Кассационная инстанция в административном судопроизводстве доклад

Обновлено: 04.05.2024

Кассационная жалоба — это процессуальный документ, на основании которого принятые ранее решения подлежат проверке на законность в вышестоящей судебной инстанции.

Причины обжалования

Причиной обжалования судебного акта является несогласие с ним участника процесса либо иного лица, чьи интересы и права затронуты принятым решением. Обжалование предусмотрено процессуальными кодексами РФ: ГПК РФ (глава 41), АПК РФ (глава 35), КАС РФ (глава 35), УПК РФ (глава 47.1).

Кассационная инстанция — это проверка законности вступившего в силу судебного акта. Для его отмены требуются веские доводы и основания, так как неправильное применение или нарушение норм материального или процессуального права не позволяет восстановить нарушенное право иначе, кроме как отменой принятых решений.

Форма и содержание кассационной жалобы

Требования к форме и содержанию процессуального документа установлены процессуальным законодательством (ст. 378 ГПК РФ, ст. 277 АПК РФ, ст. 320 КАС РФ, ст. 401.4 УПК РФ). Форма — простая письменная, в гражданском, арбитражном или административном судопроизводстве предусмотрена возможность подачи в электронном виде с помощью официального сайта суда в сети Интернет.

Обязательная информация, которая указывается вне зависимости от вида процесса:

  • название судебного органа, куда подается жалоба;
  • данные лица, подающего заявление на обжалование, его процессуальный статус и данные других участников процесса;
  • указание на судебные инстанции, которые рассматривали дело ранее, с обозначением предмета спора, принятых ими решений, номера дела;
  • основания, по которым принятые решения подлежат отмене, со ссылками на нормы права, обстоятельства дела;
  • просьба лица, которое обжалует решение, его подпись либо подпись его представителя;
  • прилагаемые документы.

Образец документа

Для примера — образец кассационной жалобы в суд общей юрисдикции, в котором содержатся необходимые реквизиты для этого вида процессуального документа.

В ____________ кассационный суд общей юрисдикции

Заявитель по жалобе: _____________________________

Иные лица, участвующие в деле: ___________________

Указанное решение было обжаловано в ______________________ (наименование суда апелляционной инстанции). Определением суда апелляционной инстанции решение _________________ суда оставлено без изменения, а апелляционная жалоба — без удовлетворения.

Считаю, что при вынесении указанных судебных актов были существенно нарушены нормы материального права (указать, в чем именно: 1) неприменение закона, подлежащего применению; 2) применение закона, не подлежащего применению; 3) неправильное истолкование закона) и нормы процессуального права (указать, какие нормы нарушены).

Кроме этого, выводы судов первой и апелляционной инстанций не соответствуют фактическим обстоятельствам дела: __________________________ (указать, как это выражается).

Перечень прилагаемых документов:

  1. Документы, подтверждающие направление кассационной жалобы иным лицам, участвующим в деле.
  2. Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

Куда и в какие сроки обжаловать судебные акты

Действующим законодательством установлен порядок и сроки подачи процессуального документа. В гражданском процессе (ГПК РФ, АПК РФ, КАС РФ) предусмотрено, что право обращения в кассационную инстанцию возникает при условии использования иных способов обжалования до вступления судебного акта в силу. Исключением являются случаи, когда апелляционная инстанция для обжалования не предусмотрена законом (п. 3 постановления Пленума ВС РФ от 11.12.2012 № 29).

Общие сроки и место для подачи:

  • ГПК РФ: 3 месяца, подается через судебный орган первой инстанции (ст. 376.1, 377);
  • АПК РФ: 2 месяца, подается через судебный орган, принявший решение (ст. 275, 276 АПК РФ);
  • КАС РФ: 6 месяцев, подается через судебный орган, принявший решение (ст. 318, 319 КАС РФ).

Срок для подачи начинает течь со дня вступления в силу обжалуемого акта.

Законом установлены специальные сроки в некоторых случаях. Так, например, обжаловать определение об утверждении мирового соглашения заинтересованное лицо вправе в течение одного месяца со дня его вынесения (ст. 141 АПК РФ).

Есть особенности обращения в Верховный Суд РФ, установленные § 2 гл. 41 ГПК РФ. Например, жалоба направляется непосредственно в судебную коллегию ВС РФ, и к ней обязательно прикладываются ее копии по количеству лиц в деле и обжалуемые судебные акты.

См. также Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 года № 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции"

Понятие кассационного производства по административным делам

Согласно действующему КАС РФ кассационный пересмотр административных дел, наряду с апелляционным и надзорным производствами, пересмотром по новым и вновь открывшимся обстоятельствам, является одним из способов устранения судебных ошибок в административном судопроизводстве, и является его самостоятельной стадией .

Кассационное производство по административным делам - самостоятельная стадия (правоприменительный цикл) административного судопроизводства, предназначенная для проверки законности и обоснованности вступивших в законную силу судебных актов, в отношении которых исчерпаны иные установленные КАС РФ способы обжалования судебного акта до дня вступления его в законную силу ( ст. 318 КАС РФ).

Кассационные суды (согласно КАС РФ):

  1. кассационные суды общей юрисдикции;
  2. кассационный военный суд;
  3. Судебная коллегия Верховного Суда РФ:
    • по административным делам;
    • по делам военнослужащих.

Признаки кассационного производства в административном судопроизводстве:

  1. это один из способов пересмотра судебных актов, вступивших в законную силу;
  2. осуществляется специальным звеном судебной системы - кассационными судами общей юрисдикции (кассационным военным судом);
  3. процессуальная задача кассационного производства - проверка законности судебных актов без установления новых обстоятельств дела ;
  4. предмет кассационного производства - судебные акты, вступившие в законную силу;
  5. необходимое основание возбуждения кассационного производства - кассационная жалоба лица, наделенного правом кассационного обжалования.

Процессуальная цель кассации в административном судопроизводстве:

  • проверка законности судебных актов без установления новых обстоятельств дела (что возможно в суде апелляционной инстанции).

Полномочия суда кассационной инстанции ( ст. 329 КАС РФ):

Суд кассационной инстанции не вправе :

  1. устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции;
  2. предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими;
  3. определять, какой судебный акт должен быть принят при новом рассмотрении административного дела;
  4. проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются;
  5. проверять законность судебных актов, которые не обжалуются.

Субъекты кассационного пересмотра ( ст. 318 КАС РФ):

  1. лица, участвующие в деле;
  2. другие лица, если их права, свободы и законные интересы нарушены судебными актами;
  3. Генеральный прокурор РФ, его заместители, прокуроры субъектов РФ, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуроры в пределах своей компетенции - если в рассмотрении административного дела участвовал прокурор .

Объекты кассационного пересмотра ( ст. 319 КАС РФ):

  1. в кассационном суде общей юрисдикции - апелляционные и иные определения апелляционных судов общей юрисдикции, а также вступившие в законную силу:
    • судебные приказы, определения мировых судей;
    • решения, апелляционные и иные определения районных судов;
    • решения и определения по административным делам, апелляционные и иные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов;
  2. в кассационном военном суде - апелляционные и иные определения апелляционного военного суда, а также вступившие в законную силу:
    • решения и определения гарнизонных военных судов;
    • решения, апелляционные и иные определения окружных (флотских) военных судов;
  3. в Судебных коллегиях Верховного Суда РФ - вступившие в законную силу решения и определения судов, если указанные судебные акты были обжалованы в кассационном суде.

Поскольку суд кассационной инстанции в административном судопроизводстве не вправе устанавливать новые обстоятельства дела, ему предоставлено полномочие направлять дело на новое рассмотрение в соответствующий суд с указанием при необходимости на обязанность рассмотреть дело в ином составе судей ( ст. 328 КАС РФ).

Этапы кассационного производства по административным делам

Кассационная жалоба подается:

  1. через суд, принявший решение - на судебные акты по административным делам, указанным в п. 7 - 11 части 1 ст. 20 КАС РФ;
  2. непосредственно в Судебную коллегию Верховного Суда РФ - на судебные акты по административным делам, подсудным районным судам и гарнизонным военным судам, а также по административным делам, указанным в п. 1-6, 12-15 части 1, части 2 ст. 20 КАС РФ.

Кассационные жалоба, представление и прилагаемые к ним документы могут быть поданы:

  • в письменной форме лицом, подающим жалобу, или его уполномоченным на подписание жалобы представителем, либо
  • посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Содержание кассационной жалобы:

  1. наименование суда, в который они подаются;
  2. наименование или фамилию, имя и отчество (при наличии) лица, подающего жалобу, представление, его адрес или место жительства и процессуальное положение в административном деле;
  3. наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или адрес;
  4. указание на суды, рассматривавшие административное дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и сведения о содержании принятых ими решений;
  5. номер административного дела, присвоенный судом первой инстанции, указание на судебные акты, которые обжалуются;
  6. указание на то, в чем, по мнению лица, подавшего жалобу, представление, состоят основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов;
  7. просьбу лица, подающего жалобу, представление.

В кассационной жалобе лица, не принимавшего участия в административном деле , должно быть указано, какие права, свободы и законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным актом.

Если кассационные жалоба, представление ранее подавались в суд кассационной инстанции, в них должно быть указано на принятое по жалобе, представлению решение.

Кассационная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К кассационной жалобе, поданной представителем, прилагается документ, удостоверяющий полномочия представителя. Кассационное представление должно быть подписано прокурором.

К кассационным жалобе, представлению прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных актов, принятых по административному делу.

Кассационные жалоба, представление подаются с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле.

К кассационной жалобе должен быть приложен документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных законом случаях, порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо в кассационной жалобе должно содержаться ходатайство о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины либо об уменьшении ее размера или освобождении от ее уплаты.

Кассационные жалоба, представление и прилагаемые к ним документы могут быть поданы в электронном виде посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Срок подачи кассационной жалобы по административному делу

КАС РФ устанавливает единый шестимесячный срок для кассационного обжалования вступивших в законную силу судебных актов, и подача кассационных жалобы, представления в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации после обжалования судебных актов в кассационный суд общей юрисдикции не влечет его исчисление заново (ч . 2 ст. 318 КАС РФ).

Указанный шестимесячный срок начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения, иного определения суда апелляционной инстанции, вынесения судебного приказа, определения об утверждении соглашения о примирении и истекает в соответствующее число последнего месяца данного срока.

Если после вынесения апелляционного определения суд апелляционной инстанции рассмотрит апелляционные жалобу, представление, поступившие от других лиц, которым был восстановлен срок подачи апелляционных жалобы, представления, шестимесячный срок для обжалования вступивших в законную силу судебных актов следует исчислять со дня, следующего за днем вынесения последнего апелляционного определения.

Срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационных жалобы, представления исключается из указанного выше шестимесячного срока.

Если кассационные жалоба, представление были возвращены без рассмотрения по основаниям, указанным в ст. 321 КАС РФ, то время, в течение которого решался вопрос о возвращении жалобы, представления, не подлежит исключению при подсчете шестимесячного срока.

Согласно ст. 318 КАС РФ срок подачи кассационных жалобы, представления, пропущенный по уважительной причине лицом, обратившимся с такими жалобой, представлением, в том числе в связи с отсутствием у него сведений об обжалуемом судебном акте, по заявлению указанного лица может быть восстановлен судом кассационной инстанции при условии что обстоятельства, послужившие причиной его пропуска, имели место в период не позднее 12 месяцев :

  1. со дня вступления обжалуемого судебного акта в законную силу или
  2. если заявление подано лицом, не участвовавшим в деле, о правах и об обязанностях которого суд принял судебный акт, - со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав, свобод и законных интересов обжалуемым судебным актом.

Заявление о восстановлении пропущенного срока подачи кассационных жалобы, представления подается вместе с соответствующими жалобой, представлением и рассматривается судьей суда кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 95 КАС РФ.

К указанным выше уважительным обстоятельствам, в частности, могут относиться тяжелая болезнь, беспомощное состояние, уход за тяжело больным членом семьи, иные относящиеся к личности заявителя обстоятельства, а также другие независящие от лица обстоятельства, в силу которых оно было лишено возможности своевременно обратиться с кассационной жалобой в суд (например, введение режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части).

Определение о восстановлении пропущенного срока подачи кассационных жалобы, представления в кассационный суд общей юрисдикции и (или) об отказе в его восстановлении может быть обжаловано в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации отдельно от судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела.

Кассационные жалоба, представление, поданные на вступившие в законную силу судебные акты в кассационный суд общей юрисдикции, при отсутствии оснований для их возвращения в течение 20 дней со дня поступления передаются для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции. При этом судья кассационного суда общей юрисдикции вправе вынести определение о приостановлении исполнения обжалуемого судебного акта до окончания производства в суде кассационной инстанции при наличии просьбы об этом в кассационных жалобе, представлении или ходатайстве .

Суд кассационной инстанции направляет лицам, участвующим в деле:

  1. копии определения, содержащего информацию о дате и времени судебного заседания суда кассационной инстанции;
  2. копии кассационных жалобы, представления.

Время рассмотрения кассационных жалобы, представления с административным делом в судебном заседании суда кассационной инстанции назначается с учетом того, чтобы лица, участвующие в деле, имели возможность явиться на заседание. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте рассмотрения кассационных жалобы, представления с административным делом.

Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению кассационных жалобы, представления.

Кассационные жалоба, представление рассматриваются в судебном заседании суда кассационной инстанции с заслушиванием доклада судьи этого суда, участвующего в рассмотрении административного дела.

В судебном заседании принимают участие лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие кассационную жалобу, если их права, свободы и законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным актом.

Элементы основания возбуждения кассационного производства:

  1. подача кассационной жалобы;
  2. наличие у заявителя жалобы статуса субъекта пересмотра - лица, наделенного правом кассационного обжалования;
  3. существование объекта пересмотра - судебного акта, подлежащего кассационному пересмотру (включая вступление его в законную силу);
  4. соблюдение условий обжалования - требований к форме и содержанию кассационной жалобы, срока ее подачи или обращения за восстановлением пропущенного срока, порядка подачи жалобы.

Основания для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке:

  • судебной коллегией Верховного Суда РФ - существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли или могут повлиять на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов;
  • кассационным судом общей юрисдикции :
    1. несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела;
    2. неправильное применение норм материального права;
    3. нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в ч. 1 ст. 310 КАС РФ, а именно:

  1. рассмотрения административного дела судом в незаконном составе;
  2. рассмотрения административного дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания;
  3. необеспечения права лиц, участвующих в деле и не владеющих языком, на котором ведется судопроизводство, давать объяснения, выступать, заявлять ходатайства, подавать жалобы на родном языке или на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика;
  4. принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле;
  5. если решение суда не подписано судьей или кем-либо из судей либо если решение суда подписано не тем судьей или не теми судьями, которые входили в состав суда, рассматривавшего административное дело;
  6. отсутствия в деле протокола судебного заседания, нарушения правил о ведении аудиопротоколирования судебного заседания;
  7. нарушения правила о тайне совещания судей при принятии решения.

Возвращение кассационных жалобы, представления без рассмотрения по существу

Кассационные жалоба, представление возвращаются без рассмотрения по существу, если:

  1. кассационные жалоба, представление не отвечают требованиям, предусмотренным КАС РФ;
  2. кассационные жалоба, представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд кассационной инстанции;
  3. пропущен срок обжалования судебного акта в кассационном порядке и в кассационных жалобе, представлении отсутствует просьба о восстановлении этого срока или в его восстановлении отказано;
  4. поступила просьба об отзыве кассационных жалобы, представления;
  5. кассационные жалоба, представление поданы с нарушением правил подсудности, установленных КАС РФ;
  6. кассационная жалоба не оплачена государственной пошлиной и в кассационной жалобе не содержится ходатайство о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины либо об уменьшении ее размера или освобождении от ее уплаты или в удовлетворении данного ходатайства отказано.

Постановления Пленумов ВС РФ

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2021 года № 46 " О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2021 года № 45 " О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами общей юрисдикции дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права "

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2021 года № 43 " О применении судами норм главы 49 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств по заключению прокурора "

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 июня 2021 года № 21 "О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против интересов службы в коммерческих и иных организациях (статьи 201, 2011, 202, 203 Уголовного кодекса Российской Федерации)"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года № 18 "О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года № 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции"

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 4 марта 2021 года № 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства"

Пленум ВС разъяснил правила кассации по КАС

Верховный суд продолжает разъяснять практику применения различных процессуальных кодексов. Теперь Пленум принял постановление о кассационном процессе по Кодексу административного судопроизводства. Новый документ учит правильно подсчитывать сроки на оспаривание судебных решений, разъясняет, что нужно прикладывать к жалобе, и позволяет исправлять недостатки уже поданной кассации.

Новые разъяснения Пленума ВС состоят из 33 пунктов. По сравнению с первоначальной редакцией документа финальная версия (ссылка на которую есть в конце материала) претерпела ряд изменений. Например, разработчики исключили разъяснение о необходимости публикации кассационной жалобы на сайте суда в режиме ограниченного доступа. Также в документ внесли множество исправлений редакционного характера.

Теперь же Пленум указал судам на недопустимость возвращения кассационной жалобы, поданной в суд первой инстанции, если не приложены копии судебных актов, которые и так есть в материалах дела.

У заявителя есть возможность дополнить свою кассационную жалобу новыми доводами. При этом по дополнительным требованиям можно даже пропустить шестимесячный срок на обжалование: дополнения в таком случае все равно рассмотрят наравне с основной жалобой.

Это может пригодиться, если юристы не успевают составить подробную жалобу в срок. А если дополнения будут существенными, то суд может перенести рассмотрение жалобы на другой день.

При этом ВС подчеркивает: восстановить пропущенный срок можно только в течение 12 месяцев со дня вступления обжалуемого решения в силу.

В постановлении закреплено правило о том, что шестимесячный срок на обжалование включает как обращение в кассационный суд общей юрисдикции, так и в Верховный суд. При этом время рассмотрения кассационных жалоб не учитывается при исчислении срока.

Если заявитель опасается, что отправленный документ не попадет в суд в положенный срок, то он может уведомить суд об отправке документов. Например, позвонить. Иначе есть риск, что судья, не дождавшись документов, вернёт кассационную жалобу.

Пленум указал на возможность подачи кассационной жалобы на определение апелляционного суда не через суд, вынесший решение, а через суд апелляционной инстанции, вынесший обжалуемое определение, если в день подачи жалобы дело находится в данном суде.

Также ВС разрешил подавать кассационную жалобу на судебные акты, в отношении которых уже возбуждено кассационное производство, непосредственно в соответствующий суд кассационной инстанции.

Согласно разъяснениям Пленума ВС, кассационную жалобу по административному спору может подать не только участник дела в нижестоящих инстанциях, а любое лицо, чьи права и интересы затронуты решением по делу. При этом жаловаться в кассационный суд они вправе даже в том случае, если судебный акт не обжаловался в апелляционном порядке, но уже вступил в законную силу.

В статье рассматриваются нюансы кассационного производства в административном судопроизводстве Российской Федерации.

Ключевые слова

Текст научной работы

Конституцией Российской Федерации закреплено право каждого на судебное обжалование решений, действий или бездействия государственно-властных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц для защиты своих нарушенных, оспариваемых или непризнанных прав. Реализуется такое право в порядке административного судопроизводства и гарантированное возможностью кассационного пересмотра.

Осуществление судами административного правосудия является эффективным способом разрешения конфликтов в сфере деятельности органов исполнительной власти.

Кассационное производство в административном судопроизводстве является одним из средств защиты прав и свобод человека, гражданина, юридических лиц. В процессуальном смысле кассация означает пересмотр или отмену высшей судебной инстанцией судебного решения по основаниям нарушения правил судопроизводства или их несоблюдение нижестоящей судебной инстанцией [4].

Учитывая правовую природу кассации и формально установленные требования в законодательстве, кассационное производство в административном судопроизводстве можно определить как процессуальную гарантию законности решений и постановлений административного суда первой и апелляционной инстанций, вступивших в законную силу, и защиты прав, свобод физических лиц, прав и интересов юридических лиц в публично-правовых отношениях путем осуществления проверки этих актов на предмет правильного применения норм материального и процессуального права.

В процессе интенсивного развития нормативной базы и правоприменительной практики административного процессуального права в суде кассационной инстанции приобретает значение изучение сущности и особенностей кассационного производства.

Реализация принципов верховенства права, законности и равенства всех участников административного процесса перед законом и судом являются тождественными их общему пониманию в административном судопроизводстве, тогда как воплощение принципов состязательности сторон, официального выяснения всех обстоятельств дела, гласности и открытости процесса, обязательность судебных решений является частичным и нуждается в совершенствовании [3].

Существуют следующие задачи кассационного пересмотра в административных делах: 1) обеспечение защиты прав, свобод и интересов лиц от нарушений со стороны государственно-властных органов путем отправления справедливого, своевременного, беспристрастного правосудия; 2) обеспечение правильного и единообразного применения норм материального и процессуального права судами низшего уровня; 3) формирование судебной практики.

Кассационное обжалование является отдельной стадией административного судопроизводства, во время прохождения которой лицами осуществляется право на кассационное обжалование. Субъект такого права последовательно проходит пять этапов его реализации, среди которых: открытие кассационного производства, подготовка к судебному разбирательству, предварительное, затем судебное заседание и, как результат, вынесения решения.

Объектом кассационного обжалования являются решения и определения суда первой инстанции после их пересмотра в апелляционном порядке, решение суда апелляционной инстанции и его определения, препятствующие дальнейшему производству по делу, за исключением постановлений судов первой и апелляционной инстанций, которые являются окончательными и выполняются незамедлительно; постановления, принятые по результатам разрешения дела в порядке сокращенного производства; постановления, принятые по результатам рассмотрения дел, связанных с избирательным процессом или процессом референдума [2].

Право на кассационное обжалование решений судов предоставляется:1) сторонам (административному истцу и административному ответчику) и другим лицам, участвующим в деле, круг которых определяется ст. 37 КАС; 2) лицам, которые не были привлечены в процесс в качестве лиц, участвующих в деле, если их права и законные интересы нарушены судебным постановлением; 3) правопреемнику стороны по административному делу — административного истца или административного ответчика (ст. 44 КАС); 4) представителям граждан и организаций, если такое полномочие прямо оговорено в доверенности (ст. 56 КАС) [1]. Требование, касающееся указания в доверенности права на кассационное обжалование, помимо законных представителей, не касается также лица, которому в соответствии с коллективным административным исковым заявлением поручено ведение административного дела в интересах группы лиц (ч. 3 ст. 42 КАС); 5) должностным лицам органов прокуратуры, если прокурор был лицом, участвующим в деле. Генеральный прокурор РФ и его заместители вправе подать кассационное представление в любой суд кассационной инстанции. Прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота) может принести кассационное представление соответственно в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда.

Существует пять последовательных этапов осуществления права на кассационное обжалование: 1) подача кассационной жалобы и открытие кассационного производства; 2) подготовка административного дела к кассационному рассмотрению; 3) предварительное рассмотрение административного дела; 4) рассмотрение дела в судебном заседании судом кассационной инстанции; 5) вынесение судебного решения [2].

Важной является правильная формулировка требований кассационной жалобы в ее резолютивной части. Если суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении исковых требований истцу, то наиболее правильным в кассационной жалобе является обжалование не только решения апелляционного суда, а рядом с ним — и решение первой инстанции. Приведенное в совокупности свидетельствует о том, что при обращении в суд с кассационной жалобой лицо-жалобщик, прежде всего, оспаривает не дело, а решение судов или суда нижестоящих инстанций.

Структура кассационного производства состоит из таких элементов: представление уполномоченным субъектом кассационной жалобы и ее принятия судом к рассмотрению; подготовка административного дела к кассационному рассмотрению; рассмотрение дела судом кассационной инстанции; принятие решения судом кассационной инстанции.

Такой структурный элемент кассационного производства, как представления уполномоченным субъектом кассационной жалобы и ее принятия судом к рассмотрению, характеризуется: особенностью инициирование — обращаться с кассационной жалобой имеют право стороны и другие лица, которым судебными решениями судов предыдущих инстанций были нарушены их права и свободы; установлением ряда требований к представлению уполномоченными субъектами кассационной жалобы, в частности относительно сроков и формальных оснований; особым порядком принятия кассационной жалобы судом кассационной инстанции для открытия производства по делу.

Судебное разбирательство как структурный элемент кассационного производства необходимо исследовать в трех плоскостях: предварительное рассмотрение, судебное разбирательство и рассмотрение кассационной жалобы в порядке письменного производства. Однако, проблемой этого элемента кассационного производства, в частности, то, что предварительное рассмотрение дела необходимо одновременно применять как к элементу структуры кассационного производства — подготовки дела к судебному разбирательству, поскольку этот элемент является промежуточным в разрезе окончательного решения суда, однако, является его важной составляющей.

Что касается закрытия производства по делу, то такое процессуальное действие является другой формой окончания рассмотрения дела без вынесения судебного решения, которая имеет иные правовые последствия, нежели те, что влияют из оставления искового заявления без рассмотрения.

Специфика границ пересмотра кассационной инстанцией дел в порядке административного судопроизводства характеризуется их узкими рамками рассмотрения в рамках предмета искового заявления и кассационной жалобы, невозможностью исследования новых доказательств, их истребования, проверки и сопоставления. Однако, сейчас суд может в определенных случаях выйти за пределы кассационной жалобы, однако не имеет полномочий выходить за пределы исковых требований, является необоснованным с учетом целей административного судопроизводства. На основании этого предлагаем: дополнить ст. 329 КАС Российской Федерации и предусмотреть следующее положение: «Суд кассационной инстанции может выйти за пределы исковых требований, заявленных в суде первой инстанции, в случаях, когда принятие такого решения может нанести ущерб основополагающим правам человека и когда оно может создать препятствия для обеспечения интересов национальной безопасности.

Читайте также: