печорская, Енисейско-Лаптевская, Индигиро-Чукотская нефтегазоносные провинции, а также Южно-Ямальская, ЛеноАнабарская и Анадырская нефтегазоносные области. Кроме того, северные территории содержат уникальные запасы редких металлов и других полезных ископаемых.

Добыча полезных ископаемых часто приводит к нарушению равновесия и целостности очень хрупкой природной среды Арктики и Крайнего Севера. Зимой промышленное освоение затрудняется сильными морозами и метелями. Интенсивное использование тяжелой гусеничной техники в тундре летом влечет за собой почти необратимое разрушение растительного покрова: после прохода техники растительный покров восстанавливается не ранее, чем через 50 лет. За это время происходит протаивание вечной мерзлоты и заболачивание территории. Добыча нефти на морском шельфе часто приводит к катастрофическому загрязнению морской среды.

Современное индустриальное освоение Севера осуществляется в чрезвычайно короткие сроки, не совместимые с адаптивными возможностями природы и сообществ коренных северян, и потому оказывает разрушительное действие не только на природную среду, но и на менталитет, культуру и традиции этих групп населения. Промышленное освоение Севера может привести к уничтожению исконной среды обитания и тысячелетиями создававшейся уникальной культуры коренных народов Севера, их традиционных знаний и способов освоения окружающей среды. За историю своего существования коренные народы Севера не раз испытывали последствия климатических изменений и накопили огромный запас знаний о способах адаптации к ним. Но в наши дни им приходится переживать изменения климата в условиях промышленного освоения и воздействия технократической цивилизации.

Источники

Авторы

Арктика - территория Северного Ледовитого океана с окраинами материков и морями. Большую часть данного региона покрывают ледники. Коренные народы Арктики уже привыкли к суровым полярным условиям. В данной статье мы расскажем более подробно о том, как освоили эту территорию, кто ее заселял и чем живет местное население.

коренные народы Арктики

Характеристика территории

Прежде чем говорить о том, какой народ является коренным народом Арктики, нужно описать данный регион. В переводе с греческого "Арктика" означает "медведица". Большая часть острова - Гренландский ледниковый щит. Коренные народы Арктики адаптировались к суровым морозам и долгой зиме. К примеру, на Таймырском полуострове температура достигает -50 градусов по Цельсию. Зима может длиться там до 9 месяцев. Летом погреться на солнце не удастся, так как максимальная температура достигает +10 градусов. Все знают, что именно в Арктике существуют полярная ночь и полярный день.

Территория Арктики условно делится на три части:

  • кустарниковая тундра;
  • типичная тундра (лишайниково-моховая);
  • арктическая.

какой народ является коренным народом арктики

Процесс освоения

Формирование сети организаций коренных народов Арктики приходится на 20-й век. Однако процесс освоения начался гораздо раньше. Более 30 000 лет назад древние люди впервые ступили на эти земли. Тогда по территории Арктики бродили тысячи голов оленей и быков. Древние люди потихоньку добрались и до Арктики, пересекая границы Азии, Китая и Монголии.

Первые признаки жизни древних людей были найдены в низовьях реки Яны. Археологи предполагают, что первые жители суровой земли обитали здесь около 37 000 лет назад. Древние люди оставляли наскальные рисунки и орнаменты на поверхностях фигурок из мамонта и камнях. Они изображали на них сцены охоты.

арктика и коренные народы

Арктика и коренные народы

Первые жители, которые пришли на эту землю более 30 000 лет назад, так и остались здесь. По статистическим данным, коренные жители Арктики - это представители 17 разных народов. Данные социальные группы отличаются друг от друга индивидуальным родным языком, традициями, привязанностями, культурными и социологическими институтами и ценностями. Как правило, коренные народы Арктики немногочисленны. Их количество редко превышает 50 000 человек.

Перечень коренных жителей Арктики был регламентирован государством, в него входят:

  • вепсы;
  • алеуты;
  • ненцы;
  • кеты;
  • олучи;
  • алюторцы;
  • эскимосы;
  • саами;
  • ороки;
  • долганы;
  • энцы;
  • ульчи;
  • чукчи;
  • камчадалы и др.

Коренные народы Арктики существуют в относительно небольшом количестве. По данным последней переписи населения, их насчитывается около 260 000 человек.

формирование сети организаций коренных народов арктики

Образ жизни коренного населения

Те, кто является коренным народом Арктики, обычно ведут полукочевой образ жизни. Это считается нормальным для местного населения. Постоянные кочевки из тундры в лесостепные зоны - это традиционный образ жизни. В своем большинстве коренные народы Арктики занимаются:

  • оленеводством;
  • охотой;
  • собирательством;
  • рыболовством.

Такой образ жизни наделяет население Арктики особенными этническими характеристиками. Самобытность народов схожа с другими культурами Дальнего Востока, Сибири и Крайнего Севера. Аналогичный образ жизни встречается у поморов, якутов, карелов, старообрядцев и коми, так как их жизнеобеспечение напрямую зависит от условий окружающей среды, погоды и т. д. По статистическим данным, на севере сейчас проживает около 1,5 миллиона человек. Еще несколько десятилетий назад эта цифра была в 10 раз меньше. Такое изменение напрямую связано с переездом на север россиян, основная цель которых - подзаработать. Ведь за последние годы здесь было открыто огромное количество предприятий по добыче, переработке и транспортировке сырья.

название коренного народа арктики

Изменение климата и адаптация местных жителей

Коренные народы Арктики прошли сложный путь, чтобы адаптироваться к окружающей среде. Целые столетия ушли на то, чтобы привыкнуть к условиям севера. Благодаря этому местные жители минимально воздействуют на природу, используют ее ресурсы в щадящем режиме. Только традиционный образ жизни помогает коренным народам справляться с таким сложным процессом, как адаптация. Основная цель людей, живущих в Арктике, - поддерживать уровень продуктивности угодий и следить за биологическим разнообразием. Только благодаря своей внимательности и чуткости по отношению к окружающему миру коренные жители смогли адаптироваться к суровым условиям существования. В этом им помогли их обычаи, празднества и обряды, которые передаются из поколения в поколение.

Традиции

Любое название коренного народа Арктики само по себе вызывает уважение у остальных. Именно они смогли выжить в таких суровых условиях и существовать до сих пор. Именно традиционные знания, передающиеся от поколения к поколению, помогли это сделать. К их числу относятся:

  • Ведение хозяйственных календарей. Рыболовами и охотниками определялись оптимальные места добычи и сроки. Составлялся регламент пойманных животных и рыб. В зависимости от роста численности северяне составляли нагрузку на популяции тех или иных животных.
  • Сохранение домашних аборигенных пород животных.
  • Охрана мест размножения промысловых видов животных.
  • Чистка нерестилищ, пастбищ, нерестовых рек и залежки животных.
  • Передача традиционных знаний о лечении и психоэнергетических приемах воздействия на людей. Старейшины и шаманы обладали этой информацией. Кроме этого, коренные жители с детства осваивали технологию закаливания, занимались и тренировались. Достигнув десятилетнего возраста, дети умели выполнять множественные производственные процессы.

кто является коренным народом арктики

Как изменение климата повлияло на коренных жителей Арктики?

Тысячелетия понадобились северянам, чтобы адаптироваться к суровым природным условиям. Статистические данные показывают, что местные жители не раз переживали то потепление, то похолодание климата. Но они смогли пройти адаптацию к таким капризам природы. Народы годами вырабатывали стратегии природопользования и способы привыкания. К ним относятся:

  1. Бескорыстная помощь нуждающимся. Народы-соседи помогали друг другу в сложных ситуациях.
  2. Мобильность. Коренные народы Арктики при необходимости могли быстро перекочевать в другое место. Это считается главным способом адаптации к климату местных жителей.
  3. Изучение новых способов природопользования. К примеру, местные жители Чукотки со временем научились выращивать картофель и разводить лошадей.

Жить в таких суровых условиях нелегко. Однако северяне отлично справляются с этой задачей. Конечно, сильнейшие морозы, полярные ночи, осадки часто мешают функционированию производственного комплекса, работа многих предприятий на это время приостанавливается. Но это помогает данному региону развиваться и находить все новые способы освоения окружающей среды.

Российская Арктика – дом для нескольких десятков коренных народов. Со стороны может показаться, что все коренные северяне одинаковые: кочуют, живут в чуме и выделывают шкуры. Но это заблуждение! Да, они все научились жить в сложных погодных условиях, не нарушая при этом хрупкое равновесие природы. Но дальше начинаются различия – язык, культура, кухня, верования, традиции… Познакомимся с 15 народами Крайнего Севера поближе.

Содержание


Коряки

Камчатка, Магаданская область, Чукотка.

Оленеводство, рыболовство, морская охота.

Ок. 7,9 тыс. человек.

Коряки считали, что происходят от Куйкынняку (первопредок ворон) и должны жить по его правилам. Вот некоторые из них: чтобы жениться, коряк должен поработать в семье невесты, при этом у него может быть несколько жен; после охоты нужно оставлять жертвы; супружеская неверность жестоко карается; тонущего человека нельзя спасать, и т. д.

Ительмены

Камчатка, Магаданская область, Чукотка.

Рыболовство, охота, собирательство.

Ок. 3 тыс. человек


Ительмены – один из древнейших народов на планете: его возраст, по данным ученых, около 15 тыс. лет. Однако сведений о том, как и откуда они пришли на территорию нынешнего проживания, не сохранилось. Ительменский миф объясняет это просто: на Камчатку их принес ворон Кутх.

Ительмены верят в подземный загробный мир (анимизм), в родство с животными (тотемизм), поклоняются хозяину моря, дарующему пропитание. По одной из научных версий, формирование народа ительменов связано с культурой бродячих охотников-рыболовов эпохи мезолита. Истоки этой культуры – в Восточной Монголии. Исследователи также считают, что многие культурные особенности ительменов роднят их с народами Приамурья, Приморья, Северной Америки.


Летом ительмены жили в шалашах на сваях – балаганах. Зимой – в полуземлянках (юртах).


Ительмены верили в силу различных оберегов и носили с собой на удачу.


Эвены

Якутия, Магаданская область, Камчатка, Чукотка, Хабаровский край, Красноярский край.

У кочевых – оленеводство, коневодство (в Якутии), охота; у прибрежных – тюлений промысел, рыболовство, собирательство.

Ок. 22,4 тыс. человек.

Эвены считаются отдельной этнографической веткой эвенков (тунгусов). Верования эвенов связаны с шаманизмом и культом медведя. При этом к началу XIX века эвены были одним из самых христианизированных народов Севера, в местах их расселения строились православные церкви и часовни.

Энциклопедия коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, коллектив авторов


У эвенов принято пасти стадо верхом на олене или пешком.

Основу питания эвенов составляли рыба и мясо диких животных: горного барана и дикого оленя. Самым популярным способом охоты долгое время оставалась гоньба – преследование добычи на лыжах. А в северных районах Якутии предпочитали традиционную охоту с собакой.

Долганы

Красноярский край (полуострова Таймыр), Якутия.

Оленеводство, охота, рыболовство.

Ок. 7,9 тыс. человек.


У долган, помимо традиционного шаманизма и обожествления природы, сохранились анимистические представления. Например, они поклоняются сайтанам – необычной формы камням, деревьям и другим предметам, которые считались покровителями охотничьего и рыболовного промыслов.


Долганские идолы – духи-покровители, традиционные обереги народа.


Традиционная одежда долган во многом напоминает эвенкийский костюм.


Зимняя езда долган на оленях близка к самодийскому типу. Долганы доят оленей, стадо пасут с собаками.


Нганасаны

Красноярский край (полуостров Таймыр), Якутия.

Охота, оленеводство, рыболовство.


Природа полуострова Таймыр. По представлениям нганасан, у всего на свете есть свое рождающее начало. Главные из них – Земля-мать, Солнце-мать, Луна-мать.

Энциклопедия Красноярского края


Особенности расселения нганасан позволили в почти неизменном виде сохраниться национальному фольклору, древним обрядам, праздникам и т. д.

Красноярский край (полуостров Таймыр).

Оленеводство, охота, рыболовство.


Энецкий бытовой рассказ об удаче охотника

У энцев шаман обязательно участвовал в погребальных обрядах. Умершего, облаченного в специальную одежду, зашивали в оленьи шкуры, отвозили в тундру и оставляли на нартах, соорудив над ним маленький шалаш. Возвращаясь в стойбище, участники похорон проходили обряд очищения, переступая через костер или через убитую собаку.


В Таймырском краеведческом музее собрана большая коллекция этнографии коренных малочисленных народов полуострова, в том числе энцев.


Чукчи

Чукотка, Камчатка, Якутия, Магаданская область.

Оленеводство, морской зверобойный промысел, охота, рыболовство.

Ок. 15,9 тыс. человек.


Традиционное жилище чукчей – яранга, шатер в виде усеченного конуса высотой до 5 м и диаметром до 8 м.


Пеликен – оберег, символ, языческая фигура, почитаемая и чукчами, и эскимосами.

Среди чукчей распространены мифы о браке людей и животных: кита, моржа, тюленя, медведя. То есть тех зверей, с которыми жизнь людей связана теснее всего. Особым почитанием пользуются у чукчей боги – покровители промысловых животных.

Эскимосы

Чукотка, Магаданская область.

Морской зверобойный промысел, оленеводство, охота.

Ок. 1,7 тыс. человек.


Откуда пришли эскимосы на самую восточную часть России? Наука до сих пор ищет ответ на этот вопрос. Не исключено, что корни этого этноса уходят в далекий I век до н. э. Вплоть до XX столетия в этническом сообществе наблюдалась главенствующая роль женщины. Во все времена центральным промыслом для эскимосов оставалась охота на морских зверей – тюленей, моржей и китов.


Кит в Беринговом море, Чукотка.


Эвенки

Якутия, Хабаровский край, Красноярский край, Бурятия, Забайкалье и Амурская область.

Оленеводство, охота, рыболовство.

Ок. 37,8 тыс. человек.

Эвенки отличаются от других коренных народов Севера широким расселением. При этом поселения были небольшие по численности. Русские вплоть до ХХ века называли эвенков тунгусами.


Традиционное жилище эвенков – чум (дю). Зимой его покрывают шкурами, а летом берестой.


Тунгусские шаманы считались самыми сильными в Сибири, к их помощи прибегали и другие народы. Иллюстрация 1960 года.

Юкагиры

Якутия, Чукотка, Магаданская область.

Юкагирский (тундренный и колымский).

Охота, рыболовство, оленеводство.

Ок. 1,6 тыс. человек.



Одно из верований юкагиров – шаманизм. По преданиям, умерший шаман становился объектом культа.

Древнее юкагирское пиктографическое письмо существовало в двух видах: мужском и женском. Мужское письмо исследователи рассматривают как прообраз географической карты – знаки, нанесенные на бересту кончиком ножа, указывали, где искать человека или группу людей. В женском пиктографическом письме также использовались изображения человеческих фигурок, но они призваны были рассказать о сердечных переживаниях писавшей.



Ненцы

ЯНАО, ХМАО, Архангельская обл., НАО, Красноярский край (Таймыр), Республика Коми, Мурманская область.

Оленеводство, охота, рыболовство.

Ок. 44,6 тыс. человек.

Раньше ненцев называли самоедами и юраками. В этнографии принято разделять народ на тундровый и лесной. Современные ненцы – единственный северный этнос, имеющий три национальных административно-территориальных образования.


У ненецкой нарты есть несколько особенностей. Например, копылья закрепляются с наклоном внутрь и только на задней половине саней. А передние концы полозьев соединяют перекладиной.

В духовной жизни ненцев смешалось христианство и язычество. Так, верховное божество ненцев Нум приобретает черты христианского бога. В пантеон духов-хозяев в виде Сядай-Миколы – покровителя промыслов – включается Святой Николай. В целом же ненцы верили в духов – создателей всего живого и хозяев стихий, а чтобы выйти с ними на связь, требовался шаман.


Традиционное жилище ненцев – чум. В зависимости от размеров постройки используют от 5 до 50 шестов высотой около 7 м.

Селькупы

Томская область, ЯНАО, Красноярский край.

Охота, рыболовство, скотоводство.

Ок. 3,6 тыс. человек.


Несмотря на то, что христианство селькупы приняли в XVII–XVIII веках, у народа долго сохранялись анимистические представления о мире. Творцом и добрым началом у селькупов был Ном, олицетворяющий небо. Властитель зла Кызы обитал под землей – он насылал на людей болезни.

Впечатляют погребальные обряды селькупов. Взрослых хоронили в долбленых стволах деревьев или в лодках, иногда обернутыми в бересту, детей – на ветках высоких деревьев.


Флаг Красноселькупского района. Село Красноселькуп – один из национальных центров селькупов.


Карамо – традиционное жилище южных селькупов. Полуземлянка с бревенчатым каркасом покрывалась дерном и засыпалась землей.


Ханты

ХМАО, ЯНАО, Томская область.

Рыболовство, охота, оленеводство, собирательство.

Ок. 31 тыс. человек.

Югры, остяги и ханты – варианты названий одного народа, издревле проживающего за Северным Уралом. Точным исследователи называют последний, потому что в нем заложено самоназвание, он и стал официальным.

Один из главных праздников народа ханты – Вороний день (Вурна Хатл). Он признан официальным праздником в Югре и отмечается ежегодно во вторую субботу апреля. Ворона своим карканьем пробуждает природу и тем самым приносит весну. Кроме того, в некоторых хантыйских мифах птица считается покровительницей женщин, в других – создательницей жизни.


У хантов развито искусство вышивки. Женщины украшают узорами ровдугу, мех, цветное сукно.


Собственная история коренных народов Севера насчитывает много тысячелетий, но если брать уже историю российского государства, то здесь были периоды своего рода союзнических (на основе торговли) отношений с властями империи, включение аборигенного населения несколько столетий назад в российскую данническую систему (через уплату ясака), полная или частичная христианизация, наконец, достаточно тотальная и жесткая по формам советская модернизация, включавшая как культурную революцию и частичный переход в оседлости, так и принуждение к коллективизации и тяжелые социальные проблемы. В целом политика по отношению к насельникам Арктики долгое время была подчинена утилитарным экономическим интересам, идеологическим установкам и военно-стратегическим расчетам. Таковой она остается во многом и поныне, хотя новая Концепция государственной политики в Арктике носит более глубокий и более гармоничный характер.

Площадь Арктической зоны РФ около 9 млн. км2, в ней проживает более 2,5 млн. человек. Это менее 2% населения России и около 40% населения всей Арктики на планете. В российской Арктике проживает 82,5 тыс. представителей коренных малочисленных народов (ненцы, чукчи, ханты, эвены, эвенки, селькупы, саамы, эскимосы, долганы, чуванцы, кеты, нганасаны, юкагиры, энцы, манси, вепсы, коряки, ительмены, кереки). Часть из них ведет кочевой или полукочевой образ жизни, связанный с традиционными видами природопользования – прежде всего с оленеводством, рыболовством, морским зверобойным промыслом, охотой. Большинство проживают в поселках и городах и являются оседлыми жителями. По нашим оценкам, в Арктике кочует часть года или круглогодично около 20 тысяч или около четверти аборигенов.

При этом порядка 60% кочующего населения страны проживает в Ямало-Ненецком АО. По данным Ямалстата, на 01 января 2011 года численность коренных малочисленных народов Севера в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности в ЯНАО составила 37 125 человек (7 % от общей численности населения автономного округа). Кочевой образ жизни вели 14 667 человек (3 139 семей), или около 40 % от всего коренного населения. В тундре вместе с родителями проживали более 4 000 детей, из них до года – более 500 человек.

С точки зрения этнокультурного развития в Арктическом регионе наблюдается тенденция сокращения представителей местных этнических групп, владеющих родными языками вследствие многовековых контактов и проводившейся с 1930–х гг. политики интеграции. Однако несмотря на ассимиляцию, среди них этническая идентичность сохраняется. После 1991 г. идет процесс языкового поворота в пользу аборигенных языков, особенно среди именно арктических, кочующих групп аборигенов. При этом русский язык остается основным языком знания и общения.

К сожалению, промышленное освоение Арктики подчас разрушительно влияет на природную среду и на сообщества коренных жителей. Ситуация осложняется тем, что промышленная деятельность началась до того, как были приняты соответствующие правовые нормы, защищающие интересы коренных малочисленных народов. В России не достигнут необходимый паритет в отношениях аборигенов с промышленными компаниями с точки зрения взаимного учета интересов, взаимовыгодного развития и нейтрализации рисков. Наши и другие исследования указывают на необходимость выработки особых государственных требований к деятельности компаний – требований, учитывающих ранимость арктической природы и особые права групп населения, занимающегося кочевым оленеводством и морским промыслом.

Сегодня в российской Арктике лишь среди ненцев, долган, чукчей, энцев удельный вес занятых в традиционных отраслях составляет 18—25 %. Среди остальных категорий аборигенных народов Арктической зоны России он не выше 9—13 %. Низкая конкурентоспособность традиционных видов хозяйственной деятельности обусловлена малыми объемами производства, высокими транспортными издержками, отсутствием современных предприятий и технологий по комплексной переработке сырья и биологических ресурсов.

Определенные права и льготы, предоставляемые в настоящее время коренным малочисленным народам Севера, являются важным фактором социальной адаптации к условиям рыночной экономики. Кроме этого, дополнительные государственные гарантии зачастую становятся фактором выбора этнической принадлежности в пользу аборигенной выходцами из смешанных семей. Социальные преференции и квоты на использование ресурсов делают привлекательными для индивидов смешанного происхождения отнесение себя к числу коренных народов. Это один из новых источников пополнения численности данной категории населения.
Что касается перспектив развития, то среди исследователей и самих коренных народов распространено мнение, что государственная политика должна строиться не на разовой помощи коренным народам, а на системе мер государственного протекционизма и активного сотрудничества с ними. Однако ни компенсации, ни дотации, ни спонсорская помощь не могут решить проблему устойчивого развития коренного населения. Необходимые меры и программы должны быть нацелены на создание условий для самостоятельного развития традиционных отраслей хозяйствования и культуры арктического коренного населения. Ибо для значительной части представителей коренных народов Арктики характерна ориентация на т.н. традиционную культуру. В этом реализуется потребность в осознании своей самобытности, связи с родной землей, своим народом, верованиями.

Российская Арктика: коренные народы и промышленное освоение

Вниманию читателей предлагаются отрывки из познавательной книги "Российская Арктика: коренные народы и промышленное освоение" (Нестор-История: М. – СПб., 2016. – 272 с., 500 экз.), подготовленной авторским коллективом РАН, Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая, под редакцией академика В.А. Тишкова.

Коренные народы российской Арктики: история, современный статус, перспективы

В российской Арктике проживает 82,5 тыс. представителей коренных малочисленных народов из общей численности этой категории российского населения примерно в 250 тыс. человек. По своему этническому составу это ненцы, чукчи, ханты, эвены, эвенки, селькупы, саамы, эскимосы, долганы, чуванцы, кеты, нганасаны, юкагиры, энцы, манси, вепсы, коряки, ительмены, кереки. Часть из них ведет кочевой или полукочевой образ жизни, связанный с традиционными видами природопользования — оленеводством, рыболовством, морским зверобойным промыслом, охотой, собирательством. Большинство составляют оседлые жители, проживающие в поселках и городах. По нашим оценкам, часть года или круглогодично в Арктике кочуют около 20 тыс. человек, то есть около четверти аборигенного населения. При этом порядка 60% кочующего населения страны приходится на Ямало-Ненецкий автономный округ.

Определённые права и льготы, предоставляемые коренным малочисленным народам Севера, служат цели их социальной адаптации к условиям рыночной экономики, а также сохранения групповой целостности. Именно государственные гарантии и льготы — социальные преференции и квоты на использование ресурсов — зачастую становятся основным аргументом выбора выходцами из смешанных семей этнической принадлежности в пользу аборигенной. Это, кстати, один из источников пополнения данной категории населения.

Таблица.jpg

Арктика как зона ответственности

Ямало-Ненецкий автономный округ

Значимым для округа является биологическое разнообразие его ресурсов. В тундрах выпасается более 730 тыс. голов, что составляет около 44% от общероссийской численности домашнего оленя (в Российской Федерации — 1663 тыс. оленей). Общий рыбохозяйственный фонд ЯНАО насчитывает 64 тыс. кв. км. Это шельфовые воды южного побережья Карского моря с врезающимися в континент заливами, а также реки, впадающие в эти заливы, с прилегающими к ним соровыми системами и озера, соединенные протоками. В акваториях содержится около 70% мировых запасов сиговых рыб (муксун, нельма и др.) [Аграрно-промышленный комплекс ЯНАО 2015].

Содержание крупных оленьих стад является основной чертой ненецкого хозяйства более трёх столетий. Именно увеличение поголовья оленей, а не получение от них дохода или мясной продукции является основной целью ненецкого оленеводства.

По данным за 2014 г., в округе действуют 90 общин. Они получают субсидии из окружного бюджета: на содержание оленей (по ежегодно устанавливаемой ставке на одну голову исходя из наличия поголовья на 1 января текущего финансового года), а также на мясо оленей и продукты его переработки (по ежегодно устанавливаемой ставке за одну тонну реализованной продукции). Кроме того, субсидии выделяются заготовительным организациям на компенсацию затрат по закупке оленины у общин КМНС и оленеводов-частников. Общинникам начисляется заработная плата за сданную продукцию, засчитывается трудовой стаж.

Оленеводство.jpg

Кроме того, усиливающееся промышленное проникновение в тундры приводит к дефициту рыбных озёр, а без рыбной ловли оленеводческие хозяйства не могут обходиться, так как рыба является не только важнейшим продуктом питания для людей, но и служит основным кормом для собак, без которых выпас оленей невозможен.

Чукотский автономный округ

Коренные малочисленные народы традиционно расселены на всей территории Чукотского автономного округа. Чукотка отнесена к местам традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности КМН Российской Федерации. В регионе семь коренных малочисленных народов Чукотки: чукчи, эскимосы, эвены, чуванцы, коряки, кереки, юкагиры; кроме того, в ЧАО проживают эвенки, шорцы, ханты, ульчи, тувинцы, тофалары, орочи, нивхи, ненцы, негидальцы, нанайцы, камчадалы, ительмены, долганы. Наиболее многочисленными коренными народами Чукотки являются чукчи (12 772 чел.), эскимосы (1529 чел.), эвены (1392 чел.).

Согласно статистическим данным, с 80-х гг. XX в. по настоящее время идёт непрерывный процесс увеличения числа коренного населения в общей массе горожан Чукотского автономного округа. В городском округе Анадырь чукчи, эскимосы, эвены, чуванцы составляют заметную часть жителей. Так, в начале 1980-х гг. в Анадыре проживало около 400 человек, в конце 1980-х гг. — около 900, в 2001 — 1760, в 2007 — 2240, в 2010 г. — 3090 человек из числа представителей КМНС [Коломиец, Вуквукай 2013, с. 86]. Отток приезжего городского населения в центральные районы страны в значительной мере компенсируется мобильностью сельского населения. Покидая национальные сёла, молодёжь стремится закрепиться в районных центрах (Лаврентия, Провидения, Эгвекинот, Беринговский) и городах округа (Анадырь, Певек, Билибино). Основные причины оттока коренного населения из сёл в городскую черту: повышение образовательного уровня населения; нехватка рабочих мест и низкий уровень заработной платы в сёлах; изолированность и, как следствие, невозможность проведения полноценного досуга; нежелание молодёжи работать в традиционных отраслях хозяйства; заметно более низкий уровень жизни сельского населения по сравнению с городским.

В общинах морских зверобоев Чукотки состоит 305 человек. Кроме того, промыслом занимаются частные охотники-промысловики. По мнению исполнительного секретаря Чукотской ассоциации зверобоев традиционной охоты (ЧАЗТО) Э. Здора, современное число действующих морских охотников в посёлках округа не менее 800 человек. Наибольшее число общин морских зверобоев находится на территории Провиденского муниципального района… Общины получают ежегодную квоту на добычу 135 серых и 5 гренландских китов… В 2014 г. общины получили разрешение на добычу 1292 лахтаков, 1436 моржей, 180 белух, 538 ларг, 2865 акиб, 5 крылаток. На поддержку морзверобойного промысла в 2013 г. было израсходовано 107 млн руб., в 2014 г. из средств окружного бюджета предусмотрено 109,7 млн руб. Основные статьи расходов — оплата труда промысловиков, отчисления страховых взносов, материально-техническое оснащение общин (сезонная одежда и обувь для охотников, лодки, патроны, сигнальные устройства для безопасности людей в море, спасательные жилеты, буи, бинокли, фалы, аптечки).

Современная система образования в Арктических регионах

Читайте также: