Международное сотрудничество в противодействии коррупции доклад

Обновлено: 05.07.2024

Сухаренко Александр Николаевич, директор АНО "Центр изучения новых вызовов и угроз национальной безопасности РФ" (г. Владивосток).

В статье содержится краткий анализ состояния и тенденций развития международного правоохранительного сотрудничества России в сфере противодействия коррупции.

Ключевые слова: коррупция, арест, конфискация, сотрудничество.

International cooperation of Russia in the sphere of corruption control

Sukharenko Aleksandr Nikolaevich, director, Autonomous Noncommercial Organization "Center for Studies in the Sphere of New Challenges and Threats to the National Security of the RF" (Vladivostok).

The article provides a brief analysis of the state and trends of Russia's international law enforcement cooperation in combating corruption.

Key words: corruption, arrest, confiscation, cooperation.

Мировое сообщество давно пришло к выводу, что коррупции как общераспространенному негативному социальному явлению можно эффективно противостоять только объединенными усилиями государств, а также международных организаций. Не случайно в преамбуле Конвенции ООН против коррупции (2003 г.) говорится, что коррупция уже не представляет собой локальную проблему, а превратилась в транснациональное явление, которое затрагивает общество и экономику всех стран, что обусловливает исключительно важное значение международного сотрудничества в области предупреждения коррупции и борьбы с ней .

См.: Савенков А. Международное сотрудничество для борьбы с коррупцией и финансовыми преступлениями // Рос. следователь. 2012. N 21; О развитии современного антикоррупционного законодательства и принимаемых мерах по противодействию коррупции в свете исполнения Россией международных обязательств // Прокурор. 2012. N 1.

Раскрытие коррупционных преступлений , затрагивающих интересы нескольких государств, требует постоянного повышения уровня взаимодействия правоохранительных служб, что невозможно без совершенствования нормативно-правовой базы, форм и методов совместных действий, не ограничиваясь только информационным обменом или экстрадицией. В этой связи совершенствование международного сотрудничества в рассматриваемой сфере является одним из наиболее приоритетных направлений внешнеполитического курса России .

См., например: Трунцевский Ю.В. О мерах по уничтожению коррупции в России // Рос. следователь. 2012. N 1. С. 22 - 24; Трунцевский Ю.В. О четырех методах искоренения коррупции // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. N 12. С. 30 - 36; и др.
См.: Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 605 "О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации".

В соответствии с международными договорами и на основе принципа взаимности Российская Федерация активно сотрудничает в сфере противодействия коррупции с иностранными государствами и международными организациями в целях:

  • установления лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении коррупционных преступлений, их местонахождения, а также местонахождения других лиц, причастных к коррупционным преступлениям;
  • выявления имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений, или служащего средством их совершения;
  • предоставления в надлежащих случаях предметов или образцов веществ для проведения исследований или судебных экспертиз;
  • обмена информацией по вопросам противодействия коррупции;
  • координации деятельности по профилактике коррупции и борьбе с коррупцией (ст. 4 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции") .

В целях реализации требований антикоррупционных конвенций Указами Президента РФ от 18.12.2008 N 1799 и N 1800 "О центральных органах Российской Федерации, ответственных за реализацию положений Конвенции ООН против коррупции, касающихся взаимной правовой помощи" и "О центральных органах Российской Федерации, ответственных за реализацию положений Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию, касающихся международного сотрудничества" были определены госорганы, ответственные за международное сотрудничество в данной сфере. По гражданско-правовым вопросам таким органом является Минюст, а по уголовно-правовым - Генеральная прокуратура РФ.

Решением Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 16 декабря 2008 г. Генеральная прокуратура РФ определена головным ведомством по осуществлению взаимодействия с Группой государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО), созданной в рамках Совета Европы.

Сотрудничество с иностранными компетентными органами и международными организациями является одним из приоритетных направлений деятельности Генеральной прокуратуры РФ. Для его обеспечения в июне 2006 г. вместо Международно-правового управления было создано Главное управление международно-правового сотрудничества, в состав которого вошли управление экстрадиции, управление правовой помощи и управление международного права.

В целях активизации международного сотрудничества с иностранными компетентными органами по делам, находящимся в производстве центральных аппаратов следственных органов и получившим большой общественный резонанс, в сентябре 2010 г. в составе Главного управления международно-правового сотрудничества был создан отдел международного сотрудничества по особо важным делам, а в марте 2011 г. - отдел правовой помощи и приграничного сотрудничества со странами Восточной Азии (в г. Хабаровске).

В настоящее время Генеральная прокуратура РФ взаимодействует с зарубежными коллегами почти 80 стран. Такое взаимодействие осуществляется на основе международных договоров или принципа взаимности, закрепленного в ст. 453, 457, 460, 462 УПК РФ. Кроме того, Генеральная прокуратура является единственным компетентным органом, который направляет запросы о выдаче лиц для привлечения их к уголовной ответственности или исполнения приговоров, а также принимает решения о выдаче лиц из Российской Федерации.

Сегодня Генеральная прокуратура РФ имеет 62 двусторонних и 7 многосторонних соглашений с партнерами из 53 стран. Из них 20 заключено в 2011 - 2013 гг. В стадии проработки находится еще более 20 проектов соглашений.

По данным Генеральной прокуратуры РФ, в 2013 г. иностранным компетентным органам было направлено 79 запросов о правовой помощи по уголовным делам о коррупционных преступлениях (2012 г. - 61, 2011 г. - 74). По результатам их рассмотрения было исполнено 54 запроса (с учетом ранее направленных). Наряду с этим за рубеж было направлено 22 запроса о выдаче лиц для привлечения к уголовной ответственности за коррупционные преступления (2012 г. - 31, 2011 г. - 74). В результате было удовлетворено 9 запросов, 24 находятся на рассмотрении .

См.: Доклад "Состояние законности и правопорядка в Российской Федерации за 2013 год" / Ген. прокуратура Рос. Федерации. М., 2014.

В свою очередь, из-за рубежа в Россию поступил 21 запрос об оказании правовой помощи по рассматриваемой категории дел, из них 17 исполнены. Кроме того, рассмотрено 9 запросов об экстрадиции обвиняемых в коррупционных преступлениях, из них 6 удовлетворены .

Международное сотрудничество в целях конфискации и возврата имущества, полученного в результате коррупционных преступлений, осуществляется российскими правоохранительными органами путем направления и исполнения запросов о правовой помощи. Так, в 2013 г. Генеральная прокуратура РФ направила запрос об аресте расположенных в Куршевеле отелей "Кристал" и "Пралонг" стоимостью 45 млн евро, принадлежащих бывшему министру финансов Правительства Московской области А. Кузнецову. Кроме того, в Швейцарии в отношении его сообщников было возбуждено дело об отмывании денег, в рамках которого наложен арест на недвижимость и банковские счета на общую сумму более 10 млн швейцарских франков . В январе 2014 г. суд французского города Экс-ан-Прованса принял решение об экстрадиции А. Кузнецова в Россию. В июне 2010 г. экс-министра заочно арестовали по обвинению в многомиллиардном мошенничестве, растрате и отмывании денег, в октябре объявили в федеральный, а затем и международный розыск. Для обеспечения приговора в части гражданского иска и возможной конфискации Басманный суд г. Москвы наложил арест на восемь земельных участков в Московской области, две московские квартиры и два автомобиля .

См.: Егоров И. Законный вопрос // Рос. газета. 10 января 2014 г.
См.: Сергеев Н. Франция решила экстрадировать в Россию экс-министра финансов Подмосковья // Коммерсант. 16 января 2014 г.

В 2009 г. на базе Генеральной прокуратуры РФ был создан Национальный контактный пункт (НКП) по обеспечению практического международного сотрудничества по выявлению, аресту, конфискации и возвращению активов, полученных в результате коррупционной деятельности. При его создании были учтены рекомендации Межправительственной рабочей группы открытого состава по возвращению активов, учрежденной Конференцией государств - участников Конвенции ООН, об использовании НКП для образования единой сети таких пунктов.

Практическая целесообразность деятельности НКП состоит в обеспечении оперативного взаимодействия с компетентными органами иностранных государств в вопросах розыска, конфискации и возврата активов. Такие контактные пункты позволяют решать текущие вопросы сотрудничества, в том числе связанные с составлением и исполнением запросов об оказании правовой помощи по уголовным делам.

Обеспечением деятельности НКП занимаются сотрудники Главного управления международно-правового сотрудничества и управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции .

См.: Доклад начальника управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Семина Ю.Ю. на IV семинаре Международной ассоциации антикоррупционных органов (г. Далянь, КНР, 27.06.2012) / Ген. прокуратура РФ.

В результате за последние три года российским собственникам возвращены денежные средства и иное имущество на сумму около 15,3 млрд рублей. Для обеспечения возмещения причиненного ущерба и возможной конфискации арестовано ценностей на общую сумму более 22,3 млрд рублей. Причем речь идет лишь о денежных средствах и недвижимости без учета стоимости ценных бумаг. В иностранные суды поданы иски о взыскании с лиц, виновных в причинении имущественного ущерба российским предприятиям, на общую сумму более 28,6 млрд рублей .

Егоров И. 500 прокуроров // Российская газета. 21 августа 2013 г.

Для получения информации о финансовых транзакциях Генеральная прокуратура РФ заключила соглашения о сотрудничестве с компетентными органами "офшорных зон" (государств, предоставляющих льготный режим налогообложения и (или) не обеспечивающих предоставление информации о финансовых операциях) - Белиз, Британские Виргинские острова, Гибралтар, Кипр, Каймановы острова, Люксембург, ОАЭ, Сейшелы, Черногория и Швейцария. Готовы к подписанию соглашения с Мальдивской Республикой, Новой Зеландией, Панамой.

Важным для достижения целей международного сотрудничества в сфере противодействия коррупции является взаимодействие правоохранительных и иных органов РФ по линии Интерпола. Совместным Приказом МВД, Минюста, ФСБ, ФСО, ФСКН и ФТС России от 06.10.2006 N 786/310/470/454/333/971 была утверждена Инструкция по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола. Информационное обеспечение сотрудничества взаимодействующих органов с правоохранительными органами 190 государств - членов Интерпола осуществляют Национальное центральное бюро Интерпола (НЦБ) при МВД России, а также его территориальные подразделения по субъектам РФ.

Возможности НЦБ Интерпола могут быть использованы взаимодействующими органами в процессе: розыска и идентификации (местонахождения) лиц; выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений по находящимся в их производстве материалам и уголовным делам, оперативным проверочным материалам и делам оперативного учета; выявления имущества, полученного в результате совершения коррупционных преступлений.

В соответствии с Концепцией внешней политики Российской Федерации, утвержденной распоряжением Президента России от 12 февраля 2013 г., одним из внешнеполитических приоритетов страны является целенаправленное противодействие коррупции путем сотрудничества с другими государствами в многостороннем формате прежде всего в рамках специализированных международных органов и на двусторонней основе .

Независимая газета. 3 апреля 2013 г.

Литература

  1. Егоров И. 500 прокуроров // Российская газета. 21 августа 2013 г.
  2. Егоров И. Законный вопрос // Российская газета. 10 января 2014 г.
  3. Савенков А. Международное сотрудничество для борьбы с коррупцией и финансовыми преступлениями // Российский следователь. 2012. N 21. С. 42 - 48.
  4. Сергеев Н. Франция решила экстрадировать в Россию экс-министра финансов Подмосковья // Коммерсант. 16 января 2014 г.
  5. Трунцевский Ю.В. О четырех методах искоренения коррупции // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. N 12. С. 30 - 36.
  6. Трунцевский Ю.В. О мерах по уничтожению коррупции в России // Российский следователь. 2012. N 1. С. 22 - 24.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.


В качестве преимущества Службы международного сотрудничества следует назвать контроль за соблюдением международного законодательства в сфере противодействия коррупции, прежде всего конвенций и международных договоров, ратифицированных странами-партнерами, а также инициирования поправок во внутренних нормативно-правовых актах, с целью создания правовой базы, отвечающей международно признанным правовым нормам и стандартам. Также важно поддерживать постоянное и открытое взаимодействие с Советом Европы, Группой государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО), присутствовать на пленарных заседаниях ГРЕКО в Страсбурге, взаимодействовать с Управлением Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности (в т. ч. посещать Конвенционные совещания стран-партнёров, подписавших Конвенцию ООН против коррупции) и Антикоррупционной сетью в условиях Организации экономического сотрудничества и развития. Данные многосторонние и международные соглашения образуют глобальную систему против коррупционных явлений.

Начиная с 1996 года международные антикоррупционные соглашения призваны усиливать политические обязательства, направленные на борьбу с коррупцией и регламентировать конститутивные международные нормы и процедуры противодействия коррупции [4].

Благодаря данным соглашениям, подкрепленные политической волей ее участников, мировой конгломерат может укрепить стремления правительств разных стран в области противодействия коррупции, как на местах, так и глобальном масштабе. При этом коррупция на местах более ярко выражена, чем на уровне региона или целой страны. Подобная коррупция оказывает более негативное влияние на общество за счет небольшой подвластной территории. Также коррупция взывает неравенство внутри социума, развивая при этом хорошую почву для социальных конфликтов.

В настоящее время роль решения социальных проблем повышается. Это обстоятельство вызвано тем, что социальные конфликты могут привести к разрушению жизни на земле, поскольку имеется ядерное, бактериологическое, химическое оружие, к экологической катастрофе [1].

Создавая и подготавливая соглашения о средствах противодействия коррупционной деятельности, международное сообщество создает новые более сплоченные связи двустороннего и многостороннего сотрудничества в наиболее важных аспектах. Кроме того, это активизирует обмен прогрессивным опытом, укрепляет доверие и взаимоотношения между странами. Так же это повышает результативность проводимых двухсторонних и многосторонних мероприятий, программ содействия развитию и решению поставленных задач.

Международные антикоррупционные соглашения продолжают выполнять свою главную роль в нарастающем международном осуждении коррупции. В частности, они обязывают правительства стран-участниц принимать меры и оказывать содействие мировым сообществам в сотрудничестве и технической помощи.

Конвенция ООН против коррупции олицетворяет собой значительные перемены в системе международных антикоррупционных соглашений, поскольку объединяет аспекты предшествующих региональных и глобальных конвенций и новые аспекты в один документ, представляющий свод обязательств. Это первое международное соглашение, привлекшее в настоящее временя уже более 80 сторон, и претендующее стать первым широкомасштабно используемым международным документом, полностью посвященному антикоррупционной деятельности. Проверенные принципы противодействия коррупции, в т. ч. важность международного сотрудничества, теперь регламентированы в качестве глобальных принципов, которые могут считаться исходящими только от группы одинаково настроенных стран или регионов.

Руководства стран осуществляют постепенное ратифицирование Конвенции ООН внутри своих странах против коррупционной деятельности и разрабатывать дальнейшие меры по поддержке ее исполнения и облегчения технической помощи. Существующие региональные обязательства и механизмы необходимы для того, чтобы руководство-государств продолжали совместно работать над проблемами коррупции в знакомой им обстановке и известными им партнерами. При этом, ведущие мировые экспортеры должны продолжать плотное и усиленное взаимодействие по линии Конвенции Организации экономического сотрудничества и развития против взяток и сопутствующих ей контрольных механизмов для сокращения практики подкупа иностранных чиновников при заключении международных сделок. Страны-участницы указанной организации должны проявлять политическую волю, выполняя предписанные законодательной базой обязанности по уголовной ответственности за подобный подкуп.

Основные термины (генерируются автоматически): коррупция, коррупционная деятельность, международное сотрудничество, борьба, антикоррупционная деятельность, взаимная экспертиза, соглашение, международное сообщество, область противодействия коррупции, экономическое сотрудничество.

Одна из самых актуальных проблем XXI века, распространившаяся на весь мир – это проблема борьбы с коррупцией. Государства борются с коррупцией не только внутри своей страны, но и выходят на международный уровень, и борьба таким образом становится мировой. С коррупцией идет борьба не один год, не одно десятилетие, битва продолжается уже многие годы. Данное преступление несет большую угрозу внутреннему правопорядку стран, а также стоит под угрозой все человечество. Прикладывается много сил, тратится куча времени, уходят большие деньги на решение этой проблемы. Как бы государства не старались, проблема остро стоит на международной арене. В статье представлены и проанализированы международные нормативно – правовые акты, посвященные борьбе с коррупционными преступлениями. Также упоминается про один из основных международных документов – это Конвенция ООН, которая целенаправленна на борьбу с коррупцией, а также иные нормативные акты, принятые в рамках Совета Европы и европейского Союза. Отмечается, какую роль они играют в борьбе с коррупцией. В научной работе подчеркнуты основные проблемы международного сотрудничества в области коррупции и возможные пути их решения. Невозможно было не обратить внимания на то, как Генеральная Прокуратура Российской Федерации взаимодействует с иностранными странами.

Ссылка для цитирования:

Страна

2018

В Федеральном законе от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" закреплено понятие слова коррупция. Согласно пункту первому статьи первой настоящего Закона, коррупция – это злоупотребление служебным положением, взяточничество, получение взятки, злоупотребление должностными полномочиями, коммерческий подкуп или иное незаконное использование физическим лицом своего служебного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанным лицом другим физическим лицам, от имени или в интересах юридического лица". Реальной правовой основой противодействия коррупции являются такие нормативные правовые акты, как Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

Однозначно то, что Российская Федерация также участвует в международном сотрудничестве в борьбе с коррупцией. В соответствии с международными договорами Российской Федерации и (или) на основе взаимности сотрудничает в противодействии коррупции с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции").

Это выполняется для следующих целей:

1) установление лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении коррупционных преступлений, их местонахождения, а также местонахождения иных лиц, причастных к коррупционным преступлениям;

2) выявление имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений или служащего средством их совершения;

3) предоставление в соответствующих случаях предметов или образцов веществ для проведения исследований или судебно-медицинских экспертиз;

4) Некий бартер информацией по вопросам противодействия коррупции;

5) координация деятельности по предупреждению коррупции и борьбе с ней.

После того как мы обсудили нормативные акты Российской Федерации, стоит озвучить и дать краткий анализ международно-правовых актов. Были разделены международно-правовые акты в области противодействия коррупции по сферам их деятельности и правовому значению.

Классификация международно-правовых актов:

1) универсальные международно-правовые документы, имеющие обязательную юридическую силу (например, Конвенция ООН против коррупции). Сюда же можно отнести универсальные международные акты, т. е. акты" мягкого права " (например, резолюции, декларации, рекомендации);

2) региональные международно-правовые документы юридически обязательного характера (например, региональные антикоррупционные конвенции), а также региональные международные документы "мягкого права" (резолюции, декларации, рекомендации).

Стоит начать и более подробно рассмотреть один из наиболее значимых международно-правовых актов в области противодействия коррупции – Конвенцию ООН против коррупции от 31 октября 2003 года. Следует подчеркнуть, что Конвенция ООН является первым юридически обязательным антикоррупционным соглашением, которое применяется на международном уровне. Государства, являющиеся участниками настоящей Конвенции, взяли на себя все обязательства по осуществлению квалифицированных антикоррупционных мер, затрагивающих их внутреннее законодательство.

В главе III Конвенции ООН содержится конкретный перечень коррупционных деяний. И они включают в себя:

1) подкуп национальных публичных должностных лиц; подкуп иностранных публичных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций; хищение, незаконное присвоение или иное неправомерное использование имущества публичным должностным лицом; злоупотребление влиянием ради личной выгоды; злоупотребление служебным положением;

2) незаконное обогащение; взяточничество в частном секторе; кража имущества в частном секторе; отмывание и сокрытие доходов от преступной деятельности; воспрепятствование правосудию.

Конвенция ООН против коррупции является центральным документом, на котором базируются усилия государств по предупреждению коррупционных преступлений. Хотя коррупционные преступления" не возвращаются " в Российскую Федерацию, мы продолжаем прилагать все усилия, энергично бороться и активно применять нормы Конвенции ООН против коррупции.

Как это можно решить? И решить эту проблему довольно-таки сложно. Государства не могут иметь точно такую же систему права как и у других, так как каждая страна имеет свои особенности и так далее. Некоторые страны не могут или даже боятся изменить свое законодательство. Поскольку государства могут бояться потерять некоторые экономические преимущества, если им придется устанавливать строгие правила на международных рынках, исключающие коррупцию. Следует добавить, что законодательство должно быть унифицировано на национальном уровне не только в области уголовного права, но и в области административного и налогового права глобально. Успех международного сотрудничества в борьбе с коррупцией заключается не только в создании и унификации нормативных актов, но и в сотрудничестве правоохранительных органов в процессуальной и уголовной сферах. Объективные условия для развития создаются благодаря деятельности Интерпола и Европола, наличию двусторонних и многосторонних соглашений о сотрудничестве между правоохранительными органами различных государств. И нельзя не учитывать тот факт, что одним из направлений деятельности Генеральной прокуратуры Российской Федерации является сотрудничество с иностранными компетентными органами и международными организациями. В настоящее время сотрудничество с зарубежными партнерами в области уголовного правосудия находится на вершине международной деятельности Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Хотим отметить, что Генеральная прокуратура Российской Федерации сотрудничает с зарубежными коллегами в сфере уголовного судопроизводства более чем 80 стран мира! Кроме того, Генеральная прокуратура является единственным компетентным органом, который направляет запросы о выдаче лиц для уголовного преследования или исполнения приговоров, а также принимает решения о выдаче лиц из Российской Федерации.

На сегодняшний день Генеральная прокуратура Российской Федерации имеет 5 многосторонних и 80 двусторонних межведомственных соглашений и других соглашений о сотрудничестве с партнерами из 66 зарубежных стран. За последние 5 лет было подписано 28 таких соглашений. За этим следует классическая проблема экономического развития. Есть государства, которые в силу своего низкого уровня экономического развития не в состоянии обеспечить полноценное сотрудничество в борьбе с коррупцией. Для решения данной глобальной проблемы странам с низкой экономикой необходимо привести в порядок свой уровень экономического развития и активнее взаимодействовать с другими странами, имеющими гораздо более высокий уровень экономики.

Исходя из вышесказанного, рассмотрев основные проблемы и пути их решения, можно сделать вывод, что коррупция-это проблема не одной страны, а всего мира. Государства прилагают все усилия для ликвидации преступлений, связанных с коррупцией. Решая проблемы, связанные с коррупционными преступлениями, укрепляется международное сотрудничество государств.

Гост

ГОСТ

Коррупция – это обогащение должностных лиц за счет оказания незаконных управленческих услуг.

Проблема коррупции

Коррупция представляет собой социально-историческое явление, которое базируется на тесном взаимодействии двух сфер – экономической и административно-управленческой. Занятие управленческих или контролирующих должностей в административном аппарате страны, отдельного региона, международной организации, порождает возможность для незаконного обогащения лица, за счет вынесения решений, ускорения управленческих процессов или других услуг в пользу лица-просителя, использующего форму денежного подкрепления собственного обращения. Кроме того, заняв определенную позицию должностное лицо может сознательно саботировать осуществление управленческих процессов, с целью получения денежных средств от просителей.

Коррупция как явление возникла в глубокой древности. В странах Азии она на протяжении веков рассматривалась в качестве традиционной управленческой практики и не вызывала осуждения со стороны властей. Вместе с тем коррупция оказывает значительное негативное влияние на систему управления, экономику и все общество в целом. Коррупция не только ведет к созданию системы административного вымогательства по отношению к субъектам экономической деятельности, бизнесу, частным лицам, но также снижает эффективность работы органов государственного и местного управления, создает почву для роста бюрократии, нарушения принятых государством стандартов деятельности и безопасности.

Коррупция влечет за собой нарушение условий рыночной конкуренции, нарушение условий трудовой деятельности и безопасности на производствах, снижение качества выпускаемой продукции, вплоть до ее опасности для жизни потребителей, расхищение выделяемых государственных средств и как следствие не реализацию социальных, инфраструктурных, экономических, оборонных и иных проектов.

Готовые работы на аналогичную тему

В социальной сфере коррупция способствует росту социального неравенства и напряженности в обществе, ухудшению криминогенной обстановки, в следствии безнаказанности отдельных лиц и снижения общего уровня жизни. Особенностью коррупции является то, что масштабы ее нарастают по мере снижения уровня субъекта, так местная коррупция и произвол достигают большей интенсивности в сравнении с обще или межгосударственной.

Согласно Конвенции ООН против коррупции 2003 года, в настоящее время коррупция представляет собой международную проблему, которая не ограничивается внутренними вопросами отдельной страны, но требует координированных усилий всех стран, для борьбы с данным явлением. В действительности лица совершающие коррупционные действия не редко стремятся вывести незаконные средства за рубеж, сделав их недоступными для действий ведомственных организаций внутри страны.

Законодательная база и формы международного противодействия коррупции

Коррупция представляет собой международную проблему, ее решение силами отдельной страны в настоящем глобализированном мире не представляется возможным. В тоже время вред коррупции начинает сказываться не только в рамках отдельной страны, но и всего мирового сообщества, что делает проблему борьбы с ней все более актуальной. В связи с этим в международном поле принимаются Конвенции, направленные на координацию и регламентацию усилий по борьбе с коррупцией:

  • Конвенция СЕ об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 г.;
  • Конвенция ОЭСР По данной теме мы уже выполнили курсовую работу ОЭСР подробнее по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц 1997 г.;
  • Конвенция СЕ об уголовной ответственности за коррупцию 1999г.;
  • Конвенция ООН против транснациональной преступности 2000 г.;
  • Конвенция ООН против коррупции 2003 г.

В рамках данных конвенций происходит взаимодействие как на уровне государств и их отдельных органов (органов внутренней безопасности, судов и т.д.), так международных организаций, таких как ООН ОБСЕ, ГРЕКО (группа государств против коррупции), ОЭСР (организация экономического и социального развития) и т.д.

К числу основных форм взаимодействия в области противодействия коррупции можно отнести:

  • взаимную правовую помощь, в обработке запросов по приводящимся расследованиям в области коррупции;
  • экстрадицию;
  • обмен и предоставление информации;
  • передача уголовного производства;
  • сотрудничество на уровне правоохранительных органов.

Одной из важных форм противодействия является правило о возвращение конфискованных активов незаконного происхождения в страну происхождения, которое потенциально позволило бы сократить урон от вывода незаконно приобретенных средств за рубеж, однако исполнение данной меры производится странами далеко не всегда. Среди основных направлений международной антикоррупционной деятельности можно отметить проведение согласованной антикоррупционной политики, разработку и внедрение в национальную практику унифицированных антикоррупционных мер, обмен опытом антикоррупционного взаимодействия, проведение совместных исследований по борьбе с коррупцией.

Россия и система международного сотрудничества против коррупции

Проблема коррупции крайне актуальна для России, и она стремится выстроить эффективные международные отношения в рамках противодействия ей. МВД России устанавливает преимущественно двусторонние формы сотрудничества с правоохранительными органами других стран, отправляя запросы на помощь и предоставление информации в проведении расследований, обязуясь в свою очередь рассмотреть аналогичный вопрос от страны адресата. Согласно статистике ежегодно Генеральная прокуратура РФ отправляет более 400 запросов, связанных с коррупцией, за рубеж и рассматривает более 1500 встречных запросов по данной проблеме.

Между тем РФ не присоединилась к ряду европейских конвенций и практик по борьбе с коррупцией в частности к Конвенции по гражданско-правовой ответственности за коррупцию от 1999 года, а также не используются предложенные нормы по конфискации средств, приобретенных незаконным путем из Конвенции ООН против транснациональной преступности.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Международное сотрудничество в сфере противодействия коррупции (Тема 9). Презентация на заданную тему содержит 23 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Индекс восприятия коррупции (The Corruption Perceptions Index) — это глобальное исследование и сопровождающий его рейтинг стран мира по показателю распространенности коррупции в государственном секторе.

Индекс восприятия коррупции Индекс восприятия коррупции рассчитан по методике международной неправительственной организации Transparency International, основанной на комбинации общедоступных статистических данных и результатов глобального опроса.

Эти данные, во-первых, не всегда доступны, а во-вторых, отражают не столько реальный уровень коррупции, сколько эффективность работы правоохранительных органов по выявлению и пресечению фактов коррупции. В этой ситуации единственным надежным источником информации, по мнению исследователей, выступают мнения и свидетельства тех, кто непосредственно сталкивается с коррупцией (предприниматели) или профессионально занимается ее изучением (аналитики). Эти данные, во-первых, не всегда доступны, а во-вторых, отражают не столько реальный уровень коррупции, сколько эффективность работы правоохранительных органов по выявлению и пресечению фактов коррупции. В этой ситуации единственным надежным источником информации, по мнению исследователей, выступают мнения и свидетельства тех, кто непосредственно сталкивается с коррупцией (предприниматели) или профессионально занимается ее изучением (аналитики).

Индекс восприятия коррупции представляет собой сводный индикатор, рассчитываемый на основе данных, полученных из экспертных источников, предоставленных международными организациями. Все источники измеряют общую степень распространенности коррупции (частотность и/или объем взяток) в государственном и экономическом секторах и включают оценку множества стран. Индекс восприятия коррупции представляет собой сводный индикатор, рассчитываемый на основе данных, полученных из экспертных источников, предоставленных международными организациями. Все источники измеряют общую степень распространенности коррупции (частотность и/или объем взяток) в государственном и экономическом секторах и включают оценку множества стран.

Источники оценивают уровень восприятия коррупции экспертами, как живущими в конкретной стране, так и зарубежными, и представляют собой набор опросов предпринимателей, аналитиков по оценке коммерческих рисков и специалистов по конкретным странам из различных международных организаций. Источники оценивают уровень восприятия коррупции экспертами, как живущими в конкретной стране, так и зарубежными, и представляют собой набор опросов предпринимателей, аналитиков по оценке коммерческих рисков и специалистов по конкретным странам из различных международных организаций.

Индекс ранжирует страны и территории по шкале от 0 (самый высокий уровень коррупции) до 100 (самый низкий уровень коррупции) на основе восприятия уровня коррумпированности государственного сектора. Индекс ранжирует страны и территории по шкале от 0 (самый высокий уровень коррупции) до 100 (самый низкий уровень коррупции) на основе восприятия уровня коррумпированности государственного сектора.

В итоговом рейтинге, наряду с количеством баллов и рангом страны, приводятся также число источников, разница между наиболее высокими/низкими значениями индикаторов для каждой страны на основе соответствующих источников, величина стандартного отклонения и доверительный интервал по каждой стране, который позволяет сделать выводы о точности результатов Индекса для каждой страны. В итоговом рейтинге, наряду с количеством баллов и рангом страны, приводятся также число источников, разница между наиболее высокими/низкими значениями индикаторов для каждой страны на основе соответствующих источников, величина стандартного отклонения и доверительный интервал по каждой стране, который позволяет сделать выводы о точности результатов Индекса для каждой страны.

Организация прилагает немало усилий к тому, чтобы обеспечить достоверность первичной информации, используемой для составления Индекса, и валидность итоговых результатов. Организация прилагает немало усилий к тому, чтобы обеспечить достоверность первичной информации, используемой для составления Индекса, и валидность итоговых результатов. Согласно установленным требованиям, для включения той или иной страны в индекс необходимо не менее трех источников информации. В целом, Индекс является относительно надежным инструментом измерения. Вместе с тем, ему присущи и некоторые недостатки. Например, степень надежности измерений одинакова не для всех стран. Баллы Индекса и соответствующие им ранги стран, уровень коррупции в которых оценивается на основе относительно небольшого числа источников и которые характеризуются большим разбросом в оценках, могут в итоге оказаться не вполне адекватными. Так как заметные изменения уровня коррупции происходят достаточно медленно, в основе Индекса лежат усредненные данные, собранные за три последних года.

Индекс дает представление о текущих оценках уровня коррупции экспертами, почти не фокусируясь на происходящих из года в год сдвигах. Индекс дает представление о текущих оценках уровня коррупции экспертами, почти не фокусируясь на происходящих из года в год сдвигах. Поэтому Индекс не всегда отражает реальную динамику, поскольку его колебания могут быть обусловлены корректировкой выборки, методологии и источников информации (при этом не все они обновляются на ежегодной основе), а место страны в общем списке может сильно измениться просто потому, что изменился список стран, включенных в рейтинг.

Читайте также: