Как жить в мире людей доклад
Обновлено: 29.04.2024
Урок окружающего мира по учебнику Вахрушева А.А., (комплект "Школа 2100").
Линия 2. Чувственно-эмоциональное отношение к миру: замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву) – личностные УУД – нравственно-этическая ориентация.
Вложение | Размер |
---|---|
sovest.ppt | 1.1 МБ |
okr_mir_4_kl.docx | 24.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира (4 класс)
Линия 2. Чувственно-эмоциональное отношение к миру: замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву) – личностные УУД – нравственно-этическая ориентация.
Формируются следующие УУД:
Регулятивные: целеполагание, планирование, контроль и оценка (рефлексия) своей деятельности.
Познавательные общеучебные: широкий спектр источников информации.
Познавательные логические: развитие умения анализировать, сравнивать, группировать информацию; устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать цепочку логических рассуждений.
Коммуникативные: использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания различного типа; развитие умения работать в группе.
- Представьте, что вы пришли на концерт (звучит красивая музыка). Какие эмоции вы сейчас испытываете? (положительные: радость, удовольствие)
- Представьте, что уже поздний вечер, вы устали, завтра вам рано вставать. Вдруг ваш сосед-музыкант начинает громко играть ту же самую музыку, что вы недавно слушали на концерте. Какие эмоции вы испытываете сейчас? (отрицательные: раздражение, недовольство, возмущение)
- Посмотрите на экран. Какое противоречие вы заметили? (музыка одна и та же, но поступок музыкантов мы расцениваем, то как хороший, то как плохой.
- Какой возникает вопрос? Давайте сформулируем проблему урока – его главный вопрос.
Работа с иллюстрацией в учебнике.
- Опишите, какая ситуация изображена на рисунке-заставке.
(Мальчики разбили стекло футбольным мячом).
- Какой они совершили поступок? (плохой)
- А как вы это определили?
- А сами ребята поняли, какой они совершили поступок?
(Да, они осторожно заглядывают в комнату, им стыдно, это видно по их лицам)
- Ребятам кто-нибудь сказал, какой они совершали поступок?
(на доске выстраивается схема)
Что помогает человеку оценивать совершённые им поступки и те, которые он намеревается совершить?
внутренний голос другие люди
- Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
- Совесть, мораль.
- Так что же такое совесть? (способность человека решать, что хорошо, а что плохо, отделять добро от зла, чувство нравственной ответственности за своё поведение перед обществом).
(того, кто совершает плохие поступки и при этом не испытывает угрызений совести).
Работа в группах.
- Молодцы! Это многозначное слово:1) нравственные нормы поведения, совокупность норм и принципов поведения; 2) логический поучительный вывод (мораль басни); 3) нравоучение (читать мораль).
- Назовите качества человека, который живёт:
по совести не по совести
- Сейчас я буду описывать ситуации, а вы скажете, что помогает людям оценить свой поступок.
- Девочка совершила хороший поступок?
- А что помогло ей понять, что она была не права? (совесть)
- Мальчик совершил хороший поступок?
- Его совесть говорит ему о том, что так поступать нельзя?
- Кто напомнил ему принятые в обществе устные правила поведения?
- Как эти правила называются? (мораль)
- Какой поступок совершил мальчик? Говорит ли ему это его совесть?
Кто напомнил ему, что так делать нельзя?
- Как называются такие правила? (мораль)
- Эти правила записаны в государственных документах? А правила дорожного движения? (это государственный документ).
- Как называются правила поведения людей, записанные в государственных документах? (законы, права)
- Если человек не слышит голоса совести и не подчиняется требованиям морали, то, что защищает порядок в обществе? (право)
Применение нового знания.
- Давайте вернёмся к проблеме урока. Что мы хотели сегодня выяснить?
- Как люди отличают, что хорошо, а что плохо?
- Давайте на закрепление поиграем.
- Большое начинается с малого. Жизнь постоянно ставит нас перед нравственным выбором: дома, в школе, в общественных местах, наедине с собой и т.д. И мы делаем выбор. Не замечаем порой тяжёлую мамину сумку, позволяем себе взять с тарелки самый большой кусок торта, подставить подножку первокласснику, швырнуть камень в кошку или собаку, прочитать чужое письмо, спрятаться за чью-то спину, а можно в ущерб себе поступать честно.
- И в заключение я хочу познакомить вас с мудрой притчей.
«Однажды молодой человек шёл по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли ещё что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошёл себе дальше. Прошло 30 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – всё у него уже было. Только этот эпизод из далёкой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.
- Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло - это был я. Прости меня,– сказал человек.
- Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своём сердце 30 лет, – ответил слепой.
Участники пишут свои ответы на карточках и прикрепляют на доску возле выбранного высказывания, комментируя . Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее – (формирование регулятивных и коммуникативных УУД: умение самостоятельно оценивать свою работу, определять круг своего незнания).
Давно наблюдал, как одни люди живут среди людей легко ровно, не напрягая других и не дергая себя, и как другие вроде бы во всех отношениях такие же, настойчиво страдают, с завидной регулярностью мучаются и, само главное, устраивают то же самое окружающим. Что делает их жизни такими разными?
Взгляды на взаимоотношения между людьми, которые берутся за основу и воспроизводятся раз за разом, год за годом. Философия жизни. И, соответственно, разное качество Житейской Философии дает человеку очень разное КАЧЕСТВО ЖИЗНИ.
Философия – очень практичная вещь. И я хочу познакомить вас с Житейской Философией, которая работает. Приняв ее, вы освободитесь от кучи проблем, конфликтов и перестанете создавать проблемы и конфликты для окружающих.
Главной проблемой окажется ПРИНЯТЬ новую философию. Сменить МИР.
Впрочем, вы обязательно встретите людей, которые этой новой для вас, философией живут уже давно. И, я надеюсь, вам нравится, как они живут.
Но прежде – два нравственно-психологических этюда.
Помню прекрасное и веселое лето и нашу дружную компанию вожатско-преподавательского состава в пионерском лагере. Звездой и Солнышком у нас был Паша, по-настоящему порядочный, теплый и светлый человек, У нас было не только приятное общение в лагере, намечались планы общих интересных дел в Москве. Но вот все прервалось – у меня травма руки, операция, больница… Помню грустные Пашины глаза и искренние его слова о желании меня навестить. Но он так и не приехал ко мне. И больше мы с ним не виделись никогда – у меня его телефона не было, а он мне не позвонил. А мне так хотелось этого.
Для меня нет сомнений в двух обстоятельствах: первое – Паша был потрясен происшедшим и искренне хотел приехать ко мне в больницу. Я не знаю, какие обстоятельства помешали ему сделать это (кстати, путь не близкий). Но второе и главное: я уверен, что осенью, когда я уже вышел из больницы, Паша мне не позвонил только по той причине, что ему было неудобно. Он чувствовал себя виноватым передо мной. Все просто: если бы не переживание вины, у меня бы остался хороший друг. Его Совесть и ее жестокая служанка – Вина – лишили меня друга.
Паша, откликнись! Я буду тебе рад!
А к госпоже Вине с тех пор у меня отношение особое, и, в частности, большая просьба: "Уважаемая госпожа Вина! Не мешайте людям жить!" И мне – в том числе.
Да, до какого-то срока я тоже верил, что угрызения Совести и переживание Вины есть неотъемлемое качество каждого духовно пробужденного человека. Эти мучители истово терзали мою душу, отмечая ударом каждое мое падение и царапая сердце за каждый мелкий промах. Спастись от них было невозможно, ибо чем человек порядочнее, тем больнее кусает ("угрызает") его Совесть и терзает Вина, Сейчас этим гостям нет места в моей душе: их место заняли Разум, Любовь и Нравственность,
Размышления о Виноватых
Неизгладимое впечатление произвел на меня диалог Марисабель с ее мамой в фильме "Богатые тоже плачут". Мама, рассказав дочери, как она когда-то оставила ее в приюте, с надрывом спрашивала: "Ты не презираешь меня?" "Нет, я не презираю тебя!" – отвечала с дрожью в голосе и пафосом Марисабель…
Все в порядке? Вам ничто не режет слух?
А ведь презрение – довольно грязная вещь. Это что-то из арсенала психологических палачей. Соответственно, у наших героев гуманизм на уровне: одна спрашивает: "Ты не будешь за мою слабость истязать меня?", другая отвечает: "Нет, я не буду поджаривать тебя на сковородке!" И по ее возвышенным интонациям я догадываюсь, что для нее это нравственный подвиг.
Ну что ж, для кого-то большим шагом к овладению нравственностью будет воздержаться от мата и научиться выяснять отношения нормальным разговором, а не метанием сковородок или кулаком. Для более цивилизованной публики трудной вершиной оказывается умение просить прощение и прощать. Славно, но чем здесь особенно гордиться? Прощение – это освобождение своей души от обид, зла и ненависти к другому; но это же значит, что перед этим вы загрязнили свою душу обидой, злом и ненавистью.
Я уже много лет не прощаю никого. Я не прощаю никого, потому что прощать мне некого. Прощают виновных, а я никого никогда не обвиняю, и в МОЕМ мире виновных – нет.
Естественно, где-то на поверхности души обиды иногда могут появиться.
Но в глубину души их никто не пустит, а на поверхности к ним настолько насмешливое отношение, что дольше нескольких минут обиды в моей душе не живут.
Я знаю, что люди часто бывают эгоистичны, агрессивны, глупы, невоспитанны, нечестны и неблагодарны. Меня это не удивляет, я принимаю это как реальность этого мира и не собираюсь ни возмущаться этим, ни из-за этого расстраиваться. Я не обвиняю дождь, поливающий меня водой, и не обвиняю людей, поливающих меня грязью. Плохих людей для меня нет.
Плохих людей нет так же, как нет плохой погоды. Всякая погода – прекрасна, хотя для моих конкретных забот конкретная погода иногда меня очень даже не устраивает.
Я люблю этот мир таким, каков он есть. Все, что меня интересует, это – как в таких обстоятельствах, среди таких людей, жить мне. Смогу ли по-другому?
Вас тоже интересует только это?
При этом я – человек совершенно земной, и если от человека рядом со мной оказывается больше неприятностей и вреда, чем радости и пользы, я постараюсь, чтобы он и я оказались подальше друг от друга. Я не оригинален и предпочитаю более комфортную среду, в том числе и человеческую.
Я могу активно и жестко защищать себя, как и любого другого человека, но, что бы я ни делал, количество добра в мире должно увеличиваться. Для меня лучше не ответить ничем, чем ответить грубостью. Я никогда не унижусь до мести. Если мой личный враг делает хорошее дело, мне хотелось бы ему помочь.
По сути, Философия уже зазвучала. Дальше я изложу ее тезисно, в виде своеобразного Кодекса взаимоотношений.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Часть 2 Как жить?
Часть 2 Как жить? Учимся побеждать депрессию Когда человека накрывает депрессивная волна, меняется его восприятие мира, отношение к себе, суждения о других людях, представления о будущем. Весь широкий многоцветный спектр мировосприятия суживается депрессией до темных
Часть 3 Жить со страстью. Смелость жить страстно
Часть 3 Жить со страстью. Смелость жить страстно Чтобы жить страстно, требуется смелость. Когда вы принимаете решение жить со страстью, вы распахиваете свое сердце навстречу жизни — каждого ее момента, каждой ситуации. Вы отдаете все, что у вас есть, ничего не утаивая.Это
Часть 4. КАК ЖИТЬ В МИРЕ С ЛЮДЬМИ И МИРОМ
Часть 4. КАК ЖИТЬ В МИРЕ С ЛЮДЬМИ И МИРОМ
Отношения с окружающим миром, с окружающими людьми
Отношения с окружающим миром, с окружающими людьми Отношения с окружающим миром, с окружающими людьми — одна из важнейших составляющих успеха. В мире все взаимосвязано, и то, как вы вступаете в контакт с другими людьми, определяет, достигнете ли вы своих целей. Каждый из
Жить в мире, полном критицизма
Жить в мире, полном критицизма Одна история, с которой я столкнулась несколько лет назад, как нельзя лучше иллюстрирует личную самоосознанность, согласованность и внутреннюю стабильность – те сильные качества, которыми обладал известный врач Милтон Эриксон. В начале
Жить в реальном мире без лишних мыслей
Жить в реальном мире без лишних мыслей Когда возникают очередные задачи и цели, вы без усилий, пребывая в состоянии полного удовлетворения, делаете то, что нужно для позитивных изменений своего тела или своей жизни. Поскольку вы пребываете в совершенном покое, то не
Часть 3 Нил Доналд Уолш и его беседы с Богом о том, как жить в этом мире счастливо
Часть 3 Нил Доналд Уолш и его беседы с Богом о том, как жить в этом мире
Часть IV Гармония во внутреннем мире
Часть IV Гармония во внутреннем мире Занятие 21 День Отдыха Сегодня вы отдыхаете. Постарайтесь расслабиться, вы знаете: работа внутренняя идет. Сколько вам еще понадобится дней для программирования – неделя, три? Здесь самое главное – начать, и продвигаться вперед. Пусть
А в каком мире тебе хочется жить? В мире лжи, или в мире правды?…
А в каком мире тебе хочется жить? В мире лжи, или в мире правды?… ХиромантияГадание по руке – хорошая вещь для того, чтоб разнообразить общение, а для того,чтоб дать возможность девушке рассказать о себе, а также трогать девушку… Я гадал, неимея никаких пособий, просто нес
Часть III Как жить в этом мире человеку с открытым сердцем
Часть III Как жить в этом мире человеку с открытым сердцем Глава 15 Умение приспособиться и заслужить признание Земные ангелы чувствуют, что они не соответствуют всем остальным в этом мире, как будто их выбросили на планету и покинули беспомощными и одинокими. Такое
Окружающий мир. Тема: Как жить в мире людей? 4 класс.
Как жить в мире людей?
Урок окружающего мира
группа людей с общими интересами
Музыка вызывает
положительные эмоции.
Музыканты поступают хорошо .
Музыка вызывает
отрицательные эмоции.
Музыкант поступает плох о .
Проблема урока
Что помогает человеку оценивать совершённые им поступки и те, которые он намеревается совершить?
Чего по-вашему стоит стыдиться в жизни?
Человек, который живёт по - совести
Золотое правило нравственности
А.С. Макаренко
в том и совесть.
Что помогает человеку оценивать совершённые им поступки и те, которые он намеревается совершить?
Бесчеловечный мир, в котором живет современный человек, вынуждает каждого вести постоянную борьбу с внешними и внутренними факторами. Происходящее вокруг обычного человека иногда становится непонятным и приводит к ощущению постоянного дискомфорта.
Ежедневный спринт
Психологи и психиатры всех мастей отмечают резкий всплеск тревожности, неуверенности в себе и огромное количество различных фобий у рядового представителя нашего социума.
Жизнь современного человека проходит в бешеном ритме, поэтому времени на то, чтобы расслабиться и отвлечься от многочисленных бытовых проблем, попросту нет. Замкнутый круг, состоящий из марафонской дистанции на спринтерской скорости вынуждает людей бегать наперегонки с собой. Интенсификация приводит к бессоннице, стрессам, нервным срывам и болезням, что стало основополагающей тенденцией в постинформационном веке.
Информационное давление
Дегуманизация отношений
Человек в современном обществе вынужден постоянно сталкиваться с отчужденностью, проявляющейся не только в рабочих, но и межличностных взаимоотношениях.
Постоянные манипуляции с людским сознанием со стороны средств массовой информации, политиков и общественных институтов привели к дегуманизации отношений. Зона отчуждения, образовавшаяся между людьми, мешает общаться, искать друзей или вторую половинку, а попытки сближения со стороны незнакомых людей очень часто воспринимаются как что-то абсолютно неуместное. Третья проблема социума 21-го века - дегуманизация – отражается в массовой культуре, языковой среде и искусстве.
Проблемы социальной культуры
Проблемы современного человека неотделимы от деформаций в самом обществе и создают замкнутую спираль.
Культурный уроборос заставляет людей еще больше замыкаться в себе и отдаляться от прочих индивидов. Типичным выражением процессов деградации общественного самосознания можно считать современное искусство – литературу, живопись, музыку и кино.
Фильмы и книги ни о чем, музыкальные произведения без гармонии и ритма преподносятся как величайшие достижения цивилизации, полные сакрального знания и глубокого смысла, непонятного большинству.
Кризис ценностей
Ценностный мир каждого конкретного индивидуума может меняться несколько раз за жизнь, но в 21-м веке этот процесс стал слишком быстрым. Результатом постоянных изменений становятся постоянные кризисы, которые не всегда приводят к хэппи-энду.
Человек в современном мире вынужден влачить довольно жалкое существование: бездумное следование идеалам, тенденциям и определенным стилям, что приводит к невозможности выработать собственную точку зрения и свою позицию по отношению к событиям и процессам.
Повсеместные хаос и энтропия, царящие вокруг, не должны пугать или быть причиной истерики, поскольку перемены – это естественно и нормально, если есть что-то неизменное.
Куда и откуда катится мир?
Развитие современного человека и его основные пути были предопределены задолго до нашего времени. Культурологи называют несколько переломных моментов, результатом которых стало современное общество и человек в современном мире.
Наука сама по себе не является смыслом существования общества и не в состоянии ответить на некоторые вопросы. Для достижения гармонии и равновесия адептам научного подхода стоит быть человечнее, поскольку неразрешенные задачи современности невозможно описать и решить, как уравнение с несколькими неизвестными.
Рационализация действительности иногда не позволяет увидеть что-то большее, чем цифры, понятия и факты, не оставляющие места множеству важных вещей.
Инстинкты против разума
Наследием от далеких и диких предков, когда-то живших в пещерах, принято считать основные мотивы деятельности общества. Современный человек так же привязан к биологическим ритмам и солярным циклам, как и миллион лет назад. Анропоцентричная цивилизация всего лишь создает иллюзию управления стихиями и собственной натурой.
Расплата за подобный обман приходит в виде личностной дисфункции. Невозможно всегда и везде контролировать каждый элемент системы, ведь даже собственному телу нельзя приказать перестать стареть или изменить пропорции.
Кто виноват и что делать?
В подмене ценностей не виноват никто конкретный и виновны все. Современные права человека одновременно соблюдаются и не соблюдаются именно благодаря такому искажению – можно иметь мнение, но нельзя его высказывать, можно любить что-то, но нельзя об этом упоминать.
Глупый Уроборос, постоянно жующий собственный хвост, когда-нибудь подавится, и тогда во Вселенной наступит полная гармония и мир во всем мире. Впрочем, если этого не случится в обозримом будущем, у будущих поколений будет хотя бы надежда на лучшее.
Читайте также: