Картины мира религиозная философская и научная доклад

Обновлено: 02.07.2024

У любого народа, у каждого человека есть представления о реальности. Во все времена, начиная с древности и по настоящее время, человек интересовался тем, как устроен окружающий его мир, искал объяснения природным явлениям и событиям, пытался объяснить происходящее вокруг при помощи имеющихся знаний. Каждому отрезку времени соответствует свое представление об устройстве мира. Картина мира древних индейцев отличается от картины мира средневековых рыцарей и т. д.

На современном этапе выделяются следующие виды картины мира:

  • философская
  • религиозная
  • мифологическая
  • научная.

Понятие картина мира несет в себе ответ на важный мировоззренческий вопрос, который касается сущности человека и его места в мире. Ответ на данный вопрос у каждого человека свой, и именно от этого выбора зависит ориентация развития человечества, ценности, определяющие это развитие и его цели.

Несмотря на то, что картины мира отличаются друг от друга, существуют и общие черты. К таким объединяющим чертам относятся:

  • В каждой картине мира существуют представления о существующих в мире объектах. Каждая картина мира рассматривает разнообразие объектов – живые – неживые, земные – сверхъестественные, животные – люди, и т.д.
  • Каждая картина мира имеет представление об организации и взаимодействия объектов, то есть другими словами любая картина мира дает представление о существующих в мире объектах.
  • В каждой картине мира присутствует представление о пространстве и времени, о начале и конце
  • Каждая картина мира определяет место человека в мире
  • В любой картине мира есть представления о законах, которым подчиняются все элементы мира
  • Каждая картина мира пытается найти ответ на вопрос о смысле происходящих процессов и явлений.

Философская картина мира

Философская картина мира рассматривает мироздание через призму взаимоотношений человека и мира со всех сторон – отнтологической, познавательной, ценностной и деятельностной. Философские картины мира не похожи друг на друга. Философия является теоретическим способом освоения мира, и этим объясняется ее отличие от религиозной и мифологической картины мира. Теоретический способ познания мира отличается тем, что человек осуществляет познавательную деятельность через понятия, умозрительно – в словах и мыслях. Философское знание является знанием живого человека. Этим обусловливается то, что наряду со знанием о мире философия формирует и ценностное отношение к нему.

Готовые работы на аналогичную тему

В рамках философской картины мира, ввиду того, что философия включает множество школ и направлений, различают идеалистическую и материалистическую картину мира, космоцентрическую и теоцентрическу и т.д.

Мифологическая картина мира

В мифологической картине мира считается, что все объекты, существующие в мире, живые, они имеют душу. Существует несколько миров – мир животных, мир живых, мир мертвых и т.д. И все эти миры и сущности, населяющие их, подчиняются огромному количеству законов, нарушение которых имеет серьезные последствия. Например, чтобы брошенный камень летел точно в цель, необходимо с ним договориться; прежде чем срубить дерево, нужно попросить у него прощения.

В мифологической картине мира внутри большого мира существует огромное количество маленьких миров, каждый из которых имеет свое пространство и время. Мир представляется неким полем битвы, на котором каждое существо пытается достичь своей цели, а человеческая жизнь сводится к попытке выживания в этом жестоком мире, которое населено страшными существами и наполнено силами, неподвластными человеку.

Согласно мифологической картине мира, все существа подчиняются Року – мировому закону. Боги в мифологической картине мира не всесильны, они также подчинены Року, а сверхъестественное и естественное существует бок о бок, сливается воедино.

Религиозная картина мира

Религиозная картина мира предполагает, что все существующее в мире создано Богом – всесильным, всемогущим, обладающим абсолютной властью. Бог сотворил человека по образу и подобию своему.

Религиозная картина мира ставит человека в центр мироздания, однако предполагается, что есть силы выше человека – это ангелы и демоны. Существование всех объектов подчиняется законам, нарушение которых означает неповиновение воле Бога, и несет тяжелые последствия. Понимание того, чем является Бог, выше человеческого разума, и от человека требуется лишь беспрекословная вера. Религиозная картина мира определяет, что всему есть начало и конец, в том числе и миру. Началом мира является тот момент, когда его создал Бог. И однажды настанет конец света, когда существующему миру придет конец. Смысл существования человека в религиозной картине мира сводится к тому, чтобы беспрекословно принять и исполнять Божью волю.

В каждой религии картина мира имеет свои особенности, это позволяет выделить христианскую, мусульманскую, буддийскую и др. картины мира.

Научная картина мира

В основе научной картины мира лежит представление о том, что в пространстве и времени есть материальные тела, которые состоят из мельчайших частиц, что называются атомами. Атомы вечны, в отличие от самих тел, состоящих из них. Атомы движутся в пространстве, подчиняясь законам, эти же законы управляют всеми процессами в мире. Соответственно, любое явление, любое изменение имеет свою причину, и если объяснения какому-либо явлению не найдено, значит, это просто вопрос недостаточности знаний и исследований. Согласно научной картине мира, цели у человеческой жизни, природы, истории никакой нет, все лишь существует, подчиняясь вечным законам. Эти понятия присущи первой научной картине мира.

Возможно, с развитием человечества, появится третья научная картина мира, которая внесет изменения в существующую.

В процессе познания окружающего мира результаты познания отражаются и закрепляются в сознании человека в виде знаний, умений, навыков, типов поведения и общения. Совокупность результатов познавательной деятельности человека образует определённую модель (картину мира).

Картина мира – это способ видения мира как целого, включая и человека в нем. Необходимость установления картины мира связана со стремлением иметь синтетическое, целостное представление о мире, преодолеть последствия дифференциации философии, науки и религии. С этой точки зрения мир философии, мир науки и мир религии выступают соответственно как философская, научная и религиозная картины мира. Взаимоотношения между философией, наукой и религией всегда были и по настоящее время остаются достаточно напряженными, часто достигающими стадии конфликта, что придает спорам вокруг рассматриваемой темы своеобразное обаяние.

Научная картина мира - это целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникшая в результате обобщения основных естественнонаучных понятий и принципов.

В зависимости от оснований деления различают общенаучную картину мира, которая включает представления обо всей действительности, и естественнонаучную картину мира. Последняя — в зависимости от предмета познания — может быть физической, астрономической, химической, биологической и т.п.

Чтобы понять современную научную картину мира, надо знать, как она развивалась.Начало развития научных представлений о мире восходит к VII-VI вв. до н. э. Это было время рабовладельческого общества, в котором обращение к физическому труду наказывалось презрением; поэтому природа исследовалась силой ума, а опыты игнорировались. Научные обобщения строились на начальных наблюдениях, в красочных картинах мира было еще много наивного, часто рядом с реальным отражением действительности в них уживался вымысел, который сегодня нам кажется несовместимым с мудростью древних мыслителей.

С 1910 г. в науку начинают входить квантовые представления, представления о корпускулярно-волновом дуализме элементарных частиц и наступает время новой, современной картины мира.

Как указывают исследователи, «четко и однозначно фиксируемых радикальных смен научной картины мира, научных революций в истории развития науки можно выделить три, обычно их принято персонифицировать по именам трех ученых сыгравших наибольшую роль в происходивших изменениях.

1. Аристотелевская (VI-IV века до нашей эры) в результате этой научной революции возникла сама наука, произошло отделение науки от других форм познания и освоения мира, созданы определенные нормы и образцы научного знания. Наиболее полно эта революция отражена в трудах Аристотеля. Он создал формальную логику, т.е. учение о доказательстве, главный инструмент выведения и систематизации знания, разработал категориально понятийный аппарат. Он у твердил своеобразный канон организации научного исследования (история вопроса, постановка проблемы, аргументы за и против, обоснование решения), дифференцировал само знание, отделив науки о природе от математики и метафизики

2. Ньютоновская научная революция (XVI-XVIII века), Ее исходным пунктом считается переход от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической, этот переход был обусловлен серией открытий, связанных с именами Н. Коперника, Г. Галилея, И. Кеплера, Р. Декарта, И. Ньютон, подвел итог их исследованиям и сформулировал базовые принципы новой научной картины мира в общем виде. Основные изменения:

1. Классическое естествознание заговорило языком математики, сумело выделить строго объективные количественные характеристики земных тел (форма величина, масса, движение) и выразить их в строгих математических закономерностях.

2. Наука Нового времени нашла мощную опору в методах экспериментального исследования, явлений в строго контролируемых условиях.

3. Естествознания этого времени отказалось от концепции гармоничного, завершенного, целесообразно организованного космоса, по их представления Вселенная бесконечна и объединена только действием идентичных законов.

4. Доминантой классического естествознания, становится механика, все соображения, основанные на понятиях ценности, совершенства, целеполагания, были исключены из сферы научного поиска.

5. В познавательной деятельности подразумевалась четкая оппозиция субъекта и объекта исследования. Итогом всех этих изменений явилась механистическая научная картина мира на базе экспериментально математического естествознания.

Фундаментальные основы новой картины мира:

1. общая и специальная теория относительности (новая теория пространства и времени привела к тому, что все системы отсчета стали равноправными, поэтому все наши представления имеют смысл только в определенной системе отсчета. Картина мира приобрела релятивный, относительный характер, видоизменились ключевые представления о пространстве, времени, причинности, непрерывности, отвергнуто однозначное противопоставление субъекта и объекта, восприятие оказалось зависимым от системы отсчета, в которую входят и субъект и объект, способа наблюдения и т.д.)

2. квантовая механика (она выявила вероятностный характер законов микромира и неустранимый корпускулярно-волновой дуализм в самых основах материи). Стало ясно, что абсолютно полную и достоверную научную картину мира не удастся создать никогда, любая из них обладает лишь относительной истинностью.

Позднее в рамках новой картины мира произошли революции в частных науках в в космологии (концепция не стационарной Вселенной), в биологии (развитие генетики), и т.д. Таким образом, на протяжении XX века естествознание очень сильно изменило свой облик, во всех своих разделах.

Как видно из этих этапов, научная картина мира уточняется и развивается на протяжении многих веков - проникновение в сущность явлений природы - бесконечный, неограниченный процесс, поскольку материя неисчерпаема. С развитием науки представления людей о природе становятся все более глубокими и адекватными, все более отражающими истинное, реальное состояние окружающего мира.

2. Реальность человеческого присутствия в составе бытия – фундамент философской картины мира

Философские картины мира очень многообразны, однако все они строятся вокруг отношения: человек и мир. Это отношение может пониматься материалистически или идеалистически, диалектически или метафизически, объективистски или субъективистски и т.п. Соотношение человека и мира в философии рассматривается во всем многообразии его аспектов — онтологическом, гносеологическом, методологическом, ценностном (аксиологическом), деятельностном и др. Именно поэтому философские картины мира так множественны и не похожи одна на другую.

В истории мировой культуры философские картины мира стояли ближе то к религиозной, то к научной картинам мира, но всегда отличались от них. Так, в пределах каждой частной науки есть различные уровни обобщения, не выходящие, однако, за рамки определенной сферы или аспекта бытия. В философском мышлении сами эти обобщения частных наук становятся предметом анализа. Философия сводит воедино результаты исследований во всех областях знания (а не только в научных), создавая всеобъемлющий синтез универсальных законов бытия и познания.

Философия существенно отличается от любой частной науки, прежде всего тем, что она является мировоззрением. Это означает, что философская картина мира включает в себя не только учение о сущности и всеобщих законах развития действительности, но и нравственные, эстетические и иные идеи и убеждения людей.

Исходным понятием, на базе которого строится философская картина мира, является категория бытия . Бытие – это самое широкое и самое абстрактное понятие.

Третий аспект проблемы бытия связан с признанием единства мироздания. Человек в своей повседневной жизни, практической деятельности приходит к выводу о своей общности с другими людьми, существовании природы и т.д. Но в то же время для него не менее очевидны и различия, которые существуют между людьми и вещами, между природой и обществом и т.д. И, естественно, возникает вопрос о возможности всеобщего, то есть общего для всех явлений окружающего мира. Ответ на этот вопрос также естественно связан с признанием бытия. Всё многообразие вещных и духовных явлений, природы и культуры объединяет то, что они есть, наличествуют, существуют, несмотря на различие форм своего существования. И именно благодаря факту своего существования они образуют целостное единство мироздания.

На основе категории бытия в философии дается самая общая характеристика мироздания: все существующее – это и есть мир, к которому мы принадлежим. Эта характеристика в данной форме еще не содержит никаких мировоззренческих оценок. С ней могут согласиться представители различных школ, течений и направлений. Противоречия между ними возникают при конкретном осмыслении категории бытия и, прежде всего, при решении вопроса о том, имеется ли нечто конкретное, что служит объединяющим началом мироздания.

В истории философии преобладает монистический подход. Наиболее ярко дуалистическая тенденция обнаруживалась лишь в философских системах Р. Декарта и И. Канта. В соответствии с решением основного мировоззренческого вопроса в истории философии существовали две основные формы монизма: идеалистический монизм в виде религиозной и светской разновидности и материалистический монизм – также в разнообразных видах. Идеалистически монизм ведет свое начало от Пифагора, Платона и Аристотеля. Числа, идеи, формы и другие идеальные начала выступают в нем в качестве субстратов мироздания. Свое наивысшее развитие идеалистический монизм получает в системе Гегеля. У Гегеля первооснова мира в виде Абсолютной идеи возведена на уровень субстанции.

3. Религиозные версии мироздания

Место и роль религий в современном мире весьма и весьма значимы. Религиозные организации обладают многовековым опытом воздействия на массовую психологию, финансовой мощью, сложившейся в течение столетий, армией духовенства. К тому же во многих странах исторические и национальные традиции были неразрывно связаны с религией, поскольку светской идеологии в них почти не существовало или она находилась под религиозным контролем.

В последние десятилетия одновременно с растущим освобождением личной и общественной жизни людей от религиозного влияния происходит ощутимый рост активности всех крупных религиозных течений. Всё более заметными является участие ислама, католицизма, буддизма и других религиозных течений в жизни стран и в международных отношениях.

Философия, с одной стороны, отлична от религии, а с другой - в определённой степени связана с ней.

Диалектико-материалистической картине мира в определенной степени противостоит религиозно-идеалистическая итерпретация мироздания . Реализация принципов этой интерпретации в конкретных философско-технологических системах существенно разнится. И это различие находится в определенной зависимости от личных установок того или иного мыслителя, а также от той картины мира, на которую он опирается в своих философско-технологических исследованиях.

В ходе создания эволюционно-космической картины мироздания Тейяр заимствует ряд принципов диалектической методологии – принцип развития . Принцип развития конкретизируется в системе Тейяра положениями диалектической методологии о качественном многообразии образующих мир объектов, их подвижности, изменчивости, взаимопереходов, взаимосвязи и развитии. В своей аргументации он часто обращается к естественно-научным: черпает материал из физики, астрономии, геологии, биологии и других пограничных наук.

Биологическая эволюция играет большую роль в становлении Космоса. Однако не она определяет закономерности его развития. Решающее значение Тейяр придает третьему этапу эволюции, связанному со становлением и развитием человечества. Человек, согласно его учению, есть звено в биологической эволюции, связанное с предшествующими этапами. Однако он занимает совершенно исключительное место в мироздании, потому что на этом уровне возникает высшая форма в развитии мира – мысль, сознание, духовность. До появления человека с его уникальной способностью к мышлению все в мире было разобщено, и это разобщение постоянно усиливалось. Человек же через свою деятельность постоянно осуществляет высшей синтез всего существующего, создает новую сферу – сферу духа . Эту сферу Тейяр, по налоги со стадиями геохимического развития земли – барисферой, литосферой, биосферой, называет Ноосферой – мыслящим пластом Земли .

С раскрытием Омеги как органического центра Вселенной, ее перводвигателя и целевой причины, по замыслам Тейяра, завершается первая часть его философско-теологической системы, в которой произошло рациональное обоснование монотеизма (единобожия). Во второй части Тейяр ставит перед собой задачу придать монотеизму христианский характер. Образ Бога – Омеги в этой части системы уступает место образу Христа-универсального, Христа-эволюционера. Здесь Тейяр стремиться обосновать положение, что богочеловек – Иисус Христос в силу механизма Воплощения обладает универсальными и космическими атрибутами, благодаря которым он выступает как личностный центр всего Универсума, от которого начинаются и к которому сходятся все пути эволюции. Христос, по утверждению Тейяра, есть внутренне содержание мира, укорененное в него по самое сердце наиболее маленького из атомов. Вокруг Христа происходит все естественное развитие не только Земли и человечества, но и звезд, и других планет: Сириуса, Андромеды и т. д. – всех реальностей, от которых мы зависим физически.

Христос представляется Тейяром как неисчерпаемый синтез элементов и системы, единства и множественности, духа и материи, бесконечного и личного. Таким образом, Христос предстает как органический центр гармонизации всего универсума. Он накладывает решающий отпечаток на все свойства универсума. Универсум определяется его выбором, воодушевляется его формой. В нем сходятся все линии мира, созидается целостно материя и дух. Он придает всем свою консистенцию и, следовательно, в нем находится вершина творения, завершающая и достигающая наивысшей точки в универсальных измерениях, в сверхъестественных глубинах. Вся Вселенная представляет собой, по Тейяру, ничто иное как тело Иисуса Христа – Божественную среду. Все члены этого тела находятся в определенной связи друг с другом, взаимообусловливают друг друга.

Подводя итог изложению данной темы, следует констатировать, что все три типа картины мироздания: философский, научный и религиозный имеют свои специфические черты, но вместе с тем, на каждом конкретном историческом этапе развития культуры связаны друг с другом.

Список используемой литературы

1.Философия: курс лекций. – 2-е изд., перераб. и дополн. –М.: Центр, 2001.

2. Л. Грибов Наука и религия: от конфронтации к дополнительности // Высшее образование в России № 1, 1997 г

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Религиозная, философская и научная картины мира. Презентация на заданную тему содержит 16 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Религиозная картина мира Религиозная картина мира представляет собой целостную систему представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникающих в результате обобщения и синтеза религиозного опыта людей. Религиозная картина мира исходит из различения бытия самого по себе и существования, т.е. мира, обладающего бытием в силу его сотворенности.

Центральный пункт любой религиозной картины мира - образ Бога или богов, представление о том, что же являет собой высшая истинная реальность. Центральный пункт любой религиозной картины мира - образ Бога или богов, представление о том, что же являет собой высшая истинная реальность. Бог представляет собой высшую власть над земным миром, однако в разных религиях эта власть может быть как безграничной, так и ограниченной.

В политеистических представлениях (представлениях о существовании множества богов) главный бог (например, Зевс у древних греков) подчиняется космической необходимости, судьбе так же, как и люди. Ему отмерен свой век, свое время, хотя и гораздо более долгое по сравнению с человеческим. Будда не только не творец мира, но и не управитель. Он лишь наставляет богов, которых в буддизме - огромное множество. Абсолютным всесилием и бессмертием обладает христианский Бог. В политеистических представлениях (представлениях о существовании множества богов) главный бог (например, Зевс у древних греков) подчиняется космической необходимости, судьбе так же, как и люди. Ему отмерен свой век, свое время, хотя и гораздо более долгое по сравнению с человеческим. Будда не только не творец мира, но и не управитель. Он лишь наставляет богов, которых в буддизме - огромное множество. Абсолютным всесилием и бессмертием обладает христианский Бог. Христианский Бог - очень сложная для понимания фигура (впрочем, на это можно возразить, что религия не требует понимания умом, а требует эмоционального переживания). Он - личный абсолют. То есть это - безличное творящее и законосозидающее начало, именуемое Отец, и в то же время - это личность. Христианский Бог творит мир из Ничего и самовластно управляет им: без воли божьей ни один волос не упадет с человеческой головы.

Философская картина мира Философская картина мира – это обобщенная, выраженная философскими понятиями и суждениями, теоретическая модель бытия в ее соотнесенности с человеческой жизнью, осознанной социальной активностью и соответствующая определенному этапу исторического развития.

Главная тема философии — соотношение человека и мира, взятое во всех ракурсах: онтологическом, теоретико-познавательном, ценностном, деятельностном. Именно поэтому философские картины мира множественны и не похожи одна на другую. Их всегда объединяют между собой интеллектуальность рассмотрения и вечное сомнение в собственных утверждениях, постоянная критичность. Это резко отличает философское представление о мире от обыденных или религиозных взглядов и роднит философию с наукой. Главная тема философии — соотношение человека и мира, взятое во всех ракурсах: онтологическом, теоретико-познавательном, ценностном, деятельностном. Именно поэтому философские картины мира множественны и не похожи одна на другую. Их всегда объединяют между собой интеллектуальность рассмотрения и вечное сомнение в собственных утверждениях, постоянная критичность. Это резко отличает философское представление о мире от обыденных или религиозных взглядов и роднит философию с наукой.

В качестве основных структурных элементов философской картины мира можно выделить следующие виды знаний: о природе, об обществе, о познании, о человеке. В рамках данной картины мира сформировались две модели бытия: В качестве основных структурных элементов философской картины мира можно выделить следующие виды знаний: о природе, об обществе, о познании, о человеке. В рамках данной картины мира сформировались две модели бытия: 1) нерелигиозная философская картина мира, формирующаяся на основе обобщения данных естественных и общественных наук, осмысления светской жизни; 2) религиозно-философская картина мира как система догматически-теоретических взглядов на мир, в которой смешивается земное и сакральное. Происходит удвоение мира, где вера считается выше истин разума.

Научная картина мира Научная картина мира возникает как альтернатива религиозной. Мир и человек здесь рассматриваются как объекты исследования. Научная картина мира сформировалась в новое время под сильным влиянием идеи эволюционизма и математического естествознания. Под научной картиной мира понимают целостную систему представлений об общих свойствах и закономерностях мира.

В ее структуре можно выделить два главных компонента понятийный и чувственнообразный. Концептуальный компонент представлен философскими категориями (материя, движение, пространство, время и др.), принципами (системное единство мира, всеобщая взаимосвязь и взаимообусловленность явлений), общенаучными понятиями и законами (закон сохранения и превращения энергии). Чувственнообразный компонент научной картины мира — это совокупность наглядных представлений о природе (планетарная модель атома, образ Meгагалактики в виде расширяющейся сферы). В ее структуре можно выделить два главных компонента понятийный и чувственнообразный. Концептуальный компонент представлен философскими категориями (материя, движение, пространство, время и др.), принципами (системное единство мира, всеобщая взаимосвязь и взаимообусловленность явлений), общенаучными понятиями и законами (закон сохранения и превращения энергии). Чувственнообразный компонент научной картины мира — это совокупность наглядных представлений о природе (планетарная модель атома, образ Meгагалактики в виде расширяющейся сферы).

Главное отличие научной картины мира от донаучной и ненаучной состоит в том, что она строится на основе определенной фундаментальной научной теории, служащей ее обоснованием. Главное отличие научной картины мира от донаучной и ненаучной состоит в том, что она строится на основе определенной фундаментальной научной теории, служащей ее обоснованием. В основе современных научных представлений о строении мира лежит идея ее сложной системной организации. Наличие общих признаков организации позволяет объединить различные объекты в классы разнообразных систем. Эти классы часто называют уров­нями организации материи или видами материи. Все виды мате­рии связаны между собой генетически, т.е. каждый из них разви­вается из другого.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

 Религиозная, философская и научная картины мира.

Описание презентации по отдельным слайдам:

 Религиозная, философская и научная картины мира.

Религиозная, философская и научная картины мира.


 РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФСКАЯ НАУЧНАЯ Картина мира Основные картины мира

РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФСКАЯ НАУЧНАЯ Картина мира Основные картины мира

Религиозная картина мира Религиозная картина мира представляет собой целостну.

Религиозная картина мира Религиозная картина мира представляет собой целостную систему представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникающих в результате обобщения и синтеза религиозного опыта людей. Религиозная картина мира исходит из различения бытия самого по себе и существования, т.е. мира, обладающего бытием в силу его сотворенности.

Центральный пункт любой религиозной картины мира - образ Бога или богов, пред.

Центральный пункт любой религиозной картины мира - образ Бога или богов, представление о том, что же являет собой высшая истинная реальность. Бог представляет собой высшую власть над земным миром, однако в разных религиях эта власть может быть как безграничной, так и ограниченной.

В политеистических представлениях (представлениях о существовании множества б.

В политеистических представлениях (представлениях о существовании множества богов) главный бог (например, Зевс у древних греков) подчиняется космической необходимости, судьбе так же, как и люди. Ему отмерен свой век, свое время, хотя и гораздо более долгое по сравнению с человеческим. Будда не только не творец мира, но и не управитель. Он лишь наставляет богов, которых в буддизме - огромное множество. Абсолютным всесилием и бессмертием обладает христианский Бог. Христианский Бог - очень сложная для понимания фигура (впрочем, на это можно возразить, что религия не требует понимания умом, а требует эмоционального переживания). Он - личный абсолют. То есть это - безличное творящее и законосозидающее начало, именуемое Отец, и в то же время - это личность. Христианский Бог творит мир из Ничего и самовластно управляет им: без воли божьей ни один волос не упадет с человеческой головы.

Философская картина мира Философская картина мира – это обобщенная, выраженна.

Философская картина мира Философская картина мира – это обобщенная, выраженная философскими понятиями и суждениями, теоретическая модель бытия в ее соотнесенности с человеческой жизнью, осознанной социальной активностью и соответствующая определенному этапу исторического развития.

Главная тема философии — соотношение человека и мира, взятое во всех ракурсах.

Главная тема философии — соотношение человека и мира, взятое во всех ракурсах: онтологическом, теоретико-познавательном, ценностном, деятельностном. Именно поэтому философские картины мира множественны и не похожи одна на другую. Их всегда объединяют между собой интеллектуальность рассмотрения и вечное сомнение в собственных утверждениях, постоянная критичность. Это резко отличает философское представление о мире от обыденных или религиозных взглядов и роднит философию с наукой.

В качестве основных структурных элементов философской картины мира можно выде.

В качестве основных структурных элементов философской картины мира можно выделить следующие виды знаний: о природе, об обществе, о познании, о человеке. В рамках данной картины мира сформировались две модели бытия: 1) нерелигиозная философская картина мира, формирующаяся на основе обобщения данных естественных и общественных наук, осмысления светской жизни; 2) религиозно-философская картина мира как система догматически-теоретических взглядов на мир, в которой смешивается земное и сакральное. Происходит удвоение мира, где вера считается выше истин разума.

Научная картина мира Научная картина мира возникает как альтернатива религиоз.

Научная картина мира Научная картина мира возникает как альтернатива религиозной. Мир и человек здесь рассматриваются как объекты исследования. Научная картина мира сформировалась в новое время под сильным влиянием идеи эволюционизма и математического естествознания. Под научной картиной мира понимают целостную систему представлений об общих свойствах и закономерностях мира.

В ее структуре можно выделить два главных компонента понятийный и чувственноо.

В ее структуре можно выделить два главных компонента понятийный и чувственнообразный. Концептуальный компонент представлен философскими категориями (материя, движение, пространство, время и др.), принципами (системное единство мира, всеобщая взаимосвязь и взаимообусловленность явлений), общенаучными понятиями и законами (закон сохранения и превращения энергии). Чувственнообразный компонент научной картины мира — это совокупность наглядных представлений о природе (планетарная модель атома, образ Meгагалактики в виде расширяющейся сферы).

Главное отличие научной картины мира от донаучной и ненаучной состоит в том.

Главное отличие научной картины мира от донаучной и ненаучной состоит в том, что она строится на основе определенной фундаментальной научной теории, служащей ее обоснованием. В основе современных научных представлений о строении мира лежит идея ее сложной системной организации. Наличие общих признаков организации позволяет объединить различные объекты в классы разнообразных систем. Эти классы часто называют уров­нями организации материи или видами материи. Все виды мате­рии связаны между собой генетически, т.е. каждый из них разви­вается из другого.

существенные признаки: наличие в своей основе теоретических и обыденно-практи.

существенные признаки: наличие в своей основе теоретических и обыденно-практических знаний о бытии природы, общества и человека знания той или иной картины формируют основу содержания соответствующего типа мировоззрения наличие системообразующего начала (принципа или идеи), задающего мировоззренческую установку на познание и ценностные поведенческие ориентиры объяснение действительности на базе синтеза разнообразных знаний о мире КАРТИНА МИРА И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ

● основанием для разного видения, понимания и объяснения мира во всех картина.

● основанием для разного видения, понимания и объяснения мира во всех картинах выступают знания ● тесное переплетение проблемы мира и проблемы самого человека ● наличие в содержании картин мира как истинных знаний, так и заблуждений, мифов, верований ● выстраиваются с помощью категориального аппарата Общие признаки

Различия КАЖДАЯ КАРТИНА НОСИТ СВОЙ КОНКРЕТНО- ИСТОРИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ПРИНЦИПИ.

Различия КАЖДАЯ КАРТИНА НОСИТ СВОЙ КОНКРЕТНО- ИСТОРИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ПРИНЦИПИАЛЬНО РАЗНЫЙ ХАРАКТЕР САМОГО ЗНАНИЯ, ОТВЕЧАЮЩЕГО КРИТЕРИЯМ НАУЧНОСТИ НАЛИЧИЕ СОБСТВЕННОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ И КАТЕГОРИАЛЬНОГО АППАРАТА РАЗЛИЧНАЯ СТЕПЕНЬ ЗАВЕРШЕННОСТИ ТОЙ ИЛИ ИНОЙ КАРТИНЫ МИРА

Одной из основных характеристик человека, отличающей его от животного, считается в таком случае, то, что он в собственных поступках основывается на рассудок, на концепцию познаний и их оценку. Поступки людей, уровень производительности решаемых ими вопросов, безусловно, находится в зависимости с того, насколько правильно и основательно их представление действительности, в какой мере они могут грамотно оценивать ту обстановку, в которой им доводится действовать и использовать собственные познания.
С древних времен в человеческом существования огромное значение получали не только лишь те познания, которые имели прямое практическое значение, однако и те, которые принадлежали к единым взглядам о природе, обществе и самом человеке. Собственно последние как бы скрепляют в общее целое нравственный мир людей. На их базе появлялись, создавались и формировались традиции в абсолютно всех областях людской деятельности. Немаловажную значимость при этом играет то, как человек представляет устройство мира. Людское понимание старается вообразить для себя окружающий мир, т.е. заметить духовным взглядом в таком случае, что называют Вселенной, и отыскать собственное место из числа находящихся вокруг вещей, установить собственное состояние в мировой и естественной иерархии.
С давних времен людей волнуют проблемы об организации мироздания, о способности его знания, его практического изучения, о судьбах народов и в целом людей, о благополучие и правильности в людской жизни. В отсутствии желания познать общество в его целостности, стремления осознать природу и социальные явления человеческое общество никак не создало бы ни науки, ни художества, ни литературы.
Современная дисциплина нацелена на создание общей целой картины общества, показывая её равно как взаимозависимую "сеть бытия". В социальном сознании исторически формируются и со временем меняются различные картины общества, которые обыкновенный человек принимает равно как данность, равно как объективность, имеющуюся вне зависимости от наших индивидуальных мнений. Ситуация мира обозначает равно как бы видимый портрет мироздания, образно-понятийную копию Вселенной , посмотрев на которую, можно понять и заметить взаимосвязи действительности и свое место в ней.
Она подразумевает представление того, как организован мир, какими законами он правится, что находится в его основании и как он развивается . Следовательно представление "картина мира" захватывает особенное место в структуре естествознания.
Картины мира отчуждают люду конкретное место во Вселенной и могут помочь ему разбираться в бытии.
Они появляются равно как в рамках повседневной жизни, таким образом и в процессе внутренней деятельности человеческих сообществ.
Такое представление обозначает целостное рассмотрение академических познаний, их понимание не как отдельных элементов, а равно как общей концепции познаний. По этой причине ситуация природы, формируемая единичной наукой о природе либо естествознанием в целом, предполагает собой концепцию познаний разной уровня одинаковости и глубины, что возникает в следствии их синтеза.
При этом ситуация отдельной науки, к примеру физики, станет составляющей, либо фрагментом, общей научной картины природы, а последняя будет составлять часть картины общества в целом, содержащей природу и общество.


1.Понятие картины мира

1.1.Формирование картины мира

Картина мира как совокупность мировоззренческих знаний о мире, как "совокупность предметного содержания, которым обладает человек". Картина мира как предельно обобщенная концептуальная форма, теоретически синтезирующая различные наглядные представления о мироустройстве. Натурфилософия как первая форма общей картины мира. Единство натурфилософии и естествознания в создании картины мира. Уровни картины мира: чувственно-пространственный, духовно-культурный и метафизический. В мифологической картине мира все объекты живые, имеют душу.
Термин "картина мира" возник в рамках физики на рубеже XIX– XX вв. Одним из первых этот термин применительно к физике стал употреблять немецкий физик, один из основателей электродинамики Генрих Герц (1857–1894). Он трактовал данное понятие как совокупность внутренних образов внешних объектов, которые отражают их существенные свойства, включая минимум пустых, лишних отношений, хотя полностью избежать их не удается, так как образы создаются умом. Внутренние образы, или символы, внешних предметов, создаваемые исследователями, по Г. Герцу, должны быть такими, чтобы "логически необходимые следствия этих представлений в свою очередь были образами естественно необходимых следствий отображенных предметов".
Все миры (мир живых и мир мертвых) и населяющие их сущности подчиняются множеству разнообразных законов, нарушение которых чревато серьезными последствиями.
Поэтому, прежде чем срубить дерево, нужно попросить у него прощения; нужно договориться с камнем, подчинить его своей воле, чтобы он летел прямо в цель. В мифологической картине мира возникает бесконечное разнообразие миров внутри большого мира, и каждый обладает своим временем и пространством (в античной мифологии - мир людей, Аид и Олимп).
Человеческая жизнь - выживание среди странных, страшных, неподвластных ему сил.
Мир - поле битвы, на котором пытаются достичь своих целей мириады самых разнообразных существ, которые подчинены великому мировому закону.
Смысл существования - стать рабом своей судьбы или преодолеть ее, завоевать более высокую долю.
В настоящее время выражение "картина мира" получило распространение в самых различных областях гуманитарных наук: лингвистике, философии, искусствоведении, антропологии, психологии и т.д.
Поскольку человеческая жизнь разнопланова и многообразна, некоторые из этих пластов, особенно те, которые связаны с первичными ощущениями, не подлежат рациональному осмыслению и являются неосознанными. Поэтому и понятие "культурная картина мира" употребляется в широком и узком смысле слова.
В узком смысле в культурную картину мира входят первичные интуиции, национальные архетипы, образный строй, способы восприятия времени и пространства, "самоочевидные", но недоказанные утверждения, вне научные знания.
Выделяют следующие признаки-критерии, на основе которых можно различать особенности различных картин мира:
масштабность;
четкость;
эмоциональная окрашенность;
свет и мрак;
присутствие прошлого, настоящего и будущего;
аналитизм и синтетизм;
выделенность субъекта из внешней среды;
активность – пассивность;
знаковость (символичность);
рефлексивность;
насыщенность межчеловеческими отношениями;
конформность;
детерминированность мироустройства;
степень общей развитости;
особенности развития репрезентативной системы.
Картина мира – очень важная междисциплинарная категория. Она способна регулировать общественные отношения, так как в ней существуют представления об основных законах, правилах, которым подчиняются все элементы мира.
Любая картина мира – это лежащие в основе познавательной деятельности, определяющие се направленность фундаментальные мировоззренческие представления о месте и роли человека в мире, о том, как устроен мир, какие законы в нем действуют, каков смысл и цели происходящих в мире процессов.
Без понимания картины мира сложно постигнуть особенности мировоззрения и культуры человека.
Картина мира – это одно из важнейших, базовых понятий концепции человека, которое отражает особенности человеческого существования, его взаимоотношения с окружающим миром, другими людьми. Картина мира как целостный, неделимый образ мира является результатом всей жизни человека, его контактов с внешним миром.Современная научная картина мира является продуктом философско-мировоззренческих изысканий многих поколений ученых и мыслителей, формирующих знание во всем его многообразии представлений действительности

Зарегистрируйся, чтобы продолжить изучение работы

Одной из основных характеристик человека, отличающей его от животного, считается в таком случае, то, что он в собственных поступках основывается на рассудок, на концепцию познаний и их оценку. Поступки людей, уровень производительности решаемых ими вопросов, безусловно, находится в зависимости с того, насколько правильно и основательно их представление действительности, в какой мере они могут грамотно оценивать ту обстановку, в которой им доводится действовать и использовать собственные познания.
С древних времен в человеческом существования огромное значение получали не только лишь те познания, которые имели прямое практическое значение, однако и те, которые принадлежали к единым взглядам о природе, обществе и самом человеке. Собственно последние как бы скрепляют в общее целое нравственный мир людей. На их базе появлялись, создавались и формировались традиции в абсолютно всех областях людской деятельности. Немаловажную значимость при этом играет то, как человек представляет устройство мира. Людское понимание старается вообразить для себя окружающий мир, т.е. заметить духовным взглядом в таком случае, что называют Вселенной, и отыскать собственное место из числа находящихся вокруг вещей, установить собственное состояние в мировой и естественной иерархии.
С давних времен людей волнуют проблемы об организации мироздания, о способности его знания, его практического изучения, о судьбах народов и в целом людей, о благополучие и правильности в людской жизни. В отсутствии желания познать общество в его целостности, стремления осознать природу и социальные явления человеческое общество никак не создало бы ни науки, ни художества, ни литературы.
Современная дисциплина нацелена на создание общей целой картины общества, показывая её равно как взаимозависимую "сеть бытия". В социальном сознании исторически формируются и со временем меняются различные картины общества, которые обыкновенный человек принимает равно как данность, равно как объективность, имеющуюся вне зависимости от наших индивидуальных мнений. Ситуация мира обозначает равно как бы видимый портрет мироздания, образно-понятийную копию Вселенной , посмотрев на которую, можно понять и заметить взаимосвязи действительности и свое место в ней.
Она подразумевает представление того, как организован мир, какими законами он правится, что находится в его основании и как он развивается . Следовательно представление "картина мира" захватывает особенное место в структуре естествознания.
Картины мира отчуждают люду конкретное место во Вселенной и могут помочь ему разбираться в бытии.
Они появляются равно как в рамках повседневной жизни, таким образом и в процессе внутренней деятельности человеческих сообществ.
Такое представление обозначает целостное рассмотрение академических познаний, их понимание не как отдельных элементов, а равно как общей концепции познаний. По этой причине ситуация природы, формируемая единичной наукой о природе либо естествознанием в целом, предполагает собой концепцию познаний разной уровня одинаковости и глубины, что возникает в следствии их синтеза.
При этом ситуация отдельной науки, к примеру физики, станет составляющей, либо фрагментом, общей научной картины природы, а последняя будет составлять часть картины общества в целом, содержащей природу и общество.


1.Понятие картины мира

1.1.Формирование картины мира

2.1.Филосовская картина мира

Читайте также: