Формы и методы приватизации доклад

Обновлено: 05.07.2024

Все действия должны быть законодательно закреплены. Передача имущества осуществляется на основании юридически оформленных документов. Процесс представляет собой переход государства от социалистического устройства к капиталистическому.

Основные принципы проведения приватизации:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  • равенство покупателей и открытость органов власти;
  • возмездная основа передачи имущества;
  • соблюдение законности;
  • сохранение уровня занятости населения,
  • постепенность;
  • добровольность и многообразие форм.

Приватизация имеет давнюю историю, начиная с Древнего мира, когда перераспределялись общественные земли. В США в конце ХIХ века делилась земля между фермерами, при этом менялась их юридическая форма. В Японии государство специально создавало фирмы с целью приватизации в дальнейшем.

В ХХ веке происходили масштабные процессы смены собственности в Европе: Великобритании, Польше, Чехии, Венгрии. Россия пережила глобальную приватизацию во 90-х годах прошлого века.

Экономическое содержание процесса, плюсы и минусы

В странах, где преобладает государственная собственность, нет прямой заинтересованности в рациональном использовании ресурсов и приумножении капитала. Они уступают частному капиталу в конкурентной борьбе. Системы, основанные на частной собственности, развиваются быстрее и эффективнее.

Приватизация является инструментом проведения экономической реформы. Командная экономика меняется на рыночную. В конечном итоге создается эффективная экономическая система. Происходит сокращение государственной собственности и осуществляется переход экономики от планово-административной к рыночной. Объектами приватизации бывают:

  • земля;
  • промышленные и сельскохозяйственные предприятия;
  • жилье.

Критерии оценки положительного итога:

  • повышение эффективности экономики;
  • увеличение доходов государства;
  • здоровая конкуренция;
  • снижение контроля государства за производством;
  • модернизация предприятий;
  • регулирование экономики с помощью экономических методов.

Возможные минусы:

Цель и задачи приватизации

Цель приватизации — повышение эффективности существующей экономической системы.

  • передача основной доли имущества в частный сектор;
  • уменьшение доли государственного и муниципального имущества;
  • децентрализация управленческих структур;
  • создание малых и средних собственников;
  • предоставление гражданам возможности создать свой бизнес;
  • увеличение экономического эффекта от производства;
  • увеличение налоговых отчислений;
  • рост государственного бюджета.

Формы и способы приватизации

Формы и способы определяет государство. Для этого создаются специальные структуры, например, комитет по управлению имуществом. Принимаются решения о том, какие способы необходимо выбрать в зависимости от состояния экономики в стране, политических и социальных факторов.

  • прямая продажа предприятий в частные руки;
  • выкуп акций предприятий менеджерами;
  • продажа акций служащим и рабочим предприятия;
  • продажа акций населению.

Конкурсные торги и аукционы при прямой продаже позволяют стать владельцем предприятия юридическому или физическому лицу. Этот способ выгоден для государства, т.к. дает хорошую прибыль. Но он доступен очень ограниченной части населения.

Выкуп акций может происходить как за наличные, так и с помощью кредитов банка, страховых фондов. При этом способе новые собственники фактически берут кредит под залог имущества выкупаемого предприятия. Расплачиваются доходами от приобретенной собственности.

Покупка акций работникам предприятия — это эффективное средство повышения заинтересованности работника в результатах своего труда. Преимущество продажи акций населению состоит в открытости и доступности, т.к. цена одной акции доступна населению.

Мировой опыт имеет более 20 способов передачи государственной собственности.

Основные способы приватизации:

  • продажа государственных объектов через аукционы или по конкурсу;
  • аренда на определенный период с последующим выкупом;
  • выкуп собственности на льготных условиях;
  • акционирование;
  • создание финансово-промышленных групп с правом самостоятельного хозяйствования;
  • безвозмездная передача имущества.

Крупные предприятия не всегда переходят в частную собственность полностью. Иногда выкупается только часть. В результате государство и частный бизнес совместно управляют предприятием.

Аренда чаще используется для убыточных предприятий, где арендатор без участия собственника нанимает свой персонал, контролирует процесс, вкладывает средства и в конечном итоге делает его рентабельным.

Безвозмездная передача имущества может осуществляться в виде передачи жилья в собственность, как это было сделано в России в 1992 году.

Проведение приватизации в РФ и ее последствия

Приватизация в России начала осуществляться в России с начала 1990-х годов.

К объектам относятся:

  • предприятия, цеха, участки;
  • здания, оборудование;
  • нематериальные активы предприятий в виде лицензий, патентов;
  • доли, акции государства, коммерческих банков, совместных предприятий и пр.

Определен перечень имущества, которое:

  • запрещалось приватизировать;
  • приватизировалось в особом порядке,
  • имело ограничение к приватизации;
  • подлежало передаче в собственность в обязательном порядке.

Например, не подлежали продаже объекты муниципальной собственности — учреждения культуры, образования. Оставались в собственности государства стратегические оборонные предприятия, дороги общего пользования, леса, недра.

Правительство намеревалось провести передачу собственности в ускоренные сроки. Этому способствовали Указы Президента:

Выделяют два периода приватизации: ваучерный с 1992 по 1994 годы и денежный с 1994 по 1997 год.

  1. Передача жилья. Квартиры, в которых жили граждане, стали собственностью. Их можно было покупать и продавать.
  2. Выпуск ваучеров (чеков), которыми можно было оплачивать выкупаемое имущество.
  3. Выкуп арендованного имущества мелкими собственниками (кафе, столовые, парикмахерские и пр.).
  4. Денежный этап: продажа предприятий и акций за деньги.
  5. Проведение залоговых аукционов: государство отдавало в залог под кредитные обязательства пакеты акций крупных предприятий без права возврата. Аукционы должны были наполнить бюджет страны. Предприятия получили новые названия: акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью. Появилось понятие — частный предприниматель.

Правительство намеревалось реализовать следующие задачи:

  1. Оздоровить финансовое положение, пополнить бюджет страны.
  2. Сформировать слой частных собственников для развития рыночной экономики.
  3. Повысить эффективность предприятий, обеспечить финансовыми средствами.
  4. Создать конкурентную среду.
  5. Привлечь иностранных инвесторов.
  6. Обеспечить социальную защиту населения, поднять благосостояние народа.
  7. Перестроить структуру экономики.

В результате приватизации в стране произошла смена общественного строя. Итоги приватизации критикуются учеными-экономистами.

Минусы проведенной приватизации:

Так выглядел ваучер.

Приватизационный чек

Приватизация вызывала негативное отношение у населения. Большая часть справедливо считает, что сделки по продаже собственности были в большинстве своем незаконными. Многие считают, что приватизацию следовало проводить иначе, что необходимо пересмотреть ее итоги.

Файлы: 1 файл

Формы и способы приватизации.docx

Формы и способы приватизации

Формальная приватизация. Данная форма приватизации предполагает перевод государственного предприятия в частноправовую форму. Это может происходить в порядке общего или частного правопреемства. Формальная приватизация ничего не меняет ни в отношениях собственности, ни в капиталовооруженности предприятия, ни в доступе к техническим знаниям или управленческим ресурсам. В процессе проведения формальной приватизации задачи государства не определяются заново. Для реализации этих задач государство использует инструменты частного права. Здесь также можно говорить об организационной приватизации, при которой не происходит никаких существенных изменений в распределении задач между государством и частными лицами. В таких случаях формальная приватизация рассматривается как необходимый подготовительный этап для проведения материальной приватизации.

Реальная приватизация. О реальной приватизации говорят в том случае, когда государственное предприятие продается частным стратегическим инвестором. Подобная форма приватизации встречается, прежде всего, на муниципальном уровне и имеет четыре основные формы:

продукция - услуги, производимые государственными предприятиями, заменяются продукцией - услугами других предприятий;

Открытый и ограниченный тендер. С помощью этого в высшей степени открытого метода можно охватить широкий круг потенциальных инвесторов. При выборе инвестора цена не имеет первостепенного значения; важную роль могут играть и другие критерии. В отличие от массовой приватизации здесь может иметь место значительный приток капитала.

Аукцион. Целью этого метода является продажа предприятия по наивысшей цене. При этом не учитываются особенности или профиль инвесторов.

Прямая продажа. По стратегическим соображениям предпочтение отдается ведению переговоров непосредственно с отдельными инвесторами. Наиболее важную роль здесь играет правильное определение реальной стоимости предприятия.

Приватизация сопровождается рядом сопутствующих мероприятий, таких как разукрупнение, реструктуризация, оценка предприятий, поиск инвесторов, изменение антимонопольного законодательства и реализация мероприятий в социальной сфере.

Обычно процесс приватизации предприятия состоит из следующих этапов.

Предпродажный анализ и оценка предприятия.

стратегический анализ и оценка предприятия;

определение мероприятий по реструктуризации и разукрупнению предприятия;

определение потребности в капитале, ноу-хау, технологиях, обучении;

анализ потенциальных покупателей;

определение методов продажи;

образование комиссии по оценке поступающих предложений;

Подготовка предприятия к продаже.

реализация необходимых мероприятий по реструктуризации;

осуществление кадровых перестановок.

организация рекламы, выпуск информационных брошюр и т.д., призванных пробудить интерес потенциальных покупателей;

проведение национальных или международных тендеров. Оценка предложений;

рассмотрение всех поступивших предложений комиссией по проведению тендера;

проведение переговоров с одной или несколькими заинтересованными сторонами.

разработка текста стандартных договоров.

Практические аспекты приватизации

Приватизация, как и любое экономическое явление, имеет множество трактовок своих целей и задач (как правило, они несколько противоречивы), и в зависимости от политической ситуации в стране на первый план выходят то одни, то другие цели. Попробуем отметить понимание задач приватизации в целом, и в России в частности.

Основные цели приватизации в переходной экономике должны быть следующими:

1. Экономическая (повышение эффективности функционирования хозяйства).

2. Фискальная (увеличение доходов государственного бюджета за счет продажи предприятий в частные руки).

3. Социальная (обеспечение социального мира).

4. Перераспределение экономических основ власти. Следует отметить, что реализация целей приватизации взаимопротиворечива.

Эксперты по-разному пишут о целях приватизации государственной собственности в России, но все они сходятся во мнении на том факте, что реформирование отношений собственности в соответствии с идеалами свободы и справедливости обеспечивает создание многоукладной экономики, в которой каждая из форм собственности и соответствующих им типов хозяйствования, секторов экономики занимает свою нишу в удовлетворении совокупных потребностей. В разумном и сбалансированном сочетании различных форм собственности, их здоровой конкуренции, как свидетельствует опыт развитых стран, - залог успешного функционирования экономики.

Учет данной закономерности трансформации мировой экономики, а также первых результатов реформирования национальной экономики убеждают в том, что:

· долю государственного сектора в структуре ВВП необходимо существенно сократить, при этом ответственность за производство большей части продукции и услуг и за принятие инвестиционных решений должна перейти от должностных лиц к частным предпринимателям;

· государственный контроль за естественными монополиями и стратегически важными отраслями экономики (энергетика, связь, транспорт, оборонный комплекс, часть банков) должен быть сохранен;

· необходимо провести инвентаризацию государственной собственности и усилить контроль за сохранностью государственного имущества;

· прозрачным и подотчетным должно стать управление государственной собственностью; ответственность за результаты хозяйственной деятельности лиц, уполномоченных управлять государственной собственностью, повысится;

· реструктуризация и модернизация государственных предприятий должна обеспечить их конкурентоспособность;

· с целью недопущения захвата государственного имущества монопольными структурами, сращивания бизнеса с государством и появления привилегированного сектора экономики, ее криминализации, необходимо изменить методы приватизации. Процесс приватизации должен быть максимально открытым, с детально разработанным правовым механизмом, поскольку только легальная приватизация способна противостоять коррупции и привести к позитивным экономическим и политическим результатам;

· должен быть усовершенствован правовой механизм банкротства и закрытия неперспективных предприятий. Нового собственника приватизированных государственных предприятий необходимо определять с учетом национальных интересов, обеспечив контроль и периодическое информирование общественности о ходе выполнения принятых им обязательств;

· должен быть создан правовой механизм деприватизации и передачи новому собственнику на выгодных государству и обществу условиях объектов, которые управляются неэффективно.

В результате этих мер государство, все в большей мере отказываясь от роли владельца, контролирующего производство, станет гарантом стабильной рыночной среды для предпринимательства, создаст правовое поле для эффективной частной экономической деятельности, будет содействовать выходу на рынок новых экономических субъектов и осуществлять регулирование экономики с помощью преимущественно экономических методов - денежно-кредитной, финансовой, налоговой, амортизационной политики.

Но всё же приватизация выполняла две основные функции. С одной стороны, она должна была стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, - инструментом государственного регулирования долговременного характера.

Этапы приватизации в России

Официальная приватизация связана с двумя очень важными обстоятельствами. Во-первых, в КПСС уже в 1991 г. верх взяло реформистское крыло. На апрельском пленуме ЦК КПСС было принято решение о поддержке приватизации. Но августовские события того же года привели к запрету КПСС и открытому переходу власти к антикоммунистическим силам. Принятие официального решения о приватизации было в тех условиях явно недостаточным для реализации самого решения. Сложилась крайне неблагоприятная обстановка: развал старых союзных органов управления, развал потребительского рынка, отсутствие золотовалютных резервов, угроза голода, потеря управляемости народного хозяйства, бедность населения, отсутствие массированной поддержки из-за рубежа - вот далеко не полный перечень проблем, вставших перед новой государственной властью.

Поскольку в отечественной экономике опыт разгосударствления полностью отсутствовал, задачи приватизации были шире, чем в западных странах. Подавляющее преобладание в нашей стране государственной собственности делало процесс приватизации необходимым для демонополизации экономики и стабилизации экономического положения, развития демократического характера отношений собственности и управления предприятиями, для рациональной деятельности государственного сектора, повышения эффективности функционирования предприятий, для стимулирования различных форм предпринимательства, улучшения состояния государственных финансов и снижения инфляции.

В России приватизация проходила в 2 этапа.

Первый этап пришелся на 1992-1994 годы. Приватизационный процесс первого периода имел две важнейшие черты: во-первых, "ваучерный" характер осуществления; во-вторых, проведение в условиях зарождения рыночных отношений, что вызывало необходимость адаптации приватизируемого предприятия к только еще формирующейся рыночной среде.

"Ваучерный" характер приватизации в России означает, что государственная собственность передается гражданам бесплатно. В августе 1992 года был издан Указ Президента РФ о внедрении приватизационных чеков (государственных ценных бумаг целевого назначения) - ваучеров, которые реализуют механизм бесплатной передачи имущества, долей в акционерных обществах и акций предприятий государственной собственности. Номинал каждого ваучера составлял 10 тыс. рублей. Это документ на предъявителя. По истечению срока действия приватизационные чеки считаются погашенными и изымаются из обращения. Приватизационные чеки действуют однократно в качестве средства платежа в процессе приватизации.

На приватизационные чеки могут приобретаться объекты приватизации, а также акции специальных инвестиционных фондов.

В июле 1991 года в России был принят Закон о приватизации государственных и муниципальных предприятий на 1992-1994 годы. Все предприятия, подлежащие приватизации, были разделены на три группы:

1) мелкие предприятия (до 200 занятых с балансовой стоимостью основных фондов менее 1 млн. руб.), они подлежат продаже на аукционах (конкурсах);

2) крупные предприятия (занято более 1000 человек при балансовой стоимости основных фондов свыше 50 млн. руб.), они приватизируются путем преобразования в открытые акционерные общества;

3) остальные предприятия, они могут быть приватизированы любым из установленных способов в соответствии с требованиями принятой программы.

Таким образом, акционерное общество становится основной организационной формой предприятий в России.

С появлением ваучеров как особого типа ценных бумаг связано функционирование в нашей стране специальных инвестиционных фондов приватизации (чековых инвестиционных фондов - ЧИФ), не типичных для мировой практики. Функции чековых инвестиционных фондов состоят:

а) в мобилизации за счет эмиссии собственных акций;

б) в инвестировании их в ценные бумаги приватизационных предприятий;

в) в торговых операциях (спекуляциях) с ваучерами.

Следовательно, в задачу чековых инвестиционных фондов аккумулирование чеков населения и обмен их на акции предприятий. Минимальный размер уставного капитала чековых инвестиционных фондов составляет 500 тыс. руб.

Гост

ГОСТ

Содержание понятия приватизации

Приватизация является процессом перехода государственной собственности во владение физическим и юридическим лицам, в результате чего государство лишается права управления, пользования и распоряжения данным имуществом.

Главные цели приватизации заключаются в формировании частной и смешанной форм собственности; создании хозяйственно-правовой среды для эффективной работы как отдельных предприятий, так и экономики в целом; налаживании новых экономических отношений; развитии предпринимательской деятельности и конкурентной атмосферы; снижении государственного вмешательства в хозяйственные процессы; улучшении экономического положения страны, снижении государственных расходов на управление (уменьшение субсидий, расходов на администрацию, дефицита государственного бюджета).

Конечная цель приватизационного процесса заключается в формировании эффективного рыночного механизма по управлению производством.

Принципы приватизации государственного имущества

Опыт проведения процесса приватизации в странах с рыночной экономической системой позволяет сформулировать перечень принципов:

  1. Приватизационный процесс не должен являться догмой, собственность государства необходима для дополнения рыночной системы, в следствие этого выбор предприятий, подлежащих приватизации, должен быть тщательным для того, чтобы обеспечить необходимые общественные блага.
  2. Перед приватизацией необходимо провести реструктуризацию и разрушить неоправданные монополии, которые мешают конкуренции, чтобы повысить эффективность и доступность для более широкого круга общества.
  3. Структурные изменения собственности должны проводиться постепенно, чтобы не разрушить действующие экономические связи.
  4. Обязательным условием приватизации является привлечение новых инвестиций, совершенствование управленческого процесса, сохранение должного уровня занятости и социального обеспечения населения, создание и поддержка среднего класса.
  5. Приватизация должна осуществляться в интересах национальной безопасности.
  6. Все шаги приватизации должны быть обоснованными, публичными и доступными для народного контроля.

Готовые работы на аналогичную тему

Выделяются также следующие основные принципы процесса приватизации государственного и муниципального имущества в России:

  • Приватизация имущества государства и муниципалитетов основывается на отношениях равенства между собой покупателей государственной и муниципальной собственности и прозрачности осуществляемой деятельности органов государственного и местного управления;
  • Государственная и муниципальная собственность переходит физическим и юридическим лицам только лишь на возмездной основе, т.е. за определенную плату или за акции тех предприятий, которые приобретают государственное или муниципальное имущество;
  • Процесс приватизации муниципального имущества проводится самостоятельно органами местного самоуправления в порядке, который предусмотрен действующим Федеральным законом.

Методы приватизации

Мировая практика приватизации государственного имущества позволяет выделить два основных метода: на возмездной основе и безвозмездной (Рисунок 1).

Рисунок 1. Приватизационные методы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

При возмездной приватизации происходит реальная смена собственников и утверждаются законы рыночной экономической системы, пополняется государственный бюджет, связываются свободные деньги, т.е. создается эффект антиинфляции. При этом такой процесс может затянуться на долгие годы по причине отсутствия денег у населения, либо же может привести к попаданию государственного имущества в руки криминальных структур.

При безвозмездной приватизации снижается социальная напряженность в обществе, увеличивается количество собственников, такой метод является самым быстрым способом перераспределения имущества государства. Однако, существуют и недостатки безвозмездной передачи, которые заключаются в отсутствии у населения чувства собственника, большинство граждан по-прежнему считают себя работниками наемного труда на приватизированных ими же предприятиях.

Существует и другая, более частная, классификация методов приватизации:

  1. Открытая продажа;
  2. Покупка работниками и управленческим звеном предприятий;
  3. Массовая приватизация посредством раздачи ваучерных чеков;
  4. Процесс реституции, т.е. возвращение имущества законным владельцам или же их наследникам.

Продажа государственного имущества посредством конкурсов и аукционов преобладала в странах Центральной и Восточной Европы как метод приватизации с самого начала экономических реформ, в России процесс приватизации стал основным методом во второй половине 1990-х годов. Выкуп предприятий его работниками и менеджерами широко использовался в начале 1990-х в России.

Приватизация с помощью ваучеров имела массовые масштабы на ранних этапах рыночных реформ в России, Словакии, Чехии, а также в менее крупных размерах проводилась в некоторых странах Центральной и Восточной Европы По данной теме мы уже выполнили реферат СЭЗ Восточной Европы подробнее и СНГ. Процессы реституции характерны для большинства стран Центральной и Восточной Европы и Балтии.

Небольшие предприятия передавались в частные руки с аукционов или на конкурсной основе. Крупные компании переходили в приватизационные ведомства, осуществляющие их разгосударствление путем деления на акции. Часть акций подобных предприятий передавалась его коллективу, а оставшаяся скупалась частными лицами.

Читайте также: