Как повысить правовую культуру доклад

Обновлено: 18.05.2024

Государство придаёт большое значение воспитанию высокой гражданственности личности, уважения к законам и правилам, готовности активно участвовать в охране правопорядка. Эти качества составляют существенные стороны правовой культуры, развитие которой позволяет говорить о построении правового общества.

Министерство Образования Российской Федерации.

Московский Государственный Открытый Университет.

Выполнила: студентка МГОУ,

Проверила: Бошно С.В.

1.2. Структурные компоненты правовой культуры.

1.3. Факторы, определяющие высокий уровень правовой культуры.

2. Эхо прошлого. (Из истории развития правовой культуры).

3. Задачи формирования правовой культуры общества.

4. Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры.

4.1. Цель и содержание правового воспитания.

4.2. Правовое просвещение.

4.3. Роль средств массовой информации в.

Роль правовой культуры в формировании правового государства

Идея правового государства заключается в том, что верховенство закона превыше всего по отношению ко всему обществу, к государству, ко всем слоям населения, к личности. Другими словами, это государство, в котором господствует право или другими словами нормативно-правовой акт. Базовыми принципами правового государства являются:

главенство закона и права над всей общественной жизнью, в том числе и над органами власти.

Понятие правосознания, его структура и виды.

Деление по степени определенности составов различают определенные и бланкетные.

Правосознание есть совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни.

Правосознанию присущи следующие черты:

• это есть самостоятельная форма общественного сознания, тесно взаимодействующая с нравственными, религиозными, политическими и иными формами;

• оно выражает психическое и идеологическое отношение людей к праву и правовым явлениям (правотворчеству и пра воприменению, законности и правопорядку, правомерному и противоправному поведению и т.п.);

• оно охватывает (по словам И.А. Ильина) и волю, и чувства, и воображение, и мысль, и всю сферу бессознательного духов ного опыта;

Структура правосознания включает в себя два элемента:

1) правовую психологию (переживания, которые испытывают люди в результате отношения к праву; это уровень чувств.

Основы правовой культуры

Правомерное поведение определяется уровнем правосознания, которое означает отношение лица к действующему праву и вновь принимаемым правовым актам. Оно тесно связано с уровнем нравственного сознания. Взгляды, представления о праве передаются из поколения в поколение, воспитываются в процессе обучения, в семье.

Правовая культура — это не просто то или иное отношение к праву, но прежде всего уважительное отношение к его нормам.

3. Объясните смысл правового нигилизма. В каких формах он проявляется?

4. Каким образом государство и общество могут повысить правовую культуру граждан?

Выскажите свое мнение

• Как вы считаете, почему в юридической науке и практике главенствует ценностное понимание правовой культуры?

• В современной юридической науке утвердилось мнение о том, что в русской культуре (литературе, философии) и истории (политике, экономике) в большей мере отражен правовой нигилизм, нежели образцы высокой правовой культуры. Согласны ли вы с этим мнением? Приведите свои аргументы, …
конкретные примеры.

• Можете ли вы сказать, что сегодня уровень правовой культуры российского общества повышается? Если да, то в чем это проявляется?

• Каким образом, на ваш взгляд, должна быть организована система правового воспитания в России?

Задания для семинаров и рефератов

1. Как вы считаете, все ли права, необходимые для развития личности, могут быть названы.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Раджабова Ж.К., Гаджиева П.Д.

Любое государство, стремящееся к реальной демократии придает большое значение воспитанию высокой гражданственности личности, уважения к законам и правилам, готовности активно участвовать в охране правопорядка. Эти качества составляют существенные стороны правовой культуры, развитие которой позволяет говорить о построении правового общества.

Формирование правовой культуры общества

Министерство Образования Российской Федерации.

Московский Государственный Открытый Университет.

Выполнила: студентка МГОУ,

Проверила: Бошно С.В.

2. Структурные компоненты правовой культуры.

3. Факторы, определяющие высокий уровень правовой культуры.

2. Эхо прошлого. (Из.

Правовая культура общества и личности

Ключевые слова: правовая, культура, общества, личности

Противостоит правовому нигилизму, иным деформациям правосознания такой сложный социальный феномен, как правовая культура.

Правовая культура – многозначная характеристика одной из важнейших сторон жизни общества. Это, конечно, более высокая и емкая форма правосознания.

Правовая культура характеризует уровень правосознания, включает степень знания права, на которое опираются исполнительная власть, должностные лица, характеризуется она и интенсивностью убеждений в ценности права.

Правовая культура также имеет свою структуру: профессиональный и традиционно-бытовой пласты. Высокий уровень правовой культуры - один из признаков правового государства.

В правовой культуре развитого демократического общества судебная власть – это не третья сила, как традиционно считается (первые две – законодательная и исполнительная власти), а первая власть.

" "ml>");iw.close();var c=iw[b];> catch(e)var dv=iw[ce]('div');dv.id="MG_ID";dv[st][ds]=n;dv.innerHTML=50197;c[ac](dv); var s=iw[ce]('script');s.async='async';s.defer='defer';s.charset='utf-8';s.src="http://jsc.dt00.net/g/e/studmed.ru.50197.js?t%20votes%20votes-bottom"> + --> 0 - --> 0

Кутузов Максим Александрович, Говелко Вадим Андреевич
г. Омск ЧОУ ВПО Омская Юридическая Академия
Научный руководитель: Ашенова Т. М.

Правовая культура относится к духовной части культуры в целом, хотя в ее содержании проявляются материализованные объективированные элементы. Правовая культура – это многогранное социальное явление, ядром которой является право. Она включает правовую надстройку: правотворчество, законность, правоприменительную и иную деятельность.

В узком смысле правовая культура понимается как система нормативных отношений между различными субъектами, основанная на социальном взаимодействии. В широком смысле – это есть те знания, убеждения личности, реализуемые в процессе труда и общения, а также отношение к материальным и духовным благам общества. Современная правовая культура строится на конституционных принципах: принципе равенства всех перед законом и судом, принципе свободы, принципе справедливости, однако практика показывает, что это.

В статье автором проведено исследование юридического образования и его роли при формировании правовой культуры казахстанского общества. Главное внимание уделено сущности и природе юриди ческого образования, его особенностям. Автор освещает вопросы, касающиеся путей совершенство вания юридического образования в системе целостного педагогического процесса, основанного на компетентностном подходе. Кроме того, в статье анализируются основные проблемы юридического образования и пути их решения, а также вопросы качественной подготовки выпускников юридиче ских вузов. Научная работа написана на основе отечественных и зарубежных исследований, осве щающих вопросы юридического образования и путей его совершенствования.

Формирование правового государства и гражданского общества на современном этапе приобре тает наибольшую актуальность, так как Республика Казахстан проводит ряд реформ во всех сферах, которые направлены на построение демократии, правового государства и развитой рыночной.

1.Понятие правовой культуры 4

2.Правовая культура личности 8

3.Соотношение правовой культуры и правового нигилизма. 11

4.Роль законотворчества и законодательства в повышении правовой культуры 13

Правовая культура - качественно определенный уровень состояния правосознания общества, отдельных социальных групп и индивидов, воплощенный в практике правового регулирования, во всей многообразной деятельности гражданского общества и государства по созданию, реализации и обеспечению права.

Правотворческая и правоприменительная деятельность становится эффективной, когда в этих процессах, наряду с мощными самоорганизующимися началами, приоритетное место занимает и сознательное, организующее творчество, умная работа. При изучении этих сознательных и созидательных процессов в правотворчестве и правоприменении теория права формулирует тему правосознания и правовой.

Глава 1. Понятие правовой культуры и профессиональной культуры юриста: проблемы соотношения

.1 Общая характеристика правовой культуры и ее видов

.2 Правовая культура юриста, ее характерные черты и особенности

.3 Профессиональное мышление и профессиональные качества юриста

Глава 2. Профессиональная этика как неотъемлемая часть профессиональной правовой культуры юриста

.1 Понятие профессиональной этики юриста

.2 Нормативно-правовое регулирование профессиональной этики юриста по законодательству Республики Беларусь

Право играет значительную роль в жизнедеятельности современного общества. Соблюдение регламентированных им норм дает возможность успешному обеспечению общественного порядка в интересах отдельной личности и всех граждан. Выполнение данных норм гарантируется специальными органами и организациями, являющихся предметом особого.

Отечественная юриспруденция имеет свою специфику и характерные особенности. Во-первых, российской правовой системе на протяжении всей ее истории свойственна неразвитость правовых традиций, несовершенство законодательства. Можно сказать, что в обществе не сложились четкие юридические механизмы, позволяющие говорить об уважении к закону и суду. Наша правовая действительность имеет определенные исторические корни.

В течение длительного времени в российском обществе не существовало благоприятных предпосылок для развития правовой культуры, что объяснялось различными объективными и субъективными факторами: отечественной правовой системе были свойственны не развитые институты конституционализма, характерные для западно-европейской правовой системы, а неуважительное отношение к личности, к ее правам и свободам, низкая роль судебной власти, господство тоталитарного режима советской власти в течение 70 лет и т.

1. Формирование правовой культуры учащихся в процессе обучения праву

1.1 Теоретические основы формирования правовой культуры

1.2 Практические приемы формирования правовой культуры

2. Опыт формирования правовой культуры учащихся (на примере колледжа №34 г.Красноярска)

Список использованной литературы

Одной из закономерностей зрелого общества является наличие совершенной системы правового регулирования. Основу такой системы составляет высокий уровень правовой культуры членов данного общества. Для построения в России правового государства, для успешного социально-экономического развития страны необходимо воспитать активного молодого человека с развитым правосознанием.

Вступая в жизнь молодежи необходимо быть психологически и практически готовыми к происходящим в обществе изменениям, с одной стороны, а с другой – к возрастающей социальной ответственности и самостоятельности.


СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Любое государство, стремящееся к реальной демократии придает большое значение воспитанию высокой гражданственности личности, уважения к законам и правилам, готовности активно участвовать в охране правопорядка. Эти качества составляют существенные стороны правовой культуры, развитие которой позволяет говорить о построении правового общества.

Повышение правовой культуры населения, прежде всего видится в повышение качества законности, подготовке населения, распространении среди него правовых взглядов, идей и пропаганде принципов законности и правопорядка.

Законом создаются исходные ценности процедурно - процессуального порядка. Поэтому об уровне правовой культуры красноречиво свидетельствуют такие процессы: парламентские процедуры по принятию законов, порядок разрешения конфликтов между властями, отправление правосудия по уголовным и гражданским делам, и т.д.

На основе закона создаются правовые институты, свидетельствующие об уровне правовой культуры. Через посредство законов, и основанных на них подзаконных актов, утверждается система поступков и отношений, отвечающих минимальным стандартам культуры. Законом создаются или формируются те учреждения (органы), которые способны нести юридическую культуру в широкие массы. Таким образом, можно сделать вывод о том, что любое состояние правовой культуры: 1)психологическое(отражающее психологические процессы), 2) нормативное (фиксирующее совокупность норм права), 3) поведенческое (указывающее характер действий), 4) объектированное (закрепляющее результаты правовой деятельности) - подвластно в той или иной степени закону и испытывает с его стороны прямое или косвенное воздействие.

Правовая культура подтверждена оценкам, что позволяет говорить о роли закона в формировании высокой культуры при ориентации его на средний уровень и преодоления уровня низкого. Оценки будут относительные.

Разные люди, разные обязанности людей, политические партии, лица, находящиеся у власти, и оппозиционеры могут по - разному оценивать культурные достижения в государственно - правовой сфере, как с субъективной, так и с объективной стороны существуют серьезные препятствия в достижении единства интерпретации правовых явлений в качестве культурных завоеваний. Изучая историю, мы находим, что в ней выработаны уже некоторые общецивилизованные критерии в определении уровня культуры, в том числе и с помощью закона. К их числу следует отнести:

1.формирование чувства права и законности;

2.освоение достижений логико - правового мышления;

4.повышение уровня законопроектных работ;

5.увеличение объема и качественное совершенствование правопослушного поведения;

6.совершенствование юрисдикционной и иной правоприменительной деятельности;

7.разделение властей законодательных, исполнительных и судебных учреждений;

8.изучение памятников права и правоприменительной деятельности;

9.разделение властей законодательных, исполнительных и судебных учреждений;

10.изучение памятников права и правоприменительной практики, как основы юридического образования.

Повышение уровня правовой культуры предполагает, с одной стороны, работу с гражданами, а с другой - надлежащее кадровое оснащение юридических учреждений, законодательных, исполнительных и правоохранительных органов.

Определяя роль закона в повышении правовой культуры, нельзя забывать о культуре тех, кто занимает какие- либо должности в государстве, так как они активно участвуют в правотворческой деятельности, призваны к строгому исполнению законов, обеспечивают действие права, формируют и осуществляют правовую политику. Правовой нигилизм представителей власти, злоупотребляющие правом, пренебрежение правами гражданина пагубно сказывается на уровне культуры в целом.

Роль законодательства велика, она позитивно воздействует на ум, волю и поступки людей, также не в меньшей степени закон путем установления мер юридической ответственности способствует повышению уровня культуры, профилактируя совершение правонарушений.

Влияние на правовую культуру граждан юридической и иной социальной практики имеет место в рамках правотворческого процесса и толкования законодательства, в ходе осуществления юридических функций такими органами, как суд, прокуратура, органы МВД, арбитраж, нотариат, юридическая служба в народном хозяйстве и адвокатура.

Правовое информирование происходит в процессе воздействия юридической практики имеет место, во - первых, во время участия граждан в разрешении правовых вопросов в качестве заявителей, свидетелей, истцов и ответчиков и т.д., когда они приобретают личный правовой опыт. При осуществлении политики гласности работы Думы, судебного процесса, когда правовая культура населения повышается независимо от его личного участия в разрешении юридических дел. В ходе участия граждан и их организаций, трудовых коллективов в управлении и укреплении законности, предупреждении правонарушений.

Необходимость усиления воздействия юридической практики на правовую культуру граждан связана с улучшением деятельности государственных органов, повышением правовой культуры их должностных лиц для того, чтобы они прежде всего сами могли правильно уяснить содержание законодательства и затем довести его до сведения граждан.

Необходимо шире информировать граждан о функциях и задачах тех или иных учреждений, чтобы они смелее обращались них, не были отчуждены от юристов и законодательства. В юридической печати, отмечается, что помощь оказываемая юридическими консультациями, могла бы быть значительно эффективнее, если бы население больше знало о возможностях и назначении адвокатуры.

Развитие адвокатуры должно идти не только в сторону увеличения численности адвокатов, т.е. экстенсивным путем. Целесообразно наладить правовую помощь гражданам по месту жительства или работы, ввести в практику юридические консультации по телефону или с приглашением на дом. Особенно это было бы полезным для жителей сельской местности, инвалидов и некоторых других категорий граждан.

Наряду с юридическими консультациями адвокатуры могли бы активнее действовать и рекламировать свои услуги юридические консультации при областных, краевых, республиканских, городских организациях профсоюзов.

Большое значение для обеспечения доступности законодательства имеет вовлечение граждан в процессе выработки и принятия государственных решений на всех уровнях, выражающееся в процессах демократизации правотворческого процесса.

Темы лекций не должны быть широкими, потому что информация может быть усвоена продуктивно лишь до определенного объема. Лекции должны содержать конкретную информацию, изложение и объяснение правовых норм, указание на их источники, даже в том случае, если лектор имеет целью в первую очередь рассмотреть проблемы практического применения законодательства.

Среди форм устного правового информирования можно выделить правовую агитацию, т.е. индивидуальную работу с гражданами. Агитация как метод правоинформационной работы используется органами полиции, прокуратуры, суда и общественных организаций.

Повышение правовой культуры можно обеспечить помощью компьютерной техники. Работы по автоматизации процесса учета нормативно -правовых актов ведутся с 1970- х годов. В первую очередь они были вызваны потребностями в нормативно - правовой информации крупных государственных структур - министерств, ведомств, Госкомитетов и их подразделений - и были направлены на удовлетворение их запросов. Однако, в перспективе не исключалась возможность обеспечения доступа к автоматизированным информационно - поисковым системам по законодательству и для граждан.

Новые информационные технологии, основывающиеся на использовании персональных компьютеров в информационных процессах, позволяют относительно быстро, надежно и недорого удовлетворить потребности в нормативно - правовой информации самых различных ее потребителей. Это принципиальным образом меняет ситуацию, поскольку формируется реальная возможность использовать компьютер для обеспечения доступности законодательства значительному количеству индивидуальных пользователей.

Когда люди сталкиваются с чем - либо непонятным, что по их представлению является важным, они всегда стараются найти любую информацию, в которой содержалось бы необходимое разъяснение. Простота и доступность удовлетворения возникающей потребности с помощью слухов служит причиной их быстрого распространения.

В свою очередь обилие достоверных источников информации, в частности правовой, позволяет человеку избежать необходимости обращения к тем из них, которые могут быть охарактеризованы как ненадежные. Для того, чтобы препятствовать распространению слухов, формированию искаженного правосознания, формальные каналы правовой информации по степени своей доступности должны быть приближены к неформальным, удовлетворять запросы граждан как по содержанию, так и по форме. Законодательство как главный источник правовой информации должно быть доступным в первую очередь.

1.Иванов С.А.- О вопросах формирования правовой культуры школьников. Ж.//Право в школе№4, 2009 г.

2.Гасанов М.Г. Преемственность в формировании правовой культуры учащихся, дисс. канд. пед. наук. Махачкала, 2008 г.

Выполнила: студентка МГОУ,

Проверила: Бошно С.В.

1.2. Структурные компоненты правовой культуры.

1.3. Факторы, определяющие высокий уровень правовой культуры.

2. Эхо прошлого. (Из истории развития правовой культуры).

3. Задачи формирования правовой культуры общества.

4. Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры.

4.1. Цель и содержание правового воспитания.

4.2. Правовое просвещение.

4.3. Роль средств массовой информации в правовом воспитании.

5. Художественная литература в процессе формирования правовой культуры общества.

Сейчас особенно актуален вопрос об укреплении высокой культуре каждого гражданина. Именно высокая культура действий и поступков, чувств и побуждений должна являться главным результатом развития личности гражданина нашего общества.

Человек с недостаточно развитой правовой культурой, как правило, обращает внимание только на самые вопиющие случаи нарушения закона, например преступления, а другие многочисленные случаи игнорирования права остаются им незамеченными. В таком восприятии право предстаёт в виде айсберга, меньшая часть которого видима, а большая скрыта под толщей воды. Целью данной работы является определение правовой культуры общества и способы её формирования. В целях достижения цели следует рассмотреть правовые концепции такого явления как правовая культура, её структурные компоненты и пути преодоления проблем, встающих на пути её формирования. Автор попытался внести свой вклад в решении общественной задачи: повысить уровень правовой культуры каждого человека, живущего в обществе. Преодоление недостатков в процессе формирования правовой культуры приобретает особое значение в настоящий период развития общества, когда происходит переориентация ценностей и изменение сознания граждан. Чтобы эта работа происходила успешно и дала желаемые результаты, важно иметь представления об этих недостатках и том вреде для общества и отдельных людей, который такими недостатками вызывается.

1.1. Определение правовой культуры.

Правовое сознание даёт представление о духовных ценностях личности и общества с субъективной стороны. Оно выражается в чувствах, представлениях, идеях, но не в материализованном виде. Чтобы уяснить механизм правового воздействия на общественные отношения необходимо освоить такую категорию как правовая культура. Эта категория используется для характеристики правовой системы страны. При анализе правовой культуры общества изучают правовые феномены, описывают и приводят объяснения ценностей, идеалов и достижений в правовой сфере, которые отражают объём прав и свобод человека и степень его защищённости в данном обществе.

1.2. Структурные компоненты правовой культуры.

Правовая культура формируется постепенно. Сначала закладывается фундамент. Под влиянием окружающей среды появляются представления о простых, но необходимых правилах взаимоотношений между людьми. Формируются представления о необходимых правилах взаимоотношений между людьми. Наряду с этим население овладевает правовыми знаниями и умениями — основой правосознания. Сюда входят конкретные правовые нормы (уголовного, административного, семейного и т.д. права), положения правовой теории, и факты истории права. Этот уровень развития правового сознания определяет насколько информировано в правовом отношении население, его социальные, возрастные, профессиональные и иные группы, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, поиска компромиссов и т.д. Но для того, чтобы сформировалась правовая культура, одних знаний недостаточно. Такой обыденный уровень ограничен повседневными рамками жизни людей при их соприкосновении с правовыми явлениями. Нельзя мыслить, опираясь только лишь на знания и умения. Правовая культура предполагает оценку всех сторон правовой практики. Сталкиваясь с явлениями окружающей среды человек должен определить не только нравственное, но и правовое содержание (в соответствии с законом или противозаконно), уметь оценить их с юридической точки зрения.

Уровень развития правового сознания населения должен быть зафиксирован в реальной правовой деятельности, которой занимаются юристы. При непосредственном, каждодневном соприкосновении с правовыми понятиями и явлениями у них вырабатывается профессиональная правовая культура. Им свойственен более высокий уровень правовой культуры. Они должны обладать системой правовых знаний, а также навыков и умений, которые способствуют разрешению сложных ситуаций.

На данном уровне правовой культуры существует масса проблем, рассматриваемых законодательством. По настоящему культурный в правовом отношении человек не должен быть слепым фанатиком права. Он должен видеть его недостатки, как излишний формализм и другие, но это не означает, что он имеет права сам осуществлять толкование закона, которое приводит к его нарушению.

Все уровни взаимосвязаны и взаимообусловлены между собой. Правовые акты и другие тексты правового характера, подкреплённые научными знаниями, используют в своей работе лица, занимающиеся правовой деятельностью. Они доводят их до сведения основной массы людей, которые в свою очередь соблюдают юридическую обязанность и используют субъективные права.

1.3. Факторы, определяющие высокий уровень правовой культуры.

-«формирование чувств права и законности;

-освоение достижений логико-правового мышления;

-повышение уровня правовой деятельности;

-увеличение объёма и качественное совершенствование правопослушного поведения;

-совершенствование юрисдикционной или иной правоприменительной деятельности;

-разделение полномочий законодательных, исполнительных и судебных учреждений;

Повышение уровня правовой культуры общества предполагает работу с гражданами, качественное преподавание права в вузах и других учебных заведениях юридического профиля, надлежащее кадровое обеспечение юридических учреждений, законодательных, исполнительных и правоохранительных органов. Утопично думать, что вовлечение широких слоёв населения в деятельность, связанную с правом, позволит повысить уровень правовой культуры. Это нерационально и практически невозможно. Одно из условий развития правовой культуры — преодолеть юридическую безграмотность и правовой нигилизм.

II . Эхо прошлого… (Из истории развития правовой культуры).

Исходя из всего этого, можно судить о недостаточно высокой правовой культуре российских граждан. История развития права показывает, что долгое время интерес к правовым идеям в России отсутствовал. Накоплен небольшой запас работ по этой теме, и потому она актуальна в настоящий момент. Формирование правовой культуры граждан необходимо для постройки правового государства.

III. Задачи формирования правовой культуры.

Государство придаёт большое значение воспитанию высокой гражданственности личности, уважения к законам и правилам, готовности активно участвовать в охране правопорядка. Эти качества составляют существенные стороны правовой культуры, развитие которой позволяет говорить о построении правового общества.

IV. Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры.

Правовая культура общества нуждается в систематическом рационально формировании, стимулировании, позитивном социальном развитии. Система мер, направленных на формирование политико-правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры, выступает как правовое воспитание. Другими словами, правовое воспитание—это формирование у граждан и в обществе правовой культуры. Данный процесс осуществляется государственными органами, должностными лицами, учебными заведениями, обществом в целом.

4.1 Содержание правового воспитания.

Рассмотрим основные элементы механизма правового воспитания как деятельности, направленной на повышение правовой культуры человека. Прежде всего, это конкретные способы организации воспитательного процесса, такие как правовой всеобуч, правовая работа в связи с теми или иными конституционными мероприятиями (референдумы, выборы и т. д.), пропаганда права средствами массовой коммуникации, художественной литературой.

4.2. Правовое просвещение.

4.3. Роль средств массовой информации в правовом воспитании.

Формирование правовой культуры — сложный длительный процесс, затрагивающий все стороны общественной жизни. Средствами формирования являются пропаганда права, развитие у граждан юридических знаний, практическое укрепление законности, наличие сильной юридической науки, совершенствование системы правовых актов, которое достигается благодаря наличию в государстве демократичной, эффективной конституции и высокому правовому и технико-юридическому качеству законов и подзаконных актов. Пример руководителей, должностных лиц государственного аппарата, участвующих в законодательной и правоприменительной деятельности оказывает большое влияние в процессе формирования правовой культуры общества.

Правовая культура — необходимое условие сознательного осуществления гражданином своего долга перед обществом, что способствует преодолению отсталых взглядов, отклоняющегося поведения людей, предотвращению случаев произвола и насилия над личностью. Научно обоснованные правовые представления граждан являются предпосылками укрепления законности и правопорядка, без чего невозможно построить гражданское общество и правовое государство.

В настоящее время существует масса проблем в процессе формирования правовой культуры. Это, в первую очередь правовая безграмотность населения, сложный процесс правотворчества, нередкое противоречие нормативно-правовых актов реальной действительности, а также не развитая идеология сильного правового государства и, как следствие, правовой нигилизм, отрицание нравственных принципов. Для разрешения этих и других проблем необходимо целенаправленная политика государства на повышения уровня правовой культуры общества через процессы правотворчества, законодательного процесса, а также средств массовой информации, художественной литературы, кино и искусство. Формирование позитивного отношения к закону, праву, знание гражданами своих прав и обязанностей перед государством и обществом является основными задачами в процессе формирования правовой культуры.

2. Общая теория права: Учебник для юридических вузов / Ю.А. Дмитриев, И.Ф. Казьмин, В.В. Лазарев и др. Под общ. ред. А.С. Пиголкина. – 2-е изд., испр. и доп. – М: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1996. – 384 с.

3. Никитин А.Ф. Что такое правовая культура? – М.: Просвещение, 1988. – 112 с.

4. Марченко М.Н. Теория государства и права. Учебник. – М. Юрид. Лит. 1996 - 432 с.

5. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М: Изд. группа ИФРА*М – НОРМА, 1997. – 570 с.

6. Теория государства и права. Под ред. проф. Манова Г.Н. Учебник для вузов. – М.: Изд-во БЕК, 1996. – 336 с.

7. Теория государства и права. Курс лекций. Под ред. проф. М.Н. Марченко. 2-е изд., перер. и доп. ЗЕРЦАЛО ТЕИС, 1996 . – 476 с.

8. Теория государства и права. Курс лекций. / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М.: Юристъ, 1997. – 672 с.

2 Общая теория государства и права. Учебник для юридических вузов / Дмитриев Ю.А, Казьмин И.Ф. и др. Под общ ред Пиголкина А.С. – М. - НОРМА,1997 с.148

1 Теория государства и права. Курс лекций. / Под ред Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М.: Юристъ, 1997 с.568

1 Теория государства и права. Курс лекций./ Под ред. Н.И. Матузова и А.В.Малько. – М.: Юристъ, 1997. с.579

1 Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М: Изд. группа ИНФРА*М – НОРМА, 1997 с.332

1 Общая теория государства и права Учебник для юридических вузов / Ю.А. Дмитриев, И.Ф. Казьмин, В.В.Лазарев и др. Под общ. ред А.С. Пиголкина. – М.: Изд-во МГТУ им Н.Э. Баумана, 1996, с. 150

1 Общая теория государства и права. Учебник для юридических вузов. / Ю.А. Дмитриев, И.Ф. Казьмин, В.В. Лазарев и др. Под общ. ред А.С. Пиголкина – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1996, с.152

1 Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969. – с.117

2 Герцен А.И. О развитии революционных идей в России. / Собр.соч. в 30 т. – М., 1956. – т.7. – с. 251

1 Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Хрестоматия. Учебное пособие. М., 1998, с.369

1 Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Хрестоматия. Учебное пособие. М., 1998, с.372

1 Общая теория государства и права. Учебник для юридических вузов / Ю.А. Дмитриев, И.Ф. Казьмин, В.В. Лазарев и др. Под общ. ред. А.С. Пиголкина. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1996. с.150

1 Общая теория государства и права. Учебник для юридических вузов. / Ю.А. Дмитриев, И.Ф. Казьмин, В.В. Лазарев и др. Под общ. ред. А.С. Пиголкина.- М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1996. с.150

1 Теория государства и права. Курс лекций. / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М.: Юристъ, 1997. с. 569

1 Теория государства и права. Курс лекций. / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М.: Юристъ, 1997, с. 570

1 Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М: Изд. группа ИФРА*М – НОРМА, 1997, с. 337

1 Теория государства и права. Курс лекций. / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М.: Юристъ, 1997., с.570

2 Васильев В.А. Юридическая психология – СП б.: Питер Ком, 1998, с.319

3 Теория государства и права. Курс лекций. / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М.: Юристъ, 1997, с. 450

1 Никитин А.Ф. Что такое правовая культура? – М.: Просвещение, 1988, с. 28

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на заседании ШМО учителей истории, обществознания.

Что такое правовая культура учащихся?Правовая культура учащихся – это совокупность правовых знаний, умений, нравственно-правовых ценностных ориентаций личности, реализуемых в жизнедеятельности человека, исполнение требований права и социально-активная позиция личности в правоохранительной деятельности. Процесс формирования правовой культуры строится в соответствии с основными компонентами правовой культуры: интеллектуальным, эмоционально-ценностным и практическим.

Интеллектуальные- правовые знания,умения и навыки, реализуемые в жизнедеятельности человека.

Эмоционально-ценностные: система взглядов и нравственно-правовых ценностей,обеспечивающих адекватную оценку качества правовой жизни общества;

Практическое:исполнение правовых норм,оциально-активная позиция в правоохранительной деятельности.

Актуальность проблемы формирования правовой культуры учащихся возрастает в связи с повышенными требованиями научно-технического прогресса и в связи с высоким динамизмом социальных процессов, происходящих в обществе.Для того правильного и глубокого понимания разнообразной политической жизни, динамичных изменений во всех сферах современного общества, необходимы гибкое мышление, стойкие мировоззренческие убеждения и последовательная правовая позиция Любой человек, взрослый или маленький -является отдельной, самодостаточной личностью, с собственным мнением, желаниями и мыслями. Он также обладает определенными правами и обязанностями, о которых ему необходимо знать. Незнание закона, как известно, не освобождает нас от ответственности за возможные проступки и правонарушения. Поэтому правовое сознание следует воспитывать в ребенке уже со школьной скамьи, чтобы к окончанию школы он осознавал себя полноценным гражданином своей страны.

На уроках обществознания и права я стараюсь сформировать у своих учеников гражданскую позицию. Если человек нарушил закон, он должен понести за это ответственность.

Формирование правосознания и правовой культуры, социально- правовой активности, внутренней убеждённости в необходимости соблюдения норм права,

осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы –вот основные цели правовой культуры.

Правовое воспитание на уроках обществознания направлено на формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности. Думаю, что гражданско-правовое образование это система знаний интегративного характера, оно рассматривается и как учебный предмет, и как межпредметная форма деятельности в рамках образовательного пространства. И как форма организации школьной жизни, которая способствует демократическому поведению всех участников образовательного процесса - педагогов, учеников, родителей.

В первую очередь правовое воспитание старших школьников включает в себя следующие мероприятия:

1. Изучение основного закона государства – Конституции;

2. Знакомство с различными отраслями права (гражданское, конституционное, семейное, уголовное, земельное, трудовое и пр.), изучение соответствующих кодексов;

3. Ознакомление со своими правами (то есть правами несовершеннолетних детей);

4. Проведение деловых игр, конкурсов, исследований и конференций, направленных на повышение правовой культуры у ребят.

Не менее важным является психологический климат в семье, правовая компетентность родителей и детей. Существует долг семьи перед обществом, его будущим. Он состоит в том, что именно семья в первую очередь влияет на воспитание детей. Конституция РФ прямо указывает на то, что забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

Особым моментом в правовом образовании школьников является воспитание патриотизма. Сделать так, чтобы ребенок гордился своей принадлежностью к нации, своей Родиной, был активным членом гражданского общества – вот первоочередная задача правового воспитания. Для этого в педагогической практике используется метод изучения истории родного края, жизни знаменитых земляков, а также знакомство с особенностями государственной символики.

Гражданско-правовое воспитание школьников имеет большое значение в современном обществе. Проведение регулярных правовых занятий в рамках уроков обществознания благоприятствует росту правосознания среди детей.

Сегодня правовое образование признано одним из приоритетных направлений в подготовке учащихся, а правовая культура является одной из его составляющих. Вопрос о формировании правовой культуры у учащихся -один из самых наболевших не только в рамках самой дисциплины обществознания, но и в рамках всего общества, так как его развитие зависит от общего уровня культуры, и правовой в том числе.

Конечно,формирование правовой культуры у учащихся на уроках обществознания является сложной и многоаспектной задачей, которую тем не менее необходимо решать. Очевидно, что воспитание гармонично развитой личности, будущего полноценного члена общества, невозможно без привития ей правосознания.

Что такое правовая культура учащихся?Правовая культура учащихся – это совокупность правовых знаний, умений, нравственно-правовых ценностных ориентаций личности, реализуемых в жизнедеятельности человека, исполнение требований права и социально-активная позиция личности в правоохранительной деятельности. Процесс формирования правовой культуры строится в соответствии с основными компонентами правовой культуры: интеллектуальным, эмоционально-ценностным и практическим.

Интеллектуальные- правовые знания,умения и навыки, реализуемые в жизнедеятельности человека.

Эмоционально-ценностные: система взглядов и нравственно-правовых ценностей,обеспечивающих адекватную оценку качества правовой жизни общества;

Практическое:исполнение правовых норм,оциально-активная позиция в правоохранительной деятельности.

Актуальность проблемы формирования правовой культуры учащихся возрастает в связи с повышенными требованиями научно-технического прогресса и в связи с высоким динамизмом социальных процессов, происходящих в обществе.Для того правильного и глубокого понимания разнообразной политической жизни, динамичных изменений во всех сферах современного общества, необходимы гибкое мышление, стойкие мировоззренческие убеждения и последовательная правовая позиция Любой человек, взрослый или маленький -является отдельной, самодостаточной личностью, с собственным мнением, желаниями и мыслями. Он также обладает определенными правами и обязанностями, о которых ему необходимо знать. Незнание закона, как известно, не освобождает нас от ответственности за возможные проступки и правонарушения. Поэтому правовое сознание следует воспитывать в ребенке уже со школьной скамьи, чтобы к окончанию школы он осознавал себя полноценным гражданином своей страны.

На уроках обществознания и права я стараюсь сформировать у своих учеников гражданскую позицию. Если человек нарушил закон, он должен понести за это ответственность.

Формирование правосознания и правовой культуры, социально- правовой активности, внутренней убеждённости в необходимости соблюдения норм права,

осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы –вот основные цели правовой культуры.

Правовое воспитание на уроках обществознания направлено на формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности. Думаю, что гражданско-правовое образование это система знаний интегративного характера, оно рассматривается и как учебный предмет, и как межпредметная форма деятельности в рамках образовательного пространства. И как форма организации школьной жизни, которая способствует демократическому поведению всех участников образовательного процесса - педагогов, учеников, родителей.

В первую очередь правовое воспитание старших школьников включает в себя следующие мероприятия:

1. Изучение основного закона государства – Конституции;

2. Знакомство с различными отраслями права (гражданское, конституционное, семейное, уголовное, земельное, трудовое и пр.), изучение соответствующих кодексов;

3. Ознакомление со своими правами (то есть правами несовершеннолетних детей);

4. Проведение деловых игр, конкурсов, исследований и конференций, направленных на повышение правовой культуры у ребят.

Не менее важным является психологический климат в семье, правовая компетентность родителей и детей. Существует долг семьи перед обществом, его будущим. Он состоит в том, что именно семья в первую очередь влияет на воспитание детей. Конституция РФ прямо указывает на то, что забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

Особым моментом в правовом образовании школьников является воспитание патриотизма. Сделать так, чтобы ребенок гордился своей принадлежностью к нации, своей Родиной, был активным членом гражданского общества – вот первоочередная задача правового воспитания. Для этого в педагогической практике используется метод изучения истории родного края, жизни знаменитых земляков, а также знакомство с особенностями государственной символики.

Гражданско-правовое воспитание школьников имеет большое значение в современном обществе. Проведение регулярных правовых занятий в рамках уроков обществознания благоприятствует росту правосознания среди детей.

Сегодня правовое образование признано одним из приоритетных направлений в подготовке учащихся, а правовая культура является одной из его составляющих. Вопрос о формировании правовой культуры у учащихся -один из самых наболевших не только в рамках самой дисциплины обществознания, но и в рамках всего общества, так как его развитие зависит от общего уровня культуры, и правовой в том числе.

Конечно,формирование правовой культуры у учащихся на уроках обществознания является сложной и многоаспектной задачей, которую тем не менее необходимо решать. Очевидно, что воспитание гармонично развитой личности, будущего полноценного члена общества, невозможно без привития ей правосознания. И школа становится местом, где ученик реально находит применение своим возможностям и инициативности. Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимые для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника).

Наша школа является обычным учебным заведением, контингент учащихся различный по материальному, социальному положению семей, образовательному уровню родителей, но в целом большинство учащихся из благополучных семей. Однако правовое невежество ведет к правовому беспределу. Вот почему правовое просвещение стало приоритетным направлением моей работы. Мои учащиеся очень увлечены этой темой. Участвуют в интернет-олимпиадах, конкурсах по правовому воспитанию, занимают призовые места. Я считаю, что если даже ученик не занял место призовое, он тем не менее победитель. Потому что преодолел еще один рубеж своего незнания прав.

Читайте также: