Направления подготовки бакалавров и магистров в сфере икт доклад

Обновлено: 07.07.2024

ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ И МАГИСТРОВ

В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Quality problems bachelor's and master in reforming education

Т. И. Кружкова, заместитель директора института экономики, финансов и менеджмента

Уральского государственного аграрного университета,

О. А. Рущицкая, кандидат экономических наук, доцент, директор института экономики,

финансов и менеджмента Уральского государственного аграрного университета (Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, 42) Рецензент: Н. Н. Семенова, кандидат ветеринарных наук, доцент УрГАУ Аннотация Статья посвящена проблемам современной образовательной системы в Российской Федерации.

Система образования рассматривается в историческом ключе (производится сравнение современной и советской систем, анализируются тенденции 1990-х гг., текущая ситуация) и в географическом аспекте (в сравнении с другими странами).

Выделены приоритетные задачи высшего профессионального образования, структурные компоненты устойчивого развития вуза. Анализируются проблемы единого государственного экзамена (ЕГЭ), новых государственных стандартов (ФГОС третьего поколения), балльно-рейтинговой системы, вхождения в Болонский процесс. Дальнейшее социально-политическое и экономическое развитие России невозможно без инноваций в системе высшего профессионального образования.

В ближайшие годы необходимо реформирование системы высшего профессионального образования, поскольку текущий разрыв между качеством обучения в вузах и требованиями работодателей к компетенциям выпускников не позволяет выпускникам российских вузов быть конкурентоспособными на мировом рынке труда.

Ключевые слова: качество образования, Болонский процесс, бакалавр, магистр, новый образовательный стандарт, рейтинговая система.

Summary The article is devoted to the problems of the modern educational system in the Russian Federation. The education system is seen in the historical aspect (comparison of modern and Soviet systems, analysis of the trends of the 1990s, of the current situation) and geographically (comparison with other countries).

Priorities for higher education and the structural components of sustainable development of the university are identified. The problems of the Unified State Examination (USE), the new state standards (GEF third generation), score-rating system, joining the Bologna process are analyzed. Further socio-political and economic development of Russia is impossible without innovation in the higher education system.

In the coming years it is necessary to reform the system of higher education, as the current gap between the quality of teaching in higher education institutions and employers' requirements for competence of graduates does not allow graduates of Russian universities to be competitive in the global labor market.

Keywords: quality education, Bologna process, bachelor, master, new educational standard, rating system.

В современных условиях процессы обновления, проявляющиеся на всех уровнях – глобальном, региональном, социальном, индивидуальном, коснулись всех сторон жизни общества, в том числе системы образования. Реформирование системы образования в России за последние 20 лет далеко не всегда приводило к позитивным результатам, поскольку традициям советской системы, утраченным в ходе преобразований, не было найдено достойной замены.

При этом следует отметить, что образовательная система в СССР наряду с недостатками имела и значительные преимущества по сравнению с западноевропейской:

– отсутствие частных высших и средних учебных заведений и платного образования в государственных вузах;

– достаточно высокий уровень подготовки в школах и техникумах;

– тесную связь технических вузов с производством;

– эффективность приема в высшие учебные заведения в результате проведения конкурсных экзаменов;

– социальную поддержку со стороны государства студенчества и молодых специалистов и др.

Эти положительные стороны высшего профессионального образования были незаслуженно забыты. В 1970–1980-е гг. в советском обществе специалисты с высшим образованием были очень востребованы. В государстве были созданы равные условия и возможности для получения высшего профессионального образования детьми разных социальных слоев.

В социальном составе студенчества основную роль стали играть выпускники школ, родители которых имели высшее образование, а на выбор вуза оказывала влияние профессия родителей. В 1990-е гг. наметилась тенденция к сокращению выпускников сельских школ в вузах, что негативно отразилось на уровне образования в сельской местности и усилило миграционные процессы среди молодежи. Постепенный рост среди студентов числа выпускников сельских школ начинается примерно к 2008 г.

Востребованность на рынке труда специалистов с высшим образованием привела к открытию большого количества негосударственных высших учебных заведений, филиалов и представительств государственных вузов. Рост числа подобных учебных заведений опережал развитие материально-технической базы. Недостаточное количество учебной литературы, методических разработок, отток высококвалифицированных преподавательских кадров из-за низкой заработной платы в другие сферы народного хозяйства – все это привело к снижению качества подготовки студентов в вузах, ослаблению научно-исследовательской деятельности высших учебных заведений.

Снижению качества учебной и воспитательной работы в вузах способствовало также сокращение бюджетных ассигнований на развитие системы образования. Согласно статистике, в России в XXI в. учится в вузе или техникуме каждый тридцатый житель, а в США – двадцатый. А в 1940 г. СССР занимала первое место в мире по количеству студентов высших учебных заведений и учащихся техникумов. В 1950-е гг. по показателю интеллектуального развития молодежи СССР делила с Канадой 2-3 место (1 место занимали США), а в начале XXI в. Россия опустилась на 67 место в мире [4: 41].

Таким образом, можно сделать вывод, что одними из приоритетных задач высшего профессионального образования в вопросе подготовки молодых кадров должны стать:

– повышение качества преподаваемых учебных дисциплин на основе разработки новых теорий, прежде всего экономических;

– усиление гуманизации образования;

– использование новых интерактивных методов обучения.

В настоящее время в нашей стране продолжается поиск образовательной системы нового типа, отвечающей современным потребностям общества. Наиболее конкурентоспособными сегодня являются выпускники высших учебных заведений, имеющих устойчивую мотивацию. Поэтому стратегическое развитие вуза должно быть направлено на то, чтобы обеспечить выпускнику понимание его места в обществе, содействовать реализации его творческого потенциала, удовлетворять материальные и духовные запросы личности. Реализация данной стратегии возможна при условии устойчивого развития высшего учебного заведения.

К структурным компонентам устойчивого развития вуза относятся:

– стратегическое планирование и его реализация;

– глубокий анализ основных направлений деятельности вуза;

– контроль степени достижения планируемого результата;

– оперативное корректирующее воздействие на текущие процессы.

В целях обеспечения устойчивого развития высшего учебного заведения необходимо:

1) активизировать деятельность научно-методической службы, последовательно решающей широкий спектр задач в системе высшего профессионального образования, приоритетными из которых являются:

– формирование и развитие системы качества подготовки студентов,

– увеличение числа профилей подготовки бакалавров и магистров,

– воспитание у студентов культуры профессиональной деятельности, духовности и нравственности;

2) совершенствовать педагогический потенциал коллектива, повышая материальную и моральную заинтересованность в результатах труда;

3) развивать материально-техническую базу вуза, позволяющую осуществлять информатизацию образовательного процесса, внедрять в процесс обучения студентов новые технологии.

Решение этих проблем и обеспечение устойчивого развития высшего учебного заведения невозможно без поддержки Министерства образования и науки РФ, развития регионального рынка труда, экономического подъема страны.

Однако в решении задач устойчивого развития высших учебных заведений, модернизации системы образования Россия не смогла сохранить свою самобытность, а пошла по пути заимствования некоторых, только с внешней стороны привлекательных сторон западноевропейской системы.

В целях уменьшения коррупции в стране в качестве вступительных экзаменов в вузы был введен единый государственный экзамен (ЕГЭ). Практика применения ЕГЭ показала, что попытки подкупа переместились из высших учебных заведений в школы, выпускники средних учебных заведений стали подгоняться под определенный стандарт, который требует хорошей памяти, а не развития мыслительных способностей учащихся. Это способствовало снижению качества подготовки выпускников школ и привело к тому, что большая часть студентов утратила способность активно участвовать в дискуссиях, научно-практических конференциях, так как не имеет собственного мнения и не умеет формулировать свои мысли. Не имея навыков творческого осмысления научной литературы, они способны только воспроизводить какой-либо материал, а не творить, не создавать что-то новое. Соответственно, введение ЕГЭ отрицательно отразилось на качестве обучения в вузах страны.

Реформирование системы образования в условиях глобализации, расширения культурных, экономических связей с ведущими странами мира вело к неизбежному вступлению России в Болонский процесс.

Однако новые государственные стандарты (ФГОС третьего поколения), обеспечившие переход высших учебных заведений на подготовку бакалавров и магистров, не привели к существенному изменению содержания и методов организации обучения студентов. По своей сути ФГОС третьего поколения определяют только новые сроки подготовки специалистов в соответствии с теми, что приняты в ряде стран мира и соответствуют требования Болонской конвенции. Переход на подготовку бакалавров и магистров, с одной стороны, создает более благоприятные условия для трудоустройства наших выпускников за рубежом, но с другой стороны, российские работодатели не готовы принимать на работу выпускников с квалификацией бакалавр и магистр. Кроме того, в период перехода на обучение студентов в высших учебных заведениях по новым образовательным стандартам в стране не была создана новая система переподготовки преподавательских кадров, работодатели не были заинтересованы в участии в образовательном процессе, не была решена проблема низкого уровня оснащенности компьютерной техникой многих государственных вузов.

Сегодня очевидно, что вхождение нашей страны в Болонский процесс без предварительной серьезной подготовки имеет ряд негативных последствий:

– незаинтересованность работодателей в подготовке бакалавров и магистров, что противоречит новым стандартам высшего образования, требующим активного их привлечения в качестве заказчиков и участников образовательного процесса;

– навязывание западноевропейских, американских ценностей, не связанных с имеющимся опытом российских преподавателей, менталитетом населения, ценностями российской системы образования дореволюционного и советского периодов.

Дальнейшее социально-политическое и экономическое развитие России невозможно без инноваций в системе высшего профессионального образования, так как образование в XXI в.

является одной из важнейших отраслей человеческой деятельности. Именно благодаря нему формируются человеческий потенциал, будущее страны. Вложения в человеческий капитал обеспечивают прогрессивное развитие общества. Поэтому ведущие страны мира постоянно увеличивают ассигнования в эту сферу. В среднем в развитых европейских странах, США, Японии и др. на развитие образования выделяется в бюджете 5–8 % валового национального продукта. В России этот показатель примерно в 2 раза ниже [2: 65].

Тем не менее, сохраняется разрыв между качеством обучения в вузах и требованиями работодателей к компетенциям выпускников. Это не позволяет выпускникам российских вузов быть конкурентоспособными на мировом рынке труда.

В вопросе повышения качества обучения в вузах положительную роль играет использование балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов. Внедрение рейтинговой системы должно учитывать специфику высшего учебного заведения, имеющийся опыт работы в данном направлении. Каждая кафедра должна принять активное участие в разработке документов, регламентирующих использование балльно-рейтинговой системы с учетом особенностей дисциплин, закрепленных за кафедрой. Необходимо разработать памятку для студентов по каждой дисциплине, в которой будут представлены баллы за работу на лекциях, семинарских, практических и лабораторных занятиях и выполнение различных контрольных заданий.

Использование данной системы позволит не только повысить качество обучения, но и усилить контроль над посещаемостью и успеваемостью студентов в течение каждого семестра.

Таким образом, в ближайшие годы реформирование системы высшего образования должно быть направлено:

1) на увеличение доли российского образования на мировом рынке труда;

2) на рост доходов вузов от обучения иностранных студентов;

3) на повышение заработной платы профессорско-преподавательского состава;

4) на расширение профилей целевой подготовки специалистов;

5) на увеличение доли НИР в структуре доходов вузов;

6) на повышение качества образования, в том числе и в результате внедрения и совершенствования рейтинговой системы оценки знаний студентов.

Решение этих задач будет способствовать инновационному развитию системы образования, повышению качества обучения в вузах и конкурентоспособности выпускников российских вузов.

1. Болонский процесс и национальная образовательная политика. М. : Культурная революция, 2009. 140 с.

2. Девятова С. В., Купцов В. И. Каким должно быть современное образование // Социально-гуманитарные знания. № 5.

3. Многополярный мир как глобальная альтернатива. Взгляд России. Доклады. Екатеринбург : УрГЮА, 2012. 289 с.

4. Ткаченко Е. В. Образование и наука. Будущее в ретроспективе : научно-методический сборник. Екатеринбург : УрО РАО, 2005. 434 с.

5. Шабуров А. С., Хрущева М. И., Хрущев К. В. [и др.]. Социальное государство: проблемы формирования и функционирования : монография. Екатеринбург : АМБ, 2011. 228 с.

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.


3. Ионова О.Н. Концептуальные основы формирования информационной компетентности взрослых в системе дополнительного образования // Дополнительное профессиональное образование. – 2006. – № 4. – С. 34–36.

5. Осипов В.В., Бугаева Т.П. Интегративный подход в формировании компетенций в образовательном процессе // Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 1. – С. 140–144.

6. Осипова С.И. Компетентностный подход в реализации инженерного образования // Педагогика. – 2016. – № 6. – С. 53–59.

7. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. – М.: Школа-Пресс, 1994. – 205 с.

8. Стариков С.А. Информационная компетентность студентов Вуза: понятие и пути формирования // Научные исследования в образовании. – 2006. – № 6. – С. 119–121.

Информатизация всех сторон жизнедеятельности общества и, в частности, образования усиливает значимость формирования информационной компетентности обучающегося на всех уровнях образования.

- при выполнении литературного и патентного поиска, подготовке технических отчетов, информационных обзоров, публикаций;

- при изучении научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования.

Для задач организационно-управленческой деятельности информационная компетентность специалиста необходима для организации информационного обеспечения производства, труда и управления, составление необходимой технической и нормативной документации.

В проектно-аналитической деятельности бакалавра востребованы компетенции:

- ПК-8 – способность использовать информационные средства и технологии при решении задач, возникающих в ходе профессиональной деятельности;

- ПК-9 – готовность проводить расчеты и делать выводы при решении инженерных задач. Несомненно, что расчеты осуществляются с использование специальных пакетов.

Для задач проектно-технологической деятельности информационная компетентность бакалавра востребована при сборе информации для технико-экономического обоснования модернизации и реконструкции необходимого оборудования, а так же при использовании стандартных и специальных программных средств при проектировании (ПК-15).

Решение названной проблемы повышения уровня сформированности информационной компетентности возможно через модернизацию образовательного процесса на уровне бакалавриата или развитие информационной компетентности в условиях магистратуры. В данной статье обсуждается второй путь.

Раскрывая родовое понятие компетентности, будем определять её как деятельностную, динамическую, личностную характеристику (присвоенную компетенцию), которая проявляется в деятельности и обеспечивает уровень ее продуктивности [6].

Информационная компетентность как родовидовое понятие обладает всеми свойствами родового понятия, главным из которых является обеспечение продуктивности деятельности в ее определенной сфере, и конкретизирует эту сферу и задачи субъекта деятельности в ней.

Анализ научно-педагогической литературы показывает, что в настоящее время не сложилось четкое понимание информационной компетентности. В частности, С.А. Стариков, рассматривая понятие информационной компетентности студентов и пути её формирования, определяет информационную компетентность студента как совокупность знаний и умений качественно работать с информацией на базе ИКТ [8].

Автор выделяет ряд важных характеристик информационной компетентности: во-первых, отмечая интегративный характер информационной компетентности в качестве ее структурного компонента, ученый рассматривает системные знания и умения. Во-вторых, способы деятельности, сформированные на основе приобретенного ранее опыта в сфере ИКТ и позволяющие решать нестандартные задачи, а также задачи в условиях неопределенности с использованием ИК, включаются в деятельностный компонент рассматриваемой компетентности. В-третьих, важным, с нашей точки зрения, в рамках рассматриваемой в статье проблемы является отмечаемая О.Н. Ионовой способность к развитию информационной компетентности. Это не только определяет динамический характер информационной компетентности, но и её способность удовлетворять требованиям научности, адаптируясь в своем развитии под новый уровень развития ИКТ и соответствующих технических средств. К выделенным компонентам информационной компетентности как интегративной личностной характеристики субъекта деятельности необходимо добавить мотивационно-ценностный и рефлексивно-оценочный компоненты, непосредственно раскрывающие её деятельностный и динамический характер.

Мотивационно-ценностная компонента информационной компетентности определяет ценностное отношение к информации в целом и запускает деятельность по отбору, переработке, трансформации её, в том числе и по генерированию новой информации для решения нестандартных задач.

Рефлексивно-оценочный компонент информационной компетентности позволяет осознать субъекту информационной деятельности её продуктивные способы, закрепить их в дальнейшем развитии.

Определившись с сущностью и структурой информационной компетентности бакалавра, перейдем к проблеме её развития при переходе от бакалавриата к магистратуре.

Анализ дисциплин информационного блока учебного плана технико-технологического направления подготовки бакалавров показывает ряд проблем в организации образовательного процесса, ориентированного на формирование информационной компетентности.

Организационная проблема состоит в сосредоточенности обучения информационным технологиям в одной-двух дисциплинах профессиональной подготовки, как правило, в первых семестрах, что не позволяет выйти на должный уровень сформированности информационной компетентности.

Задачам развития информационной компетентности бакалавров в условиях магистерской подготовки отвечают программы подготовки магистров по прикладной информатике, ориентированные на сферу будущей деятельности выпускника магистратуры.

Сохранение конкурентоспособности металлургического предприятия зависит в определенном смысле от использования передовых информационных технологий. Сравнение задач, решаемых в рамках обучения бакалавров и задач, стоящих перед металлургическим предприятием, показывает их существенное различие. Дисциплины информационного цикла в учебном процессе профессиональной подготовки бакалавров ориентируются на обеспечение потребностей в использовании информационных технологий дисциплин учебного плана, которые в малой степени схожи с задачами реальной производственной деятельности. Развитие информационной компетентности магистра ориентируется на его профессиональную сферу и предстоящую деятельность.

При подготовке магистров к проектной деятельности значимыми являются общепрофессиональные и профессиональные компетенции. Ниже представлено соотношение формирующихся компетенций и соответствующих им дисциплин:

Информационная компетентность бакалавра, обеспечивающая продуктивность проектной деятельности, интегрирует в себя профессиональные компетенции:

Опираясь на технологию обратного дизайна (Baskword Design), определяющего процесс проектирования профессиональной подготовки через реализацию этапов: целеполагание в соответствии с формируемыми компетенциями; выбор и обоснование диагностического аппарата измерения результатов обучения; определение содержания образования, а также технологии реализации обоснованно выбранного содержания для формирования компетенций [1].

Выбор и обоснование диагностического аппарата для определения уровня сформированности информационной компетентности магистранта для осуществления проектной деятельности сопряжены с разработкой фонда оценочных средств (ФОС). ФОС по определению представляет собой документы и материалы, входящие в состав ОПОП, предназначенные для установления факта соответствия (или несоответствия) степени и качества подготовки обучающихся запланированным результатам обучения и результатам освоения ОПОП и включает в себя традиционные средства (опрос, тесты, контрольные работы) для оценки сформированности знаниевой компоненты компетентности и средства, позволяющие оценивать операционально-деятельностную компоненту компетентности (комплексные задания в виде case stady).

Формирование и развитие компетентности предполагает мониторинг этого процесса с помощью специального диагностического инструментария. Учитывая, что информационная компетентность является деятельностной личностной характеристикой субъекта, её формирование и оценку этого процесса целесообразно осуществлять в деятельностной форме.

С точки зрения авторов этой статьи, для диагностики информационной компетентности целесообразно использовать кейсовые задания, связанные с решением информационных задач в разных образовательных областях по ходу процесса профессиональной подготовки.

Аннотация: В данной лекции приведена общая характеристика направления подготовки "Бизнес-информатика", а также рассмотрены основные виды письменных работ, предусмотренных в образовательных программах по направлению подготовки "Бизнес-информатика": рефераты, курсовые и выпускные квалификационные работы.

1.1 Общая характеристика направления подготовки "Бизнес-информатика"

Приложения к курсу Вы можете скачать здесь.

Сегодня индустрия информационных технологий является одним из ключевых факторов успешного ведения современного бизнеса и функционирования госструктур. ИТ используются для поддержки как управленческой, так и основной деятельности предприятий и организаций.

Для разработки и внедрения методологических, технологических и технических ИТ -решений, отвечающих потребностям предприятий и организаций и направленных на достижение поставленных бизнес-целей, нужны специалисты, обладающие комплексными знаниями в области информатики, информационных технологий , экономики и менеджмента.

Подготовка таких специалистов ведется во многих странах мира в рамках направления подготовки "Бизнес-информатика" (business informatics : в Австрии, Бельгии, Болгарии, Великобритании, Ирландии, Италии, Канаде и др., а также направления Wirtschaftsinformatik в Германии, Швейцарии.

Бизнес-информатика - уникальное направление подготовки специалистов. В процессе обучения используется междисциплинарный подход, в котором основными областями учебных дисциплин являются информатика , информационные технологии , экономика и менеджмент . Приобретенные компетенции позволяют выпускникам данного направления успешно решать задачи в области проектирования архитектуры предприятия, разработки, внедрения, сопровождения и развития ИТ -решений для поддержки различных бизнес-процессов предприятий и организаций.

В официальном перечне Министерства образования и науки РФ направление подготовки "Бизнес-информатика" относится к группе направлений "Экономика и управление" и имеет классификационный номер 080500. Подготовку специалистов регламентируют следующие документы федерального уровня:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080500 Бизнес-информатика (квалификация (степень) "Бакалавр" ), утвержденный приказом №27 Министерства образования и науки Российской Федерации 14 января 2010 г.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080500 Бизнес-информатика (квалификация (степень) "Магистр" ), утвержденный приказом № 742 Министерства образования и науки Российской Федерации 21 декабря 2009 г.
  • Федеральный закон от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (ред. от 03.12.2011).
  • Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 "Об образовании" (ред. от 12.11.2012).
  • Федеральный закон от 24 октября 2007 № 232-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления уровней высшего профессионального образования" (ред. от 10.11.2009).
  • Приказ Минобразования России от 22 марта 2006 г. №6 "Об образовательной программе высшего профессионального образования специализированной подготовки магистров ".
  • Приказ Минобразования России от 22 февраля 2005 года №40 "О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации".
  • Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. №71.
  • Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, утвержденное приказом Министерства образования Российской Федерации от 25.03.2003 № 1155.

В соответствии с Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" 2 Ст.5, глава 2 Федерального закона от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" ряд вузов имеет право на разработку собственных образовательных стандартов и требований. К их числу относятся университеты, в отношении которых установлена категория "национальный исследовательский университет". Так, в НИУ ВШЭ по направлению подготовки "Бизнес-информатика" подготовлены и действуют следующие образовательные стандарты :

  • Образовательный стандарт государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования "Государственный университет - Высшая школа экономики" по направлению подготовки 080500.62 "Бизнес-информатика" (уровень подготовки бакалавр ), утвержден решением Ученого Совета НИУ-ВШЭ, протокол от 29.06.2012 № 38.
  • Образовательный стандарт государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования "Государственный университет - Высшая школа экономики" по направлению подготовки 080500.68 "Бизнес-информатика" (уровень подготовки магистр ), утвержден решением Ученого Совета НИУ-ВШЭ, протокол от 24.06.2011 г. № 26.

Учебный процесс по направлению подготовки "Бизнес-информатика" построен по модели двухуровневого образования, что соответствует принципам Болонского процесса:

  • первая ступень высшего образования (4 года), квалификация - бакалавр бизнес-информатики ;
  • вторая ступень высшего образования (2 года), квалификация - магистр бизнес-информатики .

Возможности профессиональной деятельности выпускников разнообразны. Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования для бакалавра и магистра бизнес-информатики областями профессиональной деятельности являются:

  • проектирование архитектуры предприятия;
  • стратегическое планирование развития ИС и ИКТ управления предприятием;
  • организация процессов жизненного цикла ИС и ИКТ управления предприятием;
  • аналитическая поддержка процессов принятия решений для управления предприятием.

К видам возможной профессиональной деятельности относятся:

  • аналитическая;
  • организационно-управленческая;
  • проектная;
  • научно-исследовательская;
  • консалтинговая;
  • инновационно-предпринимательская;
  • педагогическая (соответствует компетенциям магистров ).

При этом выполняемые бакалавром и магистром профессиональные задачи различаются.

Бакалавр выполняет поставленные перед ним профессиональные задачи с помощью применения известных методик и типовых подходов, закрепленных в стандартах или практиках компаний.

Деятельность выпускника магистратуры отличает высокая доля самостоятельной работы и исследовательский характер. Для решения поставленных перед ним профессиональных задач часто требуется усовершенствование, модификация, развитие применяемых методов и методологий либо разработка новых подходов. К магистрам предъявляются более высокие требования в области научно-исследовательской, проектной и организационно-управленческой деятельности.

Различия в профессиональных задачах, выполняемых бакалавром и магистром , определяют разные модели компетенций для каждой ступени высшего образования, закрепленные в образовательных стандартах .

В образовательных программах по направлению подготовки "Бизнес-информатика" на каждом уровне обучения предусмотрено выполнение различных видов письменных работ , которые позволяют развивать и апробировать сформированные компетенции. К их числу относятся рефераты , курсовые и выпускные квалификационные работы (рис. 1.1).

Приведенные виды письменных работ носят исследовательский характер. Нормативными документами, определяющими их подготовку и защиту, являются положения и методические рекомендации по подготовке и защите рефератов , курсовых и выпускных квалификационных работ , которые разрабатываются вузами на основе документов федерального уровня, регламентирующих в целом процесс обучения специалистов по направлению подготовки "Бизнес-информатика" (общий перечень документов приведен выше).

Указанные документы устанавливают требования, предъявляемые к выполняемым в учебном процессе письменным работам .

Основные виды письменных работ

Все требования, предъявляемые к рефератам , курсовым и выпускным квалификационным работам , можно разделить на требования: к выполнению, структуре работы, содержанию, объему, оформлению, проверке текста на плагиат, рецензированию (рис. 1.2).

Классификация требований к письменным работам

Детальное описание требований, входящих в ту или иную группу, приведено в следующих разделах настоящей главы отдельно для каждого вида работ .

В Республике Татарстан (РТ) большое внимание уделяется развитию информационных систем и инфокоммуникационных технологий (ИС и ИКТ) во всех сферах деятельности, включая реальный сектор экономики, здравоохранение, образование, науку, культуру и искусство. Создание информационных систем и инфокоммуникационных технологий в реальном секторе экономики является важнейшим направлением в системе мер по подготовке отечественных предприятий к вступлению в ВТО, нацеленным на повышение конкурентоспособности производимой ими продукции. Большая работа в РТ проводится также и по внедрению информационных систем и инфокоммуникационных технологий в сферу государственного управления. Реализация таких проектов направлена на обеспечение информационной открытости государственной власти, повышение эффективности взаимодействия государственных структур управления, бизнеса и общества, создание максимально комфортных условий предоставления широкого спектра услуг для населения РТ.

В настоящее время в РТ развернута большая работа по созданию IT- технопарка, в котором будут обеспечены все необходимые условия для объединения усилий предприятий отрасли информационных технологий, научных организаций и высших учебных заведений. Это позволит повысить качество проводимых работ и сократить сроки разработки прогрессивных проектов и технологий в различных отраслях и сферах деятельности, которые в дальнейшем смогут быть внедрены и использованы не только в РТ, но и в различных субъектах Российской Федерации.

Современный бизнес и сфера информационного управления остро нуждаются в специалистах, способных отслеживать тенденции и перспективы развития ИС и ИКТ, определять политику предприятий и организаций в области ИС и ИКТ, обеспечивать разработку совместных планов стратегического и ИКТ-развития предприятия, создавать информационные модели бизнес-процессов, определять состав и функции информационных систем, выбирать наиболее эффективные информационные технологии, принимать обоснованные решения по поводу интеграции различных информационных систем. Успешное решение этой проблемы во многом определяется кадровым обеспечением развития ИС и ИКТ. Между тем, в настоящее время в РТ, как и в других регионах Российской Федерации, ощущается острейший дефицит квалифицированных кадров, способных эффективно заниматься организацией сложных информационных систем в бизнесе и государственном управлении и работать в качестве организаторов управления корпоративными информационными системами, а также менеджеров проектов, организаторов инновационного бизнеса в сфере ИТ, системных аналитиков, ИТ-консультантов, проектировщиков и внедренцев сложных информационных систем. В этих условиях на первый план выходит проблема подготовки высококвалифицированных кадров в сфере ИС и ИКТ, которые должны иметь хорошую подготовку в области стратегического и оперативного управления предприятием, внутрифирменного планирования, анализа деятельности предприятия и при этом на высоком профессиональном уровне владеть различными методами моделирования бизнес-процессов, проектирования ИС и управления ИКТ проектами и т.д. Без решения этой проблемы успешное развитие информационно-коммуникационного сектора экономики страны на федеральном и региональном уровнях не представляется возможным. Совокупность требований, предъявляемых к уровню знаний специалиста по ИС и ИКТ, предопределяет реализацию комплексного подхода, предполагающего углубленную подготовку специалистов как в области экономики и менеджмента, так и в области математики и информатики. Подготовка таких специалистов для РТ и других регионов Приволжского федерального округа с 2007 года организована в Казанском государственном университете на базе объединения усилий института управления и территориального развития и института вычислительной математики и информационных технологий, кадровый потенциал и материально-техническое обеспечение которых соответствуют предъявляемым к их подготовке требованиям.

Читайте также: