Какие социальные пособия выплачивались в ссср доклад

Обновлено: 05.07.2024

В России на 2022 год действуют десятки пособий. Практически ежегодно суммы индексируются, появляются новые выплаты и модернизируются старые. Некоторые даже не знают, что им полагается субсидия от государства. Мы составили подробный гид по всем действующим в стране видам материальной поддержки. Что же такое социальные пособия, какие виды существуют в России в 2022 году и как, а главное, кто их может оформить?

Что такое пособие

Социальное пособие — безвозмездное предоставление гражданам определенной суммы из бюджета. Так его определяет закон 1 .

Пособия в России в 2022 году означают государственную поддержку граждан, которые временно оказались в стесненных обстоятельствах. Назначение и выплата материальной помощи являются частью государственной политики — дополнение к доходам нуждающихся. Но таковыми признают не всех, иначе денег в бюджете бы просто не осталось.

Поэтому государство разработало и продолжает разрабатывать перечень социально значимых случаев помощи.

В 2022 году пособия в России могут быть как регулярными, то есть выплачиваться на протяжении определенного периода времени, так и единовременными — разовыми.

Отметим, что льготу государство дает не только людям в сложной ситуации, но и тем, кто имеет заслуги перед страной. Например, материальная помощь положена ветеранам.

Пособие имеет несколько отличий от других видов госпомощи.

  • Это всегда денежные выплаты;
  • предоставляются определенным гражданам в случаях предусмотренными законом;
  • выплачиваются из бюджета (федерального или регионального);
  • выплачиваются периодически (например, раз в месяц) или единовременно;
  • рассчитываются либо на основе заработка, либо устанавливаются в твердом размере;
  • назначаются по принципу нуждаемости (когда оснований для продолжения выплат больше нет, они прекращаются).

В 2022 году при назначении пособия в России учитываются несколько факторов:

  • состояние здоровья или объективные жизненные обстоятельства (например, беременность);
  • изменение в социальном статусе (например, увольнение);

Региональные пособия устанавливаются в каждой области, республике и края самостоятельно. Их размер может отличаться от региона к региону, либо где-то вообще отсутствовать. Например, в Москве при рождении первого ребенка молодая семья может получить разовую выплату в размере около 6000 рублей, а в Челябинской области — 2000 рублей.

Какие пособия существуют в России

Социальных пособий в России в 2022 году достаточно много. Можно выделить четыре больших вида поддержки:

  • по временной нетрудоспособности;
  • по безработице;
  • детские пособия;
  • специальные пособия/

Детских социальных пособий в России достаточно много. Вот лишь некоторые:

  • по беременности и родам;
  • единовременное пособие при рождении ребенка;
  • единовременное пособие женщинам, вставших на учет в женской консультации до 12 недель;
  • ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет;
  • единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего службу по призыву;
  • ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
  • пособие по инвалидности;
  • пособия малоимущим семьям;
  • помощь многодетным семьям;
  • пособие на погребение.

Кто имеет право на получение пособия

В зависимости от региона отличаются и категории граждан, которые имеют право на назначение выплаты. Какой-то край богаче, в каком-то уровень жизни выше, а где-то наоборот ситуация тяжелейшая. Однако в каждой части страны следующие категории населения могут претендовать на пособия:

  • многодетные семьи;
  • одинокие пенсионеры, неспособные больше трудиться;
  • инвалиды;
  • дети, воспитывающиеся без одного родителя;
  • дети-сироты;
  • студенты-очники, имеющих детей;
  • беременные женщины и находящиеся в декрете;
  • потерявшие официальную работу.

Могут ли перестать выплачивать пособия

Да. Социальные пособия в России призваны оказать поддержку гражданам, временно оказавшимися в сложной ситуации. С улучшением уровня жизни прекращается и выплата пособий.

Простой пример: жена в декрете, муж потерял работу. Кормить себя и детей, платить за жилье — тяжело. Семья подает справки о доходах в соцзащиту и та назначает пособие. Потом муж находит работу и уровень дохода позволяет содержать семью — пособие отменяют.

Выплаты могут прекратить, если гражданин сознательно не предпринимает никаких шагов по изменению сложившейся ситуации. Например, долгое время не ищет работу и стоит на бирже труда. Или если получатель достиг определенного возраста и уже не может претендовать на выплаты.

Впервые в СССР назначение и выплата ежемесячного пособия на детей многодетным матерям (начиная со второго года рождения ребенка до достижения им пятилетнего возраста) и одиноким матерям введено в 1944 году. Размер пособия зависел от количества имеющихся детей и составлял от 4 до 15 рублей в месяц.

C 1 ноября 1974 года в целях создания лучших условий для воспитания подрастающего поколения и увеличения материальной помощи малообеспеченным семьям, Указом Верховного Совета СССР от 25 сентября 1974 года №312-IX введены пособия на детей семьям, в которых средний совокупный доход на члена семьи не превышает 50 рублей в месяц, а в районах Дальнего Востока, Сибири, а также в северных районах - не превышает 75 рублей в месяц. Размер пособия составлял 12 рублей в месяц на каждого ребенка до достижения им 8 лет.

С 1 января 1994 года Указом Президента Российской Федерации введено единое ежемесячное пособие на ребенка без учета доходов семьи . Размер составлял на детей в возрасте до 6 лет - 70 % минимального размера оплаты труда, на детей в возрасте от 6 до 16 лет - 60 процентов минимального размера оплаты труда.

С 1999 года - право на ежемесячное пособие было предоставлено семьям со среднедушевым доходом, размер которого не превышает 100 процентов величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации, установленной в соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации".

С 1 января 2005 года в связи с разграничением государственных полномочий размер, порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливаются субъектами Российской Федерации.

Начиная с 2005 года система предоставления ежемесячного пособия на ребенка малоимущим семьям, проживающим в Хабаровском крае, постоянно развивается. В краевом бюджете ежегодно предусматриваются средства на индексацию ежемесячных пособий на детей. Размер указанного пособия определяется дифференцированно, в зависимости от категории семьи. Так, если в 2005 году пособия в повышенном размере предоставлялись только трем категориям семей (на детей одиноких матерей; на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов; на детей военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), то в 2008 году повышенный размер ежемесячного пособия на детей получают также многодетные семьи, семьи из числа коренных малочисленных народов Севера, студенческие семьи. При этом в 2008 году размеры ежемесячных пособий на детей многодетным семьям, семьям из числа малочисленных народов Севера были увеличены по сравнению с базовым размером в 3 раза (235 рублей), студенческим семьям - в 2,4 раза (190 рублей); остальным категориям - на 10 процентов (от 86 рублей до 170 рублей). В районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, вышеперечисленные размеры пособий определяются с учётом районного коэффициента, установленного к заработной плате рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

Численность получателей ежемесячного пособия на ребенка и размеры на 01.09.2008


Социальное обеспечение в СССР - составная часть общей государственной социально-экономической программы повышения благосостояния советского народа.

Фондами социального обеспечения являются бюджет государственного социального страхования, дополнительные ассигнования государства и отчисления колхозов. Право граждан на социальное обеспечение закреплено Конституцией СССР. Социальное обеспечение осуществляется в СССР полностью за счет общественных фондов, потребления. Расходы на социальное обеспечение составляют значительную часть этих фондов.

В СССР ст. 43 Конституции СССР 1977 г. широко декларировала право граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности и потери кормильца.

Социальное обеспечение осуществлялось в следующих организационно-правовых формах:

- государственное социальное страхование рабочих и служащих, приравненных к ним лиц и их семей;

- социальное страхование колхозников за счёт централизованного союзного фонда социального страхования;

- социальное обеспечение государственными органами за счёт прямых ассигнований государственного бюджета;

- дополнительные формы Социального обеспечения за счёт средств отдельных колхозов, фондов, творческих союзов (писателей, художников, композиторов и др.).

Хотя каждая из форм социального обеспечения имела свою специфику с точки зрения круга обеспечиваемых лиц, способа образования общественного фонда, из которого производится обеспечение, а также органов, осуществляющих его, все они строились на единых общих принципах.

В качестве таких принципов рассматривались:

- всеобщность социального обеспечения (т. е. равное для всех трудящихся СССР право при наступлении конкретных обстоятельств получить определённые виды обеспечения, независимо от расы, пола, вероисповедания и т. д.);

- всесторонность и многообразие видов социального обеспечения (пенсии, пособия, содержание в домах инвалидов и престарелых, протезирование, обучение инвалидов и их трудоустройство и т. д.);

- обеспечение за счёт государственных и общественных средств без каких-либо удержаний из заработной платы трудящихся;

- обеспечение в высоких размерах, соответствующих сложившемуся уровню потребностей граждан (т. е. размер возмещения по социальному обеспечению достаточен для удовлетворения не только самых насущных жизненных потребностей, но и иных материальных и духовных запросов граждан).

Основными видами социального обеспечения в СССР являются:

- обеспечение рабочих, служащих, колхозников различными видами пособий (по временной нетрудоспособности, женщин пособиями по беременности и родам и т. д.);

- пенсионное обеспечение инвалидов, престарелых, а также семей, потерявших кормильца;

- содержание и обслуживание инвалидов и престарелых в специально созданных домах-интернатах;

- профессиональное обучение инвалидов и предоставление им посильной по состоянию здоровья работы; - обеспечение их протезами, ортопедическими изделиями, колясками, в том числе моторными, а инвалидов войны - также автомобилями с ручным управлением.

- обеспечение многодетных и одиноких матерей ежемесячными и единовременными пособиями.

В систему социального обслуживания включалось и социальное обслуживание. Оно включало в себя сеть домов-интернатов, в том числе и для детей-инвалидов, с полным государственным обеспечением, протезирование и бесплатное или на льготных условиях предоставление средств передвижения; льготы инвалидам и некоторым другим категориям пенсионеров по проезду на внутригородском, воздушном, железнодорожном и водном транспорте, а также жилищные, бытовые и налоговые льготы.

В ведении органов социального обеспечения находились техникумы-интернаты и профессионально-технические школы-интернаты, предназначенные для обучения и трудоустройства инвалидов.

Социальное обеспечение дополнялось бесплатной медицинской помощью, бесплатным содержанием в больницах, санаторно-курортным лечением, а также государственными и общественными формами содержания и воспитания детей в яслях, детских садах, детских домах, санаторно-лесных школах, пионерских лагерях, детских санаториях.

То, что в Советском Союзе декларировалось в официальных документах, далеко не всегда находило свою реализацию на практике. Например, многочисленные категории трудящихся вовсе не имели права на пенсионное обеспечение.

Во-первых, в стаж работы, дающий право на пенсию, не засчитывались годы труда в местах лишения свободы (и таким образом десятки и сотни тысяч людей, освободившихся из мест заключения, не получали пенсий из-за отсутствия достаточного трудового стажа, хотя они долгие годы трудились в тяжелых условиях заключения).

Во-вторых, не имели права на пенсию кустари, которые не причислялись к категории рабочих и служащих.

В-третьих, не назначались пенсии бывшим колхозникам, которые прекратили работу в колхозе до издания закона о пенсиях для колхозников (1964 г.) и стали престарелыми или инвалидами, не заработав трудового стажа в качестве рабочих и служащих.

В-четвертых, не получали пенсий многие люди, не имеющие по тем или иным причинам возможности подтвердить установленным законом способом наличие у них необходимого стажа работы.

В-пятых, не получали пенсии престарелые или инвалиды, которые по тем или иным причинам не имели требуемого законом стажа работы, а установленные законом случаи назначения так называемых пропорциональных пенсий (при неполном стаже) по старости требовали ряда условий (например, наступления пенсионного возраста в момент работы по найму и т. д.). Размеры этих неполных пенсий были, как правило, незначительны.

Кроме того, размеры пенсий были весьма невелики. Так, по данным Научно-исследовательского института труда, прожиточный минимум в СССР в 1974 г. составлял 50 рублей на человека в месяц, тогда как минимальный размер пенсий по старости - 45 рублей в месяц (полная пенсия), минимальный размер пенсии для инвалидов второй группы - 45 рублей в месяц, а третьей группы - 21 рубль в месяц (при инвалидности, наступившей вследствие трудового увечья или профзаболевания, пенсии были несколько выше). Минимальные размеры пенсий нетрудоспособным членам семьи, потерявшей кормильца, составляли: 23 рублей в месяц на одного члена семьи; 45 рублей в месяц на двух членов семьи и 70 рублей в месяц на трех и более членов семьи. Если умерший кормилец семьи не имел полного трудового стажа, то минимальная пенсия на одного члена семьи составляла 5 рублей в месяц; на двух членов семьи - 11 рублей в месяц; на трех- и более членов семьи - 17 рублей в месяц.

Принятый в 1964 г. закон о пенсиях для колхозников устанавливал, при наличии определенного стажа работы в колхозе, минимальные пенсии в размерах от 16 рублей до 35 рублей в месяц (в зависимости от степени утраты трудоспособности и других условий).

Что касается пособий для матерей-одиночек (т. е. для женщин, не состоящих в замужестве, при неустановленном судебным порядком отцовстве, дающем право на получение алиментов), то их размер также был весьма низок. Государственные пособия одиноким матерям выплачивались в следующих размерах: на одного ребенка - 5 рублей в месяц (примерная стоимость 15 литров молока), на двух детей - 7 рублей 50 копеек в месяц, на трех и более детей - 10 рублей в месяц.

Единая государственная система социального обеспечения, закрепленная в Конституции РСФСР 1978 г. (ст. 24), с распадом Советского Союза перестала существовать. Обретя государственный суверенитет, Россия встала перед необходимостью заново создавать общефедеральную государственную систему социального обеспечения.

Перечень социальных программ в СССР

Многие люди вспоминают время Советской эпохи с теплом в сердце. И на то есть свои причины.

Государство не только давало квартиры своим гражданам, но и достаточно широко участвовало в социальной жизни людей помогая финансово и предлагая ряд абсолютно бесплатных услуг .

Так о каких преимуществах в СССР сегодня у нас будет речь? Давайте их перечислим:

  • Бесплатная жилплощадь (около 5-12 кв.м на человека)
  • Медицина
  • Обучение (школы, ПТУ и ВУЗы) и повышение квалификации
  • Отпуска (путёвки по всему СССР)
  • Детские садики и лагеря отдыха

Более того, государством, на одного учащегося (школьника) тратилось около 250 рублей в год, студента ПТУ - 805 рублей в год и студента университета - около 1200 рублей .

Более 70% из них получали в добавок стипендию (40-70 рублей в месяц). Так же, годовое содержание ребенка в детсаду обходилось в 533 рубля , из них, 80% оплачивало государство .

Сумма доплат в виде льгот и субсидий в СССР

Есть данные, что с 1940 года , сумма льгот от государства для простых жителей СССР выросла с 24 до 575 советских рублей к 1987 году.

И в 1980 году, данная сумма составила около 441 советских рубля на каждого работающего гражданина Советского союза. А к 1987 году - 575 рублей .

А это значит, что только в 1980 году, на социальные программы, пенсии и субсидии, страной было потрачено около 99,14 миллиардов советских рублей .

А в сегодняшнем выражении, это около 9,9 - 21,7 триллионов российских (текущих) рублей в год . Просто умопомрачительная сумма!

Даже если взять среднее значение в 15 триллионов рублей , то это уже будет 227,3 миллиарда долларов . Что составляет около 14,5% от текущего ВВП России (за 2017 год).

Что мы имеем сейчас в современной России?

Бесплатной жилплощади практически нет (только " бюджетникам "). Медицина, садики и учёба - частично платные. Стипендии учащимся ВУЗов просто мизерные (3000-7000 рублей).

Если в СССР прожиточный минимум был около 50 рублей , то на стипендию студента еще можно было вполне реально прожить.

И это не говоря о подработках летом на каникулах, когда за лето можно было заработать до 600 советских рублей .

Если средняя заработная плата в СССР в 1980 году составляла около 180 рублей , то сегодня средняя ЗП в России равна 40 000 российских рублей .

Путём простой математики, можно прикинуть, что курс советского рубля к российскому находится в значениях около 1 к 222 .

Но не стоит упускать и тот момент, что государство еще тратило около 441 советских рублей в год на каждого работающего жителя на социальные программы для населения и пенсии .

Так что реально, уровень жизни тогда, был выше, чем сейчас. Но не стоит идеализировать то время. Жизнь была лучше - но ассортимент был не богат .

Вывод

В Советское время государство действительно в большей степени заботилось о своих гражданах. Пролетариат был в почёте .

Были и социальные программы для населения, и жилплощадь (пусть и до 1983 года - 5 кв.м./человека, а после 1983 уже - 12 кв.м./человека), и бесплатные ежегодные отпуска.

Но и не было много того, что мы имеем (и можем позволить себе) сегодня. Теперь у каждого жителя России есть свобода выбора - каждый сам выбирает чем он хочет заниматься и кем собирается стать.

Но и с приходим свободы, пришло и безразличие . Социальные программы очень скудны, уровень довольствия населения довольно низок, жилплощади уже не дают.

Практически все квартиры, которые имеет население, это наследие СССР. Теперь квартирный вопрос - является самой актуальной задачей для любого современного жителя России.

Спасибо за внимание, оставляйте свои ко мментарии, ставьте " лайки " и подписывайтесь на канал , если статья была для вас интересной и полезной.

В СССР ст. 43 Конституции СССР 1977 г. широко декларировала право граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности и потери кормильца.

Хотя каждая из форм социального обеспечения имела свою специфику с точки зрения круга обеспечиваемых лиц, способа образования общественного фонда, из которого производится обеспечение, а также органов, осуществляющих его, все они строились на единых общих принципах. В качестве таких принципов рассматривались: всеобщность социального обеспечения (т. е. равное для всех трудящихся СССР право при наступлении конкретных обстоятельств получить определённые виды обеспечения, независимо от расы, пола, вероисповедания и т. д.); всесторонность и многообразие видов социального обеспечения (пенсии, пособия, содержание в домах инвалидов и престарелых, протезирование, обучение инвалидов и их трудоустройство и т. д.); обеспечение за счёт государственных и общественных средств без каких-либо удержаний из заработной платы трудящихся; обеспечение в высоких размерах, соответствующих сложившемуся уровню потребностей граждан (т. е. размер возмещения по социаль

ному обеспечению достаточен для удовлетворения не только самых насущных жизненных потребностей, но и иных материальных и духовных запросов граждан).

Социальное обеспечение предоставлялось в двух основных видах: во-первых, в виде пенсии (по старости, по инвалидности, за выслугу лет, по случаю потери кормильца); во-вторых, в виде пособия (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, на детей малообеспеченным семьям, многодетным и одиноким матерям, на оплату проезда в санаторий и др.).

В систему социального обслуживания включалось и социальное обслуживание. Оно включало в себя сеть домов-интернатов, в том числе и для детей-инвалидов, с полным государственным обеспечением, протезирование и бесплатное или на льготных условиях предоставление средств передвижения; льготы инвалидам и некоторым другим категориям пенсионеров по проезду на внутригородском, воздушном, железнодорожном и водном транспорте, а также жилищные, бытовые и налоговые льготы.

В ведении органов социального обеспечения находились техникумы-интернаты и профессионально-технические школы-интернаты, предназначенные для обучения и трудоустройства инвалидов.

Социальное обеспечение дополнялось бесплатной медицинской помощью, бесплатным содержанием в больницах, санаторно-курортным лечением, а также государственными и общественными формами содержания и воспитания детей в яслях, детских садах, детских домах, санаторно-лесных школах, пионерских лагерях, детских санаториях[34].

То, что в Советском Союзе декларировалось в официальных документах, далеко не всегда находило свою реализацию на практике. Например, многочисленные категории трудящихся вовсе не имели права на пенсионное обеспечение.

Во-первых, в стаж работы, дающий право на пенсию, не засчитывались годы труда в местах лишения свободы (и таким образом десятки и сотни тысяч людей, освободившихся из мест заключения, не получали пенсий из-за отсутствия достаточного трудового стажа, хотя они долгие годы трудились в тяжелых условиях заключения).

Во-вторых, не имели права на пенсию кустари, которые не причислялись к категории рабочих и служащих.

В-третьих, не назначались пенсии бывшим колхозникам, которые прекратили работу в колхозе до издания закона о пенсиях для колхозников (1964 г.) и стали престарелыми или инвалидами, не заработав трудового стажа в качестве рабочих и служащих.

В-четвертых, не получали пенсий многие люди, не имеющие по тем или иным причинам возможности подтвердить установленным законом способом наличие у них необходимого стажа работы.

В-пятых, не получали пенсии престарелые или инвалиды, которые по тем или иным причинам не имели требуемого законом стажа работы, а установленные законом случаи назначения так называемых пропорциональных пенсий (при неполном стаже) по старости требовали ряда условий (например, наступления пенсионного возраста в момент работы по найму и т. д.). Размеры этих неполных пенсий были, как правило, незначительны.

Кроме того, размеры пенсий были весьма невелики. Так, по данным Научно-исследовательского института труда, прожиточный минимум в СССР в 1974 г. составлял 50 рублей на человека в месяц, тогда как минимальный размер пенсий по старости — 45 рублей в месяц (полная пенсия), минимальный размер пенсии для инвалидов второй группы — 45 рублей в месяц, а третьей группы — 21 рубль в месяц (при инвалидности, наступившей вследствие трудового увечья или профзаболевания, пенсии были несколько выше). Минимальные размеры пенсий нетрудоспособным членам семьи, потерявшей кормильца, составляли: 23 рублей в месяц на одного члена семьи; 45 рублей в месяц на двух членов семьи и 70 рублей в месяц на трех и более членов семьи. Если умерший кормилец семьи не имел полного трудового стажа, то минимальная пенсия на одного члена семьи составляла 5 рублей в месяц; на двух членов семьи — 11 рублей в месяц; на трех- и более членов семьи — 17 рублей в месяц.

Принятый в 1964 г. закон о пенсиях для колхозников устанавливал, при наличии определенного стажа работы в колхозе, минимальные пенсии в размерах от 16 рублей до 35 рублей в месяц (в зависимости от степени утраты трудоспособности и других условий).

Что касается пособий для матерей-одиночек (т. е. для женщин, не состоящих в замужестве, при неустановленном судебным порядком отцовстве, дающем право на получение алиментов), то их размер также был весьма низок. Государственные пособия одиноким матерям выплачивались в следующих размерах: на одного ребенка — 5 рублей в месяц (примерная стоимость 15 литров молока), на двух детей — 7 рублей 50 копеек в месяц, на трех и более детей — 10 рублей в месяц.

Единая государственная система социального обеспечения, закрепленная в Конституции РСФСР 1978 г. (ст. 24), с распадом Советского Союза перестала существовать. Обретя государственный суверенитет, Россия встала перед необходимостью заново создавать общефедеральную государственную систему социального обеспечения.

В современной России право граждан на социальное обеспечение было закреплено в Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. В ст. 39 Конституции РФ, в частности, говорится: Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Социальное обеспечение в России включает в себя следующие виды: пенсии (по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные); пособия (по временной нетрудоспособности, беременности и родам; многодетным и одиноким матерям; на детей в малообеспеченных семьях и военнослужащих срочной службы; инвалидов детства и др.); содержание и обслуживание престарелых и инвалидов в специальных учреждениях (домах-интернатах); профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов; протезно-ортопедическую помощь, врачебно-трудовую экспертизу и реабилитацию инвалидов; льготы и преимущества инвалидам1.

Финансовой основой системы обязательного социального страхования являются соответствующие фонды, не входящие в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Средства этих фондов изъятию не подлежат и являются федеральной собственностью.

Источниками поступлений денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования являются: страховые взносы; дотации и другие средства федерального бюджета, а также средства иных бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством РФ; штрафные санкции и пеня; денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам; доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования; иные поступления, не противоречащие законодательству РФ[36].

Основными доходами этих фондов являются страховые взносы. Их

тарифы, т. е. размеры по отношению к начисленному заработку, устанавливаются законом, как и порядок уплаты взносов. Плательщиками взносов являются работодатели, а в Пенсионный фонд РФ — также наемные и некоторые другие работники. Тарифы страховых взносов на обязательное социальное страхование ежегодно устанавливаются федеральным законом. Размеры тарифов дифференцируются с учетом вероятности наступления социальных страховых рисков, а также возможности исполнения страховых обязательств.

В случае нехватки денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий, медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и иных расходов Правительство РФ при разработке проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год предусматривает дотации финансовой системе социального страхования в размерах, позволяющих обеспечить выплаты по обязательному социальному страхованию.

Управление системой обязательного социального страхования осуществляет Правительство РФ в соответствии с Конституцией и законодательством РФ.

В России с начала 1990-х гг. в рамках системы обязательного социального страхования были созданы четыре фонда как самостоятельные кредитно-финансовые системы: Пенсионный фонд РФ. Фонд социального страхования РФ. Государственный фонд занятости населения РФ1.

Кроме сбора средств за счет обязательного социального страхования, финансирование системы социального обеспечения осуществляется за счет государственных вложений, ассигнованных из бюджетных средств (федерального, республиканских и местных бюджетов).

Круг лиц, обеспечиваемых за счет бюджетных средств, охватывает следующие категории населения: во-первых, лиц, получающих обеспечение в связи с определенной общественно полезной деятельностью (в период которой они не подлежат обязательному социальному страхованию) при наступлении обстоятельств, признаваемых социально уважительными (это, например, военнослужащие, служащие органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, горноспасательных частей, налоговой полиции и др.);

во-вторых, все население страны, пользующееся определенными видами социального обеспечения без какой-либо связи с трудом человека. К таким видам обеспечения относятся: социальные пособия в связи с рождением ребенка; ежемесячные пособия на ребенка до достижения им 16 (учащимся - 18) лет; социальное пособие на погребение; пособие по безработице гражданам, ищущим работу впервые или после длительного перерыва; государственная социальная помощь; компенсационные выплаты, предусмотренные законодательством (например, трудоспособным, неработающим гражданам, осуществляющим уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом; учащимся на питание; приемной семье на содержание детей и т. д.); социальная помощь на дому одиноким пожилым гражданам и инвалидам I и II групп, нуждающимся в постороннем уходе; полустационарное и полное стационарное обслуживание в учреждениях социального обслуживания; профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов, обеспечение их средствами передвижения и транспортными средствами; протезно-ортопедическая помощь, лекарственная помощь; санаторно-курортное лечение пожилых граждан и инвалидов; содержание детей в детских учреждениях; различного рода льготы[37].

Указанные виды социального обеспечения предоставляются любому гражданину при наступлении обстоятельств, указанных в законодательстве, и независимо от того, получает он те или иные виды страхового обеспечения либо иные виды социального обеспечения за счет бюджетных средств или не получает.

На современном этапе в России достаточно четко обозначилась и третья форма финансирования системы социального обеспечения - смешанная. Для нее характерно то, что на социальное обеспечение некоторых категорий трудящихся (занятых особой деятельностью) государство в качестве финансового источника использует одновременно средства фонда социального страхования и бюджетные средства.

К кругу лиц, на которых распространяется смешанная форма социального обеспечения, относятся, например, судьи, прокурорские работники, государственные служащие, депутаты. Как и другие граждане, работающие по трудовому договору (контракту), они относятся к числу застрахованных и в качестве таковых получают все виды страхового

обеспечения в порядке обязательного социального страхования. В то же время, учитывая особую значимость их деятельности, государство вводит для них некоторые виды обеспечения за счет бюджетных средств: пенсионное обеспечение, а для судей — пожизненное денежное содержание; доплаты к пенсии; санаторно-курортное лечение; отдельные виды пособий.

Существующая система социальных служб включает в себя государственную, муниципальную и негосударственную службы. Все социальные службы ориентированы прежде всего на обеспечение нуждающихся лиц различными видами социальных услуг.

Социальные службы призваны реализовывать следующие функции:

а) функцию социальной помощи, которая включает в себя учет и выявление нуждающихся в помощи лиц, профилактику бедности и надомные услуги нуждающимся;

б) функцию консультирования, включающую консультации специалистов по различным вопросам, касающимся социальных аспектов;

в) функцию информирования населения, изучения и прогнозирования социальных нужд;

г) функцию участия, которая предусматривает разработку чрезвычайных программ и помощь по преодолению последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов.

Современная система социального обеспечения в Российской федерации строится на основе следующих принципов: принципа приоритета государственных начал в организации социальной службы и гарантировании прав граждан на получение социальных услуг; принципа опоры на общественное участие; принципа территориальности; принципа информированности, означающего право на сбор информации и сведений, необходимых социальным службам для выполнения их функций.

В настоящее время управление социальной службой осуществляется федеральными, региональными и местными органами социальной защиты населения. Эту работу они проводят совместно с органами здравоохранения, народного образования, культуры, физической культуры и спорта, правоохранительными органами, государственными службами по делам молодежи и занятости и иными органами управления, а также с общественными, религиозными, благотворительными организациями и фондами.

Конституция РФ относит правовое регулирование отношений в сфере социального обеспечения к совместной компетенции органов федеральной власти и субъектов Федерации. Реализуя свое право на регу

лирование указанных отношений, субъекты РФ принимают собственные законы и другие акты, которые не могут понизить федеральный уровень стандарта в социальном обеспечении. Региональные органы власти и управления могут принимать дополнительные меры по социальному обеспечению населения на уровне субъекта РФ за счет собственных финансовых источников. При этом круг лиц, пользующихся дополнительными мерами социальной защиты, виды такой защиты и органы, которые ее предоставляют, определяются самими субъектами РФ.

Кроме того, дополнительные меры социального обеспечения могут приниматься и на местном уровне - органами муниципальной власти, субъектами социально-партнерских соглашений (например, профсоюзами), коллективного договора. Эти органы и субъекты определяют способ аккумуляции финансовых средств, круг лиц, для которых предусматриваются меры дополнительной социальной поддержки, виды такой поддержки и способы ее предоставления.

На современном этапе формы социального обеспечения, принимаемые на местном уровне, приобретают особое значение, ибо именно они максимально приближены к человеку и могут своевременно реагировать на все социальные риски локального (местного) характера.

Читайте также: