Проблема сохранения культурных ценностей в мировой истории доклад

Обновлено: 08.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Н.М.Кириллова.,

г. Великий Новгород

N.M.Kirillova.,

Современные проблемы сохранения историко-культурного наследия

Аннотация: В данной статье рассматриваются проблемы сохранения культурного наследия в России, в частности на примере Новгородской области. Поскольку современная Россия переживает принципиальные социальные, экономические, духовные перемены, глубокое изучение и всестороннее использование памятников культурного наследия имеет особое значение.

Annotation: This article studits the problems of preserving cultural heritage in Russia, in partilcular on the example of the Novgorod region. As modern Russia is undergoing fundamental social, economic, and spiritual changes, in-depth study and full oreservat on of cultural heritage monuments is of particular importance.

Ключевые слова: культурное наследие, историческая память, традиции, сохранение историко-культурного наследия, памятники истории и культуры.

Key words : cultural heritage, historical memory, traditions, preservation of historical and cultural heritage, historical and cultural monuments.

Проблема сохранения историко-культурного наследия в современных условиях приобрела особую актуальность. История – это история людей, и каждый человек – соучастник бытия прошлого, настоящего и будущего; корни человека – в истории и традициях семьи, своего народа. Ощущая свою причастность к истории, мы заботимся о сохранении всего того, что дорого народной памяти.

В настоящее время интерес к памятникам, тревога за их судьбу уже не являются достоянием отдельных специалистов и разрозненных общественных групп. Резкое падение экономике России, утрата духовных идеалов усугубили и без того бедственное положение науки и культуры, что сказалось на состоянии историко-культурного наследия. Ныне глава государства, местные структуры власти постоянно обращаются к проблеме сохранения культурного наследия, подчеркивается необходимость принятия мер по предотвращению утраты памятников.[1.с.20]

Культура была и остается историческим наследием. Она включает те аспекты прошлого, которые в измененном виде продолжают жить в настоящем. Культура выступает как феномен активного социального воздействия на общественную практику, выражая сущностные интересы человечества, и является одной из важнейших сфер постижения человеческого бытия.

Охрана памятников – это борьба за правильное понимание истории, за общественное сознание широких народных масс, населяющих историко-культурное пространство.[2,с.4]

Любопытно, что это положение теоритически не подвергается сомнению и сегодня. В центральной и местной печати широко обсуждаются недостатки, до сих пор имеющие место в работе по сохранению архитектурных памятников истории и культуры. В особенности подвергаются критике встречающиеся факты пренебрежительного отношения к уникальным сооружениям прошлого. Ущерб, наносимый памятникам старины и их охране, в какой бы форме он ни проявлялся – в результате безнадзорности, в виде прямого уничтожения сооружений прошлого, путем эстетического унижения, - это ущерб, наносимый национальной культуре народа.[3, с.7]

В обществе, разделенном на социальные слои, где нет единства взглядов на историю и общественные процессы, всегда присутствуют различные подходы к сохранению историко-культурного наследия, поскольку оно обладает познавательными и воспитательными функциями.

Памятники истории и культуры наделены познавательными функциями, так как они являются материализованными фактами исторических событий или несут на себе следы воздействия исторических событий. Вследствие этого памятники содержат в себе определенную историческую информацию. Таким образом, памятники истории и культуры являются источниками исторических и эстетических знаний.[4, с.10]

Памятники природы, истории и культуры России составляют весомую долю в культурном и природном наследии мира, вносят вклад важнейший вклад в устойчивое развитие нашей страны и человеческой цивилизации в целом, что и предопределяет высочайшую ответственность российского народа и государства за сохранение своего наследия и передачу его последующим поколениями.

На территории России находится 21 объект, состоящий в списке Всемирного культурного и природного наследия, сформированного под эгидой ЮНЕСКО. В настоящее время в списке Всемирного наследия включено всего 754 объекта, из которых 582 относятся к объектам культурного наследия, 149 – природного наследия и 23 смешанного наследия. Из российских объектов 13 включено в данный список именно как объект культурного наследия. Среди них: Московский Кремль и Красная площадь, Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников, Погост Кижи (Республика Карелия), Исторические памятнике Новгорода и окрестностей, Историко-культурный комплекс Соловецких островов (Архангельская область), Белокаменные памятники Владимиро-Суздальской земли и церковь Бориса и Глеба в Кидекше (Владимирская область), Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры в городе Сергиев Посад (Московская область), Церковь Вознесения в Коломенском (Москва), Историко-архитектурный комплекс Казанского Кремля (Республика Татарстан), Ансамбль Ферапонтова монастыря (Вологодская область), Цитадель, старый город и крепостные сооружения Дербента (Республика Дагестан), Историко-архитектурный ансамбль Новодевичьего монастыря (Москва), а также Куршская коса (совместный российско-литовский объект, Калининградская область).

Национальный парк находится в северной части Валдайской возвышенности на территориях Окуловского, Валдайского и Демянского районов Новгородской области. На территории Валдайского парка насчитывается около 200 озёр, 56 озёр с площадью более 20 га.[6, с.7]

На территории парка отмечено большое сосредоточение памятников истории и культуры Новгородской области. На его территории издавна селились древние славянские племена. Список археологических памятников включает 82 объекта – древние стоянки ( VII - VI вв. до н. э.), городища, селища, сопки, курганы. Здесь находится 9 памятников садово-паркового искусства – старинные усадьбы с парками, 22 ценнейших памятника архитектуры и деревянного зодчества XVI - XIX вв.

Валдайский национальный парк является одним из самых посещаемых парков, благодаря расположению от крупнейших городов России – Москвы и Санкт-Петербург. Здесь расположены известные крупные озера Валдайское и Селигер, давно освоенные туристами-водниками. На озере Вельё действует летний детский экологический лагерь.

Состояние объектов культурного наследия настоящее время может рассматриваться как критическое. Происходит устойчивое сокращение культурного богатства нашей страны. По различным оценкам, состояние от 50 до 70% находящихся на государственной охране памятников истории и культуры характеризуется как неудовлетворительное, для большей их части необходимо принятие срочных мер по спасению от разрушения, повреждения и уничтожения. [8, с.15]

Архитектура Новгородской области практически оказалась мало изученной. Упущено более 100 лет, начиная со второй половины XIX в. Причина самая банальная. Сам Новгород несет такую богатейшую историю, мировой значимости памятники зодчества, монументальной и станковой живописи да еще почти неисчерпаемый археологический материал, а еще его окрестности, города Старая Русса, Валдай, Боровичи, Сольцы, поселения поменьше, что куда там до глубинки. Первенство держал, конечно, Господин Великий Новгород.

К основным причинам физического разрушения объектов относятся:

1. Подтопление паводковыми водами;

2. Вторая мировая война уничтожала не только многие постройки-памятники архитектуры, но и множество деревень почти на всей западной территории области;

3. Подтопление грунтовыми и техногенными водами;

4. Загрязнение воздушного бассейна производственными объектами, автотранспортом и коммунальным хозяйствам способствует формированию химические агрессивной среды, что ведет к деградации памятников деревянного зодчества, кирпичной кладки, покрасочных слоев, штукатурки, декора;

5. Время обладает эффективными разрушительными факторами: непогода, стихийные бедствия, пренебрежение и даже злостное хулиганство. Дерево гниет и горит. Это беда деревянных построек.

Любые потери наследия неизбежно отразятся на всех областях жизни нынешнего и будущих поколений, приведут к духовному оскудению, разрывам исторической памяти, обеднению общества в целом. Они не могут быть компенсированы ни развитием современной культуры, ни созданием новых значительных произведений. Накапливание и сохранение культурных ценностей – основа развития цивилизации. [9 , с.23 ]

Историческая преемственность развития культура, воплощённая в памятниках, и осознание живой их связи с современностью, является главными побудительным мотивами общественного движения в защиту культурного наследия. Памятники истории и культуры являются носителями определённого исторического смысла, свидетелями народной судьбы, а значит, служит воспитанию поколений, пресекая национальное беспамятство и обезличивание.

Список литературы

1.Беда А.М. Охрана культурного наследия [1,с.20] // История охраны культурного наследия 1999.

2.Веденин Ю.А Культурное и охранное наследие России [2,с.4] // 1995.

3.Кулемзин А.Н. Охрана памятников в России [3,с.7] // 1990

4.Михайлова Н.В. Историко-культурное наследие России: проблемы охраны [4,с.10] // современные российские города.2001

5.Всемирное культурное и природное наследие в образовании. Учебное пособие .СПБ. [5,с.15]// Культурное наследие.2001

6.Комплексные региональные проблемы сохранения и использования культурного и природного наследия. М., [6,с.7] Региональные программы.1994.

7.Кулемзин А.Н. Охрана памятников России. Томск, [7, с.8] // Памятники России. 1999.

8.Михайлова Н.В. Государственно-правовая охрана историко-культурного наследия России во второй половине XX века. М., [8, с.15]// Охрана историко-культурного наследия. 2001.

9.Михайлова Н.В. Историко-культурное наследие России; проблемы охраны М., [9, с.23]// Охрана историко-культурного наследия.1999.

Сохранение культурного наследия - одна из актуальных проблем современности

Сохранением культурного наследия называется сознательная забота о ныне существующем культурном достоянии с целью его сохранения на будущее. Каждый исторический город любой страны и любого региона мира обладает своим уникальным культурным наследием. Однако это бесценное богатство является достоянием не только соответствующей страны и нации, но и всего человечества.

Большое число объектов культурного наследия разрушается от времени или в результате деятельности человека, и почти все они требуют защиты.

Культурное достояние является отражением человеческого опыта, постепенно сформировавшегося в течение многих веков.

При отсутствии всех необходимых видов точных, надежных и достоверных данных, документов, фактов и свидетельств прошлого мы не сможем ни решить современные проблемы, ни обеспечить стабильное будущее.

Все разрушенные свидетельства прошлого должны считаться утраченными ценными знаниями. Поэтому мы несем большую ответственность за культурное и природное наследие, которые должны считаться сокровищем и источником информации. И мы обязательно должны научиться способам прочтения, интерпретации, сохранения и передачи этой информации будущим поколениям.

Передача культурного наследия будущим поколениям не может быть гарантирована, так как этому процессу угрожают время, природные катастрофы, спровоцированные человеком конфликты, похищение, нелегальная торговля и разграбление.

Поэтому охрана и сохранение культурного наследия для будущих поколений людей представляют собой моральную необходимость, которая должна быть подкреплена целым рядом нормативных инструментов и ответственным подходом всех государств. При этом культурное многообразие того или иного региона мира является необходимым условием для борьбы с бедностью и осуществления его устойчивого развития.

Так, например, уникальное сочетание благоприятного климата и богатой, многообразной культуры делают регион Средиземноморья одним из самых популярных центров мирового туризма. Согласно оценкам, ежегодно его посещает около 200 миллионов отпускников со всего мира.

В древности Средиземное море было важным торгово-транспортным путём, который обеспечивал возможность торговли и культурного обмена между населявшими его бассейн народами, такими как народы Месопотамии, египтяне, финикийцы, карфагеняне, иберы, древние греки, македонцы, фракийцы, левантинцы, галлы, древние римляне, арабы, берберы, евреи, славяне и турки. История средиземноморского региона особенно важна для понимания происхождения и развития множества современных обществ.

Многочисленные высокоразвитые культуры, например, культуры древнегреческих городов-государств, Римской империи, Византийской, или Восточной Римской, империи, Арабского халифата и Османской империи, доминировали в Средиземноморье и оставили после себя чрезвычайно важное культурное наследие.

Сохранение культурного наследия является исключительно сложной задачей, требующей междисциплинарного подхода. Накопленный в этой сфере опыт показывает, что многие вопросы, такие как:

– предписания и законы,

– технические принципы и

касающиеся того или иного региона мира, требуют совместной проверки, переопределения, осмысления и повторной оценки.

Проблема сохранения историко-культурного наследия в современных условиях приобрела особую актуальность. История — это история людей, и каждый человек — соучастник бытия прошлого, настоящего и будущего; корни человека — в истории и традициях семьи, своего народа. Ощущая свою причастность к истории, мы заботимся о сохранении всего того, что дорого памяти народной.


Следует подчeркнуть, что в настоящее время интерес к памятникам, тревога за их судьбу уже не являются достоянием отдельных специалистов и разрозненных общественных групп. Резкое падение экономики России, утрата духовных идеалов усугубили и без того бедственное положение науки и культуры, что сказалось на состоянии историко-культурного наследия. Ныне глава государства, местные структуры власти постоянно обращаются к проблеме сохранения культурного наследия, подчеркивается необходимость принятия мер по предотвращению утраты памятников. Политика духовного возрождения, провозглашенная правительством, в случае утраты преемственности лучших традиций культуры не может быть полностью реализована без сохранения и возрождения историко-культурного наследия.

В исторической науке происходит процесс переосмысления оценок, опыта, уроков, преодоления односторонности; большое внимание уделяется неизученным и малоизученным проблемам. Это в полной мере относится и к государственной политике в отношении культурного наследия. Культура была и остается историческим наследием. Она включает те аспекты прошлого, которые в измененном виде продолжают жить в настоящем. Культура выступает как феномен активного социального воздействия на общественную практику, выражая сущностные интересы человечества, и является одной из важнейших сфер постижения человеческого бытия.

Культурное наследие всегда рассматривается с точки зрения возможностей его практического применения соответствующими социальными группами (классами, нациями и т.д.), целыми поколениями людей, поэтому в процессе культурного наследования что-то сохраняется и используется, а что-то изменяется, критически пересматривается или полностью отбрасывается.


Поскольку развитие идет от прошлого к настоящему и от настоящего к будущему, постольку в обществе всегда, с одной стороны, живут традиции, в которых сконцентрирован опыт предшествующих поколений, а с другой — происходит рождение новых традиций, представляющих собой квинтэссенцию опыта, из которого будут черпать знания грядущие поколения.

В каждую историческую эпоху человечество критически взвешивает доставшиеся ему в наследство культурные ценности и дополняет, развивает, обогащает их в свете новых возможностей и новых задач, встающих перед обществом, в соответствии с потребностями определенных социальных сил, решающих эти задачи в плане как научно-технического, так и социального прогресса.

Таким образом, культурное наследие не есть нечто неизменное: культура любой исторической эпохи всегда не только включает культурное наследие, но и творит его. Возникающие сегодня культурные связи и создаваемые культурные ценности, вырастая на почве определенного культурного наследия, завтра сами превратятся в составную часть культурного наследия, доставшегося новому поколению. Повсеместный подъем интереса к памятникам истории и культуры требует понимания сущности культурного наследия во всех его связях и опосредованиях, внимательного к нему отношения.

Согласно Основам законодательства Российской Федерации о культуре, культурное наследие народов Российской Федерации — материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию [5].

Одной из важнейших детерминант развития культуры является идеология, которая выражает социально-классовые характеристики тех или иных элементов культуры. Она выступает тем социальным механизмом, посредством которого какая-либо социальная общность подчиняет себе культуру и через нее выражает свои интересы. Идеологическое воздействие приводит к соответствующей государственной политике в области культуры, выражающейся в ее институционализации (создание в обществе системы образования, библиотек, университетов, музеев и т. п.).

Один из парадоксов сегодняшней культурной ситуации — сосредоточение инициативных, ярких, талантливых подвижников культуры на одном берегу культурной жизни общества, а средств, зданий, юридических прав в лице учреждений и органов культуры — на другом.

Итогом этого противостояния становится социальный заказ, который является важным регулятором не только конституирования памятников, но и их сохранения. Это заказ общества, скорректированный с учетом исторических и культурных традиций, государственных приоритетов.

Особенно результативно проявление общественного интереса в деле защиты историко-культурного наследия как неотъемлемой части экологии культуры, на основе которой не только формируется общественное мнение, но и осуществляются охранные мероприятия. Тем самым, сохранение культурного наследия становится гражданским действием, в котором народ принимает самое деятельное участие.

Общественный интерес и социальный заказ влияют на создание представления о том, что является памятником истории и культуры в масштабах населенного пункта, региона, страны в целом. Таким образом, учитываются предпочтения, сложившиеся у различных народов и национальных групп.

С одной стороны, советское правительство принимало меры по спасению объектов, имевших историческое и культурное значение. С другой стороны, кампания помощи голодающим 1921–1922 гг. носила ярко выраженный политический и антицерковный характер. Было принято решение провести в каждой губернии неделю агитации за сбор церковных ценностей, причем ставилась задача — придать этой агитации форму, чуждую всякой борьбе с религией, а целиком направленную на помощь голодающим.

К примеру, по Екатеринбургу и уезду с начала изъятия до 2 июня 1922 г. в губфинотдел поступило: серебра и камней — 168 пудов 24 фунта, меди — 27 фунтов, золота с камнями и без камней — 4 фунта. По уездам Екатеринбургской губернии церкви лишились 79 пудов серебра и камней и 8 фунтов золота [10].

По официальной статистике (обратим внимание, что источник относится к 1932 г.) в итоге изъятия ценностей по стране советское государство получило около 34 пудов золота, около 24000 пудов серебра, 14777 алмазов и бриллиантов, более 1,2 пудов жемчуга, более пуда драгоценных камней и других ценностей [6]. Можно с уверенностью сказать, что количество изъятых предметов было намного больше.

В ходе проводимых мероприятий, грубых нарушений законодательства и нормативных документов храмы потеряли то, что создавалось русскими мастерами нескольких поколений. Провозгласив целью строительство демократического бесклассового общества, идеологическое противоборство было доведено до гибельного абсурда, приведшего к отрицанию общечеловеческих духовных ценностей. Охрана памятников в стране была поставлена под жесткий контроль путем создания единой государственной централизованной всеохватывающей системы руководства научными, музейными, краеведческими учреждениями.

Массовая продажа культурных ценностей с конца 1920-х гг. была закономерна, так как она являлась отражением менталитета советского общества того периода и его отношения к дореволюционному историческому прошлому.

В ходе атеистической пропаганды и антирелигиозного похода были закрыты, снесены, переоборудованы под хозяйственные нужды тысячи церквей, часовен, монастырей, а также была уничтожена находившаяся в них церковная утварь. В качестве примера можно привести протокол заседания комиссии по закрытию церквей в Свердловске от 5 апреля 1930 г.: из 15 рассмотренных объектов к слому были приговорены 3, остальные же должны были быть приспособлены под библиотеку, клуб пионеров, санитарно-просвети-тельную выставку, детские ясли, столовую и т. д. Еще одни пример: закрытый в 1921 г. храм Верхотурского мужского монастыря после кратковременного использования под клуб военных пехотных курсов был в 1922 г. употреблен в качестве ссыпного пункта, а затем и вовсе заброшен.

В итоге, система охраны памятников была разрушена как лишняя, ее подменила монументальная пропаганда, принявшая вскоре уродливые формы как по своей масштабности, так и художественности. В конце 1920-х – 1930-е гг. восторжествовал нигилистический подход к творениям прошлого. За ними не признавалось уже никакой духовной ценности для строителей социалистического общества. Так, памятники многовековой истории и культуры народа превратились в источники поступления средств и цветного металла, использовались в хозяйственно-бытовых целях без учета их историко-культурной ценности.

Охрана памятников — это борьба за правильное понимание истории, за общественное сознание широких народных масс, населяющих историко-культурное пространство.

Любопытно, что это положение теоретически не подвергается сомнению и сегодня. В центральной и местной печати широко обсуждаются недостатки, до сих пор имеющие место в работе по сохранению архитектурных памятников истории и культуры. В особенности подвергаются критике (и очень резкой) встречающиеся факты пренебрежительного отношения к уникальным сооружениям прошлого. Ущерб, наносимый памятникам старины и их охране, в какой бы форме он ни проявлялся — в результате ли безнадзорности, в виде ли прямого уничтожения сооружений прошлого, путем ли эстетического унижения, — это ущерб, наносимый национальной культуре народа.

В обществе, разделенном на социальные слои, где нет единства взглядов на историю и общественные процессы, всегда присутствуют различные подходы к сохранению историко-культурного наследия, поскольку оно обладает познавательными и воспитательными функциями.

Памятники истории и культуры наделены познавательными функциями, так как они являются материализованными фактами прошедших исторических событий или несут на себе следы воздействия исторических событий. Вследствие этого памятники содержат в себе определенную историческую информацию (или эстетическую, если являются художественными произведениями). Таким образом, памятники истории и культуры являются источниками исторических и эстетических знаний.

Воспитательными функциями памятники наделены потому, что, обладая наглядностью и высокой аттрактивностью, они являются источником сильного эмоционального воздействия. Эмоциональные ощущения вместе с исторической и эстетической информацией активно влияют на формирование знаний и социального сознания личности. Сочетание этих двух качеств делает памятники мощным средством педагогического воздействия, формирования убеждений, мировоззрения, мотивации действий и, в конечном итоге, одним из факторов, определяющих общественное сознание и поведение.

Общественный интерес к памятникам истории и культуры является одной из форм вечного стремления человека к поиску высшего начала, универсальной меры. Отсюда следует, что интерес к традициям есть проявление духовного начала личности, ее стремление к обогащению собственной культуры и культуры общества в целом. Этот интерес проецируется главным образом в плоскости сохранения и потребления культурного наследия.

Многослойность такого общественного интереса очевидна. Она произрастает из множества целей, преследуемых людьми, вступающими в контакт с культурным наследием.

Укажем на некоторые из этих целей: познать прошлое (приобщиться к истории); чувственно воспринять опыт и жизнь предшествующих поколений; получить эстетическое и эмоциональное удовлетворение от знакомства с историко-культурными объектами; удовлетворить естественное любопытство и любознательность. Более серьезные цели: хранить память, осваивать и передавать традиции прошлого, защищать историко-культурное наследие как неотъемлемую часть экологии культуры.

Сегодня много говорят и пишут о возрождении России, но каждый понимает его по-своему. Необходимо определиться в отношении к своему историко-культурному наследию, понять, что может быть востребовано в нынешней ситуации, уяснить соотношение традиций и новаций на российской почве, определить их оптимум. Историко-культурное наследие тесно взаимосвязано с исторической памятью как особым механизмом, системой сохранения и трансляции в общественном сознании важнейших событий, явлений, процессов истории, деятельности выдающихся исторических личностей. Однако историческая память — явление не только интеллектуальное и нравственное. Она, кроме всего прочего, воплощается в материальных результатах человеческой деятельности, которые, увы, имеют свойство гибнуть.

Таким образом, в последнее время особое значение приобретает разумная и реалистическая культурная политика, продуманная стратегия развития культуры. Цель культурной политики — сделать жизнь людей духовно богатой и многогранной, открыть широкий простор для выявления их способностей, обеспечить возможности приобщения к культуре и разнообразным формам творческой деятельности. В центре политики — человек.

В рекомендациях об участии и роли народных масс в культурной жизни, принятых ЮНЕСКО, сказано, что основная задача современной культурной политики состоит в том, чтобы предоставить в распоряжение максимально большего количества лиц комплекс средств, способствующих духовному и культурному развитию. Перед культурной политикой стоит задача — обеспечить интеллектуальный прогресс, с тем, чтобы его результаты стали достоянием каждого человека и гармонизировали культурные отношения людей.

Нельзя не признать необходимость возрождения национального достоинства, уважения к собственным традициям как важнейшей задачи государственной культурной политики. В качестве первого шага в этом направлении можно рекомендовать расширение доступа к подлинной культуре и образованию для широких групп населения. Пока же движение идет в обратном направлении — уменьшается сектор бесплатного образования, сокращаются контакты населения с культурой, происходит широкомасштабная вестернизация духовной жизни России — через телевидение, радио, киноэкран, образование, язык, одежду и т. д.

Одной из главных причин неразберихи является, на наш взгляд, то, что большевистская, а затем и коммунистическая идеология отменила всю предшествующую культуру. Нынешнее безвременье как раз и обусловлено потерей ценностных, культурных ориентиров.

Наверное, достаточно причин для того, чтобы понять, что ценностям культуры еще только предстоит приобрести статус истинных в общественном сознании.

Культура каждого народа существует и проявляет себя как культурное наследие и культурное творчество. Отнимите одно из слагаемых — и народ лишится возможности дальнейшего развития. Культурное наследие народа является критерием его национального самосознания, а отношение народа к собственному культурному наследию оказывается самым чувствительным барометром его духовного здоровья и благополучия.

Приоритетами правового обеспечения государственной культурной политики являются создание новых возможностей приобщения к культуре субкультурных групп населения и ликвидация разрыва между элитарной и массовой культурой на основе правовых гарантий социальной защищенности всех создателей культурных ценностей независимо от культурно-образовательного уровня и социально-демографических характеристик.

Да, нам оставлены величайшие художественные ценности. И памятники эти — наша слава и гордость вне зависимости от первоначального культового их назначения. Подобно античным храмам и соборам готики они — общечеловеческое достояние.

Не сами собой рушатся вековые своды. Их губят равнодушие и невежество. Чьи-то руки подписывают приказ, чьи-то руки закладывают динамит, кто-то невозмутимо, бестрепетно созерцает все это и проходит мимо. Хочется отметить: в деле охраны памятников, нашей национальной гордости и славы, нет и не может быть посторонних. Забота о прошлом — наш долг, человеческий и гражданский.

Культурная политика фактически формирует жизненное пространство, в котором живет, действует и творит человек. Таков процесс взаимодействия: политика заинтересована в культуре как средстве очеловечивания ее прагматических решений, а культура заинтересована в политике как связующем звене с жизнью человека и общества.

Культура всегда приобретается дорогой ценой. Да, не сохранилось многое, что сегодня, безусловно, было бы признано культурным наследием. Но правомерно ли говорить в таком случае о катастрофической утрате культурного наследия?

Новый подход к пониманию ценности памятников истории и культуры должен в известной мере снять стресс, возникающий при мысли об утраченном наследии. Движение в поддержку экологии культуры с каждым днем нарастает, что обеспечивает возможность действенного контроля со стороны общественности за сохранением культурного наследия. И, наконец, человеческий фактор, которому ныне уделяется первостепенное значение, становится истинным гарантом активизации общественного интереса к памятникам истории и культуры во всем их многообразии и неповторимости.

Историческая преемственность развития культуры, воплощенная в памятниках, и осознание живой их связи с современностью, являются главными побудительными мотивами общественного движения в защиту культурного наследия. Памятники истории и культуры являются носителями определенного исторического смысла, свидетелями народной судьбы, а значит, служат воспитанию поколений, пресекая национальное беспамятство и обезличивание.

Библиографический список

1. Баллер Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие. М., 1987.

2. Волегов Ю.Б. Состояние правового обеспечения в сфере культуры и в системе Министерства культуры Российской Федерации // Ориентиры культ. политики. 1993. № 1.

3. Декларация Мехико по политике в области культуры // Культуры: Диалог народов мира. ЮНЕСКО, 1984. № 3.

4. Диагностика социокультурных процессов и концепция культурной политики: Сб. науч. тр. Свердловск, 1991.

5. Закон Российской Федерации от 9 декабря 1992 г.: Основы законодательства РФ о культуре. Разд. I. Ст. 3.

6. Кандидов Б. Голод 1921 года и церковь. М., 1932.

7. Куманов Е. Мысли художника. Наброски в тревожных тонах // Архитектура и стр-во Москвы. 1988. № 3.

8. Мосякин А. Продажа // Огонек. 1989. № 7.

9. Просвещение на Урале. 1930. № 3–4.

10. Центр документации общественных организаций Свердловской области, ф. 76, оп. 1, д. 653.

Источник

Лишь недавно учреждения культуры по всему миру осознали необходимость донести до самой широкой аудитории, включая политиков, идею о том, насколько важна защита культурного наследия для качества повседневной жизни людей. Зачастую наше восприятие культуры столь непосредственно, что мы принимаем культурное наследие как должное, не отдавая себе отчета в том, насколько оно хрупко и подвержено разного рода угрозам, исходящим от природы и людей. К их числу относятся: бесконтрольная коммерческая деятельность, вечный недостаток средств, необходимых для сохранения и поддержания памятников культуры, а также - безразличие, когда сохранение культурного наследия рассматривается как второстепенная задача.

Содержание

Введение
1. Наследие, сохранение наследия
2. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия
3. Критерии оценки угрозы памятников всемирного культурного наследия
4. Примеры включения объектов в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой
5. Положительные примеры работы Комитета всемирного наследия
6. Туризм как средство помощи памятникам всемирного культурного наследия
Заключение

Работа состоит из 1 файл

Проблемы сохраниния памятников всемирного культурного наследия.docx

4. Примеры включения объектов в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой

Город Бам, Исламская Республика Иран. Древняя крепость и окружающий ее культурный ландшафт иранского города Бам, где в результате землетрясения в декабре 2003 года погибло 26 тысяч человек, была в 2004 году включена одновременно в Список всемирного наследия и в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой. Для спасения культурного наследия этого разоренного города прилагаются значительные международные усилия.

Долина Бамиан, Афганистан. Этот культурный ландшафт в 2003 году внесен одновременно в Список всемирного наследия и в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой. Состояние объекта является крайне уязвимым, если учесть, что он был заброшен и пострадал от военных действий и взрывов динамита. Некоторые части объекта до сих пор недоступны из-за установленных там противопехотных мин. По просьбе правительства Афганистана ЮНЕСКО координирует международную деятельность по защите и восстановлению культурного наследия Афганистана, прежде всего находящегося в Бамиане.

Долина Катманду, Непал. Уникальное наследие и архитектура городов Катманду, Патана и Бхактапура серьезно пострадали в результате неконтролируемого роста этих городов. Объект состоит из 7 групп памятников, которые со времени внесения объекта в 1979 году в Список всемирного наследия подверглись значительным изменениям, что нарушило аутентичность и целостность объекта в целом. По этой причине в 2003 году объект был переведен в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой. Сегодня ЮНЕСКО сотрудничает с властями Непала, помогая им в разработке долгосрочного плана управления для сохранения оставшихся уникальных ценностей объекта и принятия мер по исправлению последствий незаконного строительства.

Исторический город Забид, Йемен. Уникальное архитектурное и историческое наследие Забида в последние годы значительно оскудело: 40% городских построек было заменено на бетонные здания. В 2000 году по просьбе государства Забид был включен в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой. ЮНЕСКО оказывает содействие местным властям в разработке стратегического плана сохранения города.

Город Самарра, Ирак. Архитектурные памятники эпохи Аббасидов (руины сорока двух дворцов, четыре соборные мечети, мавзолей трёх халифов, останки заброшенного северного города в форме восьмиугольника) являются объектами всемирного наследия. Внесены в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой, в 2004 году. Постройки находятся в плохом состоянии.

Бамианские статуи Будды, Афганистан. Две знаменитые статуи Будды в 2001 году разрушены талибами. В 2003 году ЮНЕСКО включила все окрестные памятники (сохранившиеся и разрушенные) в список Всемирного наследия и одновременно в список находящихся под угрозой. В 2007 году была совершена ещё одна приписываемая талибам атака, повредившая меньшую статую высотой 7 метров.

Многие общественные организации и ЮНЕСКО серьезно озабочены судьбой памятников, находящихся в Ливии, из-за военных конфликтов в стране. К тому же, одержавшим победу повстанцам нет до них никакого дела. На территории Ливии на данный момент располагается пять памятников Всемирного наследия, оставшихся от древних цивилизаций прошлого. Дела хуже всего обстоят с древним городом Лептис-Магна, ведь его руины располагаются всего в 135 километрах от Триполи. Этот город, за его уникальную планировку, издавна называют "Римом в Африке". А сейчас его не охраняет абсолютно никто и ничто, кроме инициатив ЮНЕСКО.

5. Положительные примеры работы Комитета всемирного наследия

Чаще всего Комитет всемирного наследия и государства – стороны Конвенции при содействии экспертов ЮНЕСКО и других партнеров находят решение проблемы раньше, чем она вырастает до размеров, угрожающих сохранности объекта.

Пирамиды Гизы, Египет. В 1995 году пирамиды оказались под угрозой в связи с проектом строительства вблизи Каира скоростной трассы. Строительство могло нанести серьезный ущерб этому археологическому объекту. В результате переговоров, проведенных с правительством Египта, было предложено несколько альтернативных решений. Это позволило изменить первоначальный спорный проект.

Археологические памятники в Дельфах, Греция. На момент номинирования этого объекта в 1987 году в стадии разработки находился план постройки недалеко от объекта алюминиевого завода. Правительство Греции попросили найти под строительство другое место, что и было сделано. Дельфы по праву заняли свое место в Списке всемирного наследия.

Ангкор, Камбоджа. На территории археологического парка Ангкор, одного из важнейших археологических объектов Юго-Восточной Азии, расположены величественные развалины столиц Кхмерского государства IX – XV веков. В 1993 году отдел культурного наследия ЮНЕСКО в тесном сотрудничестве с Центром всемирного наследия приступил к выполнению амбициозного проекта по сохранению и развитию этого исторического объекта. Основными проблемами были незаконные раскопки, мародерство и фугасные мины. Комитет всемирного наследия, получив сведения о том, что эти угрозы более не существуют, и что масштабные действия под руководством ЮНЕСКО, направленные на защиту и восстановление объекта, увенчались успехом, в 2004 году исключил Ангкор из Списка всемирного наследия, находящегося под угрозой.

Храмовый комплекс Боробудур, Индонезия. Международная кампания по восстановлению этого известного буддийского монастыря, датируемого VIII – IX веками, началась в 1972 году. Заброшенный в 1000 году монастырь постепенно скрыла от людских глаз тропическая растительность, и он вновь был обнаружен только в XIX веке. При активном участии Японского доверительного фонда сохранения всемирного культурного наследия и других партнеров реставрация Боробудура была успешно завершена в 1983 году.

Старая крепость в Баку, Азербайджан. Являясь выдающимся, редким примером средневековой архитектуры, возникшим на пересечении множества различных культур региона, город-крепость Баку был серьезно поврежден во время землетрясения в ноябре 2000 года, испытал все возрастающее негативное влияние городского развития, подвергся сомнительным реставрационным работам при отсутствии охранной политики. Как следствие, в 2003 году объект был включен в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой. С этого момента ЮНЕСКО совместно с государством-стороной и консультативными органами работает над планом действий по сохранению объекта и сотрудничает с заинтересованными сторонами по вопросам координации охранных мероприятий. В 2009 году данный памятник был выведен из списка нуждающихся в защите по причине улучшения обстановки.

6. Туризм как средство помощи памятникам всемирного культурного наследия

Включение объекта в Список всемирного наследия способствует распространению информации о нем и повышению внимания к объекту и его выдающимся качествам. Активизируется разного рода допустимая на объекте деятельность, возрастает поток туристов. При правильном планировании и организации работы на основе принципов устойчивого туризма это может стать важным источником доходов и принести выгоду и объекту, и местной экономике.

К сожалению, многие объекты всемирного наследия нуждаются в финансовой поддержке, подготовленном персонале для надлежащего управления туристической деятельностью, с тем, чтобы она способствовала долгосрочному сохранению объекта. Требуются соответствующая стратегия, оценка влияния на окружающую среду и постоянный мониторинг. Чтобы помочь администрации объектов решить эти сложные задачи, Комитет всемирного наследия в 2001 году приступил к реализации программы всемирного наследия по устойчивому туризму.

Программа определяет 7 основных направлений деятельности, которая расширяет возможности объектов всемирного наследия сохранить свои ресурсы путем развития устойчивого туризма:

1. увеличение возможностей объектов по управлению туристической деятельностью, в первую очередь путем разработки менеджмент- плана по устойчивому туризму;

2. обучение местного населения в областях, связанных с туризмом, с тем чтобы местные жители могли принимать участие в работе и получать доход от туристической деятельности;

3. помощь в продвижении соответствующей местной продукции на местном, национальном и международном уровне;

4. повышение общественной осведомленности и воспитание чувства гордости у местного населения посредством проведения социально ориентированных кампаний по сохранению объекта;

5. увеличение расходов на охранные нужды объекта за счет доходов от туризма;

6. обмен знаниями и опытом с персоналом других объектов и охраняемых территорий;

7. содействие осознанию туристическим сообществом необходимости защищать всемирное наследие, его ценности и принципы.

Центр всемирного наследия активно помогает администрации объектов в проведении перечисленных мероприятий по развитию устойчивого туризма.

Проблема сохранения и охраны историко-культурного наследия всегда была актуальна. В последние десятилетия возросло понимание ее значения, сделано немало эффективных шагов для признания значимости проблем охраны, использования культурного наследия на национальных уровнях.

Сегодня ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что культурные ценности – это важнейший элемент общения, взаимопонимания и взаимосближения народов. Они выступают главным критерием поддержки духовности и неразрывной связи поколений, объединяют их в единую цепь исторического развития. Каждый объект историко-культурного назначения, каждое произведение искусства, памятники культуры – все они являются звеном исторического целого и в своем историческом и культурном значении едины и неповторимы. Их утрату возместить невозможно.

К проблемам сохранения культурного наследия человечества следует отнести:

Гост

ГОСТ

Понятие "культурное наследие"

Под термином культурное наследие понимается совокупность культурных достижений общества, культурно-исторический опыт, имеющий какое-либо значение для общества и сохраняющийся в социальной памяти. Культурное наследие – это непреходящая совокупность ценностей, которые сохраняют свою актуальность вне времени и пространства. Культурное наследие переходит от поколения в поколение, от эпохи к эпохе. Материальные и духовные ценности, созданные предыдущими поколениями, несут в себе важность не только для сохранения культурно-исторической памяти, но и культурного и природного генофонда страны. Так, для каждой культуры чрезвычайно важны народные традиции и преемственность, без которых не будет культурного многообразия мира.

Каждая культура характеризуется традиционностью и новаторством. Традиции сохраняют уникальное лицо культуры, а новации позволяют культуре развиваться.

Понятие культурного наследия включает в себя также и выработку традиций, направленных на сохранение культурной памяти.

Классификация памятников культурного наследия

Сегодня благодаря научной разработке проблемы культурного наследия выведена классификация памятников культурного наследия. Среди памятников культурного наследия выделяются:

  • материальные памятники;
  • духовные памятники.

К материальным памятникам относятся объекты архитектуры, истории, градостроительства, археологии, монументального искусства, природы и так далее, которые несут в себе культурно-историческую ценность.

К духовным памятникам относятся верования, обычаи и обряды, формы народного художественного искусства, народные ремесла, различные формы хозяйственной деятельности, традиции, технологии и другое.

Культурное наследие как проблема государственного уровня

Готовые работы на аналогичную тему

Охрана и освоение культурного наследия – это задача входит в число приоритетных задач государственной политики всех культурно развитых стран. На государственном уровне создаются и поддерживаются музеи, библиотеки, архивы, финансируются частные проекты, направленные на сохранение и транслирование культурного наследия. Также государством организовываются всевозможные зоны охраны культурного наследия, культурные мероприятия, народные праздники, выставки и прочее посредством деятельности различных общественных организаций. Самой известной и значительной такой организаций является ЮНЕСКО.

Таким образом, ценности и смыслы прошлого и все то, что оставлено нам прошлыми поколениями, органически включено в новую культуру. И уже в новой культуре путем переосмысления, трансформирования рождается что-то новое, значимое, но сугубо национальное и уникальное. Самое важное и ценное из этого в дальнейшем также обретет бессмертность и будет передаваться от эпохи к эпохе, и, возможно, выйдет за рамки национального достояния, что будет забыто.

Значение сохранения культурного наследия

Ценности и смыслы прошлого должны сохраняться и постоянно транслироваться, чтобы каждое новое поколение могло жить и культурно развиваться.

Сегодня необходимо не только сохранять культурное наследие, но и восстанавливать. Это касается тех форм традиционного народного творчества, которые либо полностью утрачены, либо полузабыты. Такая проблема наблюдается в странах (Россия не является исключением), где социокультурная политика ориентирована на новаторство и нововведения. Ярким примером тому может служить западная культура, где каждая культурная эпоха строилась на сломе и забвении культурных достижений прошлого. Россия в этом смысле не является исключением. Для нашей страны это характерно в меньшей степени, но резкая смена политических режимов также способствовала нарушению культурной преемственности. Менее подвержены этому страны с восточным типом культуры, так как на Востоке особое внимание уделяется традициям.

Культурные традиции – это фундамент, на котором может существовать и развиваться общество. Культурное наследие, которое непрерывно переходит из поколения в поколение и сохраняется в течении длительного времени составляет основу культуры нации, ее самобытность и уникальность.

Но культурное наследие – это не только определенное национальное достояние. Значение культурного наследия намного шире и мыслится как общечеловеческая память, хранилище накопленного поколениями и упорядоченного опыта.

В заключении следует сказать, что культурное наследие это не только национальный культурный опыт. Это главный способ существования культуры. Каждый человек за всю свою жизнь может освоить и перевести в свой внутренний мир лишь малую долю от всего объема культурного достояния планеты. После него культурное наследие остается для других поколений, откуда они также черпают смыслы, идеи, ценности, необходимые им для полноценной жизни. Поэтому культурное наследие – это достояние всех людей, всего человеческого рода, которое необходимо сохранить. Сохранение культурного наследия – это естественно и необходимо, как сохранение природы.

Читайте также: