Прокуратура в японии доклад

Обновлено: 04.07.2024

В этой стране живет больше 100 млн человек, уголовный процесс предельно бюрократизирован и вертикально интегрирован, а уровень оправданий – менее 1%. Нет, это не Россия, а наш восточный сосед – Япония. В случае России похожие вводные позволяют исследователям говорить о наличии обвинительного уклона. Можно ли то же самое сказать про Японию?

Какая из двух версий ближе к истине? Скорее всего, вторая. Судя по всему, работа Джонсона довольно высоко оценивается в японском юридическом сообществе, ее комплементарно цитируют в своих работах японские исследователи, в том числе бывшие сотрудники министерства юстиции – например, Коичи Хамаи. Вообще, японские прокуроры явно не слишком похожи на образ вечно перерабатывающих слуг закона с ограниченными ресурсами.

Впрочем, даже у таких широких полномочий есть ограничения, и здесь важно упомянуть о разделении всех дел на две категории: мигара и дзайтаку. Первые сопровождаются задержанием подозреваемого и формализацией процесса. Вторые проходят без инициирования уголовного процесса и формальностей. В случае если прокурор выбирает стратегию мигара, то он обязан предъявить формальное обвинение в течение 23–25 суток, дальнейшее содержание под стражей должно быть санкционировано судом, который принимает решение на основании собранных доказательств. Примерно в 20% случаев полиция сама решается на задержание подозреваемого, в таком случае дело практически гарантированно будет развиваться по сценарию мигара. Это положение ставит прокурора в менее комфортные условия по сравнению с делами дзайтаку, в ходе которых он может месяцами собирать доказательную базу перед предъявлением формального обвинения. Таким образом, в категорию мигара попадают, как правило, наиболее тяжкие преступления и сложные дела, часто связанные с организованной преступностью. Именно количество раскрытых мигара определяет успех прокурорской карьеры.

Другое косвенное доказательство правильности подхода Джонсона заключается в том, что японская преступность сильно отличается от других развитых стран. В пику общемировому тренду послевоенная преступность там существенно росла (в особенности тяжкая и организованная), а к началу 60-х вдруг начала плавно вплоть до нынешнего момента падать, игнорируя общемировые всплески в 70–80-е.

Такое падение можно было бы объяснить манипуляциями со статистикой и прочими бюрократическими уловками, тем более что японские прокуроры фактически могут игнорировать преступления и закрывать дело по своему желанию, вплоть до того момента, пока оно не будет передано в суд, даже если имеются прямые свидетельства его совершения (иначе говоря, в Японии не действует обычный для многих юрисдикций принцип обязательного судебного преследования). В среднем из четверти миллиона тех, кто вообще находился под подозрением полиции, лишь половина оказывается фигурантами прокурорского расследования, которое, в свою очередь, отсеивает еще половину подозреваемых, прежде чем передать их дела в суд, где их почти гарантированно приговорят к тому или иному наказанию. Однако спад криминальной активности подтверждается регулярно проводимыми виктимологическими опросами. Фундаментальные причины такого нисходящего тренда в японской преступности, а в последние два с половиной десятилетия и в остальном развитом мире, остаются загадкой для криминологии. Тем не менее можно быть уверенными, что японские прокуроры не только не завалены работой, но и в некоторых районах страны вынуждены скучать от того, что не происходит ничего заслуживающего внимания – на одних магазинных кражах и душеспасительных беседах карьеры не построить.

Автор – младший научный сотрудник Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге

Ознакомление с юрисдикцией первичных судов Японии. Рассмотрение и характеристика системы органов прокуратуры. Изучение основных функций полиции: профилактических, оперативно-розыскных и следственных. Исследование полномочий верховного суда Японии.

Рубрика Государство и право
Вид доклад
Язык русский
Дата добавления 22.10.2016
Размер файла 16,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Судебные органы в Японии - это организационно-самостоятельная система. Министерство юстиции ими не руководит. В стране действует суды четырех уровней:

1. Верховный суд - это высшая судебная инстанция и высший орган управления судебной системой. Помимо разрешения уголовных и гражданских дел он рассматривает вопросы о конституционности любого закона, приказа, или какого-либо другого официального акта.

2. Высшие суды являются, главным образом аппеляционной инстанцией.

3. Местные суды. К их юрисдикции относятся все уголовные преступления за исключением тех, за которые предусмотрено наказание только в виде штрафа и ниже, а также дел взрослых преступников, относящихся к юрисдикции семейных судов.

4. Семейные суды рассматривают материалы на несовершеннолетних правонарушителей, разбирают семейные дела и осуществляют посредничество в примирительных комиссиях. В порядке уголовного судопроизводства рассматривают дела взрослых правонарушителей, нарушающих законодательство о несовершеннолетних.

Первичные суды. К их юрисдикции относятся:

а) преступления, за которые предусмотрен штраф, в виде альтернативного наказания;

б) преступления, за которые предусмотрено наказание в виде штрафа и ниже;

в) кражи, присвоения, укрывательство краденого, за что предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 3-х лет.

Система органов прокуратуры также строится по четырехуровневой схеме:

1. Генеральная прокуратура;

2. Высшие прокуратуры;

3. Местные прокуратуры;

4. Участковые прокуратуры.

Органы прокуратуры входят в систему министерства юстиции, но они не наделены правом руководства прокурорами в расследовании. Министр юстиции может давать указания по конкретным делам лишь генеральному прокурору, которые последний может опротестовать.

В Японии прокуратура - это единственный орган, наделенный правом возбуждения уголовного преследования. Прокуратура осуществляет руководство и надзор за следственной работой полиции и самостоятельно проводит расследование по наиболее серьезным делам (о коррупции, преступлениях корпорации, крупным политическим делам). В функции прокуратуры также входят поддержание обвинения в суде и осуществления надзора за исполнением приговора.

Это самостоятельное государственно-муниципальное ведомство, в котором имеют место сложное сочетание централизирующего (государственного) и децентрализирующего (префектурного) начал. Главное полицейское управление подчинено премьер-министру через государственную комиссию общественной безопасности, которая состоит из представителей различных социальных групп и призвана обеспечивать контроль за деятельностью полиции со стороны общества. Префектурные полиции относительно самостоятельны. Главное полицейское управление лишь координирует их деятельность.

На полицию возложены профилактические, оперативно-розыскные и следственные функции. Профилактикой преступности занимаются низовые звенья патрульно-постовой службы полиции в тесном контакте с населением. Низовые звенья - это полицейские будки (в городах) и полицейские посты (в сельской местности).

В полицейских будках работают посменно 3-4 полицейских, в полицейских постах - 1 полицейский. Помещение полицейских постов делятся на две части - служебную и жилую, где полицейский постоянно живет вместе со своей семьей. Престиж полиции среди японского населения очень высок.

В области контроля над преступностью активно действуют общественные формирования, работающие на добровольных началах. Это ассоциации предупреждения краж в многоквартирных домах; ассоциации предотвращения разбойных нападений на финансовые учреждения; ассоциации реабилитационной помощи правонарушителям; молодежные ассоциации "Старших братьев и сестер" и др. По крайней мере, каждый 300-ый житель Японии является членом какой-либо из этих ассоциаций, многие из которых объединены на общенациональном уровне.

После 2-ой мировой войны в Японии получили широкое развитие муниципальные институты. Иерархические система муниципалитетов строится в два звена: верхние образуют префектуры четырех категорий; нижние - города, поселки и местные общины. Всего в стране насчитывается 47 префектур.

В муниципалитетах местным законодательным органом является муниципальное собрание, возглавляемое председателем. Руководство исполнительной властью и представительство муниципалитетов осуществляет ее глава - губернатор (в префектуре) или мэр (в муниципалитетах низшего звена). Муниципальные собрания и главы муниципалитетов избираются на 4 года путем прямых выборов/

Верховный суд Японии находится на вершине судебной системы Японии. Существует с 1875 года, реформирован в 1947 году.

Суд заседает либо в Большой коллегии (пленарное заседание, все 15 судей) или в одной из Малых (по 5 судей). Только Большая коллегия имеет полномочия конституционного судаотменять любые законодательные нормы как противоречащие Конституции. На практике она пользуется этим правом (и вообще собирается) редко. К 2009 году, за 60 с лишним лет после реформирования, суд отменил как неконституционные лишь 8 актов. Суд избегает рассматривать политически острые вопросы.

Состоит из председателя и четырнадцати судей. Председатель назначается Императором по представлению Кабинета (ст. 6/2 Конституции), остальных судей назначает Кабинет (ст. 79 Конституции). Фактически, однако, Кабинет лишь утверждает кандидатуры, предлагаемые ему самим же Судом. суд япония прокуратура полиция

С 1960-х годов суд составляется следующим образом:

· шесть -- от нижестоящих судебных инстанций,

· четверо -- от адвокатов,

· четверо -- от бюрократии, включая прокуроров,

· один академический правовед.

Вакансиями по квоте от адвокатов занимается Японская федерация адвокатов, предоставляющая Верховному суду на выбор несколько кандидатов.

Обычно судьи занимают свой пост в возрасте примерно 60-70 лет (отставка в 70 лет требуется законом).

Здание находится в Токио, в центральном районе Тиёда (там же, где дворец Императора, Парламент и другие важные учреждения).

Японские суды делятся на Верховный суд Японии и суды низшей инстанции. Последние состоят из высших, районных, семейных и дисциплинарных судов. Верховный суд является высшим органом судебной власти в стране. Он обладает правом конституционного контроля и выступает судом последней инстанции, решения которого не подлежат обжалованию. Верховный суд формируется из председателя и 14 судей, которые номинируются Кабинетом министров и назначаются Императором. Судьи судов низшей инстанции назначаются Кабинетом министров.

Суды по гражданским делам рассматривают конфликты относительно финансов, недвижимости, торговых сделок, транспорта, выплаты компенсаций и т. д. Обычно гражданские дела проходят с участием адвокатов истца и ответчика. Если стороны не согласны с решением суда, он вправе применить силовые методы для выполнения своего решения.

Суды по уголовным делам рассматривают случаи, связанные с убийствами, грабежами, хулиганством и другими антисоциальными преступлениями. На стороне пострадавшего в роли обвинителя выступает прокурор, на стороне подозреваемого в роли защитника -- адвокат. Все подозреваемые имеют презумпцию невиновности, пока их вина не будет доказана в суде. В зависимости от результатов судебного процесса судья выносит соответствующий приговор [15] .

Как правило, все судебные заседания являются открытыми для общественности. Однако по единодушному решению судей, ведущих процесс, заседание может проходить за закрытыми дверями. Если сторона, участвовавшая в судебном процессе, была не удовлетворена решением суда, она может подавать апелляцию в вышестоящий, а после него -- в Верховный суд.

Подобные документы

Изучение истории форм правления и конституционного развития Японии. Определение статуса и полномочий главы государства в Японии. Порядок формирования и компетенция законодательной власти страны. Конституционно-правовые основы деятельности правительства.

курсовая работа [63,9 K], добавлен 10.01.2015

Общая характеристика Японии. Основы конституционного строя в Японии. Краткое описание содержания основных положений японской конституции. Глава государства в системе органов государственной власти. Обязанности исполнительных органов - Кабинета министров.

реферат [300,8 K], добавлен 01.11.2012

Гарантирование основных прав человека Конституцией Японии. Партийно-политическая система Японии: избирательное право и система. Высшие органы государственной власти. Органы местного самоуправления. Обязанности и прерогативы японского Парламента.

курсовая работа [48,9 K], добавлен 17.12.2014

Японский конституционализм представляет своеобразное явление правовой действительности. В Японии действует вторая по счёту конституция. Характеристика Конституции Японии. Центральные государственные органы. Судебная система. Местное самоуправление.

реферат [37,7 K], добавлен 01.07.2008

Особенности конституционного строя Японии. Высшие органы власти Японии: формирование, полномочия, структура. История исполнительной власти в Японии. Полномочия, права и обязанности Кабинета Министров страны как высшего органа исполнительной власти.

курсовая работа [62,8 K], добавлен 28.12.2015

Партийно-политическая система Японии и избирательное право. Высшие органы государственной власти и местного самоуправления. Функции императора в политической сфере. Основные обязанности и права Кабинета министров страны. Изучение полномочий парламента.

реферат [41,8 K], добавлен 20.04.2015

Характеристика особенностей законодательной власти, судебной системы, структуры исполнительных органов (кабинет министров, секретариат) Японии. Исследование современного состояния экономики, внешней политики и положения вооруженных сил государства.

Высшим органом исполнительной власти в стране является правительство Японии — Кабинет министров, полномочия кото­рого очень обширны. Местное управление осуществляют выбор­ные собрания. Главные должностные лица в префектурах — гу­бернаторы.

В Японии вся полнота судебной власти принадлежит Верхов­ному суду и судам низших инстанций. Современная судебная си­стема включает Верховный суд, высшие, территориальные, семей­ные и первичные суды.

Возглавляет японскую судебную систему Верховный суд, на­деленный самыми широкими полномочиями в качестве высшей судебной инстанции, высшего органа конституционного надзора и как орган руководства всеми нижестоящими судами. В Верхов­ный суд входят председатель и 14 членов суда. Верховный суд рассматривает на коллегиях (как правило, из 5 судей), в качестве последней инстанции жалобы на решения и приговоры нижестоя­щих судов по гражданским и уголовным делам. Конституционный контроль может осуществляться не только Верховным судом, но и нижестоящими судами.

К разбирательству Верховным судом принимаются лишь жало­бы по вопросам права, а не по оценке фактических обстоятельства дела. Верховный суд рассматривает в полном составе жалобы на неконституционность законодательных актов или административ­ных актов, а также дела, по которым возникает необходимость тол­ковать Конституцию или внести в нее изменения либо требуется изменить решения самого Верховного суда.

Высшие суды (их восемь, они расположены в крупнейших го­родах в разных частях страны) выступают, главным образом, в ка­честве судов апелляционной инстанции и рассматривают в колле­гиях из трех судей жалобы на решения и приговоры нижестоящих судов.

Важнейшим звеном судебной системы являются территори­альные судьи расположенные в каждой префектуре. В этих су­дах дела рассматриваются единолично судьей, либо коллегией из трех судей, если рассматриваются дела о преступлениях, за кото­рые предусмотрено наказание — лишение свободы сроком свыше одного года или большая сумма иска.

Семейные суды приравниваются к территориальным судам. Они разбирают споры семейно-брачного характера, а также дела о правонарушениях несовершеннолетних в возрасте до 20 лет. Если несовершеннолетним совершено серьезное преступление, то се­мейным судом проверяется обоснованность обвинения и переда­ется в территориальный суд.

Первичные суды — это самые низшие суды, где рассматривают­ся гражданские дела с небольшой суммой иска и уголовные дела о преступлениях, караемых наказанием не более трех лет лишения свободы. Судов присяжных в Японии нет.

Прокуратура в Японии входит в систему министерства юсти­ции и представляет собой централизованную организацию, воз­главляемую Генеральным прокурором. Структура прокуратуры приспособлена больше всего к судебной системе: имеются службы генеральной прокуратуры при Верховном суде, при высших, тер­риториальных, семейных и других судах.

Прокуроры ведут следствие по ограниченному кругу наиболее важных уголовных дел, наблюдают за дознанием и расследовани­ем, проводимым по всем остальным делам полицией, и за испол­нением уголовных наказаний. Они вправе возбуждать при необхо­димости уголовное преследование и по окончании расследования составляют обвинительное заключение, передают его в суд и под­держивают там обвинение. Прокуроры Японии обладают чрезвы­чайно широкими дискреционными полномочиями. По действую­щим правилам судопроизводства прокурор не обязан предъявлять обвиняемому и его защитнику все доказательства, имеющиеся в его распоряжении. Прокурор также не обязан знакомить со всеми материалами дела до судебного разбирательства и судью, которому он передает лишь обвинительное заключение без каких-либо дру­гих документов.

Полицейская система Японии основана на сети управлений, размещенных в каждой префектуре и имеющих широкие опера­тивные полномочия и подчиняется Национальному полицейскому управлению. Префектуральные управления обеспечивают несение патрульной службы, сохранение безопасности на дорогах, работу криминальной полиции и т. д.

Согласно Конституции защита обвиняемого по уголовному делу может осуществляться адвокатом. Он может быть выбран самостоятельно либо назначен государством, если у обвиняемого нет возможности оплачивать юридические услуги.

В гражданском процессе малоимущим также может оказывать­ся материальная помощь, но она сводится либо к отсрочке упла­ты судебных расходов, либо к назначению бесплатного адвоката Японской ассоциацией правовой помощи[68]1.



Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

  • English
  • 日本語
  • 简体字
  • 繁體字
  • Français
  • Español
  • العربية
  • Русский

Японский прокурор обладает исключительным правом возбуждать уголовное дело. В его силах решить, отложить возбуждение уголовного дела, или отказаться от возбуждения дела даже в том случае, если подтверждается факт совершения преступления. Строго блюдется независимость его профессиональных действий, не допускающая внешнего вмешательства, и он не обязан отчитываться о причинах решения возбуждать или не возбуждать уголовное дело, а также раскрывать свидетельства, на основании которых принимается решение об отказе от уголовного преследования.

Бывает, что прокурор, оценив различные обстоятельства, принимает решение отложить возбуждение уголовного дела, но даже если уголовное преследование возбуждено, в том случае, когда человек признает факт преступления, при условии, что это его первое преступление, человек в принципе может рассчитывать на вынесение условного приговора с отсрочкой исполнения. Поскольку это великое благо для подозреваемого, полностью согласившегося с выводами прокуратуры, в сравнении с другими передовыми странами в Японии высок процент признаний собственной вины.

Такое японское уголовное правосудие, хорошо сочетаясь с чертами национального характера японцев и общественным укладом, до сих пор в принципе вполне функционально и благополучно обеспечивает хорошую общественную безопасность.

Но если прокуратура допускает ошибку, и обвинения предъявлены невиновному, то добиться спасения через вердикт о невиновности в японском суде – задача исключительной трудности. В японской системе уголовного правосудия, где монополией на справедливость обладает прокуратура, заметно пренебрегают принципом презумпции невиновности.

Особый механизм расследования особых случаев.

В принципе, поимка и арест преступников в Японии – дело полиции, а роль прокурора на этапе следствия сводится к тому, чтобы при препровождении полицией раскрытого дела и преступника оценить законность следствия и весомость улик, принять решение о содержании либо отказе от содержания преступника под стражей и определить, возбуждать или не возбуждать уголовное преследование.

Таким образом, с момента начала уголовного преследования по особым делам прокуратура как организация прилагает все силы к тому, чтобы так или иначе добиться вынесения обвинительного судебного приговора. Поэтому вероятность признания невиновным по особому делу заметно ниже, чем по обычному, и даже в том случае, если суд первой инстанции выносит оправдательный приговор, в подавляющем большинстве дел суд следующей инстанции, который ближе к прокуратуре, отменяет первичное судебное решение, и в конечном итоге выносится приговор обвинительного характера.

Решение суда о невиновности Мураки: методы японской прокуратуры, доведенные до предела

Фотография к заголовку: Вынесение вердикта о невиновности по делу о фальсификации сертификатов, связанных с системой льготных почтовых услуг для инвалидов. Бывшая начальница одного из управлений Министерства здравоохранения, труда и социального обеспечения Мураки Ацуко (в середине) улыбается встречающим сотрудникам, прибыв к месту работы, 22 сентября 2010 г., Токио, здание Министерства здравоохранения, труда и социального обеспечения в районе Касумигасэки (© Jiji Press)

Статьи по теме

В этой стране живет больше 100 млн человек, уголовный процесс предельно бюрократизирован и вертикально интегрирован, а уровень оправданий – менее 1%. Нет, это не Россия, а наш восточный сосед – Япония. В случае России похожие вводные позволяют исследователям говорить о наличии обвинительного уклона. Можно ли то же самое сказать про Японию?

Какая из двух версий ближе к истине? Скорее всего, вторая. Судя по всему, работа Джонсона довольно высоко оценивается в японском юридическом сообществе, ее комплементарно цитируют в своих работах японские исследователи, в том числе бывшие сотрудники министерства юстиции – например, Коичи Хамаи. Вообще, японские прокуроры явно не слишком похожи на образ вечно перерабатывающих слуг закона с ограниченными ресурсами.

Оправдание приговорами

Впрочем, даже у таких широких полномочий есть ограничения, и здесь важно упомянуть о разделении всех дел на две категории: мигара и дзайтаку. Первые сопровождаются задержанием подозреваемого и формализацией процесса. Вторые проходят без инициирования уголовного процесса и формальностей. В случае если прокурор выбирает стратегию мигара, то он обязан предъявить формальное обвинение в течение 23–25 суток, дальнейшее содержание под стражей должно быть санкционировано судом, который принимает решение на основании собранных доказательств. Примерно в 20% случаев полиция сама решается на задержание подозреваемого, в таком случае дело практически гарантированно будет развиваться по сценарию мигара. Это положение ставит прокурора в менее комфортные условия по сравнению с делами дзайтаку, в ходе которых он может месяцами собирать доказательную базу перед предъявлением формального обвинения. Таким образом, в категорию мигара попадают, как правило, наиболее тяжкие преступления и сложные дела, часто связанные с организованной преступностью. Именно количество раскрытых мигара определяет успех прокурорской карьеры.

Другое косвенное доказательство правильности подхода Джонсона заключается в том, что японская преступность сильно отличается от других развитых стран. В пику общемировому тренду послевоенная преступность там существенно росла (в особенности тяжкая и организованная), а к началу 60-х вдруг начала плавно вплоть до нынешнего момента падать, игнорируя общемировые всплески в 70–80-е.

Такое падение можно было бы объяснить манипуляциями со статистикой и прочими бюрократическими уловками, тем более что японские прокуроры фактически могут игнорировать преступления и закрывать дело по своему желанию, вплоть до того момента, пока оно не будет передано в суд, даже если имеются прямые свидетельства его совершения (иначе говоря, в Японии не действует обычный для многих юрисдикций принцип обязательного судебного преследования). В среднем из четверти миллиона тех, кто вообще находился под подозрением полиции, лишь половина оказывается фигурантами прокурорского расследования, которое, в свою очередь, отсеивает еще половину подозреваемых, прежде чем передать их дела в суд, где их почти гарантированно приговорят к тому или иному наказанию. Однако спад криминальной активности подтверждается регулярно проводимыми виктимологическими опросами. Фундаментальные причины такого нисходящего тренда в японской преступности, а в последние два с половиной десятилетия и в остальном развитом мире, остаются загадкой для криминологии. Тем не менее можно быть уверенными, что японские прокуроры не только не завалены работой, но и в некоторых районах страны вынуждены скучать от того, что не происходит ничего заслуживающего внимания – на одних магазинных кражах и душеспасительных беседах карьеры не построить.

Автор – младший научный сотрудник Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге

Читайте также: