Речевой этикет школьника доклад

Обновлено: 18.05.2024

Главной целью изучения начального курса родного языка является всестороннее развитие младших школьников, повышение культуры их речи и общения. Проблемы, связанные с развитием культуры общения, приобретают в наше время не только образовательное, но и социальное значение.

Среди понятий, связанных с развитием речи, которые должны усвоить дети, значительное место занимает система языковых средств, названная речевым этикетом. «Речевой этикет - это система устойчивых формул общения, предназначенных обществом для установления речевого контакта

В узком смысле слова речевой этикет составляет функционально-семантическое поле единиц доброжелательного, вежливого общения в ситуациях обращения и привлечения внимания, знакомства, приветствия, прощания, извинения, благодарности, поздравления, пожелания, просьбы, приглашения, совета, предложения, согласия, отказа, одобрения, комплимента, сочувствия и тому подобное.

Становление речевого этикета как лингвистической категории требует

разработки методики его изучения в школьной практике. Действующая программа изучения русского языка рекомендует для усвоения младшими школьниками ряда основных норм речевого этикета. Однако опыт показывает, что учебники недостаточно обеспечивают учителей и учеников материалом,

необходимым для формирования у детей определенного программой круга знаний умений и навыков. Самым большим недостатком школьных пособий, на наш взгляд, является бессистемность представленных в них упражнений для уроков, на которых изучается речевой этикет, несоответствие их содержания этапам процесса формирования лингвистических понятий у младших школьников, недостаточное количество задач, направленных на практическое усвоение детьми слов вежливости.

использованию различных формул речевого этикета, знаний о принятых в современном обществе правилах слушания, роли тех, кто говорит, и тех, кто слушает. Поэтому становится очевидной необходимость создания методических рекомендаций, которые помогли бы студентам в овладении методикой формирования речевой культуры младших школьников, пригодились учителям начальных классов, работникам дошкольных учреждений.

Историко-генетический анализ, проведенный ранее, позволил определить тенденции о развитии представлений о речевой культуре как об личностном свойстве человека, об усилении эстетического аспекта в речевой поведении, о взаимосвязи и взаимообусловленности речевой культуры отдельной личности и культурно-речевого пространства социума.

Речевая культура - интегральное личностное образование, отражающее способность человека использовать знаковую (языковую и невербальную) систему с целью установления общекультурной коммуникации. Речевую культуру младших школьников можно рассматривать как:

- систему ценностей-регуляторов речевого поведения;

- как способ, инструмент культурно-познавательной деятельности;

-как концентрированное выражение личности ребенка (самоутверждение, самовыражение).

Речевая культура - это часть общей культуры личности, в которой отражена речевая компетенция-основа нравственной и эстетической культуры человека. Речевая культура - узел, в котором сплетены многочисленные личностно-психические процессы: речь, мышление, воображение, восприятие, воля. Универсальность речевой культуры и проявляется в том, что она отражает различные психические системы человека.

1) Владение речевым этикетом (знание формул речевого этикета, владение навыками переключения языкового кода при условии того или иного ролевого речевого поведения, контекстуальных особенностей общения, уместности речи (стилевая, контекстуальная, ситуационная, личностно-психологическая).

3) Гуманистическая направленность речевого поведения (толерантность, уважение к мнению другого). Критерии носят прогностический характер, выступают основой для диагностики и коррекции сформированности речевой культуры. Все исследователи проблем речевой культуры человека подчеркивают ритуализированный характер использования достаточно большого количества речевых единиц, которые, прежде всего, отражают социальную информацию.

Особенностью правил речевой культуры является то, что мы их почти не замечаем, поскольку нам они привычны. Заметным становится как раз нарушение этих правил. Поэтому абсолютно понятно, что большинство исследователей в структуру речевой культуры включают языковой (речевой) этикет (Т. Ладыженская, В. Костомаров, Н. Формановская, Л. Маркова, Н. Богуславская, Н. Купина, Я. Радевич-Винницкий, М. Стельмахович, Е. Чак и др.).

Речевой этикет - это применение речевого этикета в конкретных актах общения [20, с. 8]. Речевой этикет - это система устойчивых форм общения, определенная обществом для речевого контакта собеседников, взаимным отношениям в официальной и неофициальной обстановке. Речевой этикет - это выбор высказывания именно для данной ситуации и для данного партнера, это система устойчивых выражений, применяемых в ситуациях установления и поддержания контакта.

Основой речевого этикета является утверждение корректности и доброжелательных отношений между людьми. Основные требования речевого этикета основываются на этнокультурных традициях коммуникативной практики того или иного народа, направленные на соблюдение правил национально-специфического речевого поведения, имеющие регулятивный характер, отличаются устойчивостью использования [37, с. 20].

В начальной школе сущность речевой культуры общения осуществляется в процессе изучения всех разделов языкового курса путем обогащения, уточнения и активизации словарного запаса школьников, формирование умения правильно подчеркивать слова во время произношения, сочетать их друг с другом, соблюдать нормативы грамматических форм, уместно употреблять выразительные средства языка, формулы речевого этикета, критерии сформированности речевой культуры младших школьников.

К вопросу о формировании речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста Необходимо заметить что, воспитание подрастающего ребенка, как развитой личности является одной из самых важных задач в сегодняшнее время.

Теоретические и методические основы организации различных видов деятельности детей раннего и дошкольного возраста Теоретические и методические основы организации различных видов деятельности детей раннего и дошкольного возраста Выполнила Бабарико.

Теоретические основы формирования представлений о безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) актуализирует проблему формирования представлений.

Теоретические основы коммуникативных универсальных учебных действий старших дошкольников с общим недоразвитием речи В ситуации модернизации системы образования в Российской Федерации изменилась основная задача, возлагаемая на современную школу, которая.

Теоретические основы педагогического проектирования дошкольников Педагогическое проектирование – это деятельность субъекта либо субъектов образования, направленная на конструирование моделей преобразования.

Теоретические основы развития наблюдательности у учащихся начальных классов Теоретические основы развития наблюдательности у учащихся начальных классов. В настоящее время актуальным становиться обучение, связанное.

Теоретические основы сенсорного воспитания детей Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах,.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Формирование речевого этикета у школьников

30.10.2018. Подготовила: Вартанова С.А.

Актуальность данной проблемы обусловлена сложившейся в настоящее время социально-экономической и культурной ситуацией, характеризующейся острыми конфликтами на почве духовного и нравственного кризиса общества, связанного с утратой культурных способов регулирования взаимоотношений личностном уровне.

Общество нуждается в образованной, воспитанной личности. Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и чутье родного языка, умение пользоваться языковыми выразительными средствами – надежная гарантия личностного успеха.

Важнейшее средство общения людей - речь. О людях судят по тому, что и как они говорят, как доносят до окружающих свои мысли, чувства, впечатления, знания. Речевой этикет является словесным выражением уважительного отношения друг к другу. Он помогает обозначить свою позицию в споре, не задевая самолюбие оппонента, и воздействует на самочувствие людей, предотвращая негативные переживания.

Речевой этикет - это совокупность правил, опирающихся на речевые средства проявления уважения к людям.

Детский речевой этикет можно рассматривать как процесс овладения ребенком этических норм речевого общения. В данном процессе важно не только дать понятие этикета, а привить и развить у ребенка хорошие привычки, манеры, культуру речевого общения.

Становясь более самостоятельными, дети дошкольного возраста выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей. Особенно со сверстниками. Расширение круга общение требует от ребёнка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребёнка.

Развитие речи идёт в нескольких направлениях: совершенствуется её практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становиться основой перестройки психических процессов, орудием мышления. При определённых условиях воспитания ребёнок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать её строение, что имеет важное значение для последующего овладения грамотой.

На протяжении дошкольного периода продолжает расти словарный запас ребёнка. По сравнению с ранним детством словарь ребёнка - дошкольника увеличивается, как правило, в три раза, а у иных детей и в пять раз. При этом рост словарного запаса непосредственно зависит от условий жизни и воспитания; индивидуальные особенности здесь наиболее заметны, чем в любой другой области психического развития.

Причём немаловажное значение имеют специфические формулы этикета. Например, если ребёнок в 7 лет реагирует на вопрос своей знакомой девочки: Что тебе подарить на день рождения? Отвечает ей: Самый большой подарок для меня - если ты придёшь! Это говорит о том, что у этого мальчика есть врождённый вкус к слову, выражающему его самое заветное желание.

Усвоение языка определяется активностью самого ребёнка по отношению к языку. Эта активность проявляется при словообразовании и словоизменении. Именно в дошкольном возрасте обнаруживается чуткость к языковым явлениям.

Наряду с ориентировкой на смысл слов, на обозначаемую словами действительность дошкольники обнаруживают большой интерес к звуковой форме слова независимо от его значения. Они с увлечением упражняются в сочинении рифм. Чрезвычайная активность ребёнка по отношению к языку лишь выливается в стихотворную форму, это далеко ещё не поэтическое творчество.

Развитие речевого этикета основывается на особенностях развития речи дошкольников. Если в 3 – 4 года он усваивает, что к воспитателю и другим чужим взрослым следует обращаться по имени и отчеству, то затем следует усвоение и основные формы этикета – приветствия, просьбы, благодарности, прощения, и так далее. Очень важно, чтобы ребёнок постоянно слышал такие формы общения от взрослых, то есть от своих родителей.

Формы вежливого обращения в семье автоматически усваиваются ребёнком в дошкольном возрасте. Это и составляет основу формирования речевого этикета.

Соблюдение речевого этикета помогает детям строить свое общение со сверстниками и взрослыми людьми. Соблюдение речевого этикета способствует развитию доброжелательных отношений с людьми, поскольку с его помощью можно не только выразить уважение к людям, но и проявить различные чувства (радость, недовольство, обиду), высказать желание, отстоять своё мнение, никого при этом не обидев.

Следует обращать внимание на то, как дети обращаются друг к другу (по именам, фамилиям или используют прозвища), как приветствуют друг друга и старших при встрече. Поощрение хороших поступков детей добрым словом, не только усиливает их уверенность в правильности выполнения правила, но и является примером соблюдения речевого этикета. Таким образом у детей воспитывается потребность в словах, способствующих установлению хороших отношений между людьми.

Участие родителей в обучении детей правилам речевого этикета базируется на широких возможностях, поскольку все общение родителя с ребенком основано на соблюдении речевого этикета.

Для эффективного использования выше указанных рекомендаций в воспитательный процесс можно включить следующее:

Ценность беседы заключается в том, что взрослый учит ребёнка логически мыслить, помогает думать, поднимает от конкретного способа мышления на более высокую ступень простейшего абстрагирования. В беседе ребёнок должен припоминать, анализировать, сравнивать, высказывать суждения и делать умозаключения, выводы. В беседе вместе с мышлением развивается речь. Формируются диалогические и монологические формы разговорной речи: умения слушать и понимать собеседника, ясно выражать свои мысли в слове. Обучение детей умению вести разговор, участвовать в беседе всегда сочетается с воспитание навыков культуры поведения: ребёнок должен научиться внимательно слушать того, кто говорит, не перебивать собеседника. В беседе воспитываются сдержанность, вежливость и в целом культура речевого общения.

4. Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Вопрос о заучивании детьми стихотворений должен быть связан с развитием эстетического восприятия поэзии, художественного слова.

5. Сюжетно-ролевые игры – с помощью таких игр дети учатся правильно общаться, правильно вести себя, так как в сюжетно-ролевой игре могут быть различные жизненные ситуации.

Детей следует знакомить с основными правилами речевого этикета с раннего детства. Для начала, детей можно познакомить со следующими правилами:

- Будь добрым и вежливым со сверстниками и взрослыми.

- Ни в коем случае не перебивай.

Этикет является достоянием и показателем культуры, основой воспитанного человека, помогающей понимать, как необходимо вести себя в жизненных ситуациях современного общества, находить общий язык с другими людьми.

– развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками;

– владение речью как средством общения и культуры.

В связи с этим, проблема воспитания речевого этикета у детей является чрезвычайно актуальной.

Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения (в виде проявлений вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыков оказания помощи, приветливых форм общения и т.п.), нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека, и в доступной форме раскрывать их. Необходимым условием для всестороннего развития ребенка является наличие детского общества, в котором формируются черты нового человека: коллективизм, сотрудничество, дружба, взаимопомощь, сдержанность, навыки общественного поведения со сверстниками, ребенок научится трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Ребенок воспитывается в жизненных ситуациях, которые возникают в результате общения детей.

Требования к речи ученика.

1. Чёткая дикция и правильное произнесение слова;

2. Выразительность речи, в которой присутствуют интонационное и темповое разнообразие, а также разная степень громкости;

3. Большой словарный запас и употребление слов соответственно их значениям;

4. Отсутствие слов, нежелательных в общении (слова-паразиты, грубость, мат и т. п.);

5. Употребление в речи многосложных предложений;

6. Умение вести диалог, т.е. задавать собеседнику вопросы и отвечать на вопросы;

7. Умение пересказывать текст, а так же составлять собственные рассказы;

8. Умение доказательно обосновывать свои утверждения.

Таким образом, особенностями развития речевого этикета являются: стремление к подражанию старшим; совершенствование практического употребления речи в общении с другими людьми; рост словарного запаса ребёнка; активность самого ребёнка по отношению к языку.

https://pp.userapi.com/c851216/v851216941/e8384/LHZI2OC29go.jpg

Хорошие манеры – это отличительная черта умных людей. Но какие манеры хорошие, а какие плохие? Речевой этикет рассказывает о хороших манерах в речи, которые помогут уверенно общаться с людьми.

Речевой этикет – это советы по уважительному общению с другими людьми. Именно он рассказывает, как правильно общаться со старшими, коллегами, как отвечать на неловкие вопросы. Все правила сводятся к формулам речевого этикета.

Правила общения касаются встречи (знакомства), общения при разговоре и его завершении. Они применимы к устной и письменной речи, официальным и речевым обращениям.

Функции речевого этикета

Речевой этикет делает общение приятным. Он нужен для вежливой беседы, правильным обращениям к старшим и руководящим должностям. Функции речевого этикета зависят от формы общения:

  • Слова и выражения для приветствий и прощаний, слова вежливости;
  • Обогащение речи, исключение слов-паразитов, мычаний и пауз;
  • Решение конфликтов спокойной и вежливой беседой;
  • Умение слушать собеседника до конца, не прерывая его вопросами и своими доводами.

История

Речевой этикет появился давно, когда люди только собирались в племена. Уже тогда к главам поселений и лекарям применялись вежливые формы обращения. К вождям, лекарям, воинам, жрецам были свои обращения, которые сохранились и сегодня.

Первым речевым этикетом были приветствия. Племена танцевали перед другими племенами, наклонялись или делали другие жесты. В Китае и Японии наклонялись со сжатыми ладонями, на Руси делали наклоны, и чем глубже, тем больше уважения было в жесте. Сейчас люди по всему миру жмут руки, целуют друг другу щеки, обнимают и похлопывают по спине.

Правила

Соблюдать правила речевого этикета просто и нужно, красивая и правильная речь вызывает симпатию у собеседника.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Причины выбора проекта Задача современного человека - овладеть речевым этикетом, так как это умение способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости и затруднений в общении.

Причины выбора проекта

Задача современного человека - овладеть речевым этикетом, так как это умение способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости и затруднений в общении.

Задачи: познакомить учащихся с различными этикетными формулами, показать необходимость соблюдения правил речевого этикета, вежливости и тактичности в общении с собеседником, правильно выбирать этикетные формулы в зависимости от речевой ситуации

познакомить учащихся с различными этикетными формулами, показать необходимость соблюдения правил речевого этикета, вежливости и тактичности в общении с собеседником, правильно выбирать этикетные формулы в зависимости от речевой ситуации

Проектные шаги:

Что такое этикет?

Этикет (от франц.etiquette – ярлык,этикетка)-совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы общения, манеры и одежда)

Виды этикета

Виды этикета

Элементы речевой ситуации

Правила речевого этикета

Правила речевого этикета





Комплименты

Соблюдайте правила, ведущие к успеху общения 1.Внимание и приветливость по отношению к собеседнику. 2.Соблюдение субординации по возрасту. 3.Учёт ответной реакции собеседника. 4.Разговор на тему, предложенную собеседником, преимущественное выслушивание собеседника, а не говорение. 5.Для создания более доверительной обстановки разговора употребление имени — отчества собеседника.

Соблюдайте правила, ведущие к успеху общения

1.Внимание и приветливость по отношению к собеседнику.

2.Соблюдение субординации по возрасту.

3.Учёт ответной реакции собеседника.

4.Разговор на тему, предложенную собеседником, преимущественное выслушивание собеседника, а не говорение.

5.Для создания более доверительной обстановки разговора употребление имени — отчества собеседника.

Знакомо ли вам понятие речевого этикета?

Знакомо ли вам понятие речевого этикета?

Задумывались ли вы когда-нибудь о необходимости следования речевому этикету?

Задумывались ли вы когда-нибудь о необходимости следования речевому этикету?

Считаете ли вы проблему речевого этикета актуальной?

Считаете ли вы проблему речевого этикета актуальной?

Какие формулы речевого этикета вы знаете ( благодарности, приветствия, извинения, прощания, вежливого отказа, просьбы и приглашения) ?

Какие формулы речевого этикета вы знаете ( благодарности, приветствия, извинения, прощания, вежливого отказа, просьбы и приглашения) ?

Следуете ли вы речевому этикету в повседневной речи, общаясь по телефону, в сети Интернет ?

Следуете ли вы речевому этикету в повседневной речи, общаясь по телефону, в сети Интернет ?

1. Стараетесь ли вы быстрее прекратить беседу, когда тема или собеседник вас не интересует? Раздражают ли вас манеры собеседника?

2. Может ли неправильное высказывание вызвать у вас раздражение или грубость?

3. Избегаете ли вы вступать в беседу с малознакомыми или незнакомыми людьми?

4. Перебиваете ли вы в разговоре собеседника?

5. Делаете ли вы вид, что слушаете собеседника, а сами в это время думаете о чем- либо другом?

6. Меняете ли вы тон своего голоса, выражение лица в зависимости от того, кто является вашим собеседником?

7.Изменяете ли вы ход разговора, если собеседник коснулся неприятной для вас темы?

8. Поправляете ли вы собеседника, если в его речи встречается неправильное произношение отдельных слов?

9. Бывает ли у вас высокомерный тон по отношению к собеседнику?

Поздравляем! Вы отлично умеете слушать людей, потому что вы - настоящие профессионалы !

Вывод: Придерживаясь данного плана, можно провести исследование на любую тему и выявить существующие проблемы, разработать правила, позволяющие избавиться от нежелательных явлений в коллективе . Выполняя проект, мы познакомились с формулами, правилами речевого общения, узнали много полезного и интересного из истории этикета, появилось желание следовать нормам и законам правильной и красивой речи. Работа над проектом была интересной и увлекательной. Мы научились разрабатывать анкеты и памятки, проводить общественный вопрос, строить различные диаграммы и схемы, работать с различными источниками информации, отбирать интересный материал. Мы считаем свою работу успешной и полезной, так как проект можно использовать на уроках русского языка, во внеурочной деятельности, в группе продленного дня, на классных часах.

Придерживаясь данного плана, можно провести исследование на любую тему и выявить существующие проблемы, разработать правила, позволяющие избавиться от нежелательных явлений в коллективе .

Выполняя проект, мы познакомились с формулами, правилами речевого общения, узнали много полезного и интересного из истории этикета, появилось желание следовать нормам и законам правильной и красивой речи.

Работа над проектом была интересной и увлекательной.

Мы научились разрабатывать анкеты и памятки, проводить общественный вопрос, строить различные диаграммы и схемы, работать с различными источниками информации, отбирать интересный материал.

Мы считаем свою работу успешной и полезной, так как проект можно использовать на уроках русского языка, во внеурочной деятельности, в группе продленного дня, на классных часах.

Читайте также: