Доклад духовная музыка бортнянского

Обновлено: 17.05.2024

Восемнадцатый век прославлен многими выдающимися представителями русской музыкальной культуры. К ним относится и Бортнянский Дмитрий Степанович. Это талантливый композитор, обладавший редким обаянием. Дмитрий Бортнянский был одновременно дирижером и певцом. Стал создателем нового вида хорового концерта.

Детство

Дмитрий Бортнянский, биография которого описана в данной статье, родился двадцать восьмого октября 1751 года. Его отец, Стефан Шкурат, был казаком, служил под началом гетмана Разумовского. Еще до женитьбы и рождения сына служивый приехал в город Глухов, там и остался жить. Сменил фамилию на Бортнянского, как называлась его родная деревня. Через некоторое время женился на Толстой Марине Дмитриевне, вдове-казачке. И вскоре у супругов родился сын Дмитрий.

Первые ростки таланта

Когда мальчику было шесть лет, родители заметили у него явный талант. У Дмитрия был красивый чистый голос, отличный слух. Пел мальчик правильно, никогда не фальшивил. Любую мелодию схватывал на лету, для ее запоминания Дмитрию не требовались повторения. Родители, узрев у сына талант, записали его в глуховскую Певческую школу.

Начало музыкального образования

Учеба давалась Дмитрию легко, да и он сам проявлял к музыке большой интерес. Пел мальчик с большим удовольствием, и это было немаловажно, так как для ребят ставилось условие, что постоянная служба находится во главе обучения. Через короткое время учителя начали Дмитрия ставить солистом. Когда юное дарование пошло в школу, мальчик сразу начал обучаться игре на музыкальных инструментах.

бортнянский дмитрий

Отъезд в Санкт-Петербург

Бортнянского отличал изумительный дискант. Его чистота для хора была очень важна. И Дмитрий высоко ценился преподавателями. В 1758 г. певчие были направлены в Санкт-Петербург, в Капеллу. Марина Дмитриевна перекрестила сына, дала в дорогу узелок с гостинцами и небольшую иконку. Бортнянский Дмитрий уехал из родного города и своих родителей больше никогда не видел.

Судьбоносная встреча с итальянским композитором

В те времена в моде было итальянское направление музыки. При дворе находилось много иностранных маэстро, соответствующей была и техника исполнения произведений. В 1763 г., когда закончился траур по Елизавете, новая императрица взяла на службу венецианского капельмейстера Галуппи Буронелли. Это решение оказало большое влияние на судьбу юного Дмитрия Бортнянского.

Он в то время с удовольствием пел арии в разнообразных операх. Галуппи решил подыскать себе учеников, одним из них стал Дмитрий. Знаменитый капельмейстер подметил и другие таланты подростка. Галуппи обратил внимание, как Дмитрий буквально на лету схватывает даже самые сложные пассажи, мотивы и целые арии, которые наигрывал композитор. Немаловажно было и жадное стремление подростка к познанию нового. В результате Галуппи, когда собрался обратно в Италию, взял с собой и Дмитрия.

Обучение в Италии

Последовали долгие месяцы обучения. Дмитрий научился играть на органе и клавесине, занимался контрапунктом. Юноша стал постоянным посетителем венецианских театров и не пропустил ни одной значимой премьеры. Работы юного музыканта становились все самостоятельнее, профессиональнее. Однако выступать с законченными произведениями Дмитрию было еще рано.

Кратковременная военная служба

Недолго он радовался приятной и безоблачной учебе. В то время шла война, и от участия в ней судьба Дмитрия не уберегла. В Венецию неожиданно приехал граф Орлов и встретился с консулом Маруцием. Между влиятельными людьми состоялась долгая беседа, и рано утром к ним уже был привезен Дмитрий.

Граф предложил ему должность переводчика в русской армии. Через сутки Дмитрий Степанович уже ехал в свите Орлова к союзным повстанцам. Переговоры прошли успешно, и через некоторое время юный музыкант снова вернулся к любимой музыке.

бортнянский дмитрий степанович

Первые знаменитые оперы

Получение придворных чинов

Сначала Бортнянский стал придворным капельмейстером. В 1784 г. итальянскому маэстро Д. Паизиелло пришлось срочно уехать на родину, в Италию. Заменить его при малом дворе Марии Федоровны было предложено Бортнянскому. Одновременно в его обязанности вменялось заполнить музыкальные пробелы в обучении княжны.

Дмитрий Степанович приготовил альбом пьес для исполнения на клавикорде, фортепьяно и клавесине. Подарок княгине понравился, и в апреле 1785 г. Бортнянский стал официальным обладателем своего первого, хоть и невысокого чина. Дмитрий Степанович получил должность коллежского асессора. В сравнении с армейской службой он приравнивался к чину майора.

русский композитор

Карьера при дворе

На протяжении нескольких десятилетий им написано больше 50 концертов. В каждом из них есть элементы народных песен. Ценители европейской музыки с восхищением отзывались о произведениях Бортнянского. Хоры имели дивные мелодичные оттенки, полнозвучные гармонии и отличались свободным расположением голосов.

квинт фабий

На руководящей должности в придворной Капелле

С 1796 г. Дмитрий Степанович управлял придворной капеллой. Служба у певчих была нелегкая, и Бортнянский знал это не понаслышке. Он смог постепенно многое изменить в Капелле. Бортнянский решил создать отдельный оплот певчих, которые исполняют произведения без инструментального сопровождения и избавить новый коллектив от участия в спектаклях.

В результате была создана лучшая школа хорового искусства. Певчие не принимали больше участия в театральных постановках. В 1800 г. Капелла стала независимым музыкальным отделением.

В 1801 г. Дмитрий Степанович был назначен директором. Капелла под его руководством разрасталась и стала очень популярной. Бортнянский Дмитрий в качестве педагога был нарасхват и стал непререкаемым музыкальным авторитетом. Его школа стала считаться первоклассной, он готовил множество профессиональных хористов и капельмейстеров.

Увлечения Бортнянского

Дмитрий Степанович Бортнянский (1751-1825 гг.) был разносторонним человеком. Современники называли его симпатичным, строгим на службе и снисходительным к людям. Всю свою жизнь Дмитрий Степанович был предан искусству, и не только музыке.

бортнянский празднество сеньора

Он участвовал в литературных вечерах, был отличным знатоком изящных искусств и живописи. Коллекционированием полотен Дмитрий Степанович увлекся еще в Италии. Там же находил время для изучения истории европейских искусств. Именно в Италии Бортнянский начал собирать коллекцию картин, которая потом получила высокую оценку ценителей живописи.

Все собранные полотна Дмитрий Степанович привез на родину. Он любил показывать коллекцию своим гостям. Бортнянскому пришлось участвовать и в оформлении дворцов в Гатчине и Павловске. Он был постоянным консультантом в области архитектуры и живописи. Поэтому оформление зданий – отчасти и его заслуга. Бортнянский Дмитрий выбирал и покупал полотна для Павловского дворца.

В 1804 г. композитор был принят в ряды почетных академиков. Начиная с 90-х гг. он погрузился в создание духовной музыки, особенно хоровых концертов. В них он нередко выходил за строгие церковные рамки. В композициях Бортнянского чувствовалось влияние оперы, маршевые и танцевальные ритмы. Медленные части произведений иногда напоминали городские романсы.

Творчество Бортнянского

Творчество Дмитрия Бортнянского невозможно уместить только в одном сборнике. Композитор писал разнообразную музыку. Для придворной Капеллы – духовную, для малого двора – светские композиции. Многие хоровые концерты написаны с явными признаками классического стиля. Произведения в основном 3-х или 4-х частных циклов, не связанных между собой тематически.

К сожалению, до наших дней дошло очень мало произведений этого направления. Большинство из этих музыкальных шедевров одночастные. В инструментальных произведениях многие ценители отмечают, что заметны национальные украинские черты.

бортнянский опера сокол

Личная жизнь композитора

Супругой Бортнянского Дмитрия Степановича была скромная, спокойная Анна Ивановна. У них родился сын, которого они назвали Александром. Когда он вырос – служил поручиком в гвардии. Со временем Александр женился, и у него родились двое детей – дочь Марья и сын, названный в честь деда.

Внук Бортнянского пошел по стопам своего знаменитого родственника. У мальчика был чудесный голос, и Дмитрий Степанович зачислил внука певчим в Капеллу. Жила семья Бортнянского в большом двухэтажном доме, украшенном дубовой резной дверью. У Дмитрия Степановича был свой рабочий кабинет, в котором он любил в задумчивости проводить время вечерами.

К числу близких людей была причислена и Александра Михайловна, 27-летняя девица. Никто, даже она сама, ничего не знала о своих родителях. Еще малолетнюю Александру приютили Дмитрий Степанович с супругой, и с тех пор девочка стала считаться членом семьи. Бортнянские воспитывали ее как собственную дочь.

Последние годы жизни

Он много работал над полным изданием своих сочинений. В книги он вложил немало собственных средств, но многие так и не увидел. Дмитрий Степанович успел издать лишь часть хоровых концертов, которые были написаны еще в молодости. Полное собрание его сочинений из десяти томов появилось только в 1882 году, под редакцией Чайковского.

Композитор Дмитрий Бортнянский скончался в Петербурге, 27 сентября (10 октября по новому исчислению) в 1825 году. В этот день он вызвал к себе хор Капеллы. Композитор попросил исполнить один из своих концертов, и тихо умер под любимые звуки музыки.

Дмитрий Степанович был похоронен на Васильевском острове, на Смоленском кладбище. На могиле знаменитого русского композитора был установлен обелиск и памятник. Затем последовал акт вандализма, и в 1953 г. захоронение было перенесено в Александро-Невскую лавру, в Пантеон деятелей культуры.

В память о великом русском композиторе именем Бортнянского было названо училище искусств в Сумах, Черниговский камерный хор и улица в Львове. На родине Дмитрия Степановича, в Глухове, установлен памятник, который вылепил скульптор Коломиец И. А. В 90-х гг. украинская артистка Наталья Свириденко создала Трио имени Бортнянского (сопрано, флейта и клавесин).

дмитрий бортнянский творчество

Наследие великого композитора

После смерти мужа Анна Ивановна отдала в Капеллу на хранение рукописи сочинений и гравированные нотные доски. Однако все чаще исполнялись его хоровые концерты, а светские сочинения в виде инструментальных и оперных произведений оказались постепенно забыты.

О светских сочинениях вновь заговорили еще через 50 лет. К этому времени многие произведения композитора оказались навеки утраченными, так как после 1917 г. архив Капеллы был расформирован по разным хранилищам. Часть сборников Бортнянского так и не была найдена. Исчезли и произведения, посвященные княжне Марии Федоровне.

Дмитрий Степанович Бортнянский - самый выдающийся русский музыкальный деятель XVIII века. Его духовные хоровые концерты и инструментальные произведения не перестают звучать и в наше время. С Павловском композитора связывали 12 лет службы при Дворе великого князя Павла Петровича и находившаяся в собственности небольшая усадьба в одном из самых живописных уголков города.


Дмитрий Степанович Бортнянский родился в 1751 году в казачьей семье в древнем городе Глухове, являвшемся в то время резиденцией малороссийского гетманства. Первые азы музыкального искусства будущий композитор постигал в певческой школе родного города, готовившей певцов для русского императорского двора. Мальчик обладал идеальным музыкальным слухом и великолепным, особым голосом - дискантом. Семи лет от роду его разлучили с семьей, привезли в Петербург и определили в лучший в то время российский хор - Придворную певческую капеллу. Вскоре он успешно исполнял сольные партии и выступал в придворных оперных спектаклях. Одаренного солиста приметил служивший у Екатерины II придворным капельмейстером венецианский композитор Б. Галуппи, европейская "звезда" того времени. Он и ходатайствовал в 1769 году перед императрицей о направлении юноши на учебу в Италию.

При дворе великого князя Павла Петровича Бортнянский появился в 1785 году в качестве придворного композитора и учителя музыки членов великокняжеской семьи, заменив уехавшего на родину известного итальянского маэстро Паизиелло. К этому времени Дмитрий Степанович уже завершил в Италии десятилетнее обучение мастерству придворного капельмейстера и имел репутацию одного из популярнейших композиторов. Его хоры распевались по всему Петербургу, а сочинения печатались с особым изыском значительным тиражом. Хорошо была знакома с его творчеством и великая княгиня Мария Федоровна.

С приездом Бортнянского музыкальная жизнь Павловска заметно оживилась. В XVIII веке музыка являлась неотъемлемой частью любой придворной жизни, поэтому и в новой великокняжеской усадьбе она звучала постоянно как в праздники, так и в будни. В обязанности Бортнянского входило создание произведений для всевозможных нужд членов семьи наследника престола.

Музыка композитора украшала семейные торжества с иллюминациями и фейерверками, под нее танцевали во дворце на балах и маскарадах, его марши сопровождали парады и военные забавы великого князя Павла Петровича, а летними вечерами в павильонах парка или прямо под открытым небом звучали его романсы, сонаты и пьесы. Позднее под музыку Бортнянского в Павловске чествовали Александра I, возвратившегося победителем с войны 1812-1814 годов.

Большую роль произведения Бортнянского играли и в театральных развлечениях хозяев усадьбы. По моде, вошедшей в европейское общество в середине XVIII века, великокняжеская чета увлекалась любительским театром, в котором роли исполняло их великосветское окружение. В Павловске для таких спектаклей Бортнянским были написаны две прелестные комические оперы "Празднество сеньора" в 1786 году и "Сын -соперник" в 1787. В период засилья итальянской оперы эти произведения способствовали утверждению национального музыкального театра и оказали значительное влияние на развитие всего русского оперного искусства. Для постановки музыкальных спектаклей в конце Тройной липовой аллеи по проекту архитектора В. Бренна был построен небольшой деревянный театр. Театр представлял собой прямоугольное в плане здание на высоком цоколе, его фасад был отделан косыми тонкими рейками под трельяж, украшен пилястрами, гирляндами, высоким фронтоном с фигуркой голубки, гипсовой скульптурой в нишах боковых крыльев. Сооружение разобрали в 1856 году, когда музыкально-театральная жизнь из усадьбы переместилась в город и Павловский вокзал. Сейчас о существовании театра напоминает название находящихся рядом небольших ворот, оформляющих вход в парк.

С восшествием на престол императора Павла Петровича Бортнянский получил должность управляющего петербургской Придворной певческой капеллы и занимал ее уже до конца жизни. Но связь композитора с Павловском не прекратилась. Еще в 1792 году Мария Федоровна в своей любимой резиденции выделила Дмитрию Степановичу участок земли с домом и большим садом на высоком берегу речки Тызвы, рядом с Бертоновым мостом, и с прекрасным видом на Мариенталь, позднее перестроенным в крепость. С получением новой должности рядом с усадебным домом Дмитрий Степанович построил помещения для летнего проживания придворных певчих из Петербурга. Там же проходили репетиции и иногда давались концерты. После смерти Бортнянского его вдова Анна Ивановна продала усадьбу частному лицу. Остатки строений на этом историческом месте исчезли во время немецкой оккупации.

Последние 30 лет своей жизни Бортнянский посвятил сочинению хоровых концертов, а также переложению древних церковных песнопений, делая их понятными для современников. Одним из первых в России он начал создавать кантаты - крупные вокально-инструментальные произведения, которые давались не всем композиторам. В период Отечественной войны 1812 года для подъема национально-патриотического духа россиян уже немолодой композитор работает в новом для себя жанре. Он создает военно-патриотические произведения, в их числе самое знаменитое свое сочинение, вошедшее в летопись русского музыкального искусства, песню "Певец во стане русских воинов" на слова В.А.Жуковского.

В Петербурге Бортнянский имел собственный дом на Б.Миллионной улице, 9, сохранившийся до наших дней (в советское время ул.Халтурина). Там размещалась собранная композитором великолепная картинная галерея. В этом доме композитор и умер 27 сентября 1825 года. Как говорит легенда, почувствовав приближение смерти, он вызвал к себе певчих капеллы и попросил их спеть свое произведение "Вскую прискорбна еси душе моя". С его последними звуками сердце композитора перестало биться. Бортнянского погребли на Смоленском кладбище, а с созданием в 1937 году в Александро-Невской лавре некрополя мастеров искусств, его прах и памятник - гранитный обелиск были перенесены в мемориальный парк монастыря.

Бортнянский дружил с президентом Академии художеств А.С.Строгановым, поэтом Г.Р.Державиным, скульптором И. П. Мартосом и другими выдающимися людьми. Он являлся всесторонне образованным человеком, владел пятью иностранными языками, был обаятельным, мягким, уравновешенным, доброжелательным. Но главным его достоинством был талант, позволявший ему создавать свои замечательные творения технически нетрудными, привлекательными и понятными самой широкой аудитории слушателей. Участие же Бортнянского в музыкальной жизни Павловска способствовало закладке его музыкальных традиций, которые утвердились с открытием знаменитого Павловского музыкального вокзала и завоевали городу почетное место в русской культуре.

"Да исправится молитва моя"

Файлы: 1 файл

бортнянский.doc

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ

ПО ИСТОРИИ РУССКОЙ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ

студент IV курса

Музыкальное наследие Бортнянского достаточно велико. Как и большинство композиторов своего времени, он писал для придворной среды: духовную музыку - для Придворной певческой капеллы, светское - для "малого" двора в Павловске и Гатчине.

В историю русской музыки Бортнянский вошел прежде всего как автор хоровых духовных композиций (сочинения других не получили известности за пределами узкого придворного круга). Выдающийся мастер хорового письма a'capella, глубокий, проникновенный художник, Бортнянский, преодолевая рамки церковности, воплощал в духовных произведениях возвышенную философскую лирику, насыщенную тёплым человеческим чувством.

Наряду с Березовским, Бортнянский создал новый тип русского хорового концерта, в котором использованы достижения оперы, полифонического искусства XVIII века, классических форм инструментальной музыки.

Главный секрет обаяния хоровой музыки Бортнянского в ее возвышенной простоте и сердечности. Каждому слушателю кажется, что он мог бы петь вместе с хором. Большая часть хоровых сочинений написана для четырехголосного состава. Хоровой концерт – жанр полифункциональный: это и кульминационная часть литургии, и украшение государственной церемонии, и жанр светского музицирования. У Бортнянского текст концерта представляет собой свободную комбинацию строф из псалмов Давида. Для хорового концерта традиционные тексты псалмов служили общей эмоционально-образной основой. Бортнянский подбирал текст, исходя из традиционных принципов построения музыкального цикла, контраст соседних частей по характеру, ладу, тональности, и по метру. Начальные части создавались под впечатлением текста. Первые фразы концертов – самые яркие по интонационной выразительности. У Бортнянского было несколько концертов, одинаковых по названию, но разных по музыке, так как текст псалмов многократно употреблялся в русском хоровом концерте.

Творчество Д.С. Бортнянского как раз совпадает со временем, когда на смену барочному партесному концерту приходит духовный концерт классического направления. И Бортнянский по воспитанию и эстетическим взглядам был классицистом. Поэтому для его тридцати пяти хоровых концертов характерны, прежде всего, ясность, цельность и простота образов, логика в их развитии, отточенность формы, оправданность всех ее элементов, мудрая сдержанность, что позволяет увидеть моцартовские черты в его музыке.

Условно концерты Бортнянского можно разделить на две группы:

Ранние (примерно пятнадцать концертов) или панегирические.

Ранние партесные концерты вбирают в себя различные жанры (плач, лирическую песню), отличаются торжественно-панегирическим обликом.
Музыкально-тематические истоки ранних концертов восходят к таким массовым жанрам как кант, марш, танец. Кантовость насквозь пронизывает хоровой стиль Бортнянского:начиная от фактурно-интонациональных черт и кончая тематизмом. Типична для тематизма ранних концертов маршевость и танцевальность особенно часто марш слышится в финальных частях цикла.

Другой тип из области церемониальных маршей, более гражданского содержания, встречается в медленных частях (в Концерте № 29- траурный марш). Также у Бортнянского встречаются в одной теме черты танцевальности и маршевости. Характерный пример маршево-плясовой темы – финал Двухорного концерта №9.

В поздних концертах виватно-панегирические образы уступают место лирическим, сосредоточенным: танцевальные-задушевному песенному фольклору. В них меньше фанфарности, тематизм становится выразительнее, более развиты сольно – ансамблевые эпизоды, среди которых появляются минорные. Именно в поздних концертах слышны интонации характерные для украинской лирической песни. Черты русской песенности свойственны мелодике Бортнянского. В основном все поздние концерты начинаются с медленных частей или вступлений, исполняемых солистами. Быстрые части в этих концертах служат для контраста.

Заключительная часть написана в форме фуги, тема которой интонационно родственна начальной теме концерта. В первом проведении тема излагается 2-х голосно, с сопровождающим ее подголоском. Этот прием часто встречается у Бортнянского, подчеркивая гармоническую основу его полифонии.

Насыщенность хоровой фактуры полифоническими элементами составляют одну из черт наиболее зрелых и значительных по содержанию концертов.

Если форма фуги используется им в заключительных разделах, то отдельные эпизоды фугато встречаются и в 1-х частях. Образцом мастерского владения композитором крупной формой, умения объединять разнородные элементы в одно целое является концерт № 33. Он представляет собой развернутый цикл с контрастным сопоставлением частей. Первая часть начинается выразительным иммитационным построением. 2-я часть фуга, построенная на энергичной мужественной теме. Вторая фуга служит финалом концерта. Тема ее основана на свободном обращении начальной интонации первой фуги.

Особое внимание привлекает к себе последний по нумерации концерт №35. В отличии от скорбно-элегических произведений, он отличается светлым, умиротворенным характером. В этом концерте воплощен идеал нравственной чистоты и правдивости. Фактура его очень проста, за исключением заключительной фуги. В первых двух частях встречаются большие отрезки в 3-х голосном изложении кантового типа. Выделяется II часть центр тяжести всего концерта, с ее певучей , мягкой и ласковой мелодией.

Строение поздних концертов имеет свои особенности. В них наблюдается постепенное ускорение темпов – от медленного к быстрому или умеренно- быстрому. Бортнянский употребляет такие приемы, как тональная разомкнутость в средних частях, выделенные связки, возвещающие финал, и строгость последней части.

Общая структура концертов Бортнянского хорошо известна.
Трех или 4-х частный цикл характеризуется контрастом частей по темпу, метру, фактуре (аккордовой -полифонической), тональным соотношением.

Двухорные концерты Бортнянского по своей структуре аналогичны однохорным, но их строй более однообразен, преобладает величественный торжественнный тон и реже встречаются моменты углубленной лирики. Яркого эффекта он добивается с помощью приемов антифонного изложения. Поочередно вступающие хоры сливаются в единое мощное звучание, (например, - крайние части концерта №3). Бортнянский создает разнообразные контрасты между группами голосов, выделяемых из отдельных голосов. Таким образом достигается многотембровость хорового звучания и постоянная смена нюансов. В эпизодах строгая аккордовая фактура одного хора иногда расцвечивается фигурациями другого.

Литургия предназначалась для сельских и небольших городских церквей, которые не располагали крупными хорами, способными исполнять сложные по фактуре произведения. Эти законченные богослужебные циклы, которые писали мастера партесного стиля, становятся редкими в конце 18 века, и возрождаются позже в других исторических условиях.

Эмоциональный строй и композиционный план хоровых концертов Д. Бортнянского определяется избранным им текстом. Текст вдохновлял композитора на создание хора, соответствующего характера, в котором широко раскрывается эмоция.

Родился в 1751 г. в Глухове Черниговской губернии. Обладая с детства прекрасным голосом, он обратил на себя внимание и был привезен в Петербург в придворную капеллу, где настолько выдвинулся, что императрица Елизавета поручила директору капеллы заняться его музыкальным образованием. Занятиями Бортнянского по теории музыки руководил Галуппи до самого своего отъезда в Италию. Вступившая на престол императрица Екатерина II пожелала, что Бортнянский закончил свое музыкальное образование за границей, и для этой цели Дмитрий Степанович был отправлен в 1768 г. в Венецию к своему учителю Галуппи. Продолжая свои занятия с Галуппи, Бортнянский по совету своего профессора ездил с научной целью в Рим, Милан, Болонью и Неаполь. Ко времени пребывания Бортнянского в Италии относятся его сонаты для клавесина, отдельные хоровые сочинения, 2 оперы, несколько ораторий.

В 1779 г. Бортнянский возвратился в Россию. Его сочинения, поднесенные императрице Екатерине II, произвели сенсацию - Бортнянский был удостоен звания композитора придворной капеллы и пожалован денежной наградой, а в 1796 г. был назначен директором придворной певческой капеллы. Заведуя капеллой, Бортнянский обратил внимание на комплектование хора лучшими голосами России, довел хор до высокого совершенства исполнения и энергично противодействовал распущенности пения, царившей в русских церквях. Порядок в пении был водворен постановлением Святейшего Синода, по которому предписывалось петь в церквях партесное пение только по печатным нотам, печатать партесные сочинения Бортнянского, а также и других композиторов, одобренные Бортнянским.

Бортнянский обратил также внимание на церковную мелодию, и по его ходатайству были напечатаны распевы, написанные крюками. Бортнянский сделал попытку разработать древние напевы нашего церковного песнопения, хотя труды его не вполне достигли цели. Из многочисленных сочинений Бортнянского изданы придворной певческой капеллой 35 концертов, 8 духовных трио с хором, трехголосная литургия, 7 херувимских, 21 мелкое духовные песнопение, собрание духовных псалмов, четырехголосных и двуххорных хвалебных песен и пр.

Лучшими концертами Бортнянского считаются: "Гласомъ моимъ ко Господу воззвахъ", "Скажи ми, Господи, кончину мою", "Вскую прискорбна еси, душе моя", "Да воскреснет Богъ", "Коль возлюбленна селения Твоя, Господи" и проч. Из всех сочинений Бортнянского особой знаменитостью пользовались его "Херувимские" и из них особенно была любима публикой "херувимская" № 7.

Читайте также: