Как нужно воспринимать картину доклад

Обновлено: 08.07.2024

“Что хотел сказать автор?” – каждый хотя бы раз задавался этим вопросом, посещая выставку искусства.

Мы рекомендуем 10 способов, которые помогут понять любую картину.

Мы уже писали о том , как узнать художника по стилю. Теперь поговорим о расшифровке картин.

Прочитайте название. Подойдите максимально близко к изображению. Всмотритесь в мазки, особенно, если это масляная фактурная живопись. Затем опять отойдите на некоторое расстояние, чтобы смог сложиться целостный образ для удобного восприятия. Далее следуйте нашей инструкции.

1. Узнайте год написания картины, биографию художника и направление, в котором он работал.

Тогда станет понятно, почему автор выбрал именно эту тему и сюжет, как отразились исторические события в произведении. Попробуйте сопоставить даты, которые вам известны за этот период и найти аналогии в произведении.

Это место, на которое сразу падает взгляд, с него начинается осмотр произведения. “Точка входа” несет важную эмоциональную и смысловую нагрузку. Все знают картину А.И. Куинджи “Лунная ночь на Днепре”. Луна – “точка входа”, главный образ и центр картины.

3. Прислушайтесь к своим эмоциям.

Посмотрим на гравюру Альбрехта Дюрера “Меланхолия”. Что Вы чувствуете? Горе, печаль, уныние – меланхолию. Анализируя работу, мы видим, что перед нами 3 уровня познания. Двигаемся из правого нижнего угла влево: гвозди, пила, линейка – символы ручного труда. Завершает “физический уровень” шар – в XV веке вершина мастерства рабочего. Смотрим в центр картины: ангел читает книгу, перед нами уровень познания. И, наконец, верхний уровень – истина и просвещение, к котором приходит автор. Чем больше знаешь, тем глубже видишь. Многие знания преумножают скорбь – вот причина душевной раны девушки. Но о душевной ране мы понимаем и из эмоционального анализа картины.

4. Мысленно начертите диагонали картины.

Просто выделите главные образы и проведите линии сквозь них. Получился крест? Отлично! Перед Вами смысловой центр картины, обычно в него вкладывается важный смысл. Теперь смотрите на композицию. Какая геометрическая фигура лежит в изображении? Круг – символ гармонии, бесконечности, космического единства. Квадрат – 4 стихии, мистическая символика земли. Треугольник – единство, жизнь, триада богов (Отец, Сын, Святой Дух), воскрешение.

Смысловые диагонали в картине Сурикова “Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге”

Смысловые диагонали в картине Сурикова “Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге”

5. Присмотритесь к пропорциям.

Соблюдены ли они? Если нет – это авторский акцент. Посмотрим на “Скачки в Эпсоме” Жерико. Художник удлиняет тела лошадей, чтоб подчеркнуть их скорость.

6. О чем говорит колорит или цветовая гамма?

У каждого цвета есть значение, смысл. До начала XX века цвет связан с формой: яблоко красное или желтое, море синее, облака белые или серые. Казимир Малевич своим “Черным квадратом” совершает революцию. Теперь цвет самодостаточен, он имеет самостоятельное содержание. Появляется целое направление – супрематизм. Например, красный – страсть, динамика, кровь, революция. Голубой – спокойствие, чистота, небо.

7. Обратите внимание на время дня и года.

Зима символизирует застой, возможно, смерть. Весна – начало жизни, надежда. Ночь – всегда тайна, мистика, чувственность.

8. Всмотритесь в сюжет.

Видите библейский, литературный или исторический контекст? Узнайте всю историю. Это крайне важно для понимания картины.

9. Расшифруйте аллегории.

Просто перечислите все образы картины: ночь, луна, дым, скалы и подумайте, что значит каждый из них. Воспользуйтесь справочной литературой, например, словарем символов Трессидера.

10. Исследуйте картину на наличие надписей и чисел.

Ни один художник не будет рисовать слова и числа просто так. Переведите непонятные выражения, узнайте, что значит каждое число. Ведь вы знаете, что каждое число имеет скрытый смысл? Все часы Сальвадора Дали, например, показывают 6 часов. А 6 – это совершенство, истина, удача.

Многие думают, что изобразительное искусство — самое простое для восприятия из всех существующих искусств, но это далеко не так. Отсутствие труда, как, например, при чтении или длительном созерцании театрального действия, обманчиво.

Как правило, мы на бегу формируем своё мнение об увиденной нами картине, за доли секунды решая — нравится или нет. Я уже писал о том, что искусство и вообще интеллектуальная деятельность далеки от солёной рыбы, которая может быть кому- то не по вкусу.

Многие ли задумывались над тем, что не простая эта простота, и одного взгляда мало, чтобы определить, какова ценность той или иной картины.

Картина — прежде всего плоскость, на которой показана имитация реального либо условного сюжета, и следует ли ориентироваться только на иллюзорность изображённого?

Вопрос на засыпку: надо ли есть нарисованную рыбу? Такую ли цель преследовал автор, пытался ли он нас обмануть, создав иллюзию реальности?

Многие думают, что творческий процесс — это лишь созидание, то есть подражание реальному миру. Но разрушение — тоже творчество, и кубизм Пикассо лучший тому пример. Разрушая форму, он творит, его образы неподражаемы, созданный им мир уникален.

pikasso

Портрет Амбруаза Воллара, Пикассо.

Так ли легко понимать картины, как кажется на первый взгляд, и доступно ли изобразительное искусство для восприятия всем, кто мешает мух с котлетами, а картины с рыбой?

В отличие от кино, театра и других видов искусства, картина не существует во времени, то есть нам не нужно следить за действием, чтобы понять происходящее. Изображение на холсте статично. Простыми словами, картинка не движется, мы видим лишь остановленное автором мгновение, которое оцениваем сиюминутно, не вникая в детали.

Чтобы составить впечатление о фильме, нужно смотреть его целых два часа, а картина достойна одного взгляда. Довольно большой процент зрителей именно так и судит обо всём изобразительном искусстве.

Разве не так мы бежим по залам музея? Картины как слайды мелькают перед глазами, сливаясь в одну киноленту, а что в результате — каша из десятков образов, которые мы завтра и не вспомним.

В идеале музей следует посещать каждый раз ради одной картины, она сама по себе целый фильм, театральное представление, если хотите. Она достойна того, чтобы Вы уделили ей больше, чем одно мгновение.

Если говорить о классическом понимании изобразительного искусства, то картина имеет время и действие, которое она изображает, её сюжет развивается последовательно.

У картины, повторюсь, в её классическом понимании (мы сейчас не говорим о современном искусстве) есть вход в композицию и заданное автором движение. Зритель не просто созерцает сюжет, а движется по изображению так, как это задумал автор.

В картине есть как прошлое, так и будущее, мы с лёгкостью можем это представить, основываясь на том, что запечатлел художник. Конечно, всё это станет возможным, если мы перестанем относиться к изобразительному искусству как к самому лёгкому для восприятия.

Древние греки судили о мастерстве художника по тому, как он мог обмануть зрителя реализмом изображённого. В истории, рассказанной писателем Плинием Старшим (I в. н. э.), птицы путают изображённый виноград с реальным.

Будем ли мы сегодня восхищаться подобным сюжетом? Кто-то, конечно, будет из числа тех, кто путает рыбу с картиной и на бегу выносит суждения о тех или иных произведениях, но уверен, не все такие.

Возьмём, к примеру, меня, зачем далеко ходить? Меня не убеждает реалистично изображённый виноград, я не птица, мне этого мало. Восхищаться фотографичностью картинки в двадцать первом веке, по меньшей мере, странно.

Мне недостаточно того, что изображённый сюжет идентичен оригиналу. Я хочу видеть, а прежде всего, чувствовать, что переживал автор. Я хочу следить за тем, как он мыслит, как общается со зрителем, какие приёмы использует, технические и композиционные.

У меня есть и свои предпочтения, так как я живописец — это колорит, цвет. Это то, что меня завораживает. Подчеркну, именно цвет, а не краска, так как многие не видят никакой разницы. Следует обратить внимание, что живопись — это игра оттенков, а не раскрашенная колерами плоскость.

Меня восхищает и приводит в восторг дышащая цветом поверхность произведений мною любимых художников, я могу часами рассматривать фактуру на полотнах, источающих лёгкость и свежесть живописи.

Безусловно, мне интересно, почему автор выбрал тот или иной сюжет, что его побудило, и какую цель он преследовал. Мне импонирует открытость, честность художника и чуждо желание понравиться, приукрасить, угодить зрителю.

Я вижу в современной живописи чистый жанр, освобождённый от идеологических и угоднических смыслов. Для меня живопись самостоятельна, и порой мне достаточно одного только колорита, чтобы понять, почувствовать, сопереживать автору.

Конечно же, я пришёл к этому не сразу, тому виной годы творческого поиска и постоянно приобретаемые знания. Я писал, что все мы самоучки, иначе и быть не может. Мне трудно представить, что можно в какой- то момент завершить обучение и сказать, что мне достаточно знаний.

Именно в моих знаниях кроется нежелание быть обманутым, я не жду от художника идентичности изображаемого, мне важна его индивидуальность, его творческий язык, его честность. Эти качества не может повторить ни одно техническое устройство. Именно они уникальны и интересны зрителю подготовленному, которому близки, в первую очередь, свежие решения, а не заезженные штампы.

Вернёмся к поставленному нами вопросу — как понимать картину? Самое первое — остановитесь, уделите ей чуть больше времени, нежели обычно. Пережив эмоционально первое впечатление, задайте себе вопрос, какие задачи ставил перед собой автор и достиг ли он их?

Если картина сюжетная, историческая, концептуальная, Вам следует знать подтекст.

Помимо понимания сюжета Вам очень бы помогли принципы художественного видения, например, как автор манипулирует пятном на плоскости.

Обладая знаниями, Вы бы по-иному увидели мир, а знакомые ранее произведения открылись Вам заново.

Будьте внимательны к картине. В спешке можно так и не увидеть главного. Аппетит приходит во время еды, так и страсть к изобразительному искусству растёт по мере того, как Вы открываете новые горизонты там, где раньше стеной стоял туман непонимания.

Желаю всем творческих успехов и хочу напомнить, что на блоге в правом верхнем углу есть форма подписки. Рекомендую подписаться, будете в курсе обновлений блога.


Этот блог читают 3875 начинающих (и не только) художников, пока пьют кофе у мольберта. Читай и ты.

Нажимая на кнопку "Да, хочу", я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Рыба, нарисованная рыба, художник и зритель — в этом квартете вряд ли поймут друг друга, ну разве что — зритель и рыба, а художник может плыть за вдохновением и будет прав….

Я не че непонимаююю просто ррисую

Большое Спасибо Александр ,очень познавательные строки и фразы.Все коротко и ясно.

: ))) Хорошо написано.
Логично было бы теперь поговорить о мастерах гиперреализма…
: )))

Здравствуйте, Людмила! Почему бы нет, возьму на заметку как тему для следующих статей. Спасибо за отзыв!

Александр! Спасибо, что Вы есть!

Здравствуйте, Оксана! Взаимно, спасибо всем читателям блога и отдельное спасибо всем, кто участвует в обсуждениях.

Александр, спасибо большое! Очень интересны ваши мысли о живописи! Действительно, прежде, чем высказывать недовольство о картине, можно попробовать порассуждать, поразмыслить над сюжетом, окунуться в цветопередачу… А мы, вы правы, восхищаемся своим и осуждаем других. Спасибо еще раз за подсказку переоценить свой взгляд на картины художников, за необходимость пристального вглядывания в картину, стараясь угадать настроение и эмоции художника, создававшего картину!

Чтобы понять картину, надо знать биографию художника, его стиль, историю эпохи в которой он жил. Иначе- это будет поверхностный просмотр картин, как пролистывание картинок в журнале. Когда-то в Третьяковке нам попался экскурсовод, об’ ясняющий моим 6-летним школьниками историю эконописания. Дети провели два часа на ногах, не замечая времени. Это талантливая женщина учила детей ВИДЕТЬ И ПОНИМАТЬ картины.

Эконописания= иконописи. Извините, это компьютер сам исправляет мои слова.

Я не поклонник Малевича, но хочу исторической справедливости! Кажется, уже был разговор на эту тему. Он: 1. не абстракционист, 2. никого не обманывал, 3. умер, по-моему, в нищете, как и жил — не в большом богатстве.
Если вы имеете ввиду его квадраты и треугольники — то как раз вся статья Александра об этом — контекст произведения! Если не потрудиться его выяснить для себя — можно очень много НЕ приобрести от знакомства с картиной.
Александр — спасибо за ваш труд на добро нам.

Здравствуйте, Natt! Самое интересное, что Малевич рисовать умел и здесь Ваша логика не работает, тому есть факт существования его работ в традиционной манере. Ваше право считать себя обманутой или нет, но я бы не спешил делать неочевидные выводы. В общем-то моя статья как раз о том, что если Вы что-то не понимаете, то причины кроются в Вас. Вы можете не принимать того или иного художника, но понимать обязаны, хотя бы для того, чтобы обоснованно выражать своё мнение. Спасибо за отзыв!

Спасибо, Александр!
Иногда задумывалась, что меня тянет в наш музей ИЗО снова посмотреть уже виденное, не только ощутить атмосферу. Даже муж приобщился, интересно вместе с ним обсудить увиденное. Ответ в этой статье ясен, и не так прост :) Это же здорово, что можно учиться всю жизнь! Так увлекательно!

Можно даже по алгоритму построения движения взгляда в рамках композиции запустить в работу свою фантазию, и пусть наш мозг не компьютер, но часто отрабатывает поставленную задачу выше всех ожиданий и предлагает интересные решения.

Александр Вячеславович, над любым интеллектуальным видом искусства необходимо размышлять, оно для этого и создано. Тоже самое происходит и с театральными постановками и с любимыми фильмами. Хочется пересмотреть фильм, сходить повторно на любимый спектакль. Вернуться в музей и по-новому увидеть понравившуюся картину. Однажды в беседе с художником с огромным стажем работы живописцем, оформителем, с высшим художественным образованием. Она преподавала в детской художественной школе декоративно-прикладное искусство. Вообщем, человек знает о живописи все. И вдруг на вопрос, когда будет ее очередная персональная выставка говорит, что больше не пишет картин. А на моё недоумение Почему? отвечает Надоело…
Я опять недоумеваю, как живопись может надоесть, тем более она востребована в своей среде.
Встречали ли Вы таких людей, разочаровавшихся в своей живописной профессии?
Заранее спасибо за ответ.

Здравствуйте, Виктория! Интересная тема, давайте возьмём её за основу в следующей моей статье, где я постараюсь ответить развёрнуто на Ваш вопрос. Спасибо за отзыв!

….художникам надо в современности учитывать понятие скорости,которая затрагивает своим увеличением не только средства связи,транспорт и т д-НО И ВОСПРИЯТИЯ….человеческое внимание нужно уметь затормозить человека первичной эффектностью картины,которая остановит его -дабы подетальней уделить внимание полотнам!!А для этого в наше время сложновато добиться,что бы произведение выделялось,-выделялось на фоне всего многого и обильного,которое преподносит нам современность. Уж сколько стилей,техник,способов и тематик развилось в изобразительном творчестве/да и любая изобразительная часть современности сказалась на восприятиях человека(телевизор,интернет,дизайн и прочее),-сказалось так что каждое последующее появление чего то нового в искусстве -обычно и не сможет выделится и держаться , так как хочет художник,(дабы дать обратить на себя внимание и ЗАПОМНИТЬСЯ)……. СЛОЖНОЙ ЗАДАЧЕЙ ЯВЛЯЕТСЯ ИМЕННО ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕГО ТО РАДИКАЛЬНОГО-НО ПРИЯТНОГО ДЛЯ ЗРИТЕЛЯ. Сейчас мало чем новым удивишь людей,даже радикально новое может не восприняться человеком…поэтому изначальная задача художника в наше время это многолетнее изучение восприятий людей,их потребностей в переживании,общественного менталитета и прочего. Да и этого мало,-картина в первую очередь должна понять зрителя и уделить внимание его восприятиям и вкусу ,дабы завлекая его -увлечь в мир художника и то что хочет объяснить сам художник. НО не отвлекаясь от темы скорости…-человек хочет не только отдохнуть от всей суеты,но и обрести отличное настроение,поэтому все творческие работы не должны напрягать понимание и зрение ,в первую очередь полотно должно понять человека дав ему отдыха,эмоционального восстановления и вдохновляющего настроения для бодрого желания жить.

….так что одним словом-ХУДОЖНИК( в первую очередь) ОБЯЗАН ПОНЯТЬ ЧЕЛОВЕКА! и только потом поймут его

Во первых — САМ ХУДОЖНИК — это ЧЕЛОВЕК ( с большой буквы), Во вторых — ХУДОЖНИК с талантом от БОГА, В третьих — МАСТЕР ( образованность, знания основ композиции, материалов…) Это три ипостаси ХУДОЖНИКА! Ни один композитор не напишет муз. произведения, не зная нотной грамоты. Всегда и сейчас особенно, художники пекутся как пирожки, захотел — и стал. Продавцы, дворники, мед. сёстры, предприниматели……НО НАСТОЯЩИЙ ХУДОЖНИК, который с детства стремился к познанию ИЗО, истинный талант — НИКОГДА НЕ БУДЕТ ни предпринимателем, ни мед. работником, ни дворником….ОН БУДЕТ ГОЛОДНЫМ, НЕ ПРИЗНАННЫМ…..иногда спиваться…НО ОСТАНЕТСЯ ТОЛЬКО ХУДОЖНИКОМ. И конечно он знает, что его картина принадлежит ему, пока он её пишет, создаёт. Но когда картина написана и он вложил в неё свою душу…КАРТИНА НАХАЛЬНО НАЧИНАЕТ ЖИТЬ СВОЕЙ СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНЬЮ, как рождённый человек с качествами родителя! Хотелось бы на выставках, где художники выставляют свои абстрактные картины — В НАЧАЛЕ УВИДЕТЬ СТАНКОВУЮ ЕГО РАБОТУ, ПОСТАВЛЕННУЮ ГРАМОТНО,…..что бы знать, с кем имеешь дело.
Ведь только специалист может видеть, что это МАЗНЯ. Тем более есть тенденция СИЛЬНЫХ МИРА СЕГО, делать людей ненормальными, выставляя на мировые аукционы просто жуть. Александр Григорьев, вы согласитесь со мной, если вам нравиться колорит, но и там необходимо понятия ТОНА и КОМПОНОВКИ ЦВЕТОВЫХ ПЯТЕН, т.е. изобразительная грамота. ВСЕМ РАДОСТИ И ЗДОРОВЬЯ!

Здравствуйте,Екатерина! Мне нравятся Ваши определения художника — и первое, и второе, и третье, также приветствую Вашу веру в настоящего творца. Интересно, что всё того же художника Вы хотите видеть прежде как мастера станковой картины, а уже затем в иных ипостасях. Получается, что Вы оправдываете только ту мазню, что подкреплена крепкими академическими полотнами. Либо Вы её (мазню) видеть не хотите? Определитесь, Екатерина, в своих предпочтениях, нам будет тяжело услышать друг друга, пока Вы так сложно излагаете. По поводу всевидящего специалиста скажу следующее, Вы тоже можете им стать, если перестанете судить на бегу и приобретёте знания. Да и людей невозможно сделать ненормальными, если они этого сами не захотят. По поводу колорита следует сделать уточнение. Колорит — это один из элементов композиции, а именно, живописи, он стоит в одном ряду с тоном и компоновкой, то есть колорит не включает в себя эти понятия, разве что отчасти. Спасибо за отзыв!

Спасибо за статью, Александр! Думаю мало кто приходит в галерею чтобы так глубоко продумать, прожать каждую картину. Многие об этом не догадываются. как и я (до прочтения статьи). Раньше меня вообще не интересовала живопись, мне было не интересно смотреть на картины. Сейчас же я смотрю с большим интересом, т.к. сама влилась в это творчество. А после прочтения этой статьи буду задумываться над каждой увиденной картиной. Ведь это так важно — понять автора, понять смысл картины, прожить ее.
Да, это важно. Но не все об этом догадываются мне кажется)

Большое спасибо за статью! Мне очень интересно бывать на Вашей странице. На склоне лет познала много нового и многое поняла в себе. В свое время, когда с детьми ходила в Третьяковскую галерею, то всегда смотрели работы только одного художника. Сначала читала им о художнике, о его жизни, смотрели его работы на открытках, в журналах, везде где можно было, и только потом шли в галерею. Они вспоминают это до сих пор. Еще раз спасибо!

Большое спасибо) Я совсем не разбираюсь в живописи-например,картины Модильяни вызывают во мне депрессивное настроение и неприятие,вместо того,чтобы вызывать восторг и восхищение.То же самое-Малевич с его черным квадратом.Мне их не понять,и даже вспоминается сказка о голом короле. Я должна восторгаться и восхищаться,а не получается. Наверное,я никогда не научусь разбираться в искусстве,увы(

Каждая новая Ваша статья, Александр, заставляет задуматься, открывает новые знания. Понемногу у меня накапливаются золотые запасы, и я становлюсь богаче, так как обретаю бесценный опыт, благодаря Вам. Вы пробуждаете к действию! Завтра же пойду в музей (сегодня там выходной день)!! Спасибо Вам)))

Александр,статья очень понравилась!
Общаясь с такими людьми как Вы, которые понимают, любят искусство,начинаешь верить,что можно разобраться как понимать искусство,изучить его как таковое.Отточить восприятие,почувствовать жизнь ярче и увлекательней.

Здравствуйте, Тома! Приходите на 4 урок бесплатного курса, там будет ответ на Ваш вопрос.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Как научиться понимать картину. Презентация на заданную тему содержит 14 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Анализ живописи Анализ живописи Вид живописного изображения: монументально-декоративная (настенная) или станковая картина? Изобразительная и экспрессивно-декоративная функция живописного изображения; Размеры, формат; Основа, на которую нанесено изображение (камень, холст, дерево, штукатурка, стекло), и техника, в которой выполнено произведение (фреска, темпера, мозаика, масло, пастель и др.) Пространственная организация: интерпретация линии, силуэта, пластики, объёмов, светотени; выбор точки зрения, линии горизонта (нормальная, высокая, низкая) ритмическая структура и композиция в целом; колорит (теплый, холодный или смешанный), цветовая гамма (спокойная или напряжённая).

Круглый стол, столешница которого укреплена на срубленном стволе дерева, на столе остатки еды. Почему стол круглый?

Художник расположил фигуры солдата, крестьянина и студента (или писаря) спящими под деревом , но не выпускающими орудий своего труда. Как вы думаете почему? Очень важно! Композиция построена по круговому принципу: фигуры как бы вращаются вокруг круглого стола, подобно тому, как Земля вращается вокруг Солнца.

Какую роль играют в картине запеченная утка на блюде, жареный поросёнок, бегущий на фоне горы из сладкой каши , одежда, висящая на ветке дерева и кактус из склеенных лепешек?

С какой целью Питер Брейгель изобразил на картине яйцо? Почему Питер Брейгель изобразил выеденное яйцо? .


Как сделать

Кто они такие – любители живописи

Как художник воплощает в картине свои идеи

Глаза нас частенько подводят. Вот и в живописи изображенное на картине далеко не всегда равнозначно тому, что хотел сказать автор. Да, любителям телевизионных программ, обожающим смотреть красивые картинки, лежа на диване, это не понравится. Прибегая к использованию техники живописи, художник передает свои мысли и чувства через некий информационный код.

Во-вторых,– это код самого послания автора. Формулируя свою идею, художник старается излагать ее на языке живописи, пользуясь законами изобразительного искусства, главным из которых является закон композиции. Кроме языка законов построения изображения, у живописи есть еще и другой язык. Со Средних веков – когда живопись тяготела к иносказательной интерпретации предметов — в изобразительном искусстве выработался язык символов, используя который автор мог уложить свою идею в строгие рамки разрешенных сюжетов. Этот язык получил свое дальнейшее развитие в 17-18 веках, когда для создания картин часто использовались сцены из древних мифов.

Основные законы живописи

Можно облегчить себе восприятие картины, обратившись к основным законам живописи, посредством которых художник общается с нами, переводя на холст свои мысли и чувства. Главный закон живописи – создание правильной композиции, т.е. уравновешение различных частей картины. Основная функция композиции — привлечение внимания зрителей к главному объекту, передача игрой форм, линий и красок определенного душевного настроя.

Цветопередача картины преследует ту же цель, что и световые акценты, — привлекать внимание зрителя к наиболее значимым деталям произведения. Контраст цветов руководит избирательностью восприятия. В первую очередь взгляд выхватывает наиболее яркие цвета картины, а затем невольно переходит на фрагменты, контрастирующие этому цвету. Если внимательно посмотреть на картину, можно заметить, что цветовые контрасты располагаются вокруг композиционного центра, таким образом, создавая на нем дополнительный акцент. Кроме этого, они рождают ощущение внутреннего движения, картина как бы оживает, перестает быть статичной.

Композиционные законы живописи являются хорошей иллюстрацией закона диалектики о борьбе и единстве противоположностей. Вся композиция картины строится на единстве и контрасте объекта и фона, линий и форм, света и цвета. Объединяя эти разные элементы, противопоставляя их другим группам композиции, автор делает картину более емкой и многозначной.

Зорко одно лишь сердце

Картина – это книга, но не старайтесь сразу найти в ней последний лист с содержанием. Картина — это та же пещера Али-Бабы, откуда можно взять лишь столько золота, сколько можно унести за один раз. Но к картине можно всегда вернуться, когда духовные силы вновь потребуют насыщения. Ведь даже приходя на выставку в разном настроении, можно получить разное восприятие картины.

Читайте также: