Классификация звуков языка доклад

Обновлено: 19.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ООО Учебный центр

Реферат по дисциплине:

Практическая фонетика английского языка

Данилецкая Оксана Сергеевна

Москва 2017 год

Любой язык существует в письменной и устной форме. Письмо является лишь условным отображением звуковой формы языка, а для общения прежде всего необходимо овладеть устной (звуковой формой), его фонетическим строем (системой звуков, ударением, интонацией). Изучением фонетического строя языка занимается фонетика.

Звуковой состав языка постоянно подвергается изменениям, в то время как написание слов изменяется очень медленно. Именно поэтому в английском языке существует несоответствие звукового и буквенного составов слов. Считается, что данное несоответствие является одной из основных трудностей при изучении английского, однако, все трудности можно преодолеть, если иметь желание и не бояться трудностей.

Фонетика - это категория языкознания, которое изучает звуковое строение английского языка. Все звуки можно поделить на две категории:

1. Гласные - во время произнесения для воздуха не создается никакой преграды. При этом давление минимальное.

2. Согласные - горловой тракт сужается, полностью или частично блокируя поток воздуха. Он преодолевает препятствия, тем или иным образом изменяя свое направление.

На письме все звуки отображаются с помощью фонетической транскрипции - особого способа передачи звуков, при котором для каждого из них существует свой письменный символ. Транскрипция абсолютно точно передает все особенности звучания, демонстрирую долготу и ударение.

Также следует отметить, что в английском языке слова могут стоять в сильной или слабой форме. Когда на слово падает ударение, то считается, что оно в сильной форме. Если же слово не ударное, то оно, соответственно, стоит в слабой форме. Зачастую в слабой форме выступают союзы, местоимения и предлоги. К примеру, в предлоге of звук [ɒv] - сильная форма, а звук [əv] - слабая форма. Почти во всех случаях появление слабой формы объясняется заменой ударного гласного в сильной форме на безударный [ə], во всех же других случаях - звук сокращается. В транскрипциях всех учебников по английскому языку звуки отображены в сильной форме, ибо, зная сильную форму звука, можно достаточно легко превратить ее в сильную форму.

1. В английском языке звуки никогда не смягчаются, а всегда произносятся твердо.

2. Звуки не удваиваются, к примеру, слово running произносится как [ˈrʌnɪŋ].

Английский язык, в отличие от русского, имеет обширную систему гласных звуков, поэтому носители русского языка испытывают трудности при произнесении и узнавании в речи английских гласных, что порой приводит к смешению значений слов. Например, man (мужчина) [mæn] – men (мужчины) [men].

В английском языке существует деление на долгие и краткие гласные, замена долгого звука кратким и наоборот может привести к смешению значений слов. Например, sick [sık] (больной) – seek [sı:k] (искать).

В русском языке звуки делятся на гласные и согласные, в английском языке помимо гласных, которые одинаковы на своем протяжении, имеются дифтонги (гласные, состоящие из двух элементов). Например, rain (дождь) [reın].

На конце слова английские звонкие согласные никогда не оглушаются. Например, send (посылать) [send].

В английском языке, в отличие от русского, преобладают односложные и двухсложные слова. Например, bad, take, cat, left, seven, mother.

Понятие звука и его фонетическая классификация в русском и английском языках.

Звук – это результат колебаний звучащего физического тела в среде, передающей эти колебания органам слуха. При этом звук обладает такими физическими характеристиками, как высотой, силой, тембром, длительностью. В таком качестве звук способны производить различные объекты и человек. Чтобы стать звуком речи, звук как акустическое явление должен быть произведён органами речи (артикуляции) человека и являться частью фонологической системы того или иного языка. Фонема как термин звуковой единицы был введён в науку в 70-е годы XIX века для различения общего понятия и реально произносимого звука. Фонема – это наименьшая значимая частица языка, которая выделяется только в составе морфем, т.е. единиц более высокого уровня.

Классификация звуков речи. Первичное деление звуков осуществляется по артикуляционному признаку на гласные и согласные.

Алфавит русского современного языка насчитывает 33 буквы:
Аа Бб Вв Гг Дд Ее Ёё Жж Зз Ии Йй Кк Лл Мм Нн Оо Пп Рр Сс Тт Уу Фф Хх Цц Чч Шш Щщ Ъъ Ыы Ьь Ээ Юю Яя.

(Фактически, алфавит из 33 букв используется с 1918года, а официально с 1942 года)

Также русский язык насчитывает 42 звука:

6 гласных звуков: [а] [и] [о] [у] [ы] [э]
36 согласных звуков: [б] [бь] [в] [вь] [г] [гь] [д] [дь] [ж] [й] [з] [зь] [к] [кь] [л] [ль] [м] [мь] [н] [нь] [п] [пь] [р] [рь] [с] [сь] [т] [ть] [ф] [фь] [х] [хь] [ц] [чь] [ш] [щ].

Для обозначения звуков часто используют символы, обозначающие буквы алфавита, называемые транскрипцией.

Для всех гласных русского языка характерно наличие голоса, а их артикуляция обусловлена вибрацией голосовых связок и свободным проходом вдыхаемого воздуха через ротовую полость.

Гласные звуки с точки зрения артикуляции различаются по степени подъёма языка (нижний, средний и верхний), месту подъёма, называемому рядом (передний, средний и задний), и участию губ в звукообразовании (лабиализированные и нелабиализированные).

Гласные можно различать по следующим признакам:

по ряду (положению языка в горизонтальной плоскости): передний, средний (смешанный, центральный) и задний ряд:

гласные переднего ряда: [и] [э];

гласные среднего ряда: [ы] [а];

гласные заднего ряда: [у] [о];

по степени подъёма языка к нёбу (его положению в вертикальной плоскости): верхний, средний и нижний подъём:

гласные верхнего подъема: [и], [ы], [у];

гласные среднего подъема: [э], [о];

гласные нижнего подъема: [а];

по наличию или отсутствию лабиализации, т.е. степени участия губ: огубленные (лабиализованные) и неогубленные (нелабилизованные) гласные:

гласные лабиализованные: [у], [о];

гласные нелабиализованные: [и], [ы], [э], [а].

Согласные звуки делятся по звуковому составу (наличие голоса и шума) на шумные и сонорные (без шума или со слаборазличимым шумом), шумные также делятся на звонкие (с голосом) и глухие (без голоса), сонорные звонкие, но есть глухие аллофоны (см. прил.3)

Письменность на английском языке появилась примерно с 5 века. В настоящее время английский алфавит насчитывает 26 букв 44 звука.

В зависимости от своего положения в слове одна и та же буква может читаться как несколько разных звуков. Для того чтобы точно передать произношение слов, пользуются транскрипцией, так называемой фонетической транскрипцией, т.е. каждому звуку соответствует один определенный значок.

В английском языке 20 согласных букв:

Bb Cc Dd Ff Gg Hh Jj Kk Ll Mm Nn Pp Qq Rr Ss Tt Vv Ww Xx Zz

Эти буквы обозначают 24 согласных звука:

В английском языке 5 гласных букв: Aa Ee Ii Oo Uu

Буква ‘Yy’ считается полугласной.

Гласные буквы передают 20 гласных звуков:

12 монофтонгов (гласных, одинаково звучащих на всем своем протяжении):

8 дифтонгов (гласных, состоящих из двух элементов):

2 трифтонга (гласных, состоящих из трех элементов):

Долгота гласного (монофтонга) обозначается в транскрипции двумя вертикально расположенными точками: [:]. Дифтонги и трифтонги являются долгими гласными по определению.

При произношении английских гласных очень важно сохранять их долготу или краткость, т.к. замена краткого гласного долгим может исказить значение слова:

full [ful] полный – fool [fu:l] глупец

ship [ʃip] корабль – sheep [ʃi:p] овца .

Английский и русский языки относятся к разным ветвям индоевропейской семьи языков, и поэтому отличий в их фонетическом строе довольно много.

Рассмотрим наиболее характерные различия между звуковыми системами английского и русского языков.

1. В русском языке двадцать одна согласная буква, десять гласных букв и два знака - ь, ъ.
В английском языке – двадцать согласных букв, шесть гласных букв (буква Y может передавать и гласный и согласный звуки).

2.В русском языке шесть гласных звуков, а в английском - двадцать два.

3.В русском языке отсутствует деление гласных звуков по признаку долготы, в то же время в английском языке долгота и дифтонгизация монофтонгов является отличительной чертой.

4.Дифтонг, т.е. двугласный звук - сочетание двух гласных элементов, произносимый слитно посредством скользящей артикуляции, без паузы, в пределах одного ударного слога. Первый звук, называемый основным элементом или ядром дифтонга,- всегда ударный, второй, всегда слабый и ненапряженный, - называется скольжением. В русском языке дифтонгов нет. Есть сочетания гласных звуков, принадлежащих разным слогам, например клоун, пауза, соус. Трифтонг (трехгласный звук) - сочетание трех гласных элементов, произносимых слитно в одном ударном слоге. Их также нет. Характерны сочетания гласных со звуком (Й): дай, лей, лай, белый. Таким же способом образуются обратные сочетания звука (Й) с четырьмя гласными звуками: (ЙА) - (Я), (ЙО) - (Ё), (ЙУ) - (Ю), (ЙЭ) - (Е), которые являются алфавитным чтением соответствующих букв.
В английском языке восемь дифтонгов и два трифтонга.

5. В русском языке тридцать шесть согласных звуков. Звуки имеют и твердую, и мягкую форму; есть и только твердые - ж, ц, ш, и только мягкие- щ, й, ч. В английском языке двадцать четыре согласных звука. В произношении английских согласных звуков имеются особенности по сравнению с русским языком.

6. В русском языке звонкие согласные на конце слова и перед глухими согласными, как правило, оглушаются: рог [k], воз [c], брод [т]. В английском языке оглушения согласных не происходит. Замена звонкого согласного на парный глухой может привести к смешению слов, т.к. в английском языке есть сходные по звучанию слова, разница между которыми заключается только в произношении конечной согласной.

7. В английском языке, в отличие от русского, гласные звуки бывают

долгими и краткими.

8. Но также хочется отметить, что как и в русском, ударение в английском языке может падать на любой слог слова. В этих двух языках ударение не фиксировано правилами. Однако, существует все же такое предписание, что в заимствованных словах сохраняется ударение из исходного источника.

Итак, рассмотрев наиболее характерные различия между звуковыми системами русского и английского языков, мы пришли к выводу, что они имеют как сходства, так и различия. Различия в фонетическом строе двух языков также связаны с тем, что русский и английский относятся к разным ветвям индоевропейской семьи языков.

Описали специфику фонетической системы английского языка в сравнении с фонетической системой русского языка, и показали различия в фонетической базе английского и русского языков.

На основе классификации составляются профили звуков русского языка.

ВложениеРазмер
КЛАССИФИКАЦИЯ ЗВУКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА 21.69 КБ

Предварительный просмотр:

КЛАССИФИКАЦИЯ ЗВУКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА

Звук с акустической точки зрения – колебания частиц воздуха. Источник – колебание звуковых связок. С точки зрения артикуляции выделяют гласные и согласные звуки речи.

Артикуляция – совокупность действий органов произношения в момент звука.

По артикуляторным признакам все звуки речи делятся две групппы:

Основным критерием этого деления является наличие или отсутствие преграды в ротовой полости при их произнесении.

В русском языке 42 звука речи: 6 гласных, 36 согласных звуков

КЛАССИФИКАЦИЯ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ


Все гласные русского языка характеризуются наличием голоса (фонацией), их артикуляция обусловлена вибрацией голосовых связок и свободным проходом выдыхаемого воздуха через ротовую полость.

Тональные звуки - образующиеся голосом при почти полном отсутствии шума, что обеспечивает хорошую слышимость звука: гласные а, э, и, о, у, ы.
Различаются гласные по следующим признакам:


1. При образовании гласных к небу поднимается не весь язык, а его передняя, средняя или задняя часть. За счет этого меняется объем и форма ротовой полости.

По ряду (положению языка в горизонтальной плоскости):

  • гласные переднего ряда: [и] [э];
  • гласные среднего ряда: [ы] [а];
  • гласные заднего ряда: [у] [о];

2. По степени подъёма языка к нёбу (его положению в вертикальной плоскости): верхний, средний и нижний подъём:

  • гласные верхнего подъема: [и], [ы], [у];
  • гласные среднего подъема: [э], [о];
  • гласные нижнего подъема: [а];

3. По наличию или отсутствию лабиализации , т.е. степени участия губ: огубленные (лабиализованные) и неогубленные (нелабилизованные) гласные:

  • гласные лабиализованные: [у], [о];
  • гласные нелабиализованные: [и], [ы], [э], [а].

КЛАССИФИКАЦИЯ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

Артикуляция согласных звуков связана с наличием какой-либо шумообразующей преграды для выходящей из легких струи воздуха. Согласные русского языка различаются по следующим признакам:

1. Классификация согласных звуков по способу образования:

  • щелевые (фрикативные) [ф], [ф'], [в], [в'], [с], [с'], [з], [з'], [ш], [ж],[щ], [ j ], [ х ], [х'];
  • смычно-взрывные [п], [п'], [б], [б'], [т], [т'], [д], [д'], [к], [к'], [г], [г'];
  • смычно-щелевые (аффрикаты) [ц], [ч];
  • смычно-проходные [м], [м'], [н], [н'], [л], [л'];
  • дрожащие (вибранты) [р], [p']

Щелевые звуки - препятствие для воздушной струи в виде щели между органами артикуляции.

Смычно-взрывные - органы артикуляции образуют смычку, которая потом с шумом взрывается.

Смычно-щелевые - смычка не взрывается, а медленно переходит в щель.

Смычно-проходные - органы артикуляции образуют смычку, но для воздушной струи остается проход в другом месте.

Дрожащие - вибрирует поднятый кончик языка.

2.Классификация согласных звуков по месту образования :

  • губно-губные [п], [п'], [б], [б'], [м], [м'];
  • губно-зубные [ф], [ф'], [в], [в'];
  • переднеязычные (образуемые передней частью спинки языка, при разном положении кончика языка), кончик языка вверху - [т], [д], [н], [л], [л'], [р], [p'J, [ш], [ж], [щ], [ч]; кончик языка внизу - [т'], [д'], [н'], [с], [с'], [з], [з'], [ц];
  • среднеязычные [j];
  • заднеязычные [к], [к'], [г], [г'], [х], [х']

3. Классификация согласных звуков по степени напряжения средней части спинки языка:

мягкие: [j], [щ], [ч]- всегда мягкие; [т'], [д'], [н'], [б'], [в'], [г'], [с'], [р'] и др.;

твердые: [ш], [ж], [ц] - всегда твердые; [т], [д], [н], [б], [в], [г], [с], [р] и др

4. По положению мягкого неба (месту резонирования) согласные звуки делятся на:

По акустическим признакам выделяют:

Для определения и различения звуков речи опираются не только на их артикуляционные, но и на акустические признаки. Без опоры на эти признаки невозможно проводить работу по противопоставлению звуков на слух, необходимую для успешного усвоения детьми правильного звукопроизношения.

5. Наличие или отсутствие вибрации голосовых связок

Сонорные (звучные) - их качество определяется характером звучания голоса, который играет главную роль в их образовании, а шум участвует в минимальной степени: согласные м, м', н, н', л, л', р, р', j.

Шумные - их качество определяется характером шума - акустического эффекта от трения воздуха при сближенных или взрыве при сомкнутых органах речи:

  • звонкие шумные длительные в, в', з, з', ж;
  • звонкие шумные мгновенные б, б', д, д', г, г';
  • глухие шумные длительные ф, ф', с, с', ш, х, х';
  • глухие шумные мгновенные п, п', т, т', к, к'.

По производимому звуками акустическому впечатлению выделяют следующие подгруппы звуков :
свистящие с, с', з, з', ц;
шипящие ш, ж, ч, щ;
твердые п, в, ш, ж, ц и др.;
мягкие п', в', ч, щ и др.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Консультация "Звуки русского языка"


Какими бывают звуки русского языка?

Консультация для родителей, которая подразумевает обучение различения звуков русского языка. В помощь родителям, которые давно забыли на какие группы делятся звуки и чтобы помочь своему ребёнку .


Профили звуков русского языка в таблице 1 часть. Логопедия.

Знание профилей звуков является необходимым условием в работе учителя-логопеда. Для того,чтобы научить правильно и красиво говорить, для начала, нужно знать положение органов артикуляции. Профили.


Классификация звуков русского языка.

Классификация звуков русского языка.

Классификация звуков русского языка с учетом анатомо-физиологических особенностей их образования

Классификация звуков русского языка с учётом анатомо-физиологических особенностей их образования В образовании звуков основное участие принимают артикуляционный аппарат (активными орган.

Классификация звуков русского языка с учётом анатомо-физиологических особенностей их образования

В образовании звуков основное участие принимают артикуляционный аппарат (активными органами которого являются язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо; пассивными органами – зубы, верхняя челюсть.

Классификация звуков речи (фонем) ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

Предлагаемая здесь классификация звуков речи (фонем) основана на их артикуляционных, физиологических признаках.

Гласные и согласные как основные типы звуков речи
  • 1. При образовании (произношении) гласных звуков путь для прохождения струи выдыхаемого воздуха в речевом канале свободен, открыт, воздушная струя проходит свободно, беспрепятственно; при образовании согласных в речевом канале образуются различные преграды для воздушной струи (ср., например, произношение звуков а и б).
  • 2. Названным различительным признаком определяется различие силы выдыхаемой струи воздуха: при образовании гласных струя воздуха относительно слабая, при образовании согласных — более сильная, способная преодолеть образующуюся в речевом канале преграду. В этом можно убедиться, произнося отдельные гласные и согласные перед пламенем горящей свечи: при произнесении гласных оно колеблется значительно слабее, чем при произнесении согласных.
  • 3. Когда мы произносим гласные, напряженность речевого аппарата и сила струи выдыхаемого воздуха равномерны на протяжении всего их звучания; при произношении согласных напряженность речевого аппарата и сила воздушной струи больше в местах образования преграды и в момент ее преодоления. Это связано с необходимостью преодоления при образовании согласных препятствия, которое при образовании гласных отсутствует. (Под препятствием здесь понимается преграда, затрудняющая прохождение воздушной струи.)

Артикуляция большинства согласных звуков, а именно согласных шумных (т.е. всех согласных, кроме сонорных), отличается от артикуляции гласных также по положению голосовых связок. При образовании согласных голосовые связки менее напряжены, чем при образовании гласных, чем и объясняется преобладание шума над голосом, на что уже обращалось внимание при акустической характеристике звуков речи.

По названным выше артикуляционным признакам разные согласные звуки (разные группы согласных) отличаются от гласных в неодинаковой степени. Наиболее резко противопоставлены гласным взрывные согласные, особенно глухие (п, т, к). Менее ярко проявляются артикуляционные различия между гласными и так называемыми фрикативными, или щелевыми, шумными согласными (такими, как в, ф, х, з, с, ш). Наименее заметны указанные различия между гласными и сонорными согласными, которые по своей артикуляции приближаются к гласным; по положению голосовых связок (следовательно, и по соотношению голоса и шума) они ближе к гласным, чем к согласным; именно поэтому они могут выступать в качестве слоговых (слогообразующих) звуков, функцию которых обычно выполняют гласные (подробнее об этом говорится в § 53). На этом основании сонорные согласные иногда выделяются в особую группу звуков речи, занимающую промежуточное положение между согласными и гласными.

Классификация гласных звуков

§ 44. В артикуляционном отношении гласные звуки различаются в зависимости от работы активных органов речи, а именно: языка, губ, нёбной занавески, или (в иной терминологии) мягкого нёба.

Язык при образовании гласных может занимать разное место по отношению к передней или задней части полости рта и по отношению к нёбу. В зависимости от этого осуществляются две классификации гласных звуков: а) по месту подъема языка, или по месту образования, и б) по степени подъема языка, или по способу образования.

В зависимости от положения языка по отношению к передней или задней части полости рта, т. е. от того, какая часть спинки языка и в каком месте полости рта поднимается к нёбу, различаются гласные переднего ряда, или передние, заднего ряда, или задние, и среднего, смешанного ряда, или средние. При образовании гласных переднего ряда средняя часть спинки языка в той или иной степени поднимается к твердому нёбу, оставляя в передней части полости рта небольшой резонатор. В качестве примеров гласных переднего ряда можно привести русские и, э. При образовании гласных заднего ряда задняя часть спинки языка в большей или меньшей степени поднимается к мягкому нёбу, образуя в полости рта большой резонатор; к ним относятся, например, русские гласные о, у. При образовании гласных среднего ряда вся спинка языка высоко поднята к нёбу, в результате чего образуется резонатор в форме длинной трубы. Примером такого гласного звука может служить русский гласный ы.

В зависимости от положения языка, но отношению к нёбу, по степени его подъема, различаются гласные верхнего, высокого подъема, или верхние; нижнего, низкого подъема, или нижние; среднего подъема, или средние. При образовании гласных верхнего подъема язык находится в верхней части полости рта, максимально ограничивая пространство для прохода воздушной струи, поэтому такие гласные называются еще узкими, или закрытыми. К ним относятся, например, русские гласные и, ы, у. При образовании гласных нижнего подъема язык располагается в нижней части полости рта, в результате чего между языком и нёбом создается наиболее широкое пространство для прохода воздушной струи. В связи с этим их называют также широкими, или открытыми. В качестве примера таких гласных можно привести русский звук а. При образовании гласных среднего подъема язык слегка приподнят к нёбу, т. е. занимает положение более низкое, чем при произношении гласных верхнего подъема, и более высокое, чем при произношении гласных нижнего подъема. Такими гласными являются, например, русские э, о.

В современном русском языке, как отмечено, все гласные ртовые, т. е. носовых гласных как таковых нет; возможны лишь носовые оттенки различных гласных, возникающие под воздействием артикуляции соседних носовых согласных м, н (о чем речь пойдет ниже, в § 69). Носовые о, э употреблялись в общеславянском, древнерусском языках; в древнерусских текстах они обозначались буквами, называемыми юсами — юсом большим (носовое о) и юсом малым (носовое э) (ср., например: з? бъ (зуб), п? ть (пять)). Из современных славянских языков носовые о, э хорошо сохранил польский язык, где эти гласные обозначаются на письме, соответственно, буквами q и q (ср. некоторые примеры слов современного польского языка с данными гласными: dqb (дуб), zqb (зуб), rqka (рука), jqzyk (язык)). Употребляются носовые гласные и в других современных языках. Широко распространены они, например, во французском языке. Носовые i и и употребляются в португальском языке. В некоторых диалектах литовского языка сохранились носовые а, е, i, и, которым в литературном литовском языке соответствуют ртовые долгие гласные, обозначаемые на письме особыми знаками (a, e, i, u), например: kqsti (кусать), kqsti (терпеть), gtjsti (мостить), skqstis (жаловаться).

§ 45. Звуки речи, в том числе и гласные, различаются не только, но характеру преграды, создаваемой в речевом канале различными органами речи и определяющей объем и форму резонатора, но и в зависимости от продолжительности артикуляции соответствующего звука. Иными словами, звуки речи различаются не только качественно, но и в количественном отношении, т. е. возможны звуки краткие и долгие.

Уже говорилось о том, что долгота (длительность) звуков речи определяется разными факторами, в частности фонетическими условиями их употребления — местом словесного ударения, характером соседних согласных и др. В то же время во многих языках краткость и долгота звуков речи, прежде всего гласных, является их постоянным, неизменным признаком, различается независимо от фонетических и иных условий употребления: краткий и долгий гласные определенного качества могут употребляться в одних и тех же фонетических условиях (ср., например, в литовском языке: pilis [p'il'fs] (за?мок) и arklys [arkl'ksj (конь, лошадь)).

Краткость и долгота гласных как постоянный их признак служит средством различения значимых единиц языка, их звуковых оболочек; в таких случаях краткие и долгие гласные выступают как самостоятельные фонемы, которые фонологически (функционально) различаются в таких языках, как английский, немецкий, французский, чешский, словацкий, сербский, венгерский, финский, эстонский, литовский, латышский, киргизский, туркменский, якутский и др. Различались они в древнегреческом и латинском языках. Приведем некоторые примеры слов, в которых краткость и долгота гласных является единственным средством их различения: в латинском языке — malum (зло) и malum (яблоко), levis (легкий) и levis (гладкий); в английском — liр (губа) и leap [l'i:p] (прыжок); в чешском — pas (паспорт) и pas [pa:s] (пояс); в литовском — bukas (тупой) и biikas [bu:kas] (бук), didis (большой, великий) и dydis [d'i:d'is] (величина, размер), linas (лен) и lynas [l'i:nas] (линь), kasti (копать, рыть) и kqsti [ka:st'i] (кусать), siusti [s'ust'i] (беситься) и siysti [s'u:st'i] (посылать, отправлять), mano [mano] (мой) и mano [mamoj (думает).

В некоторых языках различается не две степени долготы гласных (краткие и долгие гласные), а три. Так, в эстонском языке наряду с краткими и долгими гласными фонематически различаются еще гласные сверхдолгие [4] .

Классификация согласных звуков

§ 46. Согласные звуки, так же как и гласные, артикуляционно различаются, главным образом, по работе активных органов речи, прежде всего языка и губ, по их положению и изменению в процессе образования звука. На этом основании осуществляется две классификации согласных звуков: 1) в зависимости от того, какой из активных органов речи и, следовательно, в каком месте образует преграду для струи выдыхаемого воздуха, т. е. по месту образования преграды, или, проще, по месту образования, и 2) в зависимости от характера преграды и способа ее преодоления, т. е. по способу образования.

По месту образования согласные звуки делятся на губные, или лабиальные, и язычные. В некоторых языках употребляются еще так называемые заязычные согласные.

Язычными называются согласные, при произнесении которых преграда образуется при помощи языка — разных его частей, в разных местах полости рта. Язычными являются все согласные русского языка, кроме губных. В зависимости от того, какая часть языка и в какой полости рта образует преграду, среди язычных обычно различаются согласные переднеязычные, заднеязычные и среднеязычные.

Переднеязычными называются согласные, при образовании которых преграда создается в передней части полости рта путем сближения передней части языка и его кончика с зубами (нижними или верхними), альвеолами или передним нёбом. К ним относится большинство язычных согласных, например русские д, т, з, с, ж, ш, ц, ч, н, р и др.

В зависимости от того, какие из перечисленных органов речи принимают участие в образовании преграды, а также от формы кончика языка, переднеязычные согласные подразделяются на разные типы, среди которых наиболее заметно различаются согласные зубные и нёбно-зубные, называемые иногда передненёбными. В русском языке нёбно-зубными являются согласные ж и ш, зубными — все остальные переднеязычные.

Смычными называются согласные, при образовании которых органами речи создается преграда в виде полной смычки (затвора). В зависимости от способа преодоления преграды воздушной струей среди смычных согласных различаются взрывные, смычно-щелевые и смычно-проходные.

Взрывные согласные, которые иногда называются также смычно-взрывными, собственно смычными, чистыми смычными, или мгновенными, — это звуки, при образовании которых создаваемая органами речи преграда в виде смычки раскрывается внезапно, мгновенно, резким толчком выдыхаемой воздушной струи. Так образуются, например, русские согласные б, п, д, т, г, к.

Во многих языках звонкие аффрикаты, так же как и глухие, употребляются в качестве самостоятельных фонем (ср., например, в польском языке: dzban [dzban] (жбан, кувшин), dzwon [dzvon] [dzvon] (звон), wiedza [v'edza] (знание), dzien' [dz'en'] (день), dziura [dz'ura] (дыра), dzokej [dzokej] (жокей), dzungla [dzungl''a] (джунгли); в литовском: dziazas [dz'azas] (джаз), dziungles [dzungl'es] (джунгли) и др.

Кроме названных переднеязычных аффрикат в некоторых языках произносятся аффрикаты губные; ср., например, в немецком языке: Apfel [apfel'] (яблоко), Pferd [pfert] (лошадь), Pfiff [pf'if](свист, свисток).

§ 47. Кроме рассмотренных артикуляционных признаков согласных (места и способа образования), при их классификации учитываются и другие признаки, например положение (поведение) голосовых связок, наличие или отсутствие дополнительной артикуляции.

В зависимости от положения голосовых связок различаются согласные звонкие и глухие. При произношении звонких согласных голосовые связки сближены, напряжены и находятся в состоянии колебания, вибрируют, в результате чего образуется голос, сопровождающий шум. К звонким относятся, например, русские согласные б, в, г, д, з и др. Когда же голосовые связки расслаблены и находятся в неподвижном состоянии, т. е. не участвуют в артикуляции, образуются глухие согласные, представляющие собой чистые шумы, например русские п, ф, к и др. Для произнесения звонких согласных требуется более сильная струя воздуха, поэтому они называются также сильными; глухие согласные произносятся при более слабой воздушной струе, поэтому их называют еще слабыми.

Большинство согласных в разных языках образуют пары по звонкости — глухости (ср., например, в русском языке: б — п, д — т, гк, зс, ж — ш). Члены таких пар различаются только положением голосовых связок и силой воздушной струи; в остальном артикуляции разных парных согласных одинаковы.

В русском языке к сонорным относятся согласные л, м, н, р и соответствующие парные мягкие (иногда к ним относят также звуки в и j), к шумным — все остальные. Среди шумных согласных есть и глухие, и звонкие; сонорные же согласные обычно являются звонкими, хотя в некоторых случаях могут произноситься как глухие, например, в конце некоторых слов (словоформ) в положении после глухих согласных: вепрь, вихрь, вопль, литр, метр, песнь, косм (родительный падеж множественного числа от косма); в повышенно-эмоциональной речи может произноситься и глухой j, например, в словоформах отдай, открой [10] .

В некоторых языках отдельные глухие сонорные согласные употребляются как самостоятельные фонемы, например глухое l в хантыйском языке, глухие носовые в эскимосском [11] .

Большинство согласных в разных языках образуют пары по твердости — мягкости (ср. произношение начальных согласных в следующих парах русских слов (словоформ): бытьбить, выть — вить, мал — мял, носнёс, пылпил и т. п. ). Некоторые согласные таких пар не образуют. Это, например, русские твердые ж, их, мягкий ч (который в определенных фонетических условиях может произноситься твердо, как, например, в положении перед твердым ш в словоформе лучше), твердые д и т в белорусском языке, эти же согласные в польском и др. Различие в положении языка при образовании твердых и мягких согласных нетрудно обнаружить произнося парные по твердости — мягкости звуки один вслед за другим.

Мягкость согласных может проявляться в разной степени. В украинском языке, например, различаются мягкие, смягченные и полусмягченные согласные [14] . В ряде языков по признаку твердости — мягкости особо выделяется так называемый полумягкий, или средний, европейский l, артикуляция которого занимает промежуточное положение между артикуляциями соответствующих твердого и мягкого согласных. Такой звук произносится, например, в немецком слове lassen [l" as: en] (заставлять, допускать), польском las [l" as] (лес) и во многих других.

§ 48. Согласные звуки, так же как и гласные, могут различаться по долготе (длительности звучания), т. е. возможны долгие и краткие согласные, что определяется продолжительностью их артикуляции, прежде всего второй ее фазы — выдержки. Обычно долгота согласных зависит от их качества (ср., например, согласные смычные взрывные и щелевые, глухие и звонкие), а также от некоторых фонетических условий их употребления, таких, как место в слове (начало, середина или конец слова), место в слоге (начало или конец слога), положение по отношению к ударению, количество (долгота или краткость) предшествующего согласного [15] . Долгие согласные часто произносятся на стыке морфем, при сочетании двух одинаковых звуков, как, например, в русских словах ввинтить, исследовать, отторгнуть, военный, тбилисский. В подобных случаях различие согласных по долготе — краткости не имеет фонологической, функциональной значимости. В то же время в некоторых языках краткие и долгие согласные различаются как самостоятельные фонемы. Такое явление имеет место в украинском, итальянском, венгерском, якутском, в некоторых дагестанских и других языках (ср., например, в итальянском: caro [karoj (дорогой) и сапе [капе] (воз), dote [dote] (приданое) и dotto [dotro] (ученый)) [16] .

Примечание. Существуют и иные классификации звуков речи, которые особенно заметно варьируются при характеристике согласных звуков [19] .


Фонетика – это раздел языкознания, рассматривающий языковой строй языка и речи. Сюда входят слоги, сочетания звуков, особенности соединения звуков в единое целое.

Фонетика изучает не только звуковой состав речи, но и языка в целом, т.е. включает как письменный, так и устный аспект. В этом разделе языкознания выделяется также фонология, которая изучается неразрывно с фонетикой – это изучение того, как звук произносится, то есть акустического артикуляционного аппарата. Исходя их этого, выделяют четыре ступени фонетического исследования:

  • Артикуляционная. Изучает то, как звук создается: какие органы артикуляционного аппарата задействованы в создании того или иного звука.
  • Акустическая. Рассматривает характеристики звука или сочетания звуков: долгота, вибрация, амплитуда и т.д.
  • Фонологическая. То, что преимущественно изучается в первом классе в разделе фонетики – фонемы и функционал звука в языке и речи.
  • Перцептивная. Рассматривает восприятие звукового строя слушателем, соотносит произнесенные звуки и услышанные, устанавливает между ними разницу, фиксирует различия.

Единицы и средства, используемые в фонетике

Мы рассмотрим основные единицы, не углубляясь в профессиональную лингвистику:

  • Слог – самая маленькая единица звуковой цепи.
  • Звук – наименьшая единица в фонетике.
  • Ударение – выделение с помощью интенсивности, интонации речи определенного звука в слове, единой фонетической организации.
  • Тон – эмоциональный фон речи, который создается с помощью ритмической организации звука.
  • Темп – скорость речевого потока, которая создается с помощью произнесения определенного количества звуков за фрагмент времени.

Классификация звуков

В первую очередь, звуковой строй языка подразделяется на гласные и согласные звуки.

Звуки русского языка

Гласные звуки – это звуки, которые выходят через гортань; для их создания голосовые связки пребывают в максимальном напряжении. Благодаря непрерывному напряжению и постоянному потоку речи эти звуки можно тянуть. Эти звуки: а, о, у, ы, и, э.

Сюда не относятся: е, ё, я, ю, поскольку они означают два звука в сочетании со звуком [й]. Например: яблоко — [йа]блоко, подъезд — под[йэ]зд.

Гласные звуки по уровню подъема языка

Гласные звуки делятся по уровню подъема языка:

  • Верхний передний: и
  • Верхний средний: ы
  • Средний передний: э
  • Верхний задний: у
  • Средний задний: о
  • Нижний средний: а.

Подъем может варьироваться в зависимости от диалекта или ударения в слове.

Согласные звуки

Согласные звуки создаются благодаря смычкам, которые препятствуют выходу воздуха из артикуляционного аппарата. Это звуки: г, к, х, б, п, в, ф, ж, ш, ц, щ, ч, д, т, з, л, м, н, р, с (и их мягкие аналоги).

Согласные звуки делятся по твердости и мягкости, а также по звонкости и глухости.

Звонкие согласные создаются благодаря меньшим смычкам. Благодаря этому создается вибрация, из-за чего эти согласные звучат громче, чем глухие: б, в, г, д, ж, з, й.

Некоторые лингвисты не относят к звонким сонорные, а выделяют их в отдельную группу: л, р, н, м — эти согласные, несмотря на смычки, можно тянуть, как и гласные.

Звонкие и глухие согласные образуют следующие пары, которые имеют наибольшее сходство по их воспроизведению артикуляционным аппаратом: б-п, в-ф, ж-ш, з-с, г-к, д-т.

Твердые и мягкие согласные

Согласные также бывают твердыми и мягкими. Твердость и мягкость образуется следующим образом:

  • Если согласный стоит перед звуками е, ю, я, ё: [б’]елый, [м]елочь. Существует исключение, куда входят заимствованные из европейских языков слова, где эти звуки произносятся как [э]: менеджер, мерчендайзер.
  • Если согласный смягчается мягким знаком: пе[н’]ь.

Также есть звуки, которые имеют фиксированную позицию в этом критерии:

  • Всегда твердые: ж, ш, ц.
  • Всегда мягкие: ч, й, щ.

По месту образования согласные бывают:

  • Губно-губные смычные: б, п, б’, п’.
  • Губно-зубные смычно-проходные: м, м’
  • Зубные смычные: т, т’, д, д’
  • Зубные слитные: ц
  • Губно-зубные щелевые: ф, ф’, в, в’
  • Небно-зубные слитные: ч
  • Зубные щелевые: с, с’, з, з’
  • Зубные смычно-проходные: н, н’
  • Небно-зубные щелевые: ш, щ, ж
  • Небно-зубные дрожащие: р, р’
  • Среднеязычные щелевые: й
  • Заднеязычные смычные: к, к’, г, г’
  • Заднеязычные щелевые: х, х’

Позиция звука в фонетике

Фонетическая позиция может быть сильной и слабой. Звук в сильной позиции – это отчетливое звучание звука. Слабая позиция – это беглый звук или совсем непроизносимый.

В гласных звуках сильная позиция проявляется только под ударением, а слабая – когда звук без ударения. Рассмотрим примеры:

У согласных эти две позиции различаются следующим образом.

По глухости/звонкости:

Также есть звуки-исключения, которые не отвечают критерию сильных и слабых звуков по глухости/звонкости: ц, ч, х, л, м, н, р (и мягкие аналоги).

У этих фонем нет звонкости, поэтому нельзя выделить этот критерий.

Подобным образом выделяются сильные и слабые звуки по твердости/мягкости:

Исключения по твердости и мягкости – это звуки всегда твердые или всегда мягкие: ц, ч, й, ж, ш, щ. Они не имеют сильных и слабых позиций в этом аспекте.

Несмотря на то, что фонетика — одна из начальных областей языкознания, которая изучается в школе, она является очень сложным разделом, в котором, несмотря на структурированность, есть множество нюансов. В фонетике важно умение слышать звук и распознавать его особенности, так как, в зависимости от речи носителя и положения звука в слове, он может звучать по-разному.

Во всех языках мира существует два типа звуков – гласные и согласные. Совокупность гласных называется вокализмом, совокупность согласных – консонантизмом.

Согласные – это звуки речи, которые в соседстве с гласными не могут быть слогообразующими, характеризуются неравномерной напряженностью органов речи, большей степенью затвора, наличием шума, наличием преграды на пути воздушной струи. Согласные классифицируются по следующим признакам:

1. По составу (по соотношению голоса и шума) согласные делятся на:

а) шумные – [б], [д], [ж] и др.,

б) сонорные – [н], [м], [л] и др.

2. По участию голоса шумные делятся на:

а) звонкие - [б], [в], [г] и др.,

б) глухие - [п], [ф], [к] и др.

3. По способу образования (по характеру преграды на пути воздушной струи) согласные делятся на:

а) Смычные. При их образовании органы речи смыкаются, образуя преграду на пути воздушной струи. Среди смычных выделяются:

- взрывные, у которых смычка заканчивается взрывом - [б], [п] и др.,

- аффрикаты, у которых смычка без взрыва переходит в щель - [ч], [ц], англ. [dʒ], [t∫] и др.

б) Щелевые. При их образовании органы речи сближаются, образуя щель, через которую с трением проходит воздушная струя - [в], [ф], [ж], [ш], англ. [ð], [θ] и др. Щелевые делятся по количеству преград, форме и расположению щели.

По количеству преград:

- однофокусные - [з], [с], [в], [ф], англ. [ð], [θ] и др.,

- двухфокусные - [ж], [ш] и др.

- круглощелевые - [з], [с] и др.,

- плоскощелевые - [в], [ф], [х], [j], англ. [ð], [θ] и др.

По расположению щели:

- серединные - [з], [с], [в], [ф] и др.,

в) Смычно-проходные. При их образовании одни органы речи образуют смычку, а другие - проход для воздушной струи. К ним относятся носовые, при образовании которых часть воздушной струи проходит через полость носа, например [н], [м], англ. [ŋ]; боковые, при образовании которых проход возникает по бокам языка – [л].

г) Дрожащие. При их образовании смычка периодически размыкается до свободного прохода и опять смыкается. Речевой орган колеблется в струе проходящего воздуха - [р], франц. [r].

4. По месту образования (по активному действующему органу) согласные делятся на:

а) Губные, среди которых выделяются:

- губно-губные, при образовании которых преграда создается сближением нижней и верхней губы - [б], [п], [м], англ. [w],

- губно-зубные, при образовании которых преграда создается сближением нижней губы с верхними зубами - [в], [ф] и др.

б) Язычные, среди которых выделяются:

- переднеязычные, которые в зависимости от положения кончика языка делятся на дорсальные (например, [д], [т], [с], [н]), апикальные (например, англ. [d], [t]), какуминальные (например [ж], [ш]);

- среднеязычные - [j], нем. ich-Laut [ç];

- заднеязычные - [г], [к], [х], англ. [ŋ];

в) Заязычные, среди которых выделяются:

- фарингальные,

5. По дополнительной артикуляции согласные могут быть:

- палатализованными - [п’], [р’], [с’],

- веляризованными,

- назализованными,

- лабиализованными.

Гласные – это звуки речи, которые всегда образуют вершину слога, характеризуются равномерной напряженностью органов речи, меньшей степенью затвора, отсутствием преграды на пути воздушной струи, состоят главным образом из тона. Основанием классификации гласных служат ряд и подъем языка, работа губ, участие небной занавески, долгота.

Классификация гласных осуществляется по следующим признакам:

- передний - [и], [э] и др.;

- средний - [ы] и др.;

- задний - [у], [о] и др.

- верхний - [и], [ы], [у], нем. [ü] и др.;

- средний - [э], [о], [/\], нем. [ö] и др.;

- нижний - [а] и др.

3. По участию губ:

- лабиализованные - [у], [о], нем. [ü], [ö];

- нелабиализованные - [а], [и], [ы] и др.

- долгие - англ. [i:] (seat [si:t]);

- краткие - англ. [ı] (sit [sıt]).

5. По участию небной занавески:

- чистые – русск. [о], [а], [и] и др.;

- носовые – польск. [ą], [ę] и др.

Гласные делятся на монофтонги и дифтонги. Дифтонги – это гласные со сложной артикуляцией, сочетание двух звуков, произносимых слитно и обязательно в один слог. Выделяются истинные и ложные дифтонги. У истинных дифтонгов оба звука равноценны, у ложных – неравноценны (например, английские дифтонги). Ложные дифтонги делятся на нисходящие, если слоговым является первый элемент, и восходящие, если слоговым является второй элемент, а первый – неслоговым.

Читайте также: