Энергосбережение 5 класс доклад

Обновлено: 05.07.2024

Собрала для вас похожие темы рефератов, посмотрите, почитайте:

Введение

В современном мире сложилось состояние сохранения и развития цивилизации на Земле для обеспечения человечества достаточным количеством топлива и энергии. Ограниченные запасы традиционных топливно-энергетических ресурсов заставили обратиться к энергосбережению как к одному из основных элементов современной концепции мирового энергетического развития.

Невозобновляемые источники энергии: Торф, уголь, нефть, природный газ.

Возобновляемые источники энергии: Твердая биомасса и продукты животного происхождения, промышленные отходы, гидроэнергетика, геотермальная энергия, солнечная энергия, энергия ветра, океанские волны и приливы.

Экономия энергии

Энергосбережение означает эффективное использование энергии на всех этапах преобразования энергии — от добычи первичных источников энергии до потребления всех видов энергии конечными потребителями.

Меры по энергосбережению могут быть разными. Одним из наиболее эффективных способов повышения эффективности использования энергии является использование современных энергосберегающих технологий.

Энергосберегающие технологии не только значительно снижают затраты на энергию, но и имеют очевидные экологические преимущества.

Основные направления эффективного энергопотребления

Энергосбережение в компании: Технологии и новые возможности.

К сожалению, энергосбережение в компаниях, как правило, оставляет желать лучшего. Большинство заводов и фабрик имеют высокопроизводительные двигатели, которые потребляют до 60% больше энергии, чем необходимо. Для оптимизации процессов используются электрические приводы со встроенными энергосберегающими функциями. Гибко варьируя скорость в зависимости от нагрузки, можно достичь экономии энергии в 30-50%.

Сокращение теплопотерь и энергосбережение в зданиях различного назначения.

Более 30% всех энергоресурсов используется для отопления жилых, офисных и промышленных зданий. Поэтому энергосберегающие технологии в зданиях неэффективны для различных целей без снижения непроизводительных потерь тепла.

Важнейшей мерой по экономии энергии в зданиях будет также установка отопительных батарей с автоматическим управлением. Использование вентиляционных систем с функцией рекуперации тепла позволит сэкономить еще больше энергии.

Экономия энергии в школе: долгосрочный вклад в будущее.

Успех мер по энергосбережению невозможен без массового распространения информации об энергосбережении среди населения. В настоящее время в нашей стране начинаются кампании по внедрению энергосберегающих технологий в зданиях различного назначения: не только на предприятиях, но и, например, в школах. Энергосбережение в школах имеет огромный потенциал. С детства, привыкнув к бережному использованию электричества, сегодняшние школьники в будущем смогут добиться прорыва в энергосбережении по всей стране. В современных школах активно внедряются экологические программы, издаются учебники, проводятся тренинги, внеклассные мероприятия, конкурсы на лучшие проекты по энергосбережению и др. Все эти меры позволяют нам с уверенностью смотреть в будущее процветания нашей планеты.

Большинство современных энергосберегающих технологий

Ротационные пульсационные установки для отопления и горячего водоснабжения.

Такие генераторы позволяют нагревать воду, инициируя физические и химические процессы в этой воде за счет высокой частоты вращения ротора (5 000 об/мин), сопровождающиеся высоким выбросом тепловой энергии. Ротор машины приводится в действие электродвигателем. Эти теплогенераторы отличаются высокой эффективностью и коэффициентом преобразования энергии, составляющим около 100%. Чем выше мощность агрегата, тем выше его КПД за счет увеличения удельной поверхности ротора-статора.

Минимальная мощность теплогенератора — 5 кВт.

Макс — ограничивается только доступной мощностью двигателя и назначенной мощностью потребителя.

Такие теплогенераторы используются для горячего водоснабжения, автономного отопления зданий и сооружений.

Преимущества вращающегося, пульсирующего нагревателя:

Относительно дешево по сравнению с котельными.

Небольшие монтажные размеры и простота установки в существующую отопительную систему.

Автоматическая система управления позволяет эксплуатировать систему без присутствия персонала.

Специальная обработка воды не требуется.

По сравнению с газовым котлом предельные значения по газу не требуются.

Отсутствуют выбросы продуктов сгорания, т.е. генератор является экологически чистым.

Значительная экономия затрат и быстрая окупаемость в случае замены центрального отопления (от отопительных систем) и горячего водоснабжения гидротермальным генератором

Принцип работы датчика.

Принцип работы роторного пульсационного генератора заключается в перекачивании жидкости через роторно-статорную систему, где линейная скорость потока жидкости достигает 50-100 м/с и, благодаря высоким растягивающим напряжениям, приводит к образованию кавитационных процессов в жидкости, обеспечивая ее нагрев.

Заключение

Суть процессов заключается в образовании и распаде пузырьков пара или газа при адиабатическом нагревании до 10000 С. Тепло вырабатывается самой жидкостью, без поверхностей теплообмена обеспечивает очень эффективный процесс нагрева. КПД гидротермального генератора (отношение полученной тепловой энергии к потребленной электроэнергии) близок к единице.

Список литературы

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Нажмите, чтобы узнать подробности

стимулировать интерес к научным исследованиям и практическому применению знаний, полученных в школе.

Ход занятия

Все мы - дети природы. Сегодня уже ясно, что наше здоровье во многом зависит от ее здоровья. Природа всегда выступала как друг и защитник человека, она дарит нам свои блага, создает условия для жизни. И что же нас сегодня окружает? Все жизненное пространство смертельно отравляется на всех уровнях: вода – сбросами и утечкой ядовитых веществ, почва – удобрениями, воздух – газами самого разного и непредсказуемого свойства.

Болеют растения, животные, люди. Болеет сама Земля. Все труднее ступать по земле, ибо под ногами если не строительные свалки, то плети иссохших корней, которые выметнулись из грунта в поисках живой почвы.

Учитель: Ребята, сегодня у нас не совсем обычный классный час. Мы совершим небольшое путешествие в …квартиры. Да-да, я не ошиблась! Именно в ваши квартиры.

Учитель: Посмотрим, как хорошо вы знаете свой дом? Настоящие ли вы хозяева в доме?

Мы живем в благоустроенных квартирах, с комфортом, всю тяжелую работу делают машины. Какие это машины?

Дети: Пылесос, стиральная машина, электрическая плита, фен,… Наш современный мир целиком зависит от энергии. Она требуется для любой нашей деятельности, любых машин и приборов.

Учитель: Благодаря чему они совершают свою работу, вы узнаете из загадки

К дальним селам, городам

Кто идет по проводам?

Электричество приносит нам большую пользу. Оно вырабатывает энергию. Как вы себе представляете, что такое энергия? (Ответы детей)

Энергия (от греч. ενεργός — деятельный) — общая количественная мера движения и взаимодействия всех видов материи.

Энергия – это сила, приводящая предметы в движение. То есть энергия необходима для того, чтобы начать какое-либо движение, ускорить перемещение, что–то поднять, нагреть, осветить.

Само слово “ЭНЕРГИЯ” - какое-то на первый взгляд нематериальное. Не увидеть, не потрогать! Однако ничто вокруг нас не совершается без участия этой самой энергии.

Человек изобрел много способов, чтобы заставить механические устройства делать полезную работу с помощью энергии.

Давайте представим, что квартира осталась без энергии, которую она получает в виде газа, электричества и горячей воды. Что мы будем делать? (Ответы детей)

Будем “SOS” кричать!

Нам так хочется жить с комфортом! Но за комфорт приходится расплачиваться гибелью лесов и затоплением городов! Это очень серьезная проблема. Но практически из любой проблемы можно найти выход.

Сегодня мы с вами попробуем найти самые простые решения, которые помогут сберечь энергию. Что же такое энергосбережение? Как вы это понимаете? (Ответы детей)

Энергосбережение - это не только сэкономленные деньги семейного бюджета, это и забота о тех, кому предстоит жить после нас на планете Земля, это забота о НАШИХ ДЕТЯХ.

И одно из таких решений - это научиться использовать энергию, находящуюся в нашем распоряжении, настолько эффективно и безопасно по отношению к окружающей среде, насколько это возможно.

Как же стать хозяином в доме? Научиться бережливому использованию энергии?

Учитель: Итак, путешествие по дому мы начнем с ванной комнаты.

На доске картинка с изображением крана, из крана льется вода.

Воду, водицу, водичку мы любим,

Кран повернём - и литрами губим.

Знай, экономя водицу-сестрицу,

Ты дашь возможность потомкам напиться.

Вода из крана течет быстро. За минуту из открытого крана вытекает 12-20 литров бесценной пресной воды! А ведь экономия воды - это всего лишь дело привычки.

Учитель: Как мы можем экономить воду? (Ответы детей). Давайте попробуем сформулировать правила хорошего хозяина:

-Закрывайте кран, пока чистите зубы или пользуйтесь стаканом для полоскания рта.

-Мойте посуду не под текущей струей воды, а в раковине, закрыв отверстие пробкой.

-А главное - не забывайте выключать воду!

Три простых правила - и за год сможете сэкономить целое озеро диаметром 200 метров и глубиной 2 метра.

Вот этот предмет

К потолку повесили,

Стало в доме весело.

Она снаружи вроде груша,

Висит без дела днем,

А ночью освещает дом. (Лампочка)

Ребята, как вы думаете, почему днем лампочка висит без дела? (Ответы детей)

Лампа сутки погорит –

Сто кило угля спалит!

Если светит зря она,

Где ж экономия сырья?

Учитель: Что мы можем сделать, чтобы лампа зря не светила? (Ответы детей)

Средний расход электроэнергии на освещение квартиры составляет примерно 1 кВт/ч. Но и этот расход можно сократить за счет периодического протирания лампочек: хорошо протертая лампочка светит на 10 - 15% ярче грязной, запыленной. И еще – реже пользуйтесь верхним светом. 60 Вт в настольной лампе вполне заменят Вам 200 Вт под потолком.

Учитель: Из ванной комнаты мы отправимся на кухню. Здесь очень много вещей требующих нашего внимания.

Полюс северный внутри!

Там сверкает снег и лед,

Там сама зима живет. (Холодильник)

Для чего нам нужен холодильник? (Ответы детей)

Взял, да сам и отключился.

“Работать трудно, - говорит, -

Если толстый лёд висит”.

Учитель: Как мы с вами можем помочь холодильнику? (Ответы детей).

Оптимальным местом для холодильника на кухне является самое прохладное место. При наружной температуре 20 градусов холодильник расходует на 6% меньше энергии. Так что, не стоит ставить холодильник вблизи батареи или других отопительных приборов. Крайне отрицательно на работе холодильника сказывается и большая “шуба” в морозильнике. Поэтому помогите взрослым, не поленитесь его лишний раз оттаять. От этого он будет экономичней.

Учитель: А вот еще два жителя кухни.

Из горячего колодца

Через нос водица льется. (Чайник)

Кто любит пить чай? Значит, чайником пользоваться умеете. (Ответы детей) Тогда для чего на кухне используют термос? В походе понятно: нет рядом плиты, электрического чайника и костер не всегда возможно развести. (Ответы детей)

На доске картинка с изображением термоса.

Термос нас не удивит,

Он водичку нам хранит.

Ко всему пригодную.

Учитель: Посчитайте, сколько раз за день кипятите воду?

А сколько из вскипяченной воды используете? (Ответы детей)

Наверняка, стакана 2 – 3, а остальная вода остывает себе в чайнике. А что, если эту воду взять и залить в термос? Тогда не придется тратить время на кипячение каждый раз, когда захочешь выпить чаю, да еще и сэкономишь энергию.

Учитель: Продолжим путешествие. Но что такое, по пути мы встречаем еще две вещи необходимые в доме.

Пройдусь слегка горячим я,

И гладкой станет простыня.

И навести на брюках стрелки. (Утюг)

Кто помогает дома родителем гладить белье? Расскажите, как вы это делаете. (Ответы детей)

И сказали утюги:

Мы хозяйкам не враги!

Как погладишь пиджачок,

Отключи свой утюжок,

А остатками тепла

Мы отутюжим все шелка.

Экономить электроэнергию можно даже при глажении. Для этого надо помнить, что слишком сухое и слишком влажное белье приходится гладить дольше, а значит, и больше расход энергии. И еще одна “мелочь”: утюг можно выключать за несколько минут до конца работы; на это время вполне хватит остаточного тепла.

Учитель: Следующая вещь девочкам знакома точно.

Фен пыхтит, шумит, гудит,

Угодить он всем желает.

А ты под солнцем голову просуши,

Пусть фен лучше отдыхает.

Учитель: Ребята, как вы думаете, почему лучше волосы сушить естественным способом? (Ответы детей)

Горячий воздух, исходящий из фена, не очень-то хорошо влияет на волосы: он делает их сухими и ломкими. Может, лучше, если некуда спешить, просушить волосы под солнцем? Так сохранишь здоровье своих волос и несколько киловатт электроэнергии.

Учитель: Сейчас - зима. А мы с вами путешествуем по теплой квартире. Так вот

Чтоб холодная зима

Не прокралась к нам в дома,

Вы окошки утеплите –

И в тепле себе живите!

Но бывает, в зимний период мы жалуемся на холод в наших квартирах и виним в том организации, обеспечивающие нас теплоэнергией. А все ли мы сами сделали, чтобы сохранить в наших домах драгоценное тепло? (Ответы детей) Как мы можем сохранить тепло в наших домах? (Ответы детей)

Учитель: Ребята, мы долго можем путешествовать по своей квартире. Мы побывали на кухне и ванной комнате. Не были ни в гостиной, ни в детской комнате. Но я вам предлагаю на этом закончить наше путешествие.

Я думаю, что дело не в названии, а в содержании. Сегодня на классном часе мы поняли главное: мы должны экономить энергию, не только дома, но и в школе, чтобы запасов горючих полезных ископаемых хватило на более долгий срок. Вы теперь знаете ответы на вопросы: Как же стать хозяином в доме? Научиться бережливому использованию энергии? (Ответы детей)

А сейчас, ребята, давайте попробуем составить правила экономии энергии.

Не выбрасывайте деньги в окно

Окно, часами остающееся приоткрытым, вряд ли обеспечит Вам приток свежего воздуха, но большой счет за отопление оно обеспечит наверняка. Лучше проветривать чаще, но при этом открывать окно широко и всего на несколько минут.

Не преграждайте путь теплу

Не облицованные батареи отопления не всегда красивы на вид, зато это гарантия того, что тепло будет беспрепятственно распространяться в помещении. Длинные шторы, радиаторные экраны, неудачно расставленная мебель, стойки для сушки белья перед батареями могут поглотить до 20 процентов тепла.

Больше света с меньшими затратами энергии

Когда варите и печете, уменьшайте интенсивность пламени

Используйте остаточное тепло конфорки и духовки.

Готовьте с небольшим количеством жидкости в закрытой кастрюле! Для приготовления блюд, требующих на это много времени, пользуйтесь скороваркой.

Плита и холодильник или морозильник – плохие соседи! Из-за теплоотдачи плиты холодильный агрегат потребляет больше энергии.

Охлаждайте с умом

Устанавливайте морозильный агрегат в прохладном, хорошо проветриваемом помещении и размораживайте его не реже одного раза в год.

Температура заморозки в -18оС является вполне достаточной.

Морозильный шкаф следует открывать лишь ненадолго и помещать туда только хорошо охлажденные продукты.

Маленькие специальные приборы могут оказать большую помощь в энергосбережении

Одна кофейная машина, например, готовит любимый горячий бодрящий напиток намного экономичнее, чем добрая старая кастрюля. И другие специальные приборы вроде яйцеварки или тостера в большинстве случаев бережливо обращаются с драгоценной энергией.

А вот для вас небольшой тест:

Осенью вы утеплили в доме все окна, балконы и двери?

Вы не забываете закрывать двери в подъезде?

Вы не держите форточки постоянно открытыми?

На ночь вы закрываете занавески, чтобы удержать дополнительно тепло?

У вас в квартире правильно расставлена мебель: вы отставили от батареи диван и стол, чтобы тепло свободно проходило в нашу квартиру?

Раз вы ответили утвердительно, значит вам удалось сократить затраты на отопление квартиры примерно на 5-10%. Для тех же, кто хоть раз ответил "нет", этот тест послужит руководством к действию.

Используя природные ресурсы, задумывайтесь о том, что будет завтра. А будет ли вообще это “ЗАВТРА”? Сегодня наша планета стоит на пороге экологической катастрофы и наиболее грозный предвестник ее – парниковый эффект. Он вызван увеличением содержания в атмосфере углекислого газа, который образуется в огромных количествах при сжигании топлива. Того самого топлива, которое используется для обеспечения наших квартир светом, теплом и водой. Значит, судьба нашей планеты зависит от каждого из нас, от всего человечества, а вернее, от того, сколько мы потребляем природных ресурсов!

В экономии нет мелочей. И не надо думать, что это дело ученых и инженеров. Вклад в осуществление этой серьезнейшей задачи может внести любой житель. Нужно лишь не проходить мимо бездумного растранжиривания энергии. Плохо утепленное с щелями окно, хлопающая в подъезде дверь без пружины, текущий в ванной кран – все это, казалось бы, несущественные источники потерь энергии, вместе взятые, значат очень много. Устанавливая электролампы и другие приборы с низким энергопотреблением, мы можем сберечь электричество, а заодно и деньги семейного бюджета.

Нажмите, чтобы узнать подробности

3. Какие способы энергосбережения мы можем использовать в школе и дома?

4. Изучить и проанализировать особенности энергосбережения и его значение в повседневной жизни.

Оборудование:

Плакаты, музыка, костюмы для детей, портреты ученых.

I Организационный момент

II Введение в тему

1. Энергетика играет важную роль в развитии общества. Рост населения Земли с 6,5 млрд. человек в настоящее время до оценочно 8,7 млрд. к 2050 г. Будет сопровождаться ежегодным увеличением потребности энергии на 1,7%.

Поэтому перед современным обществом встал очень серьезный вопрос: какой же быть энергии будущего? Энергетика, основанная на использовании углеводородов, во многом уже исчерпала себя. Запасы же углеводородов непрерывно сокращаются, а использование их в качестве энергоисточника ухудшает экологическую ситуацию на планете.

2 Выступление детей-стихотворение. (на доске вывешены буквы алфавита ,4 ученика указывая на буквы рассказывают стихотворение)

А – а знаете что актуально, друзья?

Б – быть бережливым – иначе нельзя!

В – всем нам задуматься с вами пора

Г – где в экономии нашей дыра.

Д – дом наш быть может полною чашей

Е – если все вместе об этом мы скажем.

Ё – ёлки ли в праздник в квартире зажжём,

Ж – жарим кур-гриль, в караоке поём

З – здесь и повсюду лампы горят

И – и светом своим просто слепят!

Й – йог сберегает энергию тела.

К – как же и нам упорядочить дело?

Л – лампы, торшеры, люстры и бра

М – могут светиться в домах до утра!

Н – надо задуматься – время пришло,

О – очень уж много энергии жжём.

Р – разумным и чётким расчёт должен быть,

С – счётчик не может вечно крутить!

Т – только я сам рассчитать всё смогу,

У – утром с квитанцией в кассу иду.

Ф – фыркает нервно кассир за стеклом,

Х – хочет проверить, верит с трудом.

Ц – цифры заносит в компьютер поспешно,

Ч – числа в расчётах записаны честно!

Ш – штамп на квитанцию – я ухожу,

Щ – щурюсь, на всех улыбаясь гляжу,

Э – это же надо – вот в чём разгадка –

будет теперь с экономией гладко!

Ю – юмор отбрось –

Я – я открою секрет –

ВЫГОДНЕЙ ЛАМП СБЕРЕЖЕНИЯ НЕТ! (говорят все хором)

Энергосбережение представляет собой комплекс мероприятий по сохранению и рациональному использованию электричества и тепла. В своем исследовании мы хотели бы подробнее рассмотреть вопрос энергосбережения в области экономии электроэнергии.

Рост энергопотребления рождает экологические проблемы: увеличивается нагрузка на природу, истощаются природные ресурсы. А в будущем, возможно, появится дефицит энергии. А это может снизить дальнейшее развитие нашей страны.

Каждый человек должен бережно относиться к потребляемым благам цивилизации, доставляемым ему в дом воде, теплу и свету.
Проблема энергосбережения актуальна не только для наших семей, школы, региона, страны, но и всего мира. Экономия электроэнергии дает возможность снизить собственные затраты и оказывать меньшее воздействие на окружающую среду. Потребность в энергии в мире постоянно возрастает. В настоящее время до 90% энергии вырабатывается от сжигания органических ископаемых — угля, нефти и газа, запасы, которых ограничены и не возобновляются. Надолго ли их хватит?

III. Из истории

Т. Эдисон и электрическое освещение


Томас Алва Эдисон (1847-1932гг) родился 11 февраля 1847г. В городе Вест-Оранж, штат Нью-Джерси. Усовершенствовал телеграф, телефон, киноаппаратуру, разработал один из первых коммерчески успешных вариантов электрической лампы накаливания, построил первые электровозы, положил начало электронике, изобрел фонограф.В 1928г. Награжден высшей наградой США – Золотой медалью Конгресса.

Семидесятые годы XIX в.—время перехода электрической лампы из лаборатории ученых в дома, на производство. Огромную роль в этом сыграли работы Томаса Эдисона.

Во-первых, он усовершенствовал лампу Лодыгина, увеличив разрежение в баллоне и применив в качестве нитей накаливания обугленные бамбуковые волокна. Т, Эдисон придумал также патрон к лампе и выключатель—приспособления, которые есть в каждом доме. Но сама лампа изменилась: теперь в ней накаливается не бамбуковое волокно, а вольфрамовая нить. Это усовершенствование внес в лампу Эдисона А. Лодыгин.

Лампа Т. Эдисона


Во-вторых, Т. Эдисон сконструировал генератор электрической энергии, способный питать электрическим током несколько десятков ламп так, что они могли гореть независимо друг от друга.

В-третьих, он изобрел счетчик электроэнергии, который позволял определять израсходованную электроэнергию. В работе счетчика Т. Эдисон использовал химическое действие тока.

В настоящее время используют счетчики, действие которых основано на явлении движения проводника в магнитном поле.

В-четвертых, Т, Эдисон изобрел плавкие предохранители и многое другое, что позволило широко использовать электрическое освещение. Именно поэтому Т. Эдисона называют отцом современного электрического освещения.

Современная электрическая лампа накаливания.

Современная электрическая лампа, применяющаяся для освещения в домах и на производстве состоит из таких элементов, как: колба, буферный газ, нить накаливания, электрод, соединенный с нижним контактом, электрод, соединенный с контактом на резьбе, держатели нити, стеклянный уступ держателей, контактный проводник, резьба, изолятор, нижний контакт.


Существуют другие виды ламп. Лампочки для карманных фонарей меньше осветительных по размерам и рассчитаны на напряжение 3,5 В. Лампы , парименяемые в устройствах, подвергающихся тряске( в автомобилях, киноаппаратах), не имеют винтовой нарезки на цоколях. Цоколь этих ламп снабжен штыковым затвором. Их вставляют в специальный патрон с пружиной и вырезами для штифтов и поворачивают.

Наша промышленность выпускает и лампы –гиганты, применяемые для морских маяков. Некоторые из них имеют высоту более метра, массу свыше 7 кг, а мощность –50 000 Вт. Существуют и лампы –малютки массой 0.02 г и мощностью 0.4 Вт. Такие лампы используют в медицине.

Современная лампа накаливания – очень удобный, безопасный и дешевый источник света. , но в ней лишь 7% энергии превращается в энергию видимого света.

Люминесцентная лампа.


Люминесцентные лампы более экономичны и дают свет, очень похожий на дневной. Компактная люминесцентная лампа состоит из: стеклянной трубки со слоем люминофора, терморезистора с положительным температурным коэффициентом для мгновенного запуска без мерцания., устройства подавления радиопомех, переключающих транзисторов, стабилизатора тока лампы, конденсатора, обеспечивающего работу без мигания., цоколя.

Учитель. Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о энергосбережении в школе и дома. Для чего сегодня человеку необходимо заниматься энергосбережением ?Дело в том что эта проблема была всегда актуальна, и особенно в настоящее время для страны, нашей школы, семьи.

Что такое энергосбережение?

В настоящее время энергосбережение - одна из приоритетных задач. Это связано с дефицитом основных энергоресурсов, возрастающей стоимостью их добычи, а также с глобальными экологическими проблемами. Внедрение энергосберегающих технологий является одним из важных шагов в решении многих экологических проблем – изменения климата, загрязнения атмосферы (например, выбросами от ТЭЦ), истощения ископаемых ресурсов и др. Энергосбережение является важным фактором, который улучшает экономические показатели и качество окружающей среды.

Энергосбережение в любой сфере сводится по существу к снижению бесполезных потерь энергии. Универсальных способов экономить электроэнергию на данный момент не существует, но разработаны методики, технологии и устройства, помогающие вывестиэнергосбережение на качественно новый уровень.

Способы энергосбережения

1. Использование передовой осветительной техники (энергосберегающие лампы, осветительные системы).

Преимущества энергосберегающих ламп:

1) Потребляют в 5 раз меньше электроэнергии, чем ЛН, при той же светоотдаче.

2) Имеют длительный срок службы –6-8 тыс. часов и более (до 15 тыс. часов).


3) Меньше нагружают электрические сети.4) Пожаробезопасны. Позволяют экономить до 80 % электроэнергии Экономичное использование освещения. После наблюдения я выяснил, что многоламповая люстра на потолке обеспечивает освещение всего помещения, но ведет к нежелательному образованию тени при работе за письменным столом, швейной машиной, в уголке с игрушками.

1. Целенаправленное местное освещение, несмотря на меньшую мощность ламп, обеспечит лучшую освещенность без нежелательной тени.

2. Необходимо выключать свет, когда он не нужен.

3. Необходимо давать доступ дневному свету, раздвинув занавески.

4. Иногда лучше сменить абажур, чем устанавливать дополнительное освещение.

5.Выключать неиспользуемые приборы из сети (например, телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр).

6.Ставить холодильник в самое прохладное место кухни.

7.Чаще менять мешки для сбора пыли в пылесосе.

8.Использовать светлые шторы, обои.

9.Чаще мыть окна, на подоконниках ставить небольшое количество цветов.

10.Не закрывать плотными шторами батареи отопления.

11.Настроить свой домашний компьютер на экономичный режим работы (отключение монитора, переход в спящий режим, отключение жестких дисков и т.д.)

12.Выбирать бережливую стиральную машину. Более экономичны автоматические или полуавтоматические стиральные машины.

V. Опрос детей по энергосбережению

Цель опроса: изучить особенности энергосбережения и его значение в повседневной жизни.

(Для того чтобы привлечь внимание учащихся школы к проблеме энергосбережения, а также узнать, как они информированы об этой проблеме и что делают на бытовом уровне для ее экономии, я провела анкетирование среди учащихся своего класса. В анкетировании приняли участие 22 человека.

Анкета: (вопросы)

1. Знаете ли вы что такое энергосбережение?

2. Экономите ли вы дома электроэнергию?

3. Какие способы энергосбережения вы знаете?

Ведущий: Живут на свете Ох и Ах.

Зарю вдвоем встречают

Грибы по осени в лесах

В корзинки собирают.

Зимой на лыжах, на коньках,

Кататься оба могут,

Другой лишь может охать.

А летом на реку бегут,

Где рыба расплескалась,

Они, нам если посмотреть,

Похожи, друг на друга.

Но Ах, готов плясать и петь,

А Ох, лишь может охать.

Ведущий: Друзья, вот к нам они спешат

Встречайте дружно, Ох и Ах!

(На сцене Ох и Ах)

Ох: Я, несчастный братец Ох.

Всегда живу в печали.

Посадил вчера горох,

Мне по жизни не везет

Чтобы я не сделал.

Ведущий: Ох, как трудно каждый день,

Вот счастливый братец Ах

Все горит в его руках.

Ах: Надо сделать табурет,

И живу без всяких бед,

Ведущий: Сейчас на улице зима.

Зайдем к друзьям погреться.

У них похожие дома,

Но если присмотреться.

Ох: Ох! Это старое окно,

С огромными щелями

Из крана капает вода

И днями и ночами.

Ведущий: И лампы старые горят.

Ах: Они энергию едят!

Ох, оставляет часто свет,

Где никого, в помине нет.

Ох: Ох, снова дома неуютно

Вновь наступили холода,

Обогреватель греет, греет

И не нагреет никогда.

Опять квитанция пришла.

На свет, на газ, на воду.

Как сэкономить, вот беда.

Ах: Мы, Ох, тебе поможем.

Ведущий (к залу): Как помочь Оху?

Ведущий: Утепли, Ох, окна и входные двери, закрой окна в подъезде своего дома – не обогревай улицу!

Ох: да, да, да.

Ведущий: Поменяй лампочки старого образца на энергосберегающие.

Ох: кивает головой

Ведущий: Зато у Аха все в порядке:

он лампы новые купил

они и дешево и ярко

горят не хуже всех светил.

Обогреватель, здесь не нужен,

У Аха счетчик не нагружен.

Ведущий: Приобрети на кухню термос. Сохраняя горячим чай в термосе, ты сэкономишь электроэнергию, не разогревая чайник снова и снова.

Ах: Термос - это просто чудо

В нем горячая вода,

греешь, чайник раз,

а кофе, пьешь не раз и не два!

Ведущий: Не охлаждай горячий суп в холодильнике. Закрывай плотно дверцы холодильника, не держи долго дверь открытой.

Ах: Машина – это просто класс!

Перегружать ее нельзя

Ах: Ох, купи себе кастрюли,

С очень толстым, толстым дном

Экономить очень просто,

Когда действуешь с умом.

Ведущий: Чтобы сварить пельмени в кастрюле с толстым дном, тебе достаточно нагреть воду, накрыть кастрюлю крышкой и отключить плиту.

Ведущий: Ох, отключая подзарядку телефона, ты экономишь электроэнергию, экономишь свои деньги!

Ах: Начинай глажку своих вещей с низких температур, а мелкие вещи доглаживай при выключенном утюге.

Ах: У всех сегодня есть компьютер.

Он помогает в жизни нам

Но перед ним мы если будем,

Сидеть, увы, по целым дням

Тогда не только намотает

На счетчик, много киловатт

Здоровье, каждый потеряет.

Незрячим будет, и горбат.

Ведущий: Не забывай, выключать свет и ненужные лампы. Даже телевизор и компьютер, которые находятся в режиме ожидания значительно потребляют электроэнергию, и увеличивают твои расходы.

Ах: Иди гулять, иди играть, иди на свежий воздух

Иди с друзьями зажигать, иди пока не поздно.

Оставь компьютер, отключи и сбереги здоровье,

Оно для дальнего пути важнейшее условие

Братцы Ох и Ах раздают присутствующим памятки-советы.

Ведущий: Мы посмотрели, как живут

Ох с Ахом – наши братцы.

И вам успели рассказать,

Как, надо всем стараться.
Беречь и воду, и тепло,

Энергию в квартире,

Как это делают давно,

Другие в целом мире!

Ах: Экономия электричества позволяет сократить потребление природных ресурсов, а значит, и снизить выбросы вредных веществ в атмосферу, сохранить чистоту вод, сохранить лес.

Ох: Каждый из нас может внести свой вклад в общее дело охраны природы, особенно если будет действовать не в одиночку, а сумеет приобщить к своему примеру детей, друзей, знакомых.

7.(В заключении каждый учащийся получил на память памятку )

1. Используйте передовую осветительную технику (энергосберегающие лампы).

2. Выключайте свет, когда он не нужен.

3. Необходимо давать доступ дневному свету, раздвинув занавески.

4. Иногда лучше сменить абажур, чем устанавливать дополнительное освещение.

5.Выключайте неиспользуемые приборы из сети (например, телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр).

6.Ставь холодильник в самое прохладное место кухни.

7.Чаще меняйте мешки для сбора пыли в пылесосе.

8.Используйте светлые шторы, обои.

9.Чаще мойте окна, на подоконниках ставьте небольшое количество цветов.

10.Не закрывайте плотными шторами батареи отопления.

11.Настройте свой домашний компьютер на экономичный режим работы (отключение монитора, переход в спящий режим, отключение жестких дисков и т.д.)

12.Выбирайте бережливую стиральную машину. Более экономичны автоматические или полуавтоматические стиральные машины.

13. Установите двухтарифный счетчик.

На доску прикрепляются изображения островов с различными названиями, например: "Остров удачи", " Остров радости", "Остров грусти".

Учитель. Ребята, прикрепите бумажную лампочку к тому острову, название которого соответствует вашему настроению. Если хотите можете объяснить свой выбор.

Я свою лампочку прикреплю к "Острову радости ", потому что вы сегодня порадовали меня своей работой на уроке. Всем спасибо!


Сегодня в современном мире энергосбережение – это неотъемлемая часть жизни цивилизованного общества. Это и забота о здоровье, и экономия денег, и комфорт проживания. Но одна из самых главных (глобальных) характеристик энергосбережения – это защита окружающей среды от негативных воздействий.

Понятие энергосбережения

Само понятие "энергосбережение" стали использовать в России очень давно, еще в советский период. На сегодняшний день энергосбережение характеризуется понятийным аппаратом, приведенным в главном Федеральном законе "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" № 261-ФЗ от 23.11.2009.

Энергосбережение это

В основу энергосбережения положен энергетический ресурс как носитель энергии, которую можно использовать в какой-либо деятельности.

ФЗ об энергосбережении также вводит понятие "вторичный энергетический ресурс", который представляет собой энергетический ресурс, полученный в результате осуществления какого-либо технологического процесса, не нацеленного на выработку энергии.

Энергосбережение - это любая активность, направленная на уменьшение объема использования энергетических ресурсов без ущерба для основной функции их применения.

Несмотря на предельную точность определений, очень часто происходит путаница в понятиях "энергосбережение" и "энергетическая эффективность". В связи с этим в данном разделе приводится определение последней.

Энергетическая эффективность – определенный набор характеристик, отражающих отношение эффекта от использования энергоресурсов к затратам на сами энергоресурсы. Эффективность энергосбережения характеризуется в том числе классом энергетической эффективности, который отражает степень полезности того или иного продукта с точки зрения экономии энергии. Для определения энергоэффективности проводят специальные энергетические обследования.

Основные принципы экономии энергоресурсов

Теперь, определившись с основными понятиями в этой области, стоит отразить основные принципы энергосбережения:

  1. Использование альтернативных источников энергии.
  2. Использование вторичных энергетических ресурсов.
  3. Применение неэнергоемких технологий и оборудования.
  4. Принятие мер по рациональному использованию имеющихся энергоресурсов.
  5. Проведение оценки экономической целесообразности применения любых энергосберегающих технологий и решений.

Данный список может быть отнесен как к принципам государственного регулирования энергосбережения, так и к основным подходам к утеплению частного дома. Главное, что нужно помнить: энергосбережение предполагает не только дополнительные пути получения энергии, но и деятельность по экономии имеющейся и ее рациональному расходованию.

программа энергосбережения

Альтернативные источники энергии

Сегодня очень много говорится об альтернативных источниках энергии. Как правило, имеются в виду возобновляемые энергоресурсы. Что же возобновляется бесконечно на планете Земля? Безусловно, это вода, Солнце, ветер, земная кора. Конечно, если вдаваться в детали, то и солнечная активность меняется с течением времени, и поверхность земной коры истончается, но все это в масштабах Вселенной. Мы же говорим о возобновлении в рамках нашей цивилизации – в ближайшие столетия, полагаем, Солнце не померкнет и Земля не слетит с орбиты.

энергоэффективность и энергосбережение

Таким образом, альтернативными нефти, газу, углю и древесине сегодня принято считать следующие источники энергии:

  • Энергия Солнца. Для использования такого источника применяют солнечные батареи и коллекторы. Первые представляют собой фотоэлементы, которые напрямую преобразуют энергию солнца в электрический ток. Солнечные коллекторы не преобразуют энергию в электрический ток, а нагревают теплоноситель для последующего его использования (например, для подогрева воды в частном доме).
  • Энергия ветра. Ветряки, производящие электроэнергию при помощи лопастей, вращаемых силой ветра, очень популярны в Европе. Например, Германия уже треть своей электроэнергии получает, используя именно этот возобновляемый источник энергии.
  • Энергия воды. Речь идет не только о гидроэлектростанциях. На сегодняшний день существуют тепловые насосы, преобразующие теплоту воды в озере или бассейне в стабильный нагрев воды для отопления дома и снабжения его горячей водой.
  • Энергия Земли. Описанные выше тепловые насосы также могут использовать тепло от грунтовых вод или верхнего слоя земной коры для коммунальных нужд. Такие установки очень популярны, так как не требуют наличия источника воды или ветра рядом: теплоноситель можно располагать в специальных трубках под газоном, например, или в скважинах на садовом участке.

Вторичные энергетические ресурсы

Использование энергии повторно – один из основных принципов, обеспечивающих качественное энергосбережение. Повышение эффективности используемой в здании системы вентиляции и кондиционирования возможно только при вторичном использовании теплоты вытяжного воздуха. Этот процесс возвращения части уходящего из здания тепла (воздух нагревается в помещении от работающей техники, находящихся в помещении людей) называется рекуперацией. В данном аспекте энергосбережение – это деятельность по сохранению имеющейся в помещении энергии.

режим энергосбережения

Принцип работы рекуператора очень прост – через определенные платины, хорошо проводящие тепло, воздух, вытягиваемый из помещения, подогревает входящие с улицы холодные потоки, не смешиваясь с ним. В итоге в дом поступает не ледяной, а на 2-3 градуса подогретый воздух, что способствует более комфортному микроклимату в помещении, а также позволяет экономить на отоплении, ввиду повышения температуры в помещении за счет теплых потоков.

Рекуператоры бывают пластинчатыми, как описано выше, роторными (с вращающимся элементом внутри) и с промежуточным теплоносителем. Большой выбор производителей рекуператоров позволяет подобрать аппарат для разных помещений и заказчиков.

Как рационально использовать коммунальные энергоресурсы?

Рациональное использование имеющихся ресурсов включает не только установку и эксплуатацию энергоэффективного оборудования, но и соблюдение определенного режима. Режим энергосбережения – порядок жизни, при котором обеспечивается экономия энергии на бытовом уровне. Если поставить цель – сэкономить на коммунальных платежах, то необходимо сначала установить оборудование, которое при помощи автоматизации подачи и учета энергии позволит не тратить зря киловатты.

Его следует подбирать, исходя из маркировки, подтверждающей, что данный прибор или аппарат обеспечивает энергосбережение. Повышение энергетической оптимизации использования ресурсов возможно только при рациональной эксплуатации всего оборудования. Своевременное выключение света в комнатах, где нет людей, внимательное отношение к трате горячей воды и правильная настройка автоматических приборов учета и расхода тепловой и электрической энергии в доме позволит достигнуть существенных результатов в экономии энергии и личных денежных средств.

Что такое пассивный дом?

Энергоэффективность и энергосбережение неразрывно связывают с понятием пассивного домостроения. Оно объединяет в себе набор энергосберегающих мероприятий, которые в комплексе обеспечивают низкий уровень энергопотребления. Свою историю технология пассивного дома начинает в городе Дармштадте, где была впервые разработана физиком Файстом. Расчет энергобаланса дома натолкнул его на мысль о создании здания, которое не надо было бы подключать к отоплению даже зимой, – пассивного дома. Тогда в Германии дома потребляли около 200 кВт . ч/м² в год. Пассивному же дому понабилось всего 10 кВт . ч/м² в год, чтобы оставаться пригодным и даже комфортным для круглогодичного проживания.

Базовым критерием пассивного дома является создание замкнутой оболочки здания с повышенной теплоизоляцией и низкой теплопроводностью. Это достигается при помощи применения энергосберегающих теплоизоляционных материалов, исключения так называемых мостиков холода (мест в ограждающих конструкциях здания, по которым холод проникает в здание: крепления фасадов, оконные рамы).

Оценка эффективности применения энергосберегающих технологий

Для того чтобы приблизить уровень энергопотребления в здании к стандарту пассивного дома, необходимо применять материалы с высокой теплоустойчивостью, современное инженерное оборудование, возобновляемые и вторичные источники энергии, одним словом, мероприятия, обеспечивающие энергосбережение. Энергетическая эффективность при этом рассчитывается, исходя из расходов, потраченных на то или иное нововведение в доме, и эффекта, который принесет такое решение владельцу.

эффективность энергосбережения

Во-первых, необходимо рассчитать влияние новой технологии на объем производства и потребления того или иного вида ресурса. При этом нужно оценить:

  • Степень экономии ресурсов (разность ресурсов, использованных энергоэффективным и традиционным оборудованием, за расчетный период при выработке одинакового количества энергии).
  • Эффект от выработки энергии (разность или отношение объемов выработанной за определенный период энергии сравниваемыми вариантами оборудования при использовании одинакового объема ресурсов).

Эти показатели дадут нам представление о необходимости переходить к расчету экономического эффекта. Он рассчитывается путем сравнения затрат, потраченных на покупку нового (и, возможно, демонтаж старого) оборудования, и дохода от экономии энергии при замене расточительного аппарата на более современный (за определенный временной период). Эта разница и будет эффектом, который владелец получит спустя конкретный период времени после применения энергоэффективного решения. Обычно установка рекуператоров или солнечных батарей окупается за 3-5 лет.

История программ энергосбережения в России

Как и другие стратегически важные для страны задачи, энергосбережение в России осуществляется при помощи широко используемого уже многие годы программно-целевого метода управления. Программа энергосбережения представляет собой комплекс мероприятий по достижению конкретных целей и решению определенных задач.

Первая программа "Энергоэффективная экономика на 2002-2005 гг. и на перспективу до 2010 г." была утверждена 17.11.2001 Постановлением Правительства РФ № 796. В результате реализации программы в топливно-энергетическом комплексе Российской Федерации произошли положительные сдвиги, однако из-за сбоев в системе финансирования программы в 2006 году ее результативность существенно снизилась, и она была закрыта Распоряжением Правительства РФ №1446-р.

На сегодняшний день действует новая программа «Энергоэффективность и развитие энергетики" от 2014 года (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 321). Ее эффективность покажет время, однако уже сейчас можно оценить масштабы ожидаемых результатов: к 2020 году энергоемкость ВВП должна упасть более, чем на 9% по сравнению с уровнем 2007 года. В рамках этой программы также планируется развивать добычу угля, нефти, газа, использование альтернативных источников энергии в промышленности.

Энергосбережение в жилых и социальных зданиях г. Москвы

С появлением первой программы по энергосбережению подход к строительству зданий в России кардинально изменился. Были введены специальные нормативные требования к теплозащите ограждающих конструкций зданий и их энергопотреблению. Проектировщики неукоснительно следовали требованиям нормативных документов, однако исследования показали, что жилые дома в Москве, которые были построены после 2000 года, почти в 2 раза превышают установленный норматив. В среднем за отопительный период они потребляли до 160 кВт·ч на один м 2 жилой площади, при норме 95 кВт·ч на 1 м 2 . В связи с этим были введены изменения, которые привели не только к регулированию расхода энергии, но и к применению конкретных энергоэффективных решений в проектах жилых и общественных зданий.

энергосбережение и повышение энергетической эффективности

В настоящее время в жилых домах и зданиях социального назначения (детские сады, школы и т. п.) применяются различные энергоэффективные решения:

  • Используются приборы автоматического учета расхода горячей воды и теплоносителя в системе отопления.
  • Применяются регуляторы на батареях, позволяющие каждому жильцу отрегулировать температуру в помещении по своему усмотрению.
  • Утеплены трубопроводы для снижения тепловых потерь.
  • Используются вентиляционные установки с системой рекуперации тепла.
  • Ограждающие конструкции зданий включают качественные утеплители и трехкамерные стеклопакеты.

Помимо нормирования проектов зданий, были разработаны определенные меры стимулирования энергоэффективного домостроения. Например, для собственников энергоэффективных зданий существуют налоговые льготы:

  1. В налоговую базу не включается имущество с высоким классом энергетической эффективности в течение трех лет с момента постановки на учет (Федеральный закон от 7.06.2011 № 132-ФЗ).
  2. Существует возможность удвоить амортизацию такого имущества (Федеральный закон от 23.11.2010 № 261-ФЗ).

Тарифное стимулирование также применяется в качестве метода мотивации рационального расходования энергоресурсов жителями г. Москвы.

Государственная информационная система по энергосбережению

Государственная информационная система (ГИС) "Энергоэффективность" представляет собой аккумуляционный центр всей информации об энергосбережении. Рассчитанной на население страны, юридических лиц, работников государственного аппарата. Помимо информирования о новых энергоэффективных решениях, достижениях современных инноваторов, помощи снижении энергопотребления предприятиям и владельцам частных домов, эта площадка также используется госслужбами для сбора информации об энергопотреблении бюджетных организаций.

Последняя функция реализуется через модуль "Информация об энергосбережении и повышении энергетической эффективности". Здесь бюджетные организации и муниципалитеты заполняют декларации о потреблении энергоресурсов в онлайн-режиме, пользуясь следующими данными:

  • Энергопаспорт.
  • Устав организации.
  • Штатное расписание организации.
  • Счета-фактуры за топливно-энергетические ресурсы.
  • Технический паспорт здания и данные из БТИ.

Такой модуль энергосбережения позволяет сэкономить ресурсы организаций, обязанных отчитываться в федеральные органы о расходах энергоресурсов, а также обеспечивает госорганы возможностью быстро и тщательно проводить анализ и делать выводы об изменении энергетической политики страны.

модуль энергосбережения

В заключение стоит отметить, что энергосбережение – это не просто экономия денег. В первую очередь это забота о завтрашнем дне, жить в котором предстоит нашим детям.

Читайте также: