Ценности общечеловеческой морали доклад

Обновлено: 15.05.2024

Автор статьи рассматривает духовность и нравственность как решающие начала, способные повлиять на социокультурную обстановку в России, считает, что необходимо бороться с идейной агрессией, имею-щей целью навязать ложные ценности, пропитанные невежеством и направленные на разжигание потребительских инстинктов. Нравственность необходимо понимать как абсолютную ценность.

The author of the article considers spirituality and moral as the decisive beginnings, capable to affect the socio-cultural situation in Russia. The author also thinks that it is necessary to fight against the ideological aggression which aims at imposing the false values imbued with ignorance and directed at kindling consumer instincts. It is necessary to understand morals as an absolute value.

Keywords: personality, spirituality, soullessness, culture, identity, values, tolerance, family, ethical ignorance, globalization.

Мораль в общественной жизни является одним из путей и способов адаптации индивидов к жизни в обществе и соединения свободы личности с общественной необходимостью, а также ответственностью, разрешения противоречия между ними. Исторически мораль первична в процессе социализации человека. Она входит во внутренний мир человека, и для ее функционирования достаточно собственной власти человека над собой. Сущность морали состоит в том, что люди осознают необходимость своего поведения, которое соответствует определенному общественному поведенческому типу, при этом они опираются на личные убеждения и общественное мнение.

Мораль можно определить как особую форму нормативно-оценочной ориентированности людей в обществе и как важнейшую форму общественной воли. Чувства долга, совести, чести формируются в обществе, и через общественные отношения они становятся достоянием человека в процессе социализации и интериоризации. Мораль регулирует поведение и сознание людей во всех сферах жизни – экономической, политической, социальной и духовной, она определенным образом обусловлена типом общества.

Основы нравственности относятся к эпохе родового общественного строя. Для этого периода характерна власть природы, чувственного опыта, особенность понятийного мышления и осмысление действительности фантастическим образом. Существуют различные виды магии, тотемизм, фетишизм, система запретов, определенные обряды, ритуалы, мифология[1]. Общепризнано, что кровнородственные отношения были организационными и нормативными принципами в первобытном обществе.

Посягательство на частную собственность, воровство запрещены законом и караются смертью[5]. Законом определяются семейные отношения (заключение и расторжение брака, признание отцов-ства, повторные браки и т. д.). Законы предусматривали смерть за воровство, за ложь, если она не доказана в суде. Другой мерой наказания было членовредительство (обрезание ушей, пальцев и т. д.). Конфликты решались посредством талиона. Очевидно, что в то время не было ни всеобщих императивов, ни абстрактных моральных ценностей, не было и индивидуальной нравственной мотивации, хотя многие моральные нормы (запреты) общинного уклада перешли в правовой кодекс и религиозные положения. Классовая рабовладельческая мораль иная – она опирается на идеи права.

Мораль – это человечность, достойное отношение к другому человеку, это первичное, самое элементарное человеческое отношение, предшествующее всем остальным.

Качественное изменение европейской нравственности, культуры произошло в эпоху Нового времени. Именно в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. было провозглашено, что только права и свободы другого человека определяют границы того, что человек должен делать и чего не должен. Здесь не просто отвлеченные моральные принципы или религиозные фантазии, а реальное провозглашение того, что нравственный долг человека – это самостоятельно строить свою жизнь, не нарушая прав других.

Содержание прав и свобод человека располагало очень важными принципами – теми, которые соответствовали общечеловеческим требованиям морали. Это принцип свободы людей, ненасилия, самоопределения личности, невмешательства в частную жизнь, неприкосновенности частной собственности, толерантность и другие. В работах Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо они обсуждались и провозглашались высшими нравственными нормами, хотя в этот период начинают различать и субъективные представления людей о добре, зле, справедливости и т. д. Так, принцип свободы совести и вероисповедания наделяется свойством объективности и всеобщности и рассматривается как отражение естественного порядка вещей. Основу нравственных отношений в демократическом обществе составляет равенство людей.

Существенные изменения в морали, нравственности происходят в капиталистическом обществе, особенно на современном этапе его развития. Если в докапиталистических обществах морали принадлежит важнейшая роль в формировании человека, то капитализм с его рыночными отношениями, жаждой наживы, богатства характеризуется нравственным падением, является аморальным и дегуманизированным.

Безудержное стремление к выгоде превращается в алчность и ведет к деформации человеческих отношений, целей человека в капиталистическом обществе. Это положение приводит к разрыву связей между людьми, ведет к обособлению и индивидуализму, аморальности и преступности, к углублению раскола между богатыми и бедными в разных странах.

В погоне за прибылью транснациональные корпорации в бедных странах сдерживают модернизацию, не соблюдают технику безопасности, используют детский труд, игнорируют социальные проблемы стран, где они получают прибыль. Главное для предпринимателей – получение богатства и успех в конкурентной борьбе. Ради этого они жертвуют моралью, и только юридическое право является регулятором отношений в бизнесе. Но эти юридические законы часто отстают от жизни, и предприниматели действуют по своему усмотрению, хотя моральные нормы, которые носят неписаный характер, на практические проблемы реагируют быстрее, чем правовые законы, но они не учитываются предпринимателями.

Можно с уверенностью утверждать, что современное капиталистическое общество имеет тенденцию к размыванию моральных ценностей, дегуманизации человека.

Духовная сущность морали проявляется в определенной направленности человека, социальных групп общества на конкретные нравственные ценности, нормы. А отсюда следуют и соответствующие поступки и поведение людей. Особенность нравственных норм состоит в том, что они не закреплены государственными институтами и не являются государственными нормами, как юридические. Они выполняются, так как это внутреннее представление человека о себе, и оценка этого поведения другими – одобрение или осуждение. Без морали жизнь общества невозможна.

Существует достаточно много способов обоснования морали. Отмечу лишь несколько: утилитаризм, абсолютизм, натурализм, космизм.

Утилитаризм предполагает, что моральные ценности выделяются из внешних социальных благ. Моральная деятельность оправданна, если она ведет к счастью людей. Предпосылкой возникновения этой теории был ранний капитализм с его развитием производительных сил и с поднятием потребления на более высокий уровень.

Натурализм предполагает выведение морали из естественных качеств индивида – из особенностей организации человеческой психики, или из базовых инстинктов, которые присущи всем живым организмам.

Представителем эволюционистской этики был П. А. Кропоткин. Он полагал, что нравственные нормы, например справедливость, возникают как заимствование опыта животных. Первобытный человек, зависящий от природы, видел поведение животных, которые не убивают друг друга, а оказывают поддержку, и поступал так же.

Для космизма очевидно, что эволюция нравственности связана с развитием космоса. Влияние космических сил способствует проявлению человеческой духовности и нравственности.

Все эти концепции не дают четкого ответа на обоснование появления морали и понимание ее как общественной воли и стержня человека. Хотя, наверное, в результате очень длительной исторической практики вместе с формированием социальных потребностей в процессе деятельности и сохранением целостности человеческого бытия формируются и моральные ценности. Люди следуют им, и для них эти ценности выступают в настоящее время не как запреты, а как должное.

Что является источником нравственных норм? Им могут быть обычаи, традиции и даже авторитет, то есть сам человек (Сократ, Иисус Христос, Магомет и т. д.). Материальные, объективные условия также являются источниками морали, если они вызвали к жизни моральные нормы. В этике подчеркивается, что нормы морали имеют объективное значение, то есть не зависят от произвола, от объективного мнения. С другой стороны, требования, предписания, содержащиеся в моральных нормах, необъективны по своей природе. Они в конце концов были выражением воли определенных социальных групп или Бога в религиозной этике, и даже личные мотивы могли быть источником нормы.

Можно сказать, что норма вначале выглядит как внешняя, как предписание для человека, но нравственной она становится только тогда, когда это предписание осознается человеком и становится его внутренним, его субъективной необходимостью, его волей.

По своей объективной сущности моральные нормы – это специфическая форма согласования свободы и воли человека с общими потребностями, интересами, с волей и интересами других общностей, других субъектов. Это могут быть классы, группы, социальные слои и т. д. Они относительны, но в тоже время нравственные нормы выражаются и в общечеловеческой форме. Всякая нравственная норма проходит проверку на всеобщность, утверждал И. Кант.

Конкретно моральные нормы предстают как типичные стандарты поведения людей в определенной обстановке, и они меняются в процессе исторического развития. Нормы морали существуют не только в нравственном сознании, они объективируются в поступках, моральных качествах человека, нравственных позициях и отношениях людей.

Поведение человека в первую очередь мотивируется природными и социальными потребностями, конкретными обстоятельствами индивидуума. Социоприродная реальность – начало человеческого поведения. Но есть и другая реальность – мораль, моральная необходимость. Она выступает как определенные ограничения для человека, осуществляемые или по своей воле, или по воле коллектива (в первобытном обществе.)

Если суммировать особенности нравственных норм, то они сводятся к следующему. Нравственные нормы всегда побуждают к добру. Они являются результатом доброй воли, самостоятельно принимаются человеком. Выбор нравственных норм не определяется их полезностью, а наоборот, нормы направляют человека и помогают ему поставить или выбрать цели. Нормы диктуют определенные запреты, но в тоже время они обязывают людей жить сообща. И наконец, нравственные нормы человек сам ставит перед собой и следует им.

Очевидно, что общность людей устанавливает нравственные нормы и, как правило, сама исполняет их. Совершенно справедливо утверждение, что мораль есть общественное начало в человеке, она связывает людей воедино до всех прочих связей[8].

К моральным ценностям относятся добро, зло, любовь, справедливость, долг, ответственность, совесть, стыд и т. д. Все они имеют в языке морали разное назначение и фиксируют разные аспекты нравственности. Так, добро ориентировано на ценностно-нормативный аспект содержания морали, а совесть, стыд указывают на духовно-психологические механизмы и способы, которые регулируют поведение личности. Особое место в системе моральных ценностей занимает совесть.

Чем выше мера общественного развития личности, ее социальная активность, тем большую роль играет совесть в ее жизни.

Совесть – особая духовная способность человека, особый механизм, отвечающий за сохранение нравственных качеств и поведение человека. Совершенно справедливо совесть считают стержнем человека, и ее отсутствие ведет к краху, деформирует отношения между людьми, ведет к разрушению всей системы моральных ценностей, духовному кризису.

Подобные рассуждения об унифицированной новой нравственности абсурдны. Человечество за свою долгую историю выработало моральные ценности, общечеловеческие нормы. Если следовать им, если идентифицировать их с каждым, а не разрушать, не отчуждать от человека, как это происходит сегодня в постиндустриальном обществе, то можно освободить индивидуума от оков аморальности.

Можно утверждать, что человек является таковым в той мере, в какой у него присутствует нравственное начало. Можно ли на-учить моральным ценностям и нормам? Учителей морали нет, так как она не является специализированной формой деятельности. Однако этим успешно занимается церковь. Совершенно очевидно, что современное российское общество нуждается в моральном воспитании, ибо резко снизились моральные нормы поведения людей.

Конечно, человека можно научить моральным ценностям и нормам. Он не может не жить осмысленной жизнью. Ведь никто не может придать смысл жизни человеку, кроме него самого. Поэтому, задавая направленность своей жизни, индивид учитывает интеллектуальный и практический опыт окружающих его людей, а также и моральный опыт, и только на самом человеке лежит ответственность за то, что он выбрал.

[1] Анализ архаической культуры и нравственности содержится в работах известных авторов: Золотарев A. M. Родовой строй и первобытная мифология. – М., 1964; Леви-Стросс К. Первобытное мышление. – М., 1994 и др.

[2] См.: Юнг К. Архаичный человек / К. Юнг // Проблемы души нашего времени. – М., 1994.

[3] Валеев Д. Ж. Происхождение морали. – Саратов, 1981. – С. 138.

[4] Гусейнов А. А. Социальная природа нравственности. – М., 1974. – С. 64–65.

[5] Хрестоматия по истории Древнего Востока / под ред. М. А. Коростовцева. – М., 1980.

[6] Кант И. Соч.: в 6 т. – т. 4. – ч. 1. – М., 1965. – С. 270.

[7] Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. – т. 4. – С. 426.

[8] См.: Этика: учебник / под общ. ред. А. А. Гусейнова, Е. Л. Дубко. – М.: Гардарики, 1999. – С. 383–391.

[9] Новая философская энциклопедия: в 4 т. / под ред. В. С. Степина, А. А. Гусейнова и др. – М.: Мысль, 2010. – С. 585.

[10] См.: Казьмин А. К. Философские проблемы концепции эволюции человека // Вестник РФО. – 2004. – № 3. – С. 104–105.

Общечеловеческие ценности — теоретически существующие моральные ценности, система аксиологических максим, содержание которых не связано непосредственно с конкретным историческим периодом развития общества или конкретной этнической традицией, но, наполняясь в каждой социокультурной традиции собственным конкретным смыслом воспроизводится, тем не менее, в любом типе культуры в качестве ценности

Прикрепленные файлы: 1 файл

общечеловеческие ценности и нормы реферат.docx

Общечеловеческие ценности — теоретически существующие моральные ценности, система аксиологических максим, содержание которых не связано непосредственно с конкретным историческим периодом развития общества или конкретной этнической традицией, но, наполняясь в каждой социокультурной традиции собственным конкретным смыслом воспроизводится, тем не менее, в любом типе культуры в качестве ценности

Деловое общение и этикет является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений с другими людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступает этические нормы, в которых выражены наши представления, о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков людей. В зависимости от того, как человек понимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывает, он может, как облегчить себе деловое общение, так и затруднить это общение или даже сделать его невозможным.

Умение вести себя с людьми надлежащим образом является одним из важнейших, если не важнейшим, фактором, определяющим шансы добиться успеха в бизнесе, служебной или предпринимательской деятельности.

Американский психолог Дейл Карнеги еще в 30-е годы заметил, что успехи того или иного человека в его финансовых делах даже в технической сфере или инженерном деле процентов на пятнадцать зависят от его профессиональных знаний и процентов на восемьдесят пять - от его умения общаться с людьми. В этом контексте легко объяснимы попытки многих исследователей сформулировать и обосновать основные принципы этики делового общения или, как их чаще называют на западе, заповеди personal public relation (весьма приближенно можно перевести как "деловой этикет").

Общечеловеческие ценности и нормы .

Общечеловеческие ценности – это фундаментальные, общечеловеческие ориентиры и нормы, моральные ценности, являющиеся абсолютным стандартом для людей всех культур и эпох.

За долгую историю существования человеческого общества выработаны основополагающие общечеловеческие ценности и нормы нравственного поведения. В обществе всегда ценились и ценятся доброта, верность, честность, взаимопомощь и отвергаются цинизм, обман, жадность, тщеславие,преступления.
Развитие общечеловеческих ценностей, формирование личности нового типа – важнейшая веха развития человечества. Мы сегодня способствуем развитию морального прогресса, совершающегося под знаком общечеловеческого гуманизма, неотделимого от формирования личности гармонически развитого человека, от совершенствования его морального сознания, благородной целеустремленности его исканий, замыслов и дел.
Основным стержнем в общей системе развития личности является обучение и воспитание на основе нравственных общечеловеческих ценностей. Раньше мы говорили об обучении и воспитании, сегодня главное – обучение и развитие. Ведь воспитание- это тоже развитие личности, особенно в нравственном аспекте. И в нынешних условиях следовало бы говорить не столько о воспитании, сколько о самовоспитании. Человеческие основы для развития самостоятельного мышления и отношения к миру, поиска собственного пути, умения критически мыслить и принимать важные решения формируются с раннего возраста.

Нормы, которые сложились в обществе, являются высшим выражением его системы ценностей (то есть господствующие представления о том, что считать хорошим, правильным или желательным). Понятие ценностей и норм различаются. Ценности — это абстрактные, общие понятия, а нормы — это правила или руководящие принципы поведения для людей в ситуациях определенного рода. Система ценностей, сложившаяся в обществе играет важную роль, так как она влияет на содержание норм. Все нормы отражают социальные ценности. О системе ценностей можно судить по нормам, сложившимся в обществе.

К ценностям могут относиться:

  • 1. Здоровье
  • 2. Любовь, семья, дети, дом
  • 3. Близкие, друзья, общение
  • 4. Самореализация в работе. Получение удовольствия от работы
  • 5. Материальное благополучие.
  • 6. Духовные ценности, духовный рост, религия
  • 7. Досуг — удовольствия, хобби, развлечения
  • 8. Творческая самореализация
  • 9. Самообразование
  • 10. Социальный статус и положение в обществе
  • 11. Свобода (свобода выбора, свобода слова и т. д.)
  • 12. Стабильность

Также могут присутствовать другие ценности. У различных людей различные приоритеты ценностей.

Последние годы в нашем обществе активно инициируются технологические проекты, направленные на модернизацию различных сфер жизни. К сожалению, в них рассматривается исключительно технократическая составляющая. В то же время все эти проекты ложатся на старую почву изживших себя общественных ценностей. Новым технологическим инициативам нужна новая концепция общественных отношений, новая система ценностей, которая бы стала необходимым цементом для укрепления инновационной основы этих проектов.

К одной из центральных и важнейших общечеловеческих ценностей можно отнести жизнь отдельного человека, выступающую в качестве онтологической (бытийственной) основы всех других ценностей.

Творчество – проявляется не только в утилитарной, познавательной, исследовательской деятельности, но и в нравственной и особенно ярко – в художественно-эстетической сфере. Уже в первобытном обществе люди рисовали, лепили, ваяли, вырезали, украшали жилище, предметы быта, одежду, оружие, орудия труда, предметы культа, самих себя; они пели, музицировали, танцевали, изображали сценки разного характера. Это говорит о том, что, прекрасное (красота) – может рассматриваться , как высшая эстетическая ценность.

Люди всегда ощущали потребность в поисках истины. В донаучную эпоху понимание людьми истины было весьма многозначным: к ней относили знания опытные и сакральные, предания, убеждения, приметы, надежды, верования и т. д. Особым уважением пользовались её носители: старики, волхвы, ведуны, прорицатели, жрецы, философы, учёные. Дальновидные правители заботились о развитии науки и образования… Именно поэтому истину можно поставить в один ряд с другими исходными ценностями. Это – высшая интеллектуальная ценность, ценность человека как Homo sapiens.

В единстве с рассмотренными ценностями формируется и действуетчувство справедливости. Справедливость – это обеспечение интересов людей, уважение их достоинства. Утверждение справедливости, порождает в людях удовлетворение. В то время, как несправедливость вызывает обиду, возмущение, злобу, ненависть, зависть, мстительность и т. д., толкает на борьбу за восстановление справедливости. Это говорит о том, что справедливость является важнейшей морально-правовой ценностью.

Некоторые авторы различают человека биологического и человека социального. Если первый озабочен удовлетворением своих потребностей – в еде, одежде, жилище, воспроизводстве своего рода. То второй, словно четки, перебирает варианты: что выгодно, и не выгодно. У него нет внутренних ограничений, он, как правило, лишен совести. Третий вид человека – это человек духовный – это, если говорить кратко, человек с совестью. Иначе говоря, со способностью различать добро и зло. К ОЦ также можно отнести такие ценности, как смысл жизни, счастье, добро, долг, ответственность, честь, достоинство, вера, свобода, равенство.

В современную эпоху глобальных перемен особое значение приобретают абсолютные ценности добра, красоты, истины и веры как фундаментальные основания соответствующих форм духовной культуры, предполагающие гармонию, меру, равновесие целостного мира человека и его конструктивного жизнеутверждения в культуре. Добро, красота, истина и вера означают приверженность абсолютным ценностям, их поиск и обретение.

Непреходящее значение имеют Библейские нравственные заповеди: ветхозаветные десять заповедей Моисея и новозаветная Нагорная проповедь Иисуса Христа.

Существует мнение, что следование общечеловеческим ценностям способствует сохранению человеческого вида. В тоже время ряд общечеловеческих ценностей могут существовать, как архетипы.

- Многие основные законы, которые существуют почти во всех странах, относятся к общечеловеческим ценностям (например, запрещение убийства, воровства и т. п.).

- Многие либеральные принципы, такие как свобода слова, права человека являются общечеловеческими ценностями.

- Некоторые религии считают свои законы общечеловеческими ценностями. Например, христиане относят к таковым десять заповедей.

Что входит в понятие

фото 114

Под моральными ценностями понимают систему мировоззрения людей, оценивающую все существующее с точки зрения блага, объективности, пользы и иных качеств, соотносящих поступки человека с распространенным порядком общественных традиций. Отбор значимых нравственных приоритетов дает возможность людям выбрать для себя отношение к событиям и поступкам и проанализировать свое поведение, а также выбрать ценностную направленность характерного для них понимания морали. Конечная нравственная позиция выражается как в единичных конкретных действиях, так и во всем образе действий.

Моральные ценности дают возможность людям определять их нравственную ответственность перед родными, друзьями, коллегами, социумом, самим собой; формулировать свое понимание добра и зла, объективности и беспристрастности, порядочности и безнравственности. Основная функция морали ― регуляция поведения личностей в обществе и природы их отношений в зависимости от их представления об основных категориях нравственности. Дополнительную роль понятие морали играет в становлении сознания индивида, содействует возникновению и укреплению:

  • человеческих суждений о сущности жизни;
  • обязательств перед социумом;
  • потребности уважения других людей.

Нравственная сознательность оценивает поведение и поступки с позиции согласования с моралью: одобрительные, осуждающие, благосклонные, сочувственные мнения. Отличительной чертой моральных ценностей является то, что они контролируют сознание и образ действий человека в различных областях жизнедеятельности:

  1. бытовой;
  2. семейной;
  3. коммуникативной;
  4. рабочей.

Люди сталкиваются с этим повсеместно и ежедневно. Моральные представления укрепляют фундамент цивилизованных отношений, которые создаются при становлении общества.

Зачем они нужны

Направленность моральных ценностей определяется воспитанием еще с детства. Они могут сформироваться как положительными, так и отрицательными. Многие народы имеют стереотипные нравственные принципы, необходимые для построения цивилизованного общества, в котором общественное благополучие должно стать значимее персональных преимуществ, обретенных за чужой счет. Моральные принципы регулируют обдуманность высказываний и оценивание поступков заранее до их совершения. Они советуют принимать во внимание интересы и права других людей, что на самом деле выполняет далеко не каждая личность. Расхождения в моральных ценностях людей бывают настолько радикальными, что контакт может привести к конфликтной ситуации.

Обобщенными представлениями морали являются понятия добра и зла, которые дифференцируют нравственность и безнравственность. По традиции добро ассоциируется с пользой для людей. Хотя это понятие имеет относительное значение, потому что в различные промежутки времени благо расценивается по-разному. Приверженность распространенным моральным традициям и канонам, а также внутренне присущим приоритетам помогает человеку вести гармоничный и уравновешенный образ жизни в обществе. А люди, чьи правила и оценки не соответствуют общепринятым, часто вынуждены существовать обособленно, изолированно. Индивид, совершающий недоброжелательные, дерзкие, унизительные поступки, заслуживает только неодобрение и укоризну.

фото 115

Моральные принципы позволяют личности:

  • комфортно существовать в окружении;
  • гордиться полезными и благородными делами, чистой совестью.

Как их выбирают

На протяжении многих столетий, начиная с древних времен, существует понятие вечных ценностей, которые не потеряли значения в наши дни. Человечество во все времена порицало:

  • низость;
  • неблагородство;
  • вероломство;
  • коварство;
  • нечестность;
  • злословие.

Нормой и правильным поведением всегда были:

  • порядочность;
  • благородство;
  • верность;
  • чистосердечие;
  • сдержанность;
  • человечность;
  • отзывчивость.

Такие качества напрямую связаны с воспитанием и самосознанием личности, ощущением важности этих черт характера. Соответствие нравственному образцу требует от личности добровольного соблюдения этических правил. Нравственные ценности и нормы проявляются моральными основами:

  • трудолюбием;
  • коллективизмом;
  • патриотизмом;
  • человеколюбием;
  • добросовестностью.

фото 116

Жизнь требует от человека умения согласовывать персональные потребности с нуждами общества, способности с вниманием относиться к собратьям, строить дружеские отношения с ними на основе взаимовыручки. Любовь к отчизне проявляется в почитании традиций родной страны, понимании важности внесения лепты нашего народа во всемирную цивилизацию. Старательность позволяет признать духовную значимость и важность труда ради самоутверждения человека.

Система нравственных принципов

Значение морально-нравственных ценностей зависит от их уровня для разнообразных категорий людей. Бывают общечеловеческие, групповые и индивидуальные нормы. По типу отношений они могут быть взаимоисключающими и взаимодополняющими. Важнейшие ― наивысшие ценности. Это идеал. Ключевой идеей современной науки становится то, что общечеловеческие нормы главенствуют над групповыми ― обслуживающими класс буржуазии. Они входят в состав духовных, материальных и социальных ценностей и имеют всенародную значимость, определяя социальный регламент, понятие о независимости, объективности, беспристрастности, этике. В процессе изменения внешних условий они способны к внутривидовому переходу. С появлением новшеств в обществе возникают модернизированные ценности, а некоторые из прежних теряют значение.

Самосовершенствование человека предполагает следование принципам нравственности, причем психологи рекомендуют следовать им ежедневно: стараться стать более добрым, внимательным, заботливым, ответственным. Каждый индивид должен быть искренним с самим собой, честным, принципиальным; регулировать свои мысли, эмоции; исполнять обязательства, доказывать слова поступками. Выполнение этих правил поможет современному гражданину достойно войти в сегодняшнее общество.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1. Вечные общечеловеческие ценности……………………………….………..4

1.1 Определение общечеловеческих ценностей и их связь со структурой

2. Праведное поведение как общечеловеческая ценность…………………. 5

Качества, присущие Праведному поведению

Практика Праведного поведения…………………………………………….8

3.1 Анализ личного опыта

Список использованной литературы…………………………………………. 10

Каждый человек рожден, чтобы сделать мир прекраснее, ярче и добрее. Посмотрите на наших детей. Сколько в них оптимизма, энергии, энтузиазма, доброты, великодушия, нежности. Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей и наша жизнь были счастливыми!

1. Вечные общечеловеческие ценности

Определение общечеловеческих ценностей

и их связь со структурой человеческой личности

В основе всех преобразований в мире находится человек, рассматриваемый как носитель высшей нравственной ценности – он основа успеха или неудач, он и его внутренняя, глубинная суть обуславливают реальную силу любой общественной трансформации. Переориентация современной педагогики на человека и его совершенствование, возрождение нравственно – духовной традиции являются самыми важными задачами, поставленными самой жизнью.

Аксиология – философская дисциплина, которая исследует общечеловеческие ценности. Ценности – это явления, предметы, свойства, состояния, имеющие положительную значимость для личности. Одни из них имеют большую значимость, другие меньшую. На протяжении жизни одни ценности выступают на первый план, другие отходят на второй план, происходит ротация ценностей.

Современные ученые И.К.Журавлев, Л. Я. Зорина, И. Я. Лернер, В. Оконь, И. М. Осмоловская и другие продолжают исследовать ценности жизни. Доктор педагогических наук Петракова Т.И. вывела 3 вида ценностей: природные, приобретенные, абсолютные.

Природные ценности: ясность ума, быстрота мысли, надежность памяти, искренность чувств, стойкость воли;

Приобретенные: корректность, вежливость, симпатия, отзывчивость, благодарность, терпение;

Абсолютные общечеловеческие ценности: не изменяемые во времени, не зависят от нации, расы, среды обитания и конфессиональной принадлежности, имеют значение для всего человечества. Абсолютные общечеловеческие ценности включают в себя как природные, так и приобретенные ценности, которые при рассмотрении через призму общечеловеческих ценностей, становятся качествами человека.

Абсолютные общечеловеческие ценности – это Истина, Праведное поведение, Бескорыстная Любовь, Внутренний покой и Ненасилие. Выявление общечеловеческих ценностей ведет к проявлению добродетелей. Они красной нитью проходят через всю жизнь человека. Общечеловеческие ценности неразделимы, взаимосвязаны, взаимозависимы и проникая друг в друга, создают единую основу духовности человека, его культуры.

Развитие в себе общечеловеческих ценностей – это само по себе образование. Любого, кто старается, как следует понять общечеловеческие ценности: Истину, Праведное поведение, Бескорыстную Любовь, Внутренний покой, Ненасилие, кто применяет эти вечные ценности на практике и распространяет их с усердием и искренностью, уже можно назвать по – настоящему образованным человеком.

Связывая вечные общечеловеческие ценности со структурой человеческой личности, выделяются следующие уровни:

Физический уровень (5 органов чувств) – Праведное Поведение

Эмоциональный уровень (подсознание) – Внутренний покой

Ментальный уровень (ум, мысли) – Бескорыстная Любовь

Уровень различения (сознание, разум) – Истина

Духовный уровень (интуиция, совесть, вдохновение) – Ненасилие.

Для достижения внутренней гармонии человек в мыслях, словах и действиях должен следовать вечным общечеловеческим ценностям

2. Праведное поведение как общечеловеческая ценность

Качества, присущие Праведному поведению

От Истины рождаются правильные мысли, от правильной мысли правильные слова и поступки. Это и есть Праведное поведение.

На примерах истинных лидеров мы видим, что Праведное поведение – это нравственные и этические нормы, продиктованные голосом сердца, основанные на бескорыстной Любви и служении, жизненно необходимые человеку.

Обучать Праведному поведению подрастающее поколение задача каждого из нас. Ведь в способности видеть красоту, высоко ценить простые вещи, получать удовольствие от пребывания в компании с самим собой или относиться к людям с любовью и добротой, есть общий элемент – счастье. Каковы же цели образовательного процесса в обучении Праведному поведению? Прежде всего – это пробуждение заложенной в каждом человеке способность различать и слышать голос Совести. Необходимо укреплять те мысли, слова и действия, которые развивают и реализуют в повседневной жизни качества Праведного поведения. Принцип Праведного поведения - не причинение вреда ни самому себе, ни другим людям, ни природе. Для этого необходимо знать, уважать и выполнять законы Природы, морали и государства.

Праведному поведению, как вечной общечеловеческой ценности присущи определённые качества:

Праведное поведение, основанное на осознании своей истинной природы, должно стать главным в жизни человека. Даже небольшие дела, которые совершаются многократно и еженедельно, закрепляются в привычках.

б) Управление желаниями

Желание побуждает человека к действиям и обуславливает его поведение в жизни. Только ограничив желания, человек может стать свободным.

Чтобы научиться жить и идти по пути с людьми различного возраста, социального и экономического положения, учащиеся в школе вместе учатся дисциплине, взаимоуважению, сотрудничеству.

г) Дисциплина с любовью

Дисциплина – основа успеха человеческой деятельности. Это чувство уважения к себе и окружающим людям, дает возможность получать знания и мирно сосуществовать в социуме на основе взаимопонимания, терпимости, любви. Правила соблюдения дисциплины должны прививаться ещё в детстве.

д) Правильная мысль

Нужно иметь чистые и возвышенные мысли, которые ведут к праведным поступкам.

е) Правильная речь

Язык – это показатель истинной воспитанности. Спокойная, полная любви к окружающим речь гармонизирует пространство вокруг людей. Громкая речь, необразованная, полная гнева и ненависти – отрицательно влияет на здоровье человека.

ж) Долг и благодарность

У каждой личности есть долг и обязательства перед своей семьёй, обществом и страной, миром, Вселенной, в которой он живёт. На выполнении долга стоит остановиться подробнее, поскольку это важное качество общечеловеческой ценности – Праведное поведение. Человек должен посвятить себя долгу и всегда действовать согласно долга так, чтобы он сам мог жить в мире, и чтобы весь мир мог наслаждаться миром.

Итак, Праведное поведение – это то, что рождается в сердце, а затем выражается в форме слов и практикуется.

Праведное поведение включает в себя, в том числе, и заботу о своём физическом теле, чтобы оно было здоровым, хорошо координированным и служило человеку при выполнении им жизненных предназначений.

Практика Праведного поведения

3.1 Анализ личного опыта

Некоторое время назад, когда жизнь для меня казалась тяжелейшим испытанием, когда душа моя разрывалась и молила о помощи, я сделала для себя вывод, что нельзя делать добро, нельзя помогать людям. Сейчас я понимаю, что это было неправильно. Несмотря, на трудности жизни, я все равно старалась помощь людям, так требовало мое сердце. Конечно, я обижалась, когда меня не благодарили, а напротив, пользовались моей добротой. Но сейчас, я научилась делать добро и не просить ничего взамен. Сейчас я по – настоящему живу. Я не сравниваю свою жизнь с жизнью других, не впускаю в себя отрицательные мысли и всё то, что не могу контролировать. Вместо этого инвестирую свою энергию в позитивность текущего момента. В последнее время я стараюсь не тратить впустую свою драгоценную энергию на сплетни, ненужные разговоры, зависть. Я поняла, что никто не в ответе за моё собственное счастье кроме меня самой.

Каждый день, совершая какой –то поступок, я понимаю, что несу за него ответственность. Я заметила, что некоторые действия, делаю автоматически. Например, идя по улице, несу обертку в руках до ближайшей урны. В автобусе пропускаю вперед маленьких детей и пожилых людей. Начинаю разговор с людьми с улыбки. И мне это не в тягость, а в радость.

В последнее время, где бы я ни находилась, наблюдаю за людьми. Я заметила, что в нашем городе так много добрых, воспитанных, вежливых людей. В магазине мне всегда улыбаются продавцы. Совсем незнакомые мне мужчины и молодые люди открывают двери и пропускают меня в здание. В автобусе молодежь уступает место. Представители проверяющих и контролирующих органов даже сочувствуют, если у меня возникают проблемы. В школе коллеги и ученики предлагают свою помощь. И это далеко не полный список того, с чем я сталкиваюсь каждый день.

Анализируя свою жизнь за последние два – три месяца, я заметила, что моя речь, мои движения стали спокойными. То, о чем я недавно мечтала приобрести, как –то само по себе испарилось из моего сознания. Теперь я этим не болею. У меня другие мечты и планы. Хочу чаще бывать со своими детьми, родителями. Чаще гулять на природе в одиночестве. Хочу прочитать новые книги, покататься на лыжах и коньках. Хочу завести домашнее животное, как в детстве. Хочу, чтобы мои ученики научились жить сейчас, настоящим.

Раньше, моя совесть мне мешала, она как бы заставляла меня делать правильно. В моей душе велась борьба разума и совести. Даже поступив правильно, по совести, я все равно не ощущала удовлетворения. Мне нравилось, когда меня жалели, морально поддерживали. Но это было раньше, в прошлом. Сейчас я подружила разум и душу. Стараюсь следить за своими мыслями, словами, действиями, характером, сердцем.

В последнее время я смотрю на все по-другому. Например, при просмотре художественного фильма, примеряю роль главного героя на себя. А как бы я поступила, что бы я сказала в той или иной ситуации. Интересуясь политическими новостями, оцениваю поступки и действия деятелей через сердце. Казалось бы, что я могу сделать или изменить? А я могу сделать многое, прежде всего, изменить себя. Учить своих детей на собственном примере. Мне хочется, чтобы мои дети в будущем вспоминали свои детские годы с любовью и нежностью.

Думать о хорошем, говорить хорошее, слушать хорошее, смотреть на хорошее, делать хорошее – вот пут к счастью!

Практиковать вечные общечеловеческие ценности – это, по сути, и есть Праведное поведение.

Список использованной литературы

Ефимов В.И., Таланов В.М. Общечеловеческие ценности. – Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2011;

Лернер И.Я. Об обучении и воспитании. – М., 1988;

Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. - М.: Импэто, 1997. - 96 с.

Моральные ценности — один из основных способов нормативной регуляции действий человека. Моральные ценности охватывают нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. Моральные ценности добра. 2
2. Моральные ценности зла. 4
3. Моральные ценности долга. 6
4. Моральные ценности совести. 9
5. моральные ценности чести и достоинства. 10
заключение 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 17

Работа содержит 1 файл

Моральные ценности реферат.docx

1. Моральные ценности добра. 2

2. Моральные ценности зла. 4

3. Моральные ценности долга. 6

4. Моральные ценности совести. 9

5. моральные ценности чести и достоинства. 10

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 17

ВВЕДЕНИЕ

Моральные ценности — один из основных способов нормативной регуляции действий человека. Моральные ценности охватывают нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д.

Моральные ценности направлены на единообразие регуляции отношений и снижение конфликтности в обществе.

Так называемая "общественная мораль" - мораль, принятая определенным обществом, как правило, эндемична для культуры или исторического периода, иногда даже для социальной или религиозной группы, хотя разные моральные системы могут быть в определенной степени схожи.

Моральные ценности ориентируют человека в его поведении. Это оказывается возможным не в силу того, что человеку выгодно или приятно принимать их во внимание в своих решениях и действиях. Эти ценности функционируют таким образом, что оказывают воздействие на волю человека. Моральные ценности не просто провозглашаются, они всегда провозглашаются еще и в такой форме, которая указывает на необходимость их практического воплощения в действиях. Следование моральным ценностям воспринимается человеком как долг. Неисполнение долга воспринимается как вина и переживается в укорах и муках совести.

Совесть представляет собой способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному — неисполненность долга.

В данной контрольной работе я раскрою лишь несколько видов моральных ценностей.

Моральные ценности добра.

Добро есть то, что оценивается положительно, рассматривается как важное и значительное для жизни человека и общества. Добро есть то, что позволяет человеку и обществу жить, развиваться, благоденствовать, достигать гармонии и совершенства.

В безрелигиозном сознании добро (благо) рассматривается только как результат нашей оценки, т.е. некоей субъективной позиции. В религии же добро выступает характеристикой самого мира. Оно задано Богом, более того, Бог сам есть Благо, высшее из всех возможных благ, он – источник и средоточие человеческого ценностного мира. Облик добра предпослан человеку. Люди должны не измысливать свои представления о добре, а искать и открывать их как объективно существующие. На этом пути они неминуемо придут к Богу как к высшему Благу.

Понятие добра соотносится с двумя понятиями – доброты и добродетели. Добрым мы называем человека, который несёт людям добро, понятое как любовь, помощь, благоволение. Добродетелями мы называем нравственно – похвальные человеческие качества, а они в разных культурах и в разные эпохи существенно отличаются.

Так, например, главными добродетелями греческого мудреца были бесстрастие, строгость и безжалостность, мужество и неукоснительное выполнение долга. Гордость тоже относится к тем же добродетелям. В противоположность этому ведущими христианскими добродетелями выступает смирение и неизбирательная сочувствующая любовь, которая обращена даже к врагам. А гордость – гордыня – напротив, причисляется к порокам.

В рамках одной и той же моральной системы разные добродетели выражают разные формы добра. Так добродетелями одновременно является смирение и мужество, доброта и строгость, щедрость и бережливость, справедливость и великодушие. Каждое общество и каждая культура вырабатывает ряд приёмов, которые позволяют сформировать в членах сообщества эти высокоценимые моральные качества, которые необходимы для выживания и развития общества. Во всех культурах носителями наилучших добродетелей выступают народные герои и святые

Добро всегда должно быть бескорыстно. В противном случае это не добро, оно должно быть щедрым, и не требовать вознаграждения, а лишь на него надеяться. Настоящее добро возможно делать только при условии большого душевного богатства. Чтобы безвозмездно и щедро отдавать другим благоволение, заботу, внимание, любовь, надо всё это иметь в изобилии в душе и не бояться, что, истощившись, сам останешься без него. Истинное добро творится без расчётов, из самой потребности изливать любовь, дарить её миру и людям.

Моральные ценности зла.

Зло – это то, что разрушает жизнь и благополучие человека. Зло – всегда уничтожение, подавление, унижение. Зло деструктивно, оно ведёт к распаду, к отчуждению людей друг от друга и от животворящих истоков бытия, к гибели. Зло есть противоположность добра.

Зло существует в мире в трёх видах. Первое – физическое или природное, зло. Это все естественные стихийные силы, которые разрушают наше благополучие. Исторически природное зло не зависит от человеческой воли и сознания, биологические и геологические процессы происходят помимо человеческих желаний и действий. Впрочем, издревле существовали учения, утверждавшие, что именно негативные человеческие пороки создают особые вибрации на тонких уровнях мироздания, которые провоцируют и вызывают природные катаклизмы.

2 Таким образом, духовный мир людей оказывался существенно связанным с якобы чисто природным злом. Подобный взгляд находил выражение и в религии, которая всегда говорила, что физические несчастья, нежданно свалившиеся на людей – это результат Божьего гнева, ибо люди натворили столько безобразий, что последовало наказание. В последствии оказалось, что многие явления природного зла прямо связанны с масштабной деятельностью человека.

Вторым видом объективного зла является зло в общественных процессах. Совершается оно с участием человеческого сознания, но всё таки во многом помимо его воли. Так социальное отчуждение, которое находит выражение в классовой ненависти, насилии, тяжёлых чувствах зависти, презрения, рождается из объективного процесса разделения труда, который неизбежно приводит к частной собственности и эксплуатации, после чего происходит объективное противостояние интересов – борьба за земли, источники сырья которые оборачиваются агрессией, войнами, в которые оказываются втянуты множество людей помимо их собственной воли. Социальные катаклизмы начинаются так же стихийно и неконтролируемо, как бури, и тяжелейшее колесо истории безжалостно проезжает по тысячам и миллионам человеческих судеб, ломая и калеча их. Результатирующая, возникающая из взаимодействия и столкновения многих воль, обнаруживает себя в исторических событиях как слепая и могучая сила, которую не укротить индивидуальным усилием, не отвести от себя. Можно быть образцово–нравственным, хорошим порядочным человеком, но волею судеб оказаться в эпицентре социального зла, каковым являются война, революция, рабство и т. д.

Третий вид зла – зло субъективное по происхождению, собственно нравственное зло. Нравственным или моральным злом называется зло, которое совершается при непосредственном участии человеческого внутреннего мира – его сознания и воли. Это зло, происходящее и творимое по решению самого человека, по его выбору разделяется на две разновидности – враждебность и распущенность.

К враждебности относится стремление к разрушению, агрессия, насилие, гнев, ненависть, желание гибели, подавление других. Враждебность активна, энергична, она стремиться уничтожить чужое бытие и благополучие. Враждебно настроенный человек сознательно стремится нанести другим вред, ущерб, страдание, унижение.

Однако общество часто одобряет и направляет враждебность, награждает и прославляет за неё.

Распущенность – другая разновидность морального зла – объединяет такие человеческие пороки: малодушие, трусость, лень, холопство, неумение совладать со своими влечениями, желаниями и страстями. Вся история развития морали и моральной философии – это упорная и настойчивая борьба с распущенностью.

Даже знаменитый философ Фридрих Ницше говорит о том, что жестокость, агрессивность, безжалостность – нормальное проявление воли к власти, которая свойственна не только человеку, но и всей природе.

Моральные ценности долга.

В повседневном общении мы нередко говорим: долг учителя, долг руководителя, долг офицера и, наконец, долг Человека. Что под этим обычно подразумевается? Пожалуй, совокупность обязанностей, которые общество предъявляет к личности.

Но моральное поведение осуществляется не автоматически. Поэтому долг необходимо включает в себя осознание своей ответственности перед другими людьми, перед обществом, перед самим собой. Иначе говоря, в долге осмысляется, переживается отношение человеческой личности к другим (ближним и дальним), к обществу, Тиру через призму высших моральных ценностей. Добродетель, писал В.Соловьев, есть "должное отношение ко всему". А должное отношение выражается, прежде всего, в том, что индивид выполняет свои обязанности наиболее оптимальным для данной ситуации образом, а не чисто формально, "для галочки". Впрочем, не только у индивида имеются обязанности перед обществом, но и у самого общества существуют обязанности перед отдельным человеком, особенно перед сиротами, больными, престарелыми, которые сами не могут защитить себя, удовлетворить свои насущные потребности. 3

Сознание долга играет очень важную роль в общественной жизни. При утрате или ослаблении чувства долго деградируют многие общественные отношения. Впрочем, оскудевает и духовная жизнь личности. Не случайно во все времена большим уважением пользовался Человек Долга, человек, умеющий обуздывать эгоистические устремления.

У индивида существуют не только нравственные потребности, нё только стремление делать добро, но и целый ряд других (физиологические, эстетические, религиозные, политические и др.), которые также стимулируют те или иные действия. Хорошо, когда между нравственными и другими потребностями нет серьезных противоречий. Но здесь возникает вопрос: В какой мере подобные поступки являются моральными? В какой мере в них проявляется доброта человека?. Например, продавец внимательно обслужил клиента. О чем это говорит? О его высокой моральности? Или о том, что ему это просто выгодно? Кант подобные действия называл не моральными, а легальными, т.е. в них не проявляется уважение к моральному закону, действие осуществляется не ради уважения к добру, но такие действия в то же время и не противоречат нормам нравственности. Словом, стремясь сохранить "чистоту" морального мотива, немецкий философ выводил огромное число действий из-под моральной оценки. Ведь даже любовь матери к ребенку и любовь ребенка к матери "отягощена" склонностью, даже надеждой на отдаленную или близкую выгоду.

Подобный формализм не учитывал того обстоятельства, что добрые поступки, добро существуют не в чистом виде, а реализуются в самых различных видах деятельности (хозяйственной, политической и др.), где не могут не присутствовать и другие мотивы (произвести возможно больше продукта, заработать больше денег и т.д.).

Необходимо подчеркнуть, что нравственные потребности и облагораживают все другие влечения человека.

Чем же обусловлена обязательность требований долга? Ответ на этот вопрос зависит от мировоззренческих установок личности. Для верующего эта обязательность определяется волей самого Бога, а для неверующего на первый план выходит зависимость личности от общества, вне которого существовать он просто не может (не выживать, а осуществлять полноту бытия). Но на каких бы позициях мы не стояли, мы все же не можем признать, что в сознании долга аккумулировались те требования, которые общественные институты от себя или от имени Бога предъявляли к индивиду. По мере развития культуры эти требования превращались в те требования, которые индивид предъявляет к самому себе. Аналогичный процесс идет в ходе становления человеческой личности. У младенца нет, конечно, представлений о своих обязанностях. Но по мере взросления те требования, которые ему предъявляют взрослые (требования первоначально самые простейшие), становятся требованиями, которые он предъявляет к самому себе. Таким образом у индивида и происходит становление сознания долга (соответствующие чувства, представления).

Моральные ценности совести.

Совесть иногда называют другой стороной долга. Совесть - самооценивающее чувство, переживание, один из древнейших интимно-личностных регуляторов поведения людей.

Совесть - категория этики, характеризующая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения.

Совесть - субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом, другими людьми, выступающее как долг и ответственность перед самим собой. 4

Чувство совести ограждает человека от дурного, порочного, стимулирует благородство, ответственность - люди нередко апеллируют к собственной совести и к совести других, дают оценку себе и другим, используя понятия "чистая совесть", "нечистая совесть", "уснувшая совесть", "совестливый человек", "бессовестный", "угрызения совести" т. п.

Читайте также: