Изображение фигуры человека в древнем египте доклад

Обновлено: 28.04.2024

Пропорция — это гармонизация формы художественного произведения, пропорциональность ееэстетическое качество.

Соразмерность частей образует красоту формы.

Мы признаем определенные пропорциональные отношения в построении фигуры человека, его окружения, архитектуры, как нечто должное. Эмоциональное начало художественного творчества проверяется точной наукой.Выдающиеся мастера былых эпох постоянно стремились проверить алгеброй гармо­нию, впрочем, математика античности, средневековья и Воз­рождения была лишена сухости и абстрактности.

Пропорция — равенство двух или более отношений. Например, математическоевыражение 1:2 = 3:6 называют пропорцией, поскольку его левая иправая части равны между собой. Наименьшее число в таких отношениях именуютмодулем, его, как правило, избирают в качестве единицы измерения.

Среди множества возможных пропорций существует единственное решение, в котором уравниваются не только отношения частей формы, но всех частей между собой и отношение каждой части к целому. Такая пропорция называется "божественной", или "золотой серединой" (лат. aurea mediocritas).

В искусстве способ пропорционирования используют в качестве основного средства гармонизацииформы художественного произведения, поскольку гармония, в отличие от красоты, подлежит геометрическому и математического анализу.

Когда мы знакомимся с историей искусства, любуемся совершенными произведениями, напримерантичной статуей или храмом, картинами Леонардо да Винчи, Рафаэля, Энгра, то нас поражает удивительная гармония, присущая им, которая во многом определяется таким эстетическим качеством, как пропорциональность целого и деталей.Сравнивая предметы, окружающие нас, по величине, высоте, ширине, объему мы можем сказать, что одни из них длинные, а другие короткие, высокие и низкие,широкие и узкие, большие и маленькие и т. д. Устанавливая соотношение между предметами и между частями формы отдельного пред­мета, мы выясняем их пропорциональные характеристики.

Поиск пропорций в изображении фигуры человека является сложной задачей.Обратимся к истории, посмотрев, как решали ее художники разных эпох и разныхкультур.


В Древнем Египте для изображения человеческой фигуры был разработан специальный канон — то есть такая система пропорций человеческой фигуры, которая делила изображение на части и позволяла по части определить целое и по одной части тела определить другую. Известно, что египтяне положили в основу деления фигуры 21 1/4 части. В это число входили 19 равных частей разделения самой фигуры, а 2 % части прихо­дились на изображение традиционного головного убора.

Египтяне пользовались и специальными сетками-таблицами, которые наносили на поверхность каменной плиты или стены для создания рельефаили росписи.

На сохранившихся и дошедших до нас памятниках можно видеть, что горизонтальные и вертикальные линии делят рису­нок в определенных местах, что соответствует членению фигур на части. Были установлены также определенные размеры для изображения сидящих фигур и изображения разных богов в соответствии с их иерархическим старшинством (одни должны быть выше, другие немного ниже). Детей изображали как взрослых, но значительно меньшими по размеру. Художнику необходимо было знать установленные каноном нормы и на­учиться вписывать в них изображения, пользуясь сеткой-таб­лицей. Единая система обучения и строгое соблюдение вырабо­танных норм позволяли выполнять части одного произведения разными мастерами. Когда такие части составляли в единуюкомпозицию, то они точно сходились и не было нарушения пропорций.

Изучение математических отношений,заложенных в пропорцияхегипетских пирамид, а также исследования архитектора И. П. Шмелева,посвященные личности зодчего Хеси-Ра (егип. Hesi-Ra—"Отмеченный солнцем"), жреца бога Гора и главного архитектора фараонаДжосера (ок. 2800—2700 гг. до н. э.), позволили установить, что египтяне пользовались отношениями чисел: 1:3, 2:3,4:3.

Анализ изображений 11 деревянных панелей, найденных в 1912 г. в гробнице зодчего Хеси-Ра в Саккара, доказывает (во всяком случае геометрически), что в них зашифрован "ключ" золотого сечения. Хеси-Ра стал одиннадцатым верховным жрецом. Заглавная панель имела название "декан" (греч. dekanos — "десятник"), а два жезла, изображенные в руках Хеси-Ра (в отношении: 0,882 и 0,5 или √5:1), являются не чем иным, как инструментом, позволяющим без математических вычислений пользоваться всеми функциямизолотого сечения. Перед фигурой сидящего жреца-зодчего показан столик, на котором установлен камертон — инструмент настройки звука на гармоничную частоту.

Исследования пропорций пирамид подтверждают, что канонпропорций египетской архитектуры включал числа 3:4:5 (стороны "египетского священного треугольника"), а также диагональ "двусмежного квадрата", равную √5. Пифагор, обобщая данные, которые он отчасти почерпнул в Египте, ввел в созданную им теорию гармонии понятия пентатоники (греч. pente — "пять" и tonos— "натяжение, напряжение") — пяти ступеней октавы (ряда из восьмиступеней) и пентахорда (греч. chorde — "струна"). Пифагор использовал средние пропорциональные числа: арифметическое c=(a+b)/2, геометрическое c=√ab, гармоническое c=2ab/a+b, а также наиболее сложную музыкальную пропорцию a:(a+b/2)=(2ab/a+b):b или 12:9=8:6. Созвучие квинты музыкального звукоряда построено на отношении чисел 2:3. Известно также, что Иерусалимский храм, возведенный в 1010 г. до н. э., имел план сотношением сторон 1:3.

Исследования пифагорейцев позволили разделить смысл понятий "соразмерность"и "пропорциональность". Так открытое Пифагором свойство колебания струн, длина которых выражена отношениями простых целых чисел, создавать полнозвучные аккорды, легло в основу понятия гармонии Абсолюта,"небесной музыки сфер", данной человеку в явлениях природы. Эти явления греки и называли "симметрией" — соразмерностью.

С глубокой древности человека волновали идеи уподобления своих творений прекрасным проявлениям природы, преображения хаоса в космос, числовые закономерности, которые лежат в основе устройства Вселенной. Древние эллины воспринимали пространство исключительно оптически: целостным и непрерывным, а в архитектуре использовали целые числа ирациональные приемы, основанные на кратных отношениях, хотя и вводили оптические поправки, нюансирование, придававшие отношениям величин дробность и легкую "неправильность".

Пропорция, или "аналогия", как ее называли греки, есть соответствие между частями и целым по отношению к части(модулю), принятой за исходную величину. Соотнесение симметрии с метрическим строем, а пропорциональности — с ритмическим рядом величин составляет сущность "Канона" древнегреческого скульптора Поликлета, который также связан с правилом золотого сечения.

Античное искусство установило идеальные пропорции и для головы человека, согласно которым она по вертикали от темени до конца подбородка делится на две равные части линией глазных впадин. Каждую из этих половин можно, в свою очередь, разделить на две равные части: верх­нюю — линией волос, а нижнюю —основанием носа. Получа­ется четыре равные части. Расстояние между глазами принимается равным ширине крыльев носа.

Расстояние от бровей до основания носа определяет величи­ну ушей. В действительности редко встречаются у людей та­кие идеальные пропорции, но знать их необходимо, чтобы видеть отклонения от нормы и лучше понимать индивидуальные пропорции живой натуры.

Знакомство с золотым сечением сыграло немалую роль в работе античных архитекторов, скульпторов и живописцев.

Живопись Древнего Египта. Сцены крестьянской жизни в погребальной часовне писца Ун-Су, период XVIII династии

Живопись Древнего Египта — это память о великой цивилизации, оставившей неизгладимый след в истории и продолжающей влиять на нашу культуру. Искусство египтян было необычным и ярким — мы не видим ничего подобного у других народов. В сухом климате на стенах храмов и в запечатанных гробницах сохранилось достаточно примеров древнегреческой живописи, чтобы получить представление о ее характерных чертах, традициях Древнего Египта и развитии с течением времени. Посмотрим, что предпочитали рисовать египтяне, как они это делали и чем различается искусство разных столетий.

Важные принципы древнеегипетского искусства

Живопись Древнего Египта была подчинена религиозному культу. В представлении египтян вся жизнь была лишь подготовкой к смерти и последующему вечному существованию в загробном мире. Росписи в гробницах должны были рассказать богу смерти Анубису о том, кто здесь похоронен, и обеспечить умершего всеми благами в мире мертвых. Других целей искусство не преследовало, поэтому мы не находим в нем живописных пейзажей или эмоциональных портретов. Стены гробниц покрыты условными фигурами людей и богов, реже встречаются звери и птицы.

Живопись Древнего Египта. Расписная панель VIII-IX в. до н. э.

Живопись в Древнем Египте была частью культа смерти, поэтому изображения создавались с большой тщательностью. Чтобы избежать ошибок, был разработан канон — образец, которому следовал каждый художник. Идеальная правильность геометрических форм соблюдалась при помощи сетки, которая предварительно наносилась на поверхность для росписи. Образец Древнего царства состоял из 18 квадратов, а позже стал насчитывать 21 квадрат. Сделать рисунок еще более понятным помогали иероглифы и пиктограммы, сопровождавшие живописные образы.

Особенности изображения человеческого тела в Древнем Египте

Древнеегипетский канон требовал изображать каждую часть тела так, чтобы она была видна наилучшим образом. Это приводит к тому, что в одной фигуре человека или бога сочетаются точки зрения с разных сторон. Голова, руки и ноги всегда изображаются в профиль, а глаза, плечи и грудная клетка — в анфас. Обычно силуэт фигуры обводится контуром, что делает его цельным. Чаще всего используется правый профиль, реже — левый.

Такой принцип распространялся и на другие предметы. Например, на фреске из поместья Небамуна XIV века до н. э. мы видим бассейн сверху, как на плане, но рыбы и птицы в нем нарисованы в профиль. Прямо изображены и деревья вокруг.

Живопись Древнего Египта. Живопись Древнего Египта. Фрагмент стены от гробницы Аменемхета и его жены Хемет, 1976–1794 гг. до н. э.

Живопись Древнего Египта. Фреска с садом и бассейном в поместье Небамона, 1350 до н. э.

Живописцы Древнего Египта не стремились передать портретное сходство, но считали важным рассказать о социальном статусе изображенного человека. Так появляются характерные атрибуты фараона, воина, писца, крестьянина и так далее. Кроме того, значимость воспроизводимых фигур подчеркивалась масштабом. Фараона делали более высоким, по сравнению с его женой или воинами, а фигурки слуг были совсем маленькими.

Живопись Древнего Египта. Из настенной росписи гробницы Небамона в Фивах, около 1350 до н. э.

Символизм цвета

Египтяне пользовались яркими и долговечными минеральными красками, которые редко смешивали. За каждым базовым цветом было закреплено определенное символическое значение, от которого зависело, что следует изображать этой краской:

  • Белый. Символ утренней зари, победы и ликования. . Символизирует смерть и возрождение в загробном мире. ассоциировался с выжженной солнцем бесплодной землей и означал зло. Красным писали бога-братоубийцу Сета и вредоносных животных.
  • Желтый. Одна из любимых красок у египтян. Означала вечность и божественную сущность. надежды, возрождения и молодости. Характерен для воскресшего бога Осириса. . Означал воду и новую жизнь.

Женские фигуры в древнеегипетской живописи обычно изображались с бледно-желтой или розовой кожей, мужские — с коричневой или темно-красной. Фон во времена Древнего Царства оставляли серым, а позже стали заполнять светло-желтым.

Периоды древнеегипетского искусства

Самый ранний период, от которого сохранились настенные росписи, — Додинастический, длившийся с четвертого по третье тысячелетие до нашей эры. Тогда на берегах Нила сформировались первые земледельческие государства-номы, между которым велась борьба за власть. Представление о живописи того периода дает фреска из Гробницы 100 в Иераконполе.

Живопись Древнего Египта. Фрагмент росписи в Иераконполе, Додинастический Египет

Древнее царство (XXXII-XXIII века до н. э.)

Власть над объединенным Египтом перешла к первой династии фараонов и войны прекратились. Начало расцветать искусство, в котором сформировался монументальный стиль. Были разработаны изобразительные каноны, их строго соблюдали на протяжении многих столетий. Такое постоянство объясняется тесной связью с религией: изображения в гробницах были столь же священными, как и обряд мумификации или другие аспекты культа.

В этот период строятся великие пирамиды, а в искусстве главенствуют фигуры богов. Их часто изображали с головами животных. Но это были образы не свирепые и устрашающие, а величественные и торжественные. Краски наносятся не только на плоские поверхности, но и на барельефы.

Живопись Древнего Египта. Гуси. Роспись гробницы в Медуме, начало 3 тыс. до н. э.

Среднее царство (XXII-XVIII века до н. э.)

В эту эпоху настенная живопись Египта совершенствуется и упорядочивается. Изображенные сцены становятся более сложными и динамичными. Помимо представителей знати, встречаются фигуры обычных земледельцев или рыбаков. Художники обращают внимание на природу: в росписях появляются растительные орнаменты и прекрасно выписанные животные. Для зверей и птиц канона не существовало, поэтому мастера рисовали их живыми, с применением полутонов. Много подобных сцен сохранилось в гробнице номарха Хнумхотепа II.

Новое царство (XVII-XI века до н. э.)

В эпоху Нового царства живопись, как и культура в целом, достигает высшего расцвета. Мастера смелее обращаются с нерушимыми прежде канонами и используют более широкую цветовую гамму с полупрозрачными слоями. Взаимодействие с другими азиатскими народами приносит интерес к орнаментам и высокой детализации. Поскольку этот период связан с успешными завоеваниями, в росписях часто воспроизводятся военные сцены. Появляются изображения фараона на боевой колеснице, заимствованной у побежденных племен.

Живопись Древнего Египта. Остракон с изображением акробатки, XII век до н. э.

Живопись Древнего Египта. Фрагмент росписи гробницы Небамона, ок. 1400 до н. э.

Позднее египетская культура постепенно утрачивает характерные для нее черты под влиянием завоевателей — сначала греков, а затем римлян. К началу новой эры в Египте расцвело эклектичное искусство фаюмского портрета. Эти изображения тоже использовались для погребения, но создавали их при жизни, когда человек был еще полон сил. Или же художники писали такой образ, полагаясь на свое воображение. Для фаюмского портрета характерно стремление передать главные черты героя, сделать его узнаваемым.

Живопись Древнего Египта. Пример фаюмского портрета

Жители Древнего Египта верили, что каждому человеку после смерти понадобится статуэтка или живописное изображение для переселения души. Подобные изделия создавались в огромных количествах, и многие из них сохранились до наших дней. При желании такую древность можно приобрести для коллекции. Искать и покупать подобные изделия удобно на аукционах, которые регулярно проходят на сайте Very Important Lot.

Живопись Древнего Египта — это память о великой цивилизации, оставившей неизгладимый след в истории и продолжающей влиять на нашу культуру. Искусство египтян было необычным и ярким — мы не видим ничего подобного у других народов. В сухом климате на стенах храмов и в запечатанных гробницах сохранилось достаточно примеров древнегреческой живописи, чтобы получить представление о ее характерных чертах, традициях Древнего Египта и развитии с течением времени. Посмотрим, что предпочитали рисовать египтяне, как они это делали и чем различается искусство разных столетий.

Важные принципы древнеегипетского искусства

Живопись Древнего Египта была подчинена религиозному культу. В представлении египтян вся жизнь была лишь подготовкой к смерти и последующему вечному существованию в загробном мире. Росписи в гробницах должны были рассказать богу смерти Анубису о том, кто здесь похоронен, и обеспечить умершего всеми благами в мире мертвых. Других целей искусство не преследовало, поэтому мы не находим в нем живописных пейзажей или эмоциональных портретов . Стены гробниц покрыты условными фигурами людей и богов, реже встречаются звери и птицы.

Живопись в Древнем Египте была частью культа смерти, поэтому изображения создавались с большой тщательностью. Чтобы избежать ошибок, был разработан канон — образец, которому следовал каждый художник. Идеальная правильность геометрических форм соблюдалась при помощи сетки, которая предварительно наносилась на поверхность для росписи. Образец Древнего царства состоял из 18 квадратов, а позже стал насчитывать 21 квадрат. Сделать рисунок еще более понятным помогали иероглифы и пиктограммы, сопровождавшие живописные образы .

Особенности изображения человеческого тела в Древнем Египте

Древнеегипетский канон требовал изображать каждую часть тела так, чтобы она была видна наилучшим образом. Это приводит к тому, что в одной фигуре человека или бога сочетаются точки зрения с разных сторон. Голова, руки и ноги всегда изображаются в профиль, а глаза, плечи и грудная клетка — в анфас. Обычно силуэт фигуры обводится контуром, что делает его цельным. Чаще всего используется правый профиль, реже — левый.

Такой принцип распространялся и на другие предметы. Например, на фреске из поместья Небамуна XIV века до н. э. мы видим бассейн сверху, как на плане, но рыбы и птицы в нем нарисованы в профиль. Прямо изображены и деревья вокруг.

Живопись Древнего Египта. Живопись Древнего Египта. Фрагмент стены от гробницы Аменемхета и его жены Хемет, 1976–1794 гг. до н. э.

Живопись Древнего Египта. Живопись Древнего Египта. Фрагмент стены от гробницы Аменемхета и его жены Хемет, 1976–1794 гг. до н. э.

Живописцы Древнего Египта не стремились передать портретное сходство, но считали важным рассказать о социальном статусе изображенного человека. Так появляются характерные атрибуты фараона, воина, писца, крестьянина и так далее. Кроме того, значимость воспроизводимых фигур подчеркивалась масштабом. Фараона делали более высоким, по сравнению с его женой или воинами, а фигурки слуг были совсем маленькими.

Символизм цвета

Египтяне пользовались яркими и долговечными минеральными красками, которые редко смешивали. За каждым базовым цветом было закреплено определенное значение, от которого зависело, что следует изображать этой краской:

  • Белый. Символ утренней зари, победы и ликования.
  • Черный . Символизирует смерть и возрождение в загробном мире.
  • Красный. Цвет ассоциировался с выжженной солнцем бесплодной землей и означал зло. Красным писали бога-братоубийцу Сета и вредоносных животных.
  • Желтый. Одна из любимых красок у египтян. Означала вечность и божественную сущность.
  • Зеленый. Цвет надежды, возрождения и молодости. Характерен для воскресшего бога Осириса.
  • Голубой . Означал воду и новую жизнь.

Женские фигуры в древнеегипетской живописи обычно изображались с бледно-желтой или розовой кожей, мужские — с коричневой или темно-красной. Фон во времена Древнего Царства оставляли серым, а позже стали заполнять светло-желтым.

Периоды древнеегипетского искусства

Самый ранний период, от которого сохранились настенные росписи, — Додинастический, длившийся с четвертого по третье тысячелетие до нашей эры. Тогда на берегах Нила сформировались первые земледельческие государства-номы, между которым велась борьба за власть. Представление о живописи того периода дает фреска из Гробницы 100 в Иераконполе.

Древнее царство (XXXII-XXIII века до н. э.)

Власть над объединенным Египтом перешла к первой династии фараонов и войны прекратились. Начало расцветать искусство, в котором сформировался монументальный стиль. Были разработаны изобразительные каноны, их строго соблюдали на протяжении многих столетий. Такое постоянство объясняется тесной связью с религией: изображения в гробницах были столь же священными, как и обряд мумификации или другие аспекты культа.

В этот период строятся великие пирамиды, а в искусстве главенствуют фигуры богов. Их часто изображали с головами животных. Но это были образы не свирепые и устрашающие, а величественные и торжественные. Краски наносятся не только на плоские поверхности, но и на барельефы.

Среднее царство (XXII-XVIII века до н. э.)

В эту эпоху настенная живопись Египта совершенствуется и упорядочивается. Изображенные сцены становятся более сложными и динамичными. Помимо представителей знати, встречаются фигуры обычных земледельцев или рыбаков. Художники обращают внимание на природу: в росписях появляются растительные орнаменты и прекрасно выписанные животные. Для зверей и птиц канона не существовало, поэтому мастера рисовали их живыми, с применением полутонов. Много подобных сцен сохранилось в гробнице номарха Хнумхотепа II.

Живопись Древнего Египта. Дерево с певчими птицами из гробницы Хнумхотепа в Бени-Хасане, XX век до н. э.

Живопись Древнего Египта. Дерево с певчими птицами из гробницы Хнумхотепа в Бени-Хасане, XX век до н. э.

Новое царство (XVII-XI века до н. э.)

В эпоху Нового царства живопись, как и культура в целом, достигает высшего расцвета. Мастера смелее обращаются с нерушимыми прежде канонами и используют более широкую цветовую гамму с полупрозрачными слоями. Взаимодействие с другими азиатскими народами приносит интерес к орнаментам и высокой детализации. Поскольку этот период связан с успешными завоеваниями, в росписях часто воспроизводятся военные сцены . Появляются изображения фараона на боевой колеснице, заимствованной у побежденных племен.

Позднее египетская культура постепенно утрачивает характерные для нее черты под влиянием завоевателей — сначала греков, а затем римлян. К началу новой эры в Египте расцвело эклектичное искусство фаюмского портрета. Эти изображения тоже использовались для погребения, но создавали их при жизни, когда человек был еще полон сил. Или же художники писали такой образ, полагаясь на свое воображение. Для фаюмского портрета характерно стремление передать главные черты героя, сделать его узнаваемым.

Жители Древнего Египта верили, что каждому человеку после смерти понадобится статуэтка или живописное изображение для переселения души. Подобные изделия создавались в огромных количествах, и многие из них сохранились до наших дней. При желании такую древность можно приобрести для коллекции. Искать и покупать подобные изделия удобно на аукционах , которые регулярно проходят на сайте Very Important Lot .

живопись

С самого начала египетской культуры живопись играла роль главного декоративного искусства. Живопись Древнего Египта неспешно развивалась в течение тысячелетий. Чего достигли египтяне за это время?

живопись

Каноны живописи в Древнем Египте

Основой для живописи чаще всего служили стены с барельефами. Краски наносились на оштукатуренные стены. Размещение росписей подчинялось строгим нормам, которые диктовали жрецы. Неукоснительно соблюдались такие принципы, как правильность геометрических форм и созерцание природы. Живопись Древнего Египта всегда сопровождалась иероглифами, поясняющими смысл изображаемого.

Пространство и композиция. В египетской живописи все элементы композиции выглядят плоскими. Когда требуется представить фигуры вглубь, художники накладывают их друг на друга. Рисунки распределяются горизонтальными полосами, которые разделены линиями. Самые важные сцены всегда располагаются в центре.

Изображение человеческой фигуры. Египетские рисунки людей в одинаковой степени включают черты в фас и в профиль. Для соблюдения пропорции художники чертили на стене сетку. Более древние образцы состоят из 18 квадратов (4 локтя), в то время как более новые насчитывают 21 квадрат. Женщины изображались с бледно-желтой или розовой кожей. Для создания мужского образа применялся коричневый или темно-красный цвет. Людей было принято изображать в расцвете лет.

сетка

для соблюдения пропорций художники использовали сетку

Применение цвета. Художники следовали заранее установленной программе, а значит каждый цвет имел определенную символику. Считается, что истоки значения цветов египетской живописи были в созерцании цветовых переливов Нила. Выделим значение главных цветов, использовавшихся художниками:

  • голубой – обещание новой жизни;
  • зеленый – выражение жизненных надежд, возрождения и молодости;
  • красный – символ зла и бесплодной земли;
  • белый – признак победы и радости;
  • черный – символ смерти и возвращения к жизни в потустороннем мире;
  • желтый – выражение вечности и нетленной божественной плоти.

Тон фона зависит от эпохи. Для Древнего Царства характерен серый фон, а для Нового Царства – бледно-желтый.

желтый фон

Живопись Древнего царства

Древнее Царство охватывает период с 27 по 22 века до н.э. Именно тогда происходило строительство Великих пирамид. В это время барельеф и живопись ещё не различались между собою. Оба средства выражения использовались для украшения гробниц фараонов, членов царской семьи и должностных особ. Во времена Древнего царства формируется единообразный для всей страны стиль живописи.

Особенности

Первые настенные росписи отличаются достаточно узкой цветовой гаммой, в основном это черные, коричневые, белые, красные и зеленые оттенки. Изображение людей подчинено жесткому канону, строгость которого тем выше, чем выше статус изображаемого. Динамизм и экспрессия свойственны фигурам, изображающих второстепенных персонажей.

В основном изображались сцены из жизни богов и фараонов. Красочные фрески и рельефы воссоздают обстановку, которая должна окружать покойника, в каком бы мире он не находился. Живопись достигает высокой филигранности, как в изображениях персонажей, так и в силуэтах иероглифов.

Пример

Одним из самых значительных памятников Древнего царства считаются скульптуры царевича Рахотепа и его супруги Нофрет (27 в. до н. э.). Мужская фигура окрашена в кирпично-красный цвет, а женская — в желтый. Волосы фигур черные, а одежды белые. Полутона отсутствуют.

скульптуры царевича Рахотепа и его супруги Нофрет

Живопись Среднего царства

Речь пойдет о периоде, который продолжался с 22 по 18 век до н.э. На протяжении этой эпохи в настенной живописи проявляется структура и упорядоченность, отсутствовавшие в эпоху Древнего Царства. Особое место занимает расписанный многоцветный рельеф.

Особенности

В пещерных гробницах можно увидеть сложные сцены, отличающиеся большим динамизмом, чем в предыдущие эпохи. Дополнительное внимание уделяется созерцанию природы. Росписи все чаще украшаются растительными орнаментами. Внимание уделяется не только правящему классу, но и обычным египтянам, например можно увидеть земледельцев за работой. При этом неотъемлемыми чертами живописи являются совершенный порядок и четкость изображаемого.

Пример

Больше всего на фоне других памятников выделяются росписи гробницы номарха Хнумхотепа II. Особого внимания заслуживают сцены охоты, где фигуры животных переданы с применением полутонов. Не менее впечатляют росписи гробниц в Фивах.

росписи гробницы номарха Хнумхотепа II

Живопись Нового царства

Новым царством ученые называют период с 16 по 11 века до н.э. Данная эпоха выделяется лучшими образцами египетского искусства. В это время живопись достигла своего наивысшего расцвета. Распространение гробниц способствует развитию живописи на стенах, покрытых штукатуркой. Ярче всего свобода выражения проявляется в гробницах частных лиц.

Особенности

Для эпохи Нового царства характерна неизвестная до той поры цветовая градация и светопроницаемость. Контакты с народами Азии привносят увлечение деталями и орнаментированные формы. Усиливается впечатление движения. Красители перестают наноситься ровным матовым слоем, художники стараются показать мягкие тональные переливы.

Пример

Гробница Нефертари. Это совершенный ансамбль живописи и архитектуры. В настоящий момент это самая красивая гробница Долины цариц. Росписи занимают площадь в 520 м². На стенах можно увидеть некоторые главы из Книги Мертвых, а также путь царицы в загробное царство.

росписи гробницы Нефертари

Интересные факты

  • Первая сохранившаяся древнеегипетская монументальная живопись была обнаружена в погребальном склепе 4 тыс. до н.э., расположенном в Гиераконполе. Она изображает людей и животных.
  • Древние египтяне рисовали минеральными красками. Черная краска добывалась из сажи, белая – из известняка, зеленая – из малахита, красная – из охры, синяя – из кобальта.
  • В древнеегипетской культуре изображение играло роль двойника действительности. Роспись гробниц гарантировала усопшим, что в загробной жизни их ждут те же блага, что и в мире людей.
  • В Древнем Египте считалось, что изображения обладают магическими свойствами. При этом их сила напрямую зависела от качества росписи, что объясняет особую тщательность, с которой египтяне относились к живописи.

Несмотря на многочисленные исследования, посвященные живописи Древнего Египта, разгаданы ещё далеко не все тайны этого искусства. Чтобы понять истинный смысл каждого рисунка и каждой скульптуры ученым придется трудиться ещё не один век.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ОБРАЗ ДРЕВНЕГО ЕГИПТЯНИНА по мотивам фресок Долины царей Урок изобразительног.

Описание презентации по отдельным слайдам:

ОБРАЗ ДРЕВНЕГО ЕГИПТЯНИНА по мотивам фресок Долины царей Урок изобразительног.

ОБРАЗ ДРЕВНЕГО ЕГИПТЯНИНА по мотивам фресок Долины царей Урок изобразительного искусства в 6 классе Учитель ИЗО Е.И. Юшина

Египет - колыбель древнейшей цивилизации, Египет - страна, где возникло перво.

 Искусство Древнего Египта было тесно связано с религией и мифологией. Все п.

Искусство Древнего Египта было тесно связано с религией и мифологией. Все произведения искусства создавали по строгим правилам – канонам. В честь богов воздвигали грандиозные храмы. Скальный древнеегипетский храм Абу-Симбел Сфинкс на фоне пирамиды Хефрена ПИРАМИДЫ ГИЗА , КАРНАКСКИЙ ХРАМ, РЯДЫ КОЛОНН В ЛУКСОРСКОМ ХРАМЕ. СКАЛЬНЫЙ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИЙ ХРАМ АБУ-СИМБЕЛ Египетский народ первым в мире создал монументальную каменную архитектуру, замечательный своей реалистической правдивостью скульптурный портрет, прекрасные изделия художественного ремесла

Родоначальником всего живого и божественного в египетской религии считается.

Родоначальником всего живого и божественного в египетской религии считается бог Атум. Согласно легенде он появился из хаоса. Затем он создал первую божественную пару бога Шу и богиню Тефнут. Шу - бог, олицетворяющий пространство между небом и землей, разделяющий небо и землю. Тефнут - женское дополнение Шу. Эта пара родила бога Геба и богиню Нут. Геб - это бог Земли, или по сути сама Земля. Нут - богиня Неба, или также само Небо. По представлению древних египтян вверху находится Нут, внизу Геб, а между ними Шу и Тефнут. От Геба и Нут произошли две пары - Осирис. и Исида, Сетх и Нефтида. Осирис и его жена Исида являются самыми важными фигурами египетского пантеона (все многообразие богов и божеств кой - либо религии). Осирис являлся богом растительности. По легенде он родился первым из пяти божеств, за ним родились Хор Старший, Сетх, Исида и Нефтида. МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЕГИПТЯН

Анубис: бог в образе шакала или дикой собаки, считался покровителем умерших О.

Анубис: бог в образе шакала или дикой собаки, считался покровителем умерших Особое место в представлениях древних занимал загробный мир, который был тесно связан с миром живых. Считалось, что души усопших наблюдают за живыми людьми и влияют на их судьбы. Подготовка к посмертной жизни была одной из важных задач древнего египтянина, так как загробное существование он представлял себе как продолжение земной жизни.

Росписи имели магический характер, их выполняли не для мира живых, а для мир.

КАНОНЫ И ПРОПОРЦИИ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ Изображение человека.

КАНОНЫ И ПРОПОРЦИИ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ Изображение человека в искусстве носило условный, схематичный характер. Древнеегипетские статуи, изображающие фараона и его приближенных, статичны, монументальны. Их позы и жесты всегда канонизированы. Главные фигуры всегда изображались в неподвижных стоячих или сидячих позах; голову и ноги рисовали в профиль, грудь — в три четверти, плечи и глаза — анфас. Триада Микерина РА ДРЕВНЕЙШИЙ БОГ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА. ОСИРИС И ИСИДА Работа художника начиналась с разметки композиции на стенах гробницы. На гладкую поверхность наносили сетку из квадратов, Краски наносились палочкой из волокнистого дерева с растрепанным концом или кисточкой из травы или пальмовой коры, а смешивали краски в черепке или раковине. Канон предписывал раскрашивать тела мужчин коричневым цветом, а женщин — желтым. С большим искусством художник изображал белые одежды, создавая иллюзию прозрачной ткани, сквозь которую просвечивает тело.

К периоду Раннего царства сложилась египетская система письма. Кажется, что о.

К периоду Раннего царства сложилась египетская система письма. Кажется, что она очень трудна. Сотни различных знаков от изображений человека и животных до предметов домашней утвари! Кажется, нет возможности разобраться в этом скоплении знаков. Но искания привели к тому, что тайны египетского письма раскрыты. ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИЙ АЛФАВИТ

Погребальная маска фараона Тутанхамона. Золото. 14 в. до н. э. Необычайного.

Погребальная маска фараона Тутанхамона. Золото. 14 в. до н. э. Необычайного расцвета египетское искусство достигло в период Нового царства. Особенно интересно время правления фараонов Эхнатона и его преемника Тутанхамона. Для изобразительного искусства этого периода характерны небывалый реализм, светскость, манерность и утонченность в передаче образов. Таковы скульптурные и рельефные изображения Эхнатона, Нефертити, Тутанхамона.

Идеал женской красоты Идеалом красоты Древнего Египта была стройная и грациоз.

Идеал мужской красоты У фараонов немес всегда был украшен одним или двумя уре.

Идеал мужской красоты У фараонов немес всегда был украшен одним или двумя уреями. В торжественных случаях фараоны надевали головные уборы из драгоценных металлов или корону. Корона Верхнего Египта была белой, а Нижнего Египта — красной. Все мужчины брили бороду, а фараон в торжественных случаях прикреплял шнурком к выбритому подбородку искусственную бороду, которая наряду со скипетром и короной была знаком власти. Все сословия носили клафт — платок, плотно облегавший голову, два конца которого спадали на грудь, а третий на спину.

Во всей одежде египтян прослеживаются прямые линии и геометрические фигуры: п.

Женская одежда гораздо больше закрывала тело. Египтянки Древнего царства все.

ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА На многих предметах декоративно-прикладн.

ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА На многих предметах декоративно-прикладного искусства можно увидеть изображения скарабеев, солнечного диска, птиц, глаза, стеблей папируса, цветов лотоса, змей, все узоры на украшениях носили заклинательный характер. Все, что человек надевал на себя, должно было защитить его и помочь выжить. Египетское ювелирное искусство, как со стороны техники, так и художественной выразительности, собственно никто и никогда не превзошел. Оно положило начало и нашему сегодняшнему ювелирному искусству.

ВЕЛИКО КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ, ОСТАВЛЕННОЕ ДРЕВНИМ ЕГИПТОМ. ЕГИПЕТСКИЕ НАУКИ (АС.

ВЕЛИКО КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ, ОСТАВЛЕННОЕ ДРЕВНИМ ЕГИПТОМ. ЕГИПЕТСКИЕ НАУКИ (АСТРОНОМИЯ, ГЕОМЕТРИЯ, МЕДИЦИНА, ГЕОГРАФИЯ, ИСТОРИЯ) И ЛИТЕРАТУРА (СКАЗКИ, ПОВЕСТИ, ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА) ВЫЗЫВАЛИ БОЛЬШОЙ ИНТЕРЕС В АНТИЧНОМ МИРЕ. В ЕГИПТЕ БЫЛИ СОЗДАНЫ ГРАНДИОЗНЫЕ ХРАМЫ, ВЕЛИКОЛЕПНЫЕ КОЛОННЫ И СТАТУИ, РЕЛЬЕФЫ И РОСПИСИ, БОГАТЕЙШИЕ ИЗДЕЛИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО РЕМЕСЛА. ДВА ЧУДА СВЕТА СОЗДАНЫ В ЕГИПТЕ: КОМПЛЕКС ГРАНДИОЗНЫХ ПИРАМИД В ГИЗЕ (ПИРАМИДЫ ХЕОПСА, ХЕФРЕНА И МИКЕРИНА), СРЕДИ КОТОРЫХ ВОЗЛЕЖИТ ЦАРСТВЕННЫЙ СФИНКС, И ФАРОССКИЙ МАЯК, ПОРАЖАВШИЙ СОВРЕМЕННИКОВ СВОЕЙ КРАСОТОЙ. ДОСТИЖЕНИЯ ЕГИПТА СПОСОБСТВОВАЛИ РАЗВИТИЮ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ ВСЕГО АНТИЧНОГО МИРА.

Читайте также: