Доклад на тему силовая подготовка борцов самбистов

Обновлено: 05.07.2024

Достижение высокого спортивного результата в борьбе зависит от многих факторов, при этом уровень физической подготовленности создает базу для проявления технико-тактических способностей борцов.

Отсутствие достаточной силы мышц, обеспечивающие захват, как правило, не позволяет реализовать потенциальные возможности борца. В борьбе в одежде предъявляются особые требования к надежному захвату, также к своевременному срыву захвата противника, правильной тяге и т.д. Эффективность захвата даёт борцу преимущество во владении инициативой в схватке [1].

В борьбе спортсмен, владея надежным захватом (на уровне тактильных ощущений), может получать необходимый набор информации относительно физической, психоэмоциоальной, технической подготовленности соперника и во многих случаях способен предугадывать направление его атак, своевременно противостоять и контратаковать [2]. Воспитание силы мышц рук является одним из самых неотъемлемых и необходимых компонентов для реализации всех потенциальных возможностей в схватке [6, 3].

Целью нашего исследования стало выявление эффективных средств и разработка комплекса специальных упражнений, направленных на развитие силы мышц рук у борцов-самбистов на этапе спортивного совершенствования. В ходе исследования были определены следующие задачи:

1. Разработать комплекс специальных упражнений для развития силы мышц рук.

2. Выявить показатели развития силы мышц рук у борцов-самбистов на этапе спортивного совершенствования.

Методами исследования являлись: анализ и синтез научно-методической, психолого-педагогической литературы по теме исследования, педагогический эксперимент, математическая обработка полученных данных.

По нашему мнению, целенаправленная тренировка мышечных групп рук, обеспечивающих кистевые захваты в борьбе в одежде, позволит качественно повысить силу мышц рук и силу захвата у борцов самбистов на этапе спортивного совершенствования, если будут соблюдаться следующие условия:

1. В учебно-тренировочный процесс будут включены специальные физические упражнения, направленные на развитие силы мышц рук и силу захвата у борцов-самбистов.

2. Будет уделяться достаточно времени в учебно-тренировочном процессе специальным упражнениям в борьбе, в которых будет, совершенствоваться техника и сила захвата.

3. Будут включаться упражнения для самостоятельной индивидуальной тренировки вне борцовского зала, которые будут содействовать развитию силы рук.

На первом этапе исследования мы провели тестирование, для определения исходного уровня развития силы мышц рук, в обеих группах. Были выделены следующие тестовые задания: измерения силы мышц кисти при помощи динамометра (кг); лазание по канату на время (сек.); вис на поясах, свисающих с перекладины на время (сек.).

Как видно из таблицы 1, различия показателей между контрольной и экспериментальной группой не подтверждаются, из этого можно сделать вывод, что сила рук у борцов-самбистов в этих группах находится на одном уровне.

На втором этапе исследования в учебно-тренировочный процесс экспериментальной группы был введен комплекс упражнений, направленный на развитие силы мышц рук. Контрольная группа продолжила заниматься по общепринятой программе учебно-тренировочных занятий.

Таблица 1 - Показатели развития силы мышц рук у борцов-самбистов до эксперимента

Тесты Контрольная группа Экспериментальная группа Р
Динамометрия правой руки (кг) 33,0±0,68 32,6±0,75 Р≥0,05
Динамометрия левой руки (кг) 32,0±0,84 32,3±0,54 Р≥0,05
Лазание по канату (сек.) 10,9±0,44 10,9±0,40 Р≥0,05
Вис на поясах (сек.) 36,8±4,74 36,0±4,08 Р≥0,05

Подготовительная часть учебно-тренировочного занятия состояла из следующих упражнений: бег; специальные упражнения в беге; специальные упражнения в ходьбе; имитация приемов борьбы самбо; гимнастические упражнения; специальные упражнения на месте, выполняемые как в стойке, так и в партере.

Основная часть включала в себя: отработку приемов борьбы самбо (удержания, болевые приемы на руки и на ноги, различные переходы, броски и комбинации); учебно-тренировочные схватки по заданию в стойке и в партере; вольные схватки как в стойке, так и в партере.

Заключительная часть включала: общие и специальные упражнения борца направленных на развития физических качеств; упражнения на растягивания мышц.

На третьем этапе исследования, нами было проведено повторное тестирование по тем же тестовым заданиям, и в той же последовательности.

Показатели развития силы мышц рук у борцов-самбистов в контрольной и экспериментальной группах после эксперимента представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Показатели развития силы мышц рук у борцов-самбистов

Тесты Контрольная группа Экспериментальная группа Р
Динамометрия правой руки (кг) 33,5±0,81 36,8±0,70 Р≤0,05
Динамометрия левой руки (кг) 32,4±0,91 35,8±0,74 Р≤0,05
Лазание по канату (сек.) 10,4±0,39 9,1±0,30 Р≤0,05
Вис на поясах (сек.) 38,9±4,97 58,3±4,10 Р≤0,05

В обеих группах, показатели силы мышц рук повысились в измерении силы мышц кисти при помощи динамометра. Показатели силы правой руки после эксперимента в экспериментальной группе во многом превышают соответствующие результаты в контрольной группе.

В контрольной группе показатели улучшились незначительно, в среднем динамометрия правой руки составила 33,5 кг (прирост 0,5 кг). Показатели динамометрии правой руки экспериментальная группа улучшила более значимо, в среднем составили 36,8 кг (прирост 4,2 кг).

Показатели динамометрии левой руки контрольная группа улучшила незначительно, в среднем показатели динамометрии левой руки составили 32,4 кг (прирост 0,4 кг.). Результаты динамометрии левой руки экспериментальная группа улучшила более значимо, в среднем составили 35,8 кг (прирост 3,5 кг).

Показатели в контрольном тесте лазание по канату контрольная группа улучшила незначительно, в среднем показатели составили 10,4 сек. (прирост 0,5 сек.). Экспериментальная группа показала более высокий результат – 9,1 сек. (прирост 1,8 сек.).

Показатели в контрольном тесте вис на поясах контрольная группа улучшила незначительно, в среднем показатели виса на поясах составили 38,9 сек. (прирост 2,1 сек.). Экспериментальная группа улучшила результат более значимо, в среднем показатели виса на поясах составили 58,3 сек. (прирост 22,3 сек.).

Проведённое исследование позволило нам сделать следующее заключение: силовая подготовка, является неотъемлемой частью в подготовке борцов самбистов, а захваты являются важной составной частью их подготовки. Спортсмен владеющий более высоким уровнем развития силы мышц рук, имеет значительно больше шансов взять свой коронный захват, тем самым навязав сопернику удобную для себя манеру проведения поединка, более того может намного эффективнее защищаться, как в стойке, так и в партере.

Результаты экспериментального исследования показали, что целенаправленная тренировка мышечных групп, обеспечивающих кистевые захваты в борьбе в одежде, позволяет качественно повысить силу мышц рук и силу захвата у борцов самбистов на этапе спортивного совершенствования.

Литература

1. Кряклин, А. Л. К вопросу о локальной выносливости в борьбе самбо. / А. Л. Кряклин, Н. Г. Кулик // Юбилейный сборник научных трудов молодых ученых и студентов РГАФК. – М.: 1998. – С. 75 – 83.

2. Новаковский, С. В. Совершенствование специальной силовой тренировки мышц рук у борцов. / С. В. Новаковский, В. И. Рудницкий // Материалы международной научно-практической конференции. – Минск, 1997. – С. 133.

3. Пойманов, В. П. Контроль за физической подготовленностью борцов. / В. П. Пойманов, В. Е. Петухов // Спортивная борьба: Ежегодник. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – С. 61 – 64.

4. Туманян, Г. С. Спортивная борьба: теория, методика, организация тренировки. Учебное пособие. В 4-х кн. Кн. I. Пропедевтика. / Г. С. Туманян. – М. : Советский спорт, 1997. – С. 223 – 288.

5. Тищенков, И. И. Борьба в одежде: Дзюдо и самбо для женщин. / И. И. Тищенков, В. В. Извеков. – Москва, издат. Моск. ун-т потреб. кооперации, 1998. – 39 с.

6. Харлампиев, А. А. Техника борьбы самбо. / А. А. Харлампиев. – М. : Физкультура и спорт, 1960. – 31 с.

В статье представлены материалы исследования роли скоростно-силовых тренировок у самбистов на подготовительном этапе.

Введение

Борьба самбо – ациклический вид спорта, где идет непосредственное противоборство противников, основанное на жестком физическом контакте. Современные спортивные единоборства в интегрированном образе являются одним из наиболее массовых видов спорта, имеющих также и прикладную направленность. Поэтому перед спортивной педагогикой встает проблема все более полного изучения целесообразных способов и форм тренировки спортсменов.

Сегодня в современном спорте отмечается рост физических возможностей человека, где вследствие этого можно наблюдать высокий уровень спортивных достижений и острейшую борьбу на соревнованиях. Такой уровень достижений предъявляет жесткие требования к качеству подготовки самбистов. Среди его ключевых отличительных признаков – наличие длительных, систематических и упорных тренировок, под которые спортсменам приходится подстраивать свой режим дня и условия своего быта; постоянное соперничество в рамках спортивных соревнований и даже отборов для участия в них; необходимость постоянной концентрации и умения в нужный момент по максимуму активизировать все физические и психические силы, поэтому одной из главных ролей в тренировочном процессе самбистов является развитие скоростно-силовых способностей.

Важность скоростно-силовой подготовки для самбистов не вызывает сомнений, так как рост уровня технико-тактического мастерства базируется на высоком потенциале его физической подготовленности.

Можно отметить, что поднятие уровня общефизической и специальной скоростно-силовой готовности самбистов происходит за счет самой борьбы. Но использовать только эти средства для подготовки нельзя, да, наверное, и невозможно. Совокупность специальной подготовки в тренировочном процессе неумолимо растёт из-за увеличения временного объёма, уделяемого на выполнение упражнений соревновательного и специально подготовительного типа. Общее количество и степень нагрузок во время тренировки все продолжают возрастать.

Сегодня широко используется множество видов спортивных тренировок направленных на развитие скоростно-силовых способностей борцов, одни из которых круговые тренировки и кроссфит.

Вопросами роли скоростно-силовых тренировок в подготовке самбистов на этапе процесса подготовки единоборцев занимаются Кузьменко Г.А., Ким Т.К., Кабанова Е.А., Подлесных А.А, Ким Р.К. [4, с. 95]. Анализ степени изученности проблемы исследования показал, что вопросы роли тренировки, повышающей уровень скоростно-силовых способностей на подготовительном этапе раскрыты в работах таких авторов, как Е. К. Насырова [6, с. 24], А. М. Кондаков [5, с. 199].

В исследованиях Е. В. Калмыкова [2, с. 129], А. С. Пахомова [8, с. 53] и др. указывается на то, что поднятие уровня общефизической и специальной скоростно-силовой подготовленности спортсменов происходит за счет средств самой борьбы, то есть, применяя большое количество разнообразных тренировочных заданий в процессе технико-тактической подготовки. Однако целенаправленного процесса воспитания скоростно-силового компонента не происходит. В данном случае, если не применять концентрированной углубленной тренировки скоростно-силовой направленности, то в процессе совершенствования технико-тактического мастерства спортсменов не произойдет значительного повышения уровня развития скоростно-силовых качеств [3, с.37].

Методы и организация исследования

Цель исследования – обосновать необходимость тренировок повышающие скоростно-силовые способности на основе параметров соревновательной деятельности.

Методы исследования: педагогическое наблюдение, видеоанализ, анкетирование, экспертная оценка, методы математической статистики.

Результаты исследования и их обсуждение

Нами был проведен видеоанализ 50 соревновательных поединков самбистов контрольной и экспериментальной группы. Индивидуальные трудности ведения противоборства нами учтены для дальнейшего анализа и применения в исследованиях, однако нами был замечен общий компонент ведения соревновательного поединка: после 160 сек спортсмены при наличии преимущества в баллах не могли его завершить схватку в свою пользу , так как снижался темп атакующих и оборонительных действий, что свидетельствовало о недостаточном уровне развития специальной выносливости и скоростно-силового компонента.

Нами сделано предположение, что при организации тренировочной работы с включением спортивной подготовки по группам с учетом трудностей ведения соревновательного поединка возможны улучшения показателей соревновательной активности.

Одной из рациональных форм организации спортивной подготовки являются круговые тренировки. Они дают возможность приблизить характер деятельности при выполнении подготовительных упражнений, к режимам работы, свойственным соревновательным упражнениям, создавая тем самым благоприятные условия для переноса тренированности.

Характеризуя круговую тренировку, применяющуюся на этапе базового мезоцикла, хотелось бы отметить, что направленность используемых упражнений была идентичной. Известно, что эффект тренировочной нагрузки будет больше, если выше интенсивность и длительность. Отсюда следует, что при развитии скоростно-силовых качеств необходимо стремиться к повышению нагрузки до максимальной с одновременным увеличением длительности ее воздействия, ориентируясь на условия соревновательной деятельности. В связи с этим в круговой тренировке использовались только восемь станций (упражнений). Все эти упражнения моделируют соревновательные, они в какой-то мере и развивают те основные группы мышц, которые участвуют в выполнении большинства технических действий в борьбе самбо, с помощью этих комплексов упражнений круговой тренировки можно вывести спортсмена на новый двигательный режим, приближенный к условиям соревновательной деятельности.

Круговая тренировка (таблица 1) выполнялась три раза в неделю. Такое построение тренировочного процесса имело место в дневной тренировке, а в вечерней предусматривалось только совершенствование технико-тактических действий.


В статье автор пытается выявить особенности технической подготовки самбистов 10–12 лет.

Ключевые слова: экспериментальная группа, контрольная группа, техническая подготовка, техническая подготовка самбистов, разработанный комплекс упражнений, контрольное тестирование.

В настоящее время у специалистов и тренеров по самбо не вызывает сомнений тот факт, что успешность подготовки спортсмена зависит непосредственно от эффективности осуществления индивидуального подхода в многолетнем тренировочном процессе подготовки самбиста. При этом техническая подготовка самбиста выделяется в качестве основного компонента профессиональной деятельности тренера, так как параметры владения техникой и тактикой являются определяющими по сравнению с другими видами подготовки спортсмена для достижения высокого спортивного результата.

Одним из важнейших путей совершенствования технической подготовки, направленным на повышение эффективности соревновательной деятельности борца, является целенаправленный выбор и формирование индивидуальных (коронных) технических действий (приемов), создающих необходимые предпосылки для стабильности уровня спортивных достижений спортсмена и являющихся той базой, на которой на этапе спортивного совершенствования строится вся техническая, тактическая и физическая подготовка.

Отличительной особенностью технической подготовки в борьбе самбо является возможность достижения чистой победы в схватке за счет изучения выполнения разрешенных болевых приемов. Принудительное разгибание, сгибание или скручивание одного из суставов конечностей спортсмена заставляет включаться защитной функции организма в виде возникновения различного уровня болевого ощущения, а повышение уровня боли заставляет защищающегося признать свое поражение. Техническая подготовка является основополагающим компонентом тренировочного процесса и направлена на предстоящую соревновательную деятельность. Это обусловлено тем, что техника является основой спортивного мастерства борца и оценивается исходя из правил соревнований, тогда как остальные стороны спортивной подготовки должны дополнять и расширять этот результирующий компонент соревновательной деятельности.

Целью исследования является выявления особенности технической подготовки самбистов 10–12 лет. Для проведения экспериментального исследования была сформирована выборка, включающая экспериментальную и контрольную группы. Всего в исследовании приняли участие 20 самбистов в возрасте 10–12 лет (мальчики): 10 самбистов в возрасте 10–12 лет составили экспериментальную группу, 10 самбистов в возрасте 10–12 лет составили контрольную группу.

Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа: На первом, теоретико-поисковом этапе определялось общее направление исследования, анализировалась общая и научно- методическая литература, выявлялась научная проблема. Формировались тема, объект, предмет, цель, гипотеза и задачи исследования. Было представлено предварительное теоретическое обоснование проблемы, разработан план работы. Помимо этого, данный этап включал в себя изучение методики совершенствования процесса технической подготовки самбистов 10–12 лет. На втором, аналитико-экспериментальном этапе была подвергнута первичной проверке и уточнена гипотеза исследования, определен контингент испытуемых. Было проведено педагогическое тестирование. На данном этапе был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие 10 самбистов в возрасте 10–12 лет экспериментальной группы, с целью проверки эффективности разработанных комплексов упражнений по улучшению технической подготовки юных спортсменов. Методика тренировок была индивидуализирована с учетом возраста самбистов. У детей возникали трудности с соблюдением правил. Тренироваться им нравилось, но не всегда хватало внимания, так как в этом возрасте оно недостаточно устойчивое.

Нами применялись метод строго регламентируемого упражнения, игровой и соревновательный методы. Мы не изучали продолжительное время (более 20 мин) какой-либо технический элемент и долго (более 5 мин) не выполняли одно упражнение. В структуру учебно-тренировочного процесса самбистов 10–12 лет экспериментальной группы также были включены специально разработанные комплексы упражнений, которые также выполнялись в домашних условиях. При составлении комплексов упражнений были учтены возрастные особенности занимающихся; физическое состояние испытуемых; развивающая направленность используемых средств и т. д. Учебно-тренировочный процесс с самбистов 10–12 лет контрольной группы проходил в стандартном режиме. В завершении на данном этапе проведена экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы.

Третий этап — обобщающий. Здесь были проанализированы полученные результаты исследования, сформулированы теоретические выводы, проведена апробация основных методов технической подготовки самбистов. Также данный этап включал в себя и оформление исследования, анализ результатов, выводов по работе, подготовку наглядных пособий и доклада. На основе анализа и обобщения экспериментальных данных сформулированы результаты исследования, и предложены практические рекомендации по применению специально разработанных комплексов упражнений для технической подготовки самбистов. В завершении третьего этапа экспериментального исследования было проведено контрольное тестирование.

Сравнив результаты исходного и контрольного тестирования, был сформулирован вывод о том, что разработанные комплексы упражнений можно считать эффективным средством для улучшения технической подготовленности самбистов. С помощью метода математической статистики был проведен анализ показателей тестирований. После реализации программы формирующего эксперимента нами был проведен контрольный этап. На контрольном этапе мы повторно применили диагностические методики констатирующего этапа.

Таким образом, нами были получены следующие результаты: экспериментальная группа — средний балл составил 5,5 технических приемов, применяемых самбистами экспериментальной группы: у всех 10самбистов наблюдается положительная динамика, в контрольной группе — изменился незначительно — 0,1.

  1. Баранов, П. Ф. Боевые искусства. Планирование учебно-тренировочного процесса и управление им. — Минск: Высшая школа, 1974. — 96 с.
  2. Букатин, А. Ю. Юный самбист. — М.: Фис, 1986. — 206 с.
  3. Волостных, В., В. Ишков, А. В. Универсальные единоборства. — М.: МЭИ, 2009. — 186 с.
  4. Ваисов, К. М., Кудрявцев Д. В. Борьба Самбо. Техника и методика обучении. — Омск: ОмГТУ, 2010. — 84 с.
  5. Виленская, Т. Е. Физическое воспитание детей младшего школьного возраста. — Ростов н/Д.: Феникс, 2006. — 256 с.
  6. Греховодов, В. А. Теория и практика физической культуры. — М. 2006. — 51 с.
  7. Зимин, Е. Мастерство в твоих руках. — М.: Фис, 1989. — 96с.
  8. Климин, В. А. Управление подготовкой самбистов. — М.: Фис, 1982. — 52 с.
  9. Озолин, Н. Г. Современная система спортивной тренировки. — М.: Фис, 1970. — 478 с.
  10. Савин, В. Г. Боевые искусства: Учебник для институтов физической культуры. — М.: Фис, 1990. — 320 с.

Основные термины (генерируются автоматически): техническая подготовка самбистов, экспериментальная группа, контрольная группа, разработанный комплекс упражнений, техническая подготовка, контрольное тестирование, возраст, контрольный этап, самбист, этап.


В самбо, как и в любом виде спорта, большое значение имеет психологическая и тактико-техническая подготовка спортсмена. Степень подготовки – это весь арсенал умений спортсмена: уровень владения необходимыми приемами, тактическое мышление на ковре во время схватки, физическое и психологическое состояние борца.

Уровень тактико-технической подготовки определяется тем, насколько эффективно самбист работает в стойке, партере, при переходе со стойки в партер. Оценить его можно при наблюдении за борцом во время его работы на ковре. Тактическая работа – умение распределить усилия при проведении схватки, заполнить паузы, подготовиться к броску в том или ином эпизоде, ввести в заблуждение соперника, выстроить мнимую показательную работу.

Важным фактором в самбо является также умение восстанавливаться после затяжных сборов, трудных поединков. В этот период следует обратить пристальное внимание не только на физическую подготовленность, но и на психологическую работу с атлетом, особенно во время восстановления после полученных травм, смены весовой категории, регулировки веса спортсмена.

Самбист должен уметь находить мотивацию, мотивы к движению вперёд. Эти факторы являются важными как для начинающих, так и для опытных спортсменов.

Важными факторами для спортивного прогресса, являются навыки психологического настроя на новую работу после поражений, распределение сил во время соревновательной борьбы, умение составлять конкуренцию в борьбе. Во время схватки нужно уметь не только проявить свои способности, но не забывать о сопернике, необходимо уважительно к нему относиться.

Тактико-техническая подготовка борца – эти два понятия в самбо неразделимы между собой, бывает сложно разобрать, где берёт начало техника, где заканчивается тактика. Если говорить о технике, то мы подразумеваем броски, защиту от них, перевод в партер, приёмы в захватах, перевороты, выходы в необходимое положение в партере. Это лишь неполный перечень технических навыков.

К тактическим приёмам можно отнести действия у края ковра, поведение в начале поединка, в середине, в конце. Они будут отличаться по ходу противостояния в зависимости от навыка, оценки своих сил и силы соперника. Сюда же относятся способности подавления оппонента, разведка его намерений, устрашения, вызова, маскировки, подготовки бросков. Спортсмен обязан уметь разрушить действия своего соперника.

При проведении тренировок в самбо важно уделять внимание обучению, выработке навыка у спортсмена распознать, провести, выстроить нужную для броска динамическую ситуацию. В ней соединяются технические, тактические умения. Чтобы научить этому спортсмена, требуется указать ему на то, как он должен быть расположен по отношению к своему сопернику для такого приёма. Во время тренировок создаются ситуации, в которых выискиваются средства воздействия на оппонента, либо отрабатываются самостоятельные перемещения. После этого применяются особые задания, чтобы отработать умение входа, применения, создания удобной ситуации.

На начальном этапе на тренировках упор делается на чисто технические действия: накопление бросков, технических приёмов в партере, набрасывание по много раз. Именно это помогает сформировать мышечную память, тогда спортсмен, выполняя тот или иной бросок, проводя другие технические действия не будет тратить время на обдумывание, КАК это выполнить. На этом этапе броски принято отрабатывать на стоячем противнике, либо партнёре, который оказывает сопротивление, однако в реальной схватке все гораздо сложнее.

Умение предвидеть дальнейшие варианты действий соперника, безусловно, помогает корректировать ход борьбы в нужную для себя сторону. Это приводит к ощущению уверенности в своих действиях, что положительно сказывается на экономии сил. Также обстоят дела с партером. Для работы в нём требуется изучить кроме техники, способы перехода к техническим действиям после того, как спортсмен упал, защиту, варианты возможных действий.

Важным моментом в самбо является обучение спортсмена умениям узнавать телесные ответы оппонента, использовать их для того, чтобы создать нужные ситуации для проведения своей атаки против него.

Таким образом, каждый спортсмен должен стремиться к овладению всем спектром психологических и тактико-технических нюансов борьбы самбо именно этот путь, в конечном итоге, обязательно приведет его к заветной цели – победе!

Читайте также: