Доклад штампы и стереотипы в современной публичной речи

Обновлено: 20.05.2024

100000 повторений убьют даже самую смешную шутку.
А выразительность обычных оборотов истлевает быстрее.

Фразеологи́зм, фразеологический оборот, речевой оборот — устойчивое сочетание слов, значение которого не определяется значением входящих в него слов, взятых по отдельности. Из-за того, что фразеологизм зачастую невозможно перевести дословно (теряется смысл), у иностранцев с ним могут возникать трудности.

Вне всяких сомнений. Белее белого. Подложить свинью. Слаще меда. В ритме жизни. Динамичная рыночная среда. Оставляет желать лучшего.

Штампы — опаснее всей дряни, которую мы уже встречали, пробираясь сквозь дым Канцелярского Апокалипсиса.

Избавляться от отглагольных существительных или страдательного залога — это привычка, которую вы способны создать сравнительно быстро. Англицизмы/латинизмы можно опознавать, почти не задумываясь.

Но каждый раз требуется очередное мысленное усилие, чтобы вывести штамп на чистую воду , чтобы разглядеть штамп. И следующее усилие — чтобы отказаться от него и найти подходящую замену.

А ведь штампов тысячи, и они постоянно пытаются проскользнуть в наши тексты. Их столько, что каждый вид штампов — отдельная армия.

Политико-экономические штампы

Общеканцелярские штампы

Более нейтральны, поэтому могут использоваться и политиками в быстрой достройке фраз, и любыми людьми в ежедневном общении (где выглядят особенно мерзко). Это самый-самый безликий и унылый канцелярит.

На текущий момент.
Имеют под собой основания.
Создавать неудобства.
В данном отношении подобны.

Разговорно-бытовые штампы

Слишком просторечные, чтобы появиться в документах и качественных СМИ, и самые эмоциональные из всех штампов. Захламляют разговорную речь, и неформальные тексты, в формальных они — грубая стилистическая ошибка.

Ни стыда ни совести.
Без шума и пыли.
С ума сойти!
Это еще куда ни шло.

Затертые образы

Каждому из них — много лет, встречаются они везде, и нигде не впечатляют, хотя авторы берут их в тексты и речи именно для этого. Это могут быть не только метафоры, но и гиперболы, и сравнения,

Холодная как лед. Желтая газета.
В рубашке родился. Тверже камня.
Гигант мысли. Ярче тысячи солнц.
Как в рот воды набрал.

Образы, в отличие от остальных штампов, — это заявка на выразительность, с их помощью стремятся нарисовать впечатляющую картинку. Но когда потертый образ достают уже в стотысячный раз, то достигают обратного эффекта, получают блеклый текст, похожий на сто тысяч других текстов.

Утром Козлов долго стоял над спящим телом Прушевского; он мучился, что это руководящее умное лицо спит, как ничтожный гражданин, среди лежащих масс и теперь потеряет свой авторитет . Козлову пришлось глубоко соображать над таким недоуменным обстоятельством, он не хотел и был не в силах допустить вред для всего государства от несоответствующей линии прораба, он даже заволновался и поспешно умылся, чтобы быть наготове. В т акие минуты жизни , минуты грозящей опасности , Козлов чувствовал внутри себя горячую социальную радость и эту радость хотел применить на подвиг и умереть с энтузиазмом , дабы весь класс его узнал и заплакал над ним.

Отношение Владимира Сорокина к СССР — однозначнее, чем у Платонова, поэтому он не перерабатывает язык, а издевается над советским миром, создавая комический контекст точно воспроизводенными шаблонами и клише.

(обратите внимание на дополнительные средства: Сорокин помимо выделенных штампов использует в этом отрывке отглагольные существительные и страдательный залог, а Платонов предпочитает иноязычные слова).

Штампы – это надоевшие всем слова и выражения, потерявшие свою уникальность и смысл. Клише – это устоявшиеся словосочетания, шаблонные конструкции. Канцеляризмы – это слова и словосочетания, употребляемые в документах. Они уместны в официально-деловом стиле, но не подходят для информационного стиля, то есть их не должно быть в речи копирайтера. Собственно, как и первых двух групп мусорных слов. А теперь разберем все подробнее и с примерами.

Что такое канцеляризмы, клише и штампы в речи

Наверняка, вы уже встречали в ТЗ от заказчика такую формулировку: приведение к хорошему информационному стилю. Что это значит? Это означает, что текст нужно очистить от канцеляризмов, штампов, клише, стоп-слов и другого мусора. Последнему мы уделим внимание в другой статье, а в этой разберем первые три элемента.

Канцеляризмы, клише и штампы – похожие, но разные понятия. Дадим каждому из них определение простыми словами:

Понятие Определение Пример употребления (выделено жирным) Чем заменить
Клише Это стереотипы в речи, стандартные словосочетания, слова и предложения. Клише, штампы и канцеляризмы делают текст скучным и нудным. Из этого следует, что от штампов, клише и канцеляризмов нужно избавляться. Из-за клише, штампов и канцеляризмов текст становится скучным. Чтобы писать живые тексты, нужно избавиться от мусорных слов.
Канцеляризмы Это слова, предложения и словосочетания, присущие деловому стилю. Недоверие к отзывам в интернете – издержка профессии копирайтера. Копирайтер знает, что в интернете много заказных отзывов, поэтому настороженно относится ко всем отзывам.
Штампы в речи Это избитые выражения, которые не несут смысловой нагрузки. Я выполню заказ в кратчайшие сроки. Я напишу статью за 2 дня.

Канцеляризмы, клише и штампы – это мусорные слова. Они перегружают текст, утяжеляют слог, не несут смысловой нагрузки, нарушают ритм текста и не учитываются поисковыми алгоритмами. Сводите их употребление к минимуму.

Обратите внимание! Штамп – более широкое понятие, чем два других. Иногда писатели называют канцеляризмы и клише штампами.

А теперь разберем еще подробнее примеры слов из каждой группы и варианты замены.

Примеры канцеляризмов и чем заменить

Канцелярит – это язык бюрократов. Вспомните, как выступает перед камерой должностное лицо, например, полицейский, социальный работник или чиновник. Это робот, который говорит сложными словами и будто по сценарию. Как машина. Его речь скучная и непонятная. Потом приходится переводить с русского на русский. Для того, чтобы ваши статьи не приходилось переводить с русского на русский, и нужно находить, заменять или убирать канцеляризмы.

Пример канцеляризма

Примеры употребления канцеляризмов в речи:

  • осуществляется;
  • подвергнуть гибели;
  • затяжка ремонта;
  • следовательно;
  • действительно;
  • обнаружил;
  • данный;
  • является;
  • не играет никакой роли;
  • производить ремонт;
  • за неимением;
  • на данном этапе;
  • не придал должного значения;
  • издержки профессии;
  • во избежание;
  • заблаговременно и т.д.

Канцеляризмами являются (виды):

  • отглагольные существительные (выполнение, примирение, недоразвитие = возвращение глагола для каждого случая);
  • имитация действия, или расщепление сказуемого (оказывать помощь = помогать, строить планы = планировать);
  • производные предлоги (в силу = потому что, в виду = потому что, за счет = благодаря, с целью = для того, чтобы, по причине = из-за);
  • страдательный залог (нужно сделать = сделайте, нами были выявлены = мы выявили);
  • шаблоны (на сегодняшний день, все идет по плану, имеет место быть);
  • цепочка из существительных (увеличение индекса читабельности текста достигается за счет удаления мусорных слов = чтобы улучшить индекс читабельности, нужно найти и удалить мусор).

Примеры слов-канцеляризмов и варианты, чем их заменить (листайте галерею картинок):

пример канцеляризмов и их замены

Пример речи с канцеляризмами:

Пример употребления канцеляризмов в речи

Еще один пример употребления канцеляризмов в тексте и достойной замены:

Чем заменить канцеляризмы

Еще один интересный пример употребления канцеляризмов (правильнее сказать так:

пример канцеляризмов и штампов в речи

Примеры речевых клише и чем заменить

Примеры устоявшихся слов и словосочетаний (клише):

Клише – это все, что убивает уникальность и оригинальность текста. Клише делают статью скучной, обычной, похожей на тысячи других. При злоупотреблении подобными выражениями об авторском стиле можно забыть (оп, клише, но уместное). Не забывайте, что клише – это еще и способ связи между утверждением и аргументом. Нельзя убрать из речи все подобные слова и выражения. Они нужны для поддержания логики изложения.

Чем заменить клише? По возможности убирайте их из текста. Или заменяйте нестандартными, вашими выражениями.

Примеры речевых штампов и чем заменить

примеры речевых штампов

Примеры штампов в речи:

  • в короткие сроки;
  • имеем большой опыт;
  • гибкая ценовая политика;
  • широкий ассортимент;
  • лидер рынка;
  • качественные услуги;
  • индивидуальный подход;
  • нацеленность на результат;
  • в свете последних событий;
  • уникальная возможность;
  • оптимальное соотношение цены и качества;
  • является;
  • инновационный.

Почему в тексте появляются канцеляризмы и штампы

Зачем нужны канцеляризмы, или причины их употребления копирайтерами:

Канцеляризмы, может быть, и упрощают жизнь копирайтеру, но чтение его статей утяжеляют. Люди не хотят читать такие тексты. А если и начинают читать, то бросают. Они не хотят разбираться в бюрократических и научных терминах. Они хотят быстро получить понятный ответ на свой вопрос. Как вы догадались, извращение канцеляризмами и штампами приводит к снижению поведенческих факторов. Проще говоря, автор теряет аудиторию/работу. Его репутация портится.

Как найти канцеляризмы, штампы и клише

Чтобы найти в тексте канцеляризмы, нужно внимательно вычитывать статью. Правда, на мой взгляд, только профессиональный редактор или корректор может выявить все недочеты. Я же, как и многие другие копирайтеры использую бесплатную программу Главред. Она определяет читабельность текста, находит все мусорные слова и подсказывает, чем их заменить.

Как проверить текст на канцеляризмы через Главред:

  1. Заходите на сайт Главреда (регистрация не нужна).
  2. Вставляете текст в поле для проверки.
  3. Ждете, когда внизу появится цифра.

Хороший показатель – 8+. Если меньше, то лучше доработать.

Чтобы отредактировать текст, наведите курсор на те слова, которые подчеркнуты. Посмотрите комментарий и замените выражение. Пример (листайте галерею):

Программа проверки канцеляризмов в тексте
Поиск канцеляризмов и штампов в тексте онлайн

Еще одна программа-помощник – Словарь канцеляризмов онлайн. Подбор синоним в рамках информационного стиля.

Как избавиться от речевых штампов

Как улучшить свою речь и тексты:

Чтобы очистить не только конкретный текст, но и речь в целом, читайте больше художественной литературы. Расширяйте словарный запас, больше общайтесь, отдельное внимание уделите словарям синонимов. А также развивайте креативность, творческое мышление. Чем нестандартнее вы мыслите, тем меньше в вашей речи автопилота в виде штампов.

Коротко о главном

Канцеляризмы, клише и штампы в речи копирайтера – это словесный мусор. Они не несут смысловой нагрузки, понижают читабельность текста. Зачем от них избавляться? Чтобы ваши статьи читались и дочитывались. Почему сложно избавиться от штампов? Потому что они ускоряют и упрощают работу. Проще написать статью по стандартному каркасу, чем заморачиваться с уникальностью примеров и нестандартностью выражений. Проще, но эффективнее ли? Нет.

Полезное видео о речевых канцеляризмах, штампах и клише

Интересное и полезное видео о канцеляризмах (В. Н. Дийков очень просто и интересно рассказывает, я местами улыбалась):

Неполноценными выражениями и словами, избитыми фразами, которые первоначально были выразительными и яркими, являются своеобразные шаблоны, называемыми речевыми штампами. Ими перегружается речь говорящего. Употребляемые часто, они попросту теряют смысл и образность. Подобные устойчивые словосочетания, выражения изначально звучали экспансивно и были новизной в речи. Но они очень быстро стали бесполезными и скучными.

Что такое речевые штампы и почему стоит от них отказаться?

Виды речевых штампов

Существует несколько видов штампов.

Что такое речевые штампы и почему стоит от них отказаться?

Противоречия в вопросах о речевом штампе

Некоторым людям советуют отказаться от речевых штампов, а некоторых призывают к применению закрепленного штампа в речи, указывая, что он является устоявшимся словосочетанием. Нас часто устраивает несложная повторяемость речевых фраз, автоматизация процесса речи и облегчения общения между коллегами. Главный принцип использования, конечная цель, порой неосознаваемая — экономия умственной работы. Следовательно, употребление стереотипов речи или клише считается закономерным фактом, но только вам решать — хотите ли вы использовать их в речи.

Сходства и отличия: речевые штампы, канцеляризмы, языковые стандарты, речевые клише

Между ними много аналогичного. Канцеляризмами также перегружена речь многих людей. Они являются выражениями, которые не используются по назначению, например, фразы официально-делового стиля, применяемого в разговорной речи. Использование канцеляризмов и штампов подвергают речь стилистическим ошибкам.

Речевые штампы газетно-публицистического стиля – языковые стандарты

Существует достаточно много словосочетаний, которые не являются речевыми штампами, поскольку они четко характеризуют предмет.

Речевые клише – это языковые стандарты, стереотипы. Они отличаются от речевых штампов готовой неизменной формой, стандартными выражениями, которые давно вошли в обиход. Они уместны и целесообразны в убедительных ситуациях и подобно языковым стандартам четко описывают предмет и его характеристики. Так, есть выражения, относящиеся к ним и не теряющие своей яркой и живой окраски.

Что такое речевые штампы и почему стоит от них отказаться?

Причины отказов от штампов

Что это такое

В зависимости от сферы, в которой они появились, речевые штампы бывают разного вида:

Долго думала, какими картинками вас порадовать. Ну не штампами же на самом деле?. Решила, пусть будут собаки с книжками. Тем более собаки занимают в нашей семье не меньшее место, чем кошки. У меня к ним особое отношение. Художник Frank Paton.

Долго думала, какими картинками вас порадовать. Ну не штампами же на самом деле?. Решила, пусть будут собаки с книжками. Тем более собаки занимают в нашей семье не меньшее место, чем кошки. У меня к ним особое отношение. Художник Frank Paton.

Это, конечно, только примеры. На самом деле штампов огромное количество, и вполне можно изъясняться почти исключительно ими, вставляя в некоторых местах предлоги. Интересно, что границы разных видов штампов не жёстко заданы. Затёртые слова и выражения из делового и научного стилей могут попадать в публицистический, литературный и вновь формирующийся рекламно-копирайтерский. А вот из литературного в деловой и научный не могут. Их там на дух не переносят.

Как рождаются штампы

Рождение таких словосочетаний — процесс довольно интересный. В момент появления они штампами совсем не являются, а даже, наоборот, эти уникальные, оригинальные фразы делают текст ярче, выразительнее. Они максимально точно позволяют автору донести свою идею до читателей. И почувствовать свою гениальность, чего уж там. Собственно, и канцелярит тоже во многом состоит из слов, максимально точно передающих нужную в деловом стиле информацию.

Но беда таких словосочетаний в том, что они привлекают своей оригинальностью или точностью, и другие авторы с энтузиазмом начинают их вставлять в свои тексты. Постоянное повторение делает эти оригинальные когда-то выражения, сначала привычными и скучными, а потом и затёртыми, и раздражающими. А в эпоху интернета процесс тиражирования ускоряется во много раз. И получается, что очень быстро уникальные авторские фразы становятся штампами.

Взгляд такой виноватый. А вы не раскидываете книги где попало. Не вводите собачку в искушение. Художник Daniel Kevin.

Взгляд такой виноватый. А вы не раскидываете книги где попало. Не вводите собачку в искушение. Художник Daniel Kevin.

Такая судьба у многих авторских фразеологизмов — став народным достоянием, они быстро утрачивают оригинальность и превращаются в штампы. Поэтому граница между оригинальным высказыванием и штампом очень размыта, точнее, её нет вообще. Однако это не значит, что все фразеологизмы и привычные метафоры запрещены к употреблению. Но об этом чуть позже.

А сейчас разберёмся, в чём же привлекательность штампов для авторов, почему они даже против нашей воли вылезают в тексте.

Немного психологии

Ну, куда же без неё, ведь текст рождается в голове. Итак, человеческая мысль всегда движется по проторённому пути, сбить её с этого пути очень непросто. Всё дело в условно-временных и ассоциативных связях, которые возникают в коре головного мозга в результате повторения одних и тех же действий или одних и тех же слов.

То есть однажды встреченное выражение может и не запомниться, а вот если словосочетание встречается часто и в разных текстах, то оно прочно закрепляется в памяти. И такие фразы начинают выскакивать непроизвольно, когда появляется необходимость сформулировать какую-то мысль. Действительно, зачем мозгу напрягаться и придумывать что-то новое, если слов в памяти и так достаточно?

Поэтому я всегда говорю, что много читающий человек и хорошо пишущий – это далеко не всегда один и тот же человек. Тут важно научиться контролировать процесс словесного оформления мыслей и образов, но это лишние энергозатраты. Значительно легче, проще и приятнее писать с ходу теми словам и выражениями, которые первыми приходят в голову. А это чаще всего штампы.

Можно ли считать штампы абсолютным злом?

Что касается художественных текстов, то тут штампы выполняют ещё две функции.

  • Они создают эффект узнавания. Интересно, что этот эффект очень древний и связан с реакцией мозга на всё знакомое, привычное, а значит, проверенное и безопасное. Эффект узнавание во время чтения также вызывает положительную реакцию на текст, словно пришёл в знакомое место или встретил хорошо знакомого человека. Правда здесь есть и оборотная сторона, когда знакомое превращается в скучное. И в этом случае грань между пользой и вредом штампов очень неуловимая, её легко перейти и лишить свой текст индивидуальности, а у читателя вызвать раздражение и скуку.
  • Функция триггеров. Триггер в психологии – это крючочек, цепляющий человека и вызывающий у него определенную реакцию. Подробно о триггерах в литературе можно прочитать в другой статье . Так вот, штампы – один из видов триггеров, они быстро узнаются читателем и также быстро вызывают у него нужные автору ассоциации и эмоциональные реакции.

Но совет избавляться от штампов даётся не зря. Так как далеко не каждый автор способен так вписать их в текст, что они, сохраняя свои функции, остаются незаметны читателю, а значит, не вызывают скуки и раздражения. А насколько он способен так умело использовать штампы, решает каждый писатель сам. И ответом на такое решение будет реакция читателя. А она может быть негативной и в случае чрезмерного оригинальничания, когда, пытаясь понять, что хотел сказать автор, приходится продираться сквозь текст как сквозь колючий, пусть и красивый, кустарник.

Читайте также: