Кузнечное дело на руси доклад

Обновлено: 04.05.2024

КУЗНЕЧНОЕ ДЕЛО НА РУСИ
Искусство древних кузнецов окутывалось глубокой тайной. Профессия кузнеца связывалась с волшебством и даже с суеверным ужасом, что и нашло отражение в мифологии почти у всех народов. Кроме Гефеста, вошедшего у греков в число двенадцати верховных богов, в древнеримской мифологии богом огня, покровителем кузнечного дела был Вулкан, у финнов - Ильмаринен, у кельтов - Суцелл, у этрусков - Сефлай, у германцев - Виланд.

В русской и западнославянской мифологии богом огня был Сварог, покровительствующий кузнецам. "На Руси, — пишет академик Б.А. Рыбаков, - народ окружил кузнецов множеством легенд и поверий, называя их: кузнец-колдун, "хитрец". Кузнец не только мог выковать плуг или меч, но и врачевать болезни, устраивать свадьбы, ворожить, отгонять нечистую силу от деревни. В эпических сказаниях именно кузнец является победителем дракона - Змея Горыныча, которого он приковывает за язык".

Слово "кузнец", часто встречаемое в древнейших русских письменных источниках обычно означало "мастера по металлу". В дальнейшем, в связи с расширением функций кузнеца, вызванных развитием металлургических и металлообрабатывающих производств, в источниках уже даются более узкие определения специальности: "кузнец по железу", "кузнец по меди", "кузнец по серебру". В Ипатьевской летописи 1259 г. встречается также "кузнец златой". Синонимами слова "кузнец" являются слова: "хытрец", "кърчь", "вътр", "железоковец", "ковач".

В Изборнике Святослава, наиболее раннем памятнике письменности Киевской Руси (1073 г.), слово "хытрец" восходит к древнейшим представлениям о первом мастере, а именно мастере по металлу - о кузнеце. Поясняя значение слов "кърчь", "корчи", Б.А. Рыбаков подчеркивает, что они по "своему смыслу ближе к нашему пониманию слова "кузнец". Эти слова связаны с терминами "крица", "кричное железо", "мехъ корчин (кузнечный мех), "корчиница" — кузница, и с названиями городов, известных обработкой именно железа (Корчев - Керчь). Термин "корчий" всегда связан с ковкой железа".

Русские кузнецы владели всеми основными техническими способами и приемами обработки железа, меди, некоторых ее сплавов, а также серебра и золота. В железоделательном производстве широко применялась очень сложная и ответственная операция - сварка, требовавшая от мастера большого опыта и умения. Сварка сильно расширила возможности кузнечной технологии.

Кузнечное Дело на Руси, фото № 1

Кузнечное ремесло было широко распространено в древнерусских городах и деревнях. Городские кузницы отличались от деревенских большими размерами, наличием в них более сложных инструментов и технических приспособлений. Производилось все, что требовалось в условиях городской и деревенской жизни: топоры, ножи, обручи и дужки для ушатов, гвозди, серпы, косы, долота, шилья, лопаты, сковороды, массивные клепаные из листов котлы, винты (перекручиванием четырехгранных стержней), тяжелые лемехи. В числе предметов, выделываемых с помощью кузнечной сварки, были цепи, дверные пробои, железные кольца, остроги и многие другие изделия. В кузнечных мастерских изготовлялось также всевозможное боевое оружие и военное снаряжение - мечи, копья, шлемы, кольчуги. Производство шлемов не представляло для русских кузнецов особых трудностей, ввиду того, что основные кузнечные операции, связанные с изготовлением железных листов и их склепыванием, были хорошо известны.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Руководитель:

Семендяева Наталья Николаевна

Почтовый адрес: 347520, Ростовская область,

Орловский район, посёлок Орловский,

улица Лесная д. 28.

Контактный телефон: 8 (863-75) 33-6-61

Факс: 8 (863-75) 33-7-61

E - mail : orlovsk . kkk @ yandex . ru

пос. Орловский, 2018г

2. Тайны древнего ремесла. 3

3. Кузнец в мифологии, религии, фольклоре и литературе. 4

5. Художественная ковка. 6

7. Использованные источники. 8

Цель: исследование происхождение и развитие кузнечного дела на Дону.

1. изучить различные источники, в том числе и Интернет по данной теме; 2.выяснить особенности кузнечного ремесла, устройство кузницы, технологию ковки;

3. узнать значение подковы – прямое и символическое, познакомиться с разными версиями;

4. познакомиться с историей художественной ковки и ее современным применением.

Объект изучения: кузнечное дело – древнейшее ремесло, которое сохранилось до нашего времени.

Предмет изучения: изделия кузнецов – подкова и кованая роза.

Актуальность: Возрождение и развитие народных промыслов и ремесел стало неотъемлемой частью жизни современного общества. Так как, без прошлого нет будущего. Изучение народных промыслов является эффективным средством развития личности человека. Включение в эту деятельность позволяет приобщиться к духовно-нравственным ценностям своего народа, к национальной культуре, сформировать эстетический вкус, воспитать уважение и интерес к труду

Гипотеза: возрождение кузнечного ремесла важно для современного декоративно - прикладного искусства, способствует сохранению культурного наследия.

Практическая значимость работы заключается в использовании данного материала для изучения на уроках истории Донского края, казачье прикладное искусство , классных часах. Собранные материалы можно использовать в музее.

2. Тайны древнего ремесла .

Кузнечным делом на Дону занимались издревле. Многие могли подковать своих коней, отладить брички, починить и настроить оружие и, прежде всего, всякую домашнюю утварь, считалось таким же естественным, как возделывать землю. В каждой станице были и профессиональные кузнецы, в старину считалось, что они ведаются с нечистой силой и поэтому им открыта тайна мастерства, да как не странно, но часто кузнецы были ведунами и лекарями, поэтому их и боялись и всегда обращались за помощью.

3.Кузнец в мифологии, религии, фольклоре и литературе.

Истоки кузнечного ремесла восходят к глубокой древности. Первое упоминание о кузнецах находим в мифах древней Греции.Вспомним сына Зевса и Геры греческого бога огня и кузнечного ремесла Гефеста . В отличие от других олимпийских богов он не проводил свою жизнь в пирах и праздности, а любил физический труд. Гефест изображался могучим кузнецом с молотом или клещами в руках, в конической шапке, в хитоне ремесленника. Кузнечная мастерская Гефеста помещалась на Олимпе. Среди чудесных изделий Гефеста, кроме медных чертогов богов, скипетр и эгида Зевса, тирс Диониса, доспехи Ахилла, колесница Гелиоса.

hello_html_6b5b1463.jpg

О том, насколько почетным было на Руси ремесло кузнеца, можно судить по количеству пословиц и поговорок о кузнецах. В русском фольклоре ни одному ремеслу не уделяется столько внимания. (Приложение 2)

Кузнец – всему делу венец.

Куй железо, пока горячо.

Умудряет Бог слепца, а черт – кузнеца.

Кому Бог ума не дал, тому кузнец не прикует.

Всяк своему счастью кузнец.

Изначальное назначение подковы – это предохранение копыт лошади от повреждений. В дикой природе животных никто не подковывает, это просто не предусмотрено природой. Но когда лошадь живёт и работает в неестественных для неё условиях, например в городе, то копыта изнашиваются быстрее, чем успевают отрасти. Сбитое копыто – это потеря работоспособности и вообще возможности полноценно передвигаться. А движение для лошади, как известно, это жизнь.

Самая первая подкова представляла собой нечто вроде обычного башмака, сплетенного из крепкой коры (лыка) и обмотанного кожей. Такие подковы были недолговечны и быстро изнашивались. Позже появились металлические пластины, которые крепились к копыту аналогичным образом, то есть с помощью кожаных ремней, как это делали Римляне. Но от таких средств часто страдала кожа на ногах животного, она просто истиралась во время движения. Первые же подковы с дырками для гвоздей обнаружили в погребениях кельтов (1 тыс. до н.э.), по другим данным они появились в Риме. Это не так важно, главное, что сегодня это самый эффективный способ крепления подков к копыту лошади.

Работа кузнеца требует большого мастерства и ювелирной точности. Он должен уметь расчищать копыта, подпиливать, с большой точностью определять размер подковы, забывать правильно гвозди. Всего один промах – и лошадь может начать хромать. Более того, каждый кузнец должен владеть знаниями об анатомии строения конечностей лошади. Очень часто приходится решать серьезные проблемы и их исправлять с помощью подков.

Если бы во время войн, битв и сражений всадники с большим вниманием относились к тому, как кузнецы подковывают лошадей, или подковывают вообще, итог сражений мог бы быть иным, с меньшими потерями. Есть даже такая мудрость: "Не было гвоздя - подкова пропала, Не было подковы - лошадь захромала. Лошадь захромала - командир убит, конница разбита, армия бежит. Враг вступает в город, пленных не щадя, потому что в кузнице не было гвоздя!"

Счастливая подкова – пожалуй, самый популярный талисман, приносящий счастье, удачу и богатство. Поверье о подкове на счастье существует со времен наших предков, когда лошади были основным средством передвижения, скакали они много и подковы теряли часто.

Почему подкова приносит счастье? Иметь собственную лошадь в те времена могли себе позволить только обеспеченные люди, для большинства населения это была непозволительная роскошь. Бедняки владельцев лошадей воспринимали не только богатыми, но и удачливыми, да и в целом счастливыми. Потерянная подкова символизировала достаток и давала надежду тому, кто ее нашёл притянуть к себе такую же обеспеченную и счастливую жизнь.

По другим объяснениям подкова это символ луны, причем луны нарастающей, и верили, что сама луна способствует накоплению сверхъестественных свойств в железной подкове. Когда подкову случайно находили на дороге, ее обязательно несли домой и вешали над дверью, чтобы лунная сила всегда была рядом.

Еще одна версия, почему подкова приносит удачу, заключается в символизме самой лошади (коня). Кони во многих странах считаются символами плодородия, силы, власти. Образ лошади есть на гербах многих стран, включая Россию, Великобританию и Канаду. У некоторых народов есть свои национальные мифы о Коне Удачи, например древнегреческий миф о крылатом коне Пегасе, приносящем вдохновение.

Имеется и другая версия. Ее связывают с легендой о кузнеце Дунстане и дьяволе. Однажды в его кузнице появился черт, принявший облик коня, и обратился к святому Дунстану, чтобы тот подковал ему копыто. Он согласился, но вместо этого приковал черта к стене и прижег раскаленной подковой. Злодей запросил пощады. Тогда святой освободил его и сказал, что отныне черт не сможет войти в дом, если в нем висит подкова.

Сохранилось и такое предание, что во времена разгула ведьм, именно конь мог уберечь дом от их нашествия. Ведьмы безумно боялись лошадей и именно поэтому летали на метлах — так тогда объясняли эту особенность их передвижения.

5. Художественная ковка.

История художественной ковки уходит своими корнями вглубь веков. Считается, что начало ей было положено ещё в Древней Греции, где железо считалось драгоценным металлом и из него делали различные украшения. Немногое сохранилось и до наших дней и представлено в музеях разных стран. Поражают своим великолепием различная бижутерия, браслеты, изготовленные с применением инкрустации. Инкрустация, целое художественное направление известное кузнецам с незапамятных времён, в древние времена широко использовалась в разных концах земли. Ковка применялась много веков подряд в строительстве, архитектуре и изготовлении бытовых предметов. Мастера, способные выковать замысловатый орнамент или придумать новый узор, ценились не меньше тех, кто ковал оружие или подковы.

6.Заключение.

В результате проведенных исследований по данной теме я сделал вывод:

- каждая историческая эпоха вносит свои особенности в рисунок кованого изделия кованые решетки и ограды в стиле барокко, классицизм, модерн имеют свои отличительные особенности. Кузнецу необходимо ориентироваться в этом разнообразии, знать историю искусства, обладать художественным вкусом;

- всё кузнечное оборудование относится к оборудованию повышенной опасности, поэтому при работе должно уделяться большое внимание качеству инструмента и средствам индивидуальной защиты;

- не только физическая сила и выносливость, но и самодисциплина, самоорганизация, внимание, умение точно следовать инструкции, тщательность и аккуратность необходимы, чтобы освоить профессию кузнеца;

- Кузнец должен обладать довольно обширными знаниями. Для того, чтобы лучше чувствовать металл, представлять себе, почему он куется, необходимо изучить его строение, свойства. Кузнецу не обойтись без знания физики, химии, математики.

Я подтвердил свою гипотезу: необходимо возрождать кузнечное ремесло, это будет способствовать сохранению культурного наследия.

Как полноводная река начинается с маленького ручейка, так и история человечества, история народов берёт своё начало из истории своих праотцов. Интерес к прошлому родной земли был всегда присущ людям.

К счастью, не перевелись ещё в российской глубинке мастеровые люди. Они не только хранят и преумножают наследие народного творчества, но и вносят что-то новое, меняют формы, усовершенствуют виды изделий, а также передают свой опыт родным, близким и подрастающему поколению.

Актуальность и значимость работы : Без знания прошлого – нет настоящего.

В нашей исследовательской работе я подробно познакомлю учащихся с одной из самых древнейших профессий на земле - кузнец.

И если мы не хотим потерять живую и настоящую искру народного творчества, то политика власти в отношении ремесленников должна измениться.

Цель работы : выявить характерные особенности быта, обычаев и традиций, которые нашли своё отражение в кузнечном деле, формирование общего представления о большом количестве профессий и развить интерес к ремесленным профессиям и на основе этих знаний сформировать интерес к профессиям ремесленного порядка, в частности к профессии кузнеца в сельской местности.

- изучить историю кузнечного ремесла;

- выявить описание кузнечного дела, отразившегося в фольклорных микротемах и художественной литературе;

- собрать и сохранить материал о народных умельцах села;

- выяснить степень значимости древнего ремесла в наши дни;

- обогатить и уточнить знания о ремесленных профессиях;

- формировать представления о работе кузнеца, о трудовых процессах, предметах и орудиях труда;

- воспитать уважение к труду и к людям этой профессии.

Как заинтересовать школьников и обратить их внимание на редкие ремесленные профессии, профессии- кузнеца - убедительно рассказать о существующей высокой востребованности данных специалистов на рынке труда.

Методы исследования :

1. Эмпирические (практические) :

- изучение литературы по проблеме

- разработка исследовательской работы

3. Социологический опрос

Гипотеза: великая страна начинается у дверей твоего дома, если мы будем изучать и сохранять историю своей малой родины, её культуру, традиции и жителей, то мы сделаем шаг к тому, что будущее поколение села будет хранить и помнить прошлое своей малой родины, будет гордиться и своим селом, и его жителями, и тем, что они здесь родились и живут.

Новизна работы : изучение древнего ремесла, обычаев, традиций подтолкнёт учащихся задуматься над многими вопросами жизни, поможет осознать свой гражданский долг, вызовет у учащихся чувство гордости за своих предков, которые посвятили свою жизнь столь благородному и весьма нелёгкому труду.

Объект исследования : кузнечное ремесло

Предмет исследования : традиции, обычаи кузнечного ремесла, нашедшие своё отражение в мифологии, религии, фольклоре и литературе

Значимость и прикладная ценность работы - данная работа будет использоваться на уроках краеведения, на внеклассных занятиях, в воспитательной работе, в работе краеведческого кружка, служить материалом для музейной комнаты. Я считаю, что моя исследовательская работа является актуальной, потому что мы узнаем больше о нашей малой родине, о секретах мастеров-умельцев, живущего на территории села Четыровка. И, возможно, связующее звено настоящего с будущим нас не прервётся.

Глава 1. 1.1 Тайны древнего ремесла.

Наша исследовательская работа началась с того, что мы решили выяснить в в литературе и в сети Интернет, что такое ремесло, кто такие народные умельцы.

Кузнечное дело – самое древнее ремесло, связанное с металлом.

Впервые человек начал ковать металлы еще в каменном веке. Во многих музеях мира хранятся кузнечные инструменты тех далеких времен. Это небольшие круглые камни – молоты и овальные плоские массивные камни – наковальни. Но точного времени зарождения кузнечного мастерства на планете указать невозможно. О том, как развивалось кузнечное дело в древней Руси, мы можем судить по данным археологических исследований. При раскопках древних поселений археологи находят предметы, изготовленные из металла. Это остатки разнообразных инструментов, приспособлений и оборудования, которые применялись в кузнечном производстве. (см. приложение 1) Это доказывает то, что все изделия из черного металла, которые оставила нам древняя Русь, были созданы русскими кузнецами, владевшими очень сложной техникой производства. В древнерусском поселении кузница ставилась отдельно от места проживания. Отовсюду вели тропки к сельской кузнице. Возле нее всегда было шумно и весело — скучать кузнецу не приходилось. Одна кузница обслуживала население в радиусе 10-15 километров.

Из-за того, что кузнецы раньше прочих выделились из общей массы народа, и из-за того, что обычно кузнец был уважаемым, достаточно обеспеченным человеком, одна из самых распространённых фамилий в мире основана на этой профессии — общерусская фамилия Кузнецов, а также Коваль, Ковалёв, Ковальчук.

Крыши кузниц украшались небольшими железными петушками. Ведь кузнечное ремесло было связано с огнем, а значит, с тайной, легендами и мифами, преданиями и поверьями, обрядами и ритуалами. Затем стали украшать и храмы.

1.2. Кузнец в мифологии, религии, фольклоре и литературе.

1.3 Небесные покровители

В мифах древних цивилизаций бог-кузнец появляется как демиург, устроитель миропорядка, инициатор возникновения ремёсел. Часто он — либо громовержец, либо связан с ним (например, куёт молнии, а ещё с Солнцем. Ему может быть присуща хромота, кривизна, горбатость и т. п. — в древних племенах в ученики кузнецам отдавали ущербных мальчиков, которые не могли стать полноценными охотниками или воинами. Истоки кузнечного ремесла восходят к глубокой древности. Первое упоминание о кузнецах находим в мифах древней Греции.

Вспомним сына Зевса и Геры греческого бога огня и кузнечного ремесла Гефеста (у римлян он отождествлялся с Вулканом, (см. приложение 2).

В отличие от других олимпийских богов он не проводил свою жизнь в пирах и праздности, а любил физический труд. Гефест изображался могучим кузнецом с молотом или клещами в руках, в конической шапке, в хитоне ремесленника (с открытыми правой рукой и плечом). Кузнечная мастерская Гефеста помещалась на Олимпе. Среди чудесных изделий Гефеста, кроме медных чертогов богов, скипетр и эгида Зевса, тирс Диониса, доспехи Ахилла, колесница Гелиоса. (см. приложение 3). Широко известен в славянской мифологии Сварожич — сын верховного небесного бога Сварога. (см. приложение 4) К делам кузнецов и оружейников был причастен и грозный Перун. (см. прил. 4)

Христианские святые Кузьма и Демьян (Косьма и Дамиан, день которых отмечается в ноябре, считались покровителями брака, ремесел и домашней птицы. В нашем районе этот праздник считается престольным праздником в с. Нижняя Быковка (см. приложение 6)

1.6 Каждый кузнец своего счастья

Без клещей кузнец, что без рук.

Кузнец кует, а жаба ногу подставляет. Что ж, были такие мастера, которые и эту ножку могли подковать и даже блошиные капризы удовлетворить. Как не вспомнить тут лесковского Левшу, ставшего едва ли не мировым символом уникальнейших возможностей человека-ремесленника. (см. приложение 9).

1.8 Покровители брака

Когда на дворе ледок, тогда кузнецу медок. До первых морозов хозяева торопились подковать лошадей, чтобы те не спотыкались и не портили копыта. Часто подковы кузнецы прибивали над дверьми – на счастье себе и людям. Обычай требует, чтобы она висела концами вверх.

1.10 Кузнечные изделия в архитектуре.

Глава 2. 2.1 Кошкинский кузнец

В нашем районе живёт Формальный Олег Борисович, его знают многие.

Он талантливый самоучка, за оружейными шедеврами которого охотятся не только отечественные коллекционеры, но и зарубежные музеи. Секреты мастерства кузнечного ремесла он начал постигать самостоятельно в 1987 г., изучая литературу. Ещё со школы, с истории. Те места в книгах, где рассказывалось о мечах, облачении, зачитывал буквально до дыр. Потом, уже гораздо позже, после армии, ещё сильнее к этому потянуло. В своей кузне он не просто работает, а творит настоящие чудеса! Ему, словно волшебнику, подвластно вдохновить жизнь в, казалось бы, бездушный кусок металла и превратить его в прекрасную птицу, или в очаровательного Кота в сапогах, или изящный цветок… Хотя сам себя народный умелец называет крепким ремесленником. Сидит себе в кузнечной экспериментальной мастерской при Кошкинском управлении культуры, скрепляет колечки, молоточком колотит – в результате получаются кольчуги, оружие, рыцарские доспехи разных эпох. Кругом журналы, эскизы, шлемы из папье-маше… Олег умеет не только махать молотком. Он ещё и весьма поэтичный художник – чеканщик. В старинные времена рисунок на шлемах и оружии выполняли не сами оружейники. А Формальный делает всё сам.

Появились еще люди, которые заинтересовались профессией кузнеца (Фролов Е. Г., Гречкин Д., Стёпин В. И., из-под рук которых вышло много изделий: вешалки, ключницы, подставки под цветы, подсвечники, мебель, балконы) Дело пошло и стало любимым досугом.

2.2 Социологический опрос

Молодежь имеет смутное представление о кузнечном ремесле. В послевоен-ное время увеличилась механизация хозяйства, появились сложные механиз-мы, детали к которым не изготовить ручной ковкой. Изделия из металла про-мышленного производства стали легко доступны, появились в продаже. В ре-зультате кузнечное дело постепенно потеряло практическое назначение, и к концу XX века оно практически было утрачено.

Нужно ли возрождать кузнечное ремесло?

Мною было проведен социологический опрос по данной проблеме.

В опросе участвовало 18 человек (учащиеся 7, 8, 9классов)

Я попыталась выяснить, что старшеклассники знают о тайнах кузнечного ремесла. Вот результаты моего опроса:

1. Кто работает молотом и где?

Из 18 человек верно ответили 13человек. Другие ответы: рабочий, строитель, каменщик; на работе, на стройке, в мастерской.

2. Как называется печь в кузнице?

3. С какой целью металл накаляют?

Интересный ответ: невероятно тяжёлая штука и очень прочная.

5. Какие ещё инструменты есть у кузнеца?

Из 18 - 3 ответа правильных. Неверные ответы: стамеска, перчатки, меч, шлем, различные инструменты.

6. Когда зародилось кузнечное ремесло?

Ответы: очень давно, во времена рыцарей…

7. Что вы думаете о работе кузнеца?

1. Мужская работа, требующая сил, терпения и мужества.

2. Сейчас работа кузнеца никому не нужна. Нет войн - не нужно делать мечи, все пользуются огнестрельным оружием.

3. Это нужная и полезная работа.

4. Думаю, что эта работа интересна только для любителей.

5. Работа кузнеца очень тяжёлая. В кузнице постоянно жарко, горит огонь - можно получить ожог.

6. Неблагодарная работа, не нужная в наше время никому.

7. Трудная работа, кропотливая, интересная.

8. Хотели бы вы овладеть кузнечным ремеслом?

9. ДА - 1 человек

НЕТ - 15 человек

НЕ ЗНАЮ - 2 человека

9. Хотели бы вы побывать в кузнице?

ДА - 16 человек (Очень любопытно; да, с удовольствием; очень бы хотелось)

НЕТ - 2 человека

2. 3 Слово о кузнецах (высказывания учителей школы)

1. Фантазия и мастерство кузнецов, прекрасное знание особенностей и возможностей металла позволяют создавать высокохудожественные произведения кузнечного искусства.

2.4 Интересные факты

Встречая сельскую кузницу, многие удивляются: почему она такая маленькая, а окон в ней вообще не видно. Оказывается, все так и задумано, ведь когда кузнецы отковывали инструмент – топоры, долота, стамески и т. п., необходимо было закаливать его, а для этого надо точно выдерживать температуру нагрева. А как ее определить – ведь пирометров в то время не было? Вот и узнавали кузнецы температуру по цветам каления, а чтобы не ошибиться и точнее ее определить, и должен был стоять в кузнице полумрак, в котором металл светился желто-красными переливами.

Американцы, изучая себестоимость кузнечных изделий, установили, что один удар молотобойца оценивается в один доллар, а удар кузнеца — в десять долларов. И сразу возникает вопрос: почему молотобоец, работающий тяжелым молотом, получает всего один доллар за удар, а кузнец со своим маленьким ручником — десять долларов? Ответ такой: молотобоец только бьет молотом, а кузнец знает, куда и как надо ударить. Он мыслит даже в период ковки и определяет силу удара своего ручника и молота молотобойца в зависимости от образа готового изделия. Хороший кузнец не просто кует, а священнодействует.

Среди русских царей любителями ковки были Иван Грозный (1530-1584) и Петр 1 (1672-1725, который принимал участие в ковке якорей на Воронежской судоверфи. (см. приложение 16).

Известно, что в некоторых странах Африки и Азии правителями выбирали только тех, кто хорошо знал кузнечное дело. Вывод: возрождение кузнечного ремесла будет способствовать сохранению исторической памяти народа.

Из поколения в поколение передаётся мастерство умельцев. Сохраняется традиция, но появляется и новое. Побеседовав с мастерами –умельцами, я пришла к выводу: в 21 веке ремесло наших предков востребовано, и у мастера есть свои ученики, которым он передает свои умения, секреты мастерства.

В ходе исследования я получила следующие результаты:

- узнала историю становления мастеров – умельцев

- выяснила, что мастера, получив первые навыки, сами развивали их.

- мастера - умельцы передают умения своим ученикам, тем самым сохраняет их для потомков.

- односельчане уважительно относятся к мастеру - умельцу, обращаются к ним за помощью.

Практическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что я научилась искать информацию по поставленной цели, проводить беседу с жителями. Со своей исследовательской работой я могу выступать на краеведческих конференциях, уроках. Считаю, что моё выступление будет интересным и для родителей. А чтобы знания и умения мастеров не затерялись во времени, им нужны ученики-продолжатели их ремесла. Сколько и так уже потеряно, стёрто из памяти, закрыто маленьких кустарных мастерских и забыто. Забыть да закрыть недолго, а ты вот попробуй, сохрани старинное ремесло, научи ему молодых.

В нашем селе и мастера есть, и желание у них научить делу своему тоже есть. Не упустить бы время, из рук в руки принять бы старое, но пока ещё не забытое ремесло. Чтобы и дальше жило оно рядом с нами. В своей работе я познакомилась с мастерами нашего села и их творчеством.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ РЕСУРСОВ






Простые кованые изделия изготавливались с помощью зубила. Применялась также технология использования вкладыша и наваривания стального лезвия. К наиболее простым кованым изделиям можно отнести: ножи, обручи и дружки для ушатов, гвозди, серпы, косы, долота, шилья, лопаты и сковороды, т.е. предметы, не требующие специальных приемов. Их мог изготовить любой кузнец в одиночку. Более сложные кованые изделия: цепи, дверные пробои, железные кольца от поясов и от сбруи, удила, светцы, остроги, - уже требовали сварки, которую осуществляли опытные кузнецы с помощью подручных.
Мастера производили сварку железа, нагревая его до температуры 1500 град С, достижение которой определяли по искрам раскаленного добела металла. Зубилом пробивали отверстия в ушках для ушатов, лемехах для сох, мотыгах. Пробойником делали отверстия в ножницах, клещах, ключах, лодочных заклепках, на копьях (для скрепления с древком), на оковках лопат. Эти приемы кузнец мог осуществлять только с помощью помощника. Ведь ему необходимо было держать клещами раскаленный кусок железа, что при небольших размерах тогдашних наковален было нелегко, держать и направлять зубило, бить по зубилу молотом.


Читайте также: