Доклад начальное техническое моделирование

Обновлено: 01.07.2024

Исходя из того, что задачи на моделирование относятк элементарной форме конструкторско-технических задач, техническое моделирование можно считать простейшей формой технического конструирования. Организуя уроки по техническому моделированию, учитель должен учитывать следующие требования:

- уроки по техническому моделированию должны развивать и направлять интересы детей;

- на уроках необходимо знакомить учащихся с различными техническими объектами, общими принципами и действиями машин и механизмов, с основными законами, положенными в основу технических устройств;

- выбираемые объекты для изготовления должны отражать достижения современной техники. Для изготовления необходимо рекомендовать учащимся наиболее известные транспортные, строительные, сельскохозяйственные, технологические, энергетические и бытовые машины.

- объекты моделирования должны соответствовать возрастным особенностям и техническим интересам учащихся, поэтому для моделирования необходимо подбирать объекты, которые не перегружены второстепенными деталями, чтобы ребенок мог по модели более четко представить основные части, узлы, детали и функции оригинала;

- готовясь к уроку, учитель должен подбирать такие объекты для изготовления, чтобы в работе над моделью ученик использовал графические знания, разные способы обработки материалов, разные способы сборки узлов для своих машин.

Предметами труда при изготовлении технических объектов могут служить: бумага, картон, древесина, металл, готовые геометрические формы (коробки, банки, флаконы, заготовки из различных материалов и др.), детали набора различных конструкторов

Организуя уроки технического моделирования, учитель ставит следующие задачи:

- формировать, расширять и систематизировать технические знания и политехнический кругозор учащихся;

- формировать умения и навыки работы с инструментами и приспособлениями по обработке различных материалов;

- формировать техническое и технологическое мышление, проектную деятельность;

- способствовать формированию самостоятельно решать различные конструкторские задачи, обосновывать цель деятельности;

- развивать воображение, смекалку, изобретательность и интерес к поисковой творческой деятельности.

Машиной называют механизм, созданный человеком для преобразования энергии в полезную работу, имеющий агрегаты - двигатель, передаточное устройство, рабочий механизм, органы управления и др.

Узлом называют разъемное или неразъемное соединение взаимно связанных между собой деталей. Узел состоит из отдельных деталей, которые имеют точное название и назначение.

Деталью называют часть узла, в которой нет разъемных или неразъемных соединений. Деталью могут служить болт, гайка, зубчатые колеса, ось – детали общего назначения или поршни двигателей, лопатки турбин – специального назначения.

Макетом называют [42] объемное воспроизведение внешнего вида объекта с точным соблюдением пропорций. Макеты – статические объекты, которые передают внешние признаки объекта и дают общее представление об изучаемом объекте.

Модели бывают как статические, так же и динамические. Моделью в техническом моделировании называют [22] трехмерное изображение предметов или их частей в уменьшенном масштабе при некоторой схематизации и условности изобразительных средств, однако, с обязательным соблюдением внешнего сходства и пропорций частей. Часто модель выступает как обобщение определенного класса логически общих предметов и явлений и позволяет изучать и наблюдать основные признаки явлений, их функции и особенности протекания (физические процессы, протекающие в реальных объектах, электрические процессы, аэродинамические законы и др.) или предметов целого класса (модель автомобиля, парусника, самолета, подъемного крана и др.).

В образовательных программах по трудовому обучению отводится несколько часов для работы с разными видами конструкторов. В настоящее время появилось множество конструкторов, позволяющих разнообразить деятельность детей на уроках, развивать их творческие способности.

Конструкторы металлические сделаны из легких и прочных сплавов металла, состоят из следующих деталей: полосы разной длины, пластины, плато, угловые планки, уголки, колеса, диски, оси, втулки, шпильки, гайки и винты.

В электроконструкторах имеются все необходимые детали для сборки электрифицированных изделий, проведения простейших опытов с электричеством.

Универсальные конструкторы имеют гораздо большее число деталей и позволяют конструировать модели не только те, которые изображены в альбомах-вкладышах, но и создавать множество собственных конструкций.

Техническое конструирование на уроках труда представляет собой процесс создания технических объектов с частичным или полным выполнением посильных для учащихся проектов и расчетов. Поэтому начинать обучение техническому моделированию и конструированию следует с освоения техники сборки не сложных изделий из крупных деталей. Для этой цели лучше использовать деревянные или пластмассовые конструкторы.

1 этап – обучение конструированию, выполнение задания:

1) точно по образцу;

2) по образцу с внесением изменений (цвет деталей, их количество), но с сохранением конструкции изделия;

3) по образцу с внесением изменений в конструкцию изделия;

4) точно по рисунку, в котором ясно видны все части и детали модели;

5) по рисунку, изменив в цвет, количество деталей или конструкцию модели.

II этап – обучение конструированию с элементами творчества:

1) по тематическому заданию;

2) по техническому условию.

III этап – конструирование по собственному замыслу.

Организуя занятия по техническому моделированию, учителю необходимо проверить обеспеченность всеми необходимыми инструментами и материалами. Все инструменты должны быть исправны, размеры и вес их должны соответствовать физическим и анатомическим особенностям детей. Использование инструментов, предназначенных для работы на промышленных предприятиях, приводит к неправильному формированию умений, переутомлению мышц руки и снижению качества работы.

1. В чем отличие технического моделирования и художественного конструирования?

2. Какое влияние на развитие детей оказывает конструирование?

3. Какие требования предъявляются к изготовлению технических изделий в начальных классах?

4. Какие требования предъявляются к инструментам, используемым в конструировании?

5. Назовите выразительные средства художественного конструирования.

7. Какую цель преследует мастер, используя орнамент в отделке изделий?

8. Назовите изобразительные средства орнамента.

9. Какие виды орнамента выделяют по способам его построения?

10. Какие виды орнамента выделяют по способу изображения мотивов?

Задания для самостоятельной работы.

1. Подобрать материалы для разработки бесед с учащимися начальных классов о народном творчестве.

2. Разработать рекомендации по соблюдению правил безопасной работы с инструментами и приспособлениями, используемые на уроках по техническому моделированию, разработать таблицы по правилам техники безопасности с монтажными, режущими и колющими инструментами.

Задания для лабораторной работы.

2. Разработать по 1 уроку по техническому моделированию и художественному конструированию.

3. Подобрать необходимую техническую документацию, предлагаемую авторами - разработчиками различных конструкторов и изготовить один технический объект по готовым инструкциям.

4. Разработать графические инструкционные карты по технологии изготовления одного из технических объектов.

Описание результатов работы с дошкольниками старшего и подготовительного возраста по начальному техническому моделированию.

ВложениеРазмер
doklad_k_prezentatsii_sudkova_s.v.docx 27.64 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ № 22 г. Аши

( из опыта работы)

Век накопления знаний и теоретической науки сменился новой эпохой – когда всевозможные роботы и механизмы заполняют мир.

Потребности рынка труда в специалистах технического профиля и повышенные требования в области образовательных компетентностей выдвигают актуальную задачу обучения детей основам начального технического моделирования и робототехники. Техническое образование является одним из важнейших компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни.

Начальное техническое моделирование в детском саду – это не просто занятия по конструированию, а мощный инновационный образовательный инструмент, который способствует развитию технического творчества и формированию научно-технической профессиональной ориентации у детей, начиная уже с младшего возраста. Деятельностный характер технологического образования, направленность содержания на формирование предпосылок умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности позволяет формировать у детей способность ориентироваться в окружающем мире.

В нашем Учреждении работа по формированию навыков начального технического моделирования началась с 2016года в качестве образовательной площадки РАОР г. Москвы, реализующей модель сетевого взаимодействия учреждений дополнительного и общего образования в рамках организационной формы –

технопарк, в группах для детей старшего и подготовительного возраста.

Анкетирование родителей воспитанников показало, что 67% опрошенных родителей отдали предпочтение развитию у детей конструктивных навыков, занятиям технической направленности.

Были определены формы организации занятий и время для такой работы: совместной деятельности со взрослым в течение дня;вне НОДа,в самостоятельной и использование активных форм организации воспитательно-образовательного процесса –участие в выставках, конкурсах, акциях, ролевых играх, экскурсиях и т.д.

Целенаправленное создание такой зоны дало детям возможность более детально знакомиться с современными конструкторами, достижениями науки- иллюстрации и фотографии с техническими дизайнами, журналы с объектами архитектуры, схемы для моделирования объектов, инженерные книги и т.д.. Детям стали доступны пособия и материалы, с которыми они ранее не сталкивались, но они были им очень интересны всегда: шило, иглы, циркули, скрепки, кнопки, пуговицы и т.д.

Вместе с курсом НТМ дети стали осваивать и Правила по технике безопасности - общие правила поведения и обращения с опасными предметами.

В ходе активных поисков необходимых и достаточных методов для формирования у детей навыков начального технического моделирован педагоги разрабатывали конспекты занятий в соответствие с перспективными планами, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей группы, фиксировали результаты деятельности в фото и видео - отчетах; разработывали схемы по темам занятий с подробным описанием деятельности и т.д.

Были разработаны карты показателей уровня развития детей дошкольного возраста со следующими параметрами оценки.

Диагностика эффективности образовательного процесса осуществлялась в течение всего срока реализации программы, начиная с сентября 2016года. Это помогло своевременно выявить пробелы в знаниях, умениях детей старших и подготовительных групп Учреждения, спланировать индивидуальную работу, отследить динамику развития детей. Для оценки эффективности образовательной программы были выбраны следующие критерии, определяющие развитие интеллектуальных и технических способностей обучающихся: развитие памяти, воображения, образного, логического и технического мышления.

По итогам работы за два года, можно сделать вывод о том, что дети проявляют стойкий интерес к занятиям НТМ; контингент детей не уменьшился, сохранился и увеличился ( в соответствие со списочным составом старших и подготовительных групп).

Результатом усвоения программы на сегодняшний день( по итогам анкетирования родителей и педагогов) по каждому уровню программы являются :

  • устойчивый интерес к занятиям по НТМ,
  • сохранность контингента на протяжении 2-х лет обучения,
  • результаты достижений в соревнованиях, выставках и конкурсах внутри объединения, областных конкурсах-выставках.

За прошедшие два года были защищены детские проекты -

Дети и педагоги участвовали в конкурсах :

-Конкурс – выставка по легоконструированию – Диплом победителя,2015г.

В Учреждении разработаны конспекты для детей старшей и подготовительной группы по начальному техническому моделированию с учетом возрастных и индивидуальных возможностей и особенностей детей.

Весь практический опыт работы по данному направлению собирался в течение двух лет.

Анкетирование родителей, занимающихся начальным техническим моделированием оценило работу в данном направлении следующим образом:

Особая роль в воспитании разносторонне развитых, деятельных, самодостаточных граждан отводится системе образования, особенно системе дополнительного образования. Подтверждением этому служит доклад о концепции развития дополнительного образования детей на заседании Правительства РФ 28 августа 2014 года Министра образования и науки Дмитрия Ливанова:

Исходя из потребностей современного общества и учета тенденций его развития по пути индивидуализации, в дидактике широкое распространение получила теория развивающего обучения, которая подразумевает ориентацию содержания, методов, форм организации образования на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путем использования их потенциальных способностей и возможностей.

Развивающее обучение направлено на развитие у детей умения наблюдать, мыслить, действовать практически, т. е. ориентировано не только на запоминание фактов, но и на понимание причинно-следственных связей между ними. Таким образом, ребенок учится понимать происхождение той или иной вещи, того или иного явления, понятия, одновременно у него формируются умения:

– определять условия этого происхождения;

– выяснять, почему эти понятия, явления или вещи приобрели ту или иную форму;

– воспроизводить в своей деятельности процесс происхождения данной вещи.

В совокупности этих умений заключается теоретическое мышление, которое должно формироваться у учащихся в процессе развивающего обучения.

Незаменимую роль в формировании у ребенка теоретического мышления и практических навыков играют занятия начальным техническим моделированием, которые служат основополагающим фундаментом для дальнейшей как творческой, так и производственной деятельности человека.

На занятиях начальным техническим моделированием обучающиеся выполняют различные виды работ: аппликации; лепка, конструирование, выжигание, вышивание, плетение и многое другое. Используя различные техники изготовления экспонатов, ребята воспроизводят объекты окружающей действительности в измененном масштабе (уменьшенном или увеличенном) по схемам, чертежам и эскизам.

Исходя из того, что сегодняшнюю жизнь невозможно представить без разнообразных механизмов, машин, высокотехнологичных конструкций, особая роль отводится техническому моделированию и конструированию, под которыми принято понимать создание учащимися макетов и действующих моделей автомобилей, судов, самолетов, ракет по готовым чертежам, эскизам, образцам и описаниям.

В процессе занятий начальным техническим моделированием учащиеся получают знания об окружающей действительности (машинах, технике, рабочих профессиях), отрабатывают трудовые умения и навыки, расширяют политехнический кругозор. Таким образом, актуальность занятия НТМ очевидна:

– это первые шаги в самостоятельной творческой деятельности по созданию макетов и моделей, несложных технических объектов;

– это начало процесса формирования у младших школьников начальных политехнических знаний и умений;

– это основа дизайнерского мастерства.

Являясь общеразвивающей программой, программа по НТМ направлена на всестороннее и гармоничное развитие учащихся, в результате которого происходит нравственное, физическое и интеллектуальное совершенствование личности ребенка.

Итак, начальное техническое моделирование – это один из видов технического творчества, который помогает проводить досуг с пользой для себя и окружающих, овладевать трудовыми и профессиональными навыками, способствует развитию фантазии и технического мышления.

Цель выставки – развитие и поддержание интереса обучающихся к занятиям начальным техническим моделированием, повышение стимула обучающихся к регулярным занятиям научно-техническим творчеством.

– создание условий для раскрытия творческих способностей обучающихся;

– создание условий для публичной демонстрации результатов технического творчества обучающихся и педагогов;

– пропаганда достижений обучающихся, передового педагогического опыта учреждений образования Алтайского края в сфере технического творчества;

– поддержка талантливых детей;

– поиск новых идей, фиксация новых тенденций в развитии технического творчества учащихся.

Единственное ограничение – возрастной критерий: участниками выставки по начальному техническому моделированию могут стать дети в возрасте до 11 лет.

Разнообразие представленных макетов и моделей, материалов, из которых они изготовлены, являются ярким свидетельством того, что фантазия и мастерство участников краевой выставки безграничны! Каждый раз ребята удивляют своей фантазией и творческим подходом к созданию макетов и моделей из бумаги, картона, ткани, ниток, пластилина, теста, глины, тонкой проволоки, фольги, древесины, бересты, соломки, бисера, ракушек, песка, бросового материала (стаканчики из под йогурта, коробки из под тортов, картонные коробки, газеты (плетение экспонатов из скрученных газетных трубочек), гайки, шурупы, макароны, пуговицы, старые диванные подушки, механизмы старой бытовой техники (светильников, телефонов, часов) и многое, многое другое).

Все макеты и модели выставки были экспонированы в 11 разделов:

Оценку работ производит экспертное жюри в составе опытных практикующих педагогов дополнительного образования, что является залогом объективности соответствия представленных работ оценочным критериям. Будучи действующими педагогами в сфере дополнительного образования, эксперты способны в полном объеме проанализировать представленные экспонаты и дать точные комментарии с указанием на все достоинства и недостатки в их изготовлении.

Основные критерии оценки экспонатов: мастерство изготовления, эстетичность, дизайн, оригинальность, степень сложности.

С целью пропаганды и повышения массовости мероприятий, организуемых нашим центром, с целью вовлечения детей в сферу технического творчества, все краевые мероприятия освещается СМИ (местные телеканалы, радио, газеты). «Формирование

Всю неделю после открытия выставки у желающих есть возможность посетить организованные демонстрационные экскурсии, на которых обучающиеся образовательных учреждений Алтайского края могут увидеть экспонаты, сделанные руками сверстников, взять на вооружение идеи для дальнейшей их реализации в собственной творческой деятельности.

Первый семинар для педагогов края по НТМ начал свою работу в 2010 году – в связи с тем, что назрела настоятельная потребность в предоставлении педагогам возможности повышения профессионального мастерства путем ознакомления с опытом работы коллег, обмена мнениями, изучения современных технологий, используемых на занятиях по начальному техническому моделированию.

Проводимые семинары направлены на решение следующих задач:

– внедрение инновационных технологий в образовательный процесс и мотивация педагогов края на творческий поиск в целях повышения качества дополнительного образования;

– выявление и распространение передового педагогического опыта;

– развитие профессиональной компетентности педагогов;

Для участия в семинаре приглашаются педагоги дополнительного образования, учителя начальных классов, воспитатели дошкольных образовательных учреждений края всех типов и видов (школ, лицеев, гимназий, учреждений дополнительного и дошкольного образования). Педагоги в ходе семинара могут быть как активными участниками (выступающие), так и пассивными (слушателями).

К реализации цели семинара приглашаются лекторы: ведущие специалисты образования, вузов из числа профессорско-преподавательского состава, преподаватели ПУ, лицеев, эксперты краевых мероприятий и другие.

Продолжают список выступающих сами участники семинара, которые представляют свой опыт работы в форме выступления - презентации, стендового доклада, мини-выставки, мастер-класса, практического занятия и т. п. Форму по обмену опытом участник выбирает самостоятельно, ориентируясь на свои новаторские педагогические находки, которыми готов поделиться с коллегами.

Автор: Столярова Светлана Владимировна

Населенный пункт: г. Воронеж

В моем детстве таких кружков почему-то не было. Я сама занималась (недолго) в судомодельном кружке. Была нетипичной девчонкой, мне нравилась техника, мальчишеские игры, а не вязание и вышивание. Были еще авиамодельный, автомодельный, радиокружок и другие. Считалось, что ребенок должен выбрать что-то одно. А если у него много увлечений, и он еще не определился? В далеком 1981 году мне впервые предложили руководить кружком в пионерском лагере. Тогда это был судомодельный кружок, ведь я была студенткой Ленинградского кораблестроительного института. Сначала желающих было очень много, но к середине смены осталось несколько мальчиков 12-13-ти лет, у которых хватило терпения и умения всю смену строить модель корабля. Младшеклассникам при всем их огромном желании такая работа просто была не по плечу. И не только корабли были интересны мальчишкам, но и самолеты, машины, ракеты и многое другое.

Стараюсь формулировать задания следующим образом: проанализируйте, объясните, сравните, предложите способ решения проблемы, оцените, измените, придумайте. Предлагаю детям самим угадать тему занятия. Например, я прошу детей принести на занятие две коробочки (от сока и от спичек) предлагая им самим догадаться, что будем из них делать. Почти сразу догадались – танк, все принесли коробочки, положили одну на другую. ( Образца они не видят) Кто-нибудь из детей спрашивает: - А из чего мы будем делать пушку? – А как ты думаешь? – Из трубочки! - А как ее прикрепить? А как сделать, чтобы башня могла поворачиваться? Теперь дети сами ставят проблемы и предлагают пути их решения (Сделать отверстие, использовать гвоздь или винт). При всей кажущейся простоте этих заданий для современного ребенка 6-7-ми лет это настоящая конструкторская деятельность, ведь до этого он только пользовался готовыми игрушками.

По моему мнению, большое значение для развития активных форм познания имеет также работа с разными материалами. Ребенок учится работать с разными видами бумаги, картона, пластика, с фанерой, деревом, пенопластом, потолочной плиткой и др., делает самостоятельный выбор в пользу того или иного материала и инструмента и может его обосновать. Мальчишки любят рассказывать друг другу, какие модели они планируют еще построить. В конце второго года обучения они уже рассуждают с полным знанием дела: какой материал будут использовать для той или другой детали, как они будут соединяться, как будет действовать модель. добную работу выполняет ведущий конструктор КБ (в гораздо большем объеме, конечно).

Конечно, мальчишки вырастают и начинают строить настоящие, сложные модели кораблей или самолетов. Теперь они уже многое умеют и знают, а любовь к технике останется с ними на всю жизнь.

Все дети рождаются творцами, строителями, исследователями. Маленькому ребенку быстро надоедает просто играть с игрушкой. Не успеют родители купить, как он уже ее сломал, разобрал, потому что хотел узнать, как она устроена. У многих не без помощи родителей эта жажда все узнать, изучить со временем пропадает, другие становятся учеными, конструкторами, изобретателями. Или писателями и художниками. Как, например, Николай Носов, Валентин Катаев, Владислав Крапивин. А известный художник Владимир Конашевич в детстве очень любил строить модели парусных кораблей и считал, что это помогло ему в работе художника-иллюстратора. Поэтому я просто уверена, что не может быть полноценным детство ребенка, мальчика, который ничего никогда не строил, не конструировал, не изобретал.

Во времена моего детства любой мальчишка без всяких кружков мог смастерить уйму вещей: кораблик для запуска в ручье, пистолет, кинжал и саблю для игры в войну, лук и стрелы для игры в индейцев. А воздушные змеи! Их клеили и ходили запускать всем двором. Вспомним наши любимые детские книги - книги Николая Носова, Юрия Сотника, Владислава Крапивина и многих других советских писателей. Их герои-мальчишки постоянно что-то выдумывали, изобретали, строили! Ребятам было интересно во дворе, было интересно дома, вообще жить ребенку было интересно. Я в детстве зачитывалась этими книгами, я так завидовала мальчишкам, их приключениям, и благодаря им с детства полюбила мастерить. А теперь учу этому моих мальчишек и очень стараюсь сделать их жизнь ярче и интересней.


Кружок начального моделирования дает возможность младшим школьникам познакомиться с различными видами транспорта и транспортных моделей, в упрощенном варианте познакомиться с принципом их действия (контурных или силуэтных, бумажных, простейших объемных), приобрести начальные умения постройки и навыки запуска моделей. В рамках кружка систематически проводятся игры и соревнования с изготовленными моделями. За год работы в кружке обучающийся сможет определить, какой из видов моделизма ему более подходит.

Содержимое разработки

Муниципальное образовательное учреждение

школа-интернат основного общего образования

имени 37 Гвардейской стрелковой дивизии

г. Волжского Волгоградской обл.

Директор МОУ школы-интерната

Дополнительная образовательная программа

ТЕХНИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ”

для детей: 9 - 12 лет, сроком реализации 1 год

педагога дополнительного образования:

Гребенникова Юрия Николаевича.

на методическом совете,

протокол №1 от 01.09.2005

2005ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

В детстве, особенно мальчишек, интересуют различные технические объекты. Пытаясь разобраться в их устройстве, ребенок что-то ломал, заглядывая, что внутри. У него возникало множество вопросов. Техника не только будит любознательность, желание понять, как и почему движется и работает, но и стремление изготовить что-то своими руками. Став учащимися, есть возможность на многие вопросы найти ответы и при помощи инструмента изготовить поделку, занимаясь в кружке начального технического моделирования.

Кружок начального моделирования дает возможность младшим школьникам познакомиться с различными видами транспорта и транспортных моделей, в упрощенном варианте познакомиться с принципом их действия (контурных или силуэтных, бумажных, простейших объемных), приобрести начальные умения постройки и навыки запуска моделей. В рамках кружка систематически проводятся игры и соревнования с изготовленными моделями. За год работы в кружке обучающийся сможет определить, какой из видов моделизма ему более подходит.

Набор учащихся в кружок, проявляющих интерес к технической области, происходит по желанию детей.

Целью программы “Начальное техническое моделирование” является:

создание условий для поддержания интереса к технике и развития обучающегося средствами занятий основами технического моделирования.

К основным задачам кружка также относится:

создание устойчивой мотивации к конструированию технических объектов;

освоение технологических операций по изготовлению простейших моделей;

воспитание уважения к полезному труду, людям с умелыми руками;

развитие у обучающихся графической грамотности, основ технического мышления;

воспитание умения работать сообща, в коллективе, выполнять работу, полезную для учреждения.

Программа предназначена для обучающихся 9 – 12 лет и реализуется в течение 1 года. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу, наполняемость групп – 15 человек.

Данная программа разработана на основе Программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ (1982 года издания) “Подготовительные технические кружки” и модифицирована в части часовой нагрузки на обучающихся и подборе объектов содержания, исходя из возможностей учреждения. В пояснительной записке также отражены внесенные в типовую программу изменения, учитывающие современные требования к содержанию дополнительного образования в плане реализации воспитательной и развивающей функций.

Принципы организации кружка следующие: добровольность выбора профиля технического кружка в соответствии с личными интересами и способностями, творческий характер и общественно-полезная направленность работы, самостоятельность и инициатива обучающегося при проведении мероприятий в кружке.

Осваивая данную программу, дети постепенно расширяют свой политехнический кругозор. У них развиваются познавательный интерес к технике, технические наклонности, формируются умения и навыки работы с различными материалами и инструментами, воспитывается трудолюбие, настойчивость, целеустремленность, то есть устойчивые волевые качества. Кружок начального моделирования поможет школьникам больше узнать об истории транспорта, о вкладе ученых и конструкторов в его создание и развитие, о значении транспорта для народного хозяйства и обороны страны (в самых общих чертах).

В работе кружка постоянно делается акцент на освоение обучающимися графической грамоты. Первые модели выполняются с помощью шаблонов, а затем дети учатся работать по чертежам. В процессе выполнения различных практических работ необходимо учитывать, что младшие школьники еще не владеют прочными навыками разметки и работы с мерительными инструментами. Им чаще нужно предлагать различные шаблоны, оправки, размеченные заранее педагогом или учащимися-инструкторами, полуфабрикаты и заготовки, выполненные из картона, бумаги, тонкой фанеры, деревянные рейки нужного сечения, выровненные обрезки проволоки и т.д. По мере освоения детьми навыков работы с чертежными инструментами им предлагаются работы, связанные с простыми геометрическими построениями при подготовке материала к раскрою или изготовления разверток определенных изделий.

Вместе с тем обучающиеся знакомятся с принятыми в технике понятиями, классификациями, признаками различных технических устройств, процессом стандартизации. Ведущими началами в деятельности кружка обучения являются игры, конкурсы, соревнования.

Занятие состоит из теоретической и практической частей.

Теоретической части занятия отводится не более 10-15 мин. Здесь педагог в доступной форме делает общий анализ модели, объясняет последовательность выполнения работы, требования к качеству изготовляемой модели и работы в целом, проводит инструктаж по технике безопасности и т.п., то есть даются технологические сведения.

В практической части занятия идет освоение работы с различным плотницким и слесарным инструментом, овладение навыками безопасной обработки материалов. Объекты труда должны грамотно подбираться педагогом с учетом возраста обучающихся. Эти работы должны быть привлекательными и посильными для детей. Необходимо учитывать возрастные особенности младших школьников: выполнение однообразных операций утомляет их, быстро им надоедает. Обязательные элементы деятельности кружка – самое широкое использование игровых моментов, делающих труд увлекательным; поощрение проявления инициативы в решении трудовых задач и стремления преодолеть встречающиеся трудности. Целесообразно организовывать и проводить различные познавательные игры, определять место игровой ситуации на занятии. При планировании работы необходимо, чтобы дети периодически возвращались к использованию одних и тех же материалов, но в разных самоделках, чтобы виды труда постоянно чередовались, а объекты были не слишком сложными и чрезмерно трудоемкими, особенно на первых порах. Предпочтение следует отдавать таким объектам и предметам труда, которые можно сделать в течение одного-двух занятий.

При выборе объектов особое предпочтение отдается моделям, позволяющим проводить познавательные и сюжетно-ролевые игры, построенные на активном восприятии окружающей жизни. Интерес к занятиям в кружке повышают соревнования, проводимые по упрощенным правилам для спортивно-технических моделей. В производственно-игровую форму можно облечь подготовку к какому-либо празднику. Интересны для детей данного возраста лабораторные работы по изучению свойств материалов и конструкций. Следует всемерно поощрять самостоятельное чтение литературы о науке, технике и производстве. Развитию фантазии и ассоциативного мышления у младших школьников в значительной степени способствуют конкурсы фантастических проектов, игры “Путешествие в Техноград”, “Город мастеров”, “Здравствуй, Мастер”, “В гостях у Самоделкина”.

Членами кружка выполняется общественно полезная работа по посильному участию в ремонтных работах книг, настольных игр, стендов и т.п. В учебном году демонстрация умений и навыков происходит на выставке работ, в кружковых соревнованиях, участием в городских выставках. Теоретическая подготовка кружковцев проверяется в тематических контрольных срезах, технических конкурсах, олимпиадах.

Ожидаемые результаты обучения.

К концу учебного года обучающиеся должны знать:

названия и назначение окружающих и часто встречающихся технических объектов и инструментов ручного труда;

приемы и правила пользования простейшими инструментами ручного труда;

свойства бумаги, картона, древесины, некоторых тканей, их применение, доступные способы обработки;

способы применения шаблонов;

способы соединения деталей из бумаги, картона, фанеры;

правила сборки макетов и моделей из готовых наборов деталей конструкторов по техническим рисункам;

правила организации рабочего места, техники безопасности;

упрощенные правила проведения соревнований.

Учащиеся должны уметь:

определять основные части изготовляемых макетов и моделей и правильно произносить их названия;

сравнивать технические объекты по различным признакам, делать обобщения;

проводить на бумаге ровные (при помощи линейки) вертикальные, горизонтальные и наклонные линии;

называть плоские геометрические фигуры (треугольник, прямоугольник, круг) и объемные геометрические тела (куб, шар, цилиндр);

вырезать из бумаги квадрат, треугольник, из квадрата вырезать круг;

изготовлять модели и макеты объектов, определенных содержанием программы из материалов простых в обработке;

Читайте также: