Система научного знания о физической культуре и спорте ее структура доклад

Обновлено: 02.07.2024

Теория – это система основных идей в какой-либо отрасли знания, дающая целостное представление о закономерностях взаимосвязей между предметами, явлениями, процессами реального мира.

Теория физической культуры (ТФК) как научная дисциплина представляет собой обобщенную систему научных знаний о сущности физической культуры и закономерностях её использования для физического совершенствования человека.

В ходе развития человека и общественного производства возникла со­циальная (общественная) потребность определить общие цели и конкрет­ные задачи, а также и специальные средства физической подготовки лю­дей к жизни, методы (способы) использования этих средств.

На первых порах развития человеческого общества все эти вопросы решались интуитивно, стихийно, либо только на основе прямой передачи и освоения опыта предшествующих поколений. Позднее эта деятельность выделилась в самостоятельную и социально необходимую профессию и ее теорию.

Физическая культура постепенно вырастает в область широкой и слож­ной социальной деятельности, в которой формируются и осуществляются научно-практические подходы с позиций различных наук — философии, истории, педагогики, психологии, биологических наук (физиологии, ана­томии и др.), социологии. Поэтому возникает ее теория, которая опира­ется на данные исторического опыта, современной практики, а также на данные социально-экономических, медико-биологических и психолого-педагогических наук и раскрывает общие законы и закономерности физи­ческой культуры.

Таким образом, по мере усложнения и развития общественных требо­ваний к физической подготовленности людей, к деятельности в различных областях жизни появляются предпосылки к возникновению теории. Вна­чале возникают и развиваются взгляды на физическое воспитание как на педагогический процесс и необходимую часть общего образования. Во вто­рой половине XIX в. П.Ф. Лесгафт разработал теорию физического обра­зования, которая была направлена на формирование знаний, умений, навыков в области двигательной деятельности. Он разработал принципы, формы и методы использования физических упражнений для физического и интеллектуального развития человека. В годы советской власти в стране была разработана теория и методика физического воспитания.

В связи с разработкой в 1950 — 1960 гг. зарубежными и отечественны­ми учеными теории культуры, на основе ее концепций в 1970 — 1980-х гг. в стране начинает разрабатываться теория физической культуры (В.М. Выдрин, Б.В. Евстафьев, Л.П. Матвеев, Ю.М. Николаев, НА. По­номарев, Н.И. Пономарев, В.И. Столяров и др.).

Теория физической культуры относится к категории педагогических наук, так как связана с процессами образования, обучения и воспита­ния человека. Теория физической культуры изучает физическую культуру как особый, специфический вид культуры общества, сложную область соци­ально необходимой деятельности, имеющую множество взаимосвязей с другими явлениями и сторонами социальной жизни общества.

Задачи ТФК как науки заключаются в том, чтобы:

- обнаружить и раскрыть взаимосвязи и взаимо­влияния культуры общей и физической, закономерности гармонического развития человека,

- обосновать средства, обеспечивающие целенаправленное и всестороннее физическое развитие,

- найти рациональ­ные методы использования средств, целесообразные формы и принципы, обеспечивающие их эффективную реализацию.

Место теории физической культуры в системе наук. Теория физической культуры тесно связана с рядом на­учных дисциплин. Любая наука не может полноценно развиваться, ограни­чившись результатами только собственного предмета исследования. Теория физической культуры решает специальные педагогические проблемы, находящиеся на стыке нескольких научных дисциплин. Она тес­но связана с общей педагогикой, общей и возрастной психологией. Филосо­фия дает для нее методологическую основу познания, опираясь на которую ученые получают возможность объективно оценивать действие социальных законов в области общей физической культуры, проникать в сущность про­блемы, обобщать, анализировать и открывать новые закономерности ее функционирования и перспективы развития в обществе.

Связь с биологическими науками продиктована необходимостью изуче­ния реакций организма занимающихся на воздействие средств физического воспитания, что определяет развитие адаптации. Только учитывая анатоми­ческие, физиологические и биохимические закономерности, протекающие в организме человека, можно эффективно управлять процессом физическо­го воспитания.

Особенно тесные контакты теории физической культуры со всеми спортивно-педагогическими дисциплинами. Частные дис­циплины опираются на общие положения, разрабатываемые теорией физической культуры, а получаемые ими конкретные данные являются материалом для новых обобщений. В процессе своего развития из общей теории исключились частные закономерности, которые станови­лись предметом специальных наук — науки о гимнастике, легкой атлети­ке, плавании и др. Однако наиболее общие закономерности, которые дей­ствуют не только в этих видах упражнений, а касаются любых видов двигательной активности человека, не стали и не могут стать предметом какой-либо частной дисциплины. Разработка этих общих закономернос­тей и составляет основу современной теории физической культуры.

В качестве учебной дисциплины ТФК является основным профилирующим предметом профессионального образования по специальности физическая культура и спорт. Этот предмет имеет первостепенное значение в формировании основополагающих профессиональных взглядов и убеждений. Это база для освоения узкой специальности (тренер, инст­руктор, учитель, методист и т.п.). Поэтому в разработке специфических проблем теории и методики спортив­ной тренировки все спортивно-педагогические дисциплины опираются на основные положения теории физической культуры.

Проблема разработки концептуальных представлений о тенденциях развития физической культуры и спорта


Проблема исследования телесно ориентированных практик в рамках современной культуры в дискурсе современного развития антропологии. Концепция аналитической сомаэстетики Р. Шустермана.
Взаимообусловленность функций и форм физической культуры. Отражение в социальной структуре физической культуры особенностей ее формирования, возникающих в силу различия тех или иных сфер жизнедеятельности в обществе и развития социальных потребностей.
Проблема определения структурно-функциональных особенностей и разработки технологий видов и разновидностей физической культуры: базовой и базово-пролонгирующей; специализированно-прикладной; спортивной; адаптивной; оздоровительно-реабилитационной; повседневно-бытовой.
Проблематика повышения эффективности школьной физической культуры. Спортизация физического воспитания школьников.

Сравнительный анализ традиционных и нетрадиционных направлений в сфере физической культуры и спорта


Сравнительная характеристика исторически сложившихся и современных систем физических упражнений в различных регионах мира (йога, ушу, аэробика). Анализ их связи с особенностями культурных, общественно-политических и других факторов, оказавших влияние на их зарождение и развитие.
Проблема аккультурации заимствованных систем физических упражнений в современных системах физической культуры.
Проблема снижения интереса к традиционным для системы физической культуры средств физического воспитания. Проблематика интеграции спортивной и физической культур в контексте развития современных практик физического воспитания и адаптирования технологий спортивной подготовки и заимствованных систем физических упражнений к потребностям и условиям физического воспитания подрастающего поколения.

Научно-прикладные аспекты совершенствования отечественной системы физического воспитания


Проблематика уточнения целевых установок системы физического воспитания в контексте процессов эволюционного развития человека, биологических параметров, характеризующих оптимальное состояние организма и факторов внешней и внутренней среды.
Проблематика совершенствования программно-нормативных основ отечественной системы физического воспитания в соответствии с социальными, региональными и культурным факторами. Научно-теоретические аспекты разработки программно-нормативных основ в различных видах физической культуры.
Пути повышения эффективности физического воспитания как фактора самореализации человека и развитие физических и духовных способностей. Факторы и условия повышения эффективности физкультурной деятельности в современных условиях. Факторы, обеспечивающие эффективность средств, методов и форм построения и организации занятий.
Проблема формирования и эффективности организационных основ отечественной системы физического воспитания: исторический и современный аспекты. Развитие общественных и спортивных организаций, спортивных движений и инициатив и пути повышения эффективности их деятельности.
Проблематика формирования правовой базы функционирования физической культуры и спорта. Анализ закона Российской Федерации «О физической культуре и спорте и проблем, связанных с современной практикой спортивного движения и разворачивающимися процессами профессионализации и коммерциализации спорта.

Проблема разработки концептуальных представлений о тенденциях развития физической культуры и спорта


Проблема исследования телесно ориентированных практик в рамках современной культуры в дискурсе современного развития антропологии. Концепция аналитической сомаэстетики Р. Шустермана.
Взаимообусловленность функций и форм физической культуры. Отражение в социальной структуре физической культуры особенностей ее формирования, возникающих в силу различия тех или иных сфер жизнедеятельности в обществе и развития социальных потребностей.
Проблема определения структурно-функциональных особенностей и разработки технологий видов и разновидностей физической культуры: базовой и базово-пролонгирующей; специализированно-прикладной; спортивной; адаптивной; оздоровительно-реабилитационной; повседневно-бытовой.
Проблематика повышения эффективности школьной физической культуры. Спортизация физического воспитания школьников.

Сравнительный анализ традиционных и нетрадиционных направлений в сфере физической культуры и спорта


Сравнительная характеристика исторически сложившихся и современных систем физических упражнений в различных регионах мира (йога, ушу, аэробика). Анализ их связи с особенностями культурных, общественно-политических и других факторов, оказавших влияние на их зарождение и развитие.
Проблема аккультурации заимствованных систем физических упражнений в современных системах физической культуры.
Проблема снижения интереса к традиционным для системы физической культуры средств физического воспитания. Проблематика интеграции спортивной и физической культур в контексте развития современных практик физического воспитания и адаптирования технологий спортивной подготовки и заимствованных систем физических упражнений к потребностям и условиям физического воспитания подрастающего поколения.

Научно-прикладные аспекты совершенствования отечественной системы физического воспитания


Проблематика уточнения целевых установок системы физического воспитания в контексте процессов эволюционного развития человека, биологических параметров, характеризующих оптимальное состояние организма и факторов внешней и внутренней среды.
Проблематика совершенствования программно-нормативных основ отечественной системы физического воспитания в соответствии с социальными, региональными и культурным факторами. Научно-теоретические аспекты разработки программно-нормативных основ в различных видах физической культуры.
Пути повышения эффективности физического воспитания как фактора самореализации человека и развитие физических и духовных способностей. Факторы и условия повышения эффективности физкультурной деятельности в современных условиях. Факторы, обеспечивающие эффективность средств, методов и форм построения и организации занятий.
Проблема формирования и эффективности организационных основ отечественной системы физического воспитания: исторический и современный аспекты. Развитие общественных и спортивных организаций, спортивных движений и инициатив и пути повышения эффективности их деятельности.
Проблематика формирования правовой базы функционирования физической культуры и спорта. Анализ закона Российской Федерации «О физической культуре и спорте и проблем, связанных с современной практикой спортивного движения и разворачивающимися процессами профессионализации и коммерциализации спорта.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Особенности становления общей теории физической культуры как относительно самостоятельной отрасли научного знания, ее связь с другими отраслями науки. Роль общей теории физической культуры в системе высшего профессионального физкультурного образования.

Рубрика Спорт и туризм
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 28.06.2017
Размер файла 23,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Предметные контуры теории физической культуры

Содержание

1. Становление общей теории физической культуры как относительно самостоятельной отрасли научного знания

2. Тенденции развития современного научного знания, обусловившие формирование общей теории физической культуры

4. Связь общей теории физической культуры с другими отраслями науки

5. Уровни системы специализированных научных знаний о физической культуре по степени обобщенности и конкретной прикладности

6. Роль общей теории физической культуры в системе высшего профессионального физкультурного образования

1. Становление общей теории физической культуры как относительно самостоятельной отрасли научного знания

В современной истории развития научно-образовательной интегративной дисциплины о физической культуре и спорте с некоторой долей вероятности можно выделить периоды:

-накопление фактических данных и первые попытки создания обобщающих трудов ~ до ВОВ;

- становление и развитие науки о физическом воспитании ~ с 1940 по 1980 гг.;

- становление теории физической культуры и спорта ~ с 1980 по 1999 гг.;

- современный этап интеграции и дифференциации обобщающих научных знаний о физической культуре и спорте ~ с 2000 г.

Профессор Матвеев Л.П. осуществлял свою научно-педагогическую деятельность именно в этот период - с 1946 г. С учетом сотворенного, он по праву считается одним из основных создателей общепрофилирующих научно-учебных дисциплин о физической культуре и спорте. Об этом свидетельствуют его дела на педагогическом и научно-спортивном поприще, перечень и тираж трудов. По инициативе и под руководством Л.П.Матвеева в 1999 году кафедра была переименована в кафедру теоретико-методических основ физической культуры и спорта, а научная школа теории физического воспитания профессора А.Д.Новикова получила успешное развитие и мировое признание как Московская школа теории физической культуры и спорта.

Научные труды Л. П. Матвеева вошли в мировой фонд науки о физическом воспитании, физической культуре и спорте. Им подготовлено более 400 публикаций по фундаментальным и прикладным аспектам данной отрасли научного знания - монографий, программ, научно-исследовательских статей, в том числе первых и действующих официальных вузовских учебников по общей теории и методики физического воспитания, физической культуры, спортивной тренировки и спорта, которые переведены более чем в сорока странах мира.

Становление теории и методики преподавания учебной дисциплины, нацеленной на физическое воспитание учащихся, в России происходило в условиях острой конкурентной борьбы между сторонниками зарубежных, индивидуальных и народно-национальных систем физического воспитания. Это и стало одной из причин, затруднявших внедрение физической культуры в учреждения общего образования и формирование основ методики его преподавания. Радикальные перемены в положении физической культуры в школах и других учебных заведениях связаны с созданием социалистической системы народного образования в стране.

Возникновение современного спорта, как общественно значимого многофакторного явления является закономерным следствием исторической эволюции трех основных ветвей в развитии физической культуры - зрелищного, религиозного и воспитательного.

Источниками возникновения и развития теории и методики физической культуры являются:

- практика общественной жизни. Потребность общества в хорошо подготовленных людях вызвала стремление познать закономерности физического воспитания и на их основе строить систему управления физическим совершенством человека;

- практика физического воспитания. Именно в ней проверятся на жизненность все теоретические положения, могут рождаться оригинальные идеи, побуждающие теории и методики физического воспитания в разработке новых положений;

- прогрессивные идеи о содержании и путях воспитания гармонически развитой личности, которые высказывались философами, педагогами, врачами разных эпох и стран;

- постановление правительства о состоянии и путях совершенствования физической культуры в стране;

- результаты исследований как в области теории физической культуры, так и смежных дисциплинах.

2. Тенденции развития современного научного знания, обусловившие формирование общей теории физической культуры

Общая теория физической культуры - это система научных знаний в области физической культуры, дающих целостное представление о закономерностях ее функционирования и направленного использования с целью всестороннего гармонического развития человека.

Теория физической культуры относится к категории педагогических наук, так как она связана с процессами образования, обучения и воспитания человека. Но в отличие от других педагогических наук, теория физической культуры рассматривает взаимосвязи и взаимовлияния культуры общей и физической, раскрывает закономерности, по которым происходит управление физическим развитием человека и его физическое образование.

Теория физической культуры связана с дисциплинами гуманитарного характера (социология, психология, педагогика, философия и др.), а также с медико-биологическими и естественнонаучными дисциплинами (морфология, анатомия, физиология, биохимия, биомеханика, врачебно-физкультурный контроль).

Как наука, она исследует содержание, структуру, функции физической культуры, ее принципы, цели, задачи и средства, разрабатывает понятийный аппарат, а также изучает цели, задачи, методы и содержание отдельных видов физической культуры. Она раскрывает сложные взаимосвязи физической культуры с другими областями деятельности общества и всеми сторонами воспитания (трудовым, интеллектуальным, эстетическим, нравственным). физический культура научный образование

Таким образом, общую теорию физической культуры можно отнести ко всем сферам научного знания.

Каждая наука имеет свой объект и предмет изучения, а также понятийный аппарат, который устанавливает единое толкование профессиональных терминов при общении специалистов, а также преподавателей и учеников. Теория и методика физической культуры не является исключением.

Предметом исследования выступают средства приобщения человека к ценностям физической культуры.

В теории физической культуры можно выделить три блока: социологическое, педагогическое, биологическое.

Социологическое направление включает вопросы роли и места физической культуры как социальной подсистемы в жизни человека и общества, соотношения физической культуры с другими социальными явлениями, перспектив развития в связи с изменяющимися материальными, духовными, социальными условиями жизни, оптимальных форм привлечения и организации населения в соответствии с целями и задачами физической культуры.

Педагогическое направление подразумевает изучение общих закономерностей управления процессом приобщения населения к занятиям физической культурой и её видами.

Биологическое направление подразумевает изучение влияния двигательной активности на процесс жизнедеятельности организма человека, норм двигательной активности для достижения оптимального функционирования органов и систем, адаптации организма к двигательной активности различной по объёму и интенсивности, условий, в которых двигательная активность оказывает положительное воздействие на организм человека.

4. Связь общей теории физической культуры с другими отраслями науки

Сегодня теория физической культуры - вполне сформировавшаяся самостоятельная научная дисциплина. По своему основному содержанию она относится к общественным гуманитарным наукам, поскольку её интересует человек и социальные факторы его направленного развития и воспитания. Вместе с тем теория и методика физической культуры решает проблемы, находящиеся на стыке нескольких научных дисциплин. Она тесно связана с общей педагогикой, общей и возрастной психологией. Философия даёт ей методологическую основу познания, опираясь на которую учёные получают возможность объективно оценивать действие социальных законов в области физической культуры и спорта, проникать в сущность проблемы, обобщать, анализировать и открывать новые закономерности. Связь с биологическими науками продиктована необходимостью изучения реакций организма занимающихся на воздействие средств физического культуры. Только учитывая анатомические, физиологические и биохимические закономерности, протекающие в организме человека, можно говорить о положительном эффекте занятий физической культурой.

5. Уровни системы специализированных научных знаний о физической культуре по степени обобщенности и конкретной прикладности

Теория - это система основных идей в какой-либо отрасли знания, дающая целостное представление о закономерностях взаимосвязей между предметами, явлениями, процессами реального мира.

Знания - это конкретные взаимосвязанные факты, теоретические обобщения, законы. Это совокупность накопленных в процессе общественно-исторического развития человеческого общества сведений о природе, культуре, технике, самом человеке.

По отношению к процессу физического воспитания знания могут быть рассмотрены в двух аспектах:

* как достояние каждого учащегося, которое он приобретает в процессе обучения и может использовать для достижения целей по сохранению и укреплению своего здоровья, физического самосовершенствования, удовлетворения различных физкультурно-спортивных интересов и потребностей.

Стратегическая цель функционирования физической культуры как социально-педагогической системы конкретизируется в задачах, которые необходимо решать с любым контингентом занимающихся, выделяя при этом образовательные задачи, задачи развития физического развития и задачи воспитания личности.

К образовательным задачам относят:

- формирование и доведения до необходимой степени совершенства разнообразных двигательных умений и навыков;

- овладение целостной системой знаний, необходимых для укрепления и сохранения здоровья средствами физической культуры, для сознательного освоения двигательных умений и навыков, для физического совершенствования и развития двигательных способностей и др.

Задачи физического развития включают:

- оптимальное развитие физических качеств (способностей) - кондиционных (силовых, скоростных, выносливости, гибкости) и координационных;

- совершенствование телосложения и гармоническое физическое развитие;

- укрепление и сохранение здоровья, закаливание, восстановление

работоспособности после болезней и травм;

- многолетнее сохранение высокого уровня работоспособности.

К воспитательным задачам относятся:

- формирование мировоззрения, убеждений, установок, потребностей, мотивов, интересов, активного и осознанного отношения к деятельности, определенной сферой физической культуры;

Система физической культуры включает мировоззренческие, теоретико-методические, программно-нормативные и организационные основы, обеспечивающие физическое совершенствование людей и формирование здорового образа жизни.

6. Роль общей теории физической культуры в системе высшего профессионального физкультурного образования

- во-первых, фундаментальным характером профессионально-ориентированных знаний, умений и навыков, составляющих основу для дисциплин предметного блока;

- во-вторых, интегрирующей ролью теории и методики физического воспитания в структуре учебных дисциплин;

- в-третьих, дисциплина ТФК тесно связана с курсом педагогического физкультурно-спортивного совершенствования, составляющего стержень профессиональной подготовки студентов, вокруг которого объединяются дисциплины учебного плана, включенные в учебный процесс от первого курса до выпускного.

Особое место отводится изучению средств, методов и принципов физического воспитания, закономерностей формирования двигательных умений и навыков, воспитанию физических качеств, структуры обучения, педагогических методов исследования в физическом воспитании в целях формирования у студентов более осмысленного отношения к процессу занятий физическими упражнениями.

В процессе изучения дисциплины большое внимание уделяется самостоятельно-контролируемой работе, как на занятиях, так и во внеаудиторное время, которая способствует формированию более глубоких знаний в области физической культуры и спорта, развитию творческих способностей, совершенствованию профессиональных качеств.

Теория физической культуры позволяет студенту понять сущность физической культуры как социального, педагогического явления, уяснить взаимные связи и взаимные влияния общей культуры и культуры физической, представить себе ее структуру (строение) и функции (способы деятельности).

Владение теорией физической культуры определяет уровень и степень образованности специалистов, также уровень их профессиональной компетентности. Специалист не может решать задачи на высоком профессиональном уровне, не владея достаточным объемом научно-теоретических знаний. Специалисту необходимо не только научиться свободно и уверенно пользоваться, оперировать формулировками, понятиями и категориями, но и уметь уточнить, дополнить или углубить их за счет обобщения результатов своей практической деятельности, осмыслить ее с позиции теории познания и теории физической культуры.

Список литературы

1. Барчуков И.С., Нестеров А.А. Физическая культура и спорт. Методология, теория, практика. М.: Академия, 2009. - 528 с.

2. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания. М.: ФиС, 2009. - 200с.

3. Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний: Учебное пособие. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2007. - 224с.

4. Максименко А.М. Теория и методика физической культуры: Учебник. - М., 2009. - 544 с.

6. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. - Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: Академия, 2000. - 480 с.

Подобные документы

Роль физической культуры в современном обществе. Анализ рынка труда в сфере физической культуры. Качества специалиста, обусловливающие эффективность профессиональной деятельности. Правовое регулирование и управление в области физической культуры и спорта.

курсовая работа [44,1 K], добавлен 15.12.2008

Понятия теории физической культуры как вида общей культуры, части культуры личности. Социальные функции физической культуры студенческой молодежи. Основные положения и требования учебной программы, цель, задачи и формы организации физического воспитания.

реферат [27,8 K], добавлен 15.02.2010

История возникновения и развития физической культуры как части общечеловеческой культуры, роль Древней Греции в данном процессе. Особенности становления физической культуры как искусства в Риме и странах Древнего Востока, их характерные признаки.

реферат [18,1 K], добавлен 06.06.2009

Анализ компонентов модели формирования физической культуры на основе спортизации физического воспитания. Критерии оценки сформированности физической культуры личности в условиях непрерывного физкультурного образования. Повышение двигательной активности.

презентация [1,2 M], добавлен 21.12.2016

Роль физической культуры у Древних славян и в христианскую эпоху страны. Спорт как доминирующая форма проявления физической культуры. Особенности физической культуры в СССР и в современной России. Значимость массового спорта в общественном сознании.

В условиях современного мира с появлением устройств, облегчающих трудовую деятельность (компьютер, техническое оборудование) резко сократилась двигательная активность людей по сравнению с предыдущими десятилетиями. Это, в конечном итоге, приводит к снижению функциональных возможностей человека, а также к различного рода заболеваниям. Сегодня чисто физический труд не играет существенной роли, его заменяет умственный. Интеллектуальный труд резко снижает работоспособность организма.

Содержание

1. Формы работы по физической культуре………………………………….4

2. Двигательные умения и навыки, физиология их формирования и совершенствования………………………………………………………………….7

Физиологическая характеристика, ее динамика у лиц, занимающихся ациклическими видами. Опорно-двигательный аппарат, нервная, сердечно-сосудистая, дыхательная, выделительная системы, расход энергии…………….9
Заключение……………………………………………………………………26

Список использованных источников………………………………………27

Работа содержит 1 файл

реферат_физическая культура.docx

1. Формы работы по физической культуре………………………………….4

2. Двигательные умения и навыки, физиология их формирования и совершенствования………………………………… ……………………………….7

  1. Физиологическая характеристика, ее динамика у лиц, занимающихся ациклическими видами. Опорно-двигательный аппарат, нервная, сердечно-сосудистая, дыхательная, выделительная системы, расход энергии…………….9

Список использованных источников………………………………………27

В условиях современного мира с появлением устройств, облегчающих трудовую деятельность (компьютер, техническое оборудование) резко сократилась двигательная активность людей по сравнению с предыдущими десятилетиями. Это, в конечном итоге, приводит к снижению функциональных возможностей человека, а также к различного рода заболеваниям. Сегодня чисто физический труд не играет существенной роли, его заменяет умственный. Интеллектуальный труд резко снижает работоспособность организма.

Но и физический труд, характеризуясь повышенной физической нагрузкой, может в некоторых случаях рассматриваться с отрицательной стороны.

Вообще, недостаток необходимых человеку энергозатрат приводит к рассогласованию деятельности отдельных систем (мышечной, костной, дыхательной, сердечно-сосудистой) и организма в целом с окружающей средой, а также к снижению иммунитета и ухудшению обмена веществ.

В то же время вредны и перегрузки. Поэтому и при умственном, и при физическом труде необходимо заниматься оздоровительной физической культурой, укреплять организм.

Физическая культура оказывает оздоровительный и профилактический эффект, что является чрезвычайно важным, так как на сегодняшний день число людей с различными заболеваниями постоянно растёт.

Физическая культура должна входить в жизнь человека с раннего возраста и не покидать её до старости. При этом очень важным является момент выбора степени нагрузок на организм, здесь нужен индивидуальный подход. Ведь чрезмерные нагрузки на организм человека как здорового, так и с каким-либо заболеванием, могут причинить ему вред.

Таким образом, физическая культура, первостепенной задачей которой является сохранение и укрепление здоровья, должна быть неотъемлемой частью жизни каждого человека.

1. Формы работы по физической культуре.

Любое сложное общественное явление и каждая область человеческой деятельности имеет свою структуру. Под структурой явления понимают, во-первых, состав его компонентов (частей, видов), и, во-вторых, связи и отношения между этими компонентами, их внутреннюю организацию, упорядоченность. Физическая культура, являясь сложным социальным явлением, также имеет собственную структуру.

Так, остановлюсь подробнее на компонентах физической культуры:

  • Базовая физическая культура составляет фундамент физической культуры. Она является одним из важнейших компонентов образования и воспитания, т.к. направлена на обеспечение базового уровня общей физической подготовленности, необходимого в любой из сфер человеческой деятельности.

Базовыми, непременными двигательными навыками являются ходьба, бег, прыжки, метания, плавание. В основе их формирования лежат естественные физические способности: сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость.

Основным видом базовой физической культуры является школьная физическая культура, формой организации которой является урок, призванный последовательно создавать благоприятные условия для физического развития учащихся.

В зависимости от этапов возрастного развития и условий жизни, а также личных интересов и потребностей отдельных людей содержание базовой физической культуры может изменяться. Ее задачи могут также решаться в форме секционных и самостоятельных занятий по общей физической подготовке. Для базовой физической культуры характерно, что содержание занятий обеспечивает комплексное совершенствование физических возможностей занимающихся.

В состав базовой физической культуры включены и элементы спорта, направленные преимущественно на достижение базовой физической подготовленности.

Спорт высших достижений ориентирован на достижение наивысших результатов на уровне предельных и около предельных человеческих возможностей. Базовый спорт обеспечивает достижения массового уровня и широко используется для повышения и сохранения общей физической подготовленности. Профессионально-прикладная физическая культура. Этот компонент физической культуры направлен на формирование и совершенствование таких специфических двигательных навыков, которые позволяют человеку выполнять профессиональные функции эффективно, экономно, сохраняя достаточно длительное время высокую работоспособность. Видами этого направления являются: профессионально-прикладная физическая подготовка (в том числе производственно-прикладную и военно-прикладную), преимущественно направленная на совершенствование тех свойств организма, от которых непосредственно зависит качество профессионального труда, благодаря чему сокращается время, необходимое для освоения профессии (особенно военные профессии предъявляют высокие требования к физическим качествам человека). производственная физическая культура призвана способствовать повышению производительности труда и предупреждать возможное негативное влияние характера и условий труда на физическое состояние человека. Формами производственной физической культурымогут быть вводная гимнастика, физкультпаузы, физкультминутки, послерабочие реабилитационные упражнения и др.

  • Оздоровительно- реабилитационная физическая культура, представляющая собой относительно самостоятельное направления использования физической культуры в качестве средства лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных вследствие заболеваний, травм, переутомления.

Выделяют следующие виды оздоровительно- реабилитационной физической культуры: лечебная физическая культура и спортивно реабилитационная физическая культура. Первая (ЛФК) включает обширный комплекс средств и методов (лечебная гимнастика, дозированная ходьба, бег и др.), специализированных в зависимости от характера нарушения функций, заболеваний и травм. Вторая (спортивно-реабилитационная) входит в систему подготовки спортсмена, где играет важную роль в восстановлении функциональных возможностей спортсмена после напряженных тренировочных и соревновательных нагрузок, при перетренировке и ликвидаций последствий спортивных травм.

Фоновая физическая культура. Под этим условным названием объединены гигиеническая физическая культура (занятия физическими упражнениями в режиме повседневного быта, не связанные со значительными нагрузками: утренняя гимнастика, прогулки и др.) и рекреативная физическая культур (использование физических упражнений для развлечений: игры на пляже, гребля, туристические походы и др.). Как правило, в фоновой физической культуре нагрузка незначительна и поэтому коррекции процесса физического развития не происходит. Тем не менее двигательная активность создает благоприятный функциональный и эмоциональный фон для жинедеятельности организма.

Итак, выше были рассмотрены наиболее крупные компоненты (виды) физической культуры. Фактически эти компоненты не только взаимосвязаны, но отчасти совпадают. В то же время они имеют определенные различия по целям, функциям, специфике задач. [1]

2. Двигательные умения и навыки, физиология их формирования и совершенствования.

Быстрота и прочность формирования двигательных навыков зависят от многих причин.

  1. Физиологическая характеристика, ее динамика у лиц, занимающихся ациклическими видами. Опорно-двигательный аппарат, нервная, сердечно-сосудистая, дыхательная, выделительная системы, расход энергии.

По структурности движения физические упражнения подразделяются на три вида: циклические, ациклические и смешанные.

1. Циклические упражнения (бег, ходьба, гребля, велоспорт, бег на коньках, плавание) отличаются повторяемостью фаз движений, лежащих в основе каждого цикла, и тесной связанностью каждого цикла с последующем и предыдущим. В основе циклических локомоций лежит ритмический двигательный рефлекс, проявляющийся автоматически. Таким образом, общими признаками циклических упражнений являются:

Читайте также: