Как появилась устная речь доклад 4 класс

Обновлено: 16.05.2024

Обучение и развитие навыков устной речи……………….………. 8.стр.

Список использованной литературы………………………………….11.стр.

Эта тема была выбрана для написания реферата потому, что наше восприятие: информации происходит в двух формах речи, а именно: устной и письменной.

Основой и письменной, и устной речи является литературная речь , выступающая как ведущая форма существования русского языка, рассчитанная на сознательный подход к системе средств общения, при котором осуществляется ориентация на определённые нормированные образцы. Она является таким средством общения, нормы которого закрепляются как формы образцовой речи, т.е. они фиксируются в грамматических словарях, учебниках и т.д. Распространению этих норм способствуют учебные и культурные заведения, средства массовой информации. Литературная речь – абсолютно универсальна!

Однако устная и письменная формы речи являются самостоятельными, имеют свои характеристики и особенности.

Устная речь - это звучащая речь, применяемая для непосредственного общения, а в более широком понимании – это любая звучащая речь. Исторически, это самая первая форма речи, она возникла гораздо раньше письма. Материальной формой устной речи являются произносимые звуки, возникающие в результате сложной деятельности органов произношения человека. С этим явлением связаны богатые интонационные возможности устной речи. Интонация создаётся мелодикой речи, интенсивностью (громкостью) речи, длительностью, нарастанием или замедлением темпа речи и тембром произнесения. В устной речи большую роль играют место логического ударения, степень чёткости произношения, наличие или отсутствие пауз. Устная речь обладает таким интонационным разнообразием, что может передать всё богатство человеческих чувств, переживаний, настроений и т.п. Восприятие устной речи при непосредственном общении усиливается благодаря мимике и жестам говорящего человека. Так, жест может выражать эмоциональное состояние, согласие или несогласие, удивление и т.д. Все эти лингвистические и экстралингвистические средства способствуют повышению смысловой значимости и эмоциональной насыщенности речи.

Устная речь – может быть подготовленной (доклад, лекция и др.) и неподготовленной (разговор, беседа).

Неподготовленная устная речь характеризуется спонтанностью. Неподготовленное устное высказывание формируется постепенно, порциями, по мере осознания того, что сказано, что следует сказать далее, что надо повторить, уточнить. Говорящий постоянно следит за тем, чтобы его речь была логична и связна, выбирает соответствующие слова для адекватного выражения своей мысли.

2.Особенности устной речи.

Все эти проявления прерывистости речи раскрывают процесс создания высказывания, а также затруднения говорящего. Если случаев прерывистости немного, и они отражают поиски говорящим нужного, оптимального для данной речевой ситуации средства выражения мысли, их наличие не мешает воспринимать высказывание, а порой активизирует внимание слушателей. Но прерывистость устной речи – явление неоднозначное. Паузы, самоперебивы, срывы начатых конструкций могут отражать состояние говорящего, его волнение, несобранность, могут свидетельствовать и об определенных затруднениях того, кто творит устное слово: о том, что он не знает, о чем говорить, что сказать, и о том, что он затрудняется в выражении мысли.

3.Обучение и развитие навыков устной речи

Среди некоторых родителей часто бытует ошибочное мнение, что если ребёнок знает цифры и названия букв и немного их пишет, то это означает, что он готов к школе.

Однако, освоение ребёнком этих навыков и знаний не является самодостаточным условием и критерием его подготовленности к школе. Опыт и практика преподавания в школе показывают, что при нормальном общем развитии любой ребёнок, систематически посещая школу, может овладеть этими знаниями и навыками в предельно короткий срок.

Иногда детскому психологу приходится слышать жалобы родителей 6-ти летних детей на то, что, несмотря ни на усиленные домашние занятия с ребёнком, ни на занятия в специальных кружках по подготовке ребёнка к школе, некоторые дети так и не осваивают чтение и счёт к началу занятий.

Помимо знания цифр и букв есть нечто более важное, что подчас упускают родители в их работе по подготовке детей к школе. Это - устная речь ребёнка, развитие которой является необходимыс условием для успешного усвоения им письменной речи (чтения).

Будущий школьник должен иметь достаточный словарный запас, уметь граммотно и логично излагать мысли, запоминать и читать стихи, а также пересказывать короткие тексты. От степени богатства и грамматической правильности устной речи ребёнка зависит понимание им прочитанного, что является как бы трансформацией цепочек зрительных символов (букв) в цепочки слуховых стимулов (фонем).

Т.е. имеется в виду как бы озвучивание прочитываемого текста.

Иными словами, каждому ребёнку необходимо обладать к началу занятий в первом классе школы достаточным уровнем развития связной устной речи и мышления.

Что же означает понятие ''''связная устная речь''''?

Связная речь - это последовательный и логически связанный ряд мыслей, выраженных конкретными и точными словами, соединёнными в грамматически правильные предложения.

Без помощи и руководства взрослого связная речь развивается очень медленно или не развивается совсем, что особенно характерно для детей с различными нарушениями развития.

Подготавливая своего ребёнка к школе, родители видят свой долг в обучении его связной речи, буквам и цифрам, понятиям цвета и числа, чтению и счёту. Это правильно и абсолютно нормально.

Кропотливые занятия очень важны, но также чрезвычайно необходимы для развития ребёнка и разнообразные детские игры, рисование, лепка и другие виды детского творчества.

Чтобы избежать этого и, в то же время, ускорить и облегчить процесс усвоения малышом необходимых навыков, его родителям необходимо совместить в своей работе по подготовке ребёнка три одинаково важных и взаимно связанных компонента-общение с ребёнком, игра с ним и его обучение.

При этом можно использовать как простые, известные всем нам с детства обучающие игры, так и специальные и разработанные психологами методики обучения.

Для того, чтобы Ваш ребёнок одновременно и получал удовольствие от этих игр, и успешно осваивал необходимые для его развития навыки, Вам, его родителям не понадобится ни специальное помещение, ни абсолютная тишина. Все это можно делать с тем же, если и не большим, успехом в свободной и совершенно непринуждённой обстановке-на берегу моря или озера, на детской площадке, во время поездки в автобусе или на поезде.

В наше время обе формы речи неразделимо связаны между собой и, переплетаясь в одно целое, составляют полноценное общение. С развитием сотовой связи люди получили возможность общения по телефону, как посредством устной, так и письменной речи. С развитием Интернет – технологий люди имеют возможность преодолевать пространство и время, общаясь посредством устной и письменной речи на выбор. Трудно представить себе современное общение только посредством устной или только посредством письменной формой речи – это всё равно, что лишить себя одного из чувств (осязания, обоняния и т.д.).

Нам в равной степени необходимы обе формы речи, чтобы полноценно воспринимать, анализировать и передавать информацию в быстро меняющемся мире. Если бы хоть одной из них не было, то её следовало бы придумать.

Список использованной литературы :

Максимов В. И. Русский язык и культура речи, М.: Гардарики, 2004.

Бубнова Г. И., Гарбовский Н. К. Письменная и устная коммуникации: синтаксис и просодия. М., 2001. С. 8.

Введенская Л.А , Павлова Л.Г., Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону 2005г

Васильева А.Н. Основы культуры речи.-М, 2007

Бубнова Г. И., Гарбовский Н. К. Письменная и устная коммуникации: Синтаксис и просодия. М., 2001.

Вахек И.К Проблемы письменного языка. М 2006.

Зализняк А.А. О понятии графемы, лингвистические исследования. М, 1999г.

1 Бубнова Г. И., Гарбовский Н. К. Письменная и устная коммуникации: Синтаксис и просодия. М., 2001. С. 8.

Похожие страницы:

Устная и письменная формы речи

. разновидности устной речи: устную научную речь, устную публицистическую речь, виды устной речи в сфере официально-делового общения, художественную речь и разговорную речь .

Устная форма речи

. разновидности устной речи: устную научную речь, устную публицистическую речь, виды устной речи в сфере официально – делового общения, художественную речь и разговорную речь .

Обучение устной речи студентов младших курсов

. . Различают следующие виды устной речи: диалогическую и монологическую. Наиболее простой разновидностью устной речи является диалог . пользуется другими словами, оборотами речи [2. С. 60]. Вторая разновидность устной речи – монолог, который произносит .

Речь как инструмент мышления

. процесса: превращение мысли в речь (письменную или устную) и извлечение мысли, содержания . диалога письменной устной и т.д. Хотя все эти формы речи взаимосвязаны, их . пользуемся в своей письменной и устной речи. Такую речь в силу названных ее особенностей .

https://pp.userapi.com/c846520/v846520615/1c8739/vGfOAqSKhxM.jpg

Умение разговаривать – это то, что делает человека человеком. Животные общаются с помощью инфразвука, жестов, запахов, некоторые умеют пародировать человеческую речь, но только человек может общаться в разговоре.

Когда зародилась речь

Ученые точно не знают когда человек начал разговаривать. Антропологи и исследователи мозга сходятся только в том, что люди общались еще до использования огня. Антропологи говорят, что человек освоил речь 800 тыс. лет назад, а исследователи мозга говорят о 2 млн. лет. Реконструкция уха показала, что 350 тыс. лет назад ухо уже было устроено как у человека сегодня. Многие ученые говорят, что окончательно речь сформировалась 130 тыс. лет назад.

Различие большое, потому что нет прямых доказательств, речь никак не зафиксируешь. Сначала речь фиксировали на скалах, рисовали сцены охоты, а потом придумали письменность. Люди научились писать намного позже.

Догадки ученых

Есть несколько догадок о том, как человек научился разговаривать. Одни признаются наукой, другие религией , а третьи только маленькими группами.

Верующие люди верят в божественное происхождение речи. В разных культурах по-разному: боги создании человека как себе подобных, наделяли животных речью, объясняли примером неандертальцам. Сюда же относятся теории о том, что речь принесла инопланетная цивилизация. Инопланетяне научили людей разговаривать или сами жили среди древних людей и вместе создали человека разумного. Это ненаучно, но все равно рассматривается такой вариант.

Есть версия, что разговорные навыки появились из-за мутации. Жил-был человек, а у его детей произошла мутация , и они научились общаться не только жестами. Эту теорию продвигают люди, которые читали книги по генетике, но толком ничего не поняли.

В науке распространена близкая к теории о повторении звуков теория. Ученые говорят, что человек учился говорить в ходе эволюции. Он повторял не звуки природы, а общение приматов: их перекличку, агрессивные звуки, общение между матерями и детенышами.

Одна из последних догадок гласит, что сначала неандертальцы обучились жестам, а потом уже звукам. Эта мысль была популярна в конце прошлого века, но ей быстро нашли опровержение: обезьяны не могут обучаться новым звукам, только воспроизводить то, что заложено природой.

Эволюционная теория признана наукой. Все догадки пополняются со временем, создаются новые. Наука, которая изучает эти теории и жизнь человека в культуре и обществе, называется антропологией.

Как устная речь развивается сейчас

Язык постоянно меняется, появляются новые выражения и слова, другие слова пропадают из устного общения. Пока есть люди, которые общаются на языке, он будет жить. Устная речь меняется быстро за счет сленга. Одни и те же действия дети и родители называют по-разному, а письменная речь использует другие выражения. Разговорная речь быстрее изменяется чем письменная.

Есть и мертвые языки, на которых никто не общается устно, но которые живут в книгах. Самый известный такой язык – это латынь. На нем никто не говорит, но его слова используют врачи, адвокаты, физики и химики.

Сказки, басни, народные песни – все это появилось и передавалось устно, от родителей к детям, прикрасами и изменениями на свой лад. Устное народное творчество существует до сих пор в виде городских легенд.

Сделана попытка на уровне дошкольного возраста объяснить детям появление устной речи.

ВложениеРазмер
kak_zarozhdalas_rech1.docx 678.13 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнила: Ядрошникова Ирина

Руководитель: учитель-логопед Широватова М. В.

  1. Введение………………………………………………………. 2 - 3
  2. Этапы развития речи ……. …………………. 4 - 6
  3. Выводы ………………………………………………………….7
  4. Литература………………………………………………………8

С чего начинается каждое утро человека? Какие первые слова вы произносите? Что вы говорите маме, другу, воспитателю? Доброе утро, привет, как дела, удачного дня, салют и т.д., мы говорим много разных слов. Речь нам нужна для общения .

Без нее человек не мог бы многое узнать и рассказать. Но не всегда у людей была возможность обо всем рассказать.

Давайте себе представим, что мы не умеем разговаривать, а можем только показывать жестами. Чем мы можем показывать жесты? Руками. А еще в таком молчаливом разговоре хорошо помогает мимика лица.

Я предложила ребятам в группе поиграть!

Задание было таким: Вы должны будете без слов, а лишь с помощью жестов и мимики показать:

У меня болит зуб. Как вкусно.

J:\НОУ12 ИРА\ира\DSC07444.JPG

Не слышу. Почему?

Не всегда понятно, что передает человек жестами.

Цель: И я решила узнать, как появилась речь человека.

  1. Узнать, для чего людям нужно было начать общаться?
  2. Проследить этапы развития речи.
  3. Понять, что из общения древнего человека используется в наше время.

Для этого я посмотрела

Этапы развития речи.

Самые древние наши предки были очень похожи на обезьян. Люди жили племенами (небольшими группами) в пещерах. Обогревали свои жилища кострами, на которых готовили пищу. Мужчины добывали еду, женщины охраняли огонь и смотрели за детьми. А как же они общались между собой? Им ведь надо было как-то договариваться, чтобы охота была удачной. Запомнить, как изготовить копье, чтобы потом передать это умение другим, тоже было очень важно. Но как это сделать? Кроме того людям надо было договориться друг с другом об охоте, предупредить об опасности, рассказать, где растут съедобные плоды и коренья. И тогда они научились общаться жестами и мимикой. Каждый жест имел своё значение — так сначала появился язык жестов.

Прошло ещё много времени, прежде чем люди научились пользоваться звуками своего голоса для передачи информации. Очень-очень давно, миллионы лет назад, люди не умели говорить, а могли, как и животные, издавать только самые простые звуки: они кричали, если видели опасность, рычали, если им было больно, визжали, если радовались. А лишь потом появились слова. Можно предположить, что первыми словами на земле были такие слова, как ой, ай, ого, эй, ух. Или это могли быть такие, как кукареку, чик-чирик, му-му, мяу-мяу. А может быть, первыми были слова-команды: Стой! Смотри! Сюда! Скорей! Иди! Молчи! В любом случае эти слова стали средством общения, а значит — возник язык.

Жизнь первобытного человека короткая и опасная. Она наполнена событиями, которые надо сохранить для своих детей и внуков. Мы с вами можем рассказать обо всем словами. А как же древние люди? Они не умеют говорить, писать. А ведь они могли все погибнуть, и все их знания могли погибнуть вместе с ними.

Тогда они стали рисовать на стенах пещеры. Ведь нарисованное дольше сохраняется, чем рассказанное. Я попробовала написать письмо человеку, который не знает современного языка, например, вождю древнего племени и попыталась сообщить ему какую-нибудь простую новость.

1. Я хочу сообщить, что со своим другом и собакой приеду к нему в гости.

2. Я хочу предупредить, что люди его племени и люди из другого племени охотятся на лошадь.

Я поняла, как трудно было рассказать свои истории без слов. Процесс возникновения речи был очень трудным и очень долгим.

Но вы, наверное, очень удивитесь, если узнаете, что и сегодня мы используем приемы древних людей при общении: например, язык жестов: пожимаем руки (здороваемся), машем рукой (прощаемся), хлопаем в ладоши (выражаем радость, восторг, восхищение), пользуемся мимикой и т. д., рисуем рисунки, если хотим передать свои мысли.

А у людей, которые не слышат и не умеют говорить – есть свой язык жестов.

Выводы: Процесс возникновения речи был очень трудным и очень долгим. Я узнала, что:

1.Сначала люди вообще не разговаривали, а общались только с помощью жестов и мимики.

2. Потом появились отдельные слова и звукоподражания.

3. Затем люди стали передавать информацию с помощью наскальных рисунков.

4 . Современные люди пользуются приемами общения, которые возникли в древнее время.

Прошли миллионы лет, прежде чем люди стали общаться на понятном языке и возникла письменность. Начиная интересоваться появлением устной речи, я не думала, что это такая интересная и длинная история. И я решила продолжить на следующий год изучать, как развивалась речь. Когда появилась письменность? Что мы знаем о ней? Почему буквы именно такие. Узнать это очень трудно, но интересно!


Интересно, что такой способ общения сохраняется и у человека наравне с языком – это так называемая невербальная коммуникация. Как утверждает общепринятая теория базовых эмоций, через мимику, жестикуляцию и интонации голоса передается наше истинное эмоциональное состояние. Однако в последнее время появилась точка зрения, которая представляет нашу мимику как эгоистичный и манипуляторский прием, в духе многочисленных примеров из животного мира, когда коммуникацией пользуются чтобы обмануть и приманить жертву или партнера [2].

Разницу между речью и невербальной коммуникацией можно держать в голове в качестве примера, сравнивая язык человека и способы коммуникации у животных:

  1. Коммуникация, обеспечивающая конкретные процессы жизнедеятельности – единственная цель сигналов у животных, но далеко не единственная функция речи у человека.
  2. У других живых организмов обучение, как минимум, играет меньшую роль в освоении метода коммуникации, он может быть и полностью врожденным.
  3. Если обучение все же происходит, у животных оно следует иному принципу.

Во-первых , есть какой-то набор сигналов, которые обязательны к освоению, поскольку без них особь просто не выживет. Избыточность здесь недопустима, так как в гонке естественного отбора выиграет вложившийся в охоту или поиски жилья. Человек в этом отношении пользуется свободой: он никогда не осваивает всех слов родного языка, но, в то же время, знает гораздо больше, чем необходимо для удовлетворения элементарных потребностей, поскольку естественный отбор уже не так к нему строг.

Во-вторых, основной способ научения у животных – имитация, им необходимо научиться только одному: точному воспроизведению. У человека, особенно на ранних этапах, имитация тоже важна, но в дальнейшем становится ясно, что важнее усвоить принцип, а потом пользоваться готовыми схемами, чтобы получить множество комбинаций. Как говорит лингвист Светлана Бурлак, ребенок не вызубривает язык наизусть, а достраивает.

  1. Другие представители животного мира также могут использовать изощренные системы сигналов, в том числе разнящиеся от популяции к популяции, как языки людей. Но для человеческих языков характерна особенная сложность и внутренняя структура. Лингвист Чарльз Хоккет приводит список таких отличительных свойств, которые в совокупности еще и дают определение языка [3]:

– семантичность, то есть соответствие между определенным предметом, явлением окружающего мира и элементом языка, называющим его словом;

– иерархичность – сходный принцип, который означает, что речевые единицы могут быть классифицированы от элементарной к более сложным. В системе знаков – начиная от морфемы и заканчивая текстом, в системе устной речи – от фонемы к фонетическому предложению.

– дискретность – четкое различие в звучании (или написании) выражений, имеющих разный смысл, отсутствие плавных, незаметных переходов между ними;

– культурная преемственность – невозможность впервые усвоить какой-либо язык иначе, чем общаясь с его носителями;

– уклончивость – возможность строить бессмысленные и ложные выражения;

– рефлексивность – возможность с использованием языка рассуждать о нем самом.

В поисках момента возникновения человеческой речи гуманитарные и естественные дисциплины идут навстречу друг другу с разных концов и никак не могут встретиться.

Лингвисты изучают язык ребенка, ситуации, когда зарождается новый язык (например, пиджины и креольские языки), а также сравнивают языки мира, ищут элементарные общие принципы. Однако во всех этих случаях они имеют дело с уже сформировавшейся системой, заложенным принципом, а увидеть его появление возможности нет.

Биологи сталкиваются с другой проблемой: какую бы модель они ни избрали, до языка оказывается еще очень далеко, и отрывочные сведения, собранные на разных животных, не дают представления о зарождении языка. Тем не менее, интересные данные при работе с животными можно получить несколькими способами:

– изучая виды с развитыми системами коммуникации, которые могут в чем-то быть похожи на человеческую; сюда относятся певчие птицы, китообразные или общественные насекомые.

– изучая приматов, ближайших родственников человека: как устроен их мозг, такой близкий по строению к нашему, но не обеспечивающий владение речью? чему возможно научить человекообразных обезьян и какие структуры, гомологичные человеческим, обеспечивают эти способности? какой путь прошла эволюция гоминид, и как менялись необходимые для речи структуры на этом пути?

В производство речи вовлечены несколько систем.

Во-первых, нервная; она не только координирует все необходимые движения, но и каким-то образом строит мышление и память на заданной речью основе. Сюда относятся и анализаторы, с помощью которых речь воспринимается.

Во-вторых, часть пищеварительной системы, а именно органы ротовой полости, которые участвуют в артикуляции.

В-третьих, дыхательная система: все мышцы, обеспечивающие вдох и выдох, дыхательные пути, и особенно гортань, необходимая для фонации.

Проследить, как формировались приспособительные адаптации, можно двумя способами. Во-первых, сравнивая, как устроены и функционируют перечисленные системы у человека и у человекообразных обезьян. Как уже говорилось, недостатком этого метода является существенная разница в развитии и невозможность судить о промежуточных этапах. Во-вторых, некоторые данные можно извлечь из сохранившихся останков гоминид. Однако практически все органы перечисленных систем состоят из мягких тканей и не сохраняются, поэтому об их строении можно судить лишь косвенно, по различным следам и отпечаткам, размерам костей.

Познакомимся с данными палеоантропологии, чтобы понять, в какой момент появились известные на сегодня признаки адаптации к речевоспроизведению [6,7].

Человеческое эволюционное дерево (Quam, 2017)

Эта анатомическая особенность создает возможность для свободных движений языка, как в горизонтальной, так и в вертикальной полости, то есть для более четко артикулированной речи. В то же время оно обеспечивает возможность издавать более низкие звуки, а поскольку обычно их издают особи более крупного размера, таким образом можно ввести соперников в заблуждение, показаться больше, чем на самом деле. Однако низкое расположение гортани создает и серьезную опасность подавиться: у большинства животных она расположена выше именно для того, чтобы дыхательная и пищеварительная система не пересекались. То есть адаптация, создавшаяся при опускании гортани, должна перевешивать этот риск.

Мнения исследователей, считать ли низкое положение гортани признаком владения речью, разделились. Одни говорят, что одного лишь его недостаточно, чтобы речь создала преимущество. Способность издавать отрывистые крики не равноценна опасности подавиться, значит, основная эволюционная цель опускания гортани у гоминид – создать впечатление о большем размере издающего звук. Эту позицию, например, аргументирует Уильям Фитч [5]. Обратное утверждает, например, Светлана Бурлак [3]: для социальных животных, которые знают и запоминают друг друга, такие способы обмана бесполезны, то есть для опускания гортани должны быть другие причины.

Положение гортани по скелету можно определить лишь приблизительно. Антропологи ориентируются на значение базикраниального угла, однако на современных человекообразных обезъянах и человеке показано, что корреляция между ним и высотой гортани недостаточна. Тем не менее, известно, что у австралопитеков и Homo habilis изгиб основания черепа примерно такой же, как у ныне живущих приматов, а впервые приближенным к уровню современного человека становится у Homo ergaster.

Подъязычную кость древних гоминид, в отличие от гортани, ученые могут увидеть своими глазами, но часто она находится далеко от места захоронения или вовсе теряется. На редких обнаруженных образцах можно найти разной степени выраженности отметины, свидетельствующие о прикреплении мышц языка и гортани, а также вдавления, к которым прилегают характерные для приматов воздушные мешки.

Судя по подъязычной кости, у Australopithecus afarensis воздушные мешки еще имелись, это мешало бы воспроизведению точных, дискретных звуков. Неандерталец и Homo antecessor (Atapuerca) по строению подъязычной кости ближе к современному человеку.

Подбородочный выступ не является адаптацией сам по себе, но служит ее признаком. Известно, что в эволюции гоминид лицевой череп облегчается, в том числе подвергается редукции верхняя челюсть. Нижней это касается в меньшей степени, в частности, потому что подбородочный выступ служит местом прикрепления многих мышц, участвующих в артикуляции. Однако, некоторое облегчение нижней челюсти способствует ее большей подвижности. Выраженный подбородочный выступ имеется только у неоантропов, у неандертальцев отмечается лишь тенденция к его формированию.

Также интересно исследование рельефа внутренней поверхности нижней челюсти, где у человека имеется подбородочная ость для прикрепления сухожилия подбородочно-язычной мышцы, а у человекообразных обезьян, наоборот, ямка, поскольку та же мышца крепится мясистой частью.

  1. Контроль дыхания и грудной отдел спинного мозга.

Также для речевоспроизведения необходим произвольный контроль дыхания, в частности способность управлять межреберными мышцами. Эти мышцы управляются спинномозговыми нейронами, расположенными в грудном отделе спинного мозга. Можно предположить, что позвоночный канал, который вмещает этот отдел, будет расширен у особей, которые лучше контролировали дыхательную мускулатуру. Действительно, было обнаружено, что у неандертальца, гейдельбергского человека этот канал так же широк, как у современного человека, но еще у Homo antecessor более узкий.

Так же редко, как и подъязычная кость, но от органа слуха сохраняются слуховые косточки. Кроме того, можно оценить размеры слухового канала, проходящего в черепе. Аудиометрическую кривую для ископаемых гоминид строят с помощью компьютерного моделирования.

Мы знаем, что между шимпанзе и человеком существует разница в чувствительности к звуковым частотам. У шимпанзе к частоте 1 кГц чувствительность макисмальная, но к 3 Гц начинает снижаться, и к 5 кГЦ достигает минимума. Человек более чувствителен к частотам от 1 до 5 кГц, которые и соответствуют человеческой речи.

Модификация от состояния слуха шимпанзе к человеческому происходила, по всей видимости, в два этапа. У ранних гоминид ( A. africanus, P. robustus) пик чувствительности приходится уже на 1,5-3 кГц. У приматов рода сравнению с предшественниками слегка снижается чувствительность конкретно в этом диапазоне, но общий диапазон повышенной чувствительности расширяется до 1-5 кГц.

Некоторые характеристики черепа могут косвенно свидетельствовать об изменениях мозга, которые необходимы для овладения речью.

– подъязычный нерв и диаметр его канала

Для дифференцированных движений языка необходима более обширная его иннервация, поэтому существует гипотеза, что с развитием речи становится толще подъязычный нерв и шире его канал, который можно непосредственно измерить на ископаемом черепе.

Одни исследователи утверждают, что у представителей рода Homo этот канал имеет абсолютно и относительно больший диаметр, чем у австралопитеков и человекообразных обезьян. Противники этой гипотезы показывают, что толщина канала у человека и шимпанзе варьирует в примерно одинаковых пределах.

– размер мозга и объем черепа

Исследуя череп, можно не только оценить его внутренний объем, но и судить о рельефности мозга по оставшимся вдавлениям. Объем мозга у здорового современного человека составляет от 700 до 2000 см³ , и прямой корреляции между когнитивными способностями (также как способностью к речи) и размерами мозга не существует. Тем не менее, это параметр, который сравнительно легко отследить, и в ряду гоминид он заметно изменялся.

Изменение эндокраниального объёма с течением времени (Holloway, 2015)

У первых представителей рода Homo объем мозга резко возрос и достиг значений, нормальных для современного человека. Однако затем проявилась обратная тенденция, объем мозга снижался, что сопровождалось его структурной перестройкой, в том числе с увеличением рельефности. Видам перестройки, которые не затрагивают объем мозга, на данный момент придается даже большее значение в эволюции человека.

Виды реорганизации без увеличения размера мозга (Holloway, 2015)

– развитие асимметрии [8]

У современного человека участок мозга, традиционно называемый зоной Брока, асимметрично увеличен, чаще в левом полушарии. У человекообразных обезьян такая особенность тоже встречается, но является редкостью. Способ определения увеличенной зоны Брока по вдавлениям на черепе также вызывает вопросы, однако такие вдавления обнаруживаются у представителей рода Homo (H. rudolfensis, H. erectus, H. heidelbergensis, H. neanderthalensis) и не обнаруживаются у австралопитека.

Еще один признак асимметрии – так называемые petalias, неравномерности полушарий, когда одна из долей больше по объему и, возможно, переходит через срединную линию, несколько оттесняя аналогичную ей с другой стороны. Такие особенности у человека изучены, например, у правши левая затылочная и правая лобная доли, как правило, несколько больше коллатеральных. Длительное время считалось, что они есть только у человека и в эволюции появились у представителей рода Homo, однако в последнее время было показано, что они встречаются и у других высших приматов.

История начинается с вопроса: почему именно приматы? Это не единственные социальные организмы на Земле, высокие когнитивные способности (одновременно с развитыми коммуникативными системами) отмечаются у китообразных, некоторых видов птиц. Часто говорят, что все в эволюции – непредсказуемое совпадение большого количества факторов. Попробуем перечислить факторы, которые могли способствовать появлению речи именно у приматов [5, 9]:

Традиционно считается, что у животных возможности рабочей памяти очень ограничены: они не удерживают сенсорную информацию больше нескольких секунд, легко поддаются интерференции и не обнаруживают механизмов повторения (rehearsal) зрительно-пространственной или фонологической информации, которые у человека постоянно активны. Все это несовместимо с полноценной речью, поскольку речь состоит еще и в манипуляции объектами, содержащимися в памяти. Тем не менее, у приматов (а также у врановых) обнаруживают отдельные действия, которые хочется назвать запланированными: например, одна содержащаяся в неволе шимпанзе, несмотря на препятствия со стороны сотрудников зоопарка, каждый раз заранее набирала кучу камней, чтобы бросаться ими в посетителей зоопарка.

Основываясь на этих сведениях, выдвинули гипотезу о первичной роли языка: в какой-то момент приматам пригодилась способность называть предмет, не присутствующий сейчас в поле зрения, что требует определенных характеристик рабочей памяти. Развитие зоны Брока происходило за счет развития связей в нескольких направлениях одновременно. Во-первых, с передними отделами теменной доли (через вентральный поток), где обрабатывается информация о внешнем виде предмета (или особи), который нужно назвать. Во-вторых, с нижними отделами теменной доли, что позволяло удерживать в памяти звуки и соотносить с действиями артикуляционного аппарата. Однако аркуатный пучок, наиболее известный проводящий путь между зонами Брока и Вернике, у приматов не выражен. Ему соответствует небольшой пучок волокон, соединяющих область 45 и зону Tpt, предположительный гомолог зоны Вернике. Также слабо развиты у приматов собственные связи зоны Вернике, например, с нижними отделами теменной коры.

– контроль над вокализацией

Нейронные механизмы контроля организованы в трехуровневую систему. Первый уровень – так называемое шасси ствола мозга. Оно включает комплекс ядер ствола, контролирующих движения челюстей, губ и гортани (тройничный, подъязычный, блуждающий), а также внутренние структуры ствола (например, ретикулярная формация). Второй уровень – подкорковые центры, среди них особую роль играет околоводопроводное серое вещество. По всей видимости, для простой, рефлекторной вокализации управление более высокого порядка не является необходимым. Третий уровень – корковые системы. Одна из них более примитивна и имеется у всех млекопитающих – это срединная кортикальная система, которая включает поясную кору и прилежащие области. Она участвует в волевом контроле воспроизведения и прекращения вокализации, в том числе и у человека, и ее действие касается не только речи, но и таких непроизвольных форм, как, например, смех. Однако в эволюционном плане нас более интересует латеральная кортикальная система. У человека она непосредственно связана с моторными нейронами ствола (хотя опосредованная тоже существует), и разрушение корковых центров приводит к афазии. У других млекопитающих, в том числе обезьян, связь между корой и ядрами ствола непрямая, и даже анэнцефалия не препятствует врожденной вокализации.

У обезьян обнаруживаются признаки как функциональной, так и анатомической латерализации, но в меньшей степени, чем у человека. При этом структуры, которых касается латерализация, часто относятся именно к коммуникации (височная площадка, связи гомолога зоны Брока). Однако в эволюции должны были присутствовать дополнительные факторы, способствующие углублению латерализации. Одно из очевидных проявлений латерализации – тенденция пользоваться правой рукой для определенных действий, часто требующих тренировки. У обезьян она не так развита, как у человека, но проявляется, когда требуется соорудить простое приспособление или что-то бросить. Возможно, способность к созданию орудий, которая развивалась в ряду гоминид и требовала латерализации, подтолкнула к доминированию левое полушарие, которое изначально несколько специализировано для целей коммуникации, и способствовала большему его развитию.

Читайте также: