К научному стилю не относится а научная статья б беседа в доклад г интервью

Обновлено: 03.07.2024

Жанр - форма организации речевого материала в рамках того или иного стиля речи. В жанровом отношении научная речь является одной из наиболее богатых разновидностей русской речи. Жанровое многообразие научного стиля обусловлено, прежде всего, наличием в нем множества типов текстов.

В учебнике для вузов "Культура русской речи" (М.: НОРМА, 2001. С. 195) функционально-стилевая классификация научного стиля речи представлена такими его разновидностями, как

Опираясь на данную классификацию, предлагаем описание научных текстов различных жанров, соответствующих выделенным разновидностям научного стиля.

Научный стиль речи

Функционально-стилевая классификация

Жанровая классификация

Собственно научный стиль

Монография, статья, доклад, курсовая работа, дипломная работа, диссертационная работа

Реферат, аннотация, конспект, тезисы, патентное описание

Словарь, справочник, каталог

Учебник, словарь, методическое пособие, лекция, конспект, аннотация, устный ответ, объяснение

Очерк, книга, лекция, статья

Научные тексты различных жанров строятся по единой логической схеме. В основании этой схемы находится главный тезис - утверждение, требующее обоснования; тезис включает в себя предмет речи (то, о чем говорится в тексте) и главный анализируемый признак (то, что говорится об этом предмете). Доказательствами главного тезиса являются аргументы (доводы, основания, приводимые в доказательство), количество которых зависит от жанра и объема научного текста. Для более полной аргументации тезиса необходимы также иллюстрации - примеры, подтверждающие выдвинутые теоретические положения.

Текст научного стиля завершается выводом (резюме), в котором содержится аналитическая оценка проведенного исследования, намечаются перспективы дальнейших изысканий.

Собственно научный стиль речи

Научная статья и монография - оригинальные произведения исследовательского характера, относящиеся к собственно научному стилю. Это так называемые первичные жанры научного стиля, так как они пишутся специалистами и для специалистов.

• Монография - научный труд, научная книга, посвященная изучению одной проблемы, одного вопроса.

• Научная статья - сочинение небольшого размера, в котором автор излагает результаты собственного исследования.

• В эту же группу жанров входят доклад, диссертационная работа, а также курсовая работа и дипломная работа, примыкающие к другой разновидности научного стиля - учебно-научным жанрам. Тексты перечисленных жанров должны обладать свойствами, присущими любому научному тексту, - быть точными, логичными, отвлеченными и обобщенными, иметь стройную композицию.

В текстах этих жанров выделяются структурно-смысловые компоненты:

Название (заголовок) научного текста - важнейшая информативная единица, отражающая тему данного произведения и соответствующая содержанию текста. Существует несколько типов заголовков:

- название общего характера (введение в терминоведение; беседы о физике);

- название, конкретизирующее разрабатываемые автором вопросы научной теории и практики (хранение информации в бесписьменном обществе);

- названия, отражающие особенности авторской постановки вопроса (русская орфография в историческом аспекте; поэтическая энциклопедия).

Введение (водная часть) должно быть кратким и точным. В нем обосновывается

– выбор темы исследования,

– описываются методы исследования,

– формулируются цели и задачи работы.

Главной целью всякой отрасли науки являются раскрытие и изучение закономерностей связи между явлениями и процессами. В круг целей научного исследования входят также: раскрытие специфики объекта науки, создание типологии, объяснение явлений, описание функций, систематизация и обобщение фактов и пр.

Основная часть текста монографии, дипломной работы делится на главы в соответствии с задачами и объемом работы. В научной статье главы не выделяются, но каждое новое научное положение оформляется в новый абзац.

Заключение содержит выводы по данному исследованию или имеет форму краткого резюме.

Научно-информативный стиль речи

Основными жанрами научно-информативного стиля речи являются:

Эти жанры научных текстов объединены общими свойствами: являются вторичными жанрами речи (составляются на основе уже имеющихся опорных тестов, чаще всего оригинальных, первичных, хотя тезисы могут быть и оригинальным научным произведением) и определенным образом соотносятся с учебно-научной разновидностью научного стиля речи.

РЕФЕРАТ

Реферирование - интеллектуальный творческий процесс, включающий осмысление текста, преобразование информации аналитико-синтетическим способом и создание нового (вторичного) текста.

Реферат - адекватное по смыслу изложение содержания первичного текста. Реферат отражает главную информацию, содержащуюся в первоисточнике, новые сведения, существенные данные. Подготовка рефератов - один из наиболее сложных видов самостоятельной работы, реферирование приучает человека вдумчиво работать с литературой, ориентироваться в ней, выбирая необходимую информацию. Реферат должен быть информативным, отличаться полнотой изложения, объективно передавать содержание первичного текста, корректно оценивать материал, содержащийся в первоисточнике. Реферат может быть репродуктивным, воспроизводящим содержание первичного текста, и продуктивным, содержащим критическое или творческое осмысление реферируемого источника.

• Репродуктивные рефераты бывают двух видов: реферат-конспект и реферат-резюме.

- Реферат-конспект содержит в обобщенном виде фактическую информацию, иллюстративный материал, сведения о методах исследования, полученных результатах и возможностях их применения.

- Реферат-резюме приводит только основные положения, тесно связанные с темой текста.

• Продуктивные рефераты представлены рефератом-обзором и рефератом-докладом:

- Реферат-обзор составляется на основании нескольких первичных текстов, дает сопоставление различных точек зрения по конкретному вопросу.

- Реферат-доклад имеет развернутый характер, наряду с анализом информации, приведенной в первоисточнике, дает объективную оценку состояния проблемы.

В структуре реферата любого типа выделяются три основных компонента:

• собственно реферативный текст,

Как и любой научный текст, реферат имеет определенную композицию:

1. Вступление . Задачи вступления могут быть следующими: дать исходные данные текста (название исходного текста, где опубликован, в каком году), сообщить сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, специальность, ученая степень, ученое звание), вскрыть смысл названия работы, чему она посвящена, в связи с чем написана.

2. Перечисление основных вопросов и проблем , о которых говорится в первоисточнике.

3. Анализ самых важных, по мнению референта, вопросов, содержащихся в исходном тексте. Проводя такой анализ, необходимо обосновать важность выбранных вопросов, коротко передать мнение автора по этим вопросам, выразить свое мнение по поводу суждений автора первоисточника.

4. Общий вывод о значении всей темы или проблемы реферируемого текста.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1. Что из перечисленного не является стилистической фигурой?

а) антитеза б) эссе в) инверсия г) анафора

2. Что является жанром публицистического стиля?

а) репортаж б) договор в) характеристика г) заявление

3. Какой документ (жанр официально-делового стиля) не удостоверяет какой-либо факт?

а) заявление б) протокол в) акт

4. Какой стиль языка менее всего строг и требователен в отборе языковых средств?

а) публицистический б) стиль художественной литературы в) разговорный г) научный

5. Что не является жанром официально-делового стиля?

а) доверенность б) деловое письмо в) рецензия г) договор

6. Определите, какие стилевые черты присущи публицистическому стилю речи:

а) Логичность, объективность, обобщенность, смысловая точность.

б) Эмоциональность, конкретность, простота речи.

в) Оценочность, образность, эмоциональность, призывность.

г) Образность, эмоциональность, конкретность. д) Смысловая точность

7. Каковы синтаксические особенности текстов научного стиля?

а) Риторические вопросы. б) Неполные предложения.

в) Сложные предложения. г) Обращения к читателям. д) Диалог.

б) использование слов в несвойственном им значении;

в) выбор и организация языковых средств, позволяющих достичь поставленных задач коммуникации;
г) использование слов-сорняков и слов-паразитов.
10 . Нормативным считается употребление клише в
а) разговорном стиле речи; б) публицистическом;

а) интервью б) фельетон в) репортаж г) статья

15 . Какие языковые формулы выражают отказ от предложения?
а) ставим Вас в известность о том, что. б) к сожалению, удовлетворить Вашу просьбу не представляется возможным из-за. в) организация извещает. г) контроль за исполнением возложить на.
16. Что является жанром официально-делового стиля?

а) передовая статья б) очерк в) резюме г) эссе

17. Укажите неверный тезис:
а) русский язык – государственный язык стран СНГ; б) русский язык – национальный язык русского народа;
в) русский язык – официальный международный язык; г) русский язык – восточнославянский язык.
18. Что не является жанром научного стиля?

а) докладная записка б) аннотация в) реферат г) конспект

19. Какой жанр можно встретить и в научном, и в публицистическом стиле?

а) репортаж б) рецензия в) договор г)очерк

20. Какому стилю языка присуща строгая последовательность, лаконичность, регулярное использование терминов?

а) научный б) официально-деловой в) стиль художественной литературы г) публицистический

21. Главная задача научного стиля речи

в) изображение и воздействие на читателя

22. Выберите общенаучные слова

а) центр, сила, пять б) энергия, деталь, скорость в) величина, орфоэпия, персонаж

24. Определите стиль текста:

25. Определите тип текста:

а) описание б) повествование в) рассуждение

1. Какой жанр можно встретить и в официально-деловом, и в стиле художественной литературы?

а) автобиография б) интервью в) статья г) роман

2. Какой жанр публицистического стиля является диалогом журналиста и интересного человека?

а) репортаж б) интервью в) фельетон г) статья

3. Какой стиль языка наиболее богат и разнообразен?

а) публицистический б) научный в) стиль художественной литературы г) официально-деловой

4. Стилистическая фигура, основанная на постепенном усилении или ослаблении проявления какого-либо признака — это

а) градация б) инверсия в) параллелизм г) антитеза

5. Как называется раздел языкознания, изучающий звуки?

а) морфемика б) лексика в) фонетика г) морфология

6. Определите жанры художественного стиля речи:

а) Письмо, беседа, записка. б) Диссертация, конспект, доклад.

в) Очерк, фельетон, репортаж. г) Резолюция, заявление, докладная записка. д) Поэма, драма, рассказ.

7 . Какие функции выполняет язык?
а) коммуникативная; 6) познавательная ;
в) ценностно-ориентирующая; r) волюнтативная (воздействия).
8 . Высшей формой национального языка является
а) язык художественной литературы; б) научная речь; в) общенародный язык; г) литературный язык.
9 . Эмоционально-экспрессивная лексика неуместна
а) в разговорном стиле; б) в публицистическом стиле; в) в научном стиле; г) в официально-деловом стиле.
10 . Какие из перечисленных характеристик являются обязательными для определения понятия культура речи?
а) дружелюбие; б) официальность; в) целесообразность; г) уместность.
11 . Во вступлении оратор должен:

а) подчеркнуть актуальность темы; б) сделать обобщения и выводы;
в) сформулировать цель выступления; г) доказать выдвинутое положение.
12 . Какие языковые формулы выражают отказ от предложения?
а) ставим Вас в известность о том, что. б) к сожалению, удовлетворить Вашу просьбу не представляется возможным из-за. в) организация извещает. г) контроль за исполнением возложить на.
13 . В каком из предложений допущена стилистическая ошибка?
а) Милый мой голубчик, получил твое письмо. б) В случае проявления несогласия можешь мне позвонить.
в) Надо заострить внимание детей на этом вопросе.

г) Самодеятельных духовых оркестров в нашей республике боле полутораста.
14. Какой документ (жанр официально-делового стиля) не удостоверяет какой-либо факт?

а) протокол б) акт в) заявление
15 . Нормативным считается употребление клише в
а) разговорном стиле речи; б) публицистическом; в) официально-деловом стиле; г) художественном стиле.
16. Какой стиль языка сочетает информативную и агитационную функцию?

а) публицистический б) официально-деловой в) научный

а) Непосредственное повседневное общение. б) Создание картин и образов

18 . Язык является системой, потому что
а) состоит из взаимосвязанных единиц различных уровней; б) сохраняет информацию;
в) передаёт опыт поколений г) является средством общения;
19 . Абстрактная лексика является отличительной чертой стиля
а) художественного; б) научного; в) разговорного; г) публицистического.
20. Особое расположение слов, нарушающее обычный порядок — это

а) эллипсис б) антитеза в) инверсия г) градация

21. Три пласта научного стиля речи

а) общеупотребительные, узкоспециальные, художественные средства б) общенаучные, общеупотребительные, просторечия в) общенаучные, общеупотребительные, узкоспециальные

22. Определите жанры художественного стиля речи:
а) Письмо, беседа, записка. б) Диссертация, конспект, доклад. в) Очерк, фельетон, репортаж.
г) Резолюция, заявление, докладная записка. д) Поэма, драма, рассказ.

23. Какие языковые средства характерны для разговорного стиля?
а) Итак, следовательно, во-первых, наоборот. б) Толстенный, сестрица, лгунишка

в) Акт милосердия, демократизация общества, народные избранники. г) Довожу до вашего сведения, принять меры.
д) Шепот деревьев, сердце тоскует, хоровод звезд.

24. Определите стиль текста:

25. Определите тип текста:

а) описание б) повествование в) рассуждение

1. Что из перечисленного не является стилистической фигурой?

а) умолчание б) градация в) междометие г)анафора

2. Что является жанром официально-делового стиля?

а) передовая статья б) очерк в) резюме г) эссе

3. Какой жанр публицистического стиля наиболее близок к стилю художественной литературы?

а) репортаж б) очерк в) хроника г) интервью

4. Какой стиль языка сочетает информативную и агитационную функцию?

а) официально-деловой б) публицистический в) научный

5. Что не является жанром научного стиля?

а) аннотация б) докладная записка в) реферат г) конспект

а) Создание картин и образов. б) Непосредственное повседневное общение.

7. Укажите неверный тезис:
а) русский язык – национальный язык русского народа; б) русский язык – государственный язык стран СНГ;
в) русский язык – официальный международный язык; г) русский язык – восточнославянский язык.
^ 8. Признаками литературного языка являются:
а) нормированность; б) книжный характер; в) многофункциональность; г) только письменная форма.
9 . Качество речи, которое характеризуется соблюдением не только языковых, но и этических норм:
а) точность; б) чистота; в) правильность; г) богатство.
10 . Изменение норм литературного языка - явление, обусловленное
а) правилами употребления языковых норм; б) социально-экономическими условиями;
в) решением официальных органов; г) учёными-лингвистами.
11 . Какие языковые формулы выражают распоряжение, приказ?
а) поздравляем Вас. б) обязать руководителей всех подразделений университета.
в) изыскать дополнительные возможности для. г) в целях обмена опытом направляем в Ваш адрес…
12 . Какие свойства отличают официально-деловую письменную речь?
а) наличие обязательных элементов оформления документа (реквизитов

б) использование эмоционально-экспрессивной лексики;
в) проявление индивидуальности автора послания; г) широкое употребление фразеологических оборотов.
13. Укажите правильный вариант предложения.
а) Прошу дать мне академический отпуск ввиду болезни. б) После ознакомления с учениками учитель начал урок.
в) Отношения России и Германии всегда имели большое значение в жизни обоих народов.
г) Мы всегда должны отдавать отчет тому, как важны открытые дискуссии.
14. Какой стиль языка менее всего строг и требователен в отборе языковых средств?

а) стиль художественной литературы б) публицистический в) разговорный г) научный

15. Определите, какие стилевые черты присущи публицистическому стилю речи:

а) Логичность, объективность, обобщенность, смысловая точность.

б) Эмоциональность, конкретность, простота речи.

в) Оценочность, образность, эмоциональность, призывность.

г) Образность, эмоциональность, конкретность. д) Смысловая точность

16. Какой стиль языка наиболее богат и разнообразен?

а) публицистический б) научный в) стиль художественной литературы г) официально-деловой

17. Как называется раздел языкознания, изучающий звуки?

а) лексика б) морфемика в) морфология г) фонетика

18. Определите жанры художественного стиля речи:

а) Очерк, фельетон, репортаж. б) Письмо, беседа, записка. в) Диссертация, конспект, доклад.

г) Резолюция, заявление, докладная записка. д) Поэма, драма, рассказ.

19. Какой документ (жанр официально-делового стиля) оформляет взаимные обязательства сторон?

а) акт б)заявление в) договор г) доверенность

20 . Какой из перечисленных жанров относится к официально-деловому стилю:

а) реферат; б) научная статья; в) доверенность; г) рассказ.

21. Важнейшее качество термина

а) однозначность б) многозначность

22. Какие языковые средства характерны для разговорного стиля?
а) Итак, следовательно, во-первых, наоборот. б) Толстенный, сестрица, лгунишка

в) Акт милосердия, демократизация общества, народные избранники. г) Довожу до вашего сведения, принять меры.
д) Шепот деревьев, сердце тоскует, хоровод звезд.

23. Каковы синтаксические особенности текстов научного стиля?
а) Риторические вопросы. б) Неполные предложения. в) Сложные предложения. г) Обращения к читателям.
д) Диалог.
24. Определите стиль текста:

25. Определите тип текста:

а) описание б) повествование в) рассуждение

1. Какой жанр можно встретить и в научном, и в публицистическом стиле?

а) рецензия б) репортаж в) договор г) очерк

2. Какой документ (жанр официально-делового стиля) оформляет взаимные обязательства сторон?

а) договор б) доверенность в) акт г) заявление

3. Какому стилю языка присуща строгая последовательность, лаконичность, регулярное использование терминов?

а) официаль-деловой б) научный в) стиль художественной литературы г) публицистический

4. Особое расположение слов, нарушающее обычный порядок — это

а) эллипсис б) антитеза в) инверсия г) градация

5. Как называется раздел языкознания, изучающий толкование слов и словарный состав языка ?

а) морфемика б) лексика в) фонетика г) морфология

6. Какие языковые средства характерны для разговорного стиля?

а) Итак, следовательно, во-первых, наоборот. б) Толстенный, сестрица, лгунишка.

в) Акт милосердия, демократизация общества, народные избранники. г) Довожу до вашего сведения, принять меры.

д) Шепот деревьев, сердце тоскует, хоровод звезд.

7 . Язык является системой, потому что
а) сохраняет информацию; б) состоит из взаимосвязанных единиц различных уровней;
в) является средством общения; г) передаёт опыт поколений
8 . Какой из перечисленных жанров относится к официально-деловому стилю:

а) научная статья; б) реферат; в) рассказ; г) доверенность.
9 . Абстрактная лексика является отличительной чертой стиля
а) художественного; б) научного; в) разговорного; г) публицистического.
10. Какие слова могут сделать нашу речь непонятной, недоступной адресату?
а) общеупотребительные слова; б) эмоционально-экспрессивная лексика, выражающая эмоции, чувства;

в) пословицы и поговорки; г) терминологическая лексика, иностранные слова.

11. Укажите правильный вариант предложения.
а) Прошу дать мне академический отпуск ввиду болезни. б) После ознакомления с учениками учитель начал урок.
в) Отношения России и Германии всегда имели большое значение в жизни обоих народов.
г) Мы всегда должны отдавать отчет тому, как важны открытые дискуссии.
12 . Какие требования предъявляются к языку и стилю документов:

а) однозначность используемых слов и терминов; б) соблюдение лексических, грамматических, стилистических норм;
в) использование эмоционально-экспрессивной лексики; г) смысловая достаточность и лаконичность текста.
13. Устная научная речь отличается:
а) логичностью, последовательностью; б) эмоциональностью;
в) субъективной оценкой явлений и фактов; г) использованием тропов.
14. Что из перечисленного не является стилистической фигурой?

а) антитеза б) эссе в) инверсия г) анафора

15. Что не является жанром официально-делового стиля?

а) деловое письмо б) доверенность в) рецензия г) договор

16. Какой жанр можно встретить и в официально-деловом, и в стиле художественной литературы?

а) статья б) автобиография в) роман г) интервью

17. Стилистическая фигура, основанная на постепенном усилении или ослаблении проявления какого-либо признака — это

а) инверсия б) градация в) параллелизм г) антитеза

18. Что является жанром публицистического стиля?

б) договор а) репортаж в) характеристика г) заявление

19. Что из перечисленного не является стилистической фигурой?

а) умолчание б) градация г)анафора в) междометие

20. Какой жанр публицистического стиля наиболее близок к стилю художественной литературы?

а) очерк б) репортаж в) интервью г) хроника

21. Выберите термины с интернациональными словообразовательными элементами

а) кардиоскоп, вибрация, сейсмология б) агрохимия, кнопка, дрель в) суперобложка, биосфера, полифония

23. Определите, какие стилевые черты присущи публицистическому стилю речи:
а) Логичность, объективность, обобщенность, смысловая точность б) Эмоциональность, конкретность, простота речи.
в) Оценочность, образность, эмоциональность, призывность. г) Образность, эмоциональность, конкретность.
д) Смысловая точность.

24. Определите стиль текста:

а) научный б) официально-деловой в) стиль художественной литературы г) публицистический

25. Определите тип текста:

Определите, какие жанры не относятся к научному стилю : А) научная статья ; б) доклад ; в) репортаж ; г) диссертация ; д) очерк.


Очерк не относится к научному стилю.


Докажите, что данный текст относится к научному стилю?

Докажите, что данный текст относится к научному стилю.


Укажите стиль речи?

Укажите стиль речи.

Указ, монография, лекция, басня, доверенность, кодекс, конституция, поэма, устав, газетная статья, научная статья, очерк, фельетон, учебник, аннотация, роман, трагедия, автобиография.


Определите, какой жанр не относится к научному стилю 1)доклад 2)диссертация 3)научная статья 4)репортаж?

Определите, какой жанр не относится к научному стилю 1)доклад 2)диссертация 3)научная статья 4)репортаж.


Какие виды текстов из данных относится к стилю художественной литературы, какие к учебно - научном, какие к официально - деловому, разговорному, публицистика?

Какие виды текстов из данных относится к стилю художественной литературы, какие к учебно - научном, какие к официально - деловому, разговорному, публицистика?


15. Можно ли выступление ученицы на уроке назвать докладом в научном стиле?

15. Можно ли выступление ученицы на уроке назвать докладом в научном стиле?

К какому стилю вы бы отнесли её высказывание?

Преобразуйте этот текст в научный доклад.


Эпистолярный жанр относится к стилю ; разговорному ; художестненному ; публицистическому ; научному ; официально - деловому?

Эпистолярный жанр относится к стилю ; разговорному ; художестненному ; публицистическому ; научному ; официально - деловому.


В каких жанрах устной и письменной речи существует научный стиль?

В каких жанрах устной и письменной речи существует научный стиль?


К какому функциональному стилю речи относится слово репортаж, объявление, монография, приветствие, указ, письмо?

К какому функциональному стилю речи относится слово репортаж, объявление, монография, приветствие, указ, письмо?

Б)научный в)официально - деловой г) публицистический.


Написать статью по применению школьного дневника в научном стиле?

Написать статью по применению школьного дневника в научном стиле.


К КАКИМ СТИЛЯМ РЕЧИ ОТНОСЯТСЯ СЛОВА : НОВЕЛЛА, МОНОГРАФИЯ, ОЧЕРК, НАУЧНАЯ СТАТЬЯ?

К КАКИМ СТИЛЯМ РЕЧИ ОТНОСЯТСЯ СЛОВА : НОВЕЛЛА, МОНОГРАФИЯ, ОЧЕРК, НАУЧНАЯ СТАТЬЯ.


[справа]Библиотекарю школы №. От . [посередине]заявление. [слева]Прошу записать меня, [имя, фамилия] в библиотеку. [дата].


Всё это семья брат бабуля дедуля папа мама сестра тётя дядя прадед прабабушка.


Но времена шли, и охота на животных стала развиваться стремительно. Не удалось избежать истребления и барсукам. Это животное имеет красивый мех, из - за чего охотники убивают их и дорого продают полосатых жителей леса.


Припятствия. Конечно же надо подумать : А какой путь пройдёт избранный.


Может синтаксический? Морфологический разбор одного слово, но никак не предложения. Синтаксический. (Повествовательной, не восклицательное, простое, распространённое) Эхо(сущ) вторило(гл) грому(сущ) широкими(прил) рскатами(суд).


Часть речи Часть речи слова эхо — имя существительное. Морфологические признакиНачальная форма : эхо (именительный падеж единственного числа) ; Постоянные признаки : нарицательное, неодушевлённое, средний род, 2 - е склонение ; Непостоянные признаки..


В слове "делай" нулевое окончание, основа - все слово. Корень дел - , суффикс - а - , суффикс - й - .


Дел корень а и й суффикс Нулевое окончание и все слово без окончания основа.


Мир слов - очень многообразен. С помощью нескольких слов, мы можем составить словосочетание, которое предаст какое либо настроение или информацию. С помощью синонимов мы развиваем свой словарный запас, заменяя одно слово другим стилем, близким по з..


Сегодня мы встретили рыжего коты и прозвали его - Рыжик У нас в классе есть мальчишка с рыжими волосами и веснушками, все его называют - Рыжиком.

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Научный стиль текста – это язык науки, научной сферы деятельности. Жанры, в которых он функционирует, в основном письменные:

  • научные статьи и заметки,
  • методические пособия и монографии,
  • рецензии и аннотации,
  • курсовые, дипломные и кандидатские работы для получения или защиты ученой степени.

В устной форме научный стиль представлен жанрами выступлений – научными докладами, лекциями.

Примеры разговорного стиля: пример 1, пример 2, пример 3.

Научный стиль: понятие, признаки и примеры

Статью о других стилях речи читайте здесь.

В научном стиле выделяют ряд некоторых черт, отличающих его от иных функциональных стилей текста. Причем данные черты характерны для любой сферы научной деятельности – технической, гуманитарной, естественнонаучной.

Устал делать рефераты и домашку по школьным предметам?

Переходи по ссылке и закажи написание любой школьной или студенческой работы у наших партнеров.

Потребуется просто заполнить описание того, что тебе задали и установить свою стоимость или подождать, пока исполнители сами предложат за сколько они готовы выполнить работу.

А что с качеством?

Хороший вопрос!
Действительно, кто будет выполнять работы, от которых, возможно, будет зависеть твой аттестат?

На самом деле тут все круто!
Все исполнители - настоящие профессионалы в своих тематиках. Это студенты профильных вузов и школьные учителя, подрабатывающие таким образом.

Так что единственная опасность в том, что твою домашку может выполнить твоя же училка ;)

Среди черт научного стиля прежде всего выделяются такие:

Читай больше о каждом из стилей в этих статьях

Научный стиль: разбор примера

Давайте разберем пример собственно научного текста.

Дополнительно можно назвать черты следующие:

1) терминологичность (феноменологические модели, модели основанные на лучевых представлениях полей рассеяния, совокупности локальных отражателей);

3) выбор отглагольных оборотов и слов (широкое распространение, отражатели, допущения и пр.);

5) широкое применение предложений большой длины, и при этом следует отметить их безличный характер в совокупности с пассивными конструкциями и необычным расположением членов предложений (Среди феноменологических моделей наибольшее распространение получили модели основанные на лучевых представлениях полей рассеяния и модели базирующиеся на принципе Гюйгенса-Френеля, согласно которому каждая точка волнового фронта рассеянного поля рассматривается как источник вторичных волн).

Надо сказать, что научный стиль нельзя назвать замкнутой системой. Как научные языковые средства активно используются в жанрах, например, публицистики, так и чистый научный стиль применяет языковые средства других стилей.

Таким образом, при подобном взаимодействии образуются подстили разбираемого стиля речи:

  • научно-популярный – очерки, лекции;
  • научно-публицистический – статьи, очерки, заметки;
  • научно-информативный – патентные описания, аннотации;
  • научно-учебный – учебники, методические пособия, лекции, рефераты;
  • научно-справочный – словари, каталоги;
  • собственно научный – статьи, монографии, диссертации, доклады.

Рассмотрим примеры некоторых подстилей.

Научно-популярный стиль: разбор примера

Отрывок из статьи:

Мировая экономика, пишет автор, рано или поздно будет вынуждена использовать материальные и энергетические ресурсы Солнечной системы хотя бы лишь по одной причине – истощения сырьевых ресурсов Земли. Но существует один психологический аспект, который следует из положения, высказанного Б. Расселом в 1952 г. Б. Рассел считал, что если когда-нибудь на Земле наступит всеобщий мир, люди будут удовлетворять свое стремление к приключениям, в исследованиях, а не в разрушениях. А познание Солнечной системы и звезд может стать таким приключением, вытесняющим энергию разрушения, что, вероятно, позволит решить серьезную психологическую проблему. Кроме того, такие мощные культурные и интеллектуальные стимулы могут помочь человечеству избежать стагнации, предсказанной современным философом Ф. Фукуямой.

Стиль данного текста – научно-популярный.

Лексика приведенного отрывка состоит из таких пластов:

  • слова широкого употребления: автор, положение, люди;
  • термины: стагнация, Солнечная система;
  • общенаучная лексика: аспект, философ, экономика;
  • абстрактная лексика: мир, познание;
  • научная фразеология: материальные ресурсы, психологический аспект, интеллектуальные стимулы.

4

В морфологии данного текста следует выделить:

  • численное преобладание существительных и прилагательных в разбираемом отрывке над глаголами;
  • характерное употребление имен существительных среднего рода, которые обозначают абстрактное понятие: познание, исследование, истощение;
  • отсутствие глаголов во втором лице (как ед., так и мн. числа), поскольку они несвойственны научной речи;
  • преобладание описательных прилагательных: материальные, энергетические, культурные, интеллектуальные.

Синтаксис имеет следующие особенности:

  • выделяется тенденция к построению сложных, сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными: Б. Рассел считал, что если когда-нибудь на Земле наступит всеобщий мир…, …что, вероятно, позволит решить серьезную психологическую проблему;
  • простое предложение осложняется вводными словами и вводной конструкцией (кроме того, вероятно), а также причастными оборотами: вытесняющим энергию разрушения, предсказанной современным философом Ф. Фукуямой;
  • в предложениях используется обычный порядок слов — прямой: Но существует один психологический аспект, который следует из положения, высказанного Б. Расселом в 1952 г;
  • по цели высказывания, как правило, предложения повествовательные.

Научный стиль: понятие, признаки и примеры

Научно-публицистический стиль: разбор примера

В одной из предыдущих статей о стилях речи мы уже разбирали один из примеров подобного подстиля. Однако в том случае преобладали черты публицистического стиля, а не стиля научного, как в этот раз.

Посмотреть предыдущий разбор и сравнить можно, перейдя по ссылке на эту статью.

А теперь посмотрим на новый отрывок научно-публицистического текста.

Отрывок из статьи:

При нормативной оценке избыточных сочетаний необходимо иметь в виду, что многие из них служат стилистическим целям, являются одним из способов усиления признака целенаправленной характеристики предмета высказывания. Неслучайно поэтому соединение синонимов и некоторые тавтологические сочетания имеют общую психо-эмоциональную основу, сосредоточение внимания на значимом представлении путем повторения одних и тех же или родственных сигналов. Мы, замечал еще выдающийся русский ученый А. А. Потебня, чтобы выразить лучше нашу мысль, нагромождаем слова, которые значат приблизительно одно и то же. В устном народном творчестве, в классической и современной литературе встречается много сочетаний слов, которые в той или иной степени повторяют (усиливают) основной признак выражаемого понятия. Но ведь никто не станет браковать такие, например, широко употребительные выражения как истинная правда, всякая всячина, слыхом не слыхивать, криком кричать, вокруг да около и т.д.

Приведенный текст, как уже было сказано, написан научно-публицистическим подстилем.

Внеязыковые особенности: сжатость, краткость и тезисность изложения, использование цитат.

Лексика:

  • общеупотребительные слова: способов, признака, сочетание, творчество;
  • термины: избыточных сочетаний, синонимов, тавтологические сочетания, сосредоточение внимания, сигналов;
  • разговорные слова: нагромождаем, браковать;
  • абстрактные слова: основа, степени, сочетания, признак;
  • речевые клише: необходимо иметь в виду, являются одним из способов, неслучайно, путем повторения;
  • фразеологизмы и устойчивые сочетания: истинная правда, всякая всячина, слыхом не слыхивать, криком кричать, вокруг да около.

Разберем морфологию. Отмечаются следующие особенности:

  • тематикой текста диктуется совмещение морфологических черт научного стиля с чертами стиля публицистического;
  • используются отвлеченные существительные, стоящие в родительном, дательном и винительных падежах: признака целенаправленной характеристики, сигналов, нашу мысль;
  • наличествует принципиальное совпадение автора и рассказчика;
  • характерно употребляются глаголы настоящего времени в 3 лице мн. числа с обобщенным значением субъекта действия: являются, служат, имеют;
  • над глаголами в тексте имеют количественное преобладание имена существительные и прилагательные;
  • отмечается употребление большого числа личных и указательных местоимений: из них, мы, нашу, никто.

Синтаксис:

  • в большинстве своем предложения (что характерно для публицистики) необъемные, несложной структуры: Мы, замечал еще выдающийся русский ученый А. А. Потебня, чтобы выразить лучше нашу мысль, нагромождаем слова, которые значат приблизительно одно и то же;
  • по цели высказывания – повествовательные и побудительные;
  • эмоционально окрашенные предложения: но ведь никто не станет браковать такие, например, широко употребительные выражения как истинная правда, всякая всячина;
  • стандартные конструкции: необходимо иметь в виду, что…; чтобы выразить лучше нашу мысль, нагромождаем слова, которые…; например;
  • цитата, вплетенная в текст без ссылок и кавычек.

Научный стиль: понятие, признаки и примеры

Подытожим: в целом, научный стиль служит одной цели – передаче информации адресату. А смысловая сложность информации и отбор языковых средств зависит от выбранного подстиля.

Читайте также: