Воздействие нововведений на развитие региона доклад

Обновлено: 05.07.2024

"Научные статьи, доклады, лекции, эссе преподавателей и студентов России"


В настоящее время цели инновационного развития и научно-технического прогресса стали доминировать и подчинять себе государственную политику и экономику. Инновация сегодня представляется как условие экономического роста и развития общества, которая является главной движущей силой динамического развития общественного производства.

Особенно актуально применение инноваций как стратегического фактора экономического роста для регионов России, обладающих достаточно высокими интеллектуальными и промышленными потенциалами. Их развитие связано не только с использованием передовых технологий, но и с возможностью их создания и освоения. Успешное инновационное развитие зависит от правильной постановки цели, а достижение поставленных целей – от объективности выбранного пути.

В условиях усиления инновационной направленности социально-экономического развития России особую актуальность приобретают проблемы обеспечения устойчивой динамики инновационных процессов на региональном уровне. Качество жизни и уровень социально-экономического развития коррелируют с инновационным потенциалом, поэтому в региональных стратегиях акцент смещается на содействие росту инновационной активности регионального социума.

Результатом логичного развития системного подхода к исследованию и управлению инновационной деятельностью в регионах стало появление концепции региональной инновационной системы, которая в настоящее время привлекла внимание не только ученых, но и правительства, вовлеченного в формирование и реализацию инновационной политики на региональном уровне, а также руководителей компаний и корпораций, заинтересованных в развитии региональных инновационных рынков и инфраструктуры.

Основными задачами РИС являются:

координация деятельности всех элементов, входящих в РИС, для обеспечения единства целей инновационного развития региона;

стимулирование инновационной деятельности через организационно-правовые и экономические инструменты воздействия на элементы РИС;

формирование научной и инновационной инфраструктуры;

развитие малого инновационного предпринимательства;

создание условий для инноваций в социальной сфере в интересах развития региона.

Состав региональной инновационной системы в общем виде представлен на рис. 1.1.

Рис. 1.1 Состав региональной инновационной системы

По мнению К. А. Задумкина, Л. Г. Иогмана, С. В. Теребовой, создание региональных инновационных систем не требует обязательного выравнивания показателей научно-технического развития по всем территориям. Скорее, необходимо использовать преимущества каждого региона, не стремясь к абсолютному равенству в научно-техническом развитии. Являясь элементом социально-экономического развития, региональная инновационная система становится инструментом повышения конкурентоспособности производителей данной территории, обеспечивает занятость наиболее квалифицированной части населения, содействует повышению общего образовательного уровня населения, что уже само по себе имеет далеко идущие социальные последствия.

Усиление роли управления социально-экономическим развитием территориальных образований по-новому ставит проблему развития в них научно-инновационной деятельности как источника создания нового технологического фундамента экономического и социального подъема. Инновации способствуют изменению производительных сил, отношений собственности, производственных отношений, форм хозяйствования – всех тех частей экономической жизни, которые во взаимосвязи являются предметом региональной экономики. С инновационным развитием связаны степень внутри регионального разделения труда и закрепившие его формы хозяйствования (универсальные или специализированные по пределам и функциям хозяйствующие субъекты).

Социально-экономические цели развития региона являются определяющими в формулировании задач формирования и использования инновационного сектора. Их решение связывается с проблемами воспроизводства научных кадров, материально-технической базы, социальной сферы, а также установления достойной оплаты труда высококвалифицированных работников.

Основная цель социально-экономического преобразования инновационной сферы региона заключается в создании условий для стимуляции инновационной деятельности. Ускоренное доведение научных результатов, изобретений, технических решений до продукта, пригодного для практического использования и имеющего спрос на рынке, может быть обеспечено соответствующим механизмом организации, управления инновационным процессом, экономическими отношениями в нем, создающими заинтересованность в успехе всех участников.

Такого рода механизм представляет собой систему сопряженных взаимосвязанных элементов, подчиненных достижению заданной цели. Его формирование обусловлено проведением анализа уже существующих элементов и созданием новых. В числе последних ключевое место занимает формирование инновационной инфраструктуры – комплекса организационно-экономических институтов, непосредственно обеспечивающих условия реализации инновационных процессов хозяйствующими субъектами на основе принципов экономической эффективности как национальной экономики в целом, так и ее экономических субъектов в условиях конъюнктурных колебаний рынка.

В решении проблем преобразования инновационной сферы региона перспективным является рассмотрение ее как подсистемы инновационной сферы страны и подсистемы социально-экономической сферы региона. В первом случае речь может идти о вкладе инновационной сферы в научно-инновационное развитие, об использовании научно-инновационного потенциала региона в интересах решения общегосударственных задач, о финансировании ее со стороны государства. В качестве подсистемы социально-экономической сферы региона инновационная сфера должна включаться в решение социально-экономических проблем субъекта Федерации, вносить свой вклад в его доходы. В свою очередь, в составе социально-экономической системы региона решаются социально-экономические проблемы научно-инновационной сферы (обеспечение ресурсами, занятость, воспроизводство научных кадров, повышение качества их жизни).

Таким образом, будучи одновременно в составе научно-технической и социально-экономической систем, научно-инновационная сфера подвергается воздействию как государственных, так и региональных органов управления соответствующих систем, вследствие чего, ее эффективное развитие зависит от результатов взаимодействия органов управления данных уровней.

В социально-экономической системе региона инновационная сфера имеет достаточно широкий спектр функций, основную направленность которого можно представить следующим образом:

Производственный вектор. Инновационный потенциал региона своим происхождением и функциям нередко обязан в первую очередь производственной структуре региона. Он во многом ориентирован на обновление продукции, повышение ее конкурентоспособности, развитие технологий регионального производства. Реализация данной функции связана с перспективой развития регионального производства, его структурной перестройкой, формированием в регионе будущего технологического уклада.

Социальный вектор. Инновационный потенциал региона должен быть задействован на решении многочисленных проблем социальной сферы региона, повышении качества жизни населения. Ограниченность инвестиций сдерживает этот процесс и лимитирует вклад в эту сферу инновационного потенциала региона. Задача заключается в поиске форм взаимосвязи между ними, консолидации финансовых средств разных источников: регионального бюджета, внебюджетных фондов, спонсоров, федеральных средств на развитие учреждений и предприятий социальной сферы, федерального подчинения и др.

Экологический вектор. Он связан с проблемой повышения экологической составляющей технологий, с переходом на менее губительный для экологии тип производства. В использовании инновационного потенциала ряда регионов — мегаполисов и добывающих сырье и энергоносители — экологический вектор становится приоритетным.

Эффективность использования инновационного потенциала по перечисленным направлениям будет зависеть от появления соответствующих организационных форм инновационной деятельности, от содержания и уровня регионального управления ею.

К обратным со стороны социально-экономической сферы региона связям по отношению к инновационной сфере можно отнести формирование благоприятного инновационного климата и научно-образовательного комплекса как базы естественного воспроизводства кадров ученых и специалистов инновационной сферы. Благоприятный инновационный климат в качестве положительной эмоционально-оценочной характеристики отношений регионального сообщества может рассматриваться в числе важнейших факторов развития и эффективного использования инновационного потенциала – одного из средств достижения целей научно-инновационной политики в регионе.

Из вышеизложенного следует, что определяющим фактором в повышении социально-экономической роли инноваций и инновационной деятельности в регионе является система регионального управления.

С точки зрения А. Е. Когута, методологически совершенствование системы регионального управления инновационной сферой определяется следующими факторами:

Управление научно-инновационной деятельностью, в том числе инновационной составляющей, становится целевой подсистемой регионального (местного) самоуправления в соответствии с его развитием и функциональным наполнением.

Органы регионального (местного) самоуправления приобретают новые по сравнению с традиционными (прогнозирование, планирование, учет и контроль) функции:

а) организация эффективного предпринимательства в сфере малого инновационного бизнеса;

б) организация программной инновационной деятельности в регионе, участие инновационного потенциала региона в реализации федеральных научно-технических программ;

в) организация маркетинговой деятельности как основы текущего функционирования и перспективного развития инновационной сферы в регионе;

г) организация регионального мониторинга инновационной деятельности как инструмента реализации функции управления.

Таким образом, из всего вышесказанного следует, что инновации играют решающую роль в развитии региона. Инновации выполняют как экономическую, так и социальную функцию, охватывают все стороны жизни общества, затрагивают личностные вопросы. В долгосрочной перспективе без инновационной деятельности невозможен дальнейший экономический и культурный рост по интенсивному пути развития.

Итак, в данной главе были рассмотрены и проанализированы определения инноваций разных авторов и выделено наиболее полное и точное понятие инновации, разработанное известным российским ученым Р. А. Фатхутдиновым, где под инновацией понимается конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта. Также изучены различные подходы к классификации инноваций и выделению ее критериев. Выявлена наиболее обобщающая классификация, разработанная В. А. Балуковой, И. А. Садчиковым и В. Е. Сомовым. Определена роль инноваций в социальном и экономическом развитии региона. Таким образом, можно сделать вывод, что инновационное развитие региона, осуществляемое через активизацию в нем инновационной деятельности, является одновременно и инструментом для решения задач его социально-экономического развития, и составной неотъемлемой частью самого этого развития.

Как внедрять инновации в регионах

Инновационное развитие региона — это процесс общественно-экономического характера, направленный на формирование инновационной системы в регионе (РИС). РИС включает в себя промышленные предприятия, финансовые организации, образовательные и научно-исследовательские учреждения, особые экономические зоны, консалтинговые, лизинговые инжиниринговые компании, бизнес-инкубаторы и т.п. Такой комплекс способен наращивать научно-технологический потенциал территории и реализовывать его через создание наукоемких, использующих высокие технологии производств.

Внедрение инноваций в регионы

Специфика инновационной политики регионов

К решению задач создания и развития РИС каждый российский регион подходит с учетом собственной специфики. Поэтому и региональная политика в данном направлении будет различной. Выбор модели инновационного развития определяется научно-техническими, экономическими и культурными особенностями территории. Сегодня наибольшее распространение получили следующие способы управления развитием РИС:

  • административно-ведомственный, предполагающий прямое финансирование по законам, обеспечивающим прямую поддержку инноваций;
  • программно-целевой, когда финансируют контрактным методом посредством целевых программ содействия научно-технологическому обновлению;
  • нормативный: принятие нормативных актов различного уровня, направленных на стимулирование новационного роста и создание оптимальной социально-экономической ситуации для реализации инноваций;
  • создание кластеров;
  • формирование и поддержка крупных производственно-технологических центров;
  • предоставление налоговых льгот для инвестирующих в приоритетные сферы экономики.

Перечисленные способы комбинируются в зависимости от региональных условий.

Развитие инновационных процессов в регионах

В процессе перехода к постиндустриальному типу экономики субъекты Российской Федерации решают следующие задачи:

  • формирование и развитие инфраструктуры научно-исследовательской, изобретательской и внедренческой деятельности;
  • сосредоточение усилий и ресурсов на внедрении приоритетных новаторских проектов предприятий и организаций района;
  • создание привлекательных условий для инвестирования в инноватику;
  • формирование системы подготовки и повышения квалификации кадров в области научно-технического предпринимательства с целью улучшения активности в области создания и внедрения инноваций, коммерциализации результатов научных исследований.

Ход процессов научно-технического роста в регионах чаще всего характеризуют через описание инновационного цикла. Инновационный цикл представляет собой модель, характеризующую путь инновации от освоения знаний до потребления готового продукта. Все этапы тесно взаимодействуют друг с другом и не могут быть исключены из рассмотрения.

Одной из первых удачных моделей инновационного цикла была линейная модель, описывающая последовательность этапов от разработки научной идеи до ее реализации в готовой продукции. Классический цикл инноваций: фундаментальные исследования — прикладные исследования — опытно-конструкторские разработки — производство. Каждому этапу соответствуют строго заданные организационные структуры, обеспечивающие его функционирование.

Однако для описания современных процессов в данной области линейной модели оказалось недостаточно. Появляется нелинейная модель инновационного цикла. Она включает следующие этапы:

  • освоение предшествующих идей;
  • создание новации;
  • разработка инновации;
  • реализация разработки в массовом продукте;
  • конечное потребление.

Связи между компонентами в нелинейной модели многообразнее и сложнее, чем в линейной. Все элементы взаимно влияют друг на друга, велика роль потребительского фактора: если в классической модели новейшие направления определялись фундаментальными исследованиями, то здесь спрос на новую продукцию и новые технологии определяет направления исследовательской и внедренческой деятельности, что соответствует законам рыночной экономики.

Разработка инновационной стратегии

Функции организаций, участвующих в инновациях, пересекаются и дополняются.

Факторы инновационного развития

К факторам, определяющим направление и скорость инновационного роста региона, относят:

  • политику региональных властей в области инноваций;
  • стратегии хозяйствующих субъектов в отношении проведения исследований и внедрения их результатов;
  • политику кредитно-финансовых учреждений региона;
  • потребительские предпочтения;
  • особенности конкурентных отношений;
  • уровень сформированности научно-исследовательской и внедренческой инфраструктуры территории;
  • возможность привлечения некоторого объема накопленных знаний и научно-технических разработок для повышения уровня социально-экономического развития региона.

Комплекс факторов, определяющих способность региона к социально-экономическому росту на основе новейших научных достижений, составляет его инновационный потенциал.

Как внедрять инновации в регионах

Инновационное развитие региона — это процесс общественно-экономического характера, направленный на формирование инновационной системы в регионе (РИС). РИС включает в себя промышленные предприятия, финансовые организации, образовательные и научно-исследовательские учреждения, особые экономические зоны, консалтинговые, лизинговые инжиниринговые компании, бизнес-инкубаторы и т.п. Такой комплекс способен наращивать научно-технологический потенциал территории и реализовывать его через создание наукоемких, использующих высокие технологии производств.

Внедрение инноваций в регионы

Специфика инновационной политики регионов

К решению задач создания и развития РИС каждый российский регион подходит с учетом собственной специфики. Поэтому и региональная политика в данном направлении будет различной. Выбор модели инновационного развития определяется научно-техническими, экономическими и культурными особенностями территории. Сегодня наибольшее распространение получили следующие способы управления развитием РИС:

  • административно-ведомственный, предполагающий прямое финансирование по законам, обеспечивающим прямую поддержку инноваций;
  • программно-целевой, когда финансируют контрактным методом посредством целевых программ содействия научно-технологическому обновлению;
  • нормативный: принятие нормативных актов различного уровня, направленных на стимулирование новационного роста и создание оптимальной социально-экономической ситуации для реализации инноваций;
  • создание кластеров;
  • формирование и поддержка крупных производственно-технологических центров;
  • предоставление налоговых льгот для инвестирующих в приоритетные сферы экономики.

Перечисленные способы комбинируются в зависимости от региональных условий.

Развитие инновационных процессов в регионах

В процессе перехода к постиндустриальному типу экономики субъекты Российской Федерации решают следующие задачи:

  • формирование и развитие инфраструктуры научно-исследовательской, изобретательской и внедренческой деятельности;
  • сосредоточение усилий и ресурсов на внедрении приоритетных новаторских проектов предприятий и организаций района;
  • создание привлекательных условий для инвестирования в инноватику;
  • формирование системы подготовки и повышения квалификации кадров в области научно-технического предпринимательства с целью улучшения активности в области создания и внедрения инноваций, коммерциализации результатов научных исследований.

Ход процессов научно-технического роста в регионах чаще всего характеризуют через описание инновационного цикла. Инновационный цикл представляет собой модель, характеризующую путь инновации от освоения знаний до потребления готового продукта. Все этапы тесно взаимодействуют друг с другом и не могут быть исключены из рассмотрения.

Одной из первых удачных моделей инновационного цикла была линейная модель, описывающая последовательность этапов от разработки научной идеи до ее реализации в готовой продукции. Классический цикл инноваций: фундаментальные исследования — прикладные исследования — опытно-конструкторские разработки — производство. Каждому этапу соответствуют строго заданные организационные структуры, обеспечивающие его функционирование.

Однако для описания современных процессов в данной области линейной модели оказалось недостаточно. Появляется нелинейная модель инновационного цикла. Она включает следующие этапы:

  • освоение предшествующих идей;
  • создание новации;
  • разработка инновации;
  • реализация разработки в массовом продукте;
  • конечное потребление.

Связи между компонентами в нелинейной модели многообразнее и сложнее, чем в линейной. Все элементы взаимно влияют друг на друга, велика роль потребительского фактора: если в классической модели новейшие направления определялись фундаментальными исследованиями, то здесь спрос на новую продукцию и новые технологии определяет направления исследовательской и внедренческой деятельности, что соответствует законам рыночной экономики.

Разработка инновационной стратегии

Функции организаций, участвующих в инновациях, пересекаются и дополняются.

Факторы инновационного развития

К факторам, определяющим направление и скорость инновационного роста региона, относят:

  • политику региональных властей в области инноваций;
  • стратегии хозяйствующих субъектов в отношении проведения исследований и внедрения их результатов;
  • политику кредитно-финансовых учреждений региона;
  • потребительские предпочтения;
  • особенности конкурентных отношений;
  • уровень сформированности научно-исследовательской и внедренческой инфраструктуры территории;
  • возможность привлечения некоторого объема накопленных знаний и научно-технических разработок для повышения уровня социально-экономического развития региона.

Комплекс факторов, определяющих способность региона к социально-экономическому росту на основе новейших научных достижений, составляет его инновационный потенциал.


1. Водянов, А., Гаврилова, О., Гришин, Л., Шевелева, Е., Касаткин, А. Инвестиционные проекты, финансируемые из федерального бюджета: методы оценки эффективности // Российский экономический журнал. - 2006. - № 1.

2. Лексин, В. Н., Швецов, А. Н. Государство и регионы: теория и практика государственного регулирования территориального развития. - М.: Издательство ЛКИ. - 2007. - С. 357.

3. Пчелинцев, О. С. Региональная экономика в системе устойчивого развития. - М.: Наука, 2004. - С. 89.

4. Регион: проблемы планирования и управления / под ред. А. С. Новоселова. - Новосибирск: Изд-во ИЭОПП СО РАН, 2002. - С. 240.

5. Семенова, Т. Ю. Оценка эффективности региональных целевых программ и проектов // Проблемы современной экономики. - 2007. - № 4.

  • поиск наиболее существенных факторов эффективного функционирования региональных систем;
  • определение институциональных условий инновационного развития региона;
  • выявление взаимосвязи и иерархической структуры факторов, влияющих на инновационное развитие;
  • определение оптимальных критериев соотношения научного результата и вложенных средств. т.е. выбор условий, при которых можно получить максимальный выход при минимальных затратах (выбор наиболее экономически выгодного сочетания критериев);
  • оценка реакции региональных систем на интеграционное воздействие выявленных факторов инновационного развития.

При игнорировании первостепенности решения поставленных задач возникает целый ряд объективных и субъективных препятствий для эффективного развития региона.

Во-первых, это сложности выявления стандартизированных факторов, на основе которых можно было бы судить об ожидаемой эффективности инновационного развития. Связано это с отсутствием универсальной системы факторов регионального инновационного развития, применимой к любым регионам.

Во-вторых, это недостатки в разработке инновационных программ с набором адаптационных процедур, корректирующих стандартные ситуации к реальным условиям функционирования структурных единиц региональных систем. Трудности исследований в этой области можно объяснить нехваткой объективной статистической информации, позволяющей производить соответствующую корректировку [1].

В-третьих, это дефицит управленческих технологий в инновационной сфере. Речь идёт о специализации и адаптации имеющего управленческого потенциала к инновационным программам развития. Игнорирование этого факта в среднем снижает эффективность инновационной деятельности на 15 - 20 %.

В-четвёртых, это недостаточное обоснование разделения полномочий на региональном уровне в вопросах управления инновационным развитием.

В-пятых, это объективные факторы, порождённые самой инновационной системой: недостаток экономических и управленческих знаний у работников, недостаточное финансирование, не систематизированные данные о региональных инновационных ресурсах.

Следовательно, отсутствие единых оценочных процедур, связанных с объективными тенденциями, происходящими в инновационной сфере, учитывающих региональную компоненту и неполноту статистических данных, не позволяет в полной мере оценить перспективы инновационного развития. Исследования в этой области проводятся либо по отдельным показателям, либо имеют обобщённый характер (относительно основных проблем инноваций). Поэтому перспективными являются исследования по обоснованию факторов, определяющих функционирование социально-экономических систем по результатам эффективной инновационной деятельности этих систем.

На сегодняшний день можно выделить высокий потенциал региональных и муниципальных механизмов социально-экономической политики, способный влиять на инновационное управление. Уровень инновационности региона формируется в результате взаимодействия многих факторов. Общепринято считать, что всё многообразие факторов, воздействующих на формирование инновационной среды, может быть сведено к четырём группам [3]:

  • социально-экономические условия развития региона;
  • инновационный потенциал;
  • человеческий капитал;
  • управленческий потенциал.

Существуют и другие соотношения факторов, но они отличаются от приведённых данных лишь по степени детализации. Большое внимание сейчас уделяется комплексному исследованию факторов, влияющих на эффективность инновационных систем с целью координирования и интеграции социально-экономических процессов.

Предложено множество методических подходов к разработке интегральных показателей инновационного развития: нормированный интенсивный показатель, территориальный показатель, мировой показатель [2].

Однако значительная часть из них рассчитывается экспертным путём, что затрудняет их сбор и применение на практике. Ещё одна проблема такого подхода к оценке инновационного развития - отсутствие обоснованной прогнозной оценки. Поэтому выявление основных закономерностей и тенденций развития инноваций как вектора социально-экономического развития является первостепенной задачей в условиях реализации национальных проектов в сфере инновационного развития.

Сложность выявления таких факторов заключается, во-первых, в их многомерности; во-вторых, в трудности нахождения значимых факторов воздействия; в-третьих, в объективной оценке этих факторов; в-четвёртых, в учёте динамики социально-экономической системы в связи с протекающими изменениями внешней и внутренней среды социально-экономической деятельности региона.

Все факторы инновационного развития представляют собой экономические ресурсы регионов, следовательно, они участвуют во внутрихозяйственном обороте как структурные элементы региональной экономики. На уровне управления инновационными ресурсами по- разному реагируют на любые воздействия со стороны субъектов управления, и здесь очень важно выявить характер этого воздействия, степень влияния и степень реакции со стороны социально-экономических систем.

В исследовании приведена классификация факторов, влияющих на инновационное развитие региона, полученная методом многокритериальной классификации с делением на блоки, которые предполагают разложение совокупности всех факторов по принадлежности их к определённому способу воздействия на объект исследования. Для выявления степени реакции социально-экономических систем на изменение факторов инновационного развития региона была сформирована база статистических данных, за основу которой принята методика построения и соизмерения первичных групповых показателей. С целью унификации предлагается все социально-экономические показатели функционирования региона делить на блоки, в результате чего анализ региональных экономических подсистем становится возможным для любого субъекта Российской Федерации.

Классификация факторов инновационного развития выполнена по уровням управления. При этом ставится цель процедуру классификации сделать такой, чтобы можно было учесть особенности воздействия факторов на степень управляемости субъекта управления. Достижение поставленной цели создаёт предпосылки для решения задач перспективного прогнозирования развития регионов и эффективного управления инновационным развитием субъектов управления.

Систематизация и классификация факторов связаны, прежде всего, со статистической их обоснованностью. В связи с большим количеством, факторы социально-экономического развития регионов целесообразно разбить по блокам атрибутивных признаков. На основании этого принципа и обобщения исследуемых материалов были отобраны и сформированы двенадцать групп факторных признаков (табл. 1).

Таблица 1 Факторы влияния на уровень инновационного развития региона, разбитые по социально-экономическим группам

Читайте также: