Компьютерный задачник медиатека доклад

Обновлено: 04.07.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе представлена система работы учителя по использованию ИКТ в урочной деятельности. Доклад издан в Сборнике методических материалов педагогической конференции 2009 г. "Развитие системы образования Б-Улуйского района и создание условий в ОУ района для реализации Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" и работы "круглых столов".

Роль медиатеки в деятельности современного учителя

(Секция: Система работы учителя по использованию ИКТ в урочной деятельности)

Казакова Жанна Васильевна

Внедрение передовых технологий в учебный процесс на сегодняшний день является актуальным.

Медиатека – это библиотечное подразделение нового типа, которое предлагает возможность использования ресурсов новейших технологий.

Медиатека учителя – это электронные продукты по предмету, которые содержат необходимые наглядные и дополнительные материалы для проведения уроков и подготовки к ним, для самоподготовки школьников, оформления докладов и рефератов и многого другого: электронные учебники, справочники, словари, энциклопедии, видео- и аудиоматериалы и т.д.

Медиатека является центром хранения информации, необходимой для организации образовательного процесса.

Медиатека создаётся для:

внедрения и пропаганды передового педагогического опыта и инноваций в области образования.

внедрения новых ИТ в образовательный процесс.

Главная цель использования медиатеки в моей системе – это повышение эффективности урока, и, как следствие, повышение качества образования.

1.Формирование устойчивой мотивации к обучению через внедрение в учебный процесс современных технологий.

2.Выработка у учащихся навыка самостоятельного поиска информации в разных источниках и систематизация её для удобства дальнейшего использования.

3.Расширение возможности самостоятельной деятельности учащихся на уроке и во внеурочной деятельности.

Урок – это такое многообразное явление, в рамках которого могут существовать элементы самых разнообразных технологий, методов и приёмов.

Использование медиатеки учителя даёт возможность внедрять в образовательный процесс инновационные методы и технологии.

Инновационные технологии, которые я использую в образовательном процессе:

Личностно – ориентированный метод обучения.

Метод проектов (проблемный подход).

Новые мультимедийные технологии дают высокий эффект при использовании различных методических приёмов и форм обучения.

Эффективность усвоения учебной информации во многом определяется применяемыми методами.

Психолого-педагогическая основа использования медиатеки.

Перед Вами пирамида познания (по Джону Мартину). В результате исследований он проследил взаимосвязь методов обучения с усвоением учебной информации.

Эффективность усвоения материала при использовании следующих методов обучения:

Пирамида познания (по Дж. Мартину)


Использование на уроках видеометода, аудиометода в сочетании с практической деятельностью даёт повышение усвояемости учебного материала на уроке от 20% до 70%.

Умелое сочетание этих методов на уроке даёт следующий результат:

1.Равное распределение нагрузки на память учащихся и их мышление.

2.Управление познавательной деятельностью учащихся.

3.Смена видов деятельности, сочетание различных методов и приёмов обучения контролируют физическую и психологическую нагрузку, что позволяет разгрузить монотонность учебного процесса.

Целесообразность использования медиатеки учителя.

Использование ЦОРов на уроке не самоцель. Компьютеризация должна касаться только той части учебного предмета, где электронные возможности применять необходимо. Нельзя допускать перенасыщенности уроков техническим сопровождением, так как это способствует повышенной утомляемости учащихся. Очень важно, чтобы на уроке произошло взаимодействие, слияние, традиционных методов обучения с инновационными.

Несмотря на то, что без компьютерных технологий уже не может обойтись ни одна сфера жизнедеятельности человека, в современном обществе не востребован человек-компьютер. Одна из задач моей системы – воспитать учеников творчески мыслящими людьми, разносторонне развитыми, способными иметь собственное суждение. И медиатека выступает как одно из средств достижения этой цели.

Основные виды работ с медиатекой на уроке можно разделить на три группы:

1.Использование обучающих и познавательных программ на носителях (CD). Использование обучающих и познавательных программ на дисках – наиболее доступный способ использования компьютера как на уроках, так и во внеурочное время.

2.Создание программ (презентаций к уроку, наглядных материалов) самим учителем с дальнейшим применением на уроке при объяснении материала или при его обработке и проверке.

3.Создание электронных продуктов учащимися.

Мероприятия, проводимые с помощью медиатеки: уроки, интегрированные уроки, внеклассная работа по предмету – организация проектно-исследовательской (учебно-исследовательской) деятельности и самостоятельной исследовательской деятельности учащихся.

Медиатека как средство интеграции.

предметов общеобразовательного цикла


Цель интегрированных уроков – развивать умение учащихся переносить знания с одного учебного предмета на другой.

Структура медиатеки.

2.Качество образования (повышение усвояемости учебного материала, умение применять полученные знания на практике, передача полученных знаний).

Количество учащихся образовательного процесса, имеющих доступ к медиатеке.


Проанализировав учебный процесс с использованием медиатеки учителя, мною сделаны следующие выводы:

1.Медиатека способствует резкому росту интереса учащихся к предмету, происходит усиление мотивации к обучению, особенно у слабоуспевающих учеников.

2.Использование ЦОРов обеспечивает наглядность. Медиатека – кладовая наглядного материала.

3.Привлечение большого количества дидактического материала ускоряет процесс обучения.

4.Увеличивается возможность самостоятельной деятельности учащихся на уроке и во внеурочной деятельности.

5.Использование накопленного потенциала медиатеки даёт большие возможности для самообразования как для учащихся, так и для учителя.


Библиотечная медиатека

Теперь можно несколько углубиться в этот термин. Что такое медиатека в библиотечной энциклопедии? Это понятие определяется как современное наименование различных библиотек публичного типа, фонды, содержащие разные типы документации и книг: издания могут быть печатные, мультимедийные, электронные, а также есть все необходимое оборудование для воспроизведения, хранения всех изданий. Доступ к ним имеется и через компьютерные сети, в том числе и через интернет.

Когда появился термин?

Упрощенный вид цифровой медиатеки

Мы разобрались уже, что такое медиатека, но, когда появился этот термин, еще не знаем. Понятие стало широко использоваться в конце двадцатого века во Франции, и относился он напрямую к деятельности публичных библиотек. В те времена начали говорить о медиатеке как об интегрированном культурном информационном пространстве, где применяются самые разные средства для коммуникации. Что понимается под медиатекой библиотекарями? Это, прежде всего, пространство, что хорошо организовано для массовой и персональной работы пользователей с различной информацией на носителях.

Различия между медиатекой и библиотекой

Подборка из фотографий

Медиатека входит в комплекс вместе с библиотекой. Многие образовательные учреждения имеют свои структурные подразделения, основанные на базе компьютерных классов. Фонд самой медиатеки напрямую зависит от уровня компетентности сотрудников, материально-технической базы. Большую роль играют именно сотрудники, ведь они выступают в качестве посредников между пользователем и фондом.

Медиатека и библиотека – это целостный комплекс и дополнение друг друга одновременно. Главное различие между этими системами состоит в том, что посредничество отличается: если рассматривать библиотеку, то это документ – библиотекарь – читатель; если брать медиатеку, то это документ – медиатекарь – пользователь – машина.

Понятие медитеки в разных источниках

Современный лад

Собрание разных файлов

Ресурсы медиатеки

Варианты медиатеки на разных устройствах

До начала двадцатого столетия базой образовательной деятельности были разные печатные издания. Они определили формы, методы и итоговый результат типа образования. В конце двадцатого века система образования начала меняться и вступила на новый уровень развития, что проходил под влиянием информационных ресурсов нового типа. Такими ресурсами считаются электронные источники данных удаленного типа, получаемые через интернет, а также разные документы, сформированные благодаря техническому прогрессу: видео/аудио-носители, голограммы, кинодокументация, микрографические данные и так далее.

Компьютерные ресурсы обучения предлагают пользователям обучение в аудиторной и самостоятельной форме с помощью нетрадиционных источников данных: кассет, дискет, дисков, онлайн-баз, веб-сайтов и так далее. Информационные ресурсы быстро приобрели в образовательной системе значимый статус.

Популярная медиатека iCloud

Что поменяется в жизни пользователей, если они пожелают все же включить медиатеку iCloud? Разберемся с этим вопросом поэтапно, чтобы картина собралась воедино.

облачное хранилище

Разбираемся с включением медиатеки

Советы по работе с хранилищем

Медиатека с красивыми фотографиями

Добавить в медиатеку файл просто, а вот перенести ее в облачное хранилище бывает затруднительно, особенно, если подключать все девайсы одновременно. Во избежание проблем рекомендуется выполнять подключение устройств по одному. Включаете на одном аппарате, ждете, пока все данные перейдут в "облако", проверяете, все ли в порядке, а после беритесь за следующее устройство.

Сознательно также стоит выбрать один из следующих параметров:

  1. Оптимизация хранения. Это нужно для экономии места на устройстве, но не всегда удобно. По сути, фотография будет находиться всегда в "облаке", а на устройстве будет доступно лишь маленькое фото для предпросмотра.
  2. Загрузка с сохранением оригинальной версии.

Медиатека музыки работает по такому же принципу. А как удалить фотографии или видео из медиатеки? Это делается в два этапа:

Отключение медиатеки

Можно ли отключить медиатеку, и как это сделать? Это делается очень просто – достаточно просто выключить эту функцию в настройках всех аппаратов, что подключены к медиатеке, однако на протяжении тридцати дней фотографии, видео, музыка будут храниться на облачном сервере, и вы сможете выкачать данные оттуда.

Польза в современном мире

Медиатека в телефоне и на компьютере

Медиатека позволяет пользователям экономить существенно место на своих устройствах. Облачная медиатека есть не только на аппаратах от Apple. Облачные хранилища есть от Google и других компаний. При желании, вы можете подыскать для себя самый лучший вариант и пользоваться им. Сейчас для многих активных пользователей медиатека является местом, где можно хранить свои данные и иметь к ним доступ в любой точке мира. Не стоит забывать, что это еще и образовательный фонд, позволяющий получать ценные сведения для расширения своего мировоззрения.

Безопасна ли медиатека?

Да, если вы не даете свои персональные данные для входа кому-либо. Если сторонний человек получит нужные сведения, то он сможет воспользоваться вашей информацией по собственному усмотрению, потому бдительность необходимо проявлять всегда.


Содержимое разработки

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ

по МДК.02.01 Технологии публикации цифровой мультимедийной информации

профессия 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации

Человечество тысячелетиями накапливало и хранило информа­цию. Вся жизнь человека так или иначе связана с накоплением и обработкой информации, которую он получает из окружающего мира, используя пять органов чувств — зрение, слух, вкус, обоня­ние и осязание. Много столетий тому назад потребность выразить и запомнить информацию привела к появлению речи, письменно­сти, счета. Люди пытались изобретать, а затем совершенствовать способы хранения, обработки и распространения информации.

Поэтому на смену традиционной библиотеке приходят медиатеки. Так как библиотека по законодательству РФ — информаци­онное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и предо­ставляющее их во временное пользование физическим и юридиче­ским лицам, то ее роль в формировании медиакультуры и медиаин-формационной грамотности, в первую очередь молодежи, огромна. Библиотека может быть самостоятельным учреждением или струк­турным подразделением предприятия, учреждения, организации.

В учебных заведениях в стране и за рубежом в последние деся­тилетия прослеживается устойчивая тенденция к расширению комплекса технических средств и средств информации именно на базе библиотек этих заведений. Наряду с книгой фонды библио­тек пополняются видеоматериалами, компьютерными программа­ми, базами данных, а сами библиотеки оснащаются соответствую­щим оборудованием и аппаратурой. Постепенное нарастание про­цесса интеграции и координации традиционной библиотеки и ис­пользование нетрадиционных для нее технических средств и средств информации, наиболее интенсивно протекающее в зару­бежных учебных заведениях, часто меняет ее название: центр обучения, центр документации, медиацентр, центр знаний, центр средств информации, медиатека (медиацентр в этом случае выпол­няет роль многофункционального информационного комплекса, узла с возможностью выхода в сеть Интернет, проведением кон­ференций, веб-семинаров, телеконференций, телемостов, это центр, в котором сосредоточены различные медиаресурсы. При­мером современного медиацентра может служить комплекс в олимпийском г. Сочи). Таким образом, преобразованная библио­тека учебного заведения — это качественно новое структурное подразделение, названное медиатекой.

Медиатека учебного заведения — такое структурное подраз­деление, которое включает совокупность фонда книг и разно­образных технических и информационных средств; располагает педагогически обоснованным комплексом оборудования и мебе­ли для хранения книг, информационных и технических средств, читальным залом с различными рабочими зонами, где созданы благоприятные условия для индивидуализации и развития твор­ческих способностей учащихся. Представляя многокомпонент­ную информационно-педагогическую среду, медиатека является таким структурным подразделением учебного заведения, в кото­ром присутствуют следующие элементы ее эффективного функ­ционирования: фонд средств информации и технические сред­ства для ее использования, оборудование и мебель; помещения для успешной самостоятельной работы с информацией и техни­ческими средствами; сотрудники, способные обеспечить работу аппаратуры и творческую деятельность обучаемых и педагогов с ней.

Иными словами, можно сказать, что медиатека — хранилище информационных медиаресурсов.

Обобщая сказанное, дадим определение медиатеки. Медиате­ка (англ. media — носитель + греч. — место хранения) — фонд книг, учебных и методических пособий, видеофильмов, звукозаписей, компьютерных презентаций, а также техническое обе­спечение для создания и просмотра фонда: компьютер, видеока­мера, магнитофон, видеомагнитофон, проекторы.

Полностью обновленная Итальянская медиатека с книжным фондом, содержащим более 4 000 изданий, с широким выбором фильмов, журналов и газет, рабочими местами, оснащенными компьютерами и системой Wi-Fi, стала местом, посвященным культуре Италии в г. Санкт-Петербурге. Видеопроектор и широко­форматный экран позволяют медиатеке трансформироваться, превращаясь из библиотеки и читального зала в пространство для проведения видеоконференций, кинопоказов, экспозиций и дру­гих культмероприятий.

Стало возможным пользоваться интересующими книгами и смотреть фильмы, а также брать их на дом. Непременно, наиболее полно представлены литературные издания. Медиатека насчиты­вает более 1 500 произведений итальянских классиков (Данте, Пе­трарка, Бокаччо, Верга и др.), писателей XX столетия (Пиранделло, Кальвино, Свево, Буццати и др.), современных авторов. Представ­лены разнообразные литературные жанры от поэзии до эссеисти-ки, имеются материалы, посвященные отдельным авторам и лите­ратурным течениям. Отдел научно-популярной литературы вклю­чает издания по истории, философии, религии, лингвистике, ис­кусству, географии.

Медиатека стала также новым местом встреч и новой учебной аудиторией для тех, кто изучает итальянский язык и готовится к экзаменам на получение соответствующего сертификата. В их рас­поряжении различные учебные пособия и сборники упражнений от традиционных до материалов по специальной лексике (бизнес, туризм и др.).

Сайт Итальянского института культуры, который можно от­крыть и у себя дома в удобной обстановке, предлагает доступ к онлайн-каталогу медиатеки. Для поклонников итальянского кино имеется большой выбор фильмов на дисках и видеокассетах, включая шедевры таких признанных мастеров, как Феллини, Ви­сконти, Моничелли, Рози и др., и кинематографические новин­ки, а также аудио- и видеоматериалы на политические и соци­альные темы, журналы, словари и книги, посвященные истории кино.

Таким образом, формируется своего рода энциклопедия совре­менных знаний, материал в которой постоянно обновляется. Кол­лекция медиатеки должна состоять из периодических изданий, справочников, учебно-методических пособий, а также различных информационных ресурсов, генерируемых в вузе или получаемых тем или иным образом из других источников.

Следует иметь в виду, что все эти информационные ресурсы могут и должны быть в медиатеке одновременно на различных, порой альтернативных, носителях. Например, энциклопедии пред­лагаются пользователям как в традиционной печатной форме, так и на компакт-дисках. Работники медиатеки должны предоставить возможность пользователям оперативно обращаться к такой энцик­лопедии в интерактивном режиме. При этом она может быть рас­положена не только в медиатеке, но и на некотором сайте, напри­мер ее создателя.

Широкое распространение в учебном процессе находят аудио-видеоматериалы, которые также должны найти свое достойное место в медиатеке. Они, конечно, являются дополнительными ма­териалами для более эффективного усвоения учебного материала. С другой стороны, они позволяют обучаемым более интенсивно формировать необходимые знания. Для этого следует создать не­сколько рабочих мест для просмотра видеоданных, а также аудио­информации. Для работы с последней не обязательно оборудовать стационарные рабочие места, можно использовать аудиоплейеры, с которыми пользователи медиатеки могут спокойно перемещать­ся внутри нее.

Пример медиатеки Российского государственного гуманитар­ного университета (РГГУ). В медиатеке имеется 62 по­садочных места, из которых четыре рабочих места предназначены для работы с видеодокументами. Предоставляемые пользователям четыре аудиоплейера не требуют жестко закрепленных посадоч­ных мест. Такое решение позволяет более эффективно использо­вать аудиотехнические средства и помещение, так как пользова­тель может разместиться на любом свободном и удобном для него месте, где возможно работать с книгами, журналами и другими, материалами. Таких мест в медиатеке 43. Предлагаемые пользова­телям аудиовидеоматериалы в основном представляют собой учеб­ные пособия по изучению иностранных языков, художественные и научно-популярные фильмы и др.

Еще одним примером медиатеки является медиатека имени Габриэлы Мистраль, построенная по проекту молодого архитектора Ф.Гибера и открытая в Артиг-пре-Бордо (Франция) в декабре 2002г. в соответствии с пожеланиями и ожиданиями жителей. В частности, они хотели, чтобы их медиатека была построена по оригинальному архитектурному проекту и привлекала окружаю­щих яркой цветовой гаммой, внушала радость, оптимизм и жела­ние посетить ее. В медиатеке должно быть много света, включая хорошо продуманное искусственное освещение, а большие окна должны выходить в сад. В ней должна царить атмосфера гостепри­имства и благожелательности. Интерьер, выполненный на высо­ком художественном уровне, должен способствовать комфортно­му и непринужденному пребыванию в ней, общению и работе. Наличие в фонде интересных книг, дисков, аудио- и видеокассет и других видов документов должно содействовать расширению кру­гозора взрослых, детей и подростков, а его содержание удовлетво­рять запросы читателей различных категорий: специалистов, сту­дентов, школьников, пенсионеров и лиц с ограниченными воз­можностями в жизнедеятельности.

Правительством Франции создан режим наибольшего благо­приятствования в области финансирования национальной про­граммы создания и развития медиатек. Вклад государства наряду с субсидиями, выделяемыми на строительство и компьютерное оборудование этих медиатек регионами, департаментами, муниципалитетами и другими инстанциями и объединениями, составляет от 40 до 50%.

Что привело к появлению речи, письменно­сти, счета много столетий тому назад?

Какой код используется для представления цифровой информации?

Перечислите известные вам способы циф­ровой информации.

В число каких медиа- и инфор­мационную грамотность в современном информационном обществе?

Почему современному человеку требуется медиаинформация в цифровом виде?

Что приходит на смену традиционной библиотеке?

Чем еще кроме книг пополняются фонды библио­тек?

К чему приводит ис­пользование нетрадиционных для библиотеки технических средств и средств информации?

Какую роль выпол­няет медиацентр? Приведите при­мер современного медиацентра.

Что такое медиатека?

Что собою представляет медиатека учебного заведения?

Дайте определение медиатеки. Приведите пример медиатеки в городе Санкт-Петербурге.

Из чего должна состоять кол­лекция медиатеки?

Назовите, что может быть предложено пользователям в качестве собственных библиографических, полнотекстовых и мультимедийных информационных ресурсов в медиатеке?

На каких носителях могут и должны находиться информационные ресурсы в медиатеке?

Где еще кроме медиатеки быть рас­положена энцик­лопедия?

Что является дополнительным ма­териалом для более эффективного усвоения учебного материала? Где его можно просматривать? Что можно использовать?

Сколько посадочных мест имеется в медиатеке Российского государственного гуманитар­ного университета (РГГУ)?

В каком году построена медиатека имени Габриэлы Мистраль в Артиг-пре-Бордо (Франция)? Чем она внешне привлекает окружаю­щих? Какая атмосфера в ней царит? Чему способствует интерьер? Для каких категорий читателей рассчитан фонд медиатеки?

Какой режим создан правительством Франции в области финансирования национальной про­граммы создания и развития медиатек? Какой процент составляет вклад государства в субсидии, выделяемые на строительство и компьютерное оборудование этих медиатек?


-75%

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Школьная медиатека. Презентация на заданную тему содержит 20 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Задачи и направления деятельности В последние годы наблюдается значительный интерес к созданию и развитию медиатек в школах. Школьные библиотеки создают их, дополняя книжный фонд информацией на новых носителях, развивая существующие формы работы с книгой в плане активизации самостоятельной деятельности учащихся с электронными каталогами, телекоммуникациями, аудио- и видеоинформацией. В школе этот процесс движется вопреки бесконечным спорам о том, что же является главным в преподавании информатики. В некоторых регионах создание в школах медиатек стало делом обычным и необходимым (Пермь и Пермская область, Самара, Тольятти, Калуга и др.). Наряду с развитием материальной базы кабинетов информатики, предназначенных для подготовки грамотных пользователей ПК, здесь признана необходимость существования медиатек – структурных подразделений, предоставляющих всем участникам учебного процесса доступ к компьютеру во внеурочное время для поиска необходимой им для учебного процесса информации. Создание школьных медиатек позволяет использовать возможности компьютерных технологий во многих областях знаний. Применение этих технологий помогает учащимся овладеть навыками и умениями поиска информации, использовать эти навыки в индивидуальной и групповой учебной деятельности. Для учителей создание школьных медиатек открывает возможности включения новых форм работы учащихся с информацией в методику преподавания своих учебных предметов.

Медиатека Медиатека – это центр информационной инфраструктуры образовательного учреждения,в котором специальным образом организованы условия, активно способствующие формированию информационной культуры учащихся (в широком смысле), их самостоятельной активности, а также повышению профессиональной квалификации учителей с помощью средств новых информационных технологий. В информационно-педагогической среде, которую представляет собой медиатека, становятся возможными новые формы в организации познавательной, коммуникативной и креативной (творческой) деятельности всех ее потребителей (школьников, педагогического состава), в том числе для создания собственных средств информации (видеоматериалов, газет, журналов и пр.), для участия в телекоммуникационных проектах.

Цели и значение Цель создания медиатеки – интеллектуальное, эмоциональное, общее культурное развитие учащихся, формирование самостоятельного мышления. Школа – не просто учебное заведение, но информационный центр для микрорайона, центр методической работы, культурно-просветительный, профориентационный центр, база разнообразной творческой деятельности учащихся, учителей, а в ряде случаев и жителей микрорайона, открытый университет, центр возрождения культуры, общественной жизни и одновременно место отдыха. Практическое значение: поднимает на качественно новый уровень всю учебно-познавательную, культурно-просветительную деятельность школы и школьной библиотеки: появляется возможность организации индивидуальной, групповой самостоятельной учебно-познавательной, творческой деятельности учащихся; обеспечивается свободный доступ к различным информационным источникам, не ограничивающим пользование фондом одной медиатеки; создаются условия для широкой коммуникации между учащимися и учителями разных школ, научными центрами по мере развития материально-технической базы медиатеки; появляется реальная возможность повышения культурного и профессионального уровня школьников и учителей.

Задачи школьной медиатеки: Сбор, накопление, обработка, систематизация педагогической информации и доведение ее до пользователя. Выявление информационных потребностей и удовлетворение запросов педагогических кадров школы в области новых информационных технологий и педагогических инноваций; Компьютерная каталогизация и обработка информационных средств (книг, видеоматериалов, магнитных записей и пр.). Осуществление взаимодействия с другими информационными центрами с целью обмена информацией и накопления собственного банка педагогической информации. Осуществление посреднических услуг по удовлетворению запросов пользователей (администрации школы, педагогов, родителей, учеников) по доставке информации о достижениях психолого-педагогической науки, новых педагогических и информационных технологиях. Организация обучения пользователей (педагогов, родителей, учеников) методике нахождения и получения информации из различных носителей. Оказание помощи в деятельности учащихся и учителей в образовательных проектах (телекоммуникационных, журналистских, видеопроектах и пр.).

Направления деятельности школьной медиатеки: Создание банка педагогической информации как основы единой школьной информационной сети. Разработка, приобретение программного обеспечения. Создание информационно-педагогических модулей на различных носителях. Оказание методической консультационной помощи педагогам, родителям, учащимся в получении информации из медиатеки и других информационных центров. Создание условий для учителя в получении информации о педагогической и методической литературе, о новых средствах обучения через электронные каталоги, а также возможность просмотреть и отобрать средства обучения, связаться с педагогами других городов, стран, используя электронную почту. Оказание практической помощи учителям при проведении занятий на базе медиатеки с использованием различных информационных средств обучения, кабельного телевидения, компьютерных классов при индивидуальной и групповой формах работы. Создание (на основе имеющихся в медиатеке) методических описаний, обучающих программ, видео- и магнитозаписей для интеллектуального развития школьников, формирования навыков и умений самостоятельной, творческой, поисково-исследовательской работы с различными источниками информации. Проведение на базе медиатеки тестирования, диагностических исследований учащихся и психологических тренингов совместно со школьным психологом.

Назначение медиатеки для учащихся В медиатеке школьники приобщаются к совершенно новому для них виду самостоятельной образовательной деятельности – работе с информацией: вербальной, образной – в форме конкретных образов реальных предметов и условных образов, используемых в различных областях знаний (видеоинформация, аудиоинформация, графическая, символическая, текстовая информация). При осуществлении самостоятельной образовательной деятельности в медиатеке перед учениками открываются широкие возможности: для повторения изученного материала и углубления имеющихся у него знаний; для сравнения своих знаний со знаниями других учащихся: из соседней школы, из другого города (благодаря телекоммуникационной связи с ними); для значительного расширения возможностей получения информации в связи с использованием библиотечного фонда, фондов других информационных средств (центральных библиотек, культурных центров).

Назначение медиатеки для учителей Учителя в медиатеке имеют возможность: Получать информацию о педагогической и методической литературе, о новых средствах обучения и их использовании. Для индивидуальной работы по просмотру, оценке и отбору средств обучения, необходимых для использования непосредственно на уроке или во внеклассное время; для создания средств творческой деятельности учителя (ауди-, видеозаписи и пр.). Непосредственно из медиатеки связываться с педагогами других городов, стран, работая в рамках Chat или телекоммуникационных проектов. Проводить работу с учащимися в рамках проектов по видеообмену (создание видеоматериалов). Устраивать отдельные сеансы (например, обучение английскому языку). Вести курсы дистанционного обучения учащихся (района, муниципалитета, округа) по тем или иным причинам (болезнь, домашнее обучение и др.), не имеющих возможности посещать школу.

Назначение медиатеки для учителей На базе медиатеки, в специально отведенном для этого месте, могут проводиться некоторые формы уроков, требующие индивидуальной и групповой работы со средствами информации: видеоматериалами и аудиозаписями на CD и DVD-носителях и пр. – по определенной теме учебной программы и графику, составленному учителем совместно с сотрудниками медиатеки. Учитель может руководить процессом познания, оказывать влияние на формирование новых знаний, умений посредством организации самостоятельной образовательной деятельности учащихся в форме индивидуальных, дифференцированных заданий и заданий для самоподготовки, которые ученики могут выполнять на базе медиатеки с помощью медиаспециалиста.

Роль сотрудника медиатеки Деятельность медиаспециалиста (сотрудника школьной медиатеки) помимо технической работы (обработка новых поступлений; составление актов поступления и убытия книг; заполнение каталогов и картотек, дневника читателя; написание планов, отчетов и пр.) предполагает организацию широкой воспитательной работы, а также индивидуальное обслуживание читателей самого разного возраста (учащихся и членов педагогического коллектива). Внедрение средств новых информационных технологий в школьную медиатеку способно преобразовать работу сотрудников библиотеки и внести существенные коррективы в образовательно-воспитательный процесс. Использование компьютера с периферией (принтер, модем и др.) существенно ускоряет работу медиаспециалиста по: ведению учета библиотечного фонда; учету посещаемости медиатеки; учету выдачи книг; обработке статистических данных; составлению, изменению и тиражированию основных документов (справки, планы, отчеты, библиографические списки). Применение компьютерных технологий открывает сотруднику медиатеки возможности использования в своей работе информации, подготовленной в национальных библиотечных центрах и полученной посредством телекоммуникационной связи.

Роль сотрудника медиатеки Сотрудник медиатеки организует самообразовательную деятельность всех групп потребителей, он помогает: учащимся работать как с книгой, так и с техническими и информационными средствами (с компьютерными программными средствами по коррекции и обобщению знаний, с СD-RОМ-технологиями, с диафильмами, с аудио- и видеозаписями и пр.); учителям подготовиться к урокам с использованием любых средств информации, готовить внеклассные мероприятия (тематические вечера, устные журналы, аудио и видеоконференции), совершенствовать свое профессиональное мастерство, обеспечивая их методическими материалами посредством баз данных; учащимся и учителям создавать новые средства творческой деятельности (на основе имеющихся в фонде): видеоматериалы, аудиозаписи и др.

Структура медиатеки Медиатека является центром педагогической информации на уровне школы. Она также является структурным подразделением школы и осуществляет свою деятельность в соответствии с основными направлениями развития образования в школе. Медиатека (в идеале) должна включать в себя следующие помещения: Хранилище – помещение, предназначенное для централизованного хранения медиаресурсов. 1. Хранилище реализует следующие функции медиатеки: систематизацию, каталогизацию, хранение, учет движения ресурсов, поиск ресурсов пользователями. 2. Пользовательский зал – помещение на 6-8 рабочих мест, предназначенное для самостоятельной работы пользователей с медиаресурсами. Рабочие места в пользовательском зале должны быть двух типов: компьютерные и для видеопросмотра. Компьютеризированное рабочее место должно обеспечивать пользователю возможность автономной работы с медиаресурсами, доступ к серверу данных в хранилище, синтеза собственных документов.

Рабочие зоны медиатеки В медиатеке можно определить отдельные рабочие зоны: 4. Библиотека. Не останавливаясь подробно на характеристике рабочей зоны библиотеки в силу ее традиционности, отметим, что необходимостью здесь становится наличие компьютера и электронного каталога, а также копировально-множительной техники. 5. Видеотека. Прежде всего, эта рабочая зона предназначена для формирования фонда учебных видеозаписей. Здесь требуются видеомагнитофоны, видеокамера, телевизор, кабельное соединение с предметными кабинетами, оборудованные места для индивидуальной и групповой работы с видеоинформацией. 6. Фонотека. В фонотеке формируется фонд аудиозаписей на CD-ROM и DVD-ROM. Для этой работы требуется аппаратура для прослушивания записей, места для индивидуальной и групповой работы, оборудованные наушниками. Это особенно важно для учебных заведений с углубленным изучением иностранных языков. 7. Диатека Фонд диафильмов и диапозитивов (слайдов). Требуется аппаратура для просмотра диафильмов и диапозитивов, а также оборудованные места для индивидуального и группового просмотра диафильмов и диапозитивов.

Графическая станция медиатеки Графическая станция медиатеки должна предоставить учащемуся возможность работать со сложной графической информацией, такой, как подробные географические карты, чертежи и т.п. Возможности этого рабочего места должны позволить легко сформировать и изготовить любой тематический реферат или методическое пособие с использованием информации, содержащейся на любом компакт-диске медиатеки. Сканер, подключенный к графической станции, предполагается использовать для введения в медиатеку дополнительной текстовой или графической информации при создании докладов и рефератов или подготовке к учебным занятиям. Локальный принтер графической станции требуется для распечатки иллюстраций для докладов, рефератов и пособий, а также сканированных материалов. Кроме того, интерфейсное устройство и программное обеспечение графической станции должно позволять изготавливать, монтировать и выводить в систему локального кабельного телевидения любые образовательные видеоролики и школьные видеофильмы, а также использовать для этого фрагменты видеоинформации, содержащейся в медиатеке.

Телекоммуникационная рабочая станция В компьютерной рабочей зоне должна быть расположена телекоммуникационная рабочая станция с модемом, предназначенная для связи с Интернетом. Она позволит принять участие в проектной деятельности с учащимися других городов и стран, в предметных электронных конференциях, получить мультимедиа информацию ведущих образовательных и исследовательских центров, из библиотек Москвы и С.-Петербурга, других городов и стран. Эти возможности открывают учащимся доступ к практически неограниченным объемам информации, накопленной человечеством. Рабочая станция библиотечно-библиографического учета (справочная служба) предназначена для регистрации и учета всех действий, связанных с выдачей, использованием и возвратом литературы, компакт-дисков, видеоматериалов, диапозитивов и пр., находящихся в ведении медиатеки, а также для распределения машинного времени и ресурсов между пользователями медиатеки (учащимися, учителями). Все рабочие станции и сервер должны быть объединены в локальную сеть с учетом возможности подключения компьютерных классов, чтобы позволить использовать информацию, имеющуюся в медиатеке, в процессе учебных занятий в классах.

Контрольный вопрос 1. Медиатека – это: Информационно-педагогическая среда. Учебно-педагогическая среда. Социально-педагогическая среда. Психолого-педагогическая среда.

Читайте также: