Музыкальный мир скрябина доклад

Обновлено: 25.04.2024

Владимир Попков:

– Пути Рахманинова и Скрябина разошлись в творчестве и мировосприятии, но было бы заблуждением думать, что эти два гения старались не знать друг друга. Они общались, были хорошими приятелями, у них были совместные концерты, да и не стоит забывать о цикле благотворительных концертов, которые дал Рахманинов после смерти Скрябина в поддержку его семьи.

Надо быть весьма смелым, чтобы назвать Скрябина космополитом. Сам он идентифицировал себя как русского композитора. Но что мы подразумеваем под этим? Если русский композитор обязан писать вокальную музыку, опираться на фольклор и прочее, то да, Скрябин – не русский композитор. Он пошёл другим путём. Кстати, за границей – на Западе и частично на Востоке (в основном в Японии) – Скрябина любят, пожалуй, больше, чем в России. Скрябин предвосхитил некоторые явления в искусстве ХХ века, в музыкальном языке он, по сути, предвосхитил поиски додекофонистов и сериалистов. Его роль, скорее всего, в этом.

Видео

– Композитор увлекался философией Ницше, и вообще философия играла в его творчестве большую роль, не так ли?


– Известно, что уже упомянутый Николай Андреевич Римский-Корсаков обозвал Вторую симфонию Скрябина какофонией. Как относился сам Александр Николаевич к подобным отзывам?

– Безусловно, Скрябин знал то, что о нём говорят или пишут в прессе. А отзывы были разные. Отношения с Римским-Корсаковым у Скрябина всегда были неоднозначными. И если в ранние годы АНСа ещё волновало, что о нём напишут, то в средний и поздний периоды за редкими исключениями реакция была равнодушной.

Денис Хоров:

– Пандемия нас всех сделала немного мистиками. Тем не менее такому материальному месту, как музей, пришлось как-то выходить из положения. Какие виртуальные программы Мемориальный музей А. Н. Скрябина предложили своим посетителям в этот период?

– Конечно, в первую волну мы, как и большинство музеев, активизировали свою работу в онлайн-формате. Активно заработал youtube-канал, на котором систематически публиковались микроэкскурсии, лекции, прямые эфиры, концерты. В соцсетях мы публиковали краткие заметки о людях и предметах, так или иначе имевших отношение к Скрябину. Сейчас, когда появилась возможность работать не только в онлайн-режиме, мы возобновили и оффлайн-мероприятия, но присутствие музея в ютубе и соцсетях никто не отменял, поэтому эта работа продолжается.

На протяжении 103 лет музей собирал, изучал творческое наследие Скрябина и делал доступным накопленный материал для широкой аудитории в оффлайн-режиме. Увлекательные экскурсии, фондовые и авторские выставки, мастер-классы, лекции, творческие встречи, концертные программы, цветомузыкальные перформансы, развивающие идеи Скрябина – всё это составляло привычную музейную жизнь, которую пришлось переосмыслить в невероятно короткие сроки как музейным сотрудникам, так и зрителям. Мы невероятно рады, что большинство друзей нашего Дома-музея не только остались с нами, но и привели своих друзей на наши онлайн-платформы.

Мемориальный музей А. Н. Скрябина

– Какие самые яркие события порадуют ваших слушателей в рамках юбилея композитора? Будут ли они транслироваться онлайн?

– Глобально, ярких событий, организованных музеем, несколько: это фестиваль, который продлится 150 дней, масштабная юбилейная выставка, лекторий и международная научная конференция. А в рамках этих направлений ярких и интересных мероприятий будет много. Такие большие музыканты, как Э. Артемьев, Ю. Башмет, А. Чайковский, Д. Бертман, Н. Луганский, Б. Березовский, Е. Мечетина, М. Воскресенский, А. Куртев, А. Гиндин, А. Диев, П. Лаул, Б. Бехтерев, Е. Михайлов, А. ди Кристофано, С. Соболев, М. Мордвинов, П. Домбровский, М. Турпанов, А. Гугнин, А. Тарасевич-Николаев, С. Дрезнин, А. Болотин, А. Гергиев и многие другие, будут гостями и активными участниками юбилейной программы.

Светомузыкальный концерт. Фото: Мемориальный музей А. Н. Скрябина

Особым событием музыкальной программы станет исполнение антологии фортепианных сочинений Скрябина, которая на протяжении юбилейной программы будет исполнена трижды. Её представят слушателям известные пианисты Алексей Чернов, Евгений Евграфов, а также студенты кафедры специального фортепиано под руководством народного артиста РСФСР М. С. Воскресенского. Также юбилейный лекторий будут вести кандидаты искусствоведения, научные сотрудники, музыковеды. Фортепианные мастер-классы проведут всемирно известные музыканты: Е. В. Михайлов, Б. Б. Бехтерев, А. Б. Диев, С. Г. Дрезнин, В. Э. Тропп, М. С. Воскресенский и П. Р. Лаул.

Возрастная категория: 9-11 классы.

Тип урока: изучение нового материала.

  • раскрыть своеобразие личности художника Серебряного века;
  • раскрыть особенности музыкального языка А.Н.Скрябина.

Оборудование к уроку: презентация по теме урока, музыкальные фрагменты произведений А.Скрябина.

I. Вступительное слово:

– Какими событиями наполнена история России на рубеже XIX-XX веков?
– Как называется в русской культуре эта эпоха? Почему?
– Подберите словесный ряд для характеристики Серебряного века (блеск, яркость, металл, утончённость, хрусталь, звон, оружие, мгновенность, недолговечность, блики, волшебство, сияние, дымка, туман, тайна, шёпот, голоса, свечение, глаза…).

Слайд 2:

I. Работа по теме урока:

Слайд 3:

Слайд 4:

По семейной традиции образование Александр получил во Втором Московском кадетском корпусе. Однако, всем было понятно, что из скромного, хрупкого юноши не получится бравого офицера.

Слайд 5:

Слайд 6:

Сперва играли лунным светом феи.
Мужской диез и женское – бемоль –
Изображали поцелуй и боль.
Журчали справа малые затеи.
Прорвались слева звуки-чародеи.
Запела Воля вскликом слитных воль.
И светлый Эльф, созвучностей король,
Ваял из звуков тонкие камеи.
Завихрил лики в токе звуковом.
Они светились золотом и сталью,
Сменяли радость крайнею печалью.
И шли толпы. И был певучим гром.
И человеку Бог был двойником.
Так Скрябина я видел за роялью.

Звучит Прелюдия №4.

Состоянию музыканта созвучны стихи Анны Ахматовой:

Так беспомощно грудь охладела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.

Эта трагедия осложнила жизнь Скрябина-пианиста, но страстное желание играть, огромная сила воли и самодисциплина вернули Скрябина к роялю, он становится прекрасным фортепианным композитором. В период болезни Скрябин создаёт целый ряд произведений для левой руки.

Звучит Ноктюрн №2 для левой руки.

Слайд 7:

Слайд 8:

Я к жизни призываю вас,
Скрытые стремленья!
Вы, утонувшие
В тёмных глубинах
Духа творящего,
Вы, боязливые
Жизни зародыши,
Вам дерзновенье
Я приношу!

III. Заключительный этап урока:

Слайд 9:

Слайд 10:

Жизнь Александра Скрябина оборвалась внезапно: он умер от заражения крови 14 апреля 1915 года. По ряду свидетельств смерть его была мистической. Снимая свою последнюю квартиру на Арбате, Скрябин настаивал на заключении контракта сроком на три года, то есть до 14 апреля 1915 года.
Его современникам казалось, что композитор ушёл слишком рано, бросив их на пути, который сам же предначертал, не завершив задуманного, не дойдя до цели. Жизнь его была действительно коротка, но это была жизнь гения.
Вячеслав Иванов откликнулся на горькую утрату сонетом:

Осиротела Музыка. И с ней
Поэзия, сестра, осиротела.
Потух цветок волшебный у предела
Их смежных царств, и пала ночь темней
На взморие, где новозданных дней
Всплывал ковчег таинственный. Истлела
От тонких молний духа риза тела,
Отдав огонь источнику огней.
Исторг ли Рок, орлицей зоркой рея,
У дерзкого святыню Прометея?
Иль персть опламенил язык небес?
Кто скажет: побеждён иль победитель,
По ком, – немея кладбищем чудес, –
Шептаньем лавров плачет муз обитель?

Звучит Соната №3.

Слайд 11:

Музыка Скрябина отражает внутренний мир художника, живущего в предгрозовой атмосфере всеобщих ожиданий и всем существом устремлённого навстречу грядущему обновлению. Отсюда её энергетика, импульсивность, непрерывная изменчивость и игра нюансов.
И, конечно же, уникальное место Скрябина в русской и мировой истории музыки определяется, прежде всего, тем, что он рассматривал собственное творчество не как цель и результат, а как средство достижения гораздо более крупной Вселенской задачи.

Металл мелодий он посмел расплавить
И в формы новые хотел излить.
Мечтал о высшем: Божество прославить
И бездны духа в звуках озарить.

В.Брюсов.

Слайд 12:

Разговор о музыкальных мирах Александра Николаевича Скрябина – великого русского композитора и пианиста – хочется закончить словами самого композитора из своего дневника:


скрябин биография

Происхождение

Биография Скрябина неразрывно связана с Москвой: здесь он появился на свет, учился, мужал, творил и стал известным композитором. Александр Николаевич - выходец из дворянской интеллигентной семьи, в которой было много военных. Его прадед Иван Алексеевич получил на флоте младший офицерский чин и был пожалован к дворянскому титулу. Дед Александр Иванович построил карьеру военного в артиллерийском подразделении, дослужился до подполковника. Отец будущего композитора, Николай Александрович, не стал продолжать династическую традицию и посвятил себя гражданской службе. Он выучился на юриста и стал известным дипломатом.

Мать Скрябина, Любовь Петровна Щетинина, была очень красивой женщиной с тонкими душевными качествами. Кроме того, она обладала исключительными музыкальными способностями и виртуозно играла на пианино. В консерватории сокурсником Щетининой был Чайковский, и он называл ее наиболее одаренной девушкой в классе. Любовь Петровна много гастролировала, часто давала концерты и даже за несколько дней до рождения сына выступала на сцене.

Детство

С раннего детства биография Скрябина была не простой. Он появился на свет 25 декабря 1871 года и почти сразу остался без попечения родителей. Мать заболела чахоткой и в 1872-м уехала лечиться в Австрию, в Альпы. Там она и скончалась в возрасте 22 лет. Отец, занимающийся дипломатической карьерой, часто ездил в долгосрочные заграничные командировки и редко видел сына. Воспитание ребенка легло на плечи тети Любови Александровны и бабушки по материнской линии Елизаветы Ивановны.

После преждевременной кончины супруги Николай Александрович женился второй раз. Его избранницей стала итальянская подданная Ольга Ильинична Фернандес. Она родила мужу пятерых детей. Таким образом, у Александра появились четыре брата - Николай, Владимир, Андрей, Кирилл – и сестра Ксения. Есть точка зрения, согласно которой, Скрябин-старший, постоянно находясь за границей, не участвовал в воспитании сына и не воспринимал его творческие искания. Но имеется опубликованная переписка, опровергающая это: письма отца и сына наполнены любовью и теплотой, а главное, в них чувствуется взаимное уважение.

скрябин с отцом

Учеба и образование

Тетя привила будущему композитору Скрябину любовь к музыке и уже в пять лет научила его игре на фортепиано. У Александра был редкий слух, он с легкостью подбирал мелодии, услышанные мимоходом, и не мог оторваться от рояля. Также мальчику хорошо давались науки. В 1882 году он стал учеником кадетского корпуса, заняв среди всех соискателей первое место.

Даже в военном заведении Скрябин продолжал музицировать и уже в одиннадцать лет, вдохновленный Шопеном, написал свои первые произведения: ноктюрн и канон для рояля. В это же время Александр стал брать профессиональные уроки игры на фортепиано. Еще не завершив учебу в кадетском корпусе, шестнадцатилетний Скрябин поступил в Московскую консерваторию. Юноша с блеском окончил исполнительский факультет и в 1892 году был удостоен малой золотой медали. Интересно, что большую медаль получил его однокурсник Сергей Рахманинов, впоследствии ставший великим композитором, дирижером и пианистом.

В числе педагогов Александра были Антон Аренский, Сергей Танеев, Василий Сафонов. В малом зале Московской консерватории на мраморной доске в ряду знаменитых воспитанников начертано и имя выпускника Скрябина.

скрябин в юности

Творчество

Начав писать музыку в детстве, Александр работал в таких жанрах, как этюд, миниатюра, прелюдия и экспромт. В его произведениях, наполненных душевными переживаниями и лиризмом, уже тогда читался почерк будущего мастера.

В 1894 году молодой композитор Скрябин дал в Петербурге первый авторский концерт, в котором исполнил сочинения, написанные к 22 годам. Выступление имело успех, и Александр Николаевич стал гастролировать по Европе. Там его признали исключительным и самобытным музыкантом, создающим философские и интеллектуальные произведения.

Музыкант хотел сделать карьеру концертирующего пианиста, однако повредил правую руку и некоторое время не мог выступать. Восстановив работоспособность, он уехал за границу. Зарабатывал на жизнь преимущественно исполнением собственных сочинений.

В 1898 году маэстро вернулся в Россию и занялся преподавательской деятельностью в Московской консерватории и Екатерининском институте, в основном для того, чтобы обеспечивать семью. Через год он оставил работу преподавателя, поскольку она отвлекала его от своего творчества. Скрябин к этому времени уже созрел как художник, музыка стала для него инструментом передачи гармоничной и последовательной системы мировоззрения.

скрябин композитор

Музыкальные произведения

творчество скрябина


Личная жизнь

В биографии Скрябина упоминаются три женщины. Его первым серьезным увлечением и студенческой любовью была Наталья Секерина. Молодые люди в течение нескольких лет вели пылкую переписку и обменивались сердечными тайнами. Однако родители Натальи сочли страстного юношу странным и неподходящим для их дочери, поэтому союз не состоялся.

Со своей первой женой Верой Ивановной Исакович композитор познакомился благодаря общей профессии: избранница была пианисткой. В 1898 году Александр Николаевич и Вера Ивановна даже давали совместный концерт в Париже. А незадолго до этого у них состоялась свадьба. Семья Скрябина до 1904 года жила в Москве, затем – в Европе. В этом браке родились четверо детей: три дочери – Римма, Елена, Мария – и сын Лев. Старший и младший ребенок умерли, не дожив до семи лет, и это оставило незаживающую рану в сердцах родителей. На похоронах старшей дочки Риммы в 1905 году они увиделись в последний раз.

скрябин с женой

Роман с поклонницей

В это время Александр Николаевич уже жил с другой женщиной. Его новым увлечением была Татьяна Шлецер, которая являлась поклонницей Скрябина и на протяжении нескольких лет пыталась завязать знакомство с кумиром. В 1902 году ее желание осуществилось. Композитора покорили восторженность девушки и глубокие знания его музыкальных произведений. Татьяна видела в нем человека с высоким предназначением, чего Вера Ивановна никогда не демонстрировала.

Скрябин давал Шлецер уроки игры на фортепиано, и она всем своим видом показывала, что боготворит его. На протяжении трех лет пара скрывала роман, но в конечном итоге он обнаружился и вызвал волну осуждения среди знакомых и друзей. Исакович не дала супругу развод, поэтому Татьяне пришлось довольствоваться ролью сожительницы.

Неузаконенный союз

В 1910 году умер общий сын Александра Николаевича и Веры Ивановны - Лев, но музыкант не приехал в Москву на похороны из-за непримиримой вражды с женой. К тому времени Шлецер уже родила Скрябину двоих детей: дочку Ариадну и сына Юлиана. В начале 1911 года на свет появилась еще одна дочь - Марина. Сын композитора Юлиан тоже умер в детском возрасте, прожив лишь одиннадцать лет. Дочь Ариадна во время Второй мировой войны была активным участником французского Сопротивления и в 1944 году погибла в фашистской Италии.

Скрябин и Шлецер, вернувшись из Швейцарии в Москву, жили в стесненных обстоятельствах и испытывали постоянное порицание своего неузаконенного союза. От Татьяны отвернулись даже ее родственники, встав на сторону официальной жены композитора. После смерти Скрябина детям разрешили носить его фамилию, а самой Шлецер отказали в такой привилегии.

дети скрябина

Внезапный уход

Александр Николаевич был здоровым и энергичным 43-летним мужчиной, когда весной 1915 года на его лице образовался болезненный нарыв. Из-за неосторожности музыканта воспалительный процесс обострился и перетек в сепсис. Очаг инфекции пытались устранить хирургическим путем, но это не дало результата. Причиной смерти Скрябина, которая наступила 14 апреля 1915-го, стало стрептококковое общее заражение крови.

Уходу предшествовали недельные мучения. Перед кончиной композитор подписал завещание и сделал прошение на имя императора об усыновлении своих внебрачных детей. Официальная вдова Скрябина смягчилась после смерти мужа и тоже походатайствовала о признании детей Татьяны Шлецер законными.

29 апреля прошли похороны выдающегося мастера. Толпы людей пожелали проститься с Александром Николаевичем. Композитора предали земле в московских Хамовниках на Новодевичьем кладбище.

могила скрябина

Музей

В доме в Большом Николопесковском переулке, где Скрябин жил в свои последние годы, учредили мемориальный музей. Инициатором его создания была Татьяна Федоровна Шлецер. В 1918 году с помощью Александра Гольденвейзера и Анатолия Луначарского ей удалось получить охранную грамоту, которая запрещала делать из квартиры коммуналку.

В 1922 году музей Скрябина был официально открыт для посетителей. В настоящее время он носит статус государственного. В состав мемориального учреждения вошел расположенный во дворе особняка бывший доходный дом.

Музыка Александра Николаевича Скрябина воплощает неудержимое стремление к радости, свободе и наслаждению жизнью. Композитор смог создать такие сочетания тональностей, которые до сих пор вызывают у слушателей трепет, восторг и полет души.

Начало XX века, как отмечают многие исследователи, - это переломный этап в истории России, являющийся, тем не менее, интересным временем в развитии ее культуры. Среди важнейших проблем сложного искусства той поры - поздний романтизм и его преломление в различных течениях начала века.


В ряду величайших творцов русской музыки Александр Николаевич Скрябин (1871 - 1915) - явление совершенно особого рода. Пожалуй, никто другой не оказал на современников и ближайших потомков столь захватывающего воздействия, как Скрябин. Пик этой "отравленности" скрябинской музыкой и скрябинскими идеями пришелся на период между 1910-м и 1930-м годами. Влияние Скрябина в эти годы было всесторонним, проявившись и в композиторском творчестве (даже у таких очевидных антагонистов Скрябина, как С. Прокофьев и И. Стравинский), и в фортепианном исполнительстве, и вообще во всей атмосфере русской духовной жизни - и до, и после революции.

Рубеж веков - это время расцвета фортепианной музыки, особенно фортепианной миниатюры. Многие виднейшие представители новой музыки сами были великолепными пианистами. Среди них стоит отметить С. Рахманинова, А. Скрябина, С. Прокофьева, К. Дебюсси. Именно они создали оригинальные типы фактуры, новую трактовку фортепиано - то импрессионистски утонченную (Скрябин, Дебюсси), то динамизированную (Прокофьев, Барток).

Своим творчеством, Скрябин выразил духовное состояние того переломного времени, сам став эпохой в музыкальной жизни России. Скрябин хотел не только пересоздания мира, но мечтал о рождении нового мира и нового человека в нем. Скрябин пропагандирует абсолютную свободу личности (имеется в виду творческая, созидающая свобода), как необходимое условие самореализации.

Революционность творческих исканий Скрябина не ограничивается открытиями в области средств музыкальной выразительности, что считалось общепризнанным фактом уже при жизни композитора. Он открыл "сферу нового звукосозерцания", создал не бывшее еще "звуковое тело". Более того, он вдохнул в это "тело" новую жизнь; он раскрыл для себя и запечатлел в музыке "какие-то неведомые дали, новые миры, где до него еще никто не бывал". Тем самым, Скрябин не только продемонстрировал широкий спектр новых возможностей музыки, но и переосмыслил ее, выводя из тесных рамок только формы искусства на уровень сущностного начала бытия. Этим Скрябин воплотил чаяния символистов о тотальной музыкальности.

Творчество и идейные устремления Александра Николаевича Скрябина во многом противостояли традиционному искусству русской школы. Скрябин творил на грани двух эпох - уходящего XIX века и века нового XX. Именно поэтому его музыка несет в себе влияние модернизма. Какие же методы и принципы использует Скрябин в работе над раскрытием художественного плана в сущности содержания своей музыки? Мы сможем рассмотреть этот вопрос с разных сторон в данной работе. А также осветить основные признаки, чтобы детально раскрыть связь творчества Скрябина с модернистским течением.

Серебряный век


Серебряный век - период в истории русской культуры, хронологически связываемый с началом XX века, совпавший с эпохой модернизма. Это время также имеет и французское наименование fm de siecle ("конец века").

Эпоха рубежа веков получила название "Серебряного века" уже после ее завершения. Понятие возникло в среде русской эмиграции, ретроспективно оценившей ушедшее время как второй расцвет русской культуры после "Золотого века", которым часто называли пушкинскую эпоху, то есть первую треть XIX века. Если "конец века" - термин общеевропейский, то о литературе Серебряного века говорят только в применении к русской культуре.

Чаще всего используется в сочетании "поэзия Серебряного века", - в понятии, охватывающем не только поэтов первой величины, но также десятки и сотни любителей, которые создали среду, необходимую для их появления. Вообще, для Серебряного века характерно появление широкого слоя образованного общества, появление многочисленных просвещенных любителей искусств. Многие из этих любителей сами впоследствии становились профессионалами, другие же составляли аудиторию - были зрителями, слушателями, читателями, критиками. Широкое бытование выражение "Серебряный век" получило в Советском Союзе после знакомства читателей с "Поэмой без героя" Анны Ахматовой (первая сокращённая публикация в сборнике "Бег времени", 1965).

В конце XIX в., в след за расцветом в 1870-е годы творчества композиторов "Могучей кучки" и Чайковского, русская музыка вступает в новый период своего развития. В ней, наряду с продолжением сложившихся традиций национальной композиторской школы, заметно начинают проявляться особенности, вызванные новыми условиями общественной жизни России на рубеже веков. В музыкальное искусство входят новые темы и образы. Становится характерным перемещение главного интереса с широкой социальной проблематики в область отражения внутреннего мира человеческой личности. Даже образы народного быта, эпоса, истории, родной природы принимают лирическую окраску. Многое соприкасается здесь с общими процессами развития отечественной художественной культуры той поры. Утверждение прекрасного, неприязнь ко всему грубому, обывательскому пронизывают собой творчество многих русских писателей, художников, например Чехова, Левитана. Красота природы, человеческого сердца, право человека на счастье - ведущие темы и в русской музыке этого периода. В ней, как и в смежных искусствах, усиливается интерес к воплощению ряда философских проблем.


Атмосфера революционного подъема с ее острыми контрастами, напряженное ожидание перемен вызывают к жизни образы весеннего пробуждения и героического устремления в будущее, бурного протеста и утверждения человеческой воли. Особенно сильно звучат они в музыке Скрябина, Рахманинова. Прямым откликом на революцию 1905 г. является создание оркестровых пьес на темы русских революционных песен -"Дубинушка" (Римский-Корсаков) и "Эй, ухнем!" (Глазунов). Однако наиболее непосредственное отражение революционный подъем, революционное движение получили в народном творчестве, в русской революционной песне, которая стала могучим средством сплочения масс. Изменяется и значение отдельных музыкальных жанров в творчестве композиторов. Многие из них отдают предпочтение инструментальной музыке, часто внепрограммной (отсутствие связи музыки с конкретным текстом давало им большую свободу в выражении своих мыслей и чувств). Обострившаяся в литературе и искусстве того времени борьба различных направлений сказалась и на развитии русской музыки. В творчестве некоторых композиторов усвоение классических традиций сочеталось с воздействием модернистских тенденции, ясно обозначившихся за рубежом и проникавших в художественную жизнь России начала века. В музыке это выражалось в обращении к миру узких, индивидуалистических переживаний, а в соответствии с этим в излишней усложненности музыкального языка, в одностороннем развитии какого-либо одного из средств музыкальной выразительности. Правда, в творчестве ведущих композиторов эпохи эти тенденции никогда не становились господствующими и не создавали существенных преград общему развитию русской музыкальной классики.

Серебряный век в литературе и музыке был в одном направлении. Основной темой был человек. Жизнь, внутренний мир, мысли и деяния человека. В литературе и музыке появляются различные течения, которые имеют свою особенность выражения чувств и страстей. Появляются новые поэты, писатели и композиторы. Все они вносят в Серебряный век много нового и интересного, для будущего и настоящего.

Модернизм


Модернизм (modernus - "современный, недавний") - направление в искусстве XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля. Модернистская парадигма была одной из лидирующих в западной цивилизации первой половины XX века; во второй половине века она была подвергнута развёрнутой критике. В русской эстетике "модерн" означает исторически предшествовавший модернизму художественный стиль конца XIX - начала XX века (русский модерн, ар нуво, югендстиль, сецессион и др.), поэтому необходимо различать эти два понятия, с тем, чтобы избежать путаницы.

Модернизм исторически сложился под знаком восстания против привилегии классических эпох, против красоты форм и реальности изображения в искусстве и, наконец, против самого искусства. Это абстрактное отрицание является наиболее общим знаменем так называемого "авангарда". По словам испанского философа Ортега-и-Гасет, изображающего подъем нового искусства с холодной объективностью, переходящей в сочувствие, оно "целиком состоит из отрицания старого". Можно различно оценивать это движение, но вся мировая печать согласна в том, что существует определенная грань, отделяющая новый взгляд на задачи художника от традиционной системы художественного творчества. Спорят лишь о том, где пролегает эта грань - следует ли искать ее в шестидесятых - восьмидесятых годах прошлого столетия, то есть в эпоху французского декадентства, импрессионизма в живописи, "экспериментального романа" натуралистов, или позднее, в эпоху кубизма (1906 - 1912). Так или иначе, литература модернистского направления оценивает эту грань как величайшую "революцию в искусстве". Марксистская литература, напротив, уже со времен Лафарга, Меринга, Плеханова, заняла по отношению к модернизму отрицательную позицию, рассматривая его как худший вид эпигонства и загнивания буржуазной культуры.

Эта оценка находится как бы в противоречии с двумя фактами. Во-первых, основателями модернизма в прошлом веке были поэты и художники большого таланта, создавшие произведения, способные сильно действовать на ум и чувство современников, несмотря на присутствие в их творческой деятельности многих болезненных черт и отчасти даже благодаря этому недостатку. Достаточно вспомнить Бодлера в поэзии, Ван Гога в живописи

Музыкальный модернизм А.Н. Скрябина

Многие русские композиторы рубежа XIX-XX веков в своем творчестве в той или иной мере соприкоснулись с эстетикой и художественными чертами стиля модерн. Но, пожалуй, единственным композитором, который целиком и полностью вписывался в пространство модерна, был Скрябин. Вся его суть - и творческая, и личностно-поведенческая - вибрировала, словно струна, соприкасаясь с модерновой эстетикой.

Более того, эволюция стиля Скрябина оказалась наглядным примером того вектора, который характеризует и эволюцию самого стиля модерн: от влияний романтизма - к авангарду. Ранние мазурки Скрябина свидетельствуют о генетическом родстве и преемственности скрябинского стиля по отношению к романтизму, прежде всего шопеновскому. А поздние фортепианные сочинения - о явственном художественном повороте в сторону конструктивизма и авангарда.


Ставшие традиционными представления о Скрябине прежде всего как о величайшем композиторе-мистике, создавшем свою собственную философскую теорию, на наш взгляд, вызывают необходимость еще раз попытаться осмыслить, в чем суть его дарования и главное - специфика индивидуального стиля. Справедливости ради надо сказать, что Скрябин сам провоцировал эту ситуацию. Совершенно не желая считать себя только музыкантом, он говорил: "Это так мне теперь кажется скучно - быть только композитором! Ведь это совсем ни к чему. Я вовсе не музыкант только! Я не хочу быть музыкантом только". Поразительное и парадоксальное высказывание для столь гениально одаренного композитора, подлинного новатора в области музыкального языка. Поставленная проблема с полемическим задором обсуждается в статье А. В. Михайлова. "Когда мы начинаем в Скрябине-композиторе и музыканте восхищаться Скрябиным-мистиком (притом мистиком-атеистом), то на моем языке это значит одно: мы от только-музыки в этой несомненно прекрасной музыке отодвинулись на который-то из отдаленных от ее сердцевины и ядра поясов-кругов ее жизнеобеспечения". Трудно удержаться и не привести ироничное продолжение этого высказывания: "С тем же основанием кто-нибудь мог бы начать восхищаться Вагнером-вегетарианцем - вместо того чтобы вникать в его музыку - или другим вегетарианцем, графом Л. Толстым, вместо того чтобы иногда брать в руки его "Войну и мир"". Пафос цитаты сводится, в сущности, к необходимости отчленить друг от друга философско-мистические взгляды Скрябина и созданную им музыкальную материю. И тогда в обнажившейся музыкальной материи, в языковых особенностях его произведений мы сможем обнаружить стилистические тенденции, характерные для самого модного, и в то же время всеохватывающего, явления рубежа веков - стиля модерн. Несомненное новаторство Скрябина, признаваемое всеми как при жизни композитора, так и сегодня, связано как раз с музыкальной реальностью, а именно с открытиями в области музыкального языка: гармонии, соотношения гармонии и мелодии, ритма, фактуры, организации музыкального времени, то есть звукового устройства музыкальной ткани. И в этих, априори музыкальных, величинах он в большей мере, чем кто-либо другой, - апологет стиля модерн. "Человек стиля модерн", известное определение Блока, во многом можно отнести к Скрябину. На полюсе притяжения к модерну оказываются манера изысканно одеваться и вкусы, от бытовых (модерновая мебель в доме) до художественных ("андрогинная" обложка на издании "Прометея", выполненная по желанию Скрябина в стиле модерн); музыкальные пристрастия, интерес к композиторам, близким стилю модерн - К. Дебюсси и Р. Штраусу; увлечение художником Н. Шперлингом, картины которого висели в квартире Скрябина. Особенно любимым было полотно Шперлинга "Рыцарь и Мадонна", варьирующее характерный сюжетный мотив живописного модерна - поцелуй. Культ красоты, сопряженной с чувственным эротизмом (своего рода эмблема модерна), в полной мере исповедовал сам Скрябин. Его экзальтированный мир носил ярко выраженный эротический характер.

Орнаментальность - одна из основных черт модерна - в фортепианных произведениях Скрябина рельефнее всего видна в изобилии украшений. Они создают невесомый, таинственный, фантастичный характер ирреальности. При этом под "украшениями" подразумеваются как в изобилии представленная мелизматика - в виде вибрирующих трелей, группетто, различных тремоло, - так и характер самого мелодического рисунка. Любой модерновый текст изобилует деталями. Этим качеством обладает и текст Скрябина.


Внимание к деталям в его фортепианной музыке проявляется в тонкости организации музыкальной ткани - сложности гармонических структур, сочетаемой с фонической выверенностью расположений аккордов и безупречным плавным голосоведением. Он выработал особый, рафинированный, утонченно-изысканный стиль письма, где основной заботой композитора является именно красочность звучания и новая гармония. Культура деталей в фортепианных произведениях Скрябина выражается в тонкой проработке артикуляционных средств музыкального текста и в результате - в появлении множества артикуляционно-динамических обозначений на каждую единицу времени. Действительно, искусство детальной звуковой нюансировки, микродинамических штриховых эффектов у Скрябина возведено в культ. Эмансипируются и становятся самостоятельно значимыми и действенными такие выразительные средства, как ритм, тембр, фактура, линия мелодического рисунка, динамика и др. Повышенная активность и детализация фактурно-гармонического комплекса приводит к высвобождению гармонии, ее эмансипации от характера и движения мелодической линии. На первый план в музыке Скрябина выходит краска, тембр звучания. Рафинированная, доведенная до удивительного совершенства отделка фактуры, множество тонких темпоритмических деталей, полиритмика, дарующая ритмическую свободу и гибкость, - все это в результате формирует вязкую, нервно-утонченную, изысканную и капризную, пластичную ткань, где нет метрической четкости и, естественно, нет такта, а есть сплошной звуковой поток мелких длительностей, появляющихся несинхронно относительно друг друга. Столь утрированный акцент на "внешней стороне" произведения приводит к некой условности эмоционально-психологического содержания. Романтическая категория чувства подменяется модерновой категорией чувственности. Изобилие нюансов побуждает слышать музыку тоньше, то есть повышает остроту чувственного восприятия звуковой материи. Принципиальный для стиля модерн момент погружения в мир красоты, ощущения атмосферы, смакования деталей коренным образом меняет драматургическую организацию времени, ведет к его остановке. Пространственный и колористический аспекты музыки доминируют над процессуальными, что ведет к статике. Напомним, именно Скрябину принадлежит фраза: "Музыка заколдовывает время, может его вовсе остановить".

Усилению пространственных ощущений способствует широта охвата звукового диапазона и фактурная многослойность. В фактурном расположении гармонической фигурации Скрябиным подчеркиваются природные акустические свойства звука, что в полной мере отражает общую для модерна тенденцию к имитации природных форм. Однако за подобной тягой к природной естественности скрывается сугубо рациональная сущность мышления, присущая новому стилю. Эта черта проявляется, как говорил сам Скрябин, в "кристалличной ограненности" форм, тяготении к квадратности, секвентности и точным репризам. Мелодические линии становятся более строгими, графически четкими, ритмически размеренными. Жесткость конструкции, геометризм форм в позднем модерне обнажаются, что приводит к постепенной трансформации стиля в конструктивизм. Этот же процесс мы можем наблюдать и у Скрябина, на примере последних сочинений (70-х опусов).


Подводя итог, можно сказать, что действительно Скрябин, как никто другой в это время, последовательно вбирает в себя и воплощает в творчестве характерные черты стиля модерн. То, что связывает его с модерном, проявляется не только на уровне идей и планов, но, как писал Ю. Энгель, отдельно от философско-мистической "надстройки" - на уровне самой музыкальной материи, музыкального текста, и выражается в новой трактовке художественных средств. В связи с этим, в заключение, хочется еще раз вспомнить А.В. Михайлова, который писал: "Музыка никогда не делается хуже оттого, что она всегда бывает и только музыкой. И если сказать себе, что музыка Скрябина - это такая только-музыка (окруженная поясами, или слоями, своего словесного смыслообнаружения), то кому-то это придется не по нраву, однако ничей восторг перед музыкой Скрябина этим не умаляетсями не ущербляется - зато у нас, возможно, появляется шанс узнать, что в музыке Скрябина вызывает наш восторг".

Читайте также: