Доклад по фильму офицеры

Обновлено: 02.07.2024

В фильме снимались: Алина Покровская, Георгий Юматов , Василий Лановой , Александр Воеводин, Наталья Рычагова , Андрей Громов, Андрей Анисимов, Юрий Сорокин, Владимир Дружников, Шаджан Акмухамедов и др. Режиссеры: Владимир Роговой, Владимир Златоустовский

Премьера фильма состоялась : 26 июля 1971 г. Узнаем подробнее об этом замечательном фильме

Действие этого фильма охватывает довольно большой период — с двадцатых по 70-е годы. В центре внимания авторов жизнь всего одной семьи — Алексея Трофимова, в первых кадрах фильма юного курсанта, а в конце — убеленного сединами генерала, жены его Любаши, их сына Георгия и, наконец, внука Ивана. Но фильм нельзя назвать просто семейной хроникой. Помимо принадлежности к одной семье, у героев есть еще одна особенность, роднящая их друг с другом. Все они военнослужащие. И военнослужащие не просто по необходимости, по стечению обстоятельств, но и по призванию, которому они верны до конца и которое, как эстафету, передают своим детям и внукам.

Именно профессия героев и является, по замыслу авторов, драматургическим стержнем фильма. Она, эта профессия, формирует характеры, взгляды, мировоззрение, определяет логику движения сюжета, сосредотачивая внимание авторов на тех узловых моментах жизни героев, когда особенно ярко и очевидно проявляется их призвание, их еще с детских лет усвоенная привычка считать себя воинами Советской Армии, их гордость за свою профессию — профессию защитников Родины. Для Владимира Рогового картина стала дебютом в роли режиссёра. Борис Васильев предложил на главную роль в картине Георгия Юматова. Режиссёр сначала отказывался. У Юматова была плохая репутация сильно пьющего человека, который мог сорвать съёмки. Однако Васильев поручился за него. Съёмки фильма проходили по всему Советскому Союзу: в Москве, Подмосковье, Твери, Севастополе, Ашхабаде. Одна из самых известных сцен возле некоего военного ведомства, где находился кабинет генерала Варравы, на самом деле снималась возле входа в Химический факультет МГУ.

Ивана Варраву жаждали сыграть тоже почти полсотни актеров — Олег Ефремов, Александр Лазарев, Александр Белявский, Валентин Гафт. Режиссеру больше всех понравился Ефремов, его утвердили на худсовете, но он сниматься не смог — был занят в другой картине. Роговой настолько пал духом, что во время полета в Ашхабад, где планировались натурные съемки, уговорил сниматься… пилота Леонида Козмерова. К сожалению (или к счастью?) Козмеров не прошел пробы: красавец-мужчина был начисто лишен актерских данных.

Не менее трудную задачу представлял собой грим Юматова. Для первой трети фильма 44-летнего актера нужно было омолодить на двадцать лет. Чтобы разгладить морщины, Георгию Александровичу заплетали волосы в косички и туго стягивали на затылке, а лицо замазывали яичным белком. Процедура сродни изощренной пытке, но актер сносил ее безропотно.

Когда окончательно выяснилось, что бутылка сильнее жены, актера уговорили на несколько дней лечь в больницу. Однако по утрам он спускал из окна своей палаты больничную простыню, к которой сердобольные поклонники привязывали бутылку водки. Тогда Роговой пошел на хитрость. Он попросил, чтобы на севастопольском спиртзаводе налили в одну из водочных бутылок воду и закупорили по всем правилам. "Офицеры" Утром эту бутылку спустили Юматову с крыши в окно гостиничного номера, но выпить ее в одиночку не дали.

По сюжету фильма внук Трофимовых — Иван — выбрал службу в ВДВ . Этот факт в сценарий фильма был внесён по рекомендации В. Ф. Маргелова . Кадры учений ВДВ также были внесены по инициативе В. Ф. Маргелова.

В конце марта съемочная группа вернулась в Москву и начался монтаж фильма. Премьера была приурочена к Дню Победы, поэтому времени оставалось мало, но торопиться не пришлось — основная работа по монтажу и озвучиванию прошла параллельно со съемками. 9 апреля 1971 г. картина была представлена худсовету киностудии и принята практически без поправок. Однако у чиновников из Госкино сложилось иное мнение. Они заставили вырезать из фильма несколько эпизодов, в том числе, сцену расстрела фашистами советского офицера (она, видимо, никак не вязалась с названием).

Коллектив, создававший фильм, состоял из очень талантливых людей. Безусловно! Я постараюсь напомнить вам о них чуть позже. Творческая группа сумела найти ассоциативный ряд, не оставляющий равнодушными несколько поколений зрителей. В ней каждый находит что-то для себя лично. И юные, и пожилые, и романтики, и реалисты. Честь, мужество, доблесть, отвага и рыцарское благородство. Есть такая профессия: Родину защищать.

Авторы сценария фильма — Борис Васильев и Кирилл Рапопорт.

Борис Васильев родился 21 мая 1924 года в Смоленске. Отец - Васильев Лев Александрович (1892 г. рожд.), кадровый офицер царской, впоследствии - Красной и Советской армии). Мать - Алексеева Елена Николаевна (1892 г. рожд.), из известного старинного дворянского рода, связанного с именами Пушкина и Толстого, с общественным движением XIX века; ее отец и дядя были организаторами народнического кружка "чайковцев", проходили по "процессу 193-х", участвовали в создании в Америке коммун фурьеристского типа. Супруга - Поляк Зоря Альбертовна. Рано проявившиеся у Бориса Васильева увлечение историей и любовь к литературе "с детства переплелись в его сознании". Учась в воронежской школе, он играл в любительских спектаклях, выпускал вместе со своим другом рукописный журнал. Когда окончил 9-й класс, началась война. Борис Васильев ушел на фронт добровольцем в составе истребительного комсомольского батальона и 3 июля 1941 года был направлен под Смоленск. Попал в окружение, вышел из него в октябре 1941 года; потом был лагерь для перемещенных лиц, откуда по личной просьбе он был направлен сперва в кавалерийскую полковую школу, а затем в пулеметную полковую школу, которую и окончил.

К этому времени в журнале "Юность" (1969, № 8) уже была напечатана другая повесть автора - "А зори здесь тихие. ". Именно с нее, получившей огромный читательский резонанс, писательская судьба Бориса Васильева начала неуклонно набирать высоту. "Зори. " многократно переиздавались и переиздаются вплоть до нынешнего дня, претерпели множественные музыкальные и сценические интерпретации, по ним был снят в 1972 году одноименный фильм, удостоенный многих премий, в том числе Государственной премии СССР. Тему войны и судьбы поколения, для которого война стала главным событием в жизни, Васильев продолжил в повестях "В списках не значился" ("Юность", 1974, № 2-4); "Завтра была война" ("Юность", 1984, № 6), в рассказах "Ветеран" ("Юность", 1976, № 4), "Великолепная шестерка" ("Юность", 1980, № 6), "Вы чье, старичье?" ("Новый мир", 1982, № 5), "Неопалимая купина" ("3намя", 1986, № 2) и др. В начале 1980-х годов Васильев публикует два произведения, очень близких по внутренней проблематике. Это автобиографическая повесть "Летят мои кони" ("Юность", 1982, № 6), глубоко искренняя и полная тепла по отношению ко всему, что составляло его юность, и повесть "Завтра была война" - наверное, одно из наиболее жестких произведений писателя.

Борису Васильеву принадлежит множество публицистических произведений, тематически охватывающих самые разные стороны нашей жизни.
О чем бы ни писал Борис Васильев, масштаб личности писателя, уровень его мышления и таланта придают каждой строке широкое общечеловеческое звучание, вызывая у читателей благодарный отклик и чувство гордости за возможность причислить себя к его современникам.
Борис Васильев - лауреат Государственной премии СССР, премии Президента России, Независимой премии движения имени академика А.Д. Сахарова "Апрель", международной литературной премии "Москва-Пенне", премии Союза писателей Москвы "Венец", Российской академии кинематографических искусств "Ника" - "За Честь и Достоинство". Член Союза писателей Москвы и Союза кинематографистов России, академик Российской академии кинематографических искусств "Ника".
Награжден орденами "За заслуги перед Отечеством" II степени, Трудового Красного Знамени, двумя орденами Дружбы народов, многими медалями.
Книги Б. Васильева: "А зори здесь тихие (1969), "Иванов катер", "Самый последний день" (1970), "Не стреляйте белых лебедей" (1973), "В списках не значился" (1974), "Были и небыли" (1977-1980), "Встречный бой" (1979), "Кажется, со мной пойдут в разведку" (1980), "Летят мои кони" (1982), "Завтра была война" (1984), "Суд да дело" (1987), "Вам привет от бабы Леры" (1988), "Капля за каплей", "Вещий Олег" (1996), "Князь Ярослав и его сыновья", "Утоли моя печали", "Дом, который построил дед" (1997), "Скобелев", "Глухомань" (2001), "Картежник и бретер, игрок и дуэлянт", "Ольга - королева русов" (2002).
Он также автор многочисленных публицистических статей.

По сценариям и книгам Б.Л. Васильева снято 15 кинофильмов: "Очередной рейс" (1958), "Длинный день" (1961), "След в океане" (1964), "Королевская регата" (1966), "На пути в Берлин" (1969), "Офицеры" (1971), "А зори здесь тихие" (1972), "Иванов катер" (1972), "Аты-баты, шли солдаты. " (1976), "Подсудимый" (1985), "По зову сердца" (1986), "Наездники" (1987), "Завтра была война" (1987) , "Вы чье, старичье?" (1988), "Я - русский солдат" (1995).

Рапопорт Кирилл Иосифович (10 мая 1926, Москва — 30 ноября 1983), российский сценарист; заслуженный деятель искусств РСФСР (1982).

В 1943—1956 служил в Советской Армии. Выпускник военного института иностранных языков .
В 1957 окончил сценарную студию при Министерстве культуры СССР (1957, мастерская А.Я.Каплера). Автор ряда пьес и сценариев игровых, документальных и анимационных фильмов.

В соавторстве с Борисом Васильевым Кириллом Рапопротом было написано много из перечисленного выше. К сожалению, информации о нем значительно меньше, чем о соавторе. Возможно, этот пробел когда-нибудь восполнит его дочь- бывшая актриса театра "Сатирикон" (1999-2005 г.г.) Анастасия Рапопорт (Настя Сеглия, ныне проживающая в Бразилии).

Кириллом Иосифовичем написаны сценарии к кинофильмам
1958 — Сержанты, 1958 — Солдатское сердце, 1962 — После бала (короткометражный, ) 1963 — Ты не один, 1964 — След в океане , 1966 — Королевская регата, 1967 — Инвалид (короткометражный), 1967 — Стрелочник (короткометражный), 1969 — На пути в Берлин, 1971 — Инспектор уголовного розыска (с М. Маклярским), 1971 — Офицеры (с Борисом Васильевым), 1972 — Петерс (с М. Маклярским и А. П. Григулисом), 1973 — Будни уголовного розыска (с М. Маклярским), 1974 — Мститель из Гянджабасара (с М. Маклярским), 1975 — Небо-земля-небо , 1975 — Стрелы Робин Гуда, 1976 — Аты-баты, шли солдаты… (с Борисом Васильевым), 1976 — Всего одна ночь, 1978 — Голубые молнии (с Александром Кулешовым), 1980 — Жизнь моя армия, 1980 — Корпус генерала Шубникова, 1980 — Не стреляйте в белых лебедей, 1981 — Следствием установлено, 1983 — Ворота в небо, 1984 — Особое подразделение, 1985 — По зову сердца (с Борисом Васильевым), 1985 — Последняя индульгенция.

Также он автор пьес Высшая мера (с М. Маклярским), Ракетчики, Вторая стрелковая, Пресс-атташе в Токио (с М. Маклярским), Сайгонская баллада.

Кирилл Иосифович похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Художник-постановщик картины — Михаил Григорьевич Фишгойт (1925 г.р.) — российский художник, кинопродюсер, сценарист и режиссер.

Исполнитель роли Алексея Трофимова - Георгий Юматов (11.03.1926 — 04.10.1997). Народный артист РСФСР (1982) .

Георгий Юматов родился 11 марта 1926 года в Москве. Сведения о его семье противоречивые: в одних энциклопедичных справочниках сообщают, что он родился в профессорской семье и его старшие братья - обладатели высоких научных степеней, а в других, что он из семьи простого рабочего, из обыкновенной мещанской семьи. Как бы там ни было, коренной москвич Жора Юматов, не видавший никогда моря, со школьных лет мечтал стать только моряком и для осуществления этой своей мечты, парень приложил максимум своих сил: стал круглым отличником, увлёкся боксом, атлетикой и даже верховой ездой.

Больше всего на свете актер любил жизнь и собак. Стоит отметить, что за годы войны Георгия могли убить по меньшей мере раз сто, но каждый раз Провидение отводило от него беду. Например, в одном из боев корабельная дворняга, пригретая Юматовым, испугавшись обстрела, прыгнула за борт. Матрос Юматов бросился за ней. И в это мгновение в торпедный катер прямой наводкой попал вражеский снаряд. Почти вся команда погибла, а наш герой (вместе с дворнягой) остались живы. Всего же за три года войны Георгий несколько раз был ранен, контужен, дважды тонул, обморозил руки.

Как у большинства талантливых людей, актерская карьера Георгия Юматова началась нежданно-негаданно. В 1946 году, после случайной встречи, знаменитый кинорежиссер Григорий Александров пригласил "фактурного морячка" сыграть крошечную роль улыбающегося помощника гримера, который появляется в дверях всего на пару секунд с одной лишь фразой: "Разрешите?" И оказалась "морская душа" на съемочной площадке фильма "Весна". Вот так "элегантно и тактично", "вежливо попросив разрешение", с легкой руки Александрова и попал Георгий Юматов в советское кино. В том же году вновь испеченный актер записал на свой счёт ещё два эпизода: в фильме "Рядовой Александр Матросов" он сыграл солдата и в "Иване Грозном" - монаха.

Такое возможно только или в сказке, или в кино. Григорий Александров отвел Жору (Георгия Юматова до самой смерти буквально все называли только по имени) "поступать в артисты" во ВГИК к самому Сергею Герасимову. В тот год он набирал свой первый курс. "Мне его учить нечему! Самородок!", - после прослушивания чтения отрывков отрезал мэтр и сам привел парня в Театр киноактера. Там молодой талант сразу же ввели в спектакль "Дети Ванюшина".

Вот так и стал звездой бывший юнга и отчаянный храбрец, носивший форму только потому, что "больше нечего было надеть", и не знавший, чем бы ему заняться после войны. А потом пошло-поехало: "Молодая гвардия", "Повесть о настоящем человеке", "Три встречи" - за два года пять фильмов, большинство из которых критики сразу же окрестили "эпохальными".

К сожалению рамки поста ЖЖ не позволяют выложить весь материал - ЧИТАЙТЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ ТУТ !

Платонова Даша:

Мне понравилась история жизни семьи Алексея Трофимова. Мужчины в этой семье всегда выбирали одно дело – службу Родине. Сам Алексей сражался с басмачами, его сын Егор воевал в годы Великой Отечественной войны, а внук Иван становится суворовцем.

Также мне очень понравилась Люба Трофимова. Она очень красивая женщина, замечательная жена и мама. В фильме показан тяжёлый период её жизни. Я плакала, когда смотрела эпизод, где она узнаёт о смерти её единственного сына. Меня восхищает её стойкость во время войны, когда она была начальником санитарного поезда.

Весь фильм я смотрела на одном дыхании. Фильм мне очень понравился, потому что он учит любви к Родине, верности и дружбе, он остаётся в сердцах всех людей.

Люгай Аня:

…Фильм «Офицеры мне очень понравился. Он показывает, как люди жизнь отдавали за свою Родину, и они не жаловались на то, что могут умереть в любую секунду… Они просто защищали Родину, когда Родина нуждалась в защите. Они погибали тысячами ради того, чтобы мы сейчас жили мирно.

После просмотра этого фильма я поняла: как хорошо, что я не сирота, что я живу в стране, где нет войны. Даже то, что я могу свободно попросить маму сводить меня в зоопарк – на бегемота посмотреть, – и она согласится, говорит о том, что сейчас, по сравнению с людьми и детьми тех времён, мне живётся очень хорошо!

Бабиков Артём:

Карасёва Ксения:

…Этот фильм научил меня верности. Люба всегда следовала за Алексеем. Она любила Ивана по-своему, но оставалась верна своему Алёше. Вот она – настоящая верность! Ещё фильм меня научил дружбе. Алексей и Иван оба любили Любу, но даже когда она вышла замуж за Алексея, не перестали дружить. Вот она – настоящая дружба! Научил меня этот фильм не предавать. Предатель всегда будет наказан! И ещё я научилась чувству долга. Алексею, наверное, хотелось обосноваться на одном месте, но он всегда уезжал, куда требовала служба. Я поняла, что верность Родине – это очень важно!

Зайцев Юра:

Меня этот фильм научил крепкой дружбе, которую никто не сможет разорвать, и любви.

Шинелис Саша:

Резинько Егор:

…Во время просмотра фильма я был то радостный, то грустный, то злой. А после просмотра этого фильма мои чувства были просто непередаваемые! Он мне очень понравился тем, что актёры отлично сыграли: смешно, радостно, грустно. У них я научился тому, что надо быть всегда преданным семье и Родине.

Торосян Шаумик:

Цыплягин Данила:

…Меня этот фильм научил жизни. Я узнал, что есть такая профессия – защищать свою Родину. Я узнал, как бывает горько расставаться с дорогими людьми. Я понял, что если хочешь вырастить настоящего мужчину, воспитанием надо заниматься строго.

Кондратцев Саша:

Шумаков Миша:

…Этот фильм учит нас любви к Родине и учит, как бороться с трудностями. После просмотра фильма я понял, что надо стараться до конца, сражаться изо всех сил и помогать слабому.

Пяткова Вика:

Емельянова Тая:

…Этот фильм о любви двух офицеров к женщине Любе, к жизни, к Родине. Он очень добрый и интересный. Автор показал жизнь детей, переживания родителей, войну. Поэтому фильм подходит и для детей, и для взрослых. Он учит добру. Как хорошо, что есть на свете такие добрые и познавательные фильмы!

Алиева Лейла:

Режиссёр хотел нам рассказать про жизнь одной семьи – семьи Трофимовых. У героев есть одна особенность - почти все они военнослужащие. И военнослужащие не просто по необходимости, но по призванию. Именно эта профессия формирует характеры.

Мне этот фильм очень понравился, он многому учит. Я всем советую его посмотреть!

Рошаль Миша:

…Этот фильм учит людей быть сдержанными, выполнять приказы, отдавать что-то меньшее для достижения большей цели, быть смелыми, стоять за родных и Родину до конца, отдавать жизнь ради светлого будущего.

Классный руководитель 5 класса, учитель высшей квалификационной категории - С.В. Панягина

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ОБСУЖДЕНИЕ КИНОФИЛЬМА ОФИЦЕРЫ 1971г

Цель: формирование гражданского самосознания, чувства любви к Родине, патриотизма, воспитание уважения к традициям военнослужащих, к Российской Армии; формирование положительной нравственной оценки таких качеств как порядочность, честь, благородство, верность долгу; побуждение к саморазвитию, самосовершенствованию, желанию следовать достойным примерам для подражания.

Расширить представления подростков о профессии военнослужащего.

Углубить представление о традициях Звёздного, военного городка.

Форма проведения: круглый стол.

Подготовительная работа:

- приглашение участников круглого стола:

Техническое сопровождение: ноутбук, экран, проектор, видеокамера.

План проведения.

2. Темы для обсуждения:

- Семейная тема: династия военнослужащих.

- Женщины и война.

- Защитник Отечества: верность долгу, офицерской чести.

3. Обмен мнениями.

4. Подведение итогов Круглого стола.

5. Заключительное слово.

Ход Круглого стола.

Действие этого фильма охватывает довольно большой период - с двадцатых по 70-е годы. В центре внимания авторов фильма жизнь всего одной семьи - Алексея Трофимова, в первых кадрах фильма юного курсанта, а в конце - убеленного сединами генерала, жены его Любаши, их сына Георгия и, наконец, внука Ивана. Но фильм нельзя назвать просто семейной хроникой. Помимо принадлежности к одной семье, у героев есть еще одна особенность, роднящая их друг с другом. Все они военнослужащие. И военнослужащие не просто по необходимости, по стечению обстоятельств, но и по призванию, которому они верны до конца и которое, как эстафету, передают своим детям и внукам.

Выносится тема для обсуждения: Военная династия.

Почему герои фильма выбрали профессию военнослужащего?

Почему Вы выбрали профессию военнослужащих? (Вопрос участникам круглого стола - военнослужащим)

Сегодня у нас за круглым столом присутствуют ребята, которые решили связать свою профессию с военной службой.

Как вы считаете, важна ли эта профессия в наше мирное время?

Как вы относитесь к семейным традициям, хотели бы, чтобы ваши дети или внуки связали свою жизнь с профессией военнослужащих?

Что такое настоящая дружба?

Встречаетесь ли вы со своими сослуживцами?

Что связывает героев фильма? Можно ли их дружбу назвать настоящей и почему?

Героев фильма связывает не только дружба, но и любовь, любовь к одной женщине Любаше Трофимовой. Только для одного героя она - жена, а для другого - жена друга.

Какими качествами должна обладать жена офицера?

Как вы считаете, трудная ли жизнь была у героини фильма, Любы Трофимовой?

Смогла ли она реализовать себя как женщина?

Многие члены съёмочной группы сами прошли через войну. В сцене, когда после возвращения Алексея из Испании жена видит у него след от ранения на спине, это ранение настоящее – Георгий Юматов был ранен во время Великой Отечественной войны.

Как вы относитесь к поступку Маши, которая оставив сына, грудного младенца, бабушке, Любе Трофимовой, отправилась на фронт?

Женщины и война - эти понятия несовместимы. Вы с этим согласны?

Что было самым страшным для женщины на войне?

И в завершение нашей беседы хотелось провести слова Василия Ланового:

Какими качества должен обладать офицер?

Служение Отечеству – это долг? А в мирное для страны время?

Какими качествами,по- вашему, должен обладать офицер в наше время?

Подведение итогов.

2. Какие ценности мы считаем вечными, независимо от того, в какое время мы живём?

3. Как вы считаете, нужно ли проводить такие встречи, как сегодня?


Шаровары и любовь

Есть такая профессия.

Кинопробы


Олег Ефремов

В роли Вараввы режиссёр видел только Олега Ефремова. Но он не мог сниматься - уже был занят в другом проекте. После долгих поисков выбор остановили на актёре Театра им. Евг. Вахтангова Василии Лановом.


Николай Рыбников

Он пробовался на роль Трофимова. Всего же пробы проходили более 40 актёров. Среди них Александр Лазарев, Юрий Соломин, Станислав Любшин, Евгений Жариков, Анатолий Ромашин и многие другие.


Георгий Юматов


Алина Покровская

Сначала на роль Любы утвердили другую актрису, Елену Добронравову. Однако сразу же после начала съёмок отношения у режиссёра и Добронравовой, говорят, не заладились. Пригласили Алину Покровскую.

Благодаря фильму малыш нашёл маму

11-месячного малыша, который сыграл младенцев Ивана и Егора Трофимовых, нашли в детском доме. Володя Селиванов подошёл и по в­озрасту, и по внешности. Мама оставила его, потому что отец семейства был не готов к рождению ребёнка. Но, после того как женщина увидела Володю в кино, в ней проснулся материнский инстинкт - она забрала сына из детского дома. Тем более что её брак с горе-отцом распался.

По сценарию Иван Трофимов решил про­должить семейную ди­настию военных и стал десантником. Говоря­т, службу в ВДВ рекомендовал включить в фильм сам Василий Маргелов, основатель советских воздушно-десантных войск.

После просмот­ра фильма тысячи молодых людей захотели связать свою жизнь с армией, конкурс в военные вузы увеличился в несколько раз. А Лановой, сыгравший офицера, объехал 800 гарнизонов, и везде его встречали как своего.

Читайте также: